Лексическая
норма- ошибки в словоупотреблении:
тавтология
– повтор в одном предложении одного
или того же слова; плеоназм
– сочетание слов, полностью или частично
повторяют по смыслу друг друга(смелый
риск); употребление
слов, похожих по звучанию, но имеющих
разное значение
(дипломат – дипломант); нарушение
лексической сочетаемости
(большой уровень знаний, пожилая лошадь);
снижение,
искажение фразеологизмов
(как сквозь землю кануть); неправильное
использование иностранных слов
(новый сезон открывает хорошие перспективы
дальнейшей эволюции спортивной работы);
злоупотребление
канцеляризмами
(все вышеуказанные проблемы –если
используется в речи); норма
в грамматике
– род у существительных (м.р. – занавес,
банкнот, ласт, корректив, путь, рельс;
ж.р. – бакенбарда, вуаль, катаракта,
мозоль); род названий лиц женского пола
по профессии (педагог, врач, техник,
физик); род несклоняемых существительных
(неодушевленные предметы – депо, пальто;
животные мужского рода – какаду,
шимпанзе; географические названия –
солнечный Тбилиси); склонение иностранных
фамилий(я люблю жюля верна); русские и
иностранные фамилии, оканчивающиеся
на согласную склоняются, если относятся
к мужчинам и не склоняются, если относятся
к женщинам (сергею бондарчуку, но наталье
бондарчук); не склоняются фамилии на
–аго,-яго,-его,-ово, -ых, -их(Живаго); не
склоняются, если оканчиваются на гласный
звук; окончание родительного падежа
множественного числа(пара сапог, валенок,
чулок); название национальностей
(англичан, болгар, грузин, осетин, лезгин,
румын, турок, но киргизов, узбеков,
якутов); названия единиц измерения (20
ампер, ватт, вольт, 5 аршин); материализованное
окончание –ов у фруктов(томатов,
мандаринов, апельсинов); числительные
(нет двух тысяч пятисот семидесяти трех
друзей).
48, Типы грамматических ошибок
Существительное:
Неправильный выбор падежного окончания:
облаки
вм.
облака,
выбора
вм.
выборы,
с повидлой
вм.
с
повидлом,
без рельс вм.
без
рельсов,
нет время
вм.
нет
времени;
Неверный выбор падежа: удивляюсь
его силой
вм.
удивляюсь
его силе;
жажда к славевм.
жажда
славы;
мечта к
свободе вм.
мечта
о
свободе.
Существительные мужского рода 2 склонения
в родительном падеже в устойчивых
фразеологических сочетаниях должны
иметь окончание -у
(а
не -а).
Примеры ошибок: Ни
слуха
ни духавм.
Ни
слуху
ни духу;
С
мира
по нитке вм.
С
миру
по нитке.
Несочетаемость форм управления:
Обнародована
петиция, подписанная свыше
миллиона
граждан вм.
Обнародована
петиция, подписанная свыше,
чем миллионом
граждан.
Прилагательное:
В составном сказуемом нельзя одновременно
употреблять полную и краткую формы
прилагательного. Пример ошибки: Жизненный
путь героя тяжёл
и трагичный.
вм.
Жизненный
путь героя тяжёл
и трагичен.Зависимые
слова могут быть только при краткой
форме прилагательного: Сюжет
рассказа интересен(НЕ
интересный!)
во
многих отношениях.Нельзя
соединять формы сравнительной и
превосходной степени, а также простые
и составные формы обеих степеней
сравнения. Пример ошибки: Это
произведение более
худшее вм.
Это
произведение ещё
хуже.
Самый
способнейший студент
вм.
Самый
способный студент.Формы
на -енен
в
современном языке малоупотребительны,
более предпочтительны формы на -ен:
Его вклад в работу был существен
(НЕ
существенен!).
Глагол:
Ошибочное образование глагольных форм:
ложит
вм.
кладет,
ездиет вм.
