Созданная тогда оон речевая ошибка

70 БАЛЛОВ, ТЕСТЫ!

38. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в строке:
А) крайнее (не)довольство; (не)расположен это делать; (не)смотря на обиду
Б) позвонил (не)приятель, а сосед; (не)сказав ни слова, задание (не)выполнено
В) совершенно (не)обидчивый человек; (не)правдоподобный, работает (не) глядя
Г) (не)интересующий многих; предложение (не)принято; (не)точности

39.Речевая ошибка допущена в словосочетании:
А) выбрали красивый кафель
Б) слишком много калорий
В) принять закон по охране детства
Г) созданная тогда ООН

32. Какими цифрами обозначены обособленные определения в данном предложении?
В ХУ1 веке (1) северные земли (2) лежавшие за Полярным кругом (3) и ставшие известными русским купцам(4) были неведомы народам Западной Европы.
А) 1,2
Б) 1,3
В) 2,3
Г) 2,4

56. Буду поливать цветы, думать о своей судьбе…(Н.М.Рубцов). Предложение осложнено…
1)вводным словом (словосочетанием)
2) обращением
3) однородными членами
4) обособленным(-ыми) членом(-ами)

57. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В городском парке играет духовой оркестр () и прогуливаются отдыхающие.
Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

59. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Находящиеся в зале заметили, что Таня полна решительности и что она совершенно овладела собой.
Я часто вспоминаю то заветное лето, когда влюбленный и счастливый, бродил я по имению, думая о ней.
Казалось, лето никогда не придет.
Не знаю, как назвать то чувство, которое я тогда испытывал.

60. Двоеточие необходимо поставить в предложении:
Мороз усиливался _ надо было уезжать домой.
Она подошла к окну и увидела _ Петр Дмитриевич неторопливо разгуливал по аллее.
Лес рубят _ щепки летят.
В комнате были только _ раскладная парусиновая кровать военного образца и деревянный некрашеный стол.

Напомним, что правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями, закреплёнными в русском литературном языке, называются лексическими нормами.

Под лексическими нормами, или нормами словоупотребления, также понимаются нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление лексической единицы в тех значениях, которые она имеет в литературном языке и которые зафиксированы в словарях.

Незнание или неточное знание значения слова становятся причиной нарушения лексических норм. Нарушение лексических норм ведёт к серьезным речевым ошибкам, к возможности двоякого толкования высказываний. Далее разберём наиболее распространённые в деловой речи, в процессуальных документах ошибки, возникающие в связи с нарушением лексических норм.

Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова

Нарушение лексической сочетаемости. При выборе и употреблении слова в тексте следует учитывать не только значение, которое присуще лексической единице в литературном языке, но и её способность соединяться с другими словами. Такая способность может быть неограниченной или, напротив, предельно ограниченной.

К факторам, оказывающим влияние на характер лексической сочетаемости, относятся: семантика слов, их стилистическая принадлежность, эмоционально-экспрессивная окраска, грамматические свойства и др. Примером лексической несочетаемости может служить употребление в предложении словосочетания оказать внимание вместо правильного уделить внимание: Большое внимание будет оказано благоустройству города.

Неразличение паронимов. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но полностью или частично отличающиеся по значению. Например, неправильно употреблено слово расписка в следующей конструкции: Я, Сериков Константин Юрьевич, проживающий по адресу: г. Энск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 60, даю настоящую расписку следователю Кернову В. А. в том, что до окончания расследования уголовного дела обязуюсь не отлучаться с места жительства (в соответствии со смыслом конструкции должно быть употреблено слово подписка). Затруднения вызывают при употреблении многозначные глаголы представить и предоставить.

В соответствии с наиболее важными для деловой речи значениями данных глаголов возможны словосочетания представить к награде, представить к очередному званию (ходатайствовать о чем-либо), представить отчёт (предъявить, доставить, сообщить) и предоставить отпуск (дать какое-то право, возможность). В зависимости от контекста правильными будут словосочетания представить доказательства (т. е. предъявить, показать) и предоставить доказательства (т. е. дать возможность выполнять с предметами какие-либо операции).

Неточный выбор синонимов. Синонимы позволяют более полно, детально описать ситуацию, выразить мысль. Однако следует помнить, что большая часть синонимов имеют оттенки в семантике, а также различную функционально-стилистическую окраску. Например, стилистически нейтральны, а значит, не имеют ограничений по сфере употребления синонимичные слова сказать, рассказать, сообщить; просторечным является глагол обсказать; разговорным – расписать (пространно, красочно рассказать).

