Студенты прослушали лекцию исправьте ошибку

Лексические ошибки ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 37

Лексические ошибки

Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

Мы купили зеркало с полочкой для ванны.

Мой вариант : Мы купили зеркало для ванны с полочкой .

Подскажите какой это тип лексической ошибки???

Аватара пользователя

Ирина12

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1323
Зарегистрирован: 13.12.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Ирина12 » 01 ноя 2012, 19:15

У вас получилось, что ванна — с полочкой. :)

Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
Зеркало — для ванной, м.б.?

Мы купили для ванной зеркало с полочкой.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 37

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 01 ноя 2012, 19:37

Тогда как правильно и какой тип лексической ошибки???

Добавлено спустя 20 минут 33 секунды:
тип лексической ошибки???

ALEXIN

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 636
Зарегистрирован: 06.10.2012
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Краснодарский край

Re: Лексические ошибки

Сообщение

ALEXIN » 02 ноя 2012, 16:22

:oops: Это не лексическая, а синтаксическая ошибка в конструкции предложения.
Суть ошибки — обстоятельство присоединили к дополнению и нарушили смысл.

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

Re: Лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 02 ноя 2012, 17:07

Nesteaplay:какой тип лексической ошибки???

Ванная — это комната, в которой находится ванна. Зеркало предназначено, очевидно, для комнаты, а не для сосуда, в который наливают воду :-)
Стало быть, Мы купили зеркало с полочкой для ванной. Тип ошибки — неразграничение паронимов.

Аватара пользователя

Анатоль

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Анатоль » 02 ноя 2012, 17:09

Ирина12:Мы купили для ванной зеркало с полочкой.

Я бы ещё удалил ванную:
Для ванной мы купили зеркало с полочкой.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 37

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 03 ноя 2012, 01:03

vadim_i_z:Ванная — это комната, в которой находится ванна. Зеркало предназначено, очевидно, для комнаты, а не для сосуда, в который наливают воду Стало быть, Мы купили зеркало с полочкой для ванной. Тип ошибки — неразграничение паронимов.

Я думаю ваш ответ верный,и как я не заметила что ванна а не ванной???))Спасибо Вам!!!
А сочинения любите писать???

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 953
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

Re: Лексические ошибки

Сообщение

H_N » 03 ноя 2012, 08:36

Nesteaplay:А сочинения любите писать???

Nesteaplay, три вопросительных знака навязчиво свидетельствуют читателю о Вашем либо удивлении, либо возмущении, либо о другом сильном чувстве как реакции на какое-то пристрастие или качество.
Для простого вопроса-запроса необходим и достаточен лишь один вопросительный символ.

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

Re: Лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 03 ноя 2012, 13:21

Nesteaplay:А сочинения любите писать???

Как-то уже давно не приходилось…

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 37

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 04 ноя 2012, 19:57

где тут лексическая ошибка?Вроде можно употребить и два и двое!Может быть в слове прослушали,но что тогда вместо него употребить?

Два студента прослушали лекцию по математическому анализу
и вот еще Незнакомец вышел из дома и оглянулся вокруг

Аватара пользователя

Князь Мышкин

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7221
Зарегистрирован: 01.07.2011
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программист
Откуда: Стокгольм
Возраст: 33

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Князь Мышкин » 04 ноя 2012, 20:15

Два студента прослушали курс лекций по математическому анализу.
Незнакомец вышел из дома и огляделся вокруг.

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она…
(Булат Шалвович Окуджава)

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 37

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 04 ноя 2012, 20:18

Два студента прослушали лекцию по математическому анализу

Преподаватель подчеркнул слово прослушали,что-то в нем не так!А что?

Аватара пользователя

Князь Мышкин

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7221
Зарегистрирован: 01.07.2011
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программист
Откуда: Стокгольм
Возраст: 33

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Князь Мышкин » 04 ноя 2012, 20:27

Nesteaplay:Преподаватель подчеркнул слово прослушали,что-то в нем не так!А что?

Тут двусмысленность получается. Второй смысл, что студенты слушали лекцию, да ничего и не услышали… :roll:

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она…
(Булат Шалвович Окуджава)

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 953
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

Re: Лексические ошибки

Сообщение

H_N » 04 ноя 2012, 21:11

Возможно, преподавателю больше по душе глагол выслушивать в сочетании с лекцией. А прослушать можно песню, речь, доклад (в его понимании).