ездит.У
глаголов убедить,
победить, ощутить, очутиться и
некоторых других не употребляются формы
1-го лица единственного числа. Вместо
них можно использовать конструкции с
неопределенной формой этих глаголов:
Я
могу ощутить
(а
НЕ я
ощущу),
я
надеюсь победить
(а
НЕ я
побежу),
я должен убедить (а
НЕ я
убежу).
Недопустимо использование суффикса
-ывова-
(-ивова-) вместо
-ова(-ива):
результаты
подытоживались
(а
НЕ подытоживовались)
Нельзя допускать разнобой в формах
времени и вида глаголов.
50,
Понятие о фразеологизмах. Типы
фразеологизмов по степени семантической
слитности.
Фразеологизм
– это воспроизводимый в речи оборот,
построенный по образцу сочинительных
и подчинительных словосочетаний,
обладающий целостным значением и
сочетающийся со словом: ни рыба ни мясо,
ни жив ни мертв, смотреть сквозь пальцы,
кот наплакал, семь пядей во лбу. Признаками
фразеологизмов являются:
воспроизводимость(регулярная повторяемость
языковых единиц разной степени сложности);
устойчивость(степень семантической
слитности и неразложимости компонентов);
целостное значение(единое значение
фразеологизма).
По
степени семантической слитности
фразеологизмы бывают: фразеологические
сращения, единства, сочетания и выражения.
ФС – это такие словосочетания, общий
смысл которых не зависит от значений
слов, входящих в сочетание: бить баклуши,
втирать очки, остаться с носом, точить
лясы, ахиллесова пята, козёл отпущения.
ФЕ – сочетания, общее значение которых
вытекает из семантического взаимодействия
компонентов: кровь с молоком, задирать
хвост, белая ворона, закидывать удочку,
сесть в лужу, держать камень за пазухой.
ФС – воспроизводимые сочетания, состоящие
из двух знаменательных слов, из которых
одно имеет свободное употребление, а
другое нет: щекотливый вопрос, закадичный
друг, производить впечатление, впадать
в нужду. ФВ – воспроизводится в виде
готовых форм и их смысл мотивирован
суммой значении слов, входящих в
сочетание; их значения полностью
складываются из значения составляющих
компонентов; это часто пословицы,
поговорки, крылатые слова: свежо предание,
без вины виноватые, слезам не верит, не
в свои сани не садись, век живи век
учись).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Работа над правильностью речи.
Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.
Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.
Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.
Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
Задание 7
Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:
каталог, квартал, красивее, аристократия;
товарищеская ответственность, задолго, партнер;
осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии;
упрочение, обеспечение, хозяева, украинец;
оптовые цены, валовой доход, перспектива;
безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод;
хозяева, мельком, тяжба, тесно;
звонит, загнутый, намерение, ходатай;
ходатайствовать, осведомиться, кладовая;
языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы;
одновременный, углубить, опошлить, нормировать;
ножницы, прочитанный, светло, некоторые;
намереваться, принять, в голову;
формировать, хаос, прибывший, давнишний;
истекший, бытие, дебаты, фарватер;
тест, темп, диспансер, демагогия;
тенденция, претензия, претендент, декольте;
компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).
Задание 8
Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени.
Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?
Исправьте выражения: говорить про жизнь, ходить по дорогам, мы с Толем.
Просклоняйте существительные: выборы, средства.
Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта, сколько рублей.
Исправить выражения: более красивее, более легче, более лучше, более дешевле.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10418 — | 7905 — или читать все.
78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
К главе 4
«Культура речи делового человека»
Студенты получают задания на карточках. После выполнения задание обсуждается всей группой1.
Задание I. Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах.
1. Каталог, квартал, красивее, аристократия.
2. Товарищеская ответственность, задолго, партнер.
3. Осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии.
4. Упрочение, обеспечение, хозяева, украинец.
5. Оптовые цены, валовой доход, перспектива (или переспектива).
6. Безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод.
7. Хозяева, мельком, тяжба, тесно.
8. Истекший, бытие, дебаты, фарватер.
9. Тенденция, тест, темп, диспансер.
10. Звонит, загнутый, намерение, ходатай.
11. Ходатайствовать, осведомиться, кладовая.
