Грамматические ошибки. Задание 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.
В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи, это очень близкие, но не одинаковые единицы.
В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:
Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».
Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»
Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»
Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания
Основное правило:
при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.
Предложение с прямой речью |
Верно оформленная косвенная речь |
Неверно оформленная косвенная речь |
Отец сказал: «Я вернусь поздно». |
Отец сказал, что он вернётся поздно. |
Отец сказал, что я вернусь поздно. |
Мы спросили: «А ты откуда приехал?» |
Мы спросили, откуда он приехал. |
Мы спросили, «откуда ты приехал». |
Я признался: «Ваши книги взял Михаил». |
Я признался, что их книги взял Михаил. |
Я признался, что «ваши книги взял Михаил». |
Дети закричали: «Мы не виноваты!» |
Дети закричали, что они не виноваты. |
Дети закричали, что «мы не виноваты». |
|
Существует ряд дополнительных правил,
связанных с особенностью перевода прямой речи в косвенную, их соблюдение также проверяется в задании 7.
а) Если прямая речь – повествовательное предложение,
то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено!
б) Если прямая речь – вопросительное предложение,
то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!
в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,
при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст.Местоимение заменено!
г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,
то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы. Пример: Отец закричал сыну: «Вернись!» — Отец закричал сыну, чтобы он вернулся.Местоимение добавлено!
д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения
(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», — попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.
8.9.3. Особые правила цитирования.
При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:
1) при помощи прямой речи, с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», — говорил Пушкин. Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!
2) при помощи придаточного предложения, то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны». Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи.
3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов, например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны».
Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять: то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.
Рассмотрим некоторые особенности цитирования.
а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?
С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой — нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
В обоих предложениях нужно:
во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:
во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.
При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность», то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.
б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,
что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:
Неверно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется.
в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,
но прямая речь оформляется как отдельное предложение. Это не только нарушение пунктуации, это нарушение правил построения предложения с цитатой.
Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. |
|
ПРАВИЛЬНО |
ОШИБКА |
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. |
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи). |
ПРАКТИКА
1 Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».
2 А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною
3 Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся
историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».
4 Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он
говорил с горечью, что «Друзья, я потерял днь
5Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат
исчастлив»
-
Антон спросил, кто поедет со мной на горнолыжную базу.
-
Павел Алексеевич всегда видел таких людей и говорил, что ничем мне могу вам помочь.
-
В таких случаях он говорил, что терпи, голубчик, – я врач.
-
На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и
-
пойдём отдыхать.
-
Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое
-
Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив», «это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился»
-
Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
-
Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему,
что дожна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей
непоколебимой решимости славе Российской империи»
-
Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали.
-
Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с
ляхами».
-
Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это
произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
-
Гринёв вспоминал, что я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми
мальчишками.
-
Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую»
-
Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть
-
Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы
готовы сдать билеты.
-
Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни
очевидцев событий.
-
Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».
-
М.Ю. Лермонтов написал в одном из стихотворений, что «я жить хочу».
-
А.П. Чехов утверждал, что первое знакомство с Московским университетом произвело
на меня неприятное впечатление
-
Гринев сказал, что я подарил Пугачеву заячий тулуп
-
Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»
28. Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».
29 А. С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».
30 М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть
чем-то больше самого себя»
31 Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место
расчистить.»
32 И сказала Баба Яга, что «Я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришёл».
33 Художник Александр Дейнека говорил, что «я люблю спорт»
34 Чичиков говорил, что «Я давненько не брал в руки шашек.»
35 Тоня торжественно пообещала, что «Я тебя никому не выдам!»
36 Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.
37 В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».
«.Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.
38. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы
сейчас работаете
39. Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех
вас в гости в субботу.
40 Я долго стоял перед этим старым портретом, а девушка, изображённая
на нём, с укором смотрела на меня, будто говоря, что
«ты не тем занят, не тем живёшь, не о том думаешь
41. В письме нам было чётко сказано, что если вы хотите пойти на компромисс
, то делать это нужно как можно быстрее, что вы
не должны понапрасну тянуть время, так как ситуация может выйти из-под
контроля, поэтому мы решили последовать этому
совету и договорились о встрече с ответчиком
42 Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.
43 Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои
обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не
тебе меня судить.
44 Мама, вернувшись с работы, спросила меня, «позавтракал ли ты».
45 Создавая проект нового здания, архитектор сказал, что я хочу сделать
это здание самым красивым в городе
46Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится
ещё немного времени
47 Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему».
48В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить
не сумею».
49Николай Ростов обвинил поручика Телянина в краже, сказав, что «это деньги Денисова,
вы их взяли».
50Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза»
51.Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё
худшее, что таит в себе поздняя осень
Использованы ресурсы
Решу ЕГЭ
Мультиурок
Рустьюторс
Testy.class.ru
Яндекс
6
-
Смешение прямой и косвенной речи
Прямая речь состоит
из слов автора и из слов говорящего. На
письме оформляется с помощью двоеточий
и тире, например:
Помощник
следователя произнёс:
«Свидетель,
пройдите в кабинет».
«Свидетель,
пройдите в кабинет»,
– произнёс
помощник следователя.
«Свидетель,
– произнёс
помощник следователя,
– пройдите
в кабинет».
– и т.д.
Как видим, прямая
речь воссоздаёт в точности слова
говорящего.
Конструкция
«косвенная речь» может представлять
сложное предложение, состоящее как
минимум из двух частей: главного
предложения и придаточного изъяснительного.
В косвенной речи слова говорящего
передаются от третьего лица, на которое
указывают союзы изъяснительного
придаточного предложения: что,
чтобы,
как
и т.д. Например:
[Помощник
следователя сказал],
(что
свидетель может пройти в кабинет).
[Помощник
следователя сказал],
(чтобы
свидетель прошёл в кабинет).
Также косвенная
речь может быть представлена и в простом
предложении:
[Помощник
следователя попросил пройти в кабинет].
При смешении прямой
и косвенной речи происходит вкрапление
в конструкцию прямой речи союза,
указывающего на косвенную речь:
Помощник
следователя сказал,
что
«свидетель,
пройдите в кабинет».
С
другой стороны, при смешении прямой и
косвенной речи личные местоимения или
глаголы первого и второго лица проникают
в конструкцию косвенной речи, вступая
в конфликт с её установкой на содержание
местоимений в форме третьего лица или
на то, что они легко подразумеваются в
контексте:
[Помощник
следователя сказал свидетелю],
(что
пройдите
в кабинет).
