Стоит ли совершать ошибки

Саморазвитие

Как перестать бояться ошибок? Подход Скотта Беркуна

20 августа 2019
5 877 просмотров

Чем старше мы становимся, тем осторожнее движемся. Каждый наш шаг должен быть выверен и продуман. А если мы совершаем ошибку, то нас одолевает паника: «Как я мог сделать тут опечатку?», «Почему я устроился на эту работу?», «Зачем я сказал это вслух?». Рассказываем, почему нужно перестать бояться совершать ошибки и как обратить их себе на пользу.

Гоните вон перфекционизм


Источник


Откровения оратора

Если вы хотите добиться успехов в чем-либо, первое, от чего нужно избавиться, — склонность к перфекционизму. Да-да. Профессиональный спикер Скотт Беркун в своей книге «Откровения оратора» рассказывает, что каждый раз, когда он стоит перед аудиторией, он знает, что будет ошибаться. И это нормально. Ведь если вы прислушаетесь к нашей речи, то обнаружите, что даже лучшие спикеры делают массу ошибок. Майкл Эрард, автор исследования того, как мы говорим, — пришел к следующему выводу:

— Если человек в среднем произносит 15 тысяч слов в день, значит, он делает около 1500 ляпов. В следующий раз, когда вы откроете рот, внимательно послушайте себя. Вы за-за-заикаетесь; забываете слова, неверно произносите звуги (а когда печатаете, то пересталвяете буквы местами или дже пропскаете их). Это в огромных количествах проходит незамеченным и сбрасывается со счетов, но все эти ошибки — ужасно интересная штука, как и то, почему мы их игнорируем или почему замечаем.

Судите сами: у Линкольна был высокий и тонкий голос, у Дейла Карнеги — южный акцент. Цицерон слишком глубоко дышал, когда говорил, а Барбара Уолтерс, Чарлз Дарвин, Уинстон Черчилль и даже Моисей заикались и шепелявили. Но слушателям было все равно. Потому что они рассказывали очень интересно. Люди не обращали внимание на ошибки — они запоминали людей с четкой позицией и ясными идеями.

Большинство наших ошибок замечаем только мы.

Перестанете рисковать — перестанете учиться

Быть безупречным сложно и в то же время бессмысленно. Как говорил Тайлер Дерден, персонаж из фильма «Бойцовский клуб»: нужно изжить манию стать совершенным, поскольку это мешает расти. Если вы перестанете рисковать, то перестанете учиться. Да и к тому же, когда всё идеально, это просто скучно.

Как воспринимать ошибки


Источник

Ошибки будут всегда. Главное — ваше отношение к ним. Есть два способа воспринимать их легче:

  • Избегайте ошибочной установки не делать ошибок. Тут всё просто: допустим, вы готовитесь к презентации. Обязательно выучите весь материал, порепетируйте, настройтесь. Сделайте всё, что можете. Но не забывайте: вряд ли всё будет идеально. Когда вы это поймете, небольшие ошибки, если вы их все-таки допустите, не будут вас сильно угнетать.
  • Реакция людей на ваши ошибки часто зависит от вашей реакции. Тот же пример в презентацией. Если ваша рубашка немного помялась и вы воспринимаете это как крушение «Титаника», то слушатели, конечно, это тоже заметят и неодобрительно покачают головой. А вот если вы будете невозмутимы или, что еще лучше, посмеетесь над этим, то аудитория поступит точно так же.

Что делать, если стыдно


Источник

Когда мы ошибаемся, нам стыдно. Мы хотим убежать и спрятаться в самом глубоком подземелье от всех посторонних взглядов. Но это не выход. Лучше сделать так:

— Не сопротивляйтесь и примите ситуацию. Не прячьте эмоции — лучше признайтесь себе, что кое-что пошло не так и, видимо, привело к ошибке. Это неприятно, но уже произошло.

— Превратите стыд в вину. Чувство стыда часто возникает, когда мы думаем, что наши ошибки — это мы. Что проблема именно в нас: не в принятых решениях, методах общения, заблуждениях. А именно в нас. На самом деле это не так. Давайте попробуем превратить стыд в вину. Чувства, конечно, близкие, но всё-таки разные.

Вина — это мощное чувство. Но её влияние больше положительно, а вот стыд по-настоящему разрушает. Потому если вы ошиблись, хватит думать, что вы плохой. Превратите «я плохой» в «я допустил ошибку», а «я неудачник» — в «это мне не удалось».

Как учиться на ошибках

Ваши ошибки — это, конечно, повод посмотреть, что вы сделали не так. Но часто проблемы скрываются в самой подготовке к чему-либо. Если брать пример с презентацией, то смотрите: важны не ваши просчеты во время выступления, а то, что вы делали до того, как сказали первое слово. Например, слабые слайды, нечеткая формулировка своей точки зрения, неумение донести свои мысли до аудитории. Вот что действительно стоит внимания.

То же самое и с другими ситуациями. Подумайте, почему так вышло? Где настоящая причина неуспеха? Возможно, где-то на отметке «до»? Если вы поймете, как избежать этих промахов, все остальные не будут значить ровным счетом ничего.