12. Тенденция, претензия, претендент.
13. Компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).
14. Языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы.
15. Одновременный, углубить, опошлить, нормировать.
16. Ножницы, прочитанный, светло, некоторые. (Переведите эти слова на белорусский язык.)
17. Намереваться, принять, в голову.
18. Формировать, хаос, прибывший, давнишний.
1 Использованы некоторые задания профессора А.Е.Михневича
Задание II. Работа над правильностью речи.
1. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами:
Сравнять и сравнить; надевать и одевать.
Эффектный и эффективный; экономный и-экономичный.
Невежа и невежда.
Одинарный и ординарный; апробировать и опробовать.
Представить и предоставить; акционерный и акционерский.
Ванна и ванная.
Планировка и планирование; абонент и абонемент.
Хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант.
Парламентер и парламентарий.
2. Проспрягать глагол понять в прошедшем времени.
3. Проспрягать глагол начать в прошедшем времени.
4. Проспрягать глагол принять в прошедшем времени.
5. Проспрягать глагол хотеть в настоящем времени.
6. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?
7. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление; свободная вакансия; прейскурант цен; памятный сувенир; будущие перспективы; смелый риск; первая премьера; моя автобиография; первое боевое крещение; хронометраж времени.
8. Устранить многословие в выражениях: каждая минута времени; отступать назад; в декабре месяце;
впервые познакомиться; завещать в наследство; в летний период времени; в конечном итоге; ошибочное заблуждение.
9. Перевести на русский язык: любоу да радзiмы; загадчык клуба; дзякую вам.
10. Перевести на русский язык: смяяцца з яго; прыйсцi па справах; лепшы за ycix.
11. Исправить выражения: говорить про жизнь; ходить по дорогах; мы с Толем.
12. Перевести эти выражения на белорусский язык.
12. Перевести на русский язык: залаты медаль; вялдга сабака; смачны яблык.
13. Просклоняйте существительные: выборы, средства.
14. Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта.
15. Просклоняйте сочетания: сколько рублей; сколько детей.
16. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.
Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.
1. Встреча прошла с большим интересом.
2. Я заметил характерную ему ошибку.
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.
4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.
5. На встрече присутствовал и представитель с завода.
6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.
7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.
8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.
9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.
10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне дали.
13. У нас самая дешевая стоимость товаров.
14. Я не хочу нагнетать обстановку.
15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.
16. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена.
17. Николай ждал меня на коридоре.
18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.
19. Все это сказывается на работу.
20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.
Задание IV. Работа над точностью и выразительностью речи.
1. Придумать фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
2. Найти синонимы слова сказал.
3. Найти синонимы слова шел.
4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.
5. Объяснить смысл крылатых выражений: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни.
6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.
7. Исправить предложения и объяснить ошибки:
Все требовали приподнять занавес.
Все равно велосипеда он не откроет.
Он полслова на лету схватывает.
Обещал снять с него семь шкур.
Все это вошло нам в пот и кровь.
Это все еще держится в облаках.
Другой конец палки состоит в том.
8. Отредактируйте:
Помню, какие свинарники мы возводили!
Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.
Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.
9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут. Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет. Моя тревога. с каждым днем. Площадь засоленных почв. с каждым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).
10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: «. не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте» (из книги К. Чуковского «Живой, как жизнь»).
11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления».
12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка».
13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли разговорным стилем:
В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.
14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше выразить эту мысль?
15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенсионеры существуют у нас в жестком виде?»
16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело» (из книги о самовоспитании)?
Ответы
Задание I
Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».
Задание II
2. (я, ты, он) понял (мы, вы, они) поняли
(она) поняла
(оно) поняло
3. (я, ты, он) начал (мы, вы, они) начали
(она) начала
(оно) начало
4. (я, ты, он) принял (мы, вы, они) приняли
(она) приняла
(оно) приняло
5. (я) хочу (мы) хотим
(ты) хочешь (вы) хотите
(он,она,оно)хочет (они)хотят
6. Так много, надеть очки, осмеять.
