Служа закону служу народу какая ошибка

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2016-2017 учебном году

11 класс

Максимально возможный балл – 116

Время на выполнение заданий – 180 мин.

11 класс

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

баллы

8

4

5

13

15

10

7

11

6

7

30

116

  1. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Составьте подобные двустишия для слов:

давнишний, исстари, призыв, цепочка

Ответ

давнИшний, Исстари, призЫв, цепОчка

За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла

Всего 8 баллов.

  1. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.

Задание 2

В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака…».

  1. Вставьте пропущенные названия букв.

  2. Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

Ответ

  1. ѣ́ «ять», ъ«еръ» ( по 1 баллу за букву, всего – 2 балла).

  • «Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением «яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».

  • Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных».

  • «Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки, поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки.

За правильный ответ – 2 балла.

Всего 4 балла.

  1. Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарная осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова.

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъ головахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъ своихъ торговыхъ прибытковъ. А ты пребываешь въ своемъ девическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужъ такъ, и мы тѣ дѣла отставимъ на сторону.

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения.

Ответ

Нет. Сочетание «пошлая девица» должно быть переведено на современный русский язык как «обыкновенная, простая девица». (2 балла)

См. перевод, подготовленный Я.С.Лурье и Д.С.Лихачевым:

Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.

Слово исторически содержит приставку по- и часть -шьл- (от гл.ходить) (2 балла), что и объясняет идею обыкновенности, обычности, несомую словом «пошлый» во времена Ивана Грозного. (1 балл)

Всего 5 баллов.

IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Задание 4

Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.

Ответ

1. Ворон ворону глаз не выклюет

2.

Сколько волка не корми – все в лес смотрит.

От волка бежал, да на медведя попал (напал)

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.

Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.

Метил в ворону, а попал в корову.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Волка ноги кормят.

Волков бояться – в лес не ходить.

С волками жить – по волчьи выть.

Бодливой корове бог рог не дает.

Всяк кулик свое болото хвалит (славит)

Конь под нами – бог над нами

Собака лает, ветер носит.

За верное окончание — 3 балла.

За каждую приведенную пословицу (поговорку), в которой фигурируют животные или птицы выставляется балл, но не более 10 баллов.

Всего 13 баллов.

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

Ответ

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было

У меня даже сомнения не было в том, что победу одержит «Единая Россия»

или

В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

От фонда красных партизанов до наших дней.

От фонда красных партизан до наших дней.

выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан.

Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют распределить их (средства) на пользу жителей.

распорядиться на пользу жителей: нарушена грамматическая связь между словами (управление). В пользу (кого? чего?), в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому? чему?) людям. Таким образом, надо писать: распорядиться в пользу жителей или на пользу жителям. 2) неоправданный повтор однокоренных слов в распоряжении – распорядиться.

Служа закону – служим народу.

исполняя закон, служим народу.

служа – нежелателен повтор однокоренных слов: служа, служим. Не нужно авторское тире, обладающее только интонационным значением.

Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Правильный вариант: дети страдают от (из-за) отсутствия площадок….

Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок: Страдать. 1. Испытывать страдание. Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?) головными болями. Страдать самомнением (перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?) от сорняков.

По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – 2 балла.

Всего 15 баллов.

  1. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Задание 6

Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель?

Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значение индоевропейского корня.

Ответ

Значение связано с идеей резания, ломания, рассечения, дробления.

Буквальное (первичное) значение выделенных слов:
Каша – то, что раздроблено;
Коса – то, чем рассекают, разрубают;
Кость – обрубки, обломки;
Скала – то, что срезано, сломлено

Час – отрезок времени, рассекающий сутки, «нарезка» времени;
Черта – то, что разрезает, нацарапано;
Щепка – то, что отрублено, отломано;
Щель – то, что рассечено.

2 балла за определение значения, по 1 баллу за определение каждого слова.

Всего 10 баллов.

  1. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.

Задание 7

Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами некто, нечто?

Ответ

Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто — в именительном и винительном падежах. (до 2 баллов)

Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями и потому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, в свою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных предложениях (некого бояться, нечему радоваться) (2 балла).

Всего 7 баллов.

  1. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Задание 8

Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющие постановку знаков препинания.

С предложением какого типа вы встретились?

Определите типы придаточных предложений.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)

Ответ

  1. Схема …..(приемлема схема, в которой отражены грамматические основы). За верный ответ — 5 баллов.

  1. Сложное предложение с сочинением и подчинением — 1 балл.

3)

  1. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … — придаточное определительное

  1. была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную… — придаточное уступки

  1. в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… —

придаточное степени

  1. невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — придаточные изъяснительные

  1. в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой… — придаточное определительное

По 1 баллу за каждый верно определенный пункт; всего – 5 баллов.

Всего 11 баллов.

  1. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.

Задание 9

В  букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции?

Ответ

Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1 балл), реже – черточка (1 балл). Он используется при написании сложных слов (1 балл), для переноса части слова с одной строки на другую (1 балл), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1 балл), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1 балл).

Всего 6 баллов.

  1. Коммуникативные умения и навыки.

Задание 10

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.

Ответ

Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной жизни человека, особенно с внедрением Интернета (1 балл).

Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения с реальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. ( 2 балла).

Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ ее хранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативных возможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей и др. (2 балла).

Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – и полисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адрес электронной почты, сайта» (2 балла: название лингвистического средства + иллюстрация-пример; два средства с двумя примерами).

Всего 7 баллов.

  1. Творческие способности.

Задание 11

Прочитайте фрагмент из «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.) и переведите его на современный русский язык.

Ответы

Перевод.

Оценка

За правильный перевод – 10 баллов. Из баллов, набранных за перевод, вычитается по 1 баллу за каждую ошибку в переводе. За каждый правильный ответ на вопросы участник получает 2 балла.

Всего 30 баллов.

Утверждена

Постановлением Верховного

Совета Российской Федерации

от 23 декабря 1992 г. N 4202-1

СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.

Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности.(прим. — выполнять/невыполнять приказы добросовестно, т.е. по совести. В словарях слово отсутствует; только в военной присяге прописано «беспрекословно» и «строго»)

Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну.

Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок. (прим. — пикеты,митинги и шествия Конституцию РФ не нарушают и в привлечении для охраны тысяч полицейских не нуждаются)

Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации.

Служа Закону — служу народу! (прим. — какому народцу служили, устроив бойню 6 мая?)

                                            __________________
                                                 (подпись)
                                            __________________
                                                  (дата)

КАЖДЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ПОДПИСАЛСЯ ПОД КАЖДЫМ СЛОВОМ !!!


