Стилистические ошибки конспект урока

ТЕМА. «Стилистические ошибки и недочеты
культуры речи».

Цель урока: дать
учащимся понятие о стилистических ошибках, развить навыки и умения
распознавания
и
редактирования
стилистических
ошибок
.

Задачи:

Образовательная: сформировать
представление о стилистических ошибках, научить определять вид ошибок, обобщить
и систематизировать знания по теме раздела «Культура речи».

Воспитательная: воспитывать
речевой вкус и уважительное отношение к требованиям культуры речи.

Развивающая: развивать
речевую культуру учащихся, способствовать развитию выразительной речи.

Учебно –
методические ресурсы:
слайды, карточки, словари.

Ход урока

I Организационный
момент (2 минуты):

— приветствие;

— проверка присутствующих;

— готовность
аудитории к занятию;

— постановка целей
и задач урока.

II Опрос по домашнему
заданию (7 минут).

Задание. Поставьте
ударения в словах: клала, затемно, аэропорты, прибыла, шарфы, торты,
слилась, банты,
звонит, средства, договор, баловать,
зави́дно, красивее, жалюзи, сироты, досуг.

Составьте с ними
предложения. Выучите правильное произношение слов.

Орфоэпическая
минутка.

Проверим,
как вы запомнили ударение в данных словах.

На
проекторе стихотворение. Прочтем его.

Клала
шарфы, банты, торты,

Кралась
затемно домой,

А
потом к аэропорту

Прибыла,
слилась с толпой.

(Н.А. Шапиро)

III Актуализация
опорных знаний (3 минуты)

Фронтальный опрос по предыдущим темам:

1. Что изучает стилистика?

Стилистика — учение о стилях речи,
средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.

2. Дайте определение понятию культура речи.

Культура речи — раздел языкознания,
изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

3. Что такое стиль?

Стиль — система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере
общения, а также разновидность литературного  языка, которая выполняет
какую-либо функцию в общении.

4. Прочтем стихотворение (дано на
проекторе), вставим вместо точек название стиля.

ЗАБОТА О СТИЛЕ

    Артисты
говорят в гримерной,

     Твой друг
беседует с тобой —

        
Стиль это просто… (разговорный),

А не
какой-нибудь иной.

Рассказ
читаешь или стих,

Роман,
поэму, пьесу —

Знай, в
них… (художественный) стиль,

Стиль
очень интересный.

Еще есть
стиль… (публицистический) —

Статей в
журнале политическом,

Газетных
очерков, заметок —

Запомни
также стиль и этот.

А
биографию открой — … (официально-деловой).

А правила
когда мы учим,

Употребляем
стиль… (научный).

(В. А. Синицын)

4. Что называют нормой
литературного языка?

5. Назовите словари
русского языка.

IV Объяснение
новой темы (18 минут).

Слово учителя. Раскрывая
сегодняшнюю тему занятия, мы должны узнать, что такое стилистические ошибки,
каковы последствия их нарушения, как можно их классифицировать и как избежать
нарушения норм языка.

Работа с
проектором.
Комментированное чтение цитат.

А. «Наш язык — важнейшая часть
нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и
легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д.С. Лихачев)

Б. Рассказывают, что, когда к
Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать
свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же
ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать».

В. «Единственное
средство умственного общения людей есть слово…Если же можно употреблять слова
как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить,
а показывать знаками» (Л.Н. Толстой).

Слово учителя. Мы всегда должны помнить, что
речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко
оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

Беседа.

1. Как вы понимаете выражение экология
языка?

2. Какую речь можно назвать культурной?

3. Что
отстаивал Лев Николаевич в своем высказывании?

Слово
учителя
. Таким образом, нарушение нормы языка
недопустимо. Оно приводит к ошибке и непониманию. Кроме стилистических ошибок,
лингвисты выделяют орфографические, орфоэпические, лексические,
фразеологические, пунктуационные, синтаксические.

Запишите
определение термина стилистическая ошибка.

