Стереотипы эффекты и ошибки наблюдения

Презентация, доклад Стереотипы, эффекты и ошибки наблюдения

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Стереотипы, эффекты и ошибки наблюдения.
Презентация на заданную тему содержит 5 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Стереотипы, эффекты и ошибки наблюдения
Выполнила: студентка факультета психологии 27 группы, Андронова Валентина
Проверила: Белашина Татьяна Валентиновна доцент кафедры общей психологии и истории психологии



Слайд 2

Описание слайда:

Основные ошибки ( по А.А. Ершову):
Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению;
Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака, следовательно, исследователь смешивает главное и второстепенное, случайное и закономерное в процессе наблюдения;
Ошибка контраста — склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным;
Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.


Слайд 3

Описание слайда:

Ошибки в методе наблюдения:
Стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь неосознанно игнорирует всё, что может её противоречить:
Начинающий исследователь часто не разводит наблюдаемые признаки и стоящие за ними психические явления и поэтому делает преждевременные обобщения и выводы;
Исследователь не принимает во внимание возможные мотивы действий, самочувствие наблюдаемых и значимые изменения условий ситуации.


Слайд 4

Описание слайда:

Эффекты наблюдения:
Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
________________________________________________________
Эффект «присутствия»;
Эффект первичности.


Слайд 5

Описание слайда:

Спасибо за внимание!


Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

  1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
  2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
  3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
  4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
  5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

  • оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
  • оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
  • важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
  • в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Методы психологии. Требования к организации и проведению психологических исследований

1) Наблюдение. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности.

Требования:

-Должна быть чётко сформулирована цель, заранее определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребёнка необходимо наблюдать

-Наблюдение должно быть объективным

-должно систематически проводиться

-чтобы испытуемый о них не знал

-Результаты наблюдений должны фиксироваться в специальном протоколе, затем анализироваться.

+правдивость( мы видим. то что происходит в действительности) ; фиксируется поведение целостной личности.

-сливаются факты с попутными явл. затрачивается много времени.

2) Эксперимент.

Требования:

-чётко сформулировать цель исследования

-определить испытуемых

-тщательно продумать и подобрать методики для проведения эксперимента

-определить место и время и его проведения.

Очень важно установить доверительные отношения. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидульно-психологическим особенностям испытуемых.

Эксперимент всегда проходит индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

+ 1)исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать их у испытуемых

2)исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов

3) в экспериментальном исследовании обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента( какие раздражители были даны, каковы ответные реакции)

4) эксперимент может быть проведён с большим количеством испытуемых, что позволяет установить общие закономерности развития психических процессов.

-Испытуемый знает (не естественно). Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах.

Бывает: лабораторный (в проводиться в лабораториях, искусственных условиях); естественный эксперимент (например, исследования памяти можно провести в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо материала будет естественно входит в обычную работу школьника.)

Констатирующий эксперимент проводится в процессе специально организованной деятельности, он выявляет определенные психические особенности даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества, который нужен для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики ребёнка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, то есть формирование его психики.

3) Тесты – это краткие стандартизированные психологические методики, в результате использования которых оцениваются те или иные качества.

Бывают: тесты-опросники (по ответам на которые судят о психических особенностях человека)

Тесты-задания ( предполагает оценку психики на основе того , что и как он делает)

Тесты способностей (призванные оценить возможности человека в овладении знаниями, умениями, навыками)

Тесты личностные (направленные на оценку эмоционально-волевых качеств личности, а также особенностей поведения в различных условиях)

Тесты достижения (предназначенные для оценки уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки)

+краткость, массовость использования, возможность статистической обработки, отсутствие сложных технических приспособлений, результаты выражаются количественно, могут обрабатываться математически.

4) Беседа. Должна быть атмосфера доверия, нужна цель, план.

Обобщение не зависимых характеристик: надо собирать данные у совершенно разных людей, в разных видах деятельности. Анализ продуктов деятельности.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения: а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
  • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
  • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
  • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
  • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
  • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Наблюдение как метод психодиагностики

Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения— тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции— оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста— склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Классификация видов наблюдения

Виды наблюдения

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».

