Старающегося завести традиции ошибка

Лидия Николаевна Белая

Готовимся к ЕГЭ.

ЗАДАНИЕ №6. Лексические нормы.

Формулировка задания.

ФИПИ предлагает следующие две формулировки.

Вариант №I. Исключение. Отредактируйте предложение: исправьте

лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

И даже когда изза череды неудач, которые произошли в последние

несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась

свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в

клинике.

Ответ: свободная

Вариант №II. Замена. Отредактируйте предложение: исправьте

лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите

подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного

языка.

Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.

Ответ: виды или модели

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Задание №6 проверяет значение лексического значения слова, особенностей

лексической сочетаемости; умение не допустить речевой избыточности и

других видов речевых ошибок.

Речевая избыточность, или многословие, это употребление лишних слов,

свидетельствующее о неопределённости представлений автора о предмете.

Плеоназм оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого

элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и

то же значение, например, «разговор был долгий и продолжительный»

Тавтология повторение одних и тех же или близких по смыслу слов,

например «яснее ясного», «плачет, слезами заливается».

Нарушение стиля употребление неуместных в данном стиле языковых

средств, нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и

выразительности.

Алгоритм действий.

1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится

на исключение или замену.

2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в

нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая

избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).

3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это словосочетание.

4.Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.

5.Если вы выполняете задание №6 с заменой, то вам нужно выявить речевую

ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным.

Мини-сборник  для подготовки выполнения  задания  ЕГЭ №6

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: 
    играть роль и иметь значение  играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: 
    В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски:
     В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.

 Теоретический материал

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

 Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

 Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;Нарушение лексической сочетаемости 


Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.


Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

 Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 


Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

 Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема

Словарик плеоназмов и тавтологий

Лишнее слово в словарике осталось невыделенным

А
автоматический 
рефлекс
акватория водных объектов
антагонистическая 
борьба
ареал обитания
ароматные 
духи
арсенал оружия
атмосферный 
воздух
Б
бесполезно 
пропадает
бесплатный 
подарок
бестселлер продаж
биография жизни
большое и 
видное место
большое человеческое 
спасибо
бывший 
экс-чемпион
букет цветовВ
взаимо
отношения между супругами
взаимный 
диалог
водная 
акватория
возобновиться вновь
ведущий 
лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное 
изображение
всенародный 
референдум
возвращаться обратно
воспоминания о былом
в конечном итоге
внутренний 
интерьер
впервые 
дебютировал
впервые 
знакомиться
впереди 
лидирует
временная 
отсрочка
все и каждыйГ
героический 
подвиг
гигантский/огромный 
исполин
главная 
суть
главный 
лейтмотив
главный 
приоритет
голубая 
синева
госпитализация 
в больницуД
депиляция 
волос
демобилизоваться 
из армии
действия и поступки (одно слово лишнее)
движущий 
лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее)
дополнительный 
бонус
дополнительный 
овертайм
другая 
альтернативаЕ
единогласный 
консенсусЖ
жестикулировал 
рукамиЗ
заданные
 данные
заведомая
 клевета
заезжий 
гастарбайтер
занудный и скучный (одно слово лишнее)
захватывающий 
триллерИ
избитая 
банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
интервал перерыва
информационное 
сообщение
исключительно 
эксклюзивныйК
карательная 
репрессия
коллега по работе/по профессии
короткое 
мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне 
экстремистский
краткое 
резюме
круглосуточный 
нон-стопЛ
ладони рук
ледяной 
айсберг
лично 
я
лицо в 
анфасМ
маршрут движения
международный 
интернационализм
мемориальный 
памятник
меню блюд
местный 
абориген
мёртвый 
труп
молодая 
девушка
молодой 
юноша
монументальный 
памятник
моргнул глазами
молчаливая 
пауза
моя 
автобиография
мизерные 
мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
мимика лица
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
наглядно 
демонстрировать
наиболее 
оптимальный
на сегодняшний день = 
на сегодня
наследие прошлого
народный 
фольклор
на удивление 
странно
начальные 
азы
негодовать от возмущения
незаконные 
бандформирования
необоснованные 
выдумки
необычный 
феномен
немного 
приоткрыть
неподтверждённые 
слухи
нервный 
тик
неустойчивый 
дисбаланс
ностальгия по родинеО
объединённый 
союз
объединиться воедино
огромная 
махина
опытно–экспериментальный (одно лишнее)
опытный 
эксперт
основной 
лейтмотив
отара овец
ответная 
контратака
ответная 
реакция
отступать назад
очень 
крохотныйП
памятный 
сувенир
патриот родины
первая 
премьера
пережиток прошлого
период времени
пернатые 
птицы
перманентное 
постоянство
перспектива на будущее
повторить снова
подводный 
дайвинг
подняться вверх по…
повседневная 
обыденность
пожилой 
старик
полный 
карт-бланш
планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный 
шлягер
посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед
предварительное 
планирование
предварительная 
предоплата
предварительный 
анонс
предчувствовать  заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
приснилось во снепростаивать без дела
проливной 
ливень
промышленная 
индустрия
прошлый 
опыт
полный 
аншлаг
полное 
фиаско
популярный 
шлягер
потрясающий
 шок
пять рублей (любой другой вариант) денегР
равная 
половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная 
действительность
революционный 
переворот
регистрационный 
учет
рыбная 
ухаС
самовольный 
прогул
самое 
ближайшее время
самое 
выгоднейшее
саммит на высшем уровне
самый 
лучший
сатирическая 
карикатура
свободная 
вакансия
сжатый
 кулак
скоростной 
экспресс
скриншот с экрана монитора
смешивать вместе
совместная 
встреча
совместное 
соглашение
совместное 
сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный 
парадокс
суеверная 
вераТ
так, например (одно слово лишнее)
тайный 
аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
тестовые 
испытания
тёмный 
мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами
травматическое 
повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты)
трудоустройство на работу
торжественная церемония 
инаугурацииУ
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже 
имеющийся
уже 
существовал
услышать своими ушами
упал вниз
установленный 
факт
устойчивая 
стабилизация
утренний 
рассветФ
финальный 
конец
форсирует ускоренными темпамиХ
храбрый 
герой
хронометраж времениЦ
целиком и полностью (одно лишнее)
ценные
 сокровища
цейтнот времениЧ
человеческое 
общество
честолюбивые 
амбиции
чрезвычайно 
громадныйЭ
экспонаты выставки
эмоциональные 
чувстваЮ
юная 
молодёжьЯ
январь (и любой другой) месяцВ роли плеоназма может выступать местоимение свой
Перед 
своей смертью он написал завещание.
В 
своей повести писатель…

Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ.

Тренировочные упражнения

   I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я  прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

  II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7.Отказ  Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

     10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание  на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ключи:

  1. Загладить вину
  2. Ранней юности
  3. Цель достигнута
  4. Притворной яростью
  5. Произошло событие
  6. Необычных
  7. Внезапной
  8. Неизвестного
  9. Краткое
  10. Руками
  11. Человек или рабочих

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Здравствуйте, уважаемые
коллеги!

Проанализировав ошибки,
обнаруженные при проверке задания С на ЕГЭ по
русскому языку, решила пойти дальше и показать их
своим ребятам. Уже не раз отмечала, что на первых
порах им легче исправлять чужие работы; вероятно,
отсутствует личное отношение к написанному
тексту. Вот что получилось.

Е.Ю.

Ищем и исправляем грамматические ошибки.
Система упражнений

Предлагаемая вашему вниманию система
упражнений появилась как результат наблюдений
над ошибками в работах выпускников, выполнявших
задание С на ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2008
годах. При проверке сочинений эксперты, как
правило, отмечают, что ребята делают большое
количество грамматических ошибок (при
допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не
вызывает удивления: при насыщенности
современных программ теоретическим материалом
на уроках в средних классах, когда изучается
грамматика, трудно выделить достаточное
количество времени не только на развитие
практических умений и формирование навыков, но
даже и на выполнение специальных упражнений,
позволяющих научить применять полученные
знания. А это означает, что приходится обращать
внимание на грамматику, языковые нормы при
написании сочинений, при подготовке к выпускным
экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда
жизненно необходимой оказывается система работы
по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит
еще и в том, что, к сожалению, разного рода
ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят
тексты, появляющиеся перед глазами учеников,
выступления в СМИ. У нас с ребятами, например,
есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки
обнаружит в объявлениях в городском транспорте?