7. Эти выражения содержат лишние слова: криминал означает преступление, вакансия — свободное место, прейскурант — сборник цен, сувенир — то, что дарят на память, перспективы — то, что в будущем, и т.п.
8. Каждая минута; отступают только назад; в декабре; ознакомиться можно только впервые; завещать; летом; в итоге; заблуждение.
9. Любовь к родине, заведующий клубом, благодарю вас.
10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.
11. Говорить о жизни — гаварыць пра жыццё, ходить по дорогам — хадзiць па дарогах, мы с Толей — мы з Толям.
12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.
13.
Выборы выборов выборам выборы выборами о выборах |
Средства средств средствам средства средствами по средствам |
14.
Сто двадцать семь человек
ста двадцати семи человек
ста двадцати семи человекам
сто двадцать семь человек
ста двадцатью семью человеками
о ста двадцати семи человеках
Восьмое марта
восьмого марта
восьмому марта
восьмое марта
восьмым марта
о восьмом марта
Сколько рублей скольких рублей скольким рублям сколько рублей сколькими рублями о скольких рублях |
Сколько детей скольких детей скольким детям сколько детей сколькими детьми о скольких детях |
16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»
17. Красивее, легче, лучше.
Задание III
1. Встреча вызвала большой интерес.
2. Я заметил характерную для него ошибку.
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание нашей организации.
4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага.
5. На встрече присутствовал и представитель завода.
6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.
7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.
8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподавателем литературу, им стали ясны многие сложные вопросы.
9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.
10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне сделали.
13. У нас самая низкая стоимость товаров.
14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.
15. Для многих стали приманкой квартиры, престижная работа, дачи.
16. Сведения, приведенные в последнем статотчете, говорят о том, что проблема еще не решена.
17. Николай ждал меня в коридоре.
18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.
19. Все это сказывается на работе.
20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Разрешите произнести тост в честь наших успехов.
Задание IV
1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русского языка», «Учебным словарем наиболее употребительных фразеологизмов современного русского языка» А.Ф. Калашниковой.
7. Все требовали приподнять завесу.
Все равно велосипед он не изобретет.
Он схватывает все с полуслова.
Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку).
Все это вошло в кровь и плоть.
Пока это все неясно и неопределенно; есть выражение «витать в облаках» (мечтать).
Но палка о двух концах.
8. Помню, какие свинарники мы строили!
Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.
Я не могу съесть всю эту кашу.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.
9. Стало ясно, что трудности с каждым годом будут возрастать.
Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет повышаться.
Моя тревога усиливается с каждым днем.
Площадь засоленных почв увеличивается с каждым годом.
11. Постараемся всеми силами исправить положение.
12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.
13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.
Кислотные дожди губят растения,
Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.
Подумаем, как нам экономить электроэнергию.
14. Ox, как забеспокоятся наши конкуренты, узнав, что мы задумали!
15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.
16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настроении, понимая ответственность этого шага.
Как сможете объяснить безграмотность следующих выражений:
Пирог с консервой.
Все приведённые словосочетания — типичные примеры так называемых лексических ошибок, т. е. нарушения правил лексики. Основная причина таких ошибок — употребление слов в несвойственных им значениях и искажение правил их согласования.
Видов лексических ошибок много. Самым распространенным является тавтология — неоправданное использование вместе однокоренных или близких по значению слов (то самое пресловутое «масло масляное» или «сувенир на память»). Получается совершенно ненужное многословие.
В приведенном перечне ошибок такого рода больше всего:
«Молодая девушка»: понятие «девушка» используется для обозначения «лица женского пола молодого возраста». Девушка может быть совсем юной или постарше — уточнять это имеет смысл, если есть необходимость сравнения. Во всех прочих случаях, говоря о ком-то «девушка», имеют в виду молодую женщину (как правило, незамужнюю), поэтому уточнять, что она «молодая» — совершенно необязательно. Старых девушек — и это верно и правильно — не бывает.
Полагаю, что ошибка возникла и держится из-за того, что в нашей современной разговорной речи «девушками» почему-то принято называть всех женщин — любого возраста и семейного положения, за исключением совсем уж стареньких бабушек. Что, собственно, противоречит языковой норме — значению слова.