Глагол показать в значении дать показания употребляется в тексте документа, когда определён правовой статус участника судопроизводства: подозреваемый, свидетель. Употребление синонима без учёта оттенков в семантике или стилистической окраски ведёт к речевой ошибке.

В предложении В настоящее время в криминалистике создано массовое количество инновационных форм, позволяющих совершенствовать процесс раскрытия преступлений неправильно употреблено слово массовое, вместо широкого, универсального по значению синонима большое. Первый синоним имеет семантические оттенки, определяющие включение его в конструкции рядом со словами, называющими действия людей, ср.: массовые выступления, массовое движение «зелёных», массовое производство 1. Со словом количество в значении величина, число 2 оправданным является употребление прилагательного большое.

Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) смысловая избыточность, возникающая вследствие употребления в словосочетании или предложении слов, частично или полностью совпадающих по значению (например, в 19 часов вечера, совместное соглашение, своя автобиография, коллеги по службе, в мае месяце, свободная вакансия, прейскурант цен, предельный лимит).

Поскольку данная ошибка создаётся вследствие избыточности содержательного плана, то исправляется плеоназм путём исключения лишнего слова из словосочетания или предложения. В отношении ранее приведённых плеонастических словосочетаний правильными вариантами будут соответственно: в 19 часов, соглашение, автобиография, коллеги, в мае, вакансия, прейскурант, лимит.

Следует учитывать, что некоторые плеонастические словосочетания закрепились в языке (экспонат выставки). Нормативными стали сочетания реальная действительность, практический опыт, информационное сообщение. Выражение монументальный памятник ранее, с учётом прямого, исходного значения прилагательного монументальный, расценивалось как избыточное.

Однако в дальнейшем, уже в XIX в., у слова монументальный на базе прямого значения появилось переносное: поражающий своими размерами, величественностью. Употребление в этом значении прилагательного монументальный в соединении со словом памятник не создает плеонастичности высказывания. Немало случаев, когда плеонастическое на первый взгляд определение в действительности уточняет, конкретизирует обозначаемое понятие.

К подобного рода словосочетаниям относится период времени. В учебной и научной литературе оно трактуется неоднозначно. Ранее данное выражение определялось как избыточное, так как первое значение слова период, греческого по происхождению, – промежуток времени.

Однако у слова постепенно появились новые значения (мат. группа повторяющихся цифр в периодической десятичной дроби; лингв. большое сложное предложение, при чтении распадающееся по интонации на две или более части, и др.), которые своим существованием обусловливают целесообразность уточняющего дополнения при употреблении в первом значении слова период (времени).

Назовем другие словосочетания, вначале избыточные, а затем закрепившиеся в качестве нормативных в русском языке: реальная действительность (ср.: виртуальная действительность), практика работы, частная собственность (ср.: государственная собственность, муниципальная собственность), народная демократия (ср.: рабовладельческая демократия), экспонаты выставки, букинистическая книга.

Тавтология (греч. tautologia, от tauto – то же самое и logos – слово) – употребление однокоренных слов в одном словосочетании или предложении.

Например: Последовательное решение следующих задач…; Вопрос выделен в отдельную тематику; Более 20 дисциплин, которые преподают преподаватели кафедры.

Интересно

Частным случаем тавтологии является тождесловие – употребление одного и того же слова в одном предложении: В комплекс вошли: гостиница, социальная фирма и страховая фирма. Правильно: В комплекс вошли: гостиница, социальная служба и страховая компания. Необходимо отметить, что в отличие от плеоназма при тавтологии ошибка носит структурно-формальный характер, содержательная сторона находится в данном случае на втором плане. Поэтому тавтология исправляется путём замены одного из однокоренных слов на неоднокоренной синоним. Вместо Следует учитывать следующие факторы возможна конструкция Необходимо учитывать следующие факторы.

Неправильное использование многозначных слов. Как отмечалось выше, большинство слов являются многозначными. В связи с этим необходимо помнить, что словесное окружение должно соответствовать значению, в котором лексема употребляется. Если предложение построено без учёта таких требований, возникает двусмысленность высказывания.

Например, в предложении Подсудимый прослушал приговор из контекста неясно, в каком значении употреблено слово прослушать: внимательно выслушать то, что говорят, либо, напротив, не воспринять, не услышать. Возникновение условий для двоякого толкования высказываний недопустимо в юридических текстах.