По материалам книги «Откровения оратора» и «Вся правда обо мне»
Обложка отсюда

  • Когда совершать ошибки нужно?
  • Что можно потерять, если не совершать ошибки?
  • Как определить, можно и нужно ли ошибиться сейчас?
  • Что получается после?

почему важно совершать ошибки

Кто однажды сказал вам, что не нужно совершать ошибки? Истоки этой проблемы кроются в детстве каждого человека, ведь за каждую ошибку либо оплошность чаще всего родители ребенка наказывали. Со временем взросления эти ошибки могут становиться более обдуманными, и часто они совершаются не как какой-то глупый поступок, а как действие, которое не удалось выполнить.
Положительное можно найти даже в ошибках:

  1. Дополнительный опыт. Есть стопроцентное понимание того, как в будущем поступать не стоит.
  2. Уменьшение страха снова совершить ошибку. Чем больше ошибается человек, тем спокойнее он начинает воспринимать свои промахи, боязнь уходит.
  3. Это своеобразный способ идти против основного течения людей, которые думают стереотипно. Все великие делали изобретения только постоянно ошибаясь.
  4. Это лучший способ открыть что-то новое как в себе, так и в окружающих людях.

Стоит ли говорить о том, что совершение ошибок иногда бывает лучшим вариантом. Например, если человек, который вам дорог, не терпит вашей ошибки и корит вас за нее, а не поддерживает… Подумайте, действительно ли стоит дорожить такими отношениями, может, нужно их прекратить?

Когда совершать ошибки нужно?

Это может решить только каждый человек сам для себя. Есть люди, у которых есть боязнь выходить из своей зоны комфорта, а совершение ошибки для них подобно смерти. Другие же достаточно просто берутся за новое дело, несмотря на то, что могут допустить ошибку либо неточность в самом начале. В каких случаях стоит допускать ошибки и считать это нормой развития?

  1. Когда ошибка не будет негативно сказываться на вас либо близких вам людях.
  2. Когда можно извлечь не только полезный урок, но еще и какую-то выгоду из произошедшего.
  3. Когда есть понимание, что очередная ошибка в выбранном направлении может принести пользу и опыт.
  4. Когда предпринимаются попытки создать нечто новое, что ни у кого еще не получалось.

Здесь будет актуальным вспомнить Эдисона и это, сколько раз он ошибался прежде, чем сделать свое изобретение, у него боязнь просто прошла.

Бесспорно, есть люди, чьи ошибки будут непростительными. В большинстве случаев это связано не только со спецификой работы, но еще с какими-то личностными качествами. В этом случае, если будет допущен промах, могут пострадать окружающие люди, которые явно не ожидали такого поворота событий. Так, кому же ошибки противопоказаны?

кому нельзя ошибаться

  • Людям, которые рискуют жизнью других. Чаще всего это доктора, хирурги. В этом случае их промах может стоить не только квалификации самому светилу медицины, но еще и жизни другому человеку.
  • Судьи, адвокаты. Очень многое будет исходить из того, правильно ли они принимают решения. Результатом будет безопасность людей, которые проживают в определенном городе либо регионе.
  • Ошибок стоит избегать в любого рода отношениях, когда вы понимаете, что сможете причинить боль человеку. Здесь лучше всего думать, как деликатно выйти из сложившейся ситуации.

Что можно потерять, если не совершать ошибки?

На самом деле практика показывает, что многие люди так и остаются на неинтересной работе, живут теми людьми, которые давным-давно перестали их ценить. Все это является следствием того, что человек боится ошибиться в очередной раз, хотя это нужно.

Если говорить о качествах человека, которые он может проявить в предпринимательской деятельности, то огромное количество людей имеют действительно яркие и оригинальные идеи, но не спешат воплощать их жизнь. Причина этого одна – боязнь ошибиться, потерять деньги, бояться, что их не услышат окружающие. К нам с Запада пришла хорошая поговорка, утверждающая:

Человек, который не пробует, проиграет 100%. У человека, который рискует, шансы 50 на 50.

К сожалению, только единицы в нашем обществе могут использовать такой вариант развития событий.
Промахов в отношениях также избегают многие люди. Чаще всего это касается женщин, ведь они желают спокойствия, не хотят находиться в поисках каких-то лучших вариантов для себя. Что получается в результате? Женщина практически всю жизнь проживает с человеком, который ее даже не ценит. И это все из-за того, что однажды глубоко в молодости она побоялась совершить очередную ошибку.

Как определить, можно и нужно ли ошибиться сейчас?

Сделать это просто, но мало кто приходит к такому варианту развития событий. Если вы понимаете, что можете рискнуть в чем-то, попробовать для себя что-то новое, но боитесь ошибиться, постарайтесь логически рассуждать:

  1. Насколько страшной и катастрофичной является эта ошибка?
  2. Сможете ли ее исправить в случае, если все-таки она будет допущена?
  3. Как могут отреагировать окружающие вас люди на то, что вы промахнулись?
  4. Если совершена ошибку, станет ли это для вас ценным опытом?
  5. Главный вопрос: совершая ошибку, вы сможете больше потерять либо больше приобрести?