Если речь идёт о молодой женщине, правильно будет просто «девушка».
«Коренные аборигены»: слово «коренной» означает «исконный, принадлежащий этой территории», а слово «абориген» — «исконный житель страны (местности)», в буквальном смысле «(живущий) с начала». Опять мы сталкиваемся с ненужным повтором.
Тут, надо полагать, не совсем понятен смысл заимствованного слова иностранного происхождения. Правильно будет просто «аборигены» или «коренные жители».
«Будущая перспектива»: снова заметно, что смысл использованного слова иностранного происхождения — непонятен до конца. «Перспектива» — это и есть возможный вариант будущего: так что уточнять, что она «будущая», не имеет смысла. Прошлых перспектив не бывает в принципе (хотя и бывают несбывшиеся).
Так что правильно будет просто «перспектива».
«Объединились воедино»: слово «объединились» означает «сплотились, стали одним целым» и слово «воедино» значит «вместе, в одно целое». Они явно однокоренные и означают одно и то же. Невозможно объединится как-то иначе, как и «разделиться воедино» — нельзя.
Правильно использовать либо просто слово «объединились», либо сочетание «воедино» с каким-то иным глаголом — скажем, «сошлись воедино».
Вторая распространенная лексическая ошибка — использование в одном словосочетании слов различной стилистической (например, одновременно делового и разговорного стиля) или выраженной эмоциональной окраски. В нашем перечне это:
«Плеяда жуликов»: с одной стороны слово «плеяда» действительно означает «группа лиц, связанных общностью целей (взглядов)». Но у него — ярко выраженная положительная окраска, возвышенно-книжная. А вот у слова «жулик» окраска явно негативная. Так что сочетать их в одном выражении — смешно и нелепо.
Правильно будет «плеяда поэтов (художников)», а жуликов лучше назвать «группой» (это слово нейтрально).
«Пирог с консервой»: слово «консервы» обозначает группу продуктов, приготовленных и сохраненных путём консервации. Оно используется исключительно во множественном числе. Слово «консерва» (в единственном) — просторечное и к языковой норме никак не относится.
Соответственно, пирог может быть только «с консервами».
И наконец изюминка — «острый хондроз». Право, я не решусь эту ошибку классифицировать, но выражение мягко говоря неверно. Порождено оно, вероятно, народным толкованием (переосмыслением) не совсем понятного медицинского термина.
Понятие «острый» в медицине означает «внезапный, бурный, резкий, неожиданный, быстрый» и, как правило, кратковременный. Например, «острая боль» — это краткая по времени боль, которая начинается неожиданно (имеет характер приступа), «острое течение болезни» предполагает, что болезнь начинается практически внезапно, без «предупреждающих» симптомов и развивается быстро и так далее. «Острое» противопоставляется «хроническому» (более продолжительному по времени и не поддающемуся окончательному излечению).
«Хондрозы» — это общее название группы заболеваний, при которых происходит перерождение хрящей. Медики называют такие изменения дегенеративно-дистрофическими, так как при них происходит нарушение нормального обмена веществ в тканях (дистрофия) и их разрушение (дегенерация). Непрятное заболевание позвоночника, но не об этом речь.
Дело в том, что по самой своей сути хондроз — это очень длительный процесс. Длительный — значит, по природе хронический. Так что «острых хондрозов» не бывает. Можно, конечно, сказать, что «острый» хондроз — это первый приступ заболевания (оно на первых порах протекает бессимптомно, так что заявить о себе может весьма нешуточной болью) или его обострение, но это уж очень притянуто за уши и содержанию термина не соответствует никак.
В «острый хондроз», надо полагать в простонародном понимании превратилась одна из стадий хондроза — та, что носит медицинское наименование «остеохондроз». Но, увы, «остео» никакого отношения к «острому» не имеет: эта часть слова образована греческим «остеос» — «кость», и связана с тем, что на этой стадии хондроза в процесс вовлекаются не только хрящи (межпозвонковые диски), но и сами кости (позвонки).