[Помощник
следователя сказал свидетелю],
(что
вам
нужно пройти в кабинет).
Лингвистические термины
Сегмент
–
отрезок
речи, вычленяющийся из речевого потока.
Вопросы для самопроверки
1.
Чем вызвано использование сложных
предложений в письменной юридической
речи?
2.
Какие придаточные предложения характерны
для уголовного, уголовно-процессуального
законов? В гражданском законодательстве?
Чем это объяснить?
3.
Каковы функции сложных предложений в
процессуальных актах?
4.
Что способствует логичности изложения?
5.
В каких документах используются
бессоюзные сложные предложения?
6.
Какие ошибки могут быть в сложных
предложениях?
1
Пример,
взятый из документа, составленного в
1970 г., сохранен с целью показать типичную
ошибку, допускаемую юристами и ныне:
нарушение границ предложения. – Примеч.
Н.Н. Ивакиной.
2
Эти лишние
фрагменты выделены жирным шрифтом в
первоначальном варианте текста. –
Примеч. Е.П. Ращевской.
3Речевой недочёт
в употреблении личного местоимения:
неясно, в ходе чего?
– протокола
или обыска.
– Примеч. Е.П. Ращевской
4Все
чаще юристами выражается мнение, что
резолютивная часть обвинительного
заключения должна содержать только
формулировку обвинения: обвиняется
в организации драки, т. е. в совершении
преступления;
…в
причинении средней тяжести вреда
здоровью, т. е. в совершении преступления,
предусмотренного…
Мелькумянц
Н.В
учитель русского языка
МАОУ гимназия «Мариинская»
г. Таганрог
Синтаксические ошибки в речи учащихся
(материалы к спецкурсу по «Культуре речи»)
Синтаксическая норма – это правила
построения словосочетаний и предложений. Типичные синтаксические ошибки в
речи учащихся:
1.
Нарушение согласования.
2.
Употребление несогласованных приложений.
3.
Нарушение управления.
4.
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым.
5.
Ошибки в построении предложений с
однородными членами.
6.
Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом.
7.
Ошибки в построении предложений с
причастным оборотом.
8.
Ошибки в построении сложного предложения.
9. Смешение
прямой и косвенной речи.
1. Нарушение
согласования.
Имена
прилагательные и причастия согласуются в роде, числе и падеже с определяемым
именем существительным. Типичные ошибки:
1) Петя был младший сыном в
семье Ростовых ( имя прилагательное не согласуется в Тв. п. с именем
существительным – младшим сыном);
2) нужно обратить внимание на согласование
определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом: Я
знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом (причастный
оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; определяемое слово к
причастному обороту – группой (какой?) серьёзно увлекающейся
джазом);
3)
ошибки в грамматической форме определения при количественно-именном сочетании:
при существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два,
три, четыре, определение ставится в форме именительного падежа
множественного числа: два красивых платья, три спелых яблока, четыре сладких
апельсина;
при
существительных женского рода, зависящих от числительных два, три, четыре,
определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две
модные блузы, четыре спелые дыни.
2. Употребление
несогласованных приложений
1)
Нужно
помнить, что названия книг, газет, журналов и т.п., заключённые в кавычки, не
изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об это писали
в газете « Известия». Если нарицательного существительного нет, имя собственное
может изменяться: Об этом писали в «Известиях».
2)
Приложения-прозвища
не изменяются: у Всеволода Большое Гнездо.
3)
Существительные
– названия городов – согласуются в падеже с определяемым словом: в городе
Таганроге, в городе Москве.
3
. Нарушение управления.
В
конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо
беспредложной конструкции — установить о причинах болезни (правильно: установить
причины болезни);
2) беспредложная конструкция вместо предложного
сочетания – характерная им особенность (правильно: характерная для
них особенность);
3) неправильный выбор предлога — рецензия о книге
(правильно: рецензия на книгу).
Необходимо
уметь правильно ставить вопрос к управляемому слову:
Заслуживать
+ сущ. Р.п.
Заслужить
+ сущ. В.п.
Оскорбиться
+ сущ. Т.п.
Обидеться
+ на + сущ. В.п.
Пренебрегать
+ сущ. (мест.) Т.п.
Игнорировать
+ сущ. (мест). В.п.
Ограничить
+ сущ. В.п. + от + сущ. Р.п. +в + сущ. П.п.
Отличаться
+от + сущ. Р.п. + в + сущ. П.п.
Различаться
+ сущ. Т.п.+ по + сущ. Д.п.
Различить
+ сущ. В.п.
Оплатить
+ сущ. В.п.
Заплатить
+ за + сущ. В.п.
Уплатить
+ за + сущ. В.п.+ сущ. В.п.
4)довольно часто в заданиях
встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной
форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Наиболее
распространенными являются следующие случаи:
а) употребление предлога по. В
значении «после чего-либо» предлог по управляет П.п (по приезде в
Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и
т.п). По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
б) употребление предлогов благодаря,
согласно, вопреки. Данные предлоги употребляются только с Д.п.
(благодаря учителю, согласно приказу, вопреки ненастью).
4. Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым.
а)
сказуемое согласуется с подлежащим, а не с его приложением: Девушка-пилот
умело вела машину;
б)
сказуемое при вопросительном местоимении КТО ставится в форме единственного
числа, а в прошедшем времени – в мужском роде: Кто из девочек умеет
танцевать? Кто вчера опоздал?
в)
сказуемое при неопределённых и отрицательных местоимениях некто, кто-то,
никто и других ставится в единственном числе ( в прошедшем времени – в
форме мужского рода: Кто-то (скорее всего, трёхлетняя Любаша) нарисовал
в углу каждого чертежа симпатичный цветочек;
г)
с подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным, сказуемое
согласуется в соответствии с грамматическим родом, установленным для данного
слова в русском языке: Шимпанзе взобрался на верхушку дерева;
д)согласование
сказуемого во множественном числе при наличии нескольких однородных подлежащих:
Свежий воздух и спорт полезно для здоровья детей и взрослых – воздух
и спорт полезны).
5. Ошибки
в построении предложений с однородными членами
Типичные
ошибки:
1)Побывали не только на Кавказе, а также в Крыму.(причина
ошибки – неправильно подобраны компоненты двойного союза; правильно: … не
только на Кавказе, но и в Крыму.