отсюда - ссылка   
 
О применении данного документа см. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ ссылка

PS: Военная присяга более строгая - там вместо "добросовестно выполнять приказы начальников" прописано "строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников"
В Советском варианте было "беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников"

UPD: Спасибо 

tiranu_net за поправку — на сайте МВД России все таки есть новый текст (размещен на сайте МВД РФ 8 февраля 2012)

  Я, (фамилия, имя, отчество), поступая на службу в органы внутренних дел, торжественно присягаю на верность Российской Федерации и ее народу!

Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника органов внутренних дел: уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы; быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью; достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на меня обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, хранить государственную и служебную тайну.

Служу России, служу Закону!

Эту присягу пока приняло не более 5% личного состава.



В кабинетах погононосителей разного уровня и на массовых мероприятиях часто можно услышать, как люди в форме ссылаются на присягу, а ещё чаще на уставы. Дескать, в соответствии с уставами и присягой приказы им нужно выполнять — иначе погонят со службы.

Как подполковник ВВС, имеющий кроме прочего богатый опыт воспитательной и организаторской работы, а также как выпускник Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (во время моей учёбы Олег Емельянович, светлая ему память, был ещё жив) — хочу сообщить следующую информацию, которая может пригодиться в разговорах на тему приказов, уставов и присяги.

Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество! 

Из нынешней присяги, из первых же её строк явно следует, что присягают на верность не государству, а Отечеству, то есть Родной и любимой стране и своему народу, требующему от присягающего исполнения своего долга. Это важный момент: государство — всего лишь форма организации общества: система, режим, структура управленческих (организаторских) связей. (Ранее государством вообще назывался надел владений государя — то есть резиденция в широком смысле.) Отсюда следует, что если такая форма, система наносит вред народу и Отечеству — она должна быть обезврежена: как минимум видоизменена — или вообще уничтожена и заменена. С этим могут поспорить бывшие сотрудники госбезопасности — но любой ФСОшник или ФСБшник прекрасно понимает, почему из названий их служб исчезло слово «государство»: потому что обеспечение безопасности только государства быстро приводит к разрушению страны и гибели народа, как это случилось с Союзом. Любой командир, начальник, чиновник всего лишь временно наделён правами, делегированными ему посредством государства для выполнения своих служебных полномочий. А вот народ в соответствии со ст. 3 Конституции РФ как раз является единственным источником власти в стране, осуществляющим свою власть непосредственно. И никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону.

Одним из первых источников требований, которые клянётся строго выполнять присягающий сразу после Конституции — это уставы. Уставы вводятся для регламентирования порядка несения службы в различных условиях, и под их действие попадают все военнообязанные, то есть защитники Родины. Уставы включают общие положения, своего рода преамбулу, кроме того такие общие положения выделены в наиболее важных их частях и главах. Общие положения регламентируют принципиальные нормы, отталкиваясь от которых, формируются прочие уставные нормы.

Устав внутренней службы (ВС), определяющий права и обязанности военнослужащих (обычные граждане в период военных сборов тоже к ним относятся), взаимоотношения между ними в общих положениях главы первой («Права, обязанности и ответственность военнослужащих») с самого начала определяет: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. И в обеспечение выполнения именно этой обязанности в Уставе ВС далее определяется система взаимоотношений и соподчинения. Все дальнейшие жёсткие уставные требования беспрекословного подчинения направлены на то, чтобы принудить военнослужащего победить инстинкт самосохранения (лень также является его следствием) — а не для того, чтобы сделать из защитника Родины тупого робота-убийцу и избавить его от мук совести. (И истинный подвиг присягающего заключается именно в преодолении страха собственной смерти — а не в том, чтобы преодолеть страх убийства. К сожалению, государство не разъясняет это тем, кому предоставляет возможность заработать, взяв в руки купленное на народные деньги оружие.)

Стоит добавить, что перечень обязанностей военнослужащих (п. 16 Устава ВС и далее) начинается с того, что военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией, законами, уставами и т.д. Именно в такой последовательности — чтобы указать на вторичность положений уставов по отношению к конституционным. И далее в перечне обязанностей чётко расставлены приоритеты службы, не оставляющие сомнений в том, что служить нужно в первую очередь народу — а врагов, соответственно, уничтожать, даже если они пробрались в кресла президента или премьера.

В ногу с уставом ВС идёт и дисциплинарный устав. Его общие положения диктуют, что воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту РФ. Также они диктуют, что воинская дисциплина достигается сознательным (а не наоборот) повиновением командирам (начальникам), знанием и соблюдением нормативных правовых актов РФ, требований уставов и норм международного гуманитарного права, а ещё личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы. Конечно, юный солдатик сразу не обладает такими знаниями — но незнание от ответственности не освобождает. Устав дают учить каждому — а источники упомянутых в уставах знаний можно найти и самому, если не повезло с ближайшими наставниками по несению службы (чьи обязанности по воспитанию подчинённых, кстати, также указаны в тех же уставах).

Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.
Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности.
Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну.

Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок.

Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации.
Служа Закону — служу народу!

Что касается присяги МВД — в ней есть прекрасные слова: «Служа Закону — служу народу!». Они не означают, что нужно чётко выполнять любой закон РФ, отнюдь. Они означают, что служить закону можно только в том случае, если этот закон принят в интересах народа. То есть, даже служа закону, соблюдая и обеспечивая законность — защитники правопорядка работают в интересах народа, который своим трудом обеспечивает все их льготы и награды. Если же закон противоречит интересам народа, как например закон о противодействии экстремистской деятельности, называющий экстремизмом и особо выделяющий «заведомо ложные» обвинения чиновников в преступлениях (хорошо известно, как не отвечающие перед народом и зависящие от чиновников суды определяют «заведомость» и «ложность») — то он должен выводиться из правового поля в первую очередь самими такими защитниками, во избежание народных волнений и гражданского противостояния.

Часто слышишь от сотрудников органов внутренних дел: «Я служу Закону…» и далее ошибочный вывод о безупречности любого закона и безусловности его выполнения. К сожалению, нынешний порядок приёма в «органы» допускает случаи, когда молодёжь, приняв присягу, скажем, в МВД, избегает принятия военной присяги. Однако обязанность защитника народа и Отечества распространяется и на тех, кого государство нынче пытается использовать для борьбы с собственным народом.