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

Re: Лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 04 ноя 2012, 21:31

Князь Мышкин:Незнакомец вышел из дома и огляделся вокруг.

Или Незнакомец вышел из дома и оглянулся.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 37

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 04 ноя 2012, 21:44

H_N:Возможно, преподавателю больше по душе глагол выслушивать в сочетании с лекцией. А прослушать можно песню, речь, доклад (в его понимании).

Выслушать тоже как-то не звучит,выслушать можно человека
Может еще какое слово есть???

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 953
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

Re: Лексические ошибки

Сообщение

H_N » 04 ноя 2012, 21:54

Да слов-то много…
Отрадой любому преподавателю станет полная запись его лекции или хотя бы конспект…

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    1670 Просмотры
    Последнее сообщение Мариам

    10 янв 2010, 21:35

  • 10 Ответы
    14434 Просмотры
    Последнее сообщение zaraza

    15 ноя 2010, 20:37

  • 4 Ответы
    2270 Просмотры
    Последнее сообщение chuPC

    26 ноя 2010, 16:00

  • 4 Ответы
    1869 Просмотры
    Последнее сообщение RKK

    11 дек 2010, 17:37

  • 13 Ответы
    3729 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    15 авг 2011, 08:09

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      няшка

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Русский язык

    18 секунд назад

    Английский язык 9 , 10 пожалуйста

  • Геометрия

    26 секунд назад

    ПОМОГИТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПОЖАЛУЙТСА ВОПРОС2

  • Математика

    15 минут назад

    Задача по математике

  • Вычисление силы тока

  • Найдите AC, отношение треугольников

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • Русский язык

    45 минут назад

    сообщение об одном из фразеологизмов помогите пожалуйста 🙏🙏🙏

  • Помогите пожалуйста!

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23118

  • avatar

    Sofka

    7419

  • avatar

    zlatikaziatik

    5776

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1740

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Алина Лазарева

Слушая эту волнующую музыку я представляю картину урагана.
Наш поэт безмерно тяготился каждым лишним часом, проведенным там.
Губернатор живо интересовался проблемами пенсионеров и ветхого жилья.
Два огнестрельных ранения, одно из которых было смертельным.
Студенты прослушали курс лекций профессора Иванова по фонетике.
Журналисты приехали, чтобы встретить знаменитостей из Петербурга.

Предложение с ошибкой: Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 7 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления).

Теория: 7 задание ЕГЭ по русскому языку

Разберемся, какая ошибка допущена в предложении и как ее исправить.

Предложение:

Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции.

В предложении есть деепричастный оборот «внимательно слушая лекции». Основа предложения состоит из подлежащего «знания» и сказуемого «усваиваются». Деепричастие «слушая» должно относиться к подлежащему, однако знания не могут слушать лекции. Это делают студенты. Нужно перестроить предложение таким образом, чтобы подлежащим стали «студенты».

Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Верный вариант:

Студенты получают знания, внимательно слушая лекции.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции – где ошибка».

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Уважайте труд людей, которые вам помогают.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Отредактировать предложения , в которых нарушены различные синтаксические нормы : Некто в красном , наверное , сестра хозяйки , села за стол .

Он не только был талантливым ученым , но и прекрасным человеком .

Студенты прослушали курс лекций по морфологии профессора Ивановой.

Вы перешли к вопросу Отредактировать предложения , в которых нарушены различные синтаксические нормы : Некто в красном , наверное , сестра хозяйки , села за стол ?. Он относится к категории Русский язык,
для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Лексические ошибки ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 38

 

Лексические ошибки

Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

Мы купили зеркало с полочкой для ванны.

Мой вариант : Мы купили зеркало для ванны с полочкой .

Подскажите какой это тип лексической ошибки???

Аватара пользователя

Ирина12

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1323
Зарегистрирован: 13.12.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Ирина12 » 01 ноя 2012, 19:15

У вас получилось, что ванна — с полочкой. :)

Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
Зеркало — для ванной, м.б.?

Мы купили для ванной зеркало с полочкой.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 38

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 01 ноя 2012, 19:37

Тогда как правильно и какой тип лексической ошибки???