2)Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих
друзей.( причина ошибки – разные способы морфологического выражения
однородных сказуемых); Струи фонтана, бившие в самое небо, и которые
искрились на солнце, освежали воздух (в однородный ряд объединяются
причастный оборот и придаточное предложение).
3) В книге описывается
происхождение религии и как она развивалась.(причина ошибки –
соединение неоднородных синтаксических конструкций : в однородный ряд
объединяется член предложения и придаточное предложение).
4)
Страна любила и гордилась
поэтом. ( причина ошибки: глаголы-сказуемые управляют существительными в
разных падежах; правильно: Страна любила (кого? что?) поэта и гордилась (кем?
чем?) им.
5)
Герасим взял щенка и положил к себе за пазуху и пошёл быстрыми шагами
(причина ошибки: союз и, показывающий законченность перечисления,
ставится перед каждым из двух последних однородных сказуемых).
6. Ошибки в
построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие
обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным
глаголом-сказуемым, основное и добавочное действие выполняет один субъект: Приехав
в Москву, я отправился в Третьяковскую галерею (я приехал и отправился).
Выполняя
задание , нужно помнить, что основное и добавочное действие должно совершаться одним
и тем же лицом: Выполняя задание , студенты обращались
к справочной литературе. ( студенты выполняли задание и обращались к
справочной литературе)
Если
в предложении нет подлежащего, то сказуемое должно быть выражено:
1. формой повелительного
наклонения: Выполняя работу, обращайте внимание на..
2. формой 1 или
2 лица изъявительного наклонения: Выполняя работу, обращаю
внимание на..
Выполняя
работу, обращаешь внимание на..
Выполняя работу, обращаем внимание на …
Выполняя работу , обращаете внимание на..
3.
формой
инфинитива в значении повелительного наклонения
Выполняя
работу, следует обратить внимание на…
Деепричастный
оборот не употребляется:
1) если действие,
выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным
лицам (предметам): Слушая сказки А.С. Пушкина, вспоминаются русские предания
и былины.
2) если в
безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет
инфинитива: Вернувшись на родину, мне стало радостно.
7.Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:
1) Горная
цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.(причина
ошибки – неправильное местонахождение причастного оборота; правильно: Горная
цепь, состоящая из горных хребтов, тянется с востока на запад).
2) Живущие
родственники за границей гостили у нас (причина ошибки – определяемое слово
помещается в середине причастного оборота. Правильно: Живущие за границей
родственники гостили у нас; Родственники, живущие за границей, гостили у нас)
8.
Ошибки в построении сложного предложения.
1) Этот
человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился
(причина ошибки: придаточное зависит от другого слова в главном предложении;
правильно: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня
образцом благородства).
2) В
армии Петя стремился быть в опасных местах, он просился (?), где шли бои.(причина
ошибки: пропуск указательного местоимения в главном предложении – В армии
Петя стремился быть в опасных местах, просился туда, где шли бои.)
3) Как
только перестал дождь, и м ы отправились домой.(причина ошибки:
одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов)
4) Охотник
положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. (причина ошибки: нарушение
границ сложносочинённого предложения). Когда герой опомнился. Было уже
поздно.(причина ошибки: нарушение границ сложноподчинённого предложения)
9. Смешение
прямой и косвенной речи.
С синтаксической точки зрения,
косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где
роль главного предложения играют авторские слова.
Придаточное
предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к
сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных
изъяснительных: как , что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда,
когда, откуда, какой, который и пр.
Союз
что указывает на то, что говорящий уверен в достоверности
информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой
речи.
Мне сказали, что пора
собираться в дорогу.
Союзы будто,
как будто указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой
информации.
Вчера рассказывали, будто
перед этим он выпил целый бочонок вина.
Относительные
слова что, какой, где, когда, куда , вопросительная частица ли
пр. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи.
Ко мне подошла женщина и
спросила, где находится ближайшая аптека.
В косвенной речи личные и
притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека,
передающего чужую речь:
·
Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал:
«Вернусь через час».
·
Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила:
«Зайди за мной вечером».
Обращения, междометия,
звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи
опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу:
·
Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» — Я окликнул его и
спросил, не заблудился ли он.
Теория.
Правила построения косвенной речи:
1) форма
1-го лица глагола заменяется на 3-е лицо;
2) личные
местоимения 1-го, 2-го лица, притяжательные мой, твой заменяются
местоимениями 3-го лица или употребляется имя существительное ( Друзья
побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот
спектакль!»;
3) если
чужая речь представляет собой побудительное предложение, то форма
повелительного наклонения заменяется формой сослагательного наклонения с
союзом чтобы ( Капитан приказал, чтобы подняли флаг); 4) если
чужая речь дана в форме вопросительного предложения, то вопросительное
местоимение или наречие становятся относительными, употребляются как союзные
слова; при отсутствии вопросительных местоимений и наречий в косвенную речь
вводится ли в качестве подчинительного союза (Я спросил, когда
отправляется поезд; Я спросил, отправляется ли поезд.);
5) при
замене прямой речи косвенной нейтрализуется стиль чужой речи: изменяется
порядок слов, опускаются частицы эмоционального характера, междометия,
обращения, вводные слова: Она сказала: «Хорошо, я
это сделаю». – Она сказала, что это сделает;
6) замена
прямой речи косвенной невозможна, если чужая речь представляет собой
эмоциональное восклицательное предложение; Обращения, междометия,
звукоподражания и т.п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи
опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу: Я крикнул:
«Эй! Ты, случаем, не заблудился?» — Я окликнул его и спросил, не заблудился ли
он.
Типичные
ошибки:
1) Объединение
прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за матерью и
ушёл на фронт»
2) Употребление
прямой речи без слов автора: Дети увидели баркас: «Папа!»
3) Автор
сказал, что я не согласен с мнением многих. – правильно: Автор сказал, что
он не согласен с мнением многих.
Дидактический материал
1. Нормы управления
Упражнение
1.
Перепишите, раскрывая скобки и выбирая нужную падежную форму. Укажите возможные
варианты.
Искать (помощь, помощи), искать (счастье, счастья),
искать (славы, славу); требовать (деньги, денег), требовать (билет, билета);
страшиться (расправу, расправы); бояться (мать, матери).
Упражнение
2. Перепишите,
раскрывая скобки, употребив управляемое слово в нужном падеже. При работе над
упражнением используйте «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и
М.А. Теленковой. М., 1985.