Нецелесообразное употребление заимствований. Применение иностранных слов должно быть целесообразным, т. е. вызываться необходимостью. Если предстоит сделать выбор между синонимами, один из которых – русское слово, а другой – заимствованное, надо, прежде всего, определить, существенной ли для выражаемой мысли является семантическая разница между ними.

Если иностранный синоним имеет оттенки значения, которые важны для текста и отсутствуют у исконно русского слова, выбор в пользу заимствованного варианта оправдан. Рассмотрим пример. Слова удобный и комфортабельный являются синонимами. Второе слово при этом более точно передает оттенки смысла – удобный в бытовом отношении, благоустроенный.

Поэтому при реализации в предложении данного значения целесообразно будет употребить слово комфортабельный. Однако в любом случае, независимо от смысла высказывания следует отдать предпочтение словам продлен (продлить, продление) вместо пролонгирован (пролонгировать, пролонгация), представить вместо репрезентовать: Возможна пролонгация договора (вместо слова пролонгация следует употребить продление).

Где здесь речевая ошибка? ⇐ Культура речи

Модератор: Penguin

Аватара пользователя

Автор темы

Raphael

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 06.04.2014
Образование: школьник
Откуда: Россия, Пятигорск

 

Где здесь речевая ошибка?

Здравствуйте!
Недавно мы писали пробный ЕГЭ по русскому языку. В сочинении у меня сняли баллы за одну речевую и одну логическую ошибку. Я только не могу разобраться, где они у меня. Выделено вот это предложение:

«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком, в первом классе записался в музыкальный кружок».

И слова «в детском саду» и в «первом классе» подчеркнуты.

Предложение вообще получилось каким-то громоздким. Может, я там и напутал что-нибудь. Вот только не могу понять, что.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 07 июн 2017, 12:34

Логической ошибки по одному предложению не вижу.
Стилистически же оно очень небезупречно. Во-первых, да, громоздкое.
Далее, слово «человеком» явно избыточно, да и использование этого слова в данном контексте забавно. Скорее уж, ребенком. Может быть, это посчитали за логическую ошибку? Хотя, безусловно, она не логическая, а стилистическая.

И просто «в первом классе» тоже неудачно.
В общем, вероятно, не знали, к какому роду ошибок отнести всё вместе… Обозначения «стилистическая», насколько помню, не существует.
Вроде как обозначаются логические, речевые и фактические.

Кстати, не из сочинения:

Raphael: ↑07 июн 2017, 08:24 Вот только не могу понять, что.

§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями

Примечание 2. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением:

в) если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия), например: Меня упрекают, но не знаю в чём; Уходя, он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда; Мать температуру определяла губами: приложит губы ко лбу и сразу определит сколько.

http://rosental-book.ru/punct_xxviii.html

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 6153
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

daslex » 07 июн 2017, 13:07

Логическая, судя по всему, в том, что в детском саде нет первого класса. Из контекста можно выудить, что в первом классе детского сада был музыкальный кружок, в который записался Андрей.

Хоть я и пишу об этом, не согласен с мнением ошибочности в оном. Это только мнение, скромное мнение.

А ребёнка воспринимать не как человека — ошибка человеческая.

Образование среднее-низшее.

Ветеринар

поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 101
Зарегистрирован: 18.05.2017
Образование: высшее техническое

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Ветеринар » 07 июн 2017, 15:10

Raphael: ↑07 июн 2017, 08:24 одну логическую ошибку

Надо было указать противопоставление через союз («а» или «но»).

Raphael: ↑07 июн 2017, 08:24«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком, в первом классе записался в музыкальный кружок».

Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком, но будучи первоклассником записался в музыкальный кружок.

4. Мнимое противопоставление. http://orientir-yug.ru/logicheskieoshibki.htm
Пример. Ольга Владимировна привела любопытные цифры: сегодня средний возраст выборгских учителей 45 лет, а молодые специалисты составляют только 9 процентов от общего числа педагогов. Используя противительный союз «а», автор противопоставляет два суждения, которые в смысловом отношении не являются противоположными, не исключают друг друга.

Бакенщик

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2002
Зарегистрирован: 02.11.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: указана выше
Откуда: Москва
Возраст: 72

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Бакенщик » 07 июн 2017, 16:01

Ветеринар: ↑07 июн 2017, 15:10Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком, но будучи первоклассником записался в музыкальный кружок.

