Стилистические ошибки скачать

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано… В книге записей отмечено…
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников… Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы

27 Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.
  • Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Рекомендуем

7 журналистских приемов для рекламного текста

В работе копирайтера и журналиста много общего. Копирайтер доносит преимущество товара или услуги, журналист – свою точку зрения. Обоим …

Как написать хороший лид к статье и избежать банальностей в начале текста?

Кто не знает, лид – это вступление в тексте. Первый абзац. Он самый важный после заголовка. Читатель, просматривая его, принимает решение – …

Стилистические ошибки

Стилистические
ошибки – разновидность речевых ошибок
(немотивированных отступлений от строго
обязательных норм русского литературного
языка). Стилистические ошибки являются
нарушениями стилистической нормы. Такой
тип ошибок связан с употреблением слов,
грамматических форм и синтаксических
конструкций без учёта их стилистической
окраски: функционально-стилистической
и эмоционально-экспрессивной. Пример:
«Поскольку
всегда есть шанс
нарваться
на

отмороженных,
встречи всегда проходят в людных местах»
(Из газеты).
Отмороженный
– «преступник,
не соблюдающий элементарных воровских
принципов» [Грачев М. А., 2003, с.628].
Употребление стилистически сниженного
слова в данном случае немотивированно
и неоправданно. Неуместно здесь и
употребление разговорного
глагола
нарваться
(неожиданно, случайно встретиться,
столкнуться с кем-, чем-либо). Стилистические
ошибки подразделяются на лексико-стилистические
и грамматико-стилистические.
Лексико-стилистические ошибки –
разновидность стилистических ошибок,
состоящая в неправильном выборе слова
в зависимости от его стилистической
окраски. Стилистическая окраска –
дополнительные стилистические оттенки,
которые накладываются на основное,
предметно-логическое значение слова и
выполняют эмоционально-экспрессивную
или оценочную функцию, придавая
высказыванию характер торжественности,
фамильярности, грубости и т.п. Пример
лексико-стилистических нарушений:
«Промышленность
развалена. Армия способна

мочить

только внутри страны»

(Из газеты). В данном примере наблюдается
немотивированное использование
стилистически окрашенного слова мочить.
«Молодые
воры
сдали
более сорока дедов преступного мира»

(Из газеты). Этот пример также демонстрирует
неоправданный выбор стилистически
окрашенных сниженных слова без учёта
всего контекста. Грамматико-стилистические
ошибки – разновидность речевых ошибок,
возникающих при таком употреблении
грамматических форм и таком синтаксическом
построении предложений, которые приводят
к нарушениям стилистических норм: «Часто
приходили посылки
с
Перми»
(«Известия».
2004. №32). Использование предлога с
вместо из.
Такой выбор предлога подходит больше
для разговорного стиля.

Стилистические ошибки, приводящие к нарушению точности, ясности речи Речевая избыточность

С понятием
«содержательная речь» несовместимо
многословие. Порой очень важно кратко
и оперативно преподнести ту или иную
информацию. Можно смело утверждать, что
многословие – недостаток речи независимо
от стиля и жанра. Лишние слова в устной
и письменной речи свидетельствуют не
только о стилистической небрежности,
они указывают на нечёткость, неопределённость
представлений автора о предмете речи.

Плеоназм

Многословие
может принимать форму плеоназма.
Плеоназмом
(от греч. плеоназмос
– излишество) называется употребление
в речи близких по смыслу и потому лишних
слов (упал вниз,
главная

суть, повседневная
обыденность,
бесполезно
пропадает, лизнул языком,
затопал ногами
и т.п.). Часто плеоназмы появляются при
соединении синонимов: расцеловал
и
облобызал;
мужественный
и
смелый;
только лишь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ И РАБОТА ПО ИХ ПРЕДУПРЕНЖДЕНИЮ

                                               
Падурец Наталья Борисовна,

учитель
русского языка и литературы

МОУ
«Рыбницкая РРОШ №5»

В статье
рассматриваются различные  способы устранения стилистических ошибок в устной и
письменной речи учащихся. Приведены примеры речевой работы, направленной на
усвоение языка и речевой культуры, обращается внимание на типичные
стилистические ошибки при изучении различных частей речи и способы их
предупреждения.

Ключевые
слова:
стилистические
ошибки; состав слова; литературная норма; раздаточный материал; слово.