польза ошибок

Если вы понимаете, что после промаха надо нужно будет время для реабилитации, и вы снова будете пытаться достичь желаемого, то дело однозначно стоит того, чтобы его выполнить. Данная неудача сможет принести вам, возможно, намного больше, чем победа в первом раунде во время сражения.

Не забывайте о том, что на ошибках учатся, поэтому если беретесь за какое-то дело, проект, но неуверены в его положительном исходе, можно заручиться поддержкой близких людей и коллег, разыскать дополнительную информацию, использовать все методы и системы, которые ранее здесь не применялись.

Если вы решились на совершение такого шага, то сразу же стоит отбрасывать все сомнения. В противном случае вы изначально будете программировать себя на неудачу.

Что получается после?

Есть два варианта развития событий:

1. У вас все сложилось, а дело, относительно которого была боязнь, в котором вы не хотели допустить ошибку, с первого раза удалось. Что ж, здесь вас можно поздравить, ведь значит, было действительно четкое планирование и вы понимали, какими способами можно добиться желаемого.

2. Вы потерпели фиаско. Ошибка допущена, вы не знаете как себя вести. Помните, что неважно количество ваших падений, важно, что после каждого из них вы смогли встать, боязнь уже не актуальна. Поэтому представьте себя Фениксом, возрождайтесь из пепла и рискуете снова. Вы поймете, что спустя некоторое время практически перестанете бояться каких-то неудач, что, несомненно, будет для вас плюсом. Если вы желаете продолжать работу над собой и хотите открыть богатство своего внутреннего мира – наша статья о мандала терапии будет полезной для вас!

Перевод статьи
«What is the importance of committing mistakes?».

Почему важно совершать ошибки

Все люди разные и каждый человек по-своему уникален. Это хорошо известный факт. Тем не менее, несмотря на всю нашу уникальность, у нас есть и нечто общее, а именно – присущее нам «умение» совершать ошибки.

В этом плане мы отличаемся друг от
друга только тем, как справляемся с
этими ошибками и какие уроки извлекаем
из них.

В этой статье я хочу рассказать,
насколько важно (и даже критически
важно) для человека совершать ошибки и
преодолевать возникшие трудности.

Совершать ошибки это нормально

Если вы только начали свой трудовой
путь, или, например, запустили новый
проект, вы, вероятно, будете неугомонны,
вас будут терзать сомнения, возможно,
вы даже ночами не будете спать из-за
этого.

Этот путь к успеху неверен, и вам
следует притормозить.

Не стоит так сильно переживать. Хотя
некоторое волнение вполне естественно,
не дайте ему привести вас к чувству
разочарования, потерянности и к стрессу.
Вам нужно осознать, что допускать ошибки
вполне нормально.

Все успешные и влиятельные люди, как
сегодня, так и в прошлом, тоже совершали
ошибки и таким образом многому научились.
Помните, что вы не исключение в этом
плане.

Альберт Эйнштейн когда-то сказал:
«Тот, кто никогда не ошибался, никогда
и не испытывал ничего нового». Вы растете
только путем совершения ошибок и
извлечения уроков из этого.

Превращайте ошибки в
поучительный опыт

Важно то, как вы относитесь к совершенным
вами ошибкам.

Можно сидеть и рыдать, спрашивая себя,
как же вы могли допустить такую ошибку,
как это вообще могло с вами случиться.
А можно принять эту ситуацию и отнестись
к ней, как к поучительному опыту, из
которого можно извлечь полезные уроки
и двигаться дальше, на новый уровень.

Выбор за вами.

Принятие это ключ

Важно признавать свои ошибки

Многие из вас могли слышать, что
принятие или признание своих ошибок
делает нас лучшими людьми.

Та личность, которой мы являемся
сегодня, сложилась благодаря тому, что
мы учились на своих ошибках и
совершенствовались в том, чем занимаемся.
Если бы мы концентрировались на своем
эго и отказывались признавать, что можем
ошибаться, мы бы остановились в своем
профессиональном росте.

Поэтому, оступившись, нам стоит
отставить в сторону свою гордость,
набраться храбрости, собраться с силами
и принять факт совершения ошибки,
извлекая при этом полезные уроки. Только
таким образом мы будем расти и развиваться
как профессионалы.

Это может быть сложно, но если вы
сумеете посмеяться над совершенными
вами ошибками вместо того чтобы упираться,
спорить и задаваться вопросом, как вы
могли такое вытворить, вы в конечном
итоге только выиграете от этого.

Принимаем на себя ответственность
и двигаемся дальше

Человек, который занимается своим
развитием, принимает свои ошибки, берет
на себя ответственность за провалы и
двигается дальше. Такой человек не
только быстрее растет. Он приобретает
большее уважение окружающих.

Главное, что нам нужно осознать, это
что все люди ошибаются и будут ошибаться.
Но при этом важно отставлять в сторону
свое эго, признавать эти ошибки и
двигаться по жизни дальше.