Свойственный (ты), характерный (он), жажда
(месть), жаждать (мир), избегать (ошибка), уверенность (правда), неверие
(успех), вера (человек), начать (работа), приступить (расследование), награжден
(грамота), удостоен (награда), упрекать (грубость).
×
Упражнение
3. Составьте словосочетания
«глаг. + сущ.», в качестве главного компонента употребите следующие слова: верить,
обеспокоиться, добиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, опираться,
основываться, базироваться, обвинять, предупреждать, предостерегать,
использовать.
×
Упражнение
4. Составьте словосочетания «сущ. + сущ.», в качестве
главного компонента употребите следующие слова: уверенность, преимущество,
жажда, беспокойство, тревога, обида, рецензия, отзыв, гордость.
Упражнение
5. Выберите из скобок нужный глагол и вставьте его в предложение,
соблюдая нормы управления. Определите падеж управляемого слова. При работе
используйте следующую подсказку.
Заслуживать + сущ. Р.п.
Заслужить + сущ. В.п.
Оскорбиться + сущ. Т.п.
Обидеться + на + сущ. В.п.
Пренебрегать + сущ. (мест.) Т.п.
Игнорировать + сущ. (мест). В.п.
Ограничить
+ сущ. В.п.
+
от + сущ. Р.п.
+в
+ сущ. П.п.
Отличаться +от + сущ. Р.п.
+ в + сущ. П.п.
Различаться + сущ. Т.п.
+ по + сущ. Д.п.
Отличить + сущ. В.п.
+ от + сущ. Р.п.
Различить + сущ. В.п.
Оплатить + сущ. В.п.
Заплатить + за + сущ. В.п.
Уплатить + за + сущ. В.п.
+ сущ. В.п.
1. Язык моряков крепок, свеж, полон
спокойного юмора. Он (заслужить, заслуживать) отдельного исследования
(К. Паустовский). 2. Они вполне (заслужить, заслуживать) свое положение и
счастье (В. Каверин). 3. …Незадолго до смерти Андерсен сказал одному
молодому писателю: «Я (оплатить, заплатить, уплатить) за свои сказки большую и,
я бы сказал, непомерную цену. Я отказался ради них от своего счастья…»
(К. Паустовский). 4. К счастью, самозванец или не расслышал, или
(пренебрегать, игнорировать) неуместным намеком (А. Пушкин). 5. Потом,
когда начнется настоящее разногрибье, маслятами как-то (пренебрегать,
игнорировать), и, между прочим, зря (В. Солоухин). 6. Пусть же не
(оскорбиться, обидеться) ее милая тень этим поздним цветком, который я
осмеливаюсь возложить на ее могилу (И. Тургенев). 7. Николай Иванович
теперь даже и не (оскорбиться, обидеться) на эти слова (И. Тургенев). 8.
Чем, например, (отличаться, различаться) спорый дождь от грибного?
(К. Паустовский). 9. Природа словно хотела резко (отличить, ограничить)
здесь прибрежный район от бассейна реки Имана (И. Арсеньев). 10. Не мог он
ямба от хорея, как мы ни бились,…(отличить, различить) (А. Пушкин).
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с глаголами бороться (с чем? против
чего?), добавить (что? чего?), требовать (чего?
что?), властвовать (над кем? чем?).
Упражнение 7.
Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях, и запишите предложения в
исправленном виде. Какие нормы управления в них нарушены?
1. Преподаватель написал отзыв на мою
работу. 2. В газете появилась рецензия о новом фильме. 3. Больше внимания
следует уделять на повторение. 4. Он ждал решение суда. 5. Лицеисты выступали с
верой в успехе. 6. Сестра тревожилась о брате. 7. Им руководила жажда в
деятельности. 8. Выступающие отметили о недостатках успеваемости. 9. Он не
обиделся этими словами. 10. Учитель отметил о недостатках контрольной работы.
11. Пенсионерам сейчас трудно оплачивать за квартиру. 12. Он был осужден к
десяти годам лишения свободы. 13. Мы надеемся о том, что полугодие вы закончите
успешно.
2.Синонимия форм главных членов
предложения
Согласование сказуемого с подлежащим
Упражнение 8.
Определите способы выражения подлежащего в следующих предложениях, укажите
стилистическое различие между ними.
1. Любить тебя – большое испытание. Любовь
к тебе – большое испытание.
2. Учиться – всегда пригодится (посл.).
Учение всегда пригодится.
3. Как-то незаметно у нас вошло в обычай
читать вслух короткие чеховские рассказы. Как-то незаметно у нас вошло в обычай
чтение вслух коротких чеховских рассказов.
4. Обучение речевой деятельности на чужом
языке – трудная задача. Обучать речевой деятельности на чужом языке – трудная
задача.
Упражнение 9.
Определите способы выражения простых глагольных сказуемых, укажите
стилистическое различие между ними.
1. И в волны вмиг прыгнул пловец
нетерпеливый (А. Пушкин). – Вот поравнялись мы с телегой …вдруг великан
в полушубке прыг с неё долой – и прямо к нам! (И. Тургенев).
2. Генерал резко остановил машину
возле своей палатки (В. Катаев). – Только как назвал я тебя, батюшка, так
она вдруг и останови коня (А. Толстой).
Упражнение 10.
Укажите стилистическое различие в способах выражения составного именного сказуемого.
1. Небо было ясно, чисто…
(А. Куприн). Небо было ясное, чистое.
2. Я на неё не в обиде
(К. Паустовский). Я на неё не обижен.
3. Егор Семеныч был высокий, широкий в
плечах… (А. Чехов). Егор Семеныч был высок, широк в плечах.
4. Труд есть борьба человека с природою
(Д. Писарев). Труд является борьбой человека с природою. Труд – борьба
человека с природою.
Упражнение
11. К каким из выделенных главных членов предложения
можно подобрать синтаксические синонимы? Определите способы выражения главных
членов. В чем их смысловые и стилистические различия?
1. Работать в художественной
мастерской было для него наслаждением. 2. Повторение изученного
перед экзаменом совершенно необходимо. 3. Возвращаться в театр
теперь было для него невозможным. 4. Покровительство слабым,
беззащитным стало потребностью её души. 5. Она (мартышка) тихохонько медведя толк
ногой (И. Крылов). 6. Она садилась на скамеечку
около шалаша и принималась думать (А. Чехов). 7. Степан
стоял рядом и не смел подойти к ней (Г. Николаев). 8. И
вдруг вся его собственная жизнь… представилась ему такой же печальной
и одинокой, как эта ночная дорога. 9. Все выходило каким-то серым,
далеким, равнодушным, не трогающим сердце (А. Куприн). 10.