В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Лабораторное наблюдение:

  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

Систематическое наблюдение:

  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

«Сплошное» наблюдение — исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

Выборочное наблюдение — исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может быть:

  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений —сплошное наблюдение.

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

Метод наблюдения — один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

метод моментных наблюдений

Немного теории

Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:

  • Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
  • Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
  • Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
  • Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.

Восприятие обладает такими специфическими свойствами:

  • Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
  • Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
  • Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
  • Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
  • Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
  • Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.

Три правила перцепции

Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:

  • Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
  • Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
  • Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

  • Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
  • Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
  • Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
  • Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

Ошибки

Существует множество распространенных ошибок восприятия, оказывающих большое влияние на формирование впечатления.

К числу самых распространенных относятся:

  • мы попадаем под влияние очевидности;
  • мы попадаем под влияние первого впечатления;
  • мы воспринимаем собеседником через сравнение с самим собой и ищем сходства;
  • мы сильнее акцентируемся на негативных особенностях характера, нежели на позитивных особенностях;
  • в случае, когда наши интересы страдают, мы склонны обвинять не обстоятельства, а людей.

Под влиянием тех или иных эффектов формируются ложные представления о собеседнике.

Ошибками восприятия может выступать неверная трактовка причин, мотивов и стимулов собеседника. Также это может быть неправильное понимание смысла сказанных им слов и совершенных действий.

Если собеседник заложил в свое высказывание определенную суть, а тот, кому предназначалось это высказывание, не смог данную суть понять, можно говорить об ошибке восприятия.

В некоторых случаях ошибки восприятия не привязаны непосредственно к взаимодействию.

Например, на основании внешнего вида или бытующих в обществе стереотипов человек может приписывать человеку качества, которыми тот не обладает. Также человек может игнорировать некоторые качества собеседника (как плохие, так и хорошие).

Типичные ошибки понимания личности

Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:

  • Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
  • Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
  • Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
  • Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
  • Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
  • Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
  • Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
  • Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
  • Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
  • Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
  • Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.

Искажения восприятия и понимания в процессе общения

Искажения восприятия и понимания в процессе общения

При знакомстве с человеком в нашей психике приходят в движение десятки самых разных механизмов, причем все это происходит за секунды, то есть порой подсознательно. Процесс восприятия собеседника очень сложный, в этой статье мы попробуем выяснить главные моменты того, как человек принимает решение о том, нравится ли ему партнер по общению.

В социальной психологии, восприятие человека человеком – это процесс построения образа другого, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Он имеет особые временные характеристики и включает в себя все уровни психического отражения.

Если говорить о сознательном восприятии, то в первую очередь человек обращает внимание на внешность собеседника: прическу, глаза, экспрессию и симметричность лица, выразительные движения тела, прочие особенности. Во время диалога формируются представления о его способностях, чертах характера, эмоциональных состояниях, интересах – все это очень часто группируется между собой.

Сознательное восприятие формируется из четырех составляющих, которые применяются при оценке и восприятии другого человека:

  1. Эмоциональная: мы составляем мнение о человеке, исходя из его привлекательности или непривлекательности. Особенно важно, комфортно ли с ним. Если да, то мы даем ему положительную оценку.
  2. Аналитическая: здесь каждый элемент внешности воспринимается как форма проявления свойства личности. Неряшливо одет и с бородой – программист, носит очки – ученый или ботаник.
  3. Социально-ассоциативная: мы приписываем черты характера и особенности личности человеку, исходя из той социальной группы, к которой он принадлежит.
  4. Перцептивно-ассоциативная: мы воспринимаем человека исходя из его схожести с нашими знакомыми или публичными личностями (первая любовь, враг, известный актер).

Однако это всего лишь сознательное восприятие, а есть еще неосознанные – вот почему этот процесс настолько замысловатый. О нем мы поговорим позже.

Стоит также сказать, что мы сами хотим определенным образом выглядеть в глазах окружающих и прилагаем к этому массу усилий. Или хотя бы хотим понять, какое впечатление производим. Это значит, что часто возникает ситуация, которой можно дать название «я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает».