А теперь вопрос к вам: из какой своей ошибки вы извлекли самый важный урок? Поделитесь своей историей в комментариях!


Возможно, вас заинтересуют наши материалы, так или иначе затрагивающие тему ошибок:

  • Распространенные ошибки, приводящие к неубиваемым багам
  • Логические ошибки: основные беды начинающих программистов
  • Типичные ошибки джуниора при самообучении и трудоустройстве
  • Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
  • Как искать и исправлять ошибки в коде
  • Фриланс: основные ошибки и как их избежать

Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе.

Как наставник помогает исправить ошибки

В своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.

Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок.

Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам

Страх ошибиться может замедлить процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.

Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».

Аналогичную стратегию разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: первая часть двухнедельного спринта отводится на изучение теории, вторая — на самостоятельный проект. Студент сдает его, получает от код-ревьюера фидбэк, исправляет ошибки и снова отправляет на проверку. Так происходит до тех пор, пока не будут исправлены все критические ошибки. Наставник на всем пути поддерживает, помогает разобраться в теории и направляет. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу у их студентов происходит работа над ошибками:

«Наставник в Яндекс.Практикуме никогда вам не даст такой ответ, который вы можете просто взять, не задумываясь вставить и все заработает. Мы поддерживаем студента морально и помогаем правильно сформулировать свой запрос. После того как вопрос сформулирован, наставник направляет студента, чтобы тот сам смог найти ответ, испытать заслуженное чувство победы и лучше прочувствовать, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит вас правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого вы сможете найти ответ»

Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи).

«Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Допустим, вы ошиблись. Остановились, посмотрели вокруг, потратили время, иногда очень много, но все-таки разобрались. Тем самым, вы усвоили контекст глубже и шире. Вы теперь больше знаете. Совершая ошибки, вы эмоционально закрепляете новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у вас возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда вы окажетесь в нем, вы подумаете: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдете решение проблемы. В обучении вы испытываете кайф, когда преодолеваете проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у вас были страдания, вам указывали на ошибки, а потом — раз, и все получилось», — объясняет он.

Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме

Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.

Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток.

«В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.

Когда мы приступаем к изучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области. Нам кажется, что все будет идти как по учебнику. Но в реальной жизни всегда есть неровности. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: вы проходите классный бесплатный курс, на котором рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И вы думаете: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу вас вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда вы понимаете, что есть много вещей, которые вы не можете решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Это демотивирует. Но со временем, как раз через преодоление ошибок, вы начинаете лучше разбираться в предмете и чувствовать себя более уверенно.

Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все зашибись. Но, по опыту других студентов, через месяц все будет плохо. Будьте к этому готовы“. Когда наступает этот тяжелый момент, мы поддерживаем: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете. Большее, что вы сейчас можете сделать — это не раскиснуть и продолжить разбираться. Через два месяца в среднем студентам становится проще. Мы рядом и готовы помочь“. В целом, эта кривая помогает студентам осознать, что то, что они проживают это нормально — все через это проходили».

Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет».

«Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.

Человека определяет не ошибка, а реакция на ошибку. В Яндекс.Практикуме наставники помогают студентам менять отношение к ошибкам. Они учат инвестировать в правильную реакцию на них: признаться, что ошибка есть и спокойно начать ее исследовать. Этот подход можно использовать не только в процессе обучения, но и на работе и в жизни.

Инструкция: как работать над ошибками

Признайте: вы ошиблись

Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше.

Локализуйте проблему

У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы.

Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка

Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение.

Найдите корень проблемы

Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи.

Обратитесь за помощью

Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения.

Зафиксируйте и проанализируйте

Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема.

Сделайте выводы

Ответьте себе на вопросы:

  • Чему я научился благодаря этой ошибке?

  • В чем была ее причина?

  • Как предотвратить эту ошибку?


Главная цель этой статьи заключается в том, чтобы читатель полностью разобрался с тем, каким образом ему следует поступать при возникновении непредвиденных ситуаций в обыденной жизни.


Иногда жизнь заставляет нас принимать сложные решения. И в такие моменты нам не всегда удается делать правильный выбор. Чаще всего об этом мы узнаем не сразу, а спустя какое-то время. Но в любом случае мы начинаем нервничать, так как совершили ошибку.

В подобных ситуациях человек неосознанно начинает копаться в своей голове и вспоминать произошедший случай, убеждая себя в том, что он мог поступить иначе. Эти мысли начинают вызывать в нём неприятное чувство сожаления и не дают ему спокойно жить.

Конечно, такие размышления в ближайшее время перестанут его тревожить, однако сам факт того, что человек из-за совершенной ошибки начал копаться в прошлом, является совершенно ненужной проблемой.

Содержание

  • 1 Почему не надо жалеть об ошибках?
  • 2 Боязнь ошибок. К чему она приводит?
    • 2.1 Как бороться с ошибками и их последствиями?
  • 3 Смысл ошибок в жизни людей

Почему не надо жалеть об ошибках?

