Справка работа над ошибками

Справка по проверке тетрадей учащихся начальных классов

МОУ «Рощинская школа»

за 2 четверть 2016-2017 уч. г.

Цель проверки:

— выполнение учителем норм и критериев проверки тетрадей;

— правильность оформления письменных работ;

— соблюдение единого орфографического режима;

— наличие (отсутствие) работы над ошибками;

— правильность подписи тетрадей в начальной школе;

— соответствие объема классных и домашних работ.

Вид контроля:

— предметный (математика)

Формы контроля:

— просмотр тетрадей учащихся.

Были проверены рабочие тетради по математике учащихся 1 – 4 классов, всего 96 тетрадей.

Сбор информации и анализ показали, что тетради проверяются систематически всеми учителями. Качество проверки ученических работ удовлетворительное.

Рабочие тетради:

1. Выполнение единого орфографического режима.

Единый орфографический режим в целом соблюдается.

Надпись на обложке тетради должна быть выполнена единообразно, что выполняется полностью во всех начальных классах. Наблюдаются единичные ошибки при выполнении надписи на обложках тетрадей.

Учащиеся должны писать аккуратным, разборчивым почерком, соблюдая нормы каллиграфии. Работа над каллиграфией в рабочих тетрадях учащихся проводится регулярно в 1-А классе, 2 классе, 3-А классе (учитель), просматривается в 3-Б классе (учитель) и в 1-Б классе (учитель), а в 4 классе проводится редко (учитель).Прописываются образцы цифр и чисел, графические диктанты. Но есть случаи, когда они не выполняются учащимися.

На основании требований к ведению тетрадей между разными заданиями по математике необходимо пропускать две клетки (если не записывается вид работы), между столбиками примеров – три клетки. На основании требований к ведению тетрадей подчеркивания и чертежи необходимо выполнять аккуратно простым карандашом, с применением линейки. В основном это требование соблюдается.

2. Система (регулярность) проверки тетрадей.

По итогам проверки выявлено, что учителями начальных классов рабочие тетради проверяются регулярно. Учителя (ФИО учителей) эпизодически допускают при проверке тетрадей пропуск ошибок учащихся в классных и домашних заданиях. В целом, состояние проверки тетрадей удовлетворительное.

3. Объём классных, домашних работ, разнообразие форм работ.

Объем классных и домашних работ, разнообразие видов классной работы и её объём, достаточность и полнота выполнения домашних работ в целом соответствует норме. Учителям 2, 3-Б, 4 классов следует обратить внимание на объем классных и домашних работ. Учителю 4 класса следует использовать разнообразные виды работ на уроках математики.

4. Система работы над ошибками.

Регулярно проводится работа над ошибками в 1-А и 1-Б классах (ФИО учителей), периодически – в 3-А, 4 классах, (ФИО учителей), эпизодически – в 3-Б, 2 классах (ФИО учителей).

5. Внешний вид тетрадей.

Тетради должны быть аккуратными, в обложках, что выполняется полностью во всех начальных классах.

Учитывая результаты проверки, изложенные в справке, в целях улучшения уровня обученности учащихся учителям рекомендовано:

1. Качественно проверять тетради учащихся, не допуская пропуска ошибок учащихся.

2. Требовать единообразного и правильного выполнения надписей на тетрадях учащихся и оформлении письменных работ (на основании «Единого орфографического режима ведения школьной документации»).

3. Регулярно поводить работу над каллиграфией, требовательнее оценивать каллиграфию учащихся при проверке тетрадей (на основании «Единого орфографического режима ведения школьной документации»).

4. Систематически проводить работу над ошибками.

5. При подготовке к урокам планировать разнообразные виды работ в соответствии с этапами урока, планировать необходимый объём домашних заданий.

6. Соблюдать требования к объему классных и домашних письменных работ по математике.

7. Устранить указанные в справке замечания.

8. Провести повторную выборочную проверку тетрадей учащихся 1-4 классов в 3 четверти 2016-2017 учебного года.

«23» декабря 2016 г.

Справка

по итогам проверки тетрадей для контрольных работ
по русскому языку,  математике, физики, химии в 5-11 классах.

Цель
проверки:


правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение
года;


качество проверки контрольных работ, наличие работы над ошибками;


соблюдение единого орфографического режима;


соблюдение дат контрольных работ и отметок в классных журналах, датам и
отметкам в ученических тетрадях.