Добавлено спустя 20 минут 33 секунды:
тип лексической ошибки???

ALEXIN

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 636
Зарегистрирован: 06.10.2012
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Краснодарский край

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

ALEXIN » 02 ноя 2012, 16:22

:oops: Это не лексическая, а синтаксическая ошибка в конструкции предложения.
Суть ошибки — обстоятельство присоединили к дополнению и нарушили смысл.

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 02 ноя 2012, 17:07

Nesteaplay:какой тип лексической ошибки???

Ванная — это комната, в которой находится ванна. Зеркало предназначено, очевидно, для комнаты, а не для сосуда, в который наливают воду :-)
Стало быть, Мы купили зеркало с полочкой для ванной. Тип ошибки — неразграничение паронимов.

Аватара пользователя

Анатоль

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1211
Зарегистрирован: 07.04.2012
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Москва

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Анатоль » 02 ноя 2012, 17:09

Ирина12:Мы купили для ванной зеркало с полочкой.

Я бы ещё удалил ванную:
Для ванной мы купили зеркало с полочкой.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 38

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 03 ноя 2012, 01:03

vadim_i_z:Ванная — это комната, в которой находится ванна. Зеркало предназначено, очевидно, для комнаты, а не для сосуда, в который наливают воду Стало быть, Мы купили зеркало с полочкой для ванной. Тип ошибки — неразграничение паронимов.

Я думаю ваш ответ верный,и как я не заметила что ванна а не ванной???))Спасибо Вам!!!
А сочинения любите писать???

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 994
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

H_N » 03 ноя 2012, 08:36

Nesteaplay:А сочинения любите писать???

Nesteaplay, три вопросительных знака навязчиво свидетельствуют читателю о Вашем либо удивлении, либо возмущении, либо о другом сильном чувстве как реакции на какое-то пристрастие или качество.
Для простого вопроса-запроса необходим и достаточен лишь один вопросительный символ.

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 03 ноя 2012, 13:21

Nesteaplay:А сочинения любите писать???

Как-то уже давно не приходилось…

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 38

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 04 ноя 2012, 19:57

где тут лексическая ошибка?Вроде можно употребить и два и двое!Может быть в слове прослушали,но что тогда вместо него употребить?

Два студента прослушали лекцию по математическому анализу
и вот еще Незнакомец вышел из дома и оглянулся вокруг

Аватара пользователя

Князь Мышкин

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7221
Зарегистрирован: 01.07.2011
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программист
Откуда: Стокгольм
Возраст: 33

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Князь Мышкин » 04 ноя 2012, 20:15

Два студента прослушали курс лекций по математическому анализу.
Незнакомец вышел из дома и огляделся вокруг.

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она…
(Булат Шалвович Окуджава)

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 38

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 04 ноя 2012, 20:18

Два студента прослушали лекцию по математическому анализу

Преподаватель подчеркнул слово прослушали,что-то в нем не так!А что?

Аватара пользователя

Князь Мышкин

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7221
Зарегистрирован: 01.07.2011
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: Программист
Откуда: Стокгольм
Возраст: 33

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Князь Мышкин » 04 ноя 2012, 20:27

Nesteaplay:Преподаватель подчеркнул слово прослушали,что-то в нем не так!А что?

Тут двусмысленность получается. Второй смысл, что студенты слушали лекцию, да ничего и не услышали… :roll:

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она…
(Булат Шалвович Окуджава)

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 994
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

H_N » 04 ноя 2012, 21:11

Возможно, преподавателю больше по душе глагол выслушивать в сочетании с лекцией. А прослушать можно песню, речь, доклад (в его понимании).

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 04 ноя 2012, 21:31

Князь Мышкин:Незнакомец вышел из дома и огляделся вокруг.

Или Незнакомец вышел из дома и оглянулся.

Автор темы

Nesteaplay

старший писарь
старший писарь
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 01.11.2012
Образование: студент
Профессия: Бухгалтер
Откуда: Калининград
Возраст: 38

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Nesteaplay » 04 ноя 2012, 21:44

H_N:Возможно, преподавателю больше по душе глагол выслушивать в сочетании с лекцией. А прослушать можно песню, речь, доклад (в его понимании).