:) :) :)

Аватара пользователя

Джонни

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2215
Зарегистрирован: 15.04.2012
Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
Профессия: Преподаватель
Откуда: СССР
Возраст: 59

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Джонни » 07 июн 2017, 16:16

ВЕСЬ мир сошёл с ума.
Нормальное предложение.
А предлагаемые поправки как раз УВЫ.
Верьте себе / в себя / здравому смыслу, люди. Говорящие/пищящие по-русски, блин.
Кстати, как раз в этом основная проблема «нашей» / «досихпорОчной» школы: отучает от / лишает самих себя и собственной нормальной речи.
Недорусскими безграмотными недобюрократами.
Нормальный бюрократ должен всегда знать, чем именно прикрыть своё седло.
В данном случае — строго формальным правилом.
Которого ЗДЕСЬ нет.

Бакенщик

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2002
Зарегистрирован: 02.11.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: указана выше
Откуда: Москва
Возраст: 72

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Бакенщик » 07 июн 2017, 16:34

Raphael: ↑07 июн 2017, 08:24

«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком, в первом классе вдобавок ко всему ещё и записался в музыкальный кружок».

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 07 июн 2017, 17:14

Он не вдобавок ко всему записался, а вопреки мнению о нем.

Да, я бы перед именем тоже запятую не стала ставить — в вырванном из контекста предложении. А в целом по тексту неясно, нужна ли она.

Ребенка можно и нужно воспринимать как человека, но здесь это слово, если уж не считать его избыточным, создает неоправданно комический эффект.
Уважение к ребенку и использование лексики всё же разные понятия.

daslex: ↑07 июн 2017, 13:07Логическая, судя по всему, в том, что в детском саде нет первого класса. Из контекста можно выудить, что в первом классе детского сада был музыкальный кружок, в который записался Андрей.

Да, так можно теоретически понять (если очень постараться), но в данном случае (согласна с вами) логической ошибки нет. Всего лишь стилистическая погрешность в оформлении мысли.
Потому что, если отнести первый класс к детскому саду, тогда как раз возникает логическая ошибка: неужто музыкальный кружок подчеркивает безнадежность ребенка?

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 6153
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

daslex » 07 июн 2017, 17:39

Ни в коем случае музыкальный кружок не подчёркивает безнадёжность ребёнка, но и не отменяет ничего на момент поступления. Не думаю, что при таком раскладе, где детский сад имеет первый класс, была бы логическая ошибка. Это если только ребёнок сам по себе божество безнадёги, вот тогда можно было бы подискутировать о нашем виде логичности.
«Ребёнком», конечно лучше подходит, но это риторика, которая в данном ЕГЭ, как я полагаю, учитываться вообще не должна, как минимум из-за жанра, не ораторский жанр.

Образование среднее-низшее.

Ветеринар

поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 101
Зарегистрирован: 18.05.2017
Образование: высшее техническое

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Ветеринар » 07 июн 2017, 18:10

daslex: ↑07 июн 2017, 17:39Не думаю, что при таком раскладе, где детский сад имеет первый класс, была бы логическая ошибка.

Больше домыслов и бреда вливайте в любую тему, чтобы свести окружающих с ума.
Сильно сомневаюсь, что такое может писать нормальный человек. Всем известно, существуют и узаконены: школьное и дошкольное образование.

В стране хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения. Их работники призваны обеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дошкольное образование осуществляется на базе яслей, детских садов и дошкольных центров развития ребенка. Значительную часть расходов на содержание малышей в яслях и детских садах берет на себя государство.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 6153
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

daslex » 07 июн 2017, 18:23

Ветеринар, я об альтернативной реальности.

Образование среднее-низшее.

Бакенщик

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2002
Зарегистрирован: 02.11.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: указана выше
Откуда: Москва
Возраст: 72

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Бакенщик » 07 июн 2017, 20:42

Селена: ↑07 июн 2017, 17:14
Потому что, если отнести первый класс к детскому саду, тогда как раз возникает логическая ошибка: неужто музыкальный кружок подчеркивает безнадежность ребенка?

Селена: ↑07 июн 2017, 17:14Он не вдобавок ко всему записался, а вопреки мнению о нем.

Эх, Селена!
А мне эта вставка кажется очень смешной и не лишённой определённой логики. :)

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 07 июн 2017, 21:23

Бакенщик: ↑07 июн 2017, 20:42А мне эта вставка кажется очень смешной и не лишённой определённой логики.

Вам смешно, а у человека — ЕГЭ.