Это подтверждается уставами органов внутренних дел, положения которых во многом перекликаются с приведёнными выше. Принципы служебной дисциплины дисциплинарного устава органов внутренних дел (часть II) гласят, что дисциплина в органах внутренних дел основывается на сознательном (а не бездумном) и беспрекословном соблюдении каждым сотрудником законодательства РФ, присяги, дисциплинарного устава, нормативных правовых актов МВД, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников, не противоречащих закону и т.д. А обеспечивается дисциплина за счёт личной ответственности сотрудника за выполнение своих обязанностей, неукоснительного выполнения сотрудником приказов (распоряжений) начальника, не противоречащих закону, поддержания сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения служебных обязанностей и т.д. Как легко заметить: иерархия законодательства РФ подчёркнута, а выполнение приказов и т.п. обусловлено их законностью. И если командир приказывает применять силу к лицам, отстаивающим свои конституционные права — силу нужно применять к этому командиру. Ибо он, злоупотребляя служебными полномочиями, посягает на конституционный строй и соучаствует в насильственном удержании власти теми, кто убедил его отдать подобный приказ. А это, кстати, конкретные преступления, предусмотренные УК. И напротив, право народа на восстание давно закреплено международным правом — тем правом, нормы которого в соответствии со ст. 15 Конституции являются составной частью нашей правовой системы. А право, кстати, в «органах» подлежит обязательному изучению: без этого и квалификацию не поддержишь, и аттестацию не пройдёшь.

Вот каково содержание основ присяги и уставов, которые люди в погонах должны знать! Так что если какой-то горе-вояка объясняет свои антинародные действия чьим-то приказом или необходимостью соблюдать устав — то он ошибается (лжёт) и совершает преступление. Потому что антинародный приказ не только не должен выполняться — а ещё и служит основанием для обезвреживания (ареста, уничтожения — в зависимости от обстановки) отдавшего его лица. Если же завтра режим введёт новые нормы, позволяющие его защитникам расправляться с неугодными на якобы законных основаниях — то на борьбу с такими нововведениями обязаны в первую очередь подняться все те, чья профессия прямо связана с обеспечением безопасности Родины. Иначе при вооружённом противостоянии народа и государства они же первые попадают под раздачу.

Безответственность органов власти сегодня привела к патологической забывчивости всей властной вертикали, «кто в доме хозяин». Но вся история Руси и память наших предков диктует нам, что защищать Родину и уничтожать врагов народа — наша постоянная обязанность и наш святой долг. И при выполнении этого долга никакого слепого следования формальной «букве закона» быть не может. Напротив, на этом поприще крайне важно понимание духа закона, а также умение креативно мыслить или, говоря по-русски, проявлять смекалку! Потому как одной силы маловато для борьбы с подонками, мразью и прочими гадами на П. и М. 

Достань свой табельный ПМ — спаси страну от П. и М.!

ПЕРЕЧИТАЙ ПРИСЯГУ, силовик!
Забыл её — так вспоминай скорее!
Приказов море, ты совсем поник…
Но там — слова, которых нет вернее!

С присяги твоя служба началась.
После неё ты получил оружье.
И в час, когда его наводит «власть» —
Ты оправданья не ищи натужно.

Твой статус не спроста обособлён:
Отечество в тебе защиту ищет!
Когда народ обижен, обделён —
Рази без страха лихо и ворище!

Но если «власть» оступится сама —
И «власть» рази, коль есть народа воля!
Ведь твой доход — народа закрома.
Хоть и не все — твоя не мала доля.

В присяге нету слова «президент»,
«правительства» там нет и «депутатов».
Не постоянен их ангажемент:
Обычные наёмные ребята.

Когда от них есть польза — правят пусть.
Когда же, проедая наше счастье,
они приумножают смерть и грусть —
То нам тогда такой не нужно «власти»!

Коварен враг: он ходит среди нас
И сеет зло — а ты его не знаешь.
И если враг тебе даёт приказ —
Его исполнив, сам врагом ты станешь!

Конечно, можно крупным боссом стать,
Давя послушно оппозиций страсти.
Но внуки будут китель твой топтать,
Узнав, что дед служил бандитской «власти».

Народ ленив бывает — но не глуп.
На выслугу плюёт — но чтит отвагу!
А если попадёшь на глупый суд —
То и суду ПЕРЕЧИТАЙ ПРИСЯГУ!

Связной 7 Московского отделения Армии Воли Народа с 2010 по 2011 гг.,
участник инициативной группы «За ответственную власть» (ИГПР «ЗОВ»)

участник боевых действий

подполковник Кирилл Барабаш

Блог Джельсомино

Помогите пожалуйста.) Найдите ошибки в рекламных текстах,объясните их.Исправьте ошибки:
1.Брелки,зарядка батарей (акамуляторов)
2.Участковый — от слова «участие»
3.Он не остаются безучастным к вашим проблемам.Узнайте телефон вашего участкового милиционера по телефону 02.
4. Вот что мне нравится.
5. Осчасливь иммунитет Actimel.
6. День Росийской милиции. Служа закону- служим народу.
Помогите пожалуйста. Если можно, то с объяснениям. Заранее спасибо !)))

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2016-2017 учебном году

11 класс

Максимально возможный балл – 116

Время на выполнение заданий – 180 мин.

11 класс

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

баллы

8

4

5

13

15

10

7

11

6

7

30

116

  1. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Составьте подобные двустишия для слов:

давнишний, исстари, призыв, цепочка

Ответ

давнИшний, Исстари, призЫв, цепОчка

За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла

Всего 8 баллов.

  1. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.

Задание 2

В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака…».

  1. Вставьте пропущенные названия букв.

  2. Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

Ответ

  1. ѣ́ «ять», ъ«еръ» ( по 1 баллу за букву, всего – 2 балла).

  • «Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением «яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».

  • Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных».

  • «Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки, поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки.

За правильный ответ – 2 балла.

Всего 4 балла.

  1. Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарная осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова.

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъ головахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъ своихъ торговыхъ прибытковъ. А ты пребываешь въ своемъ девическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужъ такъ, и мы тѣ дѣла отставимъ на сторону.

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения.

Ответ

Нет. Сочетание «пошлая девица» должно быть переведено на современный русский язык как «обыкновенная, простая девица». (2 балла)

См. перевод, подготовленный Я.С.Лурье и Д.С.Лихачевым:

Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.

Слово исторически содержит приставку по- и часть -шьл- (от гл.ходить) (2 балла), что и объясняет идею обыкновенности, обычности, несомую словом «пошлый» во времена Ивана Грозного. (1 балл)

Всего 5 баллов.

IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Задание 4

Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.

Ответ

1. Ворон ворону глаз не выклюет

2.

Сколько волка не корми – все в лес смотрит.

От волка бежал, да на медведя попал (напал)

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.

Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.

Метил в ворону, а попал в корову.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Волка ноги кормят.

Волков бояться – в лес не ходить.

С волками жить – по волчьи выть.

Бодливой корове бог рог не дает.

Всяк кулик свое болото хвалит (славит)

Конь под нами – бог над нами

Собака лает, ветер носит.