Выслушать тоже как-то не звучит,выслушать можно человека
Может еще какое слово есть???

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 994
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

H_N » 04 ноя 2012, 21:54

Да слов-то много…
Отрадой любому преподавателю станет полная запись его лекции или хотя бы конспект…

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    1680 Просмотры
    Последнее сообщение Мариам

    10 янв 2010, 21:35

  • 10 Ответы
    14959 Просмотры
    Последнее сообщение zaraza

    15 ноя 2010, 20:37

  • 4 Ответы
    2313 Просмотры
    Последнее сообщение chuPC

    26 ноя 2010, 16:00

  • 4 Ответы
    1911 Просмотры
    Последнее сообщение RKK

    11 дек 2010, 17:37

  • 13 Ответы
    3783 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    15 авг 2011, 08:09

Алина Лазарева

0 отзывов

Рейтинг:
87 783

Слушая эту волнующую музыку я представляю картину урагана.
Наш поэт безмерно тяготился каждым лишним часом, проведенным там.
Губернатор живо интересовался проблемами пенсионеров и ветхого жилья.
Два огнестрельных ранения, одно из которых было смертельным.
Студенты прослушали курс лекций профессора Иванова по фонетике.
Журналисты приехали, чтобы встретить знаменитостей из Петербурга.

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Какое из этих предложений построено правильно, а какое неправильно? почему? (подумала на двусмысленность, но она везде есть тут, наверное) …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Русский язык » Какое из этих предложений построено правильно, а какое неправильно? почему? (подумала на двусмысленность, но она везде есть тут, наверное) 1) студенты прослушали лекцию. 2) стены украшают плакаты и флаги.

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 4

ЛЕКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ

Вопросы
для обсуждения:
 

    1. Каковы основные
      принципы лексической сочетаемости в
      современном русском языке?

    2. Как избежать
      ошибок, связанных с нарушением смысловой
      и стилистической уместностью слова?

    3. Что
      такое смысловая избыточность и каковы
      ее типы? 

    4. Что такое паронимия?
      Какие словари паронимов вы знаете и
      как ими пользоваться?

ЗАДАНИЕ 1.
Найдите ошибки в словоупотреблении и
исправьте предложения.

1. Наша команда
одержала первенство в соревновании по
бегу среди первокурсников. 2. Мой
скоропостижный приезд взволновал
родителей. 3. На дне рождения подруги
было много шуток, розыгрышей, забавных
инцидентов. 4. Учитель призван содействовать
родителям в воспитании детей. 5. Мы
попросили официанта принести прейскурант
цен, чтобы заказать обед. 6. При высокой
температуре у ребенка необходимо
заказывать врача на дом, а не идти в
поликлинику. 7. Придя впервые на
Адмиралтейскую площадь, я окоченела и
восторгом смотрела вокруг себя. 8. Сходные
качества характера сплавлены в Онегине
и Печорине. 9. В нашей компании я была
всегда запевалой.

ЗАДАНИЕ 2. Объясните
различия между приведенными паронимами,
составьте предложения с каждым из них.
Используйте словари паронимов.

Боязно – боязливо,
геройски – героически, искусный –
искусственный, исполнять – выполнять,
надеть – одеть, натуральный –
натуралистический, неприглядный –
непроглядный, новинка – новшество,
осудить – обсудить, скрытый – скрытный,
усвоить – освоить, эффектный –
эффективный.

ЗАДАНИЕ 3.
Устраните в
данных предложениях ошибки, возникшие
в результате смешения паронимов.
Используйте словари паронимов.

1. Услышанные
события могли бы лечь в основание романа.
2. В конце конференции трибуна была
представлена гостям для приветствий.
3. В связи с изложенным нам предоставляется
возможным следующий порядок распределения
гуманитарной помощи. 4. Наше положение
в группе стало затрудненным. 5. Крышки
одеваются на бутылки автоматически. 6.
Книга посвящена ранним романическим
произведениям А.С. Пушкина. 7. Бригадир
исполняет работу вместе с другими
членами бригады. 8. Оснащение фабрики
автоматизирующими устройствами
способствует повышению качества
продукции. 9. Место переправы было
оснащено спасительными средствами. 10.
Как же отображают образ героя современные
поэты? 11. В декабре наш завод встал на
ремонт. 12. Испытания производятся в
соответствии с ГОСТом. 13. В Доме народного
творчества объявлен набор учащихся на
факультеты хормейстеров, баянистов и
режиссуры. 14. Прививки надежно предохраняют
детей от заболеваемости дифтерией. 15.
Большое значение для роста культурности
человека имеет художественная
самодеятельность. (По М.П. Сенкевичу)

ЗАДАНИЕ 4. Найдите
ошибки в употреблении многозначных
слов и омонимов. Исправьте предложения.