Школьную
грамматику нетрудно превратить в сухой перечень правил, далеких от жизни, если
забыть, что она изучается с практическими целями познания языка. Наши учащиеся
настойчиво учат «русский язык» — запоминают многочисленные правила,
переписывают упражнения, но, окончив школу, легко могут сказать: «Я одел
кепку», «Поехал на склад за олифой», «Ложь сюда», «Лучше всего нравится». Это
происходит от того, что на уроках русского языка главное внимание уделяется
вопросам правописания, а не нормам речи, не обогащению словаря учащихся, не
борьбе с речевыми ошибками.

Перестройка
школы, укрепление её связи с жизнью потребовали такой организации работы по
русскому языку, при которой учащиеся на разнообразном речевом материале учились
бы правильной, точной и экономной речи, учились бы умению выражать свои мысли
грамотно, легко и просто. Возникла необходимость шире рассматривать вопросы
лексики, сообщать учащимся элементарные сведения по практической стилистике,
конкретно, на разнообразных примерах учить детей родной речи.

В школьной
практике работа над речевыми ошибками проводится чаще после того, как они
появятся в тетрадях учащихся. Полезность таких разборов не вызывает сомнений.
Но для подлинного усвоения языка и речевой культуры только этой работы явно
недостаточно, так как она слишком узка и стихийна. Главное —  вести планомерную
работу по предупреждению ошибок.

К
стилистическим ошибкам, с одной стороны, относятся недочеты, связанные с
лексикой и грамматикой: неправильный выбор слова, неправильное употребление
глагольных форм, нарушение форм согласования и управления, ошибки при замене
прямой речи косвенной, неправильное построение сложного предложения; с другой
стороны, нарушения, которые связаны со стилистикой: повторение одного и того же
слова, употребление слов-паразитов, штампов, использование однообразных
синтаксических конструкций, неоправданное введение в контекст речевых средств,
принадлежащих разным стилям.[1,с.8]

Стилистические
ошибки учащихся неоднородны. Одни из них – грубые, другие   менее грубые,
третьи представляют собой собственно стилистические недочеты, которые, как
правило, в вину учащимся не ставятся. Чем руководствуется учитель в определении
грубых и негрубых ошибок? Учащиеся, практически владея языком, пользуются всеми
известными им речевыми ресурсами, не задумываясь над тем,  что пройдено на
уроке, а что еще не изучалось. Поэтому среди стилистических ошибок встречаются
ошибки как на изученный материал, так и на неизученный материал. Первые из них
признаются грубыми, вторые – негрубыми. При этом имеется в виду, что грубыми
ошибками считаются те, по предупреждению которых проводилась достаточная
работа. Ошибка не признается грубой, если в процессе её предупреждения
рассматривались различные примеры, но среди них не было того, который в данном
случае оказался ошибочным. Так, если при рассмотрении окончаний существительных
2-го склонения множественного числа назывались такие существительные, как
«договор, выбор, директор», но указывалось слово «шофёр», то  употребление
учащимися формы «шофера» не может быть признано грубой ошибкой.

Стилистические
ошибки – результат недостаточного знания языка. Чтобы правильно и хорошо
говорить, мало знать грамматические определения. Для этого нужно овладеть
лексикой  языка и его строем, нужно иметь представление о сильных и слабых
сторонах речевых средств и научиться выбирать те средства языка, которые
наиболее точно выражают мысль. Чтобы учащиеся успешно могли осуществлять этот
выбор, они должны иметь представление о литературном языке и лексических
пластах, понимать стили речи, знать довольно широко лексические и
синтаксические синонимы, хорошо владеть порядком слов в предложении.

Вся работа
по лексике и стилистике ведется таким образом, чтобы учащиеся могли видеть, что
изучаемый материал нужен им в их собственной речевой практике, что полученные
знания облегчают общение, помогая выражать мысли правильно, точно, кратко.

Материалом
для анализа служат те же предложения и тексты, которые взяты для работы по
правописанию. В качестве контекста успешно могут использоваться ученические
работы (изложения и сочинения), подготовка и разбор которых позволяют ввести
учащихся в необходимую «писательскую лабораторию». Нельзя пренебрегать и
отдельными словами. Так, работая над правописанием слова «ужасный», учитель
может спросить, удобно ли говорить: «сегодня ужасно вкусный обед».