Как сделать грамотнее устную и письменную речь
учеников, как уменьшить количество
грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь
в том случае, если дети научатся видеть нарушения
языковых норм сначала в специально составленных
упражнениях (заметила, что ребятам легче
анализировать чужие тексты), затем станут
находить в собственных работах и будут знать
разные способы их устранения. То есть требуются
особые упражнения, материал которых был бы по
лексическому и грамматическому строю приближен
к тому, что выходит из-под пера самих учеников.
Очень полезными могут оказаться уже проверенные
и оцененные сочинения выпускников на ЕГЭ. Их
много, они различны по уровню, по исполнению,
невелики по объему, позволяют выявить типичность
и распространенность в регионе той или иной
ошибки, а потому содержат богатейший материал
для наблюдений и дальнейшей работы.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит
в том, что упражнения в большинстве своем
составлены из фрагментов сочинений самих
выпускников, ровесников наших учеников, то есть
носителей языка, близких им по уровню владения.
Наиболее распространенные грамматические
ошибки из задания части С ЕГЭ по русскому языку
были выявлены, сгруппированы и классифицированы,
подобраны наиболее яркие примеры, включены в
задания и предложены учащимся для работы с ними.
Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с
теми ошибками, которые могут допустить (и
допускают) сами.

В настоящее время, как известно, нет единого
подхода к классификации грамматических ошибок и
речевых недочетов. Поэтому здесь требуется
оговорка. Поскольку грамматика – раздел
лингвистики, изучающий «строй языка», т.е.
систему «морфологических категорий и форм,
синтаксических категорий и конструкций,
способов словопроизводства» (Языкознание.
Большой энциклопедический словарь / Под ред.
В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998. С. 113), то, соответственно, к
грамматическим ошибкам мы будем относить такие,
которые связаны с нарушением структуры языковой
единицы: слова, словосочетания, предложения, – то
есть нарушение словообразовательных,
морфологических и синтаксических норм.

Сделаем поправку и на то, что точно
разграничить грамматические и речевые ошибки
эксперту сложно, потому что он не может
установить причину нарушения норм. Не зная детей,
писавших работу, в ряде случаев нельзя быть
полностью уверенным в том, чем вызвано появление
той или иной ошибки: особенностями речи данного
носителя или незнанием языковых норм.

Предлагаемая система упражнений создавалась с
учетом последовательности изучения и уровня
сложности основных единиц грамматики –
начинаем работать над образованием форм слов,
затем над составом словосочетаний и, наконец, над
построением предложений. Некоторая однотипность
заданий объясняется целями, стоящими перед
преподавателем: научить обнаруживать и
исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть
и положительная сторона. Мы имеем возможность
одновременно готовиться к выполнению нескольких
тестовых заданий группы А (А4, А5, А6 в 2007–2008 гг.).

Работу с предлагаемыми упражнениями можно
выполнять различными способами: отводить
специальные занятия, вводить отдельные задания в
ходе уроков повторения и обобщения, предложить в
качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в
образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему
необходимости говорить людям слова, которые
помогут воспрять духом, понять, что ты не один и
кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать
с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы
начинаем чувствовать глуботу слов,
употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и
ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из
России. Он рассматривает двадцатый век, когда
были эмигрированы такие люди, как Ростропович,
Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без
взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского
испытывала глубокое любопытство к нескладистым
подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им
тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты?
Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим
их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему
невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и
глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в
правоту своего решения: именно эта вера дает
человеку силы идти до конца, даже если приходится
идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и
Барклая-де-Толли являются яркими примерами
непонимания, а порой равнодушности и жестокости
людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам,
справедливый суд истории обязательно оправдает
тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. В каких предложениях имеются
ошибки в образовании грамматической формы? Ответ
дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор
использует разные синтаксические и лексические
средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на
французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как
всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его
усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под
расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об
этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе
командира русской армии Михаиле Богдановиче
Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской
армии несокрушимая мощь, отступил, решил
наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем
послевоенном детстве, о людях, оставивших след в
его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать
милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить
маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в
частности, историю военноначальника
Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных
ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают
как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы
показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много
людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются
ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к
восстановлению духовных ценностей в самом
человеке, приукрашая этим внешний и внутренний
мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

* Предложите способы устранения имеющихся
грамматических ошибок.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в
построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность
в победу российских футболистов; 3) обижена на
оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5)
обрадоваться приездом друга; 6) рецензия
дипломной работы; 7) отзыв на статью;
8)  препятствовать продвижение по службе; 9)
отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание;
11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13)
встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15)
не имеете право; 16) заверил о готовности
участвовать; 17) занят на вечернем представлении;
18) повесить новую тюль; 19) принять меры о
распространении гриппа; 20) свойственный для
исследователя.

