1. Сто лет живи, сто лет учись.
2. Одно лекарство лечит, другое повергает в болезни.
3. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.
4. Как кот в масле.
5. Под лежачим камнем вода не течет.
6. Счастливые часов не замечают.
7. Жди ветра в поле.
Ответы
|
||||||||
5 ответов
24.11.12
Вопрос задан анонимно
Прохасько
Нателла Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Широковской ОШ
Симферопольского
района АР Крым
Турнир «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ОЛИМП»
Цель:
Развивать
познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения;
формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде), учебно-познавательные компетенции (развивать
логику, самостоятельность мышления); развивать креативные навыки
продуктивной деятельности (владение
приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами
решения проблем); развивать языковое чутье; воспитание чувства товарищества,
взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: компьютер, сигнальные карточки,
игровые столы.
Ход
мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
III. Разминка
( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 10 заданий. Время
на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1
баллу.) Вопросы
и задания для 1 команды.
1. Поставьте слово мастер
в форму множественного числа именительного падежа. (Мастера).
2.
В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухгалтеры).
3.
Как
правильно: кулин?рия или кулинар?я? (Оба варианта являются правильными).
4. Поставьте слово чулок в
форму родительного падежа множественного числа.
(Чулок)
5.
Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа
настоящего времени. (Звоним).
6. Ответьте на вопрос одним словом: листы
бумаги, а что у дерева? (Листья).
7.
Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё… (красивее).
8.
Ответьте одним
словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
9. У берёзы
корни, а что у моркови? (Коренья).
10. Поставьте
слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа
множественного числа. (Судов).
Вопросы и
задания для 2 команды.
1. Поставьте слово торт
в форму именительного падежа множественного числа.
(Торты)
2. В эту же
форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
3. Как правильно: тв?рог или твор?г?
(Оба варианта являются правильными).
4.
Употребите слово носок в форме родительного падежа
множественного числа. (Носков).
5. Поставьте
глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени.
(Звонит).
6. Ответьте на вопрос одним словом: у
волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
7. Закончите
предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё… (слаще).
8. Ответьте одним словом. Одно
яблоко, а килограмм…? (Яблок).
9. Поставьте
слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).
10. Употребите
слово место в форме родительного падежа множественного числа.
(Мест).
Работа по мультимедийной презентации
Лексика
1. Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или
выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.
У чёрта на куличках.
(«Очень далеко «. Первоначальное
значение — «где-то далеко в лесу», так как кулички, кулига — расчищенная лесная поляна.)
Ахиллесова пята.
(«Уязвимое место». Мать Ахилла
держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его
неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой,
попавшей в пятку)
2, Что за слово?
1. В Японии
этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на
боку
воткнутое». Что
это за предмет? Меч
2. На языке коми:
«син»-глаз; «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с
языка коми
слово «синлыс». Ресницы
3. Какой молочный продукт
приготовить проще простого, если судить по его названию? Простокваша
3.Прочитайте вопросы шуточного теста.
Какие ассоциации они у вас вызывают?
1) Какая
пословица призывает к максимальному использованию резервов животноводства?
2)В какой пословице речь идет о
рьяном землекопе, который в силу своего злобного
характера совершает противоправные действия
в отношении другого субъекта, но в
результате сам оказывается пленником собственной ловушки?
3)
Какое пернатое поголовье служит счетами при подведении итогов сельскохозяйственного сезона?
4)
Какая поговорка предупреждает о том, что квалифицированный работник
является пугалом
трудового процесса?
5)
В какой пословице говорится о влиянии атмосферных явлений на
отправление культовых
обрядов?
1) С паршивой овцы
хоть шерсти клок. 2.Не рой яму другому — сам в нее угодишь. 3.Цыплят по осени
считают. 4.Дело мастера боится. 5.Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Морфологии
1 .Поставьте
существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Простыня
— (простынь, простыней); торт — (тортов); шарф — (шарфов);
мощность — (мощностей);
доска — (досок), порт — (портов); дно — (доньев); сирота (сирот).
2. Употребите данные словосочетания в
единственном числе.
Старинные рояли {старинный, рояль)
ваши фамилии (ваша
фамилия)
заказные
бандероли {заказная бандероль)
большие
мозоли {большая мозоль)
старинные
банкноты (старинная банкнота)
кожаные
туфли (кожаная туфля)
3. «Четвёртое лишнее»
В каждой
строчке есть «лишнее» слово. Найти его, объяснить причину. Подсказка: надо обратить внимание
на значение морфем.