Тема
«Состав слова» даст обильный материал для разнообразной работы по лексике и
стилистике. В этой теме представляется возможным значительно расширить и
уточнить словарь школьников, познакомить их с лексическими пластами и языковыми
стилями, дать первоначальное представление о литературном языке. Упражнения по
освоению учащимися  смысла приставок – необходимый вид работы в процессе
познания языка. Учащиеся должны знать возможно большее число приставок,
понимать их значение и ту стилистическую окраску, которую придают словам
некоторые из них. Обилие префиксов, которыми располагает наш язык, можно
показать на одном – двух словах, например, при глаголе: поехать, уехать,
заехать, выехать, отъехать и т.п. Попутно можно сказать, что в русском языке
есть глагол, который без приставки не употребляется: положить, выложить,
наложить, сложить и т.д. Следовательно,  формы «ложить, ложат, ложь»  нельзя
считать правильными. Полезно остановить внимание учащихся на некоторых словах,
употребление которых из-за незнания приставок бывает ошибочным. Например, возвратиться.
Значение корня, поддерживаемое значением приставки, указывает на движение в
обратную сторону. Поэтому говорить «возвратиться назад» нельзя: назад
слово лишнее. Роспись – подпись. Слово роспись неправомерно
употребляется вместо слова подпись. «Роспись» имеет такие значения: перечень
чего-либо; настенная живопись, поэтому говорить: «Я поставлю в документе
роспись» неправильно.

Изучая имя
существительное, нужно отметить те речевые неправильности, которые связаны с
использованием данной части речи. Это, прежде всего, ошибки на употребление тех
существительных, род которых в диалектах или просторечии не совпадает с
литературной нормой. Вот некоторые из этих существительных:

Мужской
род: ботинок, георгин, картофель, кофе, рельс, рояль, толь, тюль, штабель.

Женский
род: бандероль, вермишель, ваниль, манжета, мозоль, моль, олифа, сандалия,
туфля, тушь.

Средний
род: какао, кино, мочало, повидло.

Обычно все
словесники указывают на значение в нашей речи имени прилагательного. При этом
порою дается одностороннее объяснение его речевой функции: прилагательные нужны
для того, чтобы сделать речь красочной. Главное же назначение прилагательного –
обозначая признаки предмета, указать на его особенности, они помогают выделить
предмет из ряда других, ему однородных. Писатели обычно не стремятся подбирать
много определений к одному слову «Из трех эпитетов, приложенных к
существительному, один всегда будет наиболее точным, а остальные два,
безусловно, будут ему уступать. Поэтому ясно, что этот единственный эпитет надо
сохранить, а остальные безжалостно вычеркнуть»[5,с.28]. Нагромождение
прилагательных не только не украшает речь, но, напротив, делает её бесцветной,
путаной и непонятной. В этом нетрудно убедить учащихся, если предложить им в
том же отрывке подобрать прилагательные ко всем имеющимся там существительным.
Учащиеся увидят, как потускнеет, померкнет текст.

Говоря о
степенях сравнения, следует иметь в виду, что учащиеся смешивают элементы
простой формы сравнительной степени с элементами составной формы: «Эта задача
более легче». Эта ошибка не может быть устранена заучиванием правила: здесь
нужны упражнения. Для этого хорош приём устного диктанта, когда учитель
называет начальную форму, а учащиеся дают искомую. Преимущества такой работы
очевидны: она позволяет использовать широкий круг примеров, она приучает органы
речи автоматически произносить правильные грамматические формы, вырабатывая
прочный навык.

Учитель:
высокий, строгий… выше, строже…

Учащиеся:
выше, строже… более высокий, более строгий.

Такие
упражнения предостерегут от употребления просторечных форм сравнительной
степени (слаже, слабше, плоше, хужее, красивше).

Наибольшее
количество ошибок, связанных с употреблением числительных, состоит в неумении
поставить числительные в нужном падеже. Для их предупреждения и искоренения
требуется немало усилий. Учебник содержит большое количество тренировочных
упражнений. Дополнительно можно подготовить раздаточный материал.  Им могут
стать вырезки из газет и журналов, а также устаревших, идущих в макулатуру,
задачников и учебников.

В изучении
числительных особенно важно, чтобы устные упражнения предшествовали письменным.
Если предлагать учащимся письмо преждевременно, они даже после изучения темы
«Имя числительное» продолжат допускать в устной речи те же ошибки.  Хорошим
устным упражнением является задание закончить предложения заранее данным
цифровым материалом. Так, перед уроком на классной доске написано, например,
следующее:

1)    …
158 (процент); 2) …15(год)   3) 27(герои-панфиловцы). А затем учитель читает и
сами предложения:

1.    Самая
высокая выработка бригады за этот месяц достигла…

2.    М.Ю.
Лермонтов моложе А.С. Пушкина …

3.    Насмерть
стоял под Москвой политрук Клочков с …

В данной
статье приводятся лишь некоторые задания, которые можно использовать в качестве
упражнений для «стилистической минутки». Любая тема курса русского языка
позволяет организовать упражнения, подобные данным. Систематическое их
проведение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует
развитию их устной и письменной речи, предупреждает появление стилистических
ошибок.