Этот процесс может проходить на трех уровнях (в зависимости от ситуации):

  • Я смотрю на него и вижу, что он смотрит на меня.
  • Я смотрю на него и, видя, что его глаза устремлены на меня, пытаюсь представить, какое я произвожу впечатление.
  • Я смотрю на него и, видя, что его глаза устремлены на меня, пытаюсь представить, какое я произвожу впечатление, а также то, как он представляет себе впечатление, которое я на него произвожу.

Можно убрать самый сложный уровень и выделить шесть образных фигур, которые появляются, когда участие в диалоге принимают условные Игорь и Александр:

  • реальный Александр;
  • представление Александра о самом себе;
  • представление Игоря об Александре;
  • реальный Игорь;
  • представление Игоря о самом себе;
  • представление Александра об Игоре;

Очевидно, что человеческий мозг не в состоянии отдельно и адекватно обрабатывать такую сложную структуру, из-за чего в голове возникает полный хаос. Подобные многоярусные представления способны вызвать неверные представления. Например, любой мимический жест на лице собеседника может интерпретироваться совершенно неправильно и затруднит как коммуникацию, так и получение верного впечатления о человеке.

Но если вы способны представить то, что представляет о вас другой человек – это только плюс, а отнюдь не ненужные игры разума. Так вы сможете понять, каким представляетесь в глазах людей и скорректировать свое поведение. «Мне плевать на то, как меня воспринимают другие», – неверный подход для людей, стремящихся к усешной коммуникации.

Многие наши проблемы в общении, тем не менее, возникают из-за нежелания задать простой вопрос: «Мне кажется, или ты воспринимаешь меня так-то и так-то?». Разумеется, что ответ вы можете получить неискренний, однако с этого момента ваш собеседник будет сознательно относиться к своему восприятию, поэтому повышается шанс на то, что вас станут воспринимать правильно.

Установки восприятия

Мы достаточно часто ошибочно и искаженно воспринимаем личность, действия и поведение других людей. Бывает так, что у нас словно открываются глаза на истинную сущность человека, хотя, скорее всего, он всегда был таким, а мы лишь позволяли себе не замечать этого.

Психологи считают, что существует три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы слишком переоцениваем положительные качества собеседника и даем небольшой аванс, хотя на самом деле ведем себя доверчиво и не осознаем этого.

При негативной установке мы склонны преувеличивать недостатки конкретного человека, а его достоинства приуменьшать или не брать в расчет. Здесь мы имеем дело со стереотипами, когнитивными искажениями и предубеждением. Возникает недоверчивость и подозрительность.

Правильная установка – адекватная. В этом случае мы понимаем, что нет сугубо черного или белого, и оцениваем как положительные, так и негативные качества человека. Нам, скорее, интересна сама личность и ее уникальность.

Другие психологи иначе понимают термин «установка». По их мнению, социальная установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать людей и реагировать заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Эти установки формируются под воздействием:

  • личного опыта, который нарабатывается в многократно повторяющихся ситуациях;
  • родителей, друзей, СМИ, окружения, социальных норм, принятых в культурной среде.

Данные установки имеют три измерения:

  • Аффективное измерение: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации.
  • Когнитивное измерение: убеждения и мнения, которых придерживается человек относительно какого-либо человека или предмета.
  • Поведенческое измерение: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Очень важно то, как мы интерпретируем информацию, которая проникает в наши органы чувств (в основном, визуальные) и мозг. Предубеждения и предвзятое отношение формируются именно на этапе интерпретации, потому что до этого мир объективен.

Событие или человек в нашей жизни сами по себе ничего не значат, но мы придаем им значения при помощи интерпретации. А она, в свою очередь, зависит от множества факторов. О внешних мы поговорили, теперь обсудим внутренние.

Все наши установки принимают вид стереотипов и когнитивных искажений. Начав вести с ними ожесточенную борьбу, вы научитесь воспринимать людей максимально объективно и избегать многих заблуждений.

Стереотипы и когнитивные искажения

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной общности.