1. Учитель просмотрел
некоторые ошибки, допущенные учениками
в сочинениях. 2. Собраться перед экзаменом
среди взволнованных абитуриентов было
трудно. 3. На следующем уроке мы коснемся
этого вопроса более подробно. 4. Своими
публичными выступлениями писатели
вкладывают огромную лепту в дело победы.
5. Студенты прослушали лекцию известного
ученого. 6. В самый ответственный момент
отбойник сработал плохо. 7. Горн был
старым и издавал тяжелое сипение. 8.
Мальчишка показал неожиданно нам мину,
отчего мы сильно растерялись. 9. Обитатели
ночлежки потеряли своё человеческое
достоинство. 10. В суде дело получило
формальный отказ.

ЗАДАНИЕ 5. Найдите
ошибки в употреблении синонимов и
антонимов. Исправьте предложения.

1. Конструкторы КБ
Сухова соорудили новую модель истребителя.
2. Почти всю
декаду проходила осенняя уборка
картофеля. 3. Знания студента по культуре
речи весьма скромные. 4. После выборов
президента произошла полные перемены
в составе правительства. 5. В сегодняшнее
время постепенно происходят изменения
в экономике страны. 6. Власти открыто
признались в том, что было скрыто от
общественности. 7. Из-за высоких минусовых
температур система отопления вышла из
строя. 8. Мы знаем, что до сих пор живы
предки А.С. Пушкина. 9. С наступлением
холодов возрастает снижение иммунитета
к респираторным заболеваниям. 10.
Руководство республики стремится к
тому, чтобы старожилами на селе стали
молодые специалисты: врачи, учителя,
артисты.

ЗАДАНИЕ 6.
Исправьте
ошибки, связанные с нарушением норм
сочетаемости слов.

  1. совершить победу;

    1. вскрывать свои
      намерения;

    2. ностальгия о
      родине;

    3. оказать впечатление;

    4. причинить вред
      для врага;

    5. опубликовать
      для печати;

    6. брат похож с
      сестрой;

    7. оплатить за
      работу;

    8. ставить в
      привилегию кого-либо;

    9. взаимное уважение
      друг друга;

    10. разочароваться
      жизнью;

    11. заведующий отдела
      кадров;

    12. лить много слов;

    13. одержать успех;

    14. тосковать о
      семье;

    15. играть огромное
      значение;

    16. иметь роль;

    17. оказать вред;

    18. не закрывать
      правды;

    19. приехать один
      за одним.

ЗАДАНИЕ 7. Найдите
словосочетания, в которых нарушены
нормы сочетаемости слов.

I.
1) лить много слов, 2) одержать успех, 3)
идти навстречу друг другу, 4) оказать
воздействие, 5) вопреки указания шефа,
6) огласить результаты соревнований, 7)
отстаивать поруганную честь, 8) рутинные
взгляды, 9) в апогее гибели, 10) подсказать
для соседа.

II.
1) зрелищные организации, 2) собрать
аплодисменты, 3) эмиссия акций предприятия,
4) плавать на вопросе, 5) раскачиваться
в качелях, 6) сильнодействующий взгляд,
7) совершить невозможное, 8) сигнализировать
опасность, 9) созвучный к добру, 10) твердо
стоять на ногах.

III.
1) сожалеть по прошлому, 2) выдерживать
натиск природы, 3) согласовать друзей
после ссоры, 4) теплая волна воспоминаний,
5) стиснуть нервы, 6) являть пример
самопожертвования, 7) говорить с апломбом,
8) соприкасаться интересами, 9) значительная
важность, 10) апатичная молодежь.

