Суть ошибки гилфорда

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Суть модели «Структура интеллекта»

Определение 1

Кубическая модель интеллекта – это многофакторная модель структуры интеллекта, которая была создана американским психологом Джойем Полом Гилфордом. Даная теория постулирует, что основа структуры интеллекта – независимые факторы, каждый из которых можно описать на основании трех измерений – операций, результатов и содержания.

Американским психологом Джойем Гилфордом описывалась проблематика одаренности терминами, принятыми в тестологической парадигме. Самое широко признанное его достижение – модель «Структура интеллекта». Дж. Гилфорд выступал противником идеи общего интеллекта, ссылаясь при этом на свои собственные наблюдения низких корреляций результатов выполнения некоторых типов тестов.

Его модель предполагает, по его же полушутливому утверждению, что есть примерно 120 способов стать умным. Позже, продолжатели его концепции выделели более 180 разных интеллектуальных способностей. Именно многофакторность помогла модели Дж. Гилфорда стать популярной в практике образования. Большое разнообразие факторов, которые были выделены Гилфордом, представляют собой прекрасную базу для разработки программ диагностики интеллекта и целенаправленного его развития в рамках образовательной среды. Данную модель много лет используют в качестве базовой во многих школах для одаренных детей в разных странах мира.

Дж. Гилфордом был выделен ряд общих базовых оснований для классификации разнообразных проявлений, то есть факторов интеллекта. Основные три базовых блока, в которые объединяются все факторы интеллекта, выглядят следующим образом:

  • операции;
  • результаты мышления;
  • содержание.

Факторы интеллектуальных способностей

В первый блок автором были включены основные виды интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Это дало ему возможность сформировать пять больших групп интеллектуальных способностей или факторов:

«Модель «Структура интеллекта» (Дж. Гилфорд)» 👇

  • познание – состоит из восприятия и понимания предъявляемого материала;
  • память, состоящая из запоминания и воспроизведения информации;
  • конвергентное мышление включает логическое, последовательное, однонаправленное мышление, проявляющееся решением задач, имеющих единственный правильный ответ;
  • дивергентное мышление – представлено альтернативным мышлением, отступающим от логики. Проявляется решением задач, допускающих существование множества правильных ответов;
  • оценка – суждение о правильности заданной ситуации.

Второй способ классификации интеллектуальных факторов Дж. Гилфорда, соответствует типу материала или включенному в него содержанию. Он считал, что содержание может быть представлено следующим образом:

  • изображения;
  • символы;
  • семантика;
  • поведение.

Дж. Гилфорд, включив в эту группу последний фактор – поведение, отмечал, что он имеет что-то схожее с социальным интеллектом.

Гилфорд утверждал, что применение к содержанию определенной операции предоставляет не менее шести видов конечного мыслительного продукта. К этим видам относят:

  • элементы или единицы объектов;
  • классы;
  • отношения;
  • системы;
  • преобразования, или трансформации;
  • предвидение.

Все это представлено в форме куба, каждая грань которого характеризует один из способов измерения факторов. На одной грани расположены разнообразные виды операций, а на другой – разные типы конечного мыслительного продукта, на третьей – разные типы содержания.

Модель «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модель «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дж. Гилфорд объяснял, что каждая клеточка в предлагаемой модели, обозначает вид способности, который можно описать терминами операции, содержания и продукта, а для каждой клетки в точке ее пересечения с другими может быть определено единственное сочетание типов операции, содержания и продукта. Особенно важным является то, что, несмотря на достаточно глубокую проработанность, данная модель остается открытой системой. На это же указывает и сам автор, отмечая, что к уже имеющимся, во время разработки данной модели, 50 факторам можно добавить еще более 120 факторов.

Популярность модели Гилфорда в прикладных исследованиях по психологии и в образовательной практике можно объяснить тем, что выделенные многочисленные факторы могут выступать в качестве отправных точек для развития тех функций, которые они обозначают, а также повышения функционирования интеллекта в качестве единой целостной системы.

Теоретическая значимость кубической модели структуры интеллекта состоит в том, что она продемонстрировала, что разнообразные интеллектуальные характеристики поддаются систематизации, что позже может приводить к созданию иерархических моделей интеллекта. Выделение в модели в отдельную категорию дивергентного мышления дало старт исследованиям креативности.

Практическая значимость данной модели заключается, по мнению Гилфорда, в проявлении структуры выполнения разных видов действий на основании разнообразных типов информации, в связи с чем созданные для определения большинства интеллектуальных способностей тесты используют и в современной системе образования для анализа специфичных способностей к определенным типам деятельности.