Так что правильно будет говорить просто «остеохондроз» — если речь идёт о заболевании вообще, и «обострение остеохондроза» — если имеется в виду неожиданное ухудшение состояния.
. Найдите ошибки в приведенный словосочетаниях, объясните, чем они обусловлены.
Местный абориген, народный фольклор, смелый риск, сатирическая карикатура, мемориальный памятник, громко грянуть.
Задание 7. Выделите в предложениях лексические и стилистические ошибки, исправьте их.
Поэма эта является пиком в творчестве поэта.
Рисунки получились немного неудачные.
Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях.
Не из-за чего было ломать дрова.
Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень.
К заданию 20 ЕГЭ
Лексические нормы,
т.е. правила применения слов в речи, требуют особого внимания. М. Горький учил,
что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Состояние русского
языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Засоряют и обедняют язык
канцеляризмы и штампы речи, жаргонные и грубо-просторечные слова, ненужные
заимствования, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы и, конечно
же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов. Сюда
относится и нарушение правил смыслового согласования: тавтология
(повторение однокоренных слов или одинаковых морфем: масло масляное) и плеоназм
(оборот речи, в котором совершенно излишне повторяются слова, одинаковые или
близкие по значению: сувенир на память).
Добавленное в 2018 году задание 20 ЕГЭ проверяет выпускников на знание
лексических норм. Формулировка задания 20 возможна в таких
вариантах: исключение слова или его замена.
Например,
задание из демонстрационного варианта 2018 года:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой,
кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: ___________________________.
В данном
предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная
суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л.,
чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
Предлагаю
вам познакомиться со
Словариком
плеоназмов и тавтологий, который поможет подготовиться к успешному выполнению этого задания.
Будьте внимательны: именно лишнее слово в словарике осталось невыделенным.
А
автобиография своей жизни
автоматический рефлекс
акватория водных объектов
активная деятельность
антагонистическая
борьба
ареал обитания
ароматные духи
арсенал оружия
атмосферный воздух
Б
бегом бежал
бесполезно пропадает
бесплатный подарок
бестселлер продаж
библиотека книг
биография жизни
букет цветов
бумажная макулатура
большое и видное место
большое человеческое спасибо
бывший экс — чемпион
В
вернуться обратно
взаимоотношения между супругами
взаимный диалог
ведущий лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное изображение
VIP-персона
в конечном итоге
в мае месяце
внутренний интерьер
водная акватория
возобновиться вновь
военная оккупация
возвращаться обратно
воспоминания о былом
впервые дебютировал
впервые знакомиться
впереди лидирует
всенародный референдум
временная отсрочка
все и каждый
выплаченная (заработная) плата
Г
героический подвиг
гибель человеческих жертв
гигантский/огромный исполин
главная суть
главный лейтмотив
главный приоритет
гнусная ложь
голубая синева
госпитализация в больницу
Д
дальнейшая перспектива
движущий лейтмотив
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт
демобилизоваться из армии
депиляция волос
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус
дополнительный овертайм
другая альтернатива
Е
единогласный консенсус
Ж
жестикулировать руками
живут скучной жизнью
З
заведомая клевета
заданные данные
заезжий гастарбайтер
захватывающий триллер
И
избитая банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
инкриминировать вину
интервал перерыва
интерактивное взаимодействие
информационное
сообщение
исключительно
эксклюзивный
истинная подоплёка
истинная правда
истинная реальность
IT — технологии
К
карательная репрессия
кивнул головой
коллега по работе/по профессии
коммуникативное общение
консенсус мнений
короткое мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне экстремистский
краткое резюме
круглосуточный нон — стоп
Л
ладони рук
ледяной айсберг
либеральная свобода
линия ЛЭП
лицо в анфас
лично я
локальные места
люди и общество
М
маршрут движения
международный интернационализм
мемориальный памятник
меню блюд
местный абориген
мёртвый труп
мизерные мелочи
мимика лица
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
молодая девушка
молодой юноша
молчаливая пауза
монументальный памятник
морально — этический (одно лишнее)
моргнул глазами