•
Стульчик,
паркетчик, ракетчик, наладчик.
•
Запеть, зашипеть, заучить, заговорить.
* Преувеличить, преспокойный,
презабавный, прервать.
* Подводник,
дворник, сборник, печник. (Стульчик, заучить, прервать, сборник)
Стилистика
1. Отрывки предложений «потеряли
друг друга». Помогите каждому найти свою пару:
1) О человеке, который сильно испугался,
говорят, что у него …гора с плеч свалилась.
2) О том, кто очень быстро удирает,
говорят, что у него .. .зуб на зуб не попадает.
3) О человеке, дрожащем от холода, говорят,
что у него…пятки сверкают.
4) Если человек испытывает большое
облегчение, то говорят, что у него… душа ушла в пятки.
5) Если человек попал в неловкое
положение, то говорят, что он…сбился с ног.
6) Если человек утомился от хлопот и
беготни, то говорят, что он……. сел
в калошу,
1) Душа ушла в пятки. 2) Пятки сверкают. 3) Зуб на зуб не попадает. 4)
Гора с плеч свалилась.
5) Сел в калошу. 6) Сбился с ног. Это фразеологизмы.
2. Найдите и исправьте неточности в пословицах,
поговорках, крылатых выражениях,
1
.Сто лет живи, сто лет учись. 2.Как кот в масле. З.Жди ветра в иоле. 4.Под
лежачим камнем вода
не течет.5.Счастливые часов не замечают.
1) Век живи, век учись. 2) Как сыр в масле. 3) Ищи ветра в
поле, 4) Под лежачий
камень вода не течет. 5)
Счастливые часов не наблюдают.)
3. Устраните
речевые ошибки.
1) К концу соревнований в более «лучшем положении
оказалась команда 10-А класса.
2) Участники
творческой экспедиции рассказали про перспективы на будущее.3)
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 4) На научном семинаре
автор изложил главную суть этой книги. 5) После первого дебюта молодой актер
начал получать предложения сниматься.
1) В лучшем положении; 2) о своих планах; 3) за прогул;
4) изложил суть; изложил содержание; 5) после дебюта; после первого выступления.
Синтаксис
1. «Лукавая
запятая».
Прочитайте три предложения. Почему
в первом из них засучив рукава выделено запятыми
с двух сторон, во втором — запятая стоит только перед этими словами, а в
третьем — вообще не стоит?
1.0тец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки.
2.Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. З.Мы должны засучив
рукава приняться немедленно за создание нового проекта.
1.Выделен
деепричастный оборот.2. Разделены однородные члены выйти, трудиться.
3.Фразеологизм засучив рукава является обстоятельством, по значению совпадающим
со словами
добросовестно, хорошо, много.
2. Нужна ли запятая в этих сложных
предложениях?
1.У Ивана
Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета (?) и рот несколько похож на букву ижицу. 2.Если бы не
выпадали дожди, давно бы высохла зелень (?) и земля лежала бы вся в трещинах и
морщинах. 3. У причала суетятся матросы (?) и торжественно отплывают в море
корабли.
1. Дополнение
у Ивана Ивановича является общим для двух частей. 2.Запятая не ставится, т. к.
условная придаточная часть если бы не выпали дожди является общей к двум главным. 3.Запятая ставится,
т. к. член у причала не является общим для обеих частей.
3. В каком предложении неправильно
расставлены знаки препинания?
1) Как только прекращался дождь и выглядывало
солнце, он выбегал во двор.
2) Загадочным и
таинственным казался этот лес и жившие в нём сильные и смелые люди.
3) А в обычные
дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и
вдовица.
4) Однако она
уехала и не сказала куда.
5) Я только боюсь, что если закричу,
земной шар с оси сорвётся.
Я только боюсь, что, если закричу, земной шар с оси сорвётся.
Подведение итогов. Слово жюри.
Рефлексия.
Все новости
Динамичная современная жизнь требует обновления и модернизации образования, причем, необходимо не просто множить количество дипломантов, прослушавших какой-то общепринятый набор лекций. Специалисты будущего должны быть всесторонне развитыми, творческими личностями, способными интенсивно работать и постоянно совершенствовать свои способности.