 Сроки: с _______ по _________ год.

 Форма
контроля:
 просмотр
тетрадей учащихся.

 Проверка
осуществлялась  методистом ______________

  
Проверка показала, что все учащиеся имеют необходимое количество тетрадей.
Ведение данных тетрадей, в основном, соответствует требованиям.

 
Были проверены тетради для контрольных работ по русскому языку,  математике, физики, химии в
5-11 классах.

  
Контрольные работы учителями проверяются в основном вовремя, ошибки
исправляются красной пастой. Контрольные работы проводятся в соответствии с
графиком контрольных работ и календарно – тематическим планированием. Даты
контрольных работ и отметки в классных журналах соответствуют датам и отметкам
в ученических тетрадях.

 
Представленные тетради в основном  имеют неплохой внешний вид. Все тетради
обвернуты, правильно подписаны.

 
Вместе с тем в ходе проверки выявлены следующие недостатки:

  Тетради по русскому языку:

Ф.И.О.

учителя

Класс

Вид
проверки

Оформление

Выполнения
единого орфографического режима. Объективность выставления оценок

Качество
проверки тетрадей

Система
работы над ошибками

5

7

8

 Тетради
ведутся аккуратно. При записи  вида контроля (диктант, списывание, изложение)
учитель обращает внимание на запись числа, названия диктанта, названия темы,
интервалы между работами.

Оценки
за диктант и грамматическое задание выставлены объективно. Требования единого
орфографического режима в основном соблюдаются.

Нормы
проверки тетрадей выполняются. Все работы проверены грамотно

После
диктантов проведена работа над ошибками. Все работы над ошибками проверены
учителем

6

9

 Тетради
ведутся аккуратно. При записи  вида контроля (диктант, списывание, изложение)
учитель обращает внимание на запись числа, названия диктанта,  интервалы
между работами.

Не
всегда указана тема.

Оценки
за диктант и грамматическое задание выставлены объективно Требования единого
орфографического режима в основном соблюдаются.

Нормы
проверки тетрадей выполняются. Все работы проверены грамотно

После
диктантов не регулярно  ведется работа над ошибками. Все работы над ошибками
проверены учителем

  Тетради по математике:

Ф.И.О.

учителя

Класс

Вид
проверки

Оформление

Объективность
выставления оценок Выполнения единого орфографического режима

Качество
проверки тетрадей

Система
работы над ошибками

.

6

7

8

10

 Тетради
ведутся аккуратно. При записи  вида контроля (контрольная работа,
самостоятельная работа) учитель обращает внимание на запись числа,  
интервалы между работами. Нет названия тем. контрольных работ.

Учащиеся
7,8,10 кл. имеют 2 тетради по алгебре и по геометрии

Оценки
за выставлены объективно. Требования единого орфографического режима в
основном соблюдаются.

Нормы
проверки тетрадей выполняются. Все работы проверены грамотно

После к/р
проведена работа над ошибками. Все работы над ошибками проверены учителем

5

9

11

 Тетради
ведутся аккуратно. При записи вида контроля (контрольная работа) учитель
обращает внимание на запись числа,   интервалы между работами. Темы
контрольных работ не записаны.

Учащиеся
9,11 классов имеют 1 тетрадь по алгебре и геометрии

Оценки
выставлены объективно. Требования единого орфографического режима в основном
соблюдаются, не все орфографические ошибки исправлены.

Нормы
проверки тетрадей выполняются. Все работы проверены грамотно

После контрольных
работ работа над ошибками не проводится.

Тетради
по химии:

Ф.И.О.

учителя

Класс

Вид
проверки

Оформление

Объективность
выставления оценок Выполнения единого орфографического режима

Качество
проверки тетрадей

Система
работы над ошибками

8

9

10

11

 Тетради
ведутся аккуратно. При записи  вида контроля учитель обращает внимание на
запись числа,   интервалы между работами. Имеются  названия тем. контрольных
работ.

Оценки
за выставлены объективно. Требования единого орфографического режима в
основном соблюдаются.

Нормы
проверки тетрадей выполняются. Все работы проверены грамотно

После к/р
проведена работа над ошибками. Все работы над ошибками проверены учителем

Тетради
по физике:

Ф.И.О.