моя автобиография или моя автобиография
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
на высоком профессиональном уровне наглядно демонстрировать
надо закончить/завершить начатую работу
наиболее оптимальный
на сегодняшний день=на сегодня
наследие прошлого
народная демократия
народный фольклор
на удивление странно
начальные азы
негодовать от возмущения
незаконные бандформирования
неиспользованные резервы
немного приоткрыть
необоснованные выдумки
необычный феномен
необязательный факультатив
неожиданный сюрприз
неподтверждённые слухи
неприятно резать слух
нервный тик
неустойчивый дисбаланс
ностальгия по родине
О
обнимать руками
объединённый союз
объединиться воедино
огромная махина
онлайн – вебинары в Интернете
опытно – экспериментальный (одно лишнее) опытный эксперт
осколок сломанной (вещи)
основной лейтмотив
отара овец
ответная контратака
ответная реакция
отступать назад
очень крохотный
П
памятный сувенир
патриот своей родины
первая премьера
пережиток прошлого
период времени
перманентное постоянство
пернатые птицы
перспектива на будущее
печатная пресса
письменное делопроизводство
планы на будущее
повторить снова
повторно переизбрать
подводный дайвинг
подняться вверх
повседневная обыденность
пожилой старик
познакомиться в первый раз
полное право
полная противоположность
полное фиаско
полный аншлаг
полностью уничтожен
по направлению к (место)
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный шлягер
попытка покушения
посетить/побывать с визитом
постоянная константа
поступательное движение вперед
потрясающий шок
почтовая корреспонденция
потенциальная возможность
предварительное планирование
предварительная предоплата
предварительный анонс
предельный лимит
предсказание будущего
предчувствовать заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
природный инстинкт
приснилось во сне
производство работ
проливной ливень
промышленная индустрия
простаивать без дела
прошлый опыт
путеводная нить Ариадны
пять рублей денег
Р
равная половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная действительность
революционный
переворот
регистрационный учет
реорганизация организации
родные пенаты
рыбная уха
С
самовольный прогул
саммит на высшем уровне
самое ближайшее время
самое выгоднейшее
самый лучший
сатирическая карикатура
свободная вакансия
своя автобиография
сегодняшний день
секретный шпион
сенсорный датчик
сервисное обслуживание
сервисные услуги
сжатый кулак
СD — диск
система СИ
система GPS
скоростной экспресс
скриншот с экрана монитора
смелый риск
смешивать вместе
смотреть глазами
SMS – сообщение
совершенно гладкий
совместная встреча
совместное соглашение
совместное сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный парадокс
страсть к графомании
строгое табу
суеверная вера
существенная разница
счёт на оплату
Т
так, например (одно слово лишнее)
тайный аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
темнокожая негритянка
тестовые испытания
тёмный мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топать ногами
травматическое повреждение
транспортные перевозки
тридцать человек строителей трудоустройство на
работу
торжественная церемония инаугурации
У
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже имеющийся
уже существовал
умножить во много раз
уникальный феномен
услышать своими ушами
упал вниз
установленный факт
устойчивая стабилизация
утренний рассвет
Ф
фактические обстоятельства
финальный конец
форма оформления
форсирует ускоренными темпами
Х
храбрый герой
хронометраж времени
Ц
целиком и полностью (одно лишнее)
ценное сокровище
цейтнот времени
Ч
человеческое общество
человеческое спасибо
честолюбивые амбиции
чрезвычайно громадный
Ш
шоу – показ (одно слово лишнее)
Э
экспонат выставки
эмоциональные чувства
Ю
юная молодёжь
Я
я знаю, что
январь (и любой другой) месяц
тавтология
-повтор в одном предложении одного или
того же слова;
плеоназм
— сочетание слов, полностью /частично
повторяют смысл друг др (смелый риск)
употребление
слов, похожих по звучанию, но с разным
знач
(дипломат- дипломант)
нарушение
лексической сочетаемости
(большой уровень знаний, пожилая лошадь)
снижение,
искажение фразеологизмов
(как сквозь землю кануть)
неправильное
использ иностранных слов
(новый сезон открывает хорошие перспективы
дальнейшей эволюции спортивной работы);
злоупотребление
канцеляризмами
(все вышеуказанные проблемы -если использ
в речи);
норма
в грамматике:
род
у сущ (м.р. – занавес путь, рельс; ж.р. –
вуаль, мозоль);
род
названий лиц ж.п. по профессии (педагог,
врач, техник, физик)
род
несклоняемых сущ (неодуш предметы –
депо, пальто; животные м.р.- какаду,
шимпанзе;
географ.