За верное окончание — 3 балла.

За каждую приведенную пословицу (поговорку), в которой фигурируют животные или птицы выставляется балл, но не более 10 баллов.

Всего 13 баллов.

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

Ответ

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий

О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было

У меня даже сомнения не было в том, что победу одержит «Единая Россия»

или

В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

От фонда красных партизанов до наших дней.

От фонда красных партизан до наших дней.

выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание: партизан.

Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют распределить их (средства) на пользу жителей.

распорядиться на пользу жителей: нарушена грамматическая связь между словами (управление). В пользу (кого? чего?), в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому? чему?) людям. Таким образом, надо писать: распорядиться в пользу жителей или на пользу жителям. 2) неоправданный повтор однокоренных слов в распоряжении – распорядиться.

Служа закону – служим народу.

исполняя закон, служим народу.

служа – нежелателен повтор однокоренных слов: служа, служим. Не нужно авторское тире, обладающее только интонационным значением.

Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Правильный вариант: дети страдают от (из-за) отсутствия площадок….

Ошибка в управлении: страдают отсутствием площадок: Страдать. 1. Испытывать страдание. Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?) головными болями. Страдать самомнением (перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы страдают (от чего?) от сорняков.

По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – 2 балла.

Всего 15 баллов.

  1. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Задание 6

Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель?

Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значение индоевропейского корня.

Ответ

Значение связано с идеей резания, ломания, рассечения, дробления.

Буквальное (первичное) значение выделенных слов:
Каша – то, что раздроблено;
Коса – то, чем рассекают, разрубают;
Кость – обрубки, обломки;
Скала – то, что срезано, сломлено

Час – отрезок времени, рассекающий сутки, «нарезка» времени;
Черта – то, что разрезает, нацарапано;
Щепка – то, что отрублено, отломано;
Щель – то, что рассечено.

2 балла за определение значения, по 1 баллу за определение каждого слова.

Всего 10 баллов.

  1. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.

Задание 7

Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами некто, нечто?

Ответ

Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто — в именительном и винительном падежах. (до 2 баллов)

Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями и потому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, в свою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных предложениях (некого бояться, нечему радоваться) (2 балла).

Всего 7 баллов.

  1. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Задание 8

Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющие постановку знаков препинания.

С предложением какого типа вы встретились?

Определите типы придаточных предложений.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)

Ответ

  1. Схема …..(приемлема схема, в которой отражены грамматические основы). За верный ответ — 5 баллов.

  1. Сложное предложение с сочинением и подчинением — 1 балл.

3)

  1. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … — придаточное определительное

  1. была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную… — придаточное уступки

  1. в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… —

придаточное степени

  1. невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — придаточные изъяснительные

  1. в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой… — придаточное определительное

По 1 баллу за каждый верно определенный пункт; всего – 5 баллов.

Всего 11 баллов.

  1. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.

Задание 9

В  букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции?

Ответ

Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1 балл), реже – черточка (1 балл). Он используется при написании сложных слов (1 балл), для переноса части слова с одной строки на другую (1 балл), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1 балл), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1 балл).

Всего 6 баллов.

  1. Коммуникативные умения и навыки.

Задание 10

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.

Ответ

Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной жизни человека, особенно с внедрением Интернета (1 балл).

Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения с реальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. ( 2 балла).

Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ ее хранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативных возможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей и др. (2 балла).

Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – и полисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адрес электронной почты, сайта» (2 балла: название лингвистического средства + иллюстрация-пример; два средства с двумя примерами).

Всего 7 баллов.

  1. Творческие способности.

Задание 11

Прочитайте фрагмент из «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.) и переведите его на современный русский язык.

Ответы

Перевод.

Оценка

За правильный перевод – 10 баллов. Из баллов, набранных за перевод, вычитается по 1 баллу за каждую ошибку в переводе. За каждый правильный ответ на вопросы участник получает 2 балла.

Всего 30 баллов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СМИ и речевая культура
современных школьников

(Из опыта внеклассной работы по русскому
языку)

Статья опубликована при поддержке консалтинговой компании Vertex, предлагающей комплексные, результат-ориентированные услуги. Vertex — это качественные открытые и бизнес-тренинги, в том числе видео и групповые, в области Т-менеджмента, управления, лидерства, переговоров, персонала, продаж, коучинга, инвестиций, бухгалтерии, финансов и финансовой отчетности, риторики, трудового законодательства и кадровой политики. На странице http://vertexglobal.ru/partners2/ можно ознакомиться с расписанием и тематикой ближайших открытых тренингов, организуемых в Москве и Санкт-Петербурге. Более полная и подробная информациея о направлениях деятельности компании и оказываемых услугах представлена на сайте vertexglobal.ru. Если Вам необходимы помощь в разработке стратегии развития бизнес или анализ уже существующей стратегии, составлении бизнес-плана новой компании,то, безусловно, Vertex – лучший выбор. Специалисты компании готовы также организовать и провести тренинги руководителей и персонала по различным направлениям. Вы узнаете, как избежать конфликтных ситуаций в коллективе и мотивировать сотрудников на достижение максимальных результатов.

В нашей школе создана творческая группа,
которая в течение двух лет работает по теме
«Речевая культура современных школьников». В нее
входят ученики старших классов и учителя
русского языка и литературы. Мы обратились к этой
теме не случайно: в последние годы наблюдается
резкое падение уровня речевой культуры в стране.
Об этом свидетельствуют результаты опроса,
проведенного среди учащихся нашей школы. В нем
приняли участие 190 человек. Среди них 47
семиклассников, 60 восьмиклассников, 38
девятиклассников, 45 одиннадцатиклассников. Они
должны были найти и исправить речевые и
грамматические ошибки в предложениях. Школьники
неплохо выполнили задание по исправлению
речевых ошибок. Анализ результатов подсказал
нам, что делать дальше. Мы провели второе
анкетирование, чтобы узнать, как ученики
относятся к речевым и грамматическим ошибкам.

Результаты вызвали недоумение: 94 ученика из 138 к
ошибкам относятся нормально. Главное для них:
информация должна быть интересной и понятной. 33
человека ошибки раздражают, а 11 учащихся их не
замечают совсем. По мнению опрошенных, чаще всего
они встречаются с примерами употребления
грамматических и речевых ошибок во время
повседневного общения, в сфере торговли, реже в
СМИ.

Мы решили выяснить: в чем причина низкого
уровня речевой культуры учащихся? Чтобы ответить
на этот вопрос, обратились к средствам массовой
информации, так как они во многом способствуют
формированию речевой культуры школьников. Мы
создали творческие группы, которые стали
работать по темам: «Нарушение норм литературного
языка в газетных публикациях», «Грамматические и
речевые ошибки в телевизионных выступлениях»,
«Язык телевизионной рекламы», «Ошибки,
допущенные в объявлениях», «Нарушение норм
культуры речи в сочинениях учащихся».