Мы находимся сейчас в парадоксальной ситуации – бог и бес, созданный мыслью и руками человеческими, эволюционирует быстрее, чем мы с вами. Человеческая психика, ее адаптивность не успевают за развитием новых технологий. Помните, как у Льюиса Кэрролла в бессмертной «Алисе»: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!». Как ни странно, писатель века 19го очень точно охарактеризовал современный мир с его сверхскоростным развитием технологий, онлайн-пространства, а вслед за ними и всех сфер жизни, всех, кроме нашей психики. И если молодежь стремительно бежит за днем сегодняшним, то старшее поколение, пройдя некоторое время быстрым шагом, в один момент скажет стоп. Например, в Америке в1930-70 годы исследователи оценивали интеллектуальные способности более 2000 человек через каждые пять лет. Выяснилось: если у человека не было травм, то интеллектуальные способности у него сохранялись независимо от возраста. Получается, что человека пожилого возраста обучать можно и нужно. Кстати, уже сейчас практически во всех регионах России открываются специальные курсы «компьютерной грамотности» для людей, имеющих колоссальный жизненный опыт, которые ещё могут принести незаменимую и неоценимую пользу экономике и обществу. Постепенно будут создавать и университеты третьего возраста. Ведь с тем, что учиться сегодня надо практически всю жизнь, чтобы не выпадать из социальной обоймы, согласны все.
Но адаптироваться в интенсивно развивающемся мире приходится не только пенсионерам, но и молодежи. Давно подмечено — выпускникам средних и высших учебных заведений приходится переучиваться в реальной практической обстановке.
«Сто лет живи, сто лет учись»… Известная народная поговорка в скором будущем может стать девизом и «крылатым» слоганом модернизирующейся системы образования. Один из вариантов – формирование крупных многопрофильных средних специальных и высших учебных заведений путем интеграции образовательных учреждений. Но реализация модели непрерывного образования предъявит и более высокие требования к научно-методической работе преподавателей. Готовы ли они?
В мире, где вся информация находится в шаговой доступности и зависит от волшебного клика мыши – серьезной проблемой становится поиск в «интеллектуальной свалке» подтвержденной, качественной информации. Отсюда, самообразование таит в себе три огромнейшие опасности: не системность, не критичность, мозаичность. Человеку, уже сейчас необходим учитель, или лучше сказать проводник, которым и должен стать педагог системы непрерывного образования. Но это в будущем. В недалеком будущем.
В настоящий момент ясно одно – скоро человечеству придется учиться до пенсии и даже более. Но кто будет взрослым в этом мире детей? И как совместить открытость – необходимую для обучения, с концентрацией – необходимой для действия? Решение видится мне в смене психологических установок. Человек будущего должен быть универсалом, оставаясь при этом живым человеком, а не роботом, разбирающемся в огромнейшем количестве сфер социальной и технической жизни. А энциклопедичность практически направленных знаний должна будет сочетаться с психологической устойчивостью к стрессам. Но не закрывающей охраняемое ею сознание от мира, а остающейся открытой к восприятию и имеющей установку не давать знанию проникнуть слишком глубоко – ранить сердце.
Ксения Бабина
Назад
Лексика
9
15
6
Морфология
10
8
12
Стилистика
15
12
6
Синтаксис
12
15
6
Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма У чёрта на куличках Ахиллесова пята
6
- В Японии этот предмет называют “вакидзаси”, что буквально означает “на боку воткнутое”. Что это за предмет?
- На языке коми: “син”-глаз; “лыс” — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово “синлыс”.
- Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию?
9
- Какая пословица призывает к максимальному использованию резервов животноводства?
- В какой пословице речь идет о рьяном землекопе, который в силу своего злобного характера совершает противоправные действия в отношении другого субъекта, но в результате сам оказывается пленником собственной ловушки?
- Какое пернатое поголовье служит счетами при подведении итогов сельскохозяйственного сезона?
- Какая поговорка предупреждает о том, что квалифицированный работник является пугалом трудового процесса?
- В какой пословице говорится о влиянии атмосферных явлений на отправление
культовых обрядов?