Замечательный
писатель XIX в. В.Г. Короленко однажды написал: «Мне страшно подумать, что моим
детям был бы непонятен мой язык, а за ним – и мои понятия, мечты, стремления,
моя любовь к своей бедной природе, к своему родному народу». Язык – ключ к
драгоценному наследию прошлого, инструмент, позволяющий овладеть накопленными
богатствами, совершенными достижениями человеческой культуры, человеческой
мысли. Слово оказывается не только ключом, но и орудием, мощным и сильным. И
хочется, чтобы каждый помнил завет гениального пророка и мыслителя, помнил
мудрость Л.Н. Толстого:

«Слово –
дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и
разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и
ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей» [3, с.171]  

Литература

1.    Т.А.
Шаповалова. Стилистические упражнения на уроках русского языка. Издательство
«Просвещение», М.1967 г.

2.    Цейтлин
С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – Просвещение,
1982г.

3.    В.В.
Одинцов. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение»,1988г

4.    Н.А.
Пленкин. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка.
Издательство «Просвещение» Москва-Ленинград. 1964г.

5.    К.Г.
Паустовский. Поэзия прозы. Сборник «О писательском труде». М. Совесткий
писатель, 1965 г.

Literature

1. T.A.
Shapovalova. Stylistic exercises in Russian language lessons. Publishing house
«Enlightenment», M.1967.

2. Tseitlin S.N.
Speech errors and their prevention: A manual for teachers. – Enlightenment,
1982.

3. V.V. Odintsov.
Linguistic paradoxes. M. «Enlightenment», 1988

4. N.A. Plenkin.
Prevention of stylistic errors in Russian language lessons.
Publishing
house «Enlightenment» Moscow-Leningrad. 1964g.

5. K.G.
Paustovsky. Prose poetry. Collection «About the writer’s work».
M. Soviet
writer, 1965


1


Стилистические ошибки и их виды.


2


Стилистические ошибки и их типы


3


Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок. Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.


4


Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие: Тип ошибки Примеры Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. Строители работали на стройке в течение месяца. Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку. Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени). Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца). Тавтология, то есть тождесловие: а) повторение сказанного иными словами; Авторские слова – это слова автора. Удар был внезапным и неожиданным. б) повторение однокоренных слов. Соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше. Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.). Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода. Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля). Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки. Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.


5


Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие: Тип ошибки Примеры Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.). Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году. Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики. Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике). Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д. А у Андрея Болконского… Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества. Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения. Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем.


6


Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в «Сказке о тройке» А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там «нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание». В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого: спать – заниматься сном, подпрыгивать – заниматься подпрыгиванием. Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Вот почему необходимо тщательно следить за своей речью и с этой точки зрения Стилистическими ошибками называют нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Стилистическая ошибка это неправильное употребление слова и (или) неправильное построение предложения. Здесь расположена сводная таблица основных стилистических ошибок с примерами. А далее представлены наиболее распространенные стилистические ошибки:Здесь


7


1. Неразличение паронимов. Паронимы (сходные по смыслу слова) часто употребляются неправильно. В качестве примеров можно привести следующие пары: отличие (чего-то от чего-то) различие (между чем-то и чем-то), усвоить освоить (второе употребляется в значении более высокой степени проявления действия), равный (одинаковый) ровный (без выступов, неровностей), предоставить (отдать в пользование) Паронимы представить (предъявить), языковый (от языка в значении орган) языковой (от языка в значении речь) и многие другие. 2. Плеоназм речевое излишество, вкрапление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Плеоназм можно сравнить с наукообразием способом наведения «ученого» лоска на простые в своей основе вещи. В просторечье «наукой» часто называют нечто непонятное без специального образования, а наукообразным называют способ изложения, затрудняющий восприятие материала. Плеонастический текст, наоборот, может преследовать цель более подробного объяснения и описания какого-либо явления, процесса, оборудования и т. д., однако фактически ветвистые и отвлеченные рассуждения только затрудняют понимание сути.Плеоназм В некоторых случаях уточнения все же необходимы. Так, в первых двух примерах, расположенных ниже, если из контекста не ясно, о каких именно примерах и объекте идет речь, уточнения типа «имеющиеся в таблице» и «уже существующего» уместны. Главное, чтобы описательная избыточность не вошла в привычку. Часто плеоназм формируется с помощью «слов-паразитов»: некий, правильный и т. д. Если проговорить фразу без сомнительного слова, становится очевидным, что оно лишнее.