Многие ученые критиковали данную теорию, в качестве основных критических тезисов могут быть выделены:

  • отсутствие использования факторного анализа и базирующегося на нем эмпирического подтверждения модели;
  • игнорирование наличия корреляционных связей всех выделяемых факторов;
  • затруднения использования рассматриваемой модели с целью изучения интеллекта из-за большого количества выделенных факторов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Содержание

  • 1 Описание методики
    • 1.1 Краткое описание субтестов
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Процедура проведения
    • 3.1 Правила тестирования
  • 4 Обработка результатов
    • 4.1 Ключ
    • 4.2 Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)
  • 5 Интерпретация результатов
    • 5.1 Интерпретация отдельных субтестов
      • 5.1.1 Субтест № 1 — «Истории с завершением»
      • 5.1.2 Субтест № 2 — «Группы экспрессии»
      • 5.1.3 Субтест № 3 — «Вербальная экспрессия»
      • 5.1.4 Субтест № 4 — «Истории с дополнением»
    • 5.2 Интерпретация композитной оценки социального интеллекта
  • 6 Стимульный материал
    • 6.1 Тестовая тетрадь
    • 6.2 Бланк ответов
  • 7 См. также

Описание методики

Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Краткое описание субтестов

Субтест № 1. «Истории с завершением»

В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной ситуации. Испытуемый должен найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на первой картинке, учитывая чувства и намерения действующих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Субтест № 2. «Группы экспрессии»

Стимульный материал субтеста составляют картинки, изображающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева, всегда выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди четырех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же мысли, чувства, состояния человека, что и картинки слева.

Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

Субтест № 3. «Вербальная экспрессия»

В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди других трех заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением.

Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.

Субтест № 4. «Истории с дополнением»

В данном субтесте появляются персонажи комикса «Фердинанд», включенные в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Теоретические основы

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное приспособление, а не глубина понимания.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социально¬го опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики.

Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

  1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.
  2. Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
  3. Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
  4. Познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
  5. Познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
  6. Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект. Wedeck (1947) создал стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способности», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказали необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами.

Процедура проведения

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет:

  • 6 минут (1 субтест — «Истории с завершением»),
  • 7 минут (2 субтест — «Группы экспрессии»),
  • 5 минут (3 субтест — «Вербальная экспрессия»),
  • 10 минут (4 субтест — «Истории с дополнениями»).

Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Правила тестирования

  1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.
  2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию к субтестам.
  3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о Барни и Фердинанде — действующих лицах первого и последнего субтестов.
  4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее типичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и юмористические трактовки.
  5. Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.
  6. В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правильности.
  7. При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресовать обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.
  8. Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не начинали работать раньше времени.

Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции экспериментатор делает паузу после знакомства с примером, чтобы убедиться, что обследуемые правильно его поняли. По окончании инструкции отводится время для ответов на вопросы. После этого экспериментатор дает команду «Переверните страницу. Начали» и включает секундомер.

За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают об этом. По истечении времени работы дается команда «Стоп. Отложите ваши ручки», обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к выполнению следующего субтеста.

Обработка результатов

Для обработки результатов используются бланк ответов, ключ к обработке и нормативные таблицы для определения стандартных значений.

Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

Суммы «сырых баллов» за каждый субтест, подсчитанные с помощью «ключей», записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. «Сырые баллы» переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы.

Композитная оценка представляет собой сумму «сырых баллов» по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.

Перевод «сырых» оценок в стандартную шкалу дает возможность сравнивать степень выраженности отдельных способностей к познанию поведения (социального поведения) у данного обследуемого (интраиндивидуальная диагностика с построением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная дифференциальная диагностика).

Ключ

При совпадении ответа с ключом испытуемый получает 1 балл по соответствующей шкале. При несовпадении — 0 баллов.

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 2 1 3 4
2 2 4 3 3
3 2 3 3 3
4 3 3 1 2
5 1 2 1 1
6 3 1 2 1
7 3 2 2 4
8 3 2 1 1
9 3 1 2 1
10 3 4 3 2
11 3 1 1 1
12 1 1 2 2
13 1 2 2
14 2 4 1
15 4

Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)

Стандартные
значения
Субтесты Композитная
оценка
1 2 3 4
1 0 – 2 0 – 2 0 – 2 0 – 1 0 – 12
2 3 – 5 3 – 5 3 – 5 2 – 4 13 – 26
3 6 – 9 6 – 9 6 – 9 5 – 8 27 – 37
4 10 – 12 10 – 12 10 – 11 9 – 11 38 – 46
5 13 – 14 13 – 15 12 12 – 14 47 – 55

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов необходимо помнить, что успешность выполнения теста положительно коррелирует со скоростью мышления, образовательным уровнем обследуемого и не зависит от его пола.

Интерпретация отдельных субтестов

После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:

  • 1 балл — низкие способности к познанию поведения;
  • 2 балла — способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);
  • 3 балла — средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);
  • 4 балла — способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);
  • 5 баллов — высокие способности к познанию поведения.

При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.

Субтест № 1 — «Истории с завершением»

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со следующими психологическими особенностями:

  • способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии;
  • способностью к расшифровке невербальных сообщений;
  • дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.

Субтест № 2 — «Группы экспрессии»

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» — интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:

  • с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании личности незнакомого человека по фотографии;
  • с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;
  • с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;
  • с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;
  • с эмоциональной стабильностью;
  • с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике, совестливостью;
  • с высокой самооценкой и степенью принятия себя;
  • с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;
  • с глубиной рефлексии;
  • с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации;
  • с эмпатией, с невербальной чувствительностью.