учителя

Класс

Вид
проверки

Оформление

Объективность
выставления оценок Выполнения единого орфографического режима

Качество
проверки тетрадей

Система
работы над ошибками

7

8

9

10

11

 Тетради
ведутся небрежно. При записи  вида контроля учитель обращает внимание на
запись числа,   интервалы между работами. Имеются  названия тем. контрольных
работ. Не предоставлены тетради для контроьных работ _______ (дома)

У ____ в
тетради для К.Р. выполнена лабораторная работа.

Все
работы проверены, оценки выставлены. Требования единого орфографического
режима в основном соблюдаются.

Нормы
проверки тетрадей выполняются. Все работы проверены

После к/р
проведена работа над ошибками. Все работы над ошибками проверены учителем,
написаны замечания

Вывод: учителя  работают над
соблюдением единого орфографического режима, объективно выставляют оценки

__________. проводить работу над ошибками,
_________. записывать темы контрольных работ.

__________ добиваться аккуратности при
выполнении работ, не допускать, 

чтобы ученики
забирали тетради домой.

Справка по
проверке тетрадей учащихся начальных классов

по соблюдению
единого орфографического режима

 МБОУ «Куокуйская
СОШ»

на 2019-2020
учебный год.

Дата проведения: 12.12.- 14.12.2019 г.

Цель проверки:    

— выполнение учителем норм проверки тетрадей;

— правильность оформления письменных работ;

— соблюдение единого орфографического режима;

— наличие (отсутствие) работы над ошибками;

— правильность подписи тетрадей в начальной школе;

— соответствие объема классных и домашних работ.

Вид контроля:

— предметный (русский язык, математика, родной язык)

Метод контроля:

-проверка рабочих тетрадей обучающихся посредством
просмотра.

В декабре 2019 года по плану
внутришкольного контроля была проведена административная проверка рабочих
тетрадей. Проверка осуществлялась руководителем МО учителей начальных классов
Новгородовой Е.А. и зам.директора по УВР Павловой Г.П.

Были
проверены рабочие тетради учащихся 1 – 4 классов по русскому языку, математике,
родному языку. Сбор информации и анализ показали, что тетради проверяются систематически
всеми учителями. Наличие тетрадей соответствует
количественному составу классов.

Рабочие тетради:

1. Выполнение единого орфографического режима.

         Единый
орфографический режим в целом соблюдается.

Надпись на
обложке тетради должна быть выполнена единообразно, что выполняется полностью в
1,2,3 классах. Подписываются учителями. А в 4 классе обучающиеся обложку
тетрадей пишут сами. Но подписаны по- разному: не подписаны названия школы в
обложках тетрадей у некоторых учащихся и фамилии обучающихся.

   
     
Учащиеся должны писать аккуратным, разборчивым почерком. Работа
над каллиграфией в рабочих тетрадях учащихся регулярна  во  2 классе, в 3-4
классе частично, в 1 классе  печатные тетради. Прописываются образцы букв, соединений
букв, слова, цифры.

Единый орфографический режим соблюдается: указаны темы и
даты уроков, поля и красная строка соблюдаются. В большинстве своём тетради
подписаны правильно; ошибки, допущенные обучающимися, исправлены учителями. При
выполнении заданий обучающиеся указывают его  номер там, где это возможно и
необходимо, между классной и домашней работой оставляют две линии или 4 клетки.
Все учителя стараются вести учёт выполнения домашних заданий и регулярно
выставлять отметку, стимулируя этим добросовестное и постоянное выполнение
домашней работы. Проводимая работа позволяет своевременно выявлять
недобросовестных учеников, уклоняющихся от выполнения письменных заданий, и
принимать меры по устранению этих недостатков.

На основании
требований к ведению тетрадей между разными заданиями по математике необходимо
пропускать две клетки, в тетрадях по русскому языку строку не пропускать,
начинать текст каждой новой работы с красной строки. Не всегда учащиеся
соблюдают требования. Всем учителям начальных классов следует контролировать
соблюдение этого правила.

Анализ письменных работ показал,
что учителя проводят на уроках разнообразные виды работ: письмо под диктовку,
различного вида списывания, выборочные, зрительные, слуховые диктанты,
творческие задания, решение примеров и задач разного уровня сложности. Объём
классных и домашних работ соответствует норме. Качество проверки рабочих
тетрадей удовлетворительное, пропущенных учителями ошибок не обнаружено.
Рабочие тетради проверяются своевременно в соответствии с нормами проверки.