Упражнение 4. Определите, в каких
словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости
слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

6) оплатить проезд;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и
Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

16) причинить вред;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной
работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки
предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

Ответ:__________________________________ .

* Запишите обнаруженные вами неверные
словосочетания, устранив грамматические ошибки.

Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

(Продолжение следует)

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Подробный анализ задания по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык.

Задание 6. Лексические нормы. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания.

За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 6

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: играть роль и иметь значение ⇒ играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски: В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.
  6. Запишите найденное слово в бланк ответов № 1.

Задание № 6. Пример (с объяснениями)

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев.

Ответ: _________________.

Объяснение выбора правильного ответа

Значение слова выявляется путём подбора синонима или синонимичного выражения. Определение значений слов проводится примерно так:

  • «компании» — фирмы, предприятия;
  • «причастные»—ставшие причиной;
  • «инцидент»—неприятный случай;
  • «сделали» — совершили;
  • «решения» — <здесь> договор с определением пунктов его выполнения;
  • «по предотвращению» — заблаговременному устранению возможностей повторения в дальнейшем, в будущем.

Выполнение этой части алгоритма показало, что повторения однокоренных слов или слов, близких по смыслу, нет. Выделение словосочетаний или сочетаний слов (если это подлежащее и сказуемое) выявило несколько сочетаний, нуждающихся в проверке правомерности их соединения по смыслу:

  • «компании сделали» — компании действительно могут сделать что-то;
  • «сделали решения» — такое сочетание слов по смыслу невозможно в русском языке. Решение можно « вынести »,« выполнить »,« изменить »,« принять »,« провести в жизнь ».

В контексте данного предложения подходит слово «приняли». Его и надо записать в ответ.

В бланк ответов пишем правильный ответ: ПРИНЯЛИ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Задание 6 по основной теме «Лексические нормы» сопрягается с заданием 5, но если задание 5 ограничивается проверкой правильности применения паронимов, то в задании 6 расширен круг лексических явлений, в которых могут быть допущены речевые ошибки. Для успешного выполнения задания 6 необходимо познакомиться с перечнем речевых ошибок. Рекомендуем проверять значение всех слов предложения, данного для анализа в задании. Сопоставлять слова, описывающие одно явление, проверять возможность соединения по смыслу слов в словосочетаниях предложения.

Необходимо напомнить, что в русском языке, как и в других языках, каждое слово, взятое отдельно, может иметь правильное лексическое значение, определяемое толковым словарём. Но в живой речевой практике оказывается, что многие слова имеют ограниченную возможность соединения с другими словами, некую фразеологичность. Например, в предложении «Дети начинают постигать первые школьные трудности» слово «постигать» может сочетаться со словами «знания», «премудрость», а трудности можно только «преодолевать». Решая задание, действуйте последовательно.

Формулировка задания 6 может иметь вариант: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово». В этом случае задание направлено на преодоление речевого излишества.

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Ошибки задания 6 являются характерными для сочинений выпускников. Чаще всего проявляется незнание значений слов, особенно заимствованных: «Говоря о войне, представляешь ужасающую картину: пылающие города, душераздирающий свист бомб» (правильно «леденящий душу свист бомб»), «Новый фильм обречён на большой успех у зрителей» (правильно «Новому фильму обеспечен большой успех»), «Эфемерные исследования душевных движений князя позволяют заметить его стремление познать себя» (эфемерный — кратковременный или мнимый), в данном случае автор имел в виду «точные», «мельчайшие».

Правила, которые необходимо повторить

Задание проверяет знание лексического значения слова, особенностей лексической сочетаемости; умения не допускать речевой избыточности и других видов речевых ошибок. В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ:

  • Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Плеоназм. Тавтология.

Ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка.


Пояснения к выполнению задания № 6:

Это задание включено в спецификацию ЕГЭ с 2018 года. Оно проверяет владение лексическими нормами. Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: или исключение лишнего слова, или замена неверно употреблённого слова. «Выполнение этого задания потребует особого алгоритма: найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки) ⇒ распознай ошибку, укажи её вид (не смешивать со средствами выразительности) ⇒ если это ошибка, исправь её» (из методических рекомендаций ФИПИ).

ФИПИ предлагает следующие ДВЕ формулировки:

Вариант 1. Исключение
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно ч вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
ОТВЕТ: необычный.

Вариант 2. Замена
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое
слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
ОТВЕТ: потерпели.

Еще несколько вариантов для тренировки

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  1. После окончания училища ему пришлось уехать в Томск, так как в московских театрах свободных вакансий для молодых режиссёров не было.
    Ответ: _________.
  2. Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню.
    Ответ: _________.
  3. Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно её разглядывал.
    Ответ: _________.
  4. Совет отбирает работы в музей, на выставки, на аукционы, учитывая результаты обсуждений, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год.
    Ответ: _________.
  5. Парк оказался прекрасно вписан в окружающий ландшафт: с одной стороны открывается изумительный вид на деловой центр города с его высотными небоскрёбами, а с другой — широкая перспектива на порт.
    Ответ: _________.

Посмотреть правильные ОТВЕТЫ

  1. ОТВЕТ: свободных.
  2. ОТВЕТ: руки.
  3. ОТВЕТ: предварительными.
  4. ОТВЕТ: поправки <или> коррективы.
  5. ОТВЕТ: высотными.

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  1. Наши педагоги старались, чтобы молодое поколение получало не только всестороннее профессиональное образование, — они всячески способствовали тому, чтобы мы расширяли свой общекультурный кругозор, увеличивали уровень своих духовных и эстетических запросов.
    Ответ: _________.
  2. В городе к хлебу уважительно относятся все — в этом немалая заслуга руководства старейшего предприятия города, местного хлебокомбината, старающегося завести традиции.
    Ответ: _________.
  3. Чтобы попытаться написать книгу, необходимо сделать своего рода подвиг — попытаться начать её писать и непременно чернилами трёх цветов — цветов честности, смелости и доброты.
    Ответ: _________.
  4. Мой единственный родственник со стороны матери дядя Миша мог сделать самый неожиданный, даже необдуманный поступок.
    Ответ: _________.
  5. В повести Константина Паустовского «Золотая роза» повествуется о нелёгком писательском труде; в ней читатель найдёт размышления автора о русском языке, о живописи и природе.
    Ответ: _________.

Посмотреть правильные ОТВЕТЫ

  1. ОТВЕТ: повышали.
  2. ОТВЕТ: соблюдать или соблюсти.
  3. ОТВЕТ: совершить.
  4. ОТВЕТ: совершить.
  5. ОТВЕТ: рассказывается <или> говорится.

Анализ задания 6 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Просмотров:
49 130

Предложения со словосочетанием «завести традицию»

Берите пример с виноделов, которые завели традицию изображать медали, полученные тем или иным сортом вина, прямо на его этикетке.

В шестнадцать она бросила школу, чтобы начать работать и облегчить жизнь матери, и завела традицию обедать у нас раз в неделю.

Разумеется, буду немного ворчать, буду поливать грядки из резинового шланга, подвязывать огурцы и пропалывать перцы, а ещё обязательно заведу традицию угощать соседей яблоками и сливой.

Можно завести традицию читать какую-то длинную сказку и при этом создавать таинственную обстановку: зажигать свечку или фонарик.

И я решила завести традицию: последнее письмо в году непременно должно быть о счастье.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: остуда — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Друзья завели традицию встречаться в домике зайки.

Однако известно, что ещё с давних времён в разных странах мира представители купеческого сословия завели традицию собираться в определённых местах, чтобы найти покупателя, получить деловую информацию, узнать о последних ценах на те или иные виды товаров.

Мы с сестрой ещё с детства завели традицию заходить друг к другу перед самым сном.

Ещё пра-прапрадед, простой крестьянин завёл традицию отдавать детей «в учение» и всячески помогать им, чтобы потом иметь дома специалиста.