Он был ловок, хищен, силен, жесток (М. Горький). 11. Теперь
я понимаю, что он был мечтатель (К. Паустовский). 12.
Я на неё не в обиде (К. Паустовский). 13. Поезд был
в непрерывном движении (К. Паустовский).
Упражнение
12. Какое значение и стилистическую окраску приобретает
сказуемое, если его именная часть стоит в именительном или творительном падеже,
выражена краткой или полной формой прилагательного? Запишите предложения,
подчеркните сказуемые.
1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
Звезды блещут. 2. Как тополь киевских высот, она стройна. 3. Из шатра,
толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен. 4. Петушок мой золотой будет верный сторож твой
(А. Пушкин). 5. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка
(М. Лермонтов). 6. Я самый смирный стал теперь человек (Л. Толстой).
7. Теперь Васька врачом в уезде. 8. Это я только к тебе добрый
(М. Горький). 9. Стали теперь безопасны для проезда лесные тропы. 10. У
Ивашкиных он был своим человеком (А.Чехов). 11. В то время был ещё жених её
супруг. 12. Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой 9А.Пушкин).
Упражнение
13.
Проанализируйте формы сказуемых в следующих предложениях. Чем объясняется в них
выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы являются
предпочтительными при выборе той или иной формы?
1. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море (А. Куприн).
2. Несколько матросов… вышли как-то в море на этом катере (А. Куприн). 3.
…Вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу (К. Федин). 4. Приехало
множество народу (Л. Петрушевская). 5. Большинство писем было доставлено
днем (К. Лидин). 6. Большинство
пассажиров дремали (К. Паустовский).
Упражнение
14.
Выберите один из указанных в скобках синонимичных вариантов сказуемых.
Сопоставив ваш выбор с авторским вариантом, попытайтесь мотивировать последний.
1. Мать у меня (была красивой,
была красавица, была красива), прямо цыганка (К. Паустовский). 2.
Настоящая мудрость (является немногословной, немногословна, немногословная)
(Л. Толстой). 3. Но все-таки мне обидно, что моя мать, всегда
такая строгая и красивая, – теперь (такая некрасивая и смешная, так
некрасива и смешна) (М. Горький). 4. В слове (скрывается, сокрыта) самая
великая энергия, известная на земле, – энергия человеческого духа
(Ф. Абрамов). 5. Синцов тоже (решил ложиться, собрался ложиться, намерен
был ложиться, намеревался ложиться), как дверь вдруг отворилась
(К. Симонов). 6. Члены «Среды» (имели возможность влиять, могли
влиять) на самые разнообразные стороны жизни (Н. Телешов).
Авторские варианты: 1) была красавица; 2)
немногословна; 3) так некрасива и смешна; 4) сокрыта; 5) собрался
ложиться; 6) имели возможность влиять.
Упражнение
15.
Найдите грамматико-стилистические ошибки в употреблении
составного сказуемого. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Работники отдела оказались глухие к критике. 2. Все
становится ясно, когда мы начинаем разбирать это дело. 3. Этот человек сделался
невозможный. 4. Себя же режиссер видел как разрушителя старых, косных,
отживших, по его мнению, форм и как искателя новых форм театра. 5. Эта книга
полезная и интересная, но не свободна от некоторого схематизма. 6. Этот человек
был больной гриппом. 7. Сергей считает себя как удачливого человека. 8. Девочка
стала безразличная ко всему окружающему.
Упражнение
16.
Найдите и исправьте грамматические ошибки в согласовании сказуемого с
подлежащим. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Молодежь собирались в парке на митинг. 2. Родня его
не любили. 3. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. 4.
Вдруг перед ним возникло три громадных фигуры. 5. На дворе у него воспитывались
несколько медвежат. 6. Собака Дик увидел палку. 7. В нем мне понравилось любовь
к Маше и искренность по отношению к Пугачеву. 8. На моем попечении была
старая бабушка и мой маленький братишка. 9. Доброта и ум отличал нашу первую
учительницу. 10. Он наблюдал из-за угла, не идут ли кто. 11. В дискуссии
участвовали много ученых. 12. Несколько мужчин и женщин стояло у ворот
больницы.
3. Синтаксические нормы в структуре
простого
осложнённого предложения
Упражнение
17.
Однородные члены предложения чаще всего выполняют следующие стилистические
функции:
1) служат
средством детального описания предмета, обстановки, действия и т.п.;
2) передают эмоциональное отношение к описываемому;
3) выступают в качестве средства
создания портрета персонажа.
Определите
стилистическую роль однородных членов в следующих предложениях:
1.
Привольно
зеленеют кругом хлеба и травы (И. Бунин).
2. У печи солдат в грубой рубахе, и галстуке, и черных штанах, и в
одном сапоге с желтым голенищем (Л. Толстой). 3. Есть в светлости
осенних вечеров умильная, таинственная прелесть… (Ф. Тютчев). 4. Помню
большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад… (Н. Бунин). 5. От
глухой лесной опушки до невидимой реки встали танки, кухни, пушки, тягачи,
грузовики… (А. Твардовский). 6. Что, дремучий лес, призадумался, грустью
темною затуманился? (А. Кольцов). 7. Во всех комнатах – в лакейской, в зале,
в гостиной – прохладно и сумрачно (И. Бунин).
8. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы, и распущенные
власы, и капли слез (А. Пушкин). 9. Захар смотрел то на солнце, то на
широко раскрывшийся после косьбы степной простор… (И. Бунин).
Упражнение 18. Выразительно
прочитайте стихотворение. Найдите в нем однородные члены предложения.
Определите, какова их стилистическая роль.
Туча черная
Понахмурилась…
Ополчается –
Громом, бурею,
Огнем, молнией.
Дугой – радугой
Ополчилася,
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною…
(А. Кольцов)
Упражнение 19. Определите
разновидности речевых и стилистических ошибок при однородных членах,
характеризуя их как: 1) объединение сочинительной связью слов, обозначающих
логически несопоставимые понятия; 2) неодинаковое морфологическое оформление
однородных членов предложения; 3) несоответствующее норме употребление союзов;
4) чрезмерное удлинение ряда однородных членов; 5) объединение сочинительной
связью разнотипных синтаксических единиц. Запишите предложения
в исправленном виде.