Запись
в тетрадь

Стилистические
ошибки — это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых
средств, а с другой — нарушение требований ясности, точности, краткости,
богатства и выразительности.

Чтение и
анализ стилистических ошибок, представленных на слайде.

1. Употребление лишних слов — плеоназм

своя автобиография

патриот Родины

памятные сувениры

2. Смешение паронимов

Были приняты эффектные меры.

Запомните: одеть
ребенка, надеть пальто

3. Немотивированное использование высокой
книжной лексики

Она 20 лет трудилась на посту санитарки.                        

4. Ошибки при употреблении фразеологизмов

Львиная часть урожая была потеряна.

5. Тавтология

В этом рассказе рассказывается о реальных
событиях.

6. Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

7. Употребление слов-паразитов вот, так,
так сказать, значит, этого, того
.

Ну
вот, мы с мамой решили, значит, испечь папе праздничный пирог.

Y Закрепление
нового материала (15 минут)

Задание. Укажите виды ошибок.
Отредактируйте предложения.

1. В
ледяной холод и стужу Павел работает на стройке. 2. Сегодня у нас в гостях
гость из Алматы. 3.
Я уйду, как француз, по-английски. 4. Те,
кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор,
чем читать книги.
5. Игрушка была сделана из желтого искусного меха.

Командная работа.

1 команда

Задание. Правильно поставьте
ударение в  выделенных словах.

Сегодня победительнице
конкурса вруча́т как приз догово́р о рекламном туре на год. Также
жюри решило ее премирова́ть: фотографии будущей звезды  бесплатно
разместят в катало́ге. Как Мария восприняла́ эту победу, мы
узнаем из следующего выпуска новостей. А сейчас расскажем вам о том, как
проводят свой досу́г учащиеся ко́лледжа. А ведь они не просто учащиеся
из обычных семей, они сиро́ты. Задание че́рпать знания — для них
не обязанность, а увлечение, так как все свободное время ребята проводят в
научном центре.

2 команда

Задание. Правильно поставьте
ударение в  выделенных словах.

Сегодня мы находимся на
кондитерской фабрике. Конфеты, то́рты, рулеты — продукция этой фабрики. Процесс
изготовления сладкой продукции идет в определенных цехах. Что же внутри
«сладкого цеха»? Большой стол на фабрике лишь отдаленно похож на наш ку́хонный.
Над нами, как вы видите, находится трубопрово́д. На окнах — жалюзи́.
А работы у тружениц еще очень много: украсить торт. Крем специалист на то́рты
кладет аккуратно. Он разноцветный. Для красного оттенка использован краситель,
добытый из све́клы, для синего — сли́вовый. Какой торт самый 
лучший, определят покупатели.

3 команда

Ролевая игра.

Прочитайте тексты. Сделайте их стилистический анализ.

1. Представьте ситуацию:
подруга рассказывает о выполненной работе.

«Я ускоренными темпами обеспечила
восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для
приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период
времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения
необходимых продовольственных товаров».

2. Утром.

«Ну, значит, я вот сегодня
утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А,
думаю, посплю еще. Вста-а-ла, говорю: ой, как неохота вставать такую рань!. Все
равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, газ зажгла. Так, ну
что? Яишенку, что ли, сделать? То ли два яйца разбить, то ли одно? Разбила три.
Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела,
а все равно спать хочу. Ох уж этот будильник!»

3. Придумайте
диалог «В автобусе»
с использованием
слов: нет местов, с двести сдачу, выходить-сходить, оплатить за проезд, ложить.
Исправьте ошибки в данных словах.

4
команда

Задание. Дайте стилистическую
оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

    1.
Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате
нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать,
больная гриппом, при кормлении грудного ребенка, должна одевать марлевую
повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик
Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки
одеваются на прутья каркасной арматуры.

5
команда.

Задание. Составьте тексты на тему «Вода»,
принадлежащие к разным стилям.

YI 
Итог, оценивание (3 минуты)

♦ Что
такое стилистические ошибки?

♦ Что
вы узнали о классификации ошибок в русском языке?