названия – солнечный Тбилиси);
склонение
иностранных фамилий (я люблю жюля верна);
русские
и иностранные фамилии, оканчивающиеся
на согл склоняются, если относ к муж;
не склоняются, если относятся к женщинам
(сергею бондарчуку, но наталье бондарчук);
не
склоняются фамилии на –аго,-яго,-его,-ово,
-ых, -их(Живаго);
не
склоняются, если оканчиваются на гласный
звук;
окончание
Р.п. мн. ч. (пара сапог, валенок, чулок);
название
национальностей (англичан, болгар,
лезгин, румын, но киргизов, узбеков,
якутов);
названия
единиц измерения (20 ампер, ватт, вольт,
5 аршин);
материализованное
окончание –ов у фруктов(томатов,
мандаринов, апельсинов); числительные
(нет двух тысяч пятисот семидесяти трех
друзей).
22. Изобразительно-выразительные ср-ва ря
Стилистические
фигуры -система
историч сложившихся способов
синтаксической орг речи, прим
преимущественно в пределах фразы и
реализующих экспрессивные (главным
образом эмоционально-императивные)
качества высказывания. исп в речи как
нехудожественной, художественной
(поэзии).
Троп-слово/выражение,
исп в переносном знач для большей худ
выразительности
Типы
стилистических фигур речи стилист
фигуры можно разделить на 3 типа, каждый
из кот сущ в 2ух противоположных вариантах.
1. Стилистические фигуры протяженности. Делятся на:
1)
Стилистические фигуры убавления
-результат
выбора конструкции с меньшим количеством
составных частей; могут отсутствовать
начало, середина, конец фразы: «Ворон
ворону говорит в ответ» (Пушкин).
2)
Стилистич фигуры добавления относится
точный повтор, может повт нач фразы
—анафора
/
конец- эпифора,
повтор
из конца пред и нач след фразы-стык.
часто
повторы неточные: повтор слова в одном
знач, но в разных пад —многопадежность
/полиптотон
(«Человек
человеку — Друг, товарищ и брат»);
дистинкция
— повторение
одного и того же слова в разл
знач(обыгрывание)
тавтология
— определение
дублирует определяемое
ампфликация
— перечисление
близких по значению элементов («Во саду
ли, в огороде…»)
2. Стилистические фигуры связности делятся на:
1)
Стилистические фигуры разъединения-дистантное
исп слов; парцелляция:
Я
жаловаться буду. Президенту; вводные
элементы: «И
тут появляется…она»; перестановка
частей: «Умрём
и бросимся в бой»
2)
Стилистические фигуры объединения-
результат
выбора конструкции с тесной связью
составных частей: градация, отнесение
слова одновременно к двум членам
предложения («И горный зверь, и птица…
Глаголу вод его внимали»), повторение
союзов и др.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме.
Устраните лишние слова.
Народная демократия, автобиография жизни, памятный сувенир, коррективы и поправки, антагонизм противоречий, преобладающее большинство, период времени, частная собственность, реальная действительность, свободная вакансия, рыбная уха, промышленная индустрия, соединить воедино, передовой форпост, смелый риск, информационное сообщение, другая альтернатива, габаритные размеры, прейскурант цен, ночная серенада, не оглянувшись назад, в мае месяце, булка хлеба, толпа народа, десять рублей денег, главная суть, букинистическая книга, два часа времени, семинарские занятия, дебютировать впервые, мемориальный памятник, первая премьера.
Вы находитесь на странице вопроса 13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.