8


Чтобы избежать плеоназма, необходимо отсечь все лишнее. Достаточно следовать простейшему правилу: если какое-либо слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества (во всех смыслах), то это следует сделать. Ниже приведено несколько примеров (жирным шрифтом выделены слова, которые можно и нужно убрать): Примеры, имеющиеся в таблице, показывают… (Примеры показывают…); После обновления уже существующего объекта… (После обновления объекта…); Операция это способ, которым выполняется действие… (Операция способ выполнения действия…); Метод некоторая совокупность операций… (Методом является совокупность операций…); Построение модели в соответствии с известными правилами… (Построение модели по правилам…); Для того чтобы обеспечить… (Чтобы обеспечить…).


9


3. Тавтология. Тавтологией называется определение, повторяющее в иной форме ранее сказанное. Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто употребляемым словам обычно относятся который, чтобы и можно. Вообще, для появления одного и того же слова дважды в одном абзаце должны быть весьма серьезные причины. Наглядный пример тавтологии:Тавтология Неверно: Наряду с этими признаками имеется и ряд других… Верно: Наряду с этими признаками имеются и другие Выбор форм множественного и единственного числа. Часто возникают проблемы употребления единственного или множественного числа. В последнее время все чаще используется согласование по смыслу: если имеется в виду единое целое, то используется единственное число, а если требуется подчеркнуть отдельные предметы множественное. Примерами правильного употребления являются сочетания: Два и более варианта; Три и более форм; Выберите любое поле или число (род одинаковый); Выберите любые цифру или число (род разный); Имеется несколько вариантов; Имеются некоторые варианты.


10


5. Согласование слов в предложении. Часто возникают ошибки согласования слов в предложении, особенно это касается управления глаголами. Ниже приведены некоторые примеры: Неверно: Данный раздел рассказывает об открытии, работе и сохранении документа; Верно: В данном разделе описаны процедуры открытия и сохранения документов, а также работы с ними. Неверно: Для того чтобы остаться в лидерах, критическим является выбор правильной системы пробной цветной печати; Верно: Чтобы остаться лидером, важно правильно выбрать систему пробной цветной печати. 6. Создание отглагольных существительных. Следует с осторожностью создавать отглагольные существительные. Многие из механически созданных слов отсутствуют в словаре, и их употребление считается неграмотным (упорядочить упорядочение, а не упорядочивание; свернуть свертывание, а не сворачивание и т.д.). Кроме того, увлечение отглагольными существительными ухудшает стиль (открытие файла как открытие Америки).


11


7. Нанизывание одинаковых форм. Следует избегать нанизывания одинаковых падежных форм, например с помощью слов чтобы и который: Неверно: Для выполнения задачи расстановки индексов значений… Верно: Чтобы расставить индексы значений… Неверно: С целью избежания возможности возникновения опасности… Верно: Чтобы избежать возникновения опасности… Неверно: Газ, вызывающий глобальное потепление, представляющее реальную угрозу… Верно: Газ, вызывающий глобальное потепление, которое представляет реальную угрозу Стилистической ошибкой может быть также оксюморон (сочетание слов с противоположным значением), если только противоречие не используется намеренно для создания особого стилистического эффекта.оксюморон


12


Стилистико- синтаксические ошибки в русском языке Стилистико-синтаксические ошибки это нарушение связи между членами предложения. Стилистико-синтаксические ошибки это нарушение связи между членами предложения. 1. Нарушение связи между членами простого предложения: 1. Нарушение связи между членами простого предложения: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Неправильно: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно. Неправильно: Несколько ребят вышли из леса. Правильно: Несколько ребят вышло из леса. Неправильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказала огромное влияние на мировоззрение Павла. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Неправильно: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно. Неправильно: Несколько ребят вышли из леса. Правильно: Несколько ребят вышло из леса. Неправильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказала огромное влияние на мировоззрение Павла.


13


Падежное несогласование имен Неправильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Правильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской. Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Неправильно: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия. Правильно: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии. Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного: Неправильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. Правильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.