                                                        Рефлексия

Что я знал

Что я узнал

Как применить в жизни полученные
сведения

YII  Домашнее
задание (2 минуты)

Сочинение-рассуждение «Зачем говорить
правильно, когда тебя итак все понимают? «

Использованная литература:

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура
речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский
язык и культура речи: Учебное пособие. — Ростов н/Дону: «Феникс», 2007.

3. Космаровская И.В., Руденко А.К. Русский
язык. Тесты и задания по культуре речи – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура
речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка. – М., 1996.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика
русского языка. – М., 2003.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты
стилистики. Правила хорошей речи.- М.: «Айрис пресс», 2006.

Разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Цель урока: 1) выявить причины засорения языка;

2) выработать требования культуры речи;

3) выработать навык видеть и исправлять недочёты стилистически

неграмотной речи.

Учебно – методические ресурсы:

  1. учебник под редакцией В.В. Власенковой;

  2. презентация «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»;

  3. раздаточный материал;

  4. словари.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Проверка домашнего задания.

К доске вызывается один ученик и читает текст, соблюдая акцентологические нормы. Остальные учащиеся проверяют его по слайду.

Слайд 1.

Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старая ворожеЯ знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зУбчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера.

  1. Слово учителя.

Чтобы приготовиться к сегодняшнему уроку, вам пришлось немало потрудиться. Зачем это нужно? (Ответы учащихся).

Умение говорить правильно помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Чтобы ваша речь стала вам помощником в жизни, нужно очень много работать со словом.

Слайд 2.

Александр Иванович Куприн так говорил об этом: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

К сожалению, искусство красиво говорить встречается всё реже. Особенно это замечаешь, когда читаешь экзаменационные работы выпускников. Цитирую: «Маленькая княгиня лежит в гробу и спрашивает: «Что плохого я вам сделала?». Пушкин любит свою няню и часто обращается к ней в стихах: «Выпьем с горя, где же кружка?». Некрасов доказал, что народу есть что показать окружающим. Вы хотите попасть в ряды таких выпускников?

Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи – наша задача.

Слайд 3.

Тема нашего урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления». (Число, классная работа, тема урока, эпиграф).

Слайд 4.

Цели урока: 1) выявить причины засорения языка;

2) выработать требования культуры речи;

3) выработка навыка видеть и исправлять недочёты

стилистически неграмотной речи.

Чтобы увидеть стилистическую ошибку, нужно знать, что такое стиль. (Ответы учащихся).

Слайд 5.

Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей.

Какие это стили? (Ответы учащихся).

Слайд 6.

Книжные: Всем книжным

  1. Научный. стилям

  2. Официально – деловой (деловой). противопоставлен

  3. Газетно – публицистический (публицистический). разговорный стиль.

  4. Художественный.

Слайд 7.

Характерные особенности функциональных стилей речи. (Выступления учащихся).

Стиль

Основная функция

Сфера применения

Форма речи

Жанры

Научный

информативная

наука

письменная

научные статьи, справочники, учебники

Официально-

деловой

информативная

право

письменная

документы:

заявления,

объявления, ходатайства

Публицистический

информативная функция воздействия

идеология, политика

письменная и устная

газетные и журнальные статьи, публичные выступления

Художественный

эстетическая и функция воздействия

словесное искусство

письменная

рассказы, повести, романы, стихи, поэмы, баллады

Разговорный

обмен мыслями и чувствами при общении

бытовая

устная

беседа, разговор

Слайд 8.

Что такое стилистические ошибки?

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Рассказать обо всех возможных нарушениях правил не позволяет ограниченное время, но назвать самые типичные мы всё-таки попытаемся.

Объяснение нового материала (на столах у учащихся памятки).

Типы стилистических ошибок и их исправление.

Слайд 9.

Игнорирование значения слова. В образе поэта мелькают черты Дельвига. (В образе поэта прослеживаются черты Дельвига).

Комментарий учителя. Черты характера не могут мелькать, т.е. то исчезать, то появляться.

Слайд 10.