Возникают стереотипы по двум причинам: ментальной лени и недостатке информации и времени. К примеру, у нас есть несколько секунд для того, чтобы либо довериться человеку, либо закрыться от него: мы используем внешние, поверхностные характеристики, смотрим на его расу, пол и возраст. Стереотипы, собственно, и формируют установки.

Изменяют наше восприятие также когнитивные искажения. Это систематические ошибки в мышлении или шаблоны отклонений в суждениях, происходящие в определенных ситуациях. Их существование было подтверждено многими экспериментами, так что это уже давно не теория.

Мы много писали о когнитивных искажениях, поэтому сейчас просто приведем три типичных примера:

  • Эффект первичности: первая услышанная или увиденная информация о человеке становится очень существенной. Причем имеет значение, в каком настроении вы в это время находились.
  • Эффект новизны: когда речь заходит о вашем знакомом, определяющей информацией в восприятии становится последняя, новая. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее.
  • Эффект Пигмалиона: вы получаете ту обратную связь от человека в процессе разговора, на которую рассчитывали. Хотели замкнутого собеседника (или очень боялись этого) – он с большой долей вероятности будет таким или же будет восприниматься вами таковым.

Проанализируйте свои мысли на предмет наличия в них стереотипов и когнитивных искажений. Для этого вспомните несколько последних встреч с незнакомцами или знакомым. Будьте предельно откровенны.

Как быть объективным?

Мы дадим вам три совета, придерживаясь которых, вы сможете воспринимать человека (или событие) более адекватно и объективно.

  • Больше наблюдайте и меньше говорите о заключениях, к которым пришли. Это два последовательных процесса и при этом вторая часть совсем необязательна. Наблюдение – это просто описание того, что вы услышали и увидели, тогда как заключение – это наша интерпретация, основанная на когнитивных искажениях, стереотипах и убеждениях.
  • При описании другого человека меньше пользуйтесь словами «он никогда» и «он всегда», вместо этого говорите «в большей или меньшей степени».
  • Больше описывайте, чем оценивайте. Не стоит полагаться на черно-белое мышление, где все люди «плохие» или «хорошие», «добрые» или «злые».

Если вы хотите общаться с людьми и делать это максимально эффективно, вам нужно быть объективным, но помимо этого – понимать, как вас воспринимают другие. Порой мы не можем достичь согласия только по этой причине, поэтому практикуйтесь как можно чаще.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как произвести хорошее первое впечатление
  • Межличностная аттракция и её факторы
  • Интересное про когнитивные искажения
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Социальная перцепция
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Как общаться с кем угодно и где угодно?
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Не все то, чем кажется
  • Психическое отражение

Ключевые слова:1Когнитивистика

Проблемы понимания

Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:

  • Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
  • Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
  • Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
  • Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
  • Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения 3

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 8

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды

могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать 14

Литература 15

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

  • Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
  • Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
  • Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
  • Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
  • Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
  • Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
  • Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
  • Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
  • Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
  • Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Искаженное восприятие , что это?

Восприятие , это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.

Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.

Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

Проблемы зрительного восприятия

На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:

  • Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
  • Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
  • Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
  • Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
  • Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
  • Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
  • Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
  • Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
  • Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.

Как мы воспринимаем другого человека

статуя с цветочком

Иными словами, человека уже в семье с пеленок учат, как нужно строить отношения и общаться с другими людьми. Ну и конечно, опыт в жизни, он оказывает самое большое влияние и позволяет человеку с возрастом корректировать свое восприятие и отношение к окружающим.

Получается, что картина мира и личные установки задают вектор, выбирают алгоритм, по которому будет действовать человек во взаимоотношениях с окружающими. Психологи изучили эту сферу жизни человека и смогли выделить основные алгоритмы межличностного восприятия.

Само восприятие можно расценивать, как построение образа другого человека в нашем воображении. Этот процесс в считанные секунды присваивает оппоненту определенные качества, которые вызывают в нас те или иные чувства.

В зависимости от того, как мы настроены по отношению к этому человеку, и будет развиваться общение с ним. Мы не просто создаем в своем мышлении образ об оппоненте, мы его оцениваем в зависимости от того эффекта, который стал доминирующим при встрече.