Ветеринар

поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 101
Зарегистрирован: 18.05.2017
Образование: высшее техническое

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Ветеринар » 07 июн 2017, 21:31

Селена: ↑07 июн 2017, 21:23Вам смешно, а у человека — ЕГЭ.

Предполагаю: дальше этот Андрей добился успехов в музыке. Стал хорошо зарабатывать.
Пусть, пожалуйста, Raphael нам раскажет про его судьбу.

Исходил из специфики деятельности левого и правого полушарий мозга.

Аватара пользователя

Автор темы

Raphael

писарь
писарь
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 06.04.2014
Образование: школьник
Откуда: Россия, Пятигорск

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Raphael » 08 июн 2017, 15:05

Всем большое спасибо за ответы.
Завтра будет настоящий ЕГЭ. Постараюсь избегать таких перегруженных предложений, чтобы ничего там не напутать.

Бакенщик

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2002
Зарегистрирован: 02.11.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: указана выше
Откуда: Москва
Возраст: 72

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Бакенщик » 08 июн 2017, 15:13

Raphael: ↑07 июн 2017, 08:24«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали…

Селена: ↑07 июн 2017, 17:14Да, я бы перед именем тоже запятую не стала ставить — в вырванном из контекста предложении. А в целом по тексту неясно, нужна ли она.

Почему же неясно?
Если обособить «Андрей» с обеих сторон, то имя будет выглядеть как обращение (пусть таковым и не являясь). Возникнет двоякость толкования. А она нежелательна во всех случаях. Тогда уж лучше полностью переделать фразу.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 08 июн 2017, 15:26

Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова «а зовут его», «а именно», «то есть», см. § 97), например: Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев); У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая собака отца – Милка (Л. Толстой); А братья Ани, Петя и Андрюша, гимназисты, дёргали его [отца] сзади за фрак и шептали сконфуженно… (Чехов).
Примечание. Во многих случаях возможна двоякая пунктуация, в зависимости от наличия или отсутствия пояснительного оттенка и соответствующей интонации при чтении. Ср.:

а) Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук (Гоголь); Елизавета Алексеевна поехала погостить к брату, Аркадию Алексеевичу (у нее только один брат; если бы было несколько, то при выражении то же мысли собственное имя не следовало бы обособлять); Он сына моего, Борьку, напомнил (то же основание);

http://rosental-book.ru/punct_xxiv.html#sect93

Аватара пользователя

Валентин Навескин

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2660
Зарегистрирован: 18.04.2013
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Архитектор, композитор
Откуда: Москва
Возраст: 85

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Валентин Навескин » 08 июн 2017, 21:38

«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком, в первом классе записался в музыкальный кружок, однако«
Или.
«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком — он в первом классе записался в музыкальный кружок».
P.S.
Без местоимения «он» может быть ещё сильнее …

«Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком — в первом классе записался в музыкальный кружок».

Интеллектуальная собственность. Валентина Викторовича Навескина ©
«Жизнь продолжается – соболезнования страждущим»/561
… 56[email protected] … «Чёрный квадрат»/165, «русский народ»-165, компьютер/165

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 08 июн 2017, 21:49

Raphael, ни в коем случае не ориентируйтесь на советы в предыдущем посте (перед этим моим). Оценку снизят кардинально.

Аватара пользователя

Валентин Навескин

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2660
Зарегистрирован: 18.04.2013
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Архитектор, композитор
Откуда: Москва
Возраст: 85

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Валентин Навескин » 08 июн 2017, 22:03

Селена: ↑08 июн 2017, 21:49
Raphael, Оценку снизят кардинально.

С тире, мне кажется, должны похвалить.

Интеллектуальная собственность. Валентина Викторовича Навескина ©
«Жизнь продолжается – соболезнования страждущим»/561
… 56[email protected] … «Чёрный квадрат»/165, «русский народ»-165, компьютер/165

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 08 июн 2017, 22:26

Валентин Навескин: ↑08 июн 2017, 22:03
С тире, мне кажется, должны похвалить.

С тире снизят еще и за пунктуацию.

daslex

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 6153
Зарегистрирован: 07.02.2016
Образование: среднее

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

daslex » 08 июн 2017, 22:52

Селена, с чего это снизят (с тире без местоимения)? Постановка тире в том случае никак не нарушает правил пунктуации и никак не мешает читать.

Образование среднее-низшее.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2984
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Селена » 09 июн 2017, 07:06

Валентин Навескин: ↑08 июн 2017, 21:38
Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком — в первом классе записался в музыкальный кружок.