Двусмысленность, не запланированная автором. Героев романа можно разделить на три части. (Героев романа можно разделить на три группы). Комментарий учителя. У автора получилось, что каждого героя можно разделить на три части.

Слайд 11.

Смешение паронимов ( слов, разных по значению, но почти одинаковых по звучанию). Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского. (Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского). Комментарий учителя. «Психологический» и «психиатрический» не одно и то же.

Слайд 12.

Употребление слов – паразитов. Грибоедов оказывается в каком – то роде новатором. (Грибоедов оказывается новатором).

Комментарий учителя. Вот, значит, типа, в каком – то роде, как бы — список слов – паразитов.

Слайд 13.

Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании. Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами. (Базаров появляется с нестрижеными бакенбардами и в балахоне с кистями).

Комментарий учителя. Балахона с бакенбардами не бывает.

Слайд 14.

Неправильный порядок слов. Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам. (Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам).

Комментарий учителя. В русском языке у каждого члена предложения своё место, и оно зависит, в частности, от смысла высказывания.

Слайд 15.

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др. Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его. (Когда Базаров умирал от лихорадки, которой заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его).

Комментарий учителя. Действующее лицо в обороте и в предложении должно быть одним и тем же.

Слайд 16.

Лексическая недостаточность предложения. Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба. (Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба).

Комментарий учителя. Речь Чацкого сравнивается не с речью Скалозуба, а с ним самим.

Слайд 17.

Лексическая избыточность. Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом. (Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом).

Комментарий учителя. Известны следующие разновидности лексической избыточности: тавтология – неоправданное повторение сказанного, нередко при использовании однокоренных слов; плеоназм – многословие, которое начинается с избыточных словосочетании и доходит до обессмысленных фрагментов текста.

Слайд 18.

Пустословие. Поэма «Мёртвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. (Исправить текст невозможно).

Комментарий учителя. Пустословие – речь, лишенная какого то ни было содержания.

Слайд 19.

Смешение стилей. Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву. (Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву).

Комментарий учителя. Смешение стилей – неоправданное включение в текст определённого стиля несвойственных ему слов и оборотов, например разговорных и просторечных в научный, устаревших в современный. Наиболее распространены такие ошибки: просторечные элементы в литературной речи; бессмысленное включение оборотов официально делового стиля в литературную речь.

Слайд 20.

Сопоставление логически несопоставимых явлений. Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши. (Исправить текст невозможно).

Комментарий учителя. Эта ошибка связана не столько с языком, сколько с самим обдумыванием темы.

Слайд 21.

Тренировочное упражнение.

Исправьте стилистические ошибки.

  1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.

  2. Произведения Булгакова – история болезни России, а может быть, и результат вскрытия.

  3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белогорскую крепость.

  4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой.

  5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок.

  6. Нигилизм – это отрицание того, чем живёт, на мой взгляд, нормальный человек.

  7. Он вошёл в квартиру старухи – процентщицы, проведя там полчаса.

  8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова.

  9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя.

  10. Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона.

Ребята, вы убедились, что исправлять стилистические ошибки в письменной работе – дело очень сложное. И всё же их можно избежать. Что нам может помочь в этом?

Слайд 22.

Откуда черпать знания литературного языка?

  1. Произведения классической литературы.

Слайд 23.

  1. Словари.

Учитель демонстрирует словари.

Заключительный этап урока. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Карточки.

Исправьте стилистические ошибки.

  1. Воланд жесток, он вершит судьбами людей, по нужде отправляя их то в Ялту , то в лечебницу, то под трамвай.

  2. В моей душе мерцает надежда, что он ещё не совсем потерян для общества.

  3. Мир кажется обрубленным внезапной кончиной поэта.

  4. Здесь впервые Жуковского постигает муза.

  5. Сначала юношество, потом зрелость.

  6. Пётр поступился интересами частного человека, построив город на болоте.

  7. Звено цепи должно быть сильным и выносливым.

  8. Создавая город, действия Петра были продиктованы государственными интересами.