14


Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление Неправильно: Трест организовал и руководит предприятиями. Правильно: Трест организовал предприятия и руководит ими. Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов Неправильно: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. Правильно: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры. Пропуск необходимых слов Неправильно: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. Правильно: Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол. Нарушение границ предложения (правило нестрогое, нарушения могут диктоваться стилевыми особенностями) Пример: Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Лучше: Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.


15


2. Нарушение связи между членами сложного предложения: Загромождение сложного предложения придаточными Пример: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. Лучше: Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного. Разнотипность частей сложного предложения Неправильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции. Правильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции). Смешение главного и придаточного предложения Неправильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Правильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.


16


Неправильное совмещение простого и сложного предложения Неправильно: Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Правильно: Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения Неправильно: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. Правильно: На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал. Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного Неправильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует. Правильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.


17


Неоправданное повторение одинаковых союзов Пример: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Лучше: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов Пример: Он считал, что будто мы его неправильно поняли. Лучше: Он считал, что мы его неправильно поняли (или Он считал, будто мы его неправильно поняли). Неверное употребление союзов и союзных слов Неправильно: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение. Правильно: Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение. Смешение прямой и косвенной речи Неправильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду. Правильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт (или Корчагин твёрдо заявляет: «К будёновцам я обязательно перейду»).

вернуться на страницу «Культура речи«, «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Стилистические ошибки – разновидность речевых ошибок (немотивированных отступлений от строго обязательных норм русского литературного языка). Стилистические ошибки являются нарушениями стилистической нормы. Такой тип ошибок связан с употреблением слов, грамматических форм и синтаксических конструкций без учёта их стилистической окраски: функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной.

К наиболее распространённым стилистическим ошибкам относятся:

•Стилистическая неуместность речи: Командир приказал сматывать удочки. Правильно: Командир приказал уходить (отступать).

•Плеоназм: прейскурант цен (слово «прейскурант» само по себе означает «справочник цен»).

•Тавтология: организовать организацию, изобразить образ.

•Речевые штампы: люди в белых халатах.

•Употребление слов-паразитов: это, значит, типа, как бы, ну, это самое, как его, так сказать, скажем так, э-э-э.

•Немотивированное использование нелитературной лексики: просторечия, диалектизмов, профессиональных слов: башковитый, синявка (сыроежка), прога (программа).

•Канцелярит: находился в состоянии усталости (устал)

•Неудачное использование экспрессивных средств: Монтажники пересекли экватор монтажных работ.

•Употребление слова в несвойственном ему значении: Он обратно прочитал книжку.

•Нарушение лексической сочетаемости: это играет большое значение (правильно: это имеет большое значение).

•Смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм): На богатырях кольчуги, брюки, варежки. Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.

•Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

•Неразличение паронимов: Надеть – одеть, убежденный – убедительный, представиться – преставиться, абонент – абонемент.

№   Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1. Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2. Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3. Тавтология В книге записей записано… В книге записей отмечено…
4. Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5. Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6. Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать или управление, или менеджмент
7. Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8. Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9. Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10. Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11. Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12. Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13. Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14. Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15. Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16. Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17. Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18. Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19. Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20. Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21. Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22. Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23. Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников… Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24. Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25. Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26. Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья. Или: в саду росли розы, пионы, липы
27. Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно.   
Нарушение связи между членами простого предложения: Несколько ребят вышли из леса.
Несколько ребят вышло из леса. 
Падежное несогласование имен: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской. 
Несогласование однородных членов с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия.
Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии.
Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.
Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление: Трест организовал и руководит предприятиями.
Трест организовал предприятия и руководит ими.
Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Пропуск необходимых слов: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол.
Нарушение границ предложения: Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.
Загромождение сложного предложения придаточными: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.
Смешение главного и придаточного предложения: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском.
Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.
Неправильное совмещение простого и сложного предложения: Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предлож.: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого сущ.: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует.
Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацкомкоторый сейчас где-то путешествует.
Неоправданное повторение одинаковых союзов: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Неправомерное столкновение близких по значению подч. союзов: Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Он считал, что мы его неправильно поняли. 
Неверное употребление союзов и союзных слов: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.
Смешение прямой и косвенной речи: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Функционально-стилевое расслоение лексики
Тест на тему Стилистические ошибки
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

Тест на тему Согласование сказуемого с подлежащим

Тест на тему Культура речи
Тест на тему Нормы управления (культура речи)

Тест на тему Алогизмы в конструкциях с однородными членами

Тесты на тему Лексические нормы

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стилистические ошибки розенталь
  • Стекла были все отмороженные тип речевой ошибки
  • Стилистические ошибки примеры таблица
  • Стека трассировки ошибки
  • Стек трейс ошибки