Влияние на выбор эффекта восприятия оказывают внешние и личные характеристики другого человека. Ситуация, при которой произошла первая встреча, также несет эмоциональный посыл и задает окраску оценке субъекта. На наше восприятие оказывает влияние множество факторов, и это стоит всегда учитывать, ведь они могут завести нас совершенно в противоположную сторону от истинного лица оппонента.

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

Похожие работы

  • Психология общения (Вариант №10)
  • Психология общения
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения: понятие, виды и функции общения
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения
  • Психология общения: виды и функции общения
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения
  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения: понятие, виды и функция общения

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
  • Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
  • Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
  • Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
  • Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»

В
общении или коммуникации между двумя
людьми существует три аспекта: 1)
познавательный; 2) эмоциональный; 3)
поведенческий.

Эмоциональный
аспект общения менеджеры могут
совершенствовать с помощью тренинга
сензитивности. Поведенческий аспект
тренируется с помощью ролевых и деловых
игр. Познавательный аспект общения
можно развивать, получая определенные
знания о том, что нам мешает воспринимать
и оценивать людей такими, какие они
есть, а также используя обратную связь,
обмен мнениями, восприятиями с членами
тренинговой группы.

Для
эффективного общения необходимо хорошо
ориентироваться в ролях, состояниях,
свойствах личности и намерениях
собеседника. Источником информации о
них служат внешность собеседника, его
речь, поступки, невербальное поведение.

Составление
правильного представления о другом
человеке требует длительных, повторных
контактов и значительных усилий внимания,
интеллекта и чувств. Поэтому глубоко
разбираться мы можем лишь в небольшом
количестве наиболее близких нам лиц. В
среднем это 7—8 человек.

При
кратковременных контактах мы обычно
опираемся на сложившиеся у нас эталоны.
Отождествляя собеседника с эталоном
на основе ряда общих признаков, мы
одновременно приписываем ему и множество
других черт, которые, по нашим наблюдениям,
обычно встречаются у людей этого типа.
Таким образом, отнесение человека к
эталону позволяет нам домыслить большое
количество необходимых в общении, но
отсутствующих сведений.

Вместе
с тем восприятие людей с опорой на
эталоны связано с целым рядом типичных
ошибок, так называемых «эффектов»,
которые выступают в качестве барьеров
восприятия людьми друг друга, а значит,
и коммуникации. Барьеры
восприятия
людьми
друг друга получили свое название в
связи с тем, что, воспринимая людей, мы
можем сформулировать неадекватный,
искаженный образ другого человека.
Воспринимая неживые объекты, мы формируем
более точные образы. Искажения при
восприятии людей вызваны разными
психологическими причинами или эффектами.
Они чаще всего «работают» бессознательно.
Поэтому на основе своего знания об их
существовании мы можем сознательно
корректировать свое восприятие и
понимание других людей, чтобы не подпасть
под влияние того или иного эффекта. К
барьерам восприятия, искажающим понимание
и оценку людей, относят следующие эффекты
и феномены:

1.
Первое впечатление.

2.
«Гало»-эффект, или эффект ореола.

3.
Эффект центральной тенденции, или
средней ошибки.

4.
Эффект контраста.

5.
Влияние эмоционального состояния.

6.
Влияние стереотипов.

7.
Эффект проекции.

8.
Эффект контекста.

9.
Предубеждение.

10.
Психологическую установку.

11.
Феномен «переноса» (трансфер).

О
первом впечатлении
мы
подробно говорили в главе 1, раздел 4,
когда разбирали модуль «Самопрезентация».
Сейчас мы лишь повторим, что первое
впечатление чрезвычайно трудно
корректируется.