Через пару лет появляются деньги, и я завёл традицию отправлять на день рождения ей – ландыши.

По субботам новый российский премьер и министр внутренних дел завёл традицию приёмов по личным вопросам, куда собиралось великое множество народа, представителей самых различных сословий.

Но там копы тоже завели традицию рисовать на служебных машинах логотипы своей компании.

Мы, подчиняясь авторитету взрослого, дополняя друг друга, на некоторые моменты отвечая дополнительно, рассказали историю с самого начала – можно сказать, Павел-то и завёл традицию вводить в полный курс дела каждого пришедшего – так вам легче свыкнуться.

И в две тысячи восемнадцатом году завёл традицию – хоронить их с почётом в углу участка, за старым сараем.

– Мы скрестили кулаки в знак взаимного уважения, как завели традицию делать ещё на первом курсе.

Мы завели традицию делиться новостями в приятном гастропабе, удачно расположившемся на полпути между его домом и моим.

Некоторое время назад мы завели традицию встречаться каждую пятницу за ужином.

Ассоциации к слову «провести»

Ассоциации к слову «традиция»

Синонимы к слову «провести»

Синонимы к слову «традиция»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «завести традицию»

  • С безотчетным эгоизмом он, по — видимому, проводил таким образом план ограждения своего будущего очага: в семье, в которой мог предполагать традиции общепризнанной местности, он выбирал себе в жены девочку — полуребенка, которую хотел воспитать, избегая периода девичьего кокетства…
  • В первое время, когда «Будильник» перешел к чиновнику В.Д. Левинскому, который забрал в свои руки дело и начал вымарщивать копейки, сведя гонорар до минимума и посылая агентов собирать объявления для журнала, еще держались старые редакционные традиции: были веселые «субботы» сотрудников.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «традиция»

  • семейная традиция
    древние традиции
    старые традиции
  • традиции народа
    традиции предков
    традиции семьи
  • в рамках традиции
    сила традиции
    дух традиции
  • традиция требовала
    традиция сохранилась
    традиция утверждает
  • продолжить традицию
    стать традицией
    нарушить традицию
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «провести»

  • ПРОВЕСТИ́, —веду́, —ведёшь; прош. провёл, —вела́, —ло́; прич. прош. прове́дший; прич. страд. прош. проведённый, —дён, —дена́, —дено́; сов. (несов. проводить1). 1. перех. Ведя, помочь или заставить пройти. Провести под уздцы лошадь. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРОВЕСТИ

Значение слова «традиция»

  • ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. Традиции русского флота. Революционные традиции пролетариата. Ломка традиций. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ТРАДИЦИЯ

Афоризмы русских писателей со словом «провести»

  • Немыслимо провести границу там, где кончаются предчувствия и начинается подлинная любовь.
  • Я тем завидую,
    Кто жизнь провел в бою,
    Кто защищал великую идею.
    А я, сгубивший молодость свою,
    Воспоминаний даже не имею.
  • Обманут! Обманул Купец: в том дива нет;
    Но если кто на свет
    Повыше лавок взглянет, —
    Увидит, что и там на ту же стать идет;
    Почти у всех во всем один расчет:
    Кого кто лучше проведет,
    И кто хитрей обманет.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ПРОВЕСТИ́, —веду́, —ведёшь; прош. провёл, —вела́, —ло́; прич. прош. прове́дший; прич. страд. прош. проведённый, —дён, —дена́, —дено́; сов. (несов. проводить1). 1. перех. Ведя, помочь или заставить пройти. Провести под уздцы лошадь.

Все значения слова «провести»

ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. Традиции русского флота. Революционные традиции пролетариата. Ломка традиций.