  9. Одно из величайших деяний Петра – основание Петербурга, где было «суждено в Европу прорубить окно».

7

Слайд 1

Описание слайда:

Тема урока:
«Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»



Слайд 2

Описание слайда:

Цели урока:
Выявить причины засорения языка;
Выработать требования культуры речи;
Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи.


Слайд 3

Описание слайда:

Что такое стиль?
Стиль — это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.


Слайд 4

Описание слайда:

Стили речи:
Книжные:
1. Научный
2. Официально-деловой (деловой)
3. Газетно-публицистический (публицистический)
4. Художественный


Слайд 5

Описание слайда:

Характерные особенности функциональных стилей речи


Слайд 6

Описание слайда:

Что такое стилистические ошибки?
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.


Слайд 7

Описание слайда:

Типы стилистических ошибок и их исправление


Слайд 8

Описание слайда:

Игнорирование значения слова
В образе поэта мелькают черты Дельвига.
Новый вариант
В образе поэта прослеживаются черты Дельвига.


Слайд 9

Описание слайда:

Двусмысленность, не запланированная автором
Героев романа можно разделить на три части
Новый вариант
Героев романа можно разделить на три группы


Слайд 10

Описание слайда:

Смешение паронимов
Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского
Новый вариант
Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского


Слайд 11

Описание слайда:

Употребление слов-паразитов
Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором
Новый вариант
Грибоедов оказывается новатором


Слайд 12

Описание слайда:

Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании
Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами
Новый вариант
Базаров появляется в балахоне с кистями


Слайд 13

Описание слайда:

Неправильный порядок слов
Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам

Новый вариант

Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам


Слайд 14

Описание слайда:

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др.
Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его
Новый вариант
Когда Базаров умирал от лихорадки , которой он заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его


Слайд 15

Описание слайда:

Лексическая недостаточность предложения
Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба
Новый вариант

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба


Слайд 16

Описание слайда:

Лексическая избыточность
Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом

Новый вариант
Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом


Слайд 17

Описание слайда:

Пустословие
Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция.

Новый вариант
Исправить текст невозможно


Слайд 18

Описание слайда:

Смешение стилей
Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву

Новый вариант
Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву


Слайд 19

Описание слайда:

Сопоставление логически несопоставимых явлений
Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши
Новый вариант
Исправить текст невозможно


Слайд 20

Описание слайда:

Исправьте стилистические ошибки
1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.
2. Некрасов доказал, что народу есть, что показать окружающим
3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белгородскую крепость
4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой.
5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок.
6. Нигилизм – это отрицание того, чем живет, на мой взгляд, нормальный человек
7. Он вошел в квартиру старухи-процентщицы, проведя там полчаса
8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова
9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя
10. Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона


Слайд 21

Описание слайда:

Откуда черпать знания литературного языка?
1. Произведения классической литературы


Слайд 22

Описание слайда:

2. Словари
2. Словари


Поделитесь с коллегами:

ТЕМА. «Стилистические ошибки и недочеты культуры речи».

Цель урока: дать учащимся понятие о стилистических ошибках, развить навыки и умения распознавания и редактирования стилистических ошибок.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о стилистических ошибках, научить определять вид ошибок, обобщить и систематизировать знания по теме раздела «Культура речи».

Воспитательная: воспитывать речевой вкус и уважительное отношение к требованиям культуры речи.

Развивающая: развивать речевую культуру учащихся, способствовать развитию выразительной речи.

Учебно — методические ресурсы: слайды, карточки, словари.

Ход урока

I Организационный момент (2 минуты):

— приветствие;

— проверка присутствующих;

— готовность аудитории к занятию;

— постановка целей и задач урока.

II Опрос по домашнему заданию (7 минут).

Задание. Поставьте ударения в словах: клала, затемно, аэропорты, прибыла, шарфы, торты, слилась, банты, звонит, средства, договор, баловать, зави́дно, красивее, жалюзи, сироты, досуг.

Составьте с ними предложения. Выучите правильное произношение слов.

Орфоэпическая минутка.

Проверим, как вы запомнили ударение в данных словах.