2. Система (регулярность)
проверки тетрадей.

 По итогам проверки выявлено, что
тетради регулярно проверяются учителями. В целом, состояние проверки тетрадей
удовлетворительное.

3. Объём классных, домашних работ, разнообразие форм работ.

 Объем классных и домашних работ,
разнообразие видов классной работы и её объём, достаточность и полнота
выполнения домашних работ в целом соответствует норме.

4. Система работы над
ошибками: 

 Регулярно  проводится работа над
ошибками в 2-4  классе (учителя Новгородова Е.А., Спиридонова С.А., Гуляева
С.Н.)

5. Внешний вид тетрадей.

Тетради должны быть аккуратными,
в обложках, что выполняется не полностью в 1-4 классах. Есть грязные тетради в
каждом классе с 2 по 4 классы.

Учитывая результаты проверки,
изложенные в справке, в целях улучшения уровня обученности учащихся учителям
рекомендовано:

1. Требовать единообразного и
правильного выполнения надписей на тетрадях учащихся и оформлении письменных
работ (на основании «Единого орфографического режима ведения школьной
документации»).

2.Продолжать работу над
каллиграфией, требовательнее оценивать каллиграфию учащихся при проверке
тетрадей.

3.  Систематически  проводить
работу над ошибками организованно в классе.

4. При подготовке к урокам
планировать разнообразные виды работ в соответствии с этапами урока,
планировать необходимый объём домашних заданий.

5.
Рассмотреть результаты проверки рабочих
тетрадей на заседаниях  МО.

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Алимова З.Р.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

1. Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:

1) предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания;

2) правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

3) находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. Текст диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Умение использовать языковые средства в соответствии с темой и избранным учеником стилем речи проверяется на уроках, посвященных написанию контрольных изложений и сочинений.

Поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению, объяснению. Появление ошибок у обучающихся в письменной форме – закономерное явление. Этой цели служат специальные уроки. 

2. Подготовка учителя к уроку по анализу ошибок складывается из следующих этапов: проверки тетрадей, составления учетного листа орфографических и пунктуационных ошибок, составления плана урока, на котором намечается работа над ошибками. Остановимся на составлении плана урока работы над ошибками. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

3. Работа над орфографическими ошибками – важный этап в формировании у детей орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно и в определенной системе. Работа над орфографическими ошибками проводится и в рабочих тетрадях обучающихся.  школьники.)

Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в X-XI. Поэтому перед письменной работой учитель предупреждает возможные орфографические трудности, не включает их в число ошибок при оценке орфографической грамотности.

Учителя русского языка (учителя-предметники) придерживаются традиционной формы работы над ошибками: слово записывается в исправленном виде, указывается вид орфограммы, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются проверочные слова и слова-примеры. Например,

Деревья – безуд..гл.в корне слова, дерево (лесной, м..сной);

скрипучие (половицы)- безуд.гл.в корне слова, скрип (примеры);

Анализ орфографических ошибок позволил определить список слов, которые, как правило, вызывают трудности в правописании: бесславный, бесчеловечный, ввиду (предлог), в заключение, иметь в виду, интеллигент, интеллектуальный, искусство, по-русски, прийти, профессия, сострадание, сожаление и др.

Ошибаются ученики и в написании неопределенной формы глагола на —ться и глаголов 3 лица на –тся.

Затруднения у обучающихся вызывает правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий, а также орфограммы, связанные с написанием Н и НН в разных частях речи. Причём чаще дети допускают ошибки в словарных словах и исключениях из правил: блаженный, жеманный, невиданный, нечаянный, отчаянный и др.

Особые трудности вызывает слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Это одна из самых сложных тем в русской орфографии.

В контрольных работах много ошибок, связанных с правописанием НЕ и НИ. Особенно это касается причастий и прилагательных с зависимыми словами.

В 9 классе обучающиеся не всегда разграничивают краткие прилагательные и наречия (ответил туманно – улица туманна).

4. Работа над пунктуационными ошибками.

Самая распространенная ошибка в контрольных работах 5 класса – отсутствие точки (или другого знака) в конце предложения. Например: Ты слышал шум леса? (знаки препинания в конце предл, вопр. предл. (Как Ваше здоровье? Который час?)).