Грусть

Да потому что смысла и пользы в этом нет. То мгновение, в котором вы ошиблись с принятием решения, находится уже далеко в прошлом. И всё, что вы можете с этим сделать — попытаться исправить ситуацию или же извлечь из неё ценный урок, который позволит взглянуть на проблему с другой стороны: понять причину проделанной ошибки и сделать необходимые выводы.

Однажды знаменитый американский публицист У. Ченнинг сказал:

Ошибки – это наука, помогающая людям двигаться вперед.

Это действительно правда, ведь после каждой ошибки возникают последствия, с которыми нам приходиться бороться. И в процессе этой борьбы у нас начинают накапливаться знания, которые в будущем превращаются в ценный опыт. Так что любое ошибочное действие может принести нам больше пользы, чем бездействие из-за боязни совершить неправильный поступок.

Также следует понимать, что ошибки — это неотъемлемая часть жизни, и каждая из них является отдельной частичкой того опыта, который будет накапливаться у нас на протяжении всего периода нашего существования. Поэтому к любому уже совершенному ошибочному действию не стоит относиться как к чему-то негативному, ведь именно ошибки помогают людям испытывать себя и учиться с ответственностью подходить к неоднозначным ситуациям, в которых нужно делать выбор.

Боязнь ошибок. К чему она приводит?

Если человек будет регулярно избегать ситуации, связанные с принятием сложных решений, то этими действиями он поставит в тупик не только свои планы и мечты, но и собственную жизнь. Почему? Давайте разбираться.

Во-первых, люди, которые боятся совершать ошибки, вряд ли смогут обрести счастливую и успешную жизнь, потому что для достижения поставленных целей необходимо пройти череду препятствий и неудач, что является достаточно трудным испытанием.

Во-вторых, они постепенно начнут замыкаться и терять уверенность в себе. Причиной этому является отсутствие сильного и закаленного характера, проявляющегося только в сложных ситуациях.

В-третьих, такие люди не смогут выйти за пределы зоны комфорта, что приведет к серости в жизни и однообразию без какого-либо продвижения и развития. Рано или поздно это приведет к деградации.

Помимо этого, у многих людей возникали случаи, когда судьба предоставляла им шанс кардинально изменить свою жизнь или же сделать то, о чем они всегда мечтали. Однако, как вы уже поняли, им не удавалось сделать этого из-за страха совершения ошибки. В итоге всё сводилось к тому, что эти люди из года в год жалели об утраченной возможности и мечтали вернуться в тот момент и поступить иначе…

Как бороться с ошибками и их последствиями?

Определенного способа, который помог бы людям перестать ошибаться или же успешно справляться со своими проблемами — нет. Естественно, вы можете спрашивать советы у друзей и знакомых или просматривать интернет в поисках информации, но вам вряд ли удастся найти нужный ответ. Да и в принципе, зачем вообще нужно бороться с ошибками, если они представляют для человека ценность в плане его развития и формировании как личности?

Впрочем, от некоторых решений действительно могут возникнуть серьезные последствия, которые придется устранять. Что делать в таких обстоятельствах? Главное — сохранять спокойствие.

Возьмите в руки листок бумаги и проведите вертикальную линию, поделив лист на две части. На левой стороне перечислите все трудности, с которыми вам нужно разобраться, а с правой — методы их решения + возможные последствия. После того, как все проблемы будут зафиксированы на бумаге, приступайте к их устранению, начиная с самых простых. По возможности выбирайте решения с незначительными последствиями.

Смысл ошибок в жизни людей

Напоследок давайте рассмотрим основные преимущества ошибочных действий людей и убедимся, что ошибки приносят нам только пользу.

• Благодаря ошибкам люди получают ценный опыт, который позволяет им повторно не совершить эти же самые ошибки.

• Ошибки помогают человеку разобраться в себе, своих умениях и проверить на деле свои способности.

• Ошибочные действия подталкивают людей к размышлениям и поискам выхода из сложных ситуаций, что является хорошим методом развития.

• Ошибки отлично закаляют характер, наделяя его необходимыми качествами, способными предотвратить негативные последствия совершенных ошибок.

• Без ошибок жизнь была бы скучной. И это действительно так, ведь если вы регулярно натыкаетесь на них, значит вы не стоите на месте и постоянно находитесь в поиске чего-то нового.

При этом всегда следует помнить, что неоправданный риск и неосознанное принятие решения ни к чему хорошему не приведут. Поэтому перед тем, как решиться произвести какое-либо серьезное действие, необходимо подробно проанализировать все его возможные последствия в случае неудачи.

Ну вот и всё, на этой ноте я предлагаю закончить обсуждение данной темы. Я надеюсь, вы не пожалели о потраченном времени и узнали из этой статьи что-то новое для себя. Не бойтесь принимать серьезные решения и совершать ошибки. Удачи!


Позволим себе ошибаться!

Мы знаем, что ошибок не совершает лишь тот, кто ничего не делает. Но все равно продолжаем их бояться. А зря! Разрешая себе не быть безупречными, мы получаем шанс шире взглянуть на мир и открыть в нем новые возможности.