Вначале каждая группа собирала материал по
теме, затем шла аналитическая работа: находили
ошибки, под руководством учителей объясняли их,
классифицировали. Для того чтобы правильно
определить вид ошибки, учителя создали памятки
«Виды грамматических, речевых и стилистических
ошибок». В процессе работы опирались на
следующие источники: Г.Я. Солганик «Стилистика
русского языка», Д.Э. Розенталь «Секреты
стилистики», К.П. Щепина «Деловое письмо»,
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е
классы». Также использовали разные нормативные
словари. (П.Н. Денисов, В.В. Морковкин.
Учебный словарь сочетаемости слов русского
языка. М., 2005; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка. М., 1997; А.П. Евгеньева.
Словарь синонимов русского языка. Том II. Л., 1971; Е.С. Зенович.
Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000; Д.Э. Розенталь.
Русский язык: Учебное пособие для школьников
старших классов и поступающих в вузы. М., 2003; С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского
языка. М., 2003.)

Обобщили полученные результаты, выявили
типичные ошибки, сравнили частотность их
появления в разных речевых жанрах. Сделали
попытку объяснить причину возникновения ошибок.
В результате долгой и кропотливой работы
появился проект «СМИ и речевая культура
современных школьников». Предлагаем вашему
вниманию фрагменты нашей работы, которые могут
стать хорошим дидактическим подспорьем на
занятиях по стилистике в старших классах.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Телевизионные выступления относятся к жанру
публицистики. Они раскрывают
общественно-политические, экономические и
культурные отношения. Выступления по
телевидению должны отличаться достоверностью,
точностью фактов, строгой обоснованностью. В то
же время для них характерны эмоциональность,
призывность и общедоступность. (См.: А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова.
Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи. 10–11-е классы. М., 2001. С. 229.)

Телевыступления рассчитаны на широкую
аудиторию и должны быть понятны всем. Речь
телеведущих – образец для подражания. Именно они
(телеведущие) формируют речевую культуру в
современной России. Однако не все выступления
соответствуют этим нормам. Мы убедились в этом,
прослушав 35 телевыступлений по каналам: НТВ,
«Россия», «Первый канал», ДТВ, «Енисей – регион».
Обнаружили грамматические ошибки в 9-ти
телевыступлениях, речевые – в 27-ми (2008–2009 гг.).

Замеченные грамматические ошибки

1. В следующем включении я могу более
подробнее рассказать о выборах в Красноярске.

Ошибка – более подробнее: нарушена форма
образования сравнительной степени наречия.
Составная форма сравнительной степени наречия
образуется при помощи частиц более, менее и
исходной формы наречия. Правильно: более
подробно.


2. Надо улучшить качество жизни для людей.

Ошибка – жизни для людей: нарушена
грамматическая связь между словами (управление). Жизнь
(кого?) человека, людей, матери, отца…
Правильно: надо улучшить качество жизни людей.


3. В Израиле изобрели электронный меню.

Ошибка – электронный меню: нарушена
грамматическая связь между словами
(согласование). Меню – несклоняемое
существительное среднего рода. Правильно: электронное
меню.


4. Питоны лазиют по деревьям.

Ошибка – лазиют: нарушена форма
образования глагола. В русском языке есть два
глагола: лазить и лазать (разговорное).
Глагол лазить второго спряжения, поэтому он
имеет следующие формы: лажу, лазим, лазишь,
лазите, лазит, лазят.
Глагол лазать первого
спряжения, поэтому имеет такие формы: лазаю,
лазаем, лазаешь, лазаете, лазает, лазают.

Правильный вариант: Питоны лазают по деревьям
или Питоны лазят по деревьям.


5. С такого рода проблем нужно бороться.

Ошибка – с такого рода проблем: нарушение
грамматической связи между словами (управление). Бороться
(с чем?) с трудностями, с недостатками…
Значит, слово проблемы должно стоять в
творительном падеже с предлогом.

Правильный вариант: с такого рода проблемами
нужно бороться.

Замеченные речевые ошибки

1. Мы не можем долго находиться в состоянии
жареного.

Ошибка: неоправданный, неуместный выбор
отглагольного прилагательного жареный (или
нарушение, незнание устойчивого словосочетания).
Прилагательное жареный образовалось от
глагола жарить, который имеет такие значения:
1) приготовить пищу на сильном жару без воды; 2)
употребляется вместо любого глагола для
обозначения быстрого, энергичного действия,
например: жарь на гармошке! (просторечное).

Возможный вариант: Нельзя долго находиться в
состоянии постоянного напряжения.


2. За эту ошибку я и расхлебываюсь.

Ошибка: неоправданное использование
разговорного слова расхлебываюсь. Расхлебаться
– переносное значение: разобраться в чем-нибудь,
с трудом распутав что-нибудь сложное, неприятное
(разговорное).

Правильный вариант: за эту ошибку я и отвечаю.


3. Страна процветает и пусть цветет.

Ошибка: тавтология (неуместный повтор
однокоренных слов процветает и цветет).

Правильно: страна процветает, и пусть так
будет всегда.


4. В некоторых российских регионах погода не
шибко жалует людей.

Ошибка: неуместное использование
просторечного слова шибко. Наречие шибко
образовано от прилагательного шибкий,
которое имеет значение «быстрый, скорый,
прыткий». Шибко – то же, что очень, сильно.
Например: шибко загрустил, не шибко умен.
Наречие имеет помету «просторечное».

Правильно: в некоторых российских регионах
погода не очень жалует людей.


5. В Абхазии ситуация двуличная.

Ошибка: слово двуличная употреблено в
несвойственном ему значении. Прилагательное двуличный
имеет значение «лицемерный, неискренний» и
сочетается с существительными: человек,
поступок, мораль.
Здесь, очевидно, имелась в
виду трудная, сложная, тяжелая, нелегкая или,
точнее, двусмысленная ситуация.

Правильный вариант: в Абхазии сложилась
ситуация сложная, двусмысленная.


6. На острове Шпицберген появилось глобальное
хранилище семян.

Ошибка: необоснованный выбор прилагательного глобальный,
которое не сочетается с существительным хранилище.
Глобальный. 1. Охватывающий весь земной шар. В
глобальном масштабе
. 2. перен. Полный,
всеобъемлющий. Глобальное изучение.

Правильный вариант: огромное (громадное,
гигантское) хранилище.


7. Две сестры не взаимодействуют друг с другом
по поводу одежды.