Не закрыто придаточное.
Насчет тире можно поспорить, попробовать доказать, что интонационное (хотя речевую и/или логическую ошибку всё равно засчитают на том же основании, что и в оригинале, если захотят), но придаточное запятой всё равно надо закрыть.

Аватара пользователя

Валентин Навескин

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2660
Зарегистрирован: 18.04.2013
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Архитектор, композитор
Откуда: Москва
Возраст: 85

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Валентин Навескин » 09 июн 2017, 08:03

Селена: ↑09 июн 2017, 07:06

Валентин Навескин: ↑08 июн 2017, 21:38
Его сын, Андрей, которого в детском саду считали самым непослушным, невоспитанным и безнадежным во всех отношениях человеком,— в первом классе записался в музыкальный кружок.

Не закрыто придаточное.
Насчет тире можно поспорить, попробовать доказать, что интонационное (хотя речевую и/или логическую ошибку всё равно засчитают на том же основании, что и в оригинале, если захотят), но придаточное запятой всё равно надо закрыть.

Ну, а теперь (за тире с запятой), уж обязательно похвалят за речевое, логическое и пунктуационное содержание?

Интеллектуальная собственность. Валентина Викторовича Навескина ©
«Жизнь продолжается – соболезнования страждущим»/561
… 56[email protected] … «Чёрный квадрат»/165, «русский народ»-165, компьютер/165

Бакенщик

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2002
Зарегистрирован: 02.11.2010
Образование: высшее техническое
Профессия: указана выше
Откуда: Москва
Возраст: 72

 

Re: Где здесь речевая ошибка?

Сообщение

Бакенщик » 09 июн 2017, 08:42

Вот пример:

Сын Петра Ивановича и Аглаи Власьевны, Сергей, чтобы не смущать гостей… и т. д.

Да, по правилам обособление в данном случае необходимо. Но вот что досадно: пунктуация вынуждена обслуживать неудачный, неуклюжий оборот, легко заменяемый на более ясный и не допускающий двоякого толкования. Господам пишущим просто лень шевельнуть пером, а пунктуация превращается в бесправную девку «подай-принеси», которая не смеет отказать капризному барину.

Запятую, конечно, нужно поставить. Но скрепя сердце.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 2 Ответы
    2144 Просмотры
    Последнее сообщение Sorciere

    23 янв 2010, 12:45

  • 18 Ответы
    1315 Просмотры
    Последнее сообщение самый главный енот

    09 фев 2011, 01:54

  • 0 Ответы
    645 Просмотры
    Последнее сообщение Lekamsky

    12 апр 2011, 12:07

  • 17 Ответы
    1270 Просмотры
    Последнее сообщение Идальго

    03 окт 2011, 12:32

  • 24 Ответы
    10709 Просмотры
    Последнее сообщение ИМЯ

    29 сен 2014, 03:47

кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

(по рекомендациям ФИПИ)

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.
Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает;
Молчалин работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления;
Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал;
Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры;
Имя этого поэта знакомо во многих странах;
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься;
грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он облокотился спиной на батарею;
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Л8

Ошибки в основной части

а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором;
Ленский вернулся в свое имение из Англии;
Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года;
Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.

Вид ошибки

Примеры

Э1

Речевая некорректность.
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.

                                                  Классификация речевых ошибок.

 Синтаксические ошибки:

1. В структуре словосочетания

  • Нарушение управления.  “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
  • Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
  • Неправомерное объединение грамматических конструкций.  “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).

2. В структуре предложения.

  • Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом.  “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей ,  которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
  • Ошибки в построении предложения с однородными членами.  “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.  “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
  • Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
  • Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? —  ее или его?) жизнь”.
  • Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
  • Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
  • Лексические ошибки.

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

2.  Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.

3.Стилистические ошибки.

1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.

2. Неоправданный повтор слова.

3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.

4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».

2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:

а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;

б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».

С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.

в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».

г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;

д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА

Все они носят коммуникативный характер.

1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».

Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.

  Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-9 и К-10

Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-9 и К-10

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ К9 Соблюдение грамматических норм грамматических ошибок нет допущены одна-две ошибки 2 1 допущено три и более ошибок К10 Соблюдение речевых норм 0 допущено не более одной речевой ошибки допущены две-три ошибки 2 1 допущено четыре и более ошибок 0

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

К9

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет

допущены одна-две ошибки

2

1

допущено три и более ошибок

К10

Соблюдение речевых норм

0

допущено не более одной речевой ошибки

допущены две-три ошибки

2

1

допущено четыре и более ошибок

0

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ    близки к сердцу любого из нас  приучен безделью  вне зависимо от цены  требовать с других  плачебного  рассуждает на вопросы  пожертвовал свою жизнь  был на шаге от катастрофы  размышляя, вспоминалась…  противоположены  все ему опостыли  сплочают  своеобразность

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • близки к сердцу любого из нас
  • приучен безделью
  • вне зависимо от цены
  • требовать с других
  • плачебного
  • рассуждает на вопросы
  • пожертвовал свою жизнь
  • был на шаге от катастрофы
  • размышляя, вспоминалась…
  • противоположены
  • все ему опостыли
  • сплочают
  • своеобразность

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 1 Примеры Ошибочное словообразование 2 Трудолю бим ый, над смехаться, о дешевились Ошибочное образование формы существительного 3 Многие чуд а техники, не хватает врем я  Ошибочное образование формы прилагательного 4 5 Более интереснее, красивше Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями Ошибочное образование формы местоимения 6 Ихнег о пафоса, ихи дети, благодаря ним Ошибочное образование формы глагола 7 Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

1

Примеры

Ошибочное словообразование

2

Трудолю бим ый, над смехаться, о дешевились

Ошибочное образование формы существительного

3

Многие чуд а техники, не хватает врем я

Ошибочное образование формы прилагательного

4

5

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

6

Ихнег о пафоса, ихи дети, благодаря ним

Ошибочное образование формы глагола

7

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 8 Примеры Нарушение управления  9  Нужно сделать свою природу более красивую . Повествует читателей Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 10 11 Большинство возражали против такой оценки его творчества Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые Ошибки в построении предложения с однородными членами 12 Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство…

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

8

Примеры

Нарушение управления

9

Нужно сделать свою природу более красивую . Повествует читателей

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

11

Большинство возражали против такой оценки его творчества

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые

Ошибки в построении предложения с однородными членами

12

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство…

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 13 Примеры Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 14 Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами Ошибки в построении сложного предложения  15 16 Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. Смешение прямой и косвенной речи  Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Нарушение границ предложения  17 Когда герой опомнился. Было уже поздно. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм  З амирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

13

Примеры

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

14

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами

Ошибки в построении сложного предложения

15

16

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

17

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

З амирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  В качестве первого примера я бы хотел привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание».  Нарушение управления

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В качестве первого примера я бы хотел привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание».

  • Нарушение управления

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Главный герой описывает, какие становятся книги.  Книг стало много, они одешевились.  Книги уважают лишь те, кто помнят их цену.  Нарушение управления.  Ошибочное словообразование.  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. К9 – 0 баллов

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Главный герой описывает, какие становятся книги.

Книг стало много, они одешевились.

Книги уважают лишь те, кто помнят их цену.

  • Нарушение управления.
  • Ошибочное словообразование.
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

К9 – 0 баллов

ЧАСТОТНЫЕ  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ    Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении поднимает проблему отношения человека к окружающей среде. Какое отношение должно быть у человека к природе? «Но мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу реку: пусть невелика наша речка и проста, пусть небогата водой, но без нее не было бы большой Москвы-реки».  Пришвин через рассказчика передает то, что он чувствует по отношению к реке. Он приводит нас к тому, что даже такая узенькая и простая речка может вызвать бурю эмоций.

ЧАСТОТНЫЕ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении поднимает проблему отношения человека к окружающей среде. Какое отношение должно быть у человека к природе?

«Но мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу реку: пусть невелика наша речка и проста, пусть небогата водой, но без нее не было бы большой Москвы-реки». Пришвин через рассказчика передает то, что он чувствует по отношению к реке. Он приводит нас к тому, что даже такая узенькая и простая речка может вызвать бурю эмоций.

НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ     Я полностью согласен с позицией Горького, ведь настоящий герой не думает о собственной выгоде, он желает счастья другим людям, такой человек способен на многое, главное, чтобы это было во благо общества. В данном тексте автор говорит о том, как надо правильно воспитывать детей. Как не вырастить из них эгоистов. Чтобы потом они весь мир измеряли только собственными желаниями.

НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Я полностью согласен с позицией Горького, ведь настоящий герой не думает о собственной выгоде, он желает счастья другим людям, такой человек способен на многое, главное, чтобы это было во благо общества.