«Мыслю, следовательно, существую», — провозгласил в первой половине XVII века философ Рене Декарт. Фраза стала крылатой, однако немногие помнят, что у нее есть афоризм-предшественник.

Еще за 12 веков до Декарта Блаженный Августин произнес похожую по смыслу и все же разительно отличную фразу: «Если я ошибаюсь, я существую». Великий мыслитель и богослов признавал за человеком право на ошибку — право, которого так старательно лишают нас сегодня и школа, и семья, и общественные институты. То самое право, в котором мы решительно отказываем себе сами.

Природа страха перед ошибками

«На недавней книжной выставке, общаясь с читательницами, я поздравил одну из них с будущим ребенком, — рассказывает 45-летний издатель Максим. — Она вздрогнула, покраснела и убежала, сказав только: «Я не беременна!» Встреча была сорвана, я не мог говорить дальше. В тот момент мне хотелось лишь одного: немедленно, сию же секунду умереть!»

«Провалиться сквозь землю», «умереть от стыда», «сгореть от смущения» — наш язык щедр на хлесткие описания эмоций, которые мы испытываем, сделав что-то не так. Действительно, многим из нас приходилось хотя бы раз в жизни мучительно переживать свои оплошности.

Но почему возникает настоящая буря негативных и явно неадекватных эмоций? Откуда этот ужас перед вполне безобидными ситуациями и почему он столь силен, что ошибка бессознательно воспринимается нами едва ли не как угроза физическому существованию?

«Даже небольшая оплошность способна вызвать панику, спровоцировать чувство страха, — соглашается психотерапевт Александр Бадхен. — И связаны эти чувства с переживаниями раннего детства, временем, когда ребенок начинает осознавать собственную зависимость от других людей и необходимость соответствовать их требованиям».

И в самом деле: он жизненно зависит от взрослых. Ребенку не выжить, если его перестанут кормить или не возьмут за руку на переходе через оживленную улицу.

«Чтобы удержаться и не пропасть, чтобы оказаться принятым теми, от кого зависит выживание, ему приходится подстраиваться под требования родителей, отказываясь от своей подлинности, — продолжает Александр Бадхен. — Именно в этот момент ребенок начинает терять спонтанность ради сохранения жизненно важных отношений.

Он делает свои первые ошибки, которые переживает как собственное несоответствие тому, как должно быть. И эти несоответствия для маленьких детей действительно несут в себе угрозу небытия».

Ошибки и наказания

Вполне объяснимы и негативные эмоции, которые могут буквально захлестывать нас, когда мы допускаем даже незначительную оплошность. «Совершая ошибки, мы переживаем чувство стыда, страдает наша самооценка, — поясняет Александр Бадхен.– Бывает, в такие моменты мы просто не можем выносить самих себя».

Именно на чувстве стыда и наказании за ошибки построено подавляющее большинство социальных механизмов в человеческом обществе.

«Вспомните, как начинается социальная жизнь ребенка в школе, — предлагает семейный психолог и нарративный консультант Екатерина Дайчик. — Разве, когда дети пишут диктант, кто-то отмечает, сколько слов они написали правильно? Зато каждая ошибка подчеркнута красной ручкой.

Чем больше ошибок — тем больше неприятных слов выслушает ребенок и от учителей, и от родителей, которые увидят в случившемся еще и отражение собственных педагогических ошибок. Мне кажется, это вообще одна из проблем западной культуры: мы фокусируемся на промахах, а не на успехах».

С этим трудно не согласиться. Сколько семейных бурь порождают незакрытый тюбик с зубной пастой или разбросанная по дивану одежда! А так ли часты восторги, когда колпачок завинчен, а одежда убрана в шкаф? То же относится и к работе.

Ошибки в ней чреваты как минимум нагоняями и штрафами. А вот чтобы заслужить премию, чаще всего мало выполнять свои обязанности, нужны свершения и прорывы. Но многие ли на них способны? Ведь тут необходимо брать на себя ответственность, принимать непростые решения… и опять рисковать ошибиться.

«Я благодарна судьбе за то, что мне достался такой опыт»

Марина, 47 лет, предприниматель

«Самую большую ошибку я совершила в середине 90-х. Мы жили в Подмосковье, у мужа был неплохой бизнес. В какой-то момент открылись отличные перспективы, но нужно было вложить крупную сумму. С кредитом не вышло, и я решила продать квартиру, доставшуюся от родителей. Я была уверена, что все делаю правильно!

Мы переехали на съемную квартиру, а через несколько месяцев начались проблемы. Муж сделался нервным, от вопросов о делах отмахивался. Я ничего не понимала: после института я «работала» женой бизнесмена, никакого опыта и знаний у меня не было. Но тут поневоле пришлось вникать в тонкости бизнеса.

Я начала разбираться в бумагах и документах, ездила с мужем на все переговоры… И скоро поняла, что муж мой и бизнесменом оказался плохим, и человеком не очень порядочным. Полагался на «авось», кричал там, где надо было объяснять, и соглашался там, где надо было спорить, а деньгами распоряжался просто глупо.