Говоря о пунктуационных ошибках в сочинениях (5-9 кл.), надо выделить постановку лишних знаков препинания. Особенно часто запятые ставят в начале предложения, неправомерно обособляя обстоятельства времени и места. Например: В век компьютерной техники (,) люди меньше стали читать. Недалеко от моего дома (,) протекает река Салгир.

Лишние запятые нередко встречаются и в предложениях с составными союзами: Вместо того (,) чтобы помочь товарищу, он бросил его. Несмотря на то (,) что прошло много времени, он не простил сына.

Следует отметить, что часты обособления так называемых «ложных» вводных (ведь, даже, между тем, тем не менее, однако, порой, вдруг и др.).

Пропуск знаков препинания наблюдается в СПП с придаточными, связанными с главным союзами и союзными словами: ли, чей, какой, насколько, кто и что в косвенных падежах: кем, чем, кому, чему и др. Например: Не знал, кем хочет стать.  Вспомнил, кем он был. Автор показывает нам, какими должны быть отношения между взрослыми и подростками.

Часто союзы, частицы, наречия принимают за вводные слова. Особого внимания требует слово однако, т.к. оно часто употребляется и в сочинениях обучающихся, и приводится в тестовых заданиях. Как правило, дети видят в нём вводное слово, особенно если однако находится в начале предложения.

Самая распространенная ошибка в контрольных работах – постановка запятой в СПП между двумя однородными придаточными, особенно в тех случаях, когда второй союз опущен: Я знал, что ребята заедут за нами и мы вместе отправимся дальше.

Причиной подобных ошибок, по моему мнению, является то, что ученики не анализируют предложение, не видят его синтаксическую структуру, а также плохо знают (или не знают!) правила расстановки знаков препинания в простых предложениях, в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

При подготовке к ОГЭ выявилась еще одна ошибка: путают эпитеты в словосочетаниях с фразеологизмами (стальной характер).

Чтобы сделать работу доказательной, в сочинении-рассуждении ОГЭ необходимо умело использовать цитирование. Ошибки допускаются, когда цитата оформляется как косвенная речь после союза что или включается в предложение при помощи вводных сочетаний типа как писал, как утверждал, по словам, по мнению и др. Довольно часто обучающиеся смешивают косвенную речь с прямой.

Чем объясняются ошибки? Неполным усвоением материала и нарушением последовательности формирования умений и навыков.

5. Работа над другими ошибками.

Регулярно ведётся работа над ошибками речевыми, грамматическими. Детям трудно объяснить эту ошибку в классе, и потому часто обучающиеся доделывают анализ ошибок (речевых, грамматических, фактических, логических) после уроков или на дополнительных занятиях. Например: Г Ихний веселый гомон раздавался отовсюду. – нарушение в образовании формы местоимения. Их веселый гомон раздавался отовсюду. 

6. Работа по предупреждению ошибок. Как предупреждать ошибки? Какую работу следует проводить учителю?

  • Орфографический тренинг. На каждом уроке проводится орфографический тренинг (в каждом параграфе уч. есть «орфографический практикум»). 
  • Приём «Шаг за шагом». Цель – проверка терминологической базы обучающихся. (Напр., в 5 классе при изучении темы «Морфемика»)
  • Работа со справочником. Цель – формирование и развитие умения применять алгоритм по выявлению правильного написания буквы-орфограммы/пунктограммы.
  • Работа со словарём. В программу для V класса включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнениям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфограмма-пробел, слитное написание, раздельное написание, дефис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм.
  • Этимологический анализ слова. В русском языке есть слова, которые не проверить, не объяснить. Часто на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями еликолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.
  • Работа с пословицами и поговорками. Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих». Вспомним правило. Записываем пословицы, поговорки с глаголами на шипящую. Поспешишь – людей насмешишь» (гл. 2-е л. ед. ч.); семь раз отмерь, один раз отрежь (гл. пов. накл.).

Каждый учитель русского языка ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. При этом надо помнить: работа над ошибками должна быть регулярной, гибкой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Способы проверки текста на наличие ошибок
  • Справочник ошибок виндовс
  • Справка бк не печатает принтер ошибка
  • Способы обработки ошибок
  • Справочник ошибок ваз приложение