1. Изменивший присяге и общаясь с Пугачевым, Швабрин
показал свой характер и плохие черты. 2. Автор говорит не только о ее внешней
красоте, а и о внутренней. 3. Добрыня был честным, умным, благородным,
мужественный и порядочный.
4. Я бы хотел завести собаку для интереса и чтобы было весело. 5. Люди и
дети будут радостные ходить по улицам. 6. Листья
в лесу пахнут ягодами, зеленью, природой и грибами. 7. Девочка любит чистоту,
декоративную посуду и читать книги. 8. Они шли по улице быстро и разговаривая о
чем-то своем. 9. Дон Кихот был высок и худой. 10. После праздника мы шли домой
с подарками и отличным настроением. 11. Во всех своих рассказах Чехов высмеивал
тех, кто был хамелеоном и тщеславен. 12. В характере Гаврика особенно
проявились хитрость, осторожность, зоркость, смелость, большая сила воли,
настоящая рыбацкая гордость, выносливость, терпеливость, содержательность,
заботливость. 13. Он увидел молодую девушку – грузинку, пришедшую за водой
и которая поразила его своей красотой. 14. Когда гулял по городу и увидев
несчастных детей – сирот, он задумал написать картину.
Упражнение 20. Найдите и
исправьте ошибки, связанные с построением предложений с однородными членами.
Определите причины данных ошибок. Запишите предложения в исправленном виде.
1.
Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно. Большая и чистая. 2.
Мальчик был лобастый, но очень серьезный. 3. После этого изобрели стальное
перо, чернильную ручку, авторучку, шариковую ручку, капиллярную ручку. 4. В шкафу
стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. 5. Тревога и тоска
застыла в их глазах. 6. Девочки спрыгнули с лодки и бегут к морю. 7. Море после
шторма спокойное, веселое и играет лучами солнца. 8. Все были рады, счастливы и
веселые. 9. Дети были очень веселые и радующиеся. 10. Вода была голубая и
спокойная. 11. Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход. 12. Все очень
ждут и переживают за рыбаков. 13. Наташа помогала матери по хозяйству. Следила
и укладывала спать маленького братишку. 14. Оля забавляла и смеялась вместе с
ребенком. 15. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.
16. Я люблю бокс, хоккей и плавать в бассейне. 17. Все мы радовались и
гордились успехом команды. 18. Залогом успеха является контроль и руководство
за университетской работой. 19. Для меня счастье – это хорошая семья, любимый
человек. Призвание и верные друзья.
Упражнение
21. За счет чего создается комический эффект в следующих
примерах?
1. Этот скандал, несмотря на свою видимую ничтожность,
обошелся ему очень дорого. Благодаря ему он потерял свою новую форменную
фуражку и веру в человечество (А. Чехов). 2. Любит жаловаться больным
на свое здоровье и порядки в поликлинике (Г. Горин). 3. Катя любила Петю и
английский язык (С. Лившин). 4. Он обещал на съезде, что родит роман и
сына (И. Ильф). 5. Бью чечетку и баклуши (В. Русанов). 6. Все
смешалось в голове Анны Львовны, а потом и в доме. 7. Он… сначала вышел из
народа, а потом из гоголевской шинели (И. Двинский). 8. Она принуждена была
встать с своего ложа в негодовании
и в папильотках. 9. Штабс-капитан …явился опять в нашем городе… с своею сестрой
и с новыми
целями (Ф. Достоевский). 10. Приобрел большое состояние и дурную славу
(К. Валишевский).
Упражнение 22. Перестройте
предложения так, чтобы обособленные определения стали необособленными. Что
изменилось при этом в содержании предложения и в его пунктуационном оформлении?
1. Потом пришла весна, яркая, солнечная
(М. Горький).
2. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (М. Шолохов).
3. Судно, взявшее меня на борт, называлось «Нырок» (А. Грин). 4.
Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к шороху
все прибывающей реки (В. Короленко). 5. Мне навстречу, чистые и ясные,
словно тоже облитые утренней прохладой, принеслись звуки колокола
(И. Тургенев).
Упражнение 23. Прочитайте
стихотворение.
Найдите
в нем обособленные определения. Какие стилистические функции они выполняют?
Замените обособленные определения необособленными. Какие определения (обособленные
или необособленные) обладают большей выразительностью?
Много былей я знаю, веселых и грустных,
О хлебах, испеченных на листьях капустных,
О замешанных круто духмяных опарах,
О колосьях, наполненных солнечным жаром,
О зерне крутобоком в пыльце желтоватой,
Что лежит на ладони, сухой и щербатой;
О ладони, что стала от стужи лиловой,
И о стуже степной, по-январски суровой.
(Н. Полякова)
Упражнение 24. Охарактеризуйте
грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов: 1) нарушение
согласования причастия с определяемым словом; 2) нарушение места расположения
причастного оборота по отношению к определяемому слову; 3) включение в состав
причастного оборота союзов и союзных слов. Исправьте ошибки.
1. Если человек хорошо знающий местность, он не
заблудится. 2. В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского мальчика,
отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни. 3. Дети
спешат к реке, приехавшие в лагерь. 4. Этой пятерке я очень обрадовался,
полученной мной впервые в жизни. 5. Плющ, который вьющийся по стене,
украшает комнату, радует глаз. 6. Кот, так как удивленный случившимся, перестал
с этого дня красть. 7. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший
бородой. 8. Обожжённое лицо морозом горело. 9. От ледяного панциря,
прикрывающие Антарктиду, откалываются огромные айсберги. 10. Солнечный луч
освещал падающие листья с деревьев.
Упражнение
25.
Замените деепричастные обороты придаточными предложениями. Изменилось
ли содержание предложений? Какие из предложений более характерны для устной
речи?
1.Набрав
в лесу много грибов, мы отправились домой. 2. Неожиданно заболев, студент не
пришел на занятия. 3. Подъезжая к деревне, мы заметили начавшийся в одном
доме пожар. 4. Вы сможете отдохнуть, только полностью закончив свою работу.
5. Очень уважая своего друга, я все же не могу выполнить его просьбу. 6.
Не повторив старое, не усвоишь новое.
Упражнение 26. Исправьте ошибки в
следующих предложениях с деепричастными оборотами.
1.
Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму
шуткой. 2. Получив известие о Павле, радость охватила Ниловну. 3. Изучая «Слово
о полку Игореве», у нас возник вопрос, кто автор этого произведения. 4. Включив
радио, раздались звуки музыки. 5. Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался
взволнованный сосед.
Упражнение 27. Найдите и
исправьте ошибки в построении простых предложений с обособленными членами.
Запишите предложения в исправленном виде.
1. Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви
обрубили, расположенные низко. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что
она нуждается в серьёзной доработке. 3. На картине изображена девочка, которая
только вставшая. 4. Вблизи лодки раскинутую на шестах мы видим сеть. 5.Арестованный
тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких
средств к существованию. 6. Он, выпив полковша, и другую половину вылил на
себя. 7. Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана «Март».
Упражнение 28. Прочитайте.
Проанализируйте экспрессивно-стилистическую роль обращений в данных примерах
(обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы,
обращения-иронии, обращения-повторы, риторические обращения,
обращения-олицетворения).
1.
От
дружной ветки отлученный,
Скажи, листок уединенный,
Куда летишь?
(В. Жуковский)
2.
Промчалось
ты, златое время!
(Е. Баратынский)
3.
О
милый, тихий городок,
Мой старый, верный друг …
(И. Северянин)
4.
О,
говори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
(А. Григорьев)
5.
О
Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
(Ф. Сологуб)
6.
Приветствую
тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
(А. Пушкин)
7. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
(И. Крылов)
8. О поле, поле,
кто тебя усеял мёртвыми костями? (А. Пушкин)
1. А вы,
надменные потомки, известной подлостью прославленных отцов… Таитесь
вы под сению закона…
(М. Лермонтов).
2. Куда
лезешь, борода? Говорят тебе, никого не велено пускать (Н.Гоголь).
3. Шуми,
шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А
Пушкин).
4. А! Золото!
Добро пожаловать. Ты что же, молодчик, оброка не платишь? (М.
Салтыков-Щедрин)
Упражнение 29. Сравните варианты
текстов, одинаковых в содержательном плане. Найдите синонимичные синтаксические
конструкции в обоих вариантах. Какие из них позволяют сделать речь более
лаконичной, придать ей непринужденный характер, более тесно связать
предложения?
1. Семен! Я очень сожалею, что должен сообщить Вам
неприятное известие. Должен Вам признаться, что мне очень не хотелось писать,
но я не сомневаюсь, что услышать дурную весть от кого-либо другого Вам было бы
еще неприятнее. Сокращаю свое вводное слово, чтобы приступить к изложению.
2. Семен! Сожалею, но я должен сообщить Вам неприятное
известие. Признаться, мне очень не хотелось писать, но, несомненно, услышать
дурную весть от кого-либо другого Вам было бы еще неприятнее. Словом, приступаю
к изложению.
Упражнение 30. Подготовьте устные
высказывания на предложенные лингвистические темы, используя разные типы
простых осложнённых предложений.
1. Признаки
глагола и прилагательного у причастия.
2. Употребление Ь в различных грамматических формах.
3. Разносклоняемые существительные.
4.
Синтаксические нормы в структуре
сложного
предложения
Упражнение
31.
Найдите и исправьте ошибки, связанные с построением сложносочиненных
предложений. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Вчера был шторм, и сегодня все кругом было
спокойно.
2. У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки. 3. Я каждый год
беру у нашей березы сок, но и не забываю залечивать рану. 4. Не то птица села
на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю. 5. И вдруг девочки увидели
маленькую черную точку, и у них появилась надежда. 6. Митраше было десять лет с
хвостиком, но сестра была старше.
Упражнение
32.
Замените там, где это возможно, придаточные определительные предложения
обособленными определениями. Если замена невозможна, устно объясните почему.
1. Событие, которое произошло вчера, запомнится мне
надолго. 2. Во дворе, который освещал месяц, слышались голоса. 3. Около
дома был небольшой сад, где росли вишни, черешни и яблони. 4. Через некоторое
время мы вышли к озеру, которое своим видом больше напоминало болото. 5. Осина,
которую качает ветер, стоит рядом с молодой березой. 6. Лес, по которому мы
теперь шли, состоял только из старых деревьев. 7. Мы с трудом перешли мост,
который почти полностью сгнил посередине.
Упражнение
33.
В данных ниже предложениях замените обособленные определения придаточными
определительными. Для каких стилей речи характерны конструкции с обособленными
определениями? Что предпочтительнее при устном высказывании?
1. Обращение – это слово (или
сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 2. Предложения,
состоящие из нескольких простых предложений, называются сложными. 3.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 4.
Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной
местности. 5. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и
предложения.
Упражнение
34. Найдите
и исправьте ошибки, связанные с построением сложноподчиненных предложений.
Запишите предложения в исправленном виде.
1. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который
порадовал бы тебя такими необычными подарками. 2. Мама всегда меня ругает, что
я разбрасываю свои вещи. 3. У меня есть такое предположение, что рыбаков
задержал шторм. 4. Зал нравится мне из-за того, что он уютный, большой и
чистый. 5. В комнате стоит на тумбочке телевизор, после школы по которому я
смотрю развлекательные передачи. 6. На двух полочках – художественная
литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам. 7. Входишь в комнату,
то сразу бросается в глаза большое окно. 8. Самодельные подарки лучше, потому
что если подарить купленную в магазине вещь, то она может не понравиться. 9.
После шторма рыбаки не вернулись, что вызывает беспокойство у детей. 10. Если я
приду в эту комнату, то всегда чем-нибудь занимаюсь. 11. Прогуливаясь по
берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая
лежала у берега вверх килем. 12. Девочки знали, что ночью был шторм, какая беда
могла случиться.
Упражнение
35. Устраните
двусмысленность и исправьте ошибки, связанные с употреблением союзного слова который
и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Запишите предложения
в исправленном виде.
1. В своем романе Горький правдиво и ярко рисует нам
образ Пелагеи Ниловны, в которой отражен великий процесс пробуждения народных
масс. 2. В сборнике печатаются важнейшие статьи революционных демократов, в
которых они разбирают проблемы воспитания. 3. Мастер предложил изготовить
специальный желоб из листового металла, который установлен на подставках. 4.
Эти несколько достопримечательностей, показанных туристам, которые были
особенно знамениты, надолго остались у них в памяти. 5. В сборник вошли
частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые
бытуют в настоящее время в районах Смоленской области.