И наш брак, и его бизнес закончились одновременно. На съемных квартирах мы с сыном после этого промыкались почти 15 лет. Теперь мы с ним живем в отличном таунхаусе. Сын занялся компьютерным бизнесом, а я помогла организовать дело и сейчас работаю гендиректором в его фирме. Параллельно создала небольшую компанию по дизайну интерьера.

Опыт, который я получила, пытаясь спасти свой брак и свои деньги, мне очень пригодился в жизни. Поэтому я даже благодарна судьбе за ту ошибку: я смогла сама построить свою жизнь, которой сегодня довольна. Хотя ту квартиру, где прошло мое детство, мне жаль до сих пор».

Бесполезное бегство

Американская журналистка и писательница Кэтрин Шульц много лет исследует отношение общества к ошибкам и наши страхи, связанные с ними. В своем выступлении на конференции уникальных идей TED она приводит забавный пример.

Во многих мультфильмах есть такие сцены, когда один герой в погоне за другим (волк за зайцем в «Ну, погоди!», кот за мышью в «Томе и Джерри») совершает шаг с обрыва или края крыши. И некоторое время еще продолжает бежать — пока вдруг не обнаружит, что бежит по воздуху. Лишь после этого незадачливый преследователь падает вниз.

Кэтрин Шульц уверена, что все мы ведем себя ровно так же. «Мы настолько приучены к недопустимости ошибок, что порой просто не верим, что и сами способны ошибиться, — говорит она. — Ведь мы же хотим быть хорошими и успешными, а ошибки — удел неудачников. Поэтому мы до последнего готовы отрицать их.

А когда ошибки становятся очевидны и нам самим, когда мы понимаем, что бежали по воздуху, — мы падаем в пропасть, оказываемся парализованы и неспособны что-либо делать».

Возможно, еще опаснее то, что мы склонны отождествлять себя со своими недочетами

«Ошибся — значит, ты плохой. Опять ошибся — опять плохой, именно этому учит нас общество. А дальше уже очень легко и совсем махнуть на себя рукой: раз я такой плохой, то какая вообще разница, что и как делать», — предупреждает Екатерина Дайчик.

Желание избежать оплошностей парализует не только в ситуации, когда ошибка уже совершена. Оно способно остановить нас в развитии.

«Бессознательно мы выбираем те стратегии поведения, которые лучше отвечают потребности в выживании и внутренней стабильности, — даже ценой потери других возможностей, ценой отказа от более полного проявления своей личности, — поясняет Александр Бадхен. — Но стабильность, купленная такой ценой, сама по себе порождает внутренние противоречия.

Чувство стыда и неуверенность в себе становятся прекрасными помощниками в формировании внутреннего критика (главной задачей которого будет оберегание от ошибок). В дальнейшем этот внутренний критик, эта контролирующая часть личности, станет преградой, которая постарается не допустить проявления спонтанности».

Действовать и творить

Ошибки учат шире смотреть на мир, а отрицая их, мы закрываем двери для воображения и творчества. «Человек — единственное существо, способное осознавать свои ошибки, — говорит Кэтрин Шульц. — Уже поэтому они — преимущество, а не недостаток!»

Чтобы это преимущество в полной мере могли использовать наши дети, Екатерина Дайчик предлагает сместить акценты.

«Родителям стоит больше обращать внимание не на ошибки, а на то, что получается у ребенка, — уверена она. — «Ты сделал вот это, это и это — просто здорово! А если бы сумел еще и вот с этим справиться, было бы вообще потрясающе!» Так мы будем окрылять ребенка, а не подрезать ему крылья».

Ну а что делать самим взрослым? Можем ли мы перестать бояться ошибок? Александр Бадхен полагает, что можем. «Мы не в силах изменить свое детство, но у нас все же остается возможность изменить себя, свое отношение к прошлому опыту, восстановить свое «Я», вернуть утраченную внутреннюю целостность», — говорит он.

Путь к этому у каждого свой. Так, в психотерапии набирает популярность идея посттравматического роста. Суть ее можно объяснить примерно так: когда мы совершаем ошибку или с нами случается беда, перед нами открывается и возможность развития.

Конечно, в идеале было бы лучше не допускать ошибок и избежать бед. Но раз уж они неизбежны, то кроме неприятностей из них можно извлечь и нечто полезное. Возможно, узнать что-то о себе самих или о том, как следует поступить в будущем, вновь столкнувшись с подобной ситуацией.

Екатерина Дайчик добавляет: «Попробуйте задуматься над тем, что вам действительно кажется самым страшным в жизни. И сравнить с последствиями возможной или уже допущенной ошибки».

Конечно, это не универсальный рецепт. Но он помогает понять, что оговорка в публичном выступлении или задержка со сдачей квартального отчета — не катастрофа. И что настоящая ошибка состоит именно в том, чтобы остановиться в развитии, лишив себя возможности действовать и творить из страха ошибиться.