IV.
1) разводить амуры, 2) стилизовать старину,
3) оснастить рассказ выдумками, 4)
наращивать силы, 5) проявить бдительность,
6) исказить смысл, 7) шествовать над
школой, 8) обрушиться в берег, 9) исправить
положение, 10) муштровать недостатки.

V.
1) легло в сознание слушателей, 2) акции
строго котируются на рынке, 3) пребывать
в неизвестности, 4) искательный характер,
5) пожениться на соседке, 6) рассудительный
смысл, 7) заботиться по детям, 8) дать
подножку неудачнику, 9) сортировать
корреспонденцию, 10) непреклонная воля.

ЗАДАНИЕ 8. Исправьте
ошибки, связанные с тавтологией.

1. Проходят мимо
станции товарные поезда, проходят
пассажирские, раз в сутки проносится
скорый поезд. 2. Этот подход практикуется
во многих работах по практической
стилистике. 3. За два года осуществлены
коренные преобразования в народном
образовании республики. 4. На решение
этих задач и направил усилия педагогический
коллектив школы под руководством
директора школы. 5. Горький не уставал
работать над переработкой своих
произведений. (В.Лидин) 6. Существует уже
несколько проектов, по которым можно
уже завтра осуществить строительство
махолета. 7. Нож находится в правой руке,
вилка – в левой, при этом пальцы не
должны находиться на спинке ножа или
на зубцах вилки. (Э.Соловьев) 8. Обсуждение
результатов, полученных в результате
проведения методик исследования, должно
стать открытым. 9. Охотничья команда
прибыла к нам, чтобы охотиться на волков.
От волков пострадало стадо. 10. С нашими
материальными возможностями это
невозможно. 11. Представители торговой
фирмы намерены подтвердить свои
намерения.

ЗАДАНИЕ 9.
Найдите
предложения, в которых слово употреблено
в несвойственном ему значении.

1) На факультативе
ученики проводили языковый анализ
стихотворения. 2) Девушку раздражал
косный взгляд нескромного поручика. 3)
Наша авантюра не могла закончиться
ничем хорошим. 4) В педагогическом
университете имеется вакансия ассистента
кафедры педагогики. 5) Когда у клоуна
неожиданно расстегнулись краги на
жилете, к зале раздался смех.

ЗАДАНИЕ 10. Отметьте
слова, значение которых указано неверно.

1) Эсперанто –
международный искусственно созданный
язык, 2) ваятель – художник-портретист,
3) официозный – претендующий на
оригинальность, вычурный, 4) арабески –
украшение на шею, 5) юродивый – уродливый
– безобразный, 6) чумичка – разливательная
ложка, 7) меркантильный – расточительный,
нецелесообразно расходующий что-либо,
8) степенный – имеющий ученую степень,
9) окладистый – широкий, густой, 10)
утрировать – рассуждать, строить
умозаключения, 11) чопорный – недалекий,
умственно ограниченный, 12) салки – игра
в догонялки, 13) иносказание – народное
эпическое сказание о событиях прошлого,
14) фас – вид сбоку, 15) химера – несбыточная
и странная мечта, 16) иллюминация –
красочное представление по случаю
торжеств, 17) эфемерный – приятный,
доставляющий удовольствие, 18) щепетильный
– принципиальный в своих отношениях к
чему-либо, 19) винокур – человек,
занимающийся выращиванием табака, 20)
мемориал – спортивное соревнование в
память выдающихся спортсменов.

Контрольные
вопросы.

1. Каковы типичные
ошибки в словоупотреблении?

2. В чем заключается
ошибка в употреблении слова без учета
его семантики в контексте?

3. В чем заключается
ошибка, связанная с употреблением
многозначных слов и омонимов?

4. В чем заключается
ошибка, связанная с употреблением
переносного значения слов?

5. В чем заключается
ошибка, связанная с речевой недостаточностью?

6. В чем заключается
ошибка, связанная с речевой избыточностью?

7. В чем заключается
ошибка, связанная с нарушением норм
логической сочетаемости слов?

8. В чем заключается
ошибка, связанная с нарушением
стилистической сочетаемости?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Студентам представилась возможность послушать московского лектора ошибка
  • Струна плюс ошибки
  • Строгое жюри где ошибка
  • Стрнайти выдает ошибку
  • Стрим аналитика ошибок