«Гало»-эффект,
или эффект ореола,
заключается
в склонности делать выводы и обобщения
о людях на основе лишь немногих
положительных или отрицательных
характеристик. Если обобщение делается
на основе положительных качеств человека,
возникает позитивный «гало»-эффект,
если на основе отрицательных — негативный.
Например, человек, обладающий
привлекательной внешностью, в целом
может восприниматься как хороший
человек, и все, что он делает, — хорошо.
Если человек замкнут, эмоционально
холоден, ему приписывают ряд отрицательных
характеристик. Если человек провинился,
его начинают считать ущербным во всех
отношениях. Обратный вариант: человека,
добившегося небольшого успеха, начинают
считать выдающимся во всех отношениях.

Эффект
центральной тенденции, или средней
ошибки,
проявляется
в склонности смягчать оценки наиболее
ярким особенностям другого человека в
сторону средних значений.

Эффект
контраста
проявляется
после общения с человеком, обладающим
выдающимися способностями, яркими
положительными или, наоборот, негативными
качествами. После общения с этим человеком
восприятие следующего за ним по времени
человека искажается. Он воспринимается
и оценивается как совсем «серый», создает
не очень благоприятное впечатление.
Например, в ситуации отборочного интервью
этому второму человеку скорее всего
откажут, так как он будет оценен как
недостаточно «хороший». Хотя, если бы
он зашел первым, восприятие и оценка
его качеств была бы совсем иной, более
адекватной и он был бы принят на работу.

Эмоциональное
состояние
получателя
сообщения или собеседника представляет
собой тот самый «шум» в процессе
коммуникации, из-за которого могут быть
искажения. Любой человек согласится с
тем, что крайние переживания: депрессия,
сильное угнетенное состояние или,
наоборот, эйфория, а также большая
радость — оказывают большое влияние
на мировосприятие в целом и на восприятие
людей в том числе. Так человек в депрессии
будет считать, что все в мире плохо и
его окружают плохие люди. Находясь же
в приподнятом настроении, в счастливые
минуты нашей жизни мы воспринимаем
окружающих людей как хороших, добрых и
т. п. Вот почему так важно снижать
эмоциональное напряжение во время
беседы. Сильные негативные эмоции
искажают восприятие слов собеседника
и его самого.

Под
стереотипами
мы
понимаем широко распространенные
обобщения о людях, которые мало основаны
на действительности или вообще с ней
не связаны. Однако они настолько
общеприняты, что мы начинаем полагаться
на них как на истину. Например: «Люди,
которые носят очки, более интеллигентны»;
«Мужчины, носящие бороду и усы, более
мужественны»; «Женщины — плохие водители
машин» и др.

Стереотипы
отличает то, что одно и то же суждение
или качество охватывает целую группу
людей: мужчин или женщин; людей одной
профессии, одного поколения; одной
национальности и т. п. Таким образом,
критерием, объединяющим группу людей,
могут стать пол, возраст, национальность,
профессия и т. п. Например, все женщины,
все евреи, все немцы или все торговые
работники характеризуются одним и тем
же качеством. Излишне напоминать о том,
что каждый человек уникален. Изначально
стереотипы формируются на основе
наблюдения, выделении повторяющихся
качеств для упрощения, для ускорения
адаптации, чтобы как можно
быстрее
сориентироваться: такое разнообразие
людей, как бы не утонуть в этом разнообразии!
Что же получается, если человек доверяет
этим давно сложившимся стереотипам?
Возможно, проведя исследование, мы
подтвердим, что среднестатистический
немец является пунктуальным. Но что
значит среднестатистический немец: из
100 немцев, может быть, какой-то процент
людей обладает качеством, закрепившемся
в стереотипе. Беседовать-то вам придется
с конкретным немцем, который, может, не
попадает в этот процент. Вы же будете
строить взаимоотношения с ним, опираясь
на суждение, содержащееся в стереотипе,
как на достоверное, и смотреть на этого
немца сквозь призму своего стереотипа,
то есть опять с определенной установкой,
искажающей восприятие конкретного
человека. Можно иметь в виду эту
информацию, но не доверять полностью.