Ошибки: 1) плеоназм (употребление лишнего слова) не
взаимодействуют друг с другом,
неуместно
использовано словосочетание друг с другом. 2)
книжное слово взаимодействовать употреблено
в несвойственном ему значении и здесь неуместно.

Правильный вариант: две сестры не могут
договориться насчет одежды
.

8. Вокруг ослика всегда ажиотаж.

Ошибка: в предложении неуместно употребляется
заимствованное слово ажиотаж. Ажиотаж (фр.
agiotage < agioter – играть на бирже): 1. Сильное
возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг
какого-либо дела, события, вопроса. 2.
Искусственное повышение или понижение курса
ценных бумаг или цен на товары с целью получения
прибыли. Ажиотаж на бирже. Поэтому проще
сказать: вокруг ослика всегда многолюдно.

ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Материалы, публикуемые на страницах газет,
относятся к разным стилям речи:
публицистическому, художественному,
официально-деловому и научному. Мы обратились к
газетно-публицистическому стилю в связи с тем,
что его основное назначение – формировать
общественное мнение по актуальным вопросам
современности. Газетно-публицистический стиль
имеет оценочный характер, поэтому берет из
литературного языка все средства, обладающие
свойством оценочности в рамках литературных
норм. Для публицистических текстов характерны
изобразительно-выразительные средства
художественного стиля речи. Газетное слово
должно быть простым, обладающим способностью
ясно и точно выражать самые сложные понятия (См.: Г.А. Солганик.
Стилистика русского языка. 10–11-е классы. М., 2001. С.
188–190.)

В процессе работы рассмотрели материалы газет
«Комсомольская правда», «Аргументы и факты»,
«Кежемский вестник», «Советское Приангарье» –
всего 28 статей (2007–2009 годы).

Замеченные грамматические ошибки

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у
меня даже сомнения не было

Ошибка: нарушена грамматическая связь между
словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение
(в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

Правильный вариант: у меня даже сомнения не
было в том, что победу одержит «Единая Россия»

или в том, что победу…


2. От фонда красных партизанов до наших дней.

Ошибки: 1) выбрана неправильная грамматическая
форма слова партизаны. В родительном падеже
множественного числа существительное партизаны
имеет нулевое окончание: партизан.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали
непосредственно к нам, пусть они будут в
распоряжении сельских администраций, а те сумеют
ими распорядиться на пользу жителей.

Ошибки: 1) распорядиться на пользу жителей:
нарушена грамматическая связь между словами
(управление). В пользу (кого? чего?), в
интересах кого-нибудь, в соответствии с
чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому?
чему?)
людям. Таким образом, надо писать: распорядиться
в пользу жителей или на пользу жителям.
2)
неоправданный повтор однокоренных слов в
распоряжении – распорядиться.

Правильный вариант: …пусть они будут в
распоряжении сельских администраций, а те сумеют
распределить их (средства) на пользу жителей.


4. Служа закону – служим народу.

Ошибка: служа – деепричастия
несовершенного вида не образуются от глаголов с
основой настоящего времени на шипящий согласный.
Также нежелатен повтор однокоренных слов: служа,
служим.

Правильный вариант: исполняя закон, служим
народу.


5. Дети постарше, особенно в летний период,
страдают отсутствием спортивных площадок –
футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ошибка в управлении: страдают отсутствием
площадок:
Страдать. 1. Испытывать страдание.
Страдать (от чего?) от боли. 2. чем?
Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?)
головными болями. Страдать самомнением

(перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь
неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы
страдают
(от чего?) от сорняков.

Правильный вариант: дети страдают от (из-за)
отсутствия площадок…
.

Замеченные речевые ошибки

1. «Русский бизнес – жлобский по натуре». (Из
интервью.)

Ошибка: в заголовке неуместно использовано
стилистически сниженное слово жлоб. Жлоб
(просторечное, презрительное) – скряга, скупец.
Слово употреблено с целью привлечения внимания
читателей к поставленной проблеме, однако это
нежелательно.

Возможный вариант: русский бизнес преступный.


2. Финансовым спонсором наших встреч выступает
Управление социальной защиты населения района.

Ошибка: речевая избыточность (употребление
лишних слов): финансовым спонсором. Спонсор
(англ. sponsor < лат. spondere – ручаться,
гарантировать). Лицо или организация,
финансирующие проведение какого-либо
мероприятия, сооружение объекта.

Правильный вариант: нашим спонсором является
Управление социальной защиты населения района.


3. На вопросы по этой теме ответил депутат
Законодательного собрания Красноярского края
Александр Симановский, посетивший с визитом
Кодинск и Болтурино.

Ошибка: посетивший с визитом – плеоназм. Визит
(фр. visite) – посещение, преимущественно
официальное. Например: прибыть с визитом.
Сделать или нанести визит кому-нибудь.

Правильно: побывавший с визитом. К тому же
глагол посетить не употребляется с
существительным в форме творительного падежа.

4. Зачем Киеву газовый раздрай с Москвой?

Ошибка: неуместное использование слова раздрай.
Раздрай (разговорное). Шумный, скандальный
разброд в мнениях, поведении. На наш взгляд, слово
раздрай не совсем уместно в данном тексте,
так как речь идет об экономических и
политических отношениях между Россией и
Украиной.

Правильно: зачем Киеву конфликтовать с
Москвой по поводу газа?


5. Ее улыбку пила вся страна.

Ошибка: неудачная метафора улыбку пила
вызывает смысловую неясность.

Правильно: ее улыбкой любовались все
(вариант: ее очаровательная улыбка покорила всю
страну).

6. И публика потянется послушать их треп,
потому что это будут охренительные диалоги в
стиле «Криминального чтива». (Из интервью с
известным кинорежиссером К.Тарантино.)

Ошибки: неуместно употребляются эмоционально
сниженные слова: треп, охренительные, чтиво.
Слово треп образовано от глагола трепаться
в значении «болтать». Треп – пустая болтовня. Охренительные
(просторечное, бранное). Но в данном контексте
слово охренительные приобретает
противоположное значение «интересные,
захватывающие, ощеломляющие». Чтиво
(разговорное, пренебрежительное). Низкопробное,
низкокачественное чтение или произведение.

Правильный вариант: и публика потянется
послушать актеров, потому что это будут
ошеломляющие диалоги в стиле…

7. Бибаев не довлеет авторитарно над
коллегами, а старается выслушать и понять мнение
каждого.

Ошибка: плеоназм довлеть авторитарно. Довлеть
– преобладать, господствовать над кем-то. Авторитарный
– основанный на беспрекословном подчинении
власти, диктатуре.

Возможный правильный вариант: Бибаев не
принимает авторитарных решений, а старается
выслушать и понять мнение каждого.