В данном тексте автор говорит о том, как надо правильно воспитывать детей. Как не вырастить из них эгоистов. Чтобы потом они весь мир измеряли только собственными желаниями.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 1 Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении  2 Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 3 Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличение синонимичных слов 4 В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски  Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

1

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

2

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

3

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

4

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ  5 Вид ошибки 6 Примеры Неоправданное употребление просторечных слов 7 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Таким людям всегда удается объегорить других. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Нарушение лексической сочетаемости 8 Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо с редств а). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 9 Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

5

Вид ошибки

6

Примеры

Неоправданное употребление просторечных слов

7

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Нарушение лексической сочетаемости

8

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо с редств а).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

9

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ  Вид ошибки 10 Примеры Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) 11 В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Бедность и однообразие синтаксических конструкций 12 Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Неудачное употребление местоимений 13 Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. Речевая недостаточность Привлечь  читателей к данной проблеме.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

10

Примеры

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

11

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

12

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений

13

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевая недостаточность

Привлечь читателей к данной проблеме.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Писатель обращает наше внимание на то, что люди, у которых есть свой дом, должны ценить это. Описанный рассказчиком случай с домом его приятеля свидетельствует о важности отчего дома. Автор пишет: «Как жалею я иногда, что родился в Москве».  Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Писатель обращает наше внимание на то, что люди, у которых есть свой дом, должны ценить это. Описанный рассказчиком случай с домом его приятеля свидетельствует о важности отчего дома. Автор пишет: «Как жалею я иногда, что родился в Москве».

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Эту чрезвычайно важную и актуальную для каждого поколения читателей проблему затронула и И.Грекова в данном мне для анализа тексте. Лексическая избыточность

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Эту чрезвычайно важную и актуальную для каждого поколения читателей проблему затронула и И.Грекова в данном мне для анализа тексте.

Лексическая избыточность

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Каждый человек может совершить такой шедевр, который будет радовать других и вдохновлять их на создание прекрасных полотен, музыкальных и литературных произведений.   Нарушение лексической сочетаемости.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Каждый человек может совершить такой шедевр, который будет радовать других и вдохновлять их на создание прекрасных полотен, музыкальных и литературных произведений.

Нарушение лексической сочетаемости.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства учить детей любить и уважать книги, ибо в будущем они могут полностью обесцениться.  Книги дают нам огромное количество знаний, а дети их только портят. Неудачное употребление местоимения .  Неуместное употребление местоимения. Нарушение лексической сочетаемости. К10 – 1 балл

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства учить детей любить и уважать книги, ибо в будущем они могут полностью обесцениться.

Книги дают нам огромное количество знаний, а дети их только портят.

Неудачное употребление местоимения .

Неуместное употребление местоимения.

Нарушение лексической сочетаемости.

К10 – 1 балл

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Гитлеровцы расстреляли санитарный поезд. В живых осталось всего несколько человек, среди которых Ромашов и герой-рассказчик, а остальные убежали сломя голову. Неуместное употребление фразеологизма.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Гитлеровцы расстреляли санитарный поезд. В живых осталось всего несколько человек, среди которых Ромашов и герой-рассказчик, а остальные убежали сломя голову.

Неуместное употребление фразеологизма.

ЧАСТОТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ   Рассмотрим произведения двух писателей. Они затрагивают эту проблему.      Неудачное        употребление     местоимения  «Если сравнить Безухова с Долоховым, то можно сказать, что граф поступил безбашенно, свалял дурака.       Употребление      слов иной стилевой       окраски

ЧАСТОТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Рассмотрим произведения двух писателей. Они затрагивают эту проблему.

Неудачное употребление

местоимения

«Если сравнить Безухова с Долоховым, то можно сказать, что граф поступил безбашенно, свалял дурака.

Употребление

слов иной стилевой окраски

СООТНОШЕНИЕ К6 и К10 Баллы по критериям  Оценка по К10  Возможная оценка по К6 2 балла 2 балла, или 1 балл, или 0 баллов 1 балл 1 балл или 0 баллов 0 баллов 1 балл или 0 баллов

СООТНОШЕНИЕ К6 и К10

Баллы по критериям

Оценка по К10

Возможная оценка по К6

2 балла

2 балла, или 1 балл, или 0 баллов

1 балл

1 балл или 0 баллов

0 баллов

1 балл или 0 баллов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  irina18ink@mail.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

[email protected]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создание экземпляра сервера vss ошибка
  • Солярис сброс ошибки давления шин
  • Сообщение об ошибке для пользователя
  • Создание установочного носителя windows 11 403 ошибка
  • Солярис пропала тяга ошибок нет