Эффект
проекции
проявляется
в том, что приятному для нас собеседнику
мы склонны приписывать свои собственные
достоинства, а неприятному — свои
недостатки. Таким образом, наиболее
четко мы склонны выявлять те черты,
которые ярко представлены у нас самих.
Проекция как психологический защитный
механизм проявляется в склонности
приписывать собеседнику свои мотивы и
эмоции. Например, человек, испытывающий
агрессивные импульсы по отношению к
другому, может начать воспринимать
собеседника как агрессивного, враждебно
настроенного человека.

Эффект
контекста
проявляется
в том, что недооценивается ситуация и
переоцениваются свойства или качества
людей, в результате формируются ошибочные
суждения о людях. Свободная воля людей
порой ограничена обстоятельствами.
Например, наше поведение в церкви
ограничено рамками правил поведение в
церкви. И оно будет сильно отличаться
от нашего поведения на пикнике за
городом. Мы же порой забываем об этом,
не учитываем влияния ситуации на
поведение собеседника, в результате
наше представление о нем может сложиться
искаженным образом.

Под
предубеждением
понимают
неадекватное отношение к себе или
другому человеку. В основе предубеждения
лежит неадекватная самооценка или
оценка другого человека. В результате
все последующее поведение, слова этого
человека воспринимаются с искажением,
неадекватно. Например, менеджер может
быть убежден в том, что он не успешен и
будет вести себя соответственно, несмотря
на то что окружающие высоко оценивают
его способности и знания.

Влияние
психологической
установки
мы
рассматривали, описывая эффект первого
впечатления и стереотипа. Установка
понимается как предварительное отношение
к воспринимаемому человеку или к
сообщаемой им информации. Отношение
может быть самым разным: доброжелательным,
недоброжелательным. Наша установка по
отношению к собеседнику может
характеризоваться такими словами, как
любопытство, интерес, безразличие,
враждебность, принятие, отвержение,
игнорирование, одобрение. В соответствии
с установкой мы и будем воспринимать
собеседника и его слова, поведение.

Под
феноменом
«переноса»
в
психоанализе понимают изменение
восприятия других людей, характера
взаимоотношений с ними под влиянием
бессознательного наложения прошлого
образа своих родителей и детского опыта
отношений с ними. Перенос может быть
также в отношении лиц, чем-то напоминающих
братьев, сестер. Чаще всего происходит
перенос паттерна взаимоотношений со
значимыми с раннего детства лицами, в
качестве которых обычно выступают мать
и отец. В основе переноса лежит механизм
интернализации образов первичных
объектов — матери и отца и паттерна
взаимоотношения с ними. Эти образы могут
накладываться на восприятие новых
объектов, существенно искажая восприятие
людей. Так в отношениях с сотрудниками
могут воспроизводиться отношения,
которые в детстве были с братом или
сестрой. А в отношениях с начальником,
например, будут повторяться отношения,
сложившиеся в раннем детстве с отцом
или матерью.

Полностью
избежать указанных ошибок не может
никто, но в наших силах разнообразить
свои эталоны и научиться корректировать
свои ошибки. Для этого нужно больше
внимания уделять:

1)
невербальному поведению партнера —
мимике, позе, жестам, интонации, направлению
взгляда, походке, осанке;

2)
ошибочным действиям партнера (оговоркам,
забыванию, замалчиванию, опискам, ошибкам
слуха и т. п.), за которыми могут скрываться
подавленные или сдерживаемые чувства,
мотивы;

3)
своим переживаниям, мыслям, анализировать
их источник, поскольку это имеет отношение
к вам, вашим воспоминаниям, вашему
прошлому или к человеку, с которым вы
взаимодействуете;

4)
своим чрезмерно бурным реакциям, очень
сильным эмоциям, которые вы затрудняетесь
объяснить. Возможно, они имеют отношение
к вашему переносу, а не к человеку, с
которым вы общаетесь.

5)
обратной связи для обнаружения переносных
искажений в восприятии других людей и
неадекватных паттернов взаимодействия
с ними.

Соседние файлы в папке наповнення ПЗ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стим выдает ошибку диск поврежден
  • Степень серьезности ошибки
  • Степень критичности ошибки 4 фтс
  • Стим выдает ошибку 105
  • Стим вр ошибка 309