Гениальные промахи

Многими достижениями человечество обязано именно ошибкам. Да и самим существованием тоже. В сущности, мутация — это ошибка клеток. Но без нее невозможна эволюция.

С ошибками тесно связана и история открытий. Колумб буквально по ошибке открыл Америку: плыл-то он в Индию. А Александр Флеминг, уезжая в отпуск, забыл на столе сосуды с культурами бактерий. Если бы не эта оплошность, он вряд ли открыл бы пенициллин.

И даже ошибки психотерапевтов способны помочь тем, кто пришел за помощью. Так, выстраивая гипотезы о причинах проблем, психолог, психоаналитик может ошибаться. Но и ошибочный взгляд способен подтолкнуть пациента к тому, чтобы добраться до сути своих проблем и преодолеть их.

«Пациент может проработать промахи родителей или тех, кто за ним ухаживал, используя похожие промахи аналитика», — пишет психоаналитик Патрик Кейсмент в книге «Обучаясь на собственных ошибках. Размышления о технике психоанализа».

Перевод статьи
«What is the importance of committing mistakes?».

Почему важно совершать ошибки

Все люди разные и каждый человек по-своему уникален. Это хорошо известный факт. Тем не менее, несмотря на всю нашу уникальность, у нас есть и нечто общее, а именно – присущее нам «умение» совершать ошибки.

В этом плане мы отличаемся друг от
друга только тем, как справляемся с
этими ошибками и какие уроки извлекаем
из них.

В этой статье я хочу рассказать,
насколько важно (и даже критически
важно) для человека совершать ошибки и
преодолевать возникшие трудности.

Совершать ошибки это нормально

Если вы только начали свой трудовой
путь, или, например, запустили новый
проект, вы, вероятно, будете неугомонны,
вас будут терзать сомнения, возможно,
вы даже ночами не будете спать из-за
этого.

Этот путь к успеху неверен, и вам
следует притормозить.

Не стоит так сильно переживать. Хотя
некоторое волнение вполне естественно,
не дайте ему привести вас к чувству
разочарования, потерянности и к стрессу.
Вам нужно осознать, что допускать ошибки
вполне нормально.

Все успешные и влиятельные люди, как
сегодня, так и в прошлом, тоже совершали
ошибки и таким образом многому научились.
Помните, что вы не исключение в этом
плане.

Альберт Эйнштейн когда-то сказал:
«Тот, кто никогда не ошибался, никогда
и не испытывал ничего нового». Вы растете
только путем совершения ошибок и
извлечения уроков из этого.

Превращайте ошибки в
поучительный опыт

Важно то, как вы относитесь к совершенным
вами ошибкам.

Можно сидеть и рыдать, спрашивая себя,
как же вы могли допустить такую ошибку,
как это вообще могло с вами случиться.
А можно принять эту ситуацию и отнестись
к ней, как к поучительному опыту, из
которого можно извлечь полезные уроки
и двигаться дальше, на новый уровень.

Выбор за вами.

Принятие это ключ

Важно признавать свои ошибки

Многие из вас могли слышать, что
принятие или признание своих ошибок
делает нас лучшими людьми.

Та личность, которой мы являемся
сегодня, сложилась благодаря тому, что
мы учились на своих ошибках и
совершенствовались в том, чем занимаемся.
Если бы мы концентрировались на своем
эго и отказывались признавать, что можем
ошибаться, мы бы остановились в своем
профессиональном росте.

Поэтому, оступившись, нам стоит
отставить в сторону свою гордость,
набраться храбрости, собраться с силами
и принять факт совершения ошибки,
извлекая при этом полезные уроки. Только
таким образом мы будем расти и развиваться
как профессионалы.

Это может быть сложно, но если вы
сумеете посмеяться над совершенными
вами ошибками вместо того чтобы упираться,
спорить и задаваться вопросом, как вы
могли такое вытворить, вы в конечном
итоге только выиграете от этого.

Принимаем на себя ответственность
и двигаемся дальше

Человек, который занимается своим
развитием, принимает свои ошибки, берет
на себя ответственность за провалы и
двигается дальше. Такой человек не
только быстрее растет. Он приобретает
большее уважение окружающих.

Главное, что нам нужно осознать, это
что все люди ошибаются и будут ошибаться.
Но при этом важно отставлять в сторону
свое эго, признавать эти ошибки и
двигаться по жизни дальше.

А теперь вопрос к вам: из какой своей ошибки вы извлекли самый важный урок? Поделитесь своей историей в комментариях!


Возможно, вас заинтересуют наши материалы, так или иначе затрагивающие тему ошибок:

  • Распространенные ошибки, приводящие к неубиваемым багам
  • Логические ошибки: основные беды начинающих программистов
  • Типичные ошибки джуниора при самообучении и трудоустройстве
  • Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
  • Как искать и исправлять ошибки в коде
  • Фриланс: основные ошибки и как их избежать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стоимость исправления реестровой ошибки
  • Стоимость автомобиля утрирована лексическая ошибка
  • Сто ошибок агронома
  • Сто лет живи сто лет учись ошибка
  • Стм 30м 10 ошибки