На проекторе стихотворение. Прочтем его.

Клала шарфы, банты, торты,

Кралась затемно домой,

А потом к аэропорту

Прибыла, слилась с толпой.

(Н.А. Шапиро)

III Актуализация опорных знаний (3 минуты)

Фронтальный опрос по предыдущим темам:

1. Что изучает стилистика?

Стилистика — учение о стилях речи, средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.

2. Дайте определение понятию культура речи.

Культура речи — раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

3. Что такое стиль?

Стиль — система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.

4. Прочтем стихотворение (дано на проекторе), вставим вместо точек название стиля.

ЗАБОТА О СТИЛЕ

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой —

Стиль это просто… (разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу —

Знай, в них… (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль… (публицистический) —

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок —

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой — … (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль… (научный).

(В. А. Синицын)

4. Что называют нормой литературного языка?

5. Назовите словари русского языка.

IV Объяснение новой темы (18 минут).

Слово учителя. Раскрывая сегодняшнюю тему занятия, мы должны узнать, что такое стилистические ошибки, каковы последствия их нарушения, как можно их классифицировать и как избежать нарушения норм языка.

Работа с проектором. Комментированное чтение цитат.

А. «Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д.С. Лихачев)

Б. Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать».

В. «Единственное средство умственного общения людей есть слово…Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками» (Л.Н. Толстой).

Слово учителя. Мы всегда должны помнить, что речь человека — это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

Беседа.

1. Как вы понимаете выражение экология языка?

2. Какую речь можно назвать культурной?

3. Что отстаивал Лев Николаевич в своем высказывании?

Слово учителя. Таким образом, нарушение нормы языка недопустимо. Оно приводит к ошибке и непониманию. Кроме стилистических ошибок, лингвисты выделяют орфографические, орфоэпические, лексические, фразеологические, пунктуационные, синтаксические.

Запишите определение термина стилистическая ошибка.

Запись в тетрадь

Стилистические ошибки — это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой — нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Чтение и анализ стилистических ошибок, представленных на слайде.

1. Употребление лишних слов — плеоназм

своя автобиография

патриот Родины

памятные сувениры

2. Смешение паронимов

Были приняты эффектные меры.

Запомните: одеть ребенка, надеть пальто

3. Немотивированное использование высокой книжной лексики

Она 20 лет трудилась на посту санитарки.

4. Ошибки при употреблении фразеологизмов

Львиная часть урожая была потеряна.

5. Тавтология

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

6. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

7. Употребление слов-паразитов вот, так, так сказать, значит, этого, того.

Ну вот, мы с мамой решили, значит, испечь папе праздничный пирог.

Y Закрепление нового материала (15 минут)

Задание. Укажите виды ошибок. Отредактируйте предложения.

1. В ледяной холод и стужу Павел работает на стройке. 2. Сегодня у нас в гостях гость из Алматы. 3. Я уйду, как француз, по-английски. 4. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги. 5. Игрушка была сделана из желтого искусного меха.

Командная работа.

1 команда

Задание. Правильно поставьте ударение в выделенных словах.

Сегодня победительнице конкурса вруча́т как приз догово́р о рекламном туре на год. Также жюри решило ее премирова́ть: фотографии будущей звезды бесплатно разместят в катало́ге. Как Мария восприняла́ эту победу, мы узнаем из следующего выпуска новостей. А сейчас расскажем вам о том, как проводят свой досу́г учащиеся ко́лледжа. А ведь они не просто учащиеся из обычных семей, они сиро́ты. Задание че́рпать знания — для них не обязанность, а увлечение, так как все свободное время ребята проводят в научном центре.

2 команда

Задание. Правильно поставьте ударение в выделенных словах.

Сегодня мы находимся на кондитерской фабрике. Конфеты, то́рты, рулеты — продукция этой фабрики. Процесс изготовления сладкой продукции идет в определенных цехах. Что же внутри «сладкого цеха»? Большой стол на фабрике лишь отдаленно похож на наш ку́хонный. Над нами, как вы видите, находится трубопрово́д. На окнах — жалюзи́. А работы у тружениц еще очень много: украсить торт. Крем специалист на то́рты кладет аккуратно. Он разноцветный. Для красного оттенка использован краситель, добытый из све́клы, для синего — сли́вовый. Какой торт самый лучший, определят покупатели.