Упражнение
36. Найдите
и исправьте ошибки, связанные с построением сложных предложений.
1. Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она
уходила куда-нибудь поспать. 2. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и
через минуту заседатель стоял перед барином.
3. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден
бывать. 4. Теплый дождь смочил землю,
в котором так нуждались посевы. 5. Белка – зверь, которая живет на дереве. 6.
Пьеса «На дне» – это произведение, в которой содержится обвинение капитализму.
7. Офицер приказал, чтобы
к нему пригласили, кто спас ребенка. 8. Необходимо то, чтобы ты ко мне зашел.
9. По дороге мы рассказывали, что случилось с нами за лето. 10. Тарас сказал,
что завтра же едем на Запорожье, чего откладывать. 11. Когда Гринев поправился,
он сказал Маше, что я посылаю письма и жду родительского благословения.
12. Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений и голода, какой он смелый,
какой обладает несокрушимой волей. 13. Когда совсем стемнело, и я направился
по тропинке, которая и привела меня в лагерь.
Упражнение
37. Найдите
и исправьте ошибки в предложениях
с прямой и косвенной речью. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом
и ушел на фронт». 2. Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении
билетов. 3. Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения
дарили мы только то, что сделано было своими руками. 4. К. Паустовский говорил,
что: «Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек».
Упражнение
38. Устраните
ошибки в употреблении косвенной и несобственно-прямой речи. Запишите
предложения в исправленном виде.
1. Рыболов остался доволен уловом: несколько ершей,
щука – и всего за какой-нибудь час, а парень сомневался, что будет ли здесь
хороший улов. 2. Егерь представил меня своим друзьям и сказал мне, что, по
моему мнению, это все отличные ребята. 3. Нам объявили, что кружок будет
работать два раза в неделю, что, если занятия пойдут успешно, вас повезут на
экскурсию.
4. Я не уверен, что будто бы можно таким образом решить задачу. 5. Сергей
намеревался написать Зине, что не приедет ли она на каникулы в Москву. 6.
Павлов сомневался, что можно ли выполнить работу в срок. 7. Метеоролог объявил
перед полётами, что я, мол, затрудняюсь дать точный прогноз погоды. 8. Мы не
были уверены, что будет ли сегодня хорошая погода.
Упражнение
39. Объясните
причины грамматических ошибок школьников (ошибки в построении словосочетаний и
предложений), исправьте их и запишите правильный вариант.
1. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест. 2.
Он, как и его брат Остап, с малых лет отданы учиться в гимназию. 3. Его
некрасивое лицо, оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью. 4. В повести
«Капитанской дочке» А.С. Пушкин рассказал о восстании Пугачева. 5. Среди
многочисленных героев повести мы встречаем трех главных: Тарас, Остап и Андрий.
6. Народ тогда не знал, за что они борются. 7. На пристани было много народу, и
жизнь, казалась, была шумной, радостной. 8. Синий цвет василька ярко выделялся
от других. 9. Петю послали с пакетом в отряд Денисову. 10. Дворяне они
ненавидели Пугачева. 11. Шофер, увидев меня, он сразу же замедлил ход машины.
12. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о пламенной любви Тараса к родине и
ненависть к врагам народа. 13. Когда Тараса Бульбы войско вступило в бой, все
отважно сражались. 14. Мы видим в произведении Пугачева честным, мужественным,
он может платить за добро добром, талантливым полководцем. 15. Гринев был
честный и мужественный, но у него есть привлекательные черты. 16. В армии Петя
стремился быть в опасных местах, он просился, где опаснее. 17. Иван Васильевич
пошел в ту сторону, где доносились звуки. 18. Рыба мелькнула, и сразу поплавок
утонет в воду. 19. «Барыня сразу начала ругать приживалок, что зачем эта
собака, у нас есть собака и хватит». 20. Когда пришел приказчик, то, замечая
Дубровского, упал перед ним на колени. 21. Читая повесть «Капитанская дочка»,
перед читателями ярко встает образ предводителя народного восстания Емельяна
Пугачева. 22. Петя нравится мне тем, потому что он пламенно любил свою родину.
23. Когда Герасима привезли в Москву, и назначили дворником.
Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.
Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.
Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.
Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.
По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.
Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.
Синтаксические нормы построения словосочетаний
Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.
Определение
Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.
Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».
Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.
Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:
- заведующий (чем?) аптекой;
- управляющий (чем?) базой;
- командующий (чем?) армией.
А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:
- директор (чего?) школы;
- руководитель (чего?) центра;
- командир (чего?) батальона.
А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:
Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.
В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.
Правильно:
Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.
В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:
- оплатить что-либо (оплатить проезд);
- заплатить за что-либо (заплатить за проезд).
Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.
Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:
- уплатить (за что?) за ремонт телефона;
- заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
- обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
- плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
- доволен (чем?) отдыхом;
- рад (чему?) предложению.
Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.
Недавно Вера вернулась с Петербурга.
В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:
Недавно Вера вернулась из Петербурга.
Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):
- поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
- приехать в Саратов — уехать из Саратова.
В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:
- побывал на Урале — вернулся с Урала;
- отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
- съездили на Кубу — прилетели с Кубы.
Синтаксические нормы построения предложений
Употребление причастных оборотов
Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:
На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.
В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:
На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.
Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.
Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.
Мы не дождались и вошли.
Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.
Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.
Правильно:
Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.
Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.
Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.
Правильно:
Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.
В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.
Распахнув окно, в комнате стало прохладно.
Правильно:
После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.
Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.
Сравним:
Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.
Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.
Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.
Правильно:
Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.
Употребление однородных членов предложения
Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.
Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.
В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.
Исправим ошибку:
Мастер не только научил Витю навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.
Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.
В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.
Научат разбираться (в чём?) в живописи;
научат понимать (что?) живопись.
Правильно:
В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.
Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.
Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.
Синтаксические ошибки в сложных предложениях
Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.
1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.
Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.
Правильно:
Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.
2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.
Союз «что» лишний в этом высказывании.
3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.
Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.
Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.
Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.
Смешение прямой и косвенной речи
Рассмотрим эту ошибку в предложении:
Нина сказала, что я провожу вас до станции.
В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:
Нина сказала, что она проводит нас до станции.
Нина сказала: «Я провожу вас до станции».
Неправильное построение предложения с косвенной речью – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.
Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное построение предложения с косвенной речью», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант:
Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.
Пример 2
Предложение:
Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант 1:
Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
Пример 3
Предложение:
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.
В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант 1:
Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.