ОШИБКИ В ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ

Объявления относятся к официально-деловому
стилю. Они употребляются в сфере деловых
отношений. Для объявлений характерны точность,
стандартизованность, стереотипность построения
текста. Объявления имеют неличный характер. В них
отсутствуют эмоциональность и изобразительные
средства языка. (См.: А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова.
Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи. 10–11-е классы. М., 2001. С. 285.) Мы
рассмотрели 23 объявления.

1. Администрация Пановского сельсовета
извещает граждан, подпадающих под переселение из
зоны затопления, о необходимости подачи
заявления с указанием нового места жительства.

Ошибка: в предложении слово подпадающих
использовано в несвойственном ему значении. Оно
образовано от глагола подпадать, который
имеет значение «оказаться под влиянием, под
действием кого-либо или чего-либо (обычно
отрицательного)». Поэтому вместо слова подпадающих
надо употребить слово подлежащих, то есть
подвергающихся чему-нибудь обязательному,
принудительному.

Правильный вариант: Администрация Пановского
сельсовета извещает граждан, подлежащих
переселению из зоны затопления, о необходимости подать
заявления с указанием нового места жительства.

2. Срочно ищу экстренную няню.

Ошибки: 1) лексическая несочетаемость слов экстренную
няню.
1. Экстренный. Срочный, спешный. Экстренный
вызов
. 2. Чрезвычайный, непредвиденный. Экстренные
расходы
. Прилагательные-синонимы срочный,
спешный, неотложный, безотлагательный,
экстренный
сочетаются только с
неодушевленными существительными – экстренный
вызов, экстренные расходы;

2) личный характер предложения.

Правильный вариант: срочно требуется няня.


3. Требуются продавцы на продовольственные и
промышленные товары.

Ошибка: нарушена грамматическая связь между
словами (управление). Продавец (чего?)
какого-либо товара… Слово продавец
употребляется с существительными в родительном
падеже.

Правильный вариант: требуются продавцы
продовольственных и промышленных товаров
.

4. Продолжается набор на военную службу по
контракту в воинские части (г. Улан-Удэ, Борзя,
Юрга, Кяхта, р. Чечня). Выплачивается денежное
довольствие с выплатами до 20 тысяч рублей в
месяц. Предоставляются льготы согласно статуса
военнослужащего, включая жилье. Обращаться в
Кежемский военкомат.

Ошибки: 1) тавтология выплачивается денежное
довольствие с выплатами;
2) речевая
недостаточность (предоставляются льготы…,
включая жилье);
3) нарушена грамматическая
связь между словами согласно статуса
(правильно: согласно (чему?) статусу).

Правильный вариант: продолжается набор
граждан на военную службу по контракту в
воинские части (г. Улан-Удэ, Борзя, Юрга, Кяхта,
р. Чечня). Выплачивается денежное довольствие
в размере 20 тысяч рублей в месяц. Согласно
статусу военнослужащего, предоставляются
льготы, в том числе на получение жилья.
Обращаться в Кежемский военкомат.

5. Окажем услуги автомобилем.

Ошибка: нарушена логическая связь между
словами, которая ведет к смысловой неясности.

Возможный вариант: оказываем услуги –
предоставляем автомобиль
(для грузовых и
пассажирских перевозок).

6. Стопроцентное знакомство без границ.

Ошибка: объявление лишено какого-либо смысла.
Непонятно, о каком знакомстве идет речь и в каком
значении употребляется слово граница. Знакомство.
Отношения между людьми, которые знают друг друга,
начало таких отношений. Знакомство с каким-то
человеком, девушкой,
чьими-либо родителями,
сотрудниками.

Может быть, смысл объявления таков: Поможем
завязать знакомство с проживающими в любой
стране.


7. Наращивание и коррекция ногтей, наращивание
ресниц поштучно.

Ошибки: 1) повтор слова наращивание; 2) на наш
взгляд, неудачно использовано слово поштучно, которое
образовано от прилагательного поштучный, что
значит «исчисляемый за каждую штуку;
производимый отдельными предметами, штуками».
Например: продавать лимоны поштучно.

Правильный вариант: наращиваем ногти,
удлиняем каждую ресницу.

8. Помогу с образованием.

Ошибка: нарушена грамматическая связь между
словами (управление). Помочь (в чем?) в
работе, в учебе, в борьбе, в развитии чего-либо.
Существительное образование в творительном
падеже с предлогом с не сочетается с
данным глаголом.

Возможный вариант: могу дать знания по
определенным дисциплинам (помогу в учебе).