3 команда

Ролевая игра.

Прочитайте тексты. Сделайте их стилистический анализ.

1. Представьте ситуацию: подруга рассказывает о выполненной работе.

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».

2. Утром.

«Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, посплю еще. Вста-а-ла, говорю: ой, как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, газ зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? То ли два яйца разбить, то ли одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Ох уж этот будильник!»

3. Придумайте диалог «В автобусе» с использованием слов: нет местов, с двести сдачу, выходить-сходить, оплатить за проезд, ложить. Исправьте ошибки в данных словах.

4 команда

Задание. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

1. Зима одела землю снегом. 2. На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3. После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка, должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку. 6. Щиты съемной опалубки одеваются на прутья каркасной арматуры.

5 команда.

Задание. Составьте тексты на тему «Вода», принадлежащие к разным стилям.

YI Итог, оценивание (3 минуты)

♦ Что такое стилистические ошибки?

♦ Что вы узнали о классификации ошибок в русском языке?

Рефлексия

Что я знал

Что я узнал

Как применить в жизни полученные сведения

YII Домашнее задание (2 минуты)

Сочинение-рассуждение «Зачем говорить правильно, когда тебя итак все понимают? »

Использованная литература:

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. — Ростов н/Дону: «Феникс», 2007.

3. Космаровская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи — М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1996.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 2003.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М.: «Айрис пресс», 2006.

Типы ошибок.

Для того, чтобы написать сочинение (или другую письменную работу) без

ошибок, надо знать, какими же упомянутые ошибки бывают.

Ошибки в содержании.

Ф – фактическая ошибка или неточность;

[ ] лишняя часть (лишнее слово, выражение);

V пропуск (мысли, слова, выражения);

Z не выделен абзац;

N

нарушена последовательность в изложении.

Кроме того, в значительной степени влияют на оценку сочинения (хотя

специально и не обозначаются) так называемые логические ошибки. Приведем несколько

примеров. Довольно часто школьники отождествляют неравнозначные понятия,

например, пишут: «Пейзаж это природа». Между тем правильнее сказать, что пейзаж

это изображение природы в художественном произведении.

Распространено явление, когда авторы сочинений обосновывают свои мысли

несущественными доводами: «Некрасов народный поэт, так как он всех крестьян

наделяет привлекательными чертами и широко использует фольклор», или: «Обитатели

ночлежки Костылева не способны подняться на борьбу, так как среди них не было

опытного вожака». Ведь Некрасов далеко не всех крестьян «наделяет привлекательными

чертами», а самое главное вовсе не по указанным причинам мы считаем его народным

поэтом; да и в случае с ночлежкой из пьесы «На дне» явно нарушена связь причины и

следствия.

Или пишет абитуриент: «Сюжет, композиция, стиль и художественная форма

поэмы «Двенадцать» слиты воедино». Но сюжет, композиция и стиль суть важнейшие

элементы именно художественной формы и налицо, таким образом, явное нарушение

соотношения части и целого. Неумение разграничивать понятия приводит и к такого рода

путанице с образами исторических деятелей и вымышленных героев: «В романе «Война и

мир» изображены участники Бородинской битвы: Кутузов, Багратион, Болконский,

Безухов».

Нельзя также объединять в одно целое разнородные понятия или

противопоставлять однородные, как, например, это сделано в высказывании: «Толстой

правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство».

1. Речевые (стилистические) ошибки (обозначаются «Р») это

нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в

образовании синтаксических конструкций.

Таблица № 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Статусы про признание ошибок
  • Стилистические ошибки какие бывают
  • Стилистические и нестилистические ошибки кожина
  • Статусы про ошибку короткие
  • Стилистическая фигура или стилистическая ошибка сочетание слов