15
8
Употребите данные словосочетания в единственном падеже
Старинные рояли
ваши фамилии
заказные бандероли
большие мозоли
старинные банкноты
кожаные туфли
10
Старинный рояль
ваша фамилия
заказная бандероль
большая мозоль
старинная банкнота
кожаная туфля
«Четвёртое лишнее»
В каждой строчке есть «лишнее» слово. Подсказка: надо обратить внимание на значение морфем
- Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик.
- Запеть, зашипеть, заучить, заговорить.
- Преувеличить, преспокойный, презабавный, прервать.
- Подводник, дворник, сборник, печник.
12
стульчик
заучить
прервать
сборник
Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару:
1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ……… гора с плеч свалилась.
2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него …… зуб на зуб не попадает.
3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него…… пятки сверкают.
4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки.
5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он…… сбился с ног.
6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят,
что он……. сел в калошу.
6
- Душа ушла в пятки.
- Пятки сверкают.
- Зуб на зуб не попадает.
- Гора с плеч свалилась.
- Сел в калошу.
- Сбился с ног.
Найдите и исправьте неточности в пословицах, поговорках, крылатых выражениях
- Сто лет живи, сто лет учись.
- Как кот в масле.
- Жди ветра в поле.
- Под лежачим камнем вода не течет.
- Счастливые часов не замечают.
12
Исправьте речевые ошибки:
- 1) К концу соревнований в более «лучшем положении оказалась команда 10-А класса.
- 2) Участники творческой экспедиции рассказали про перспективы на будущее.
- 3) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
- 4) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.
- 5) После первого дебюта молодой актер начал получать предложения сниматься.
- 1) В лучшем положении;
- 2) о своих планах;
- 3) за прогул;
- 4) изложил суть;
изложил содержание;
- 5) после дебюта; после первого выступления .
15
6
Нужна ли запятая в этих сложных предложениях?
- У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета (?) и рот несколько похож на букву ижицу.
- Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень (?) и земля лежала бы вся в трещинах и морщинах.
- У причала суетятся матросы (?) и торжественно отплывают в море корабли.
12
- В первом предложении запятая не ставится, т. к. дополнение у Ивана Ивановича является общим для двух частей.
- Во втором предложении запятая не ставится, т. к. условная придаточная часть если бы не выпали дожди является общей к двум главным.
- В третьем предложении запятая ставится, т. к. член у причала не является общим для обеих частей.
15
Жить сто лет не совершая ни вреда ни пользы всеравно что жить в золотой клетке.Поел, поспала в душе пустота.лермантов писал такое стихотворение
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
этим стихотворением он хотел сказать что человек подобно птице не может жить в золотой клетке,ведь даже птица жаждет свободы а уж человек темболее.Совершать ошибки это не отьемлемая часть каждого человека.человек не боится смерти, человек боится своих незавершонных земных дел.и прожить жизнь без ошибок означает прожить ее ни о чем.
Русский язык,
вопрос задал merekeevpnarli,
9 месяцев назад
Добавить свой ответ
Ответы на вопрос
Ответил Nastiess
1
Объяснение:
сто лет живи, сто лет учись
обещанного 3 года ждут
третье не знаю
merekeevpnarli:
спасиба он или она
Ответил nastuycha2094
0
Объяснение:
Век живи, век учись.
Обещанного 3 года ждут.
12 месяцев 7 суток кормят. (На счёт 3 не уверена)
Добавить свой ответ
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Русский язык,
1 месяц назад
НЕДОБРОЕ СЛОВО БОЛЬШЕ ОГНЯ ЖЖЕТ. ОТМЕТЬ ОПАСЫЕ МЕСТА?
Русский язык,
1 месяц назад
доброе дело и в мороз согреет.найти опасные места…
Геометрия,
9 месяцев назад
Помогите пожалуйста. Дам 12 баллов.
История,
9 месяцев назад
Задание 1. Когда произошло восстание Спартака? 2.Кто входил в состав армии? 3.Перечислите походы Спартака 4.Итоги восстания.
Информатика,
6 лет назад
В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 9. Ниже представлен фрагмент программы, обрабатывающей данный массив: n := 9; for i:=0 to n do begin K := A[i]; A[K] := 0; end;…
Информатика,
6 лет назад
В программе описан одномерный целочисленный массив с
индексами от 0 до 9. Ниже представлен фрагмент программы, обрабатывающей данный
массив: n := 9; for i:=0 to n do begin K := A[i]; A[K] := 0; end;…