Н.ПОПОВА,
г. Кодинск

          Решила, товарищи, поведать вам очередную рабочую байку. Как-то в комментариях в одном из сообществ ЖЖ у меня завязался диалог с оним москвичем.Который призывал всех иногородних ментов вон выкинуть из столицы, а работать  по его словам будут самые ценные, стойкие, неподвластные коррупции и прочим смертным грехам коренные москвичи.
          Ничего не хочу сказать против москвичей и конкретно того товарища. Только расскажу я вам об одном выезде опергруппы, состоящей полностью из коренных москвичей, ну окромя меня, естесственно, провинциального элемента.
          Кутаясь в тонкий плед, я сквозь сон услышала шипение висящего в коридоре отдела громкоговорителя: «Опергруппа срочно на выезд! Опергруппа срочно на везд!». Чертыхаясь и матерясь, посмотрела на часы. Ну ешкин пылесос, почти час ночи. Собрала экспертные манатки и выкатилась по направлению к дежурной части.
— Че там у нас, Миш?, — дежурный был предельно серьезен и приступил к повторному созыву группы, так как после первого вещания явилась токмо эксперт в полной экипировке. Ну а че мне было не явиться раньше всех, кабинет близко, спала чутко. И очень не хотелось нареканий. Поэтому по первому зову матюгальника я боевым тушканчиком неслась к дежурной части, пыхча и таща тяжеленный чемодан.
— Кража из дома в Уево-Кукуево, Тань.
— Эт до утра, блин. Дежурство не задалось, — вздохнула я.
          Надо сказать, что кража с проникновением — это одно из самых ответственных происшествий для эксперта. Именно от него во многом зависит процесс производства по уголовному делу. Именно на кражах из помещений эксперты начинают работу первыми из опергруппы и заканчивают последними практически всегда. Надо ли говорить, что после услышанного от Миши известия я распрощалась с мечтами о сне и уходе домой с утра вовремя.
— Опергруппа срочно на выезд! Опергруппа срочно на выезд!, — Миша без надежды быть услышанным решил предпринять третью попытку.
-Ладн, Мих, я пошла в машину, буду там всех ждать, — я схватила свой ридикюльчик и понеслась кабанчиком к дежурному уазику.
          Не буду врать, сколько прошло время, прежде чем к машине подошли оперативник и следователь. Терпеть не могла обоих. Один — мажористый тощий парень лет 23 в зауженных брючках и обтягивающей тщедушное тельце футболке. Другой — чудом дослужившийся до капитанского звания недалекий мужчина с огромным самомнением и ростом.
— Так, Саш, поехали, сначала заедем в МакДак, — следак как глава опергруппы дал указание водителю.
          После того, как мужчины, наконец, закупили в МакХряке разной снеди, мы, наконец, двинулись к месту происшествия (МП).
          Около двухэтажного особняка нас уже ждала семейная пара.
          Не люблю затягивать с началом работ на месте происшествия, поэтому я иногда наглею, перебиваю следователя, узнаю нужную мне информацию и приступаю к работе. Так и в этот раз. Пока следак спрашивал у хозяина дома не кусается ли сидящая в вольере собака и много ли она ест, я быстро спросила у хозяйки нужную мне инфу и пошла работать, не дождавшись указаний следака (я гораздо лучше этого следака ориентировалась в том, что именно мне нужно сделать).
— Тань, потом продиктуешь мне где и что изъяла!, —  в догонку мне крикнул следак.
-Пфффф, — недовольно фыркнула я, — А то я не знаю!, — ну не любила я его, не любила.
          Забыв о следаке, опере и прочих неприятностях, я погрузилась в работу. Фиксация места происшествия, панорамная, узловая, детальная фотосъемка. Разбить МП на сектора, выбрать метод осмотра (чаще всего в таких ситуациях, когда территория большая, а эпицентр не определен, я предпочитаю начинать осмотр от периферии к центру). Когда я приступила к осмотру места проникновения в дом, хозяйка предложила чай, кофе или «чего покрепче». Я привычно отказалась, сославшись на то, что непременно соглашусь после окончания работы выпить чашечку чая. Следак и опер, согласились попить кофейку и хозяйка пошла варить кофе. Я предварительно, конечно же, оценила обстановку на кухне и разрешила это сделать (да, я принципиальная скотина, и если бы хоть что-то указывало на то, что преступники побывали в кухне, я бы без промедления выставила всех оттуда в коридор или ваще на улицу, да хоть в вольер к тузику). Какого хрена опер топтался в доме и чего хотел, я не знаю. Но выйти на улицу хотя бы для осмотра путей подхода/отхода он явно не торопился.
          Я приступила к самой пострадавшей части дома — кабинета хозяина. Хозяин увлекался охотой и в огромном кабинете было много чего интересного. В кабинете все было перевернуто вверх дном, т.е. работы было валом.
          Когда я наконец вышла из кабинета, вся опергруппа, включая водителя, сидели на кухне и поедали мясо, приготовленное хозяйкой. Я прошла мимо веселого застолья.
— Тань, буиф мяфо?, — хоть и с набитым ртом, следак пытался быть в моих глазах джентльменом.
— Не, спасибо, у меня еще работы дофига, — да и ваще не в моих правилах соглашаться трапезничать при осмотре МП.
          Первый этаж, второй этаж…Там только спальня. Фиксация, работы не так много как в кабинете, но дело не пяти минут точно.
          Еле разогнув уставшую спину, закончив осмотр второго этажа, я пошла вниз. Ничего не понимаю…Темно…В доме нет света. Наощупь спускаюсь, крепко держась за перила. Чемодан громыхнул о балясину.
— Тише!!!, — хозяйка подскочила ко мне во тьме, — Дима спит!!!
— Какой Дима???, — сказать, что я опешила — это ничего не сказать. Я просто охуела, товарищи.
— Так следователь же! Он же Дима!?
          Такого поворота я вообще никак не ожидала, товарищи. Я не нашла что сказать на это заявление, только крякнула. Какой сон может быть, если ему осмотр листа на три только по части изъятий писать надо??? Прохожу на кухню. Из кухни был выход в огромный зал. Из зала доносился жуткий храп. На белом кожаном диване храпел следователь, чуть подальше, на диванчике поменьше, посапывал и прикольно подергивал ножкой, опер. Я просто была в шоке. Но, ничего не сказав, приступила к упаковке изъятого, попутно рассказывая хозяйке как без потерь оттереть дактилоскопический порошок от разных поверхностей, а также что именно я изымаю и для чего.
— А муж Ваш где? — спросила я хозяйку.
— Так он в зимнем саду на качелях спит, — хозяйка разговаривала шепотом, боясь разбудить стражей правопорядка, — ему в доме места спального не хватило, а в спальне Вы работали.
          Сначала я упаковала все, приклеила бирки, отдактилоскопировала хозяйку и сонного хозяина. Затем зашла в зал и громко проорала:
— Товарищ следователь, я закончила свою работу. Вы готовы писать протокол?
— Да, конечно, щас погоди, — сытый и выспавшийся следователь взял чистый бланк протокола и в графе «с места проишсетсвия изъято» записал все, что я ему продиктовала.
— Ну все, можно ехать, — следак зевнул и вытянул свои километровые клешни в смачных «потягушках».
— Как, а протокол? Понятые?
— Я по дороге напишу.
          Я пожала плечами. Не имею права пререкаться со следователем, находясь при осмотре МП. Разбудили опера, затем водителя и поехали.
          По пути отзвонилась своему начальству, отрапортовала о проделанной работе. Получила задание по приезду провести срочное исследование изъятых следов рук и трасологических объектов (чтобы на ковре у самого главного шефа не пришлось краснеть). Исследования привели к плачевным результатам. Следы рук принадлежали хозяину и неизвестному лицу, отпечатков которого у нас в базе не было. Трасологическое исследование подтвердило, что преступники также были в матерчатых перчатках.
          Когда я все это сделала, время было почти 9-00. В 9-20 нас ждал «развод», разбор полетов. Висяк у нас был за дежурство один, но крупный. Подняли следователя. Заслушали. Спросили что изъято, затем подняли меня. Отчиталась о том, что изъяла, что показали исследования. Опять подняли следователя, спросили о свидетелях и задали резонный вопрос, почему нет ни одного объяснения от посторонних людей, а только два хозяйские. Подняли опера. Опер начал мямлить о том, что ночью ему в округе никто не открыл ночью дверь, а сторож ничего не видел.
          Справедливость восторжествовала, когда меня отпустили домой, а следака и опера отправили на место происшествия «дорабатывать».
          Отакот работают некоторые коренные москвичи, товарищи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слрр ошибка 606
  • Слово товарищ работа над ошибками
  • Словосочинительство примеры ошибок
  • Слово роскошь работа над ошибками
  • Слон это самое большое травянистое млекопитающее исправить ошибки