Все значения слова «традиция»

  • проводить
  • сопроводить
  • пройти
  • пробыть
  • проделать
  • (ещё синонимы…)
  • обрядность
  • ритуал
  • наследие
  • ценность
  • канон
  • (ещё синонимы…)
  • операция
  • эксперимент
  • линия
  • экспертиза
  • контур
  • (ещё ассоциации…)
  • праздник
  • традиции
  • семья
  • обычай
  • консерватор
  • (ещё ассоциации…)
  • проводить кого-либо взглядом
  • провести время
  • провести ночь
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • семейная традиция
  • традиции народа
  • в рамках традиции
  • традиция требовала
  • продолжить традицию
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «провести»
  • Разбор по составу слова «традиция»
  • Как правильно пишется слово «провести»
  • Как правильно пишется слово «традиция»

Отредактируйте предложение :
исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово или заменив неверно употребленное

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 6. Лексические нормы

Изображение слайда

Слайд 2: 1. Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

После окончания училища ему пришлось уехать в Томск, так как в московских театрах свободных вакансий для молодых режиссеров не было.
свободных
неизвестный из инкогнито

1. Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 3: 2.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась в даль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню.
руки

2.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 4: 3.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно ее разглядывал.
предварительными

3.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 5: 4.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Совет отбирает работы в музей, на выставки, на аукционы, учитывая результаты обсуждений, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год.
поправки / коррективы

4.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 6: 5.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Парк оказался прекрасно вписан в окружающий ландшафт: с одной стороны открывается изумительный вид на деловой центр города с его высотными небоскребами, а с другой — широкая перспектива на порт.
высотными

5.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 7: 6.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

В восприятии окружающего мира визуальное зрение играет основополагающую роль: при помощи него мы воспринимаем более 80% всей информации.
визуальное

6.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 8: 7.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Сергей застегнул рюкзак, стал поднимать его на плечо, в кармане зазвенела какая-то мелочь, и он вдруг вспомнил, что в обменном пункте ему выдали сто рублей денег — пригоршню железной мелочи.
денег

7.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 9: 8.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Студия живописи в саду «Эрмитаж» этой зимой снова возобновила занятия по классическому рисунку.
снова

8.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 10: 9.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Когда появляется предварительный анонс о концерте какого-либо пианиста, опытный музыкант, как правило, ещё до появления афиш может себе представить его программу.
Предварительный

9.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 11: 10.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

К нашему огромному удивлению, утром в дверь позвонили, и дворецкий доложил, что неизвестный инкогнито доставил письмо для хозяина.
неизвестный / инкогнито

10.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Изображение слайда

Слайд 12: 11.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Наши педагоги старались, чтобы молодое поколение получало не только всестороннее профессиональное образование, — они всячески способствовали тому, чтобы мы расширяли свой общекультурный кругозор, увеличивали уровень своих духовных и эстетических запросов.
повышали

11.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного

Изображение слайда

Слайд 13: 12.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

В городе к хлебу уважительно относятся все — в этом немалая заслуга руководства старейшего предприятия города, местного хлебокомбината, старающегося завести традиции.
соблюдать

12.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного

Изображение слайда

Слайд 14: 13.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Мой единственный родственник со стороны матери мог сделать самый неожиданный, даже необдуманный поступок.
совершить

13.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного

Изображение слайда

Слайд 15: 14.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Чтобы попытаться написать книгу, необходимо сделать своего рода подвиг — попытаться начать ее писать и непременно чернилами трех цветов — цветов честности, смелости и доброты.
совершить

14.Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 6. Лексические нормы: 15. Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

В повести Константина Паустовского «Золотая роза » повествуется о нелегком писательском труде; в ней читатель найдет размышления автора о русском языке, о живописи и природе.
рассказывается / говорится

15. Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного

Изображение слайда

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употр…

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Сложность:




Среднее время решения: 1 мин. 10 сек.

ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 6: номер 54 | dz8g4 | Отредактируйте предложение ис…
45

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В городе к хлебу уважительно относятся все — в этом немалая заслуга руководства старейшего предприятия города, местного хлебокомбината, старающегося завести традиции.

Объект авторского права ООО «Легион»

Вместе с этой задачей также решают:

Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Половецкие властители желали длительного мира с русичами. Так пришло обоюдное с…

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(-ие) слово(-а). Выпишите это(-и) слово(-а).

Сквозь стеклянную крышу вливаются потоки света, свет струится …

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Матросы, не слыша голоса капитана, напряжённо работали вёслами, однако поток…

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Фирма предоставляла услуги по подбору свободных вакансий, используя данные попу…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Становите сюда свой чемодан тип ошибки
  • Стандартная ошибка случайной величины
  • Старайся не допускать ошибок
  • Стандофф ошибка 404
  • Стар форс ошибка 1275