Субтест № 3 — «Вербальная экспрессия»

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.

Субтест № 4 — «Истории с дополнением»

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.

Интерпретация композитной оценки социального интеллекта

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

  • 1 балл — низкий социальный интеллект;
  • 2 балла — социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
  • 3 балла — средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
  • 4 балла — социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
  • 5 баллов — высокий социальный интеллект.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.

Стимульный материал

Тестовая тетрадь

Бланк ответов

См. также

Эмоциональный интеллект

Методика
включает четыре субтеста, из них три
составлены на невербальном стимульном
материале и один – на вербальном.
Субтесты диагностируют четыре способности
в структуре социального интеллекта:
познание классов, систем, преобразований
и результатов поведения. Два субтеста
имеют в своей факторной структуре также
второстепенные веса, касающиеся
способности понимать элементы и отношения
поведения. Методика рассчитана на весь
возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный
материал представляет собой набор из
четырех тестовых тетрадей. Каждый
субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время
проведения субтестов ограничено.

Краткое
описание субтестов:

Субтест
№ 1. «Истории с завершением».
В субтесте используются сцены с персонажем
комиксов Барни и его близкими (женой,
сыном, друзьями). Каждая история
основывается на первой картинке,
изображающей действия персонажей в
определенной ситуации. Испытуемый
должен найти среди трех других картинок
ту, которая показывает, что должно
произойти после ситуации, изображенной
на первой картинке, учитывая чувства и
намерения действующих лиц. Субтест
измеряет фактор познания результатов
поведения, то есть способность предвидеть
последствия поведения персонажей в
определенной ситуации, предсказать то,
что произойдет в дальнейшем.

Субтест
№ 2. «Группы экспрессии».
Стимульный материал субтеста составляют
картинки, изображающие невербальную
экспрессию: мимику, позы, жесты. Три
картинки, расположенные слева, всегда
выражают одинаковые чувства, мысли,
состояния человека. Испытуемый должен
среди четырех картинок, расположенных
справа, найти ту, которая выражает такие
же мысли, чувства, состояния человека,
что и картинки слева. Субтест измеряет
фактор познания классов поведения, а
именно способность к логическому
обобщению, выделению общих существенных
признаков в различных невербальных
реакциях человека.

Субтест
№ 3. «Вербальная экспрессия».
В каждом задании субтеста предъявляется
фраза, которую один человек говорит
другому в определенной ситуации.
Испытуемый должен среди других трех
заданных ситуаций общения найти ту, в
которой данная фраза приобретет другое
значение, будет произнесена с другим
намерением. Субтест измеряет фактор
познания преобразований поведения, то
есть способность понимать изменение
значения сходных вербальных реакций
человека в зависимости от контекста
вызвавшей их ситуации.

Субтест
№ 4. «Истории с дополнением».
В данном субтесте появляются персонажи
комикса «Фердинанд», включенные в
семейные, деловые и дружеские контакты.
Каждая история состоит из четырех
картинок, причем одна из них всегда
пропущена. Испытуемый должен понять
логику развития, сюжет истории и среди
четырех других картинок, предлагаемых
для ответа, найти пропущенную. Субтест
измеряет фактор познания систем
поведения, а именно способность пониматьлогику развития
ситуаций взаимодействия и значение
поведения людей в этих ситуациях.

Время,
отведенное на каждый субтест, ограничено
и составляет:

6
минут (1 субтест — «Истории с завершением»);

7
минут (2 субтест — «Группы экспрессии»);

5
минут (3 субтест — «Вербальная
экспрессия»);

10
минут (4 субтест — «Истории с
дополнениями»).

Общее
время тестирования, включая инструкцию,
составляет 30-35 минут.

Для
обработки результатов используются
бланк ответов, ключ к обработке и
нормативные таблицы для определения
стандартных значений.

Бланки
ответов обрабатываются с помощью
специальных ключей. Результаты
подсчитываются по каждому субтесту в
отдельности и по всему тесту в целом.
Результаты по отдельным субтестам
отражают уровень развития одной (или
нескольких) способностей фактора
познания поведения. Результат по тесту
в целом называется композитной оценкой
и отражает общий уровень развития
социального интеллекта.

Суммы
«сырых баллов» за каждый субтест,
подсчитанные с помощью «ключей»,
записываются в первую строку итоговой
таблицы на бланке ответов. За каждый
правильный ответ испытуемому начисляется
один балл. «Сырые баллы» переводятся
в стандартные с помощью нормативных
таблиц и записываются во вторую строку
итоговой таблицы.

Таблица
3. Ключ по субтестам

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1

2

1

3

4

2

2

4

3

3

3

2

3

3

3

4

3

3

1

2

5

1

2

1

1

6

3

1

2

1

7

3

2

2

4

8

3

2

1

1

9

3

1

2

1

10

3

4

3

2

11

3

1

1

1

12

1

1

2

2

13

1

2

2

14

2

4

1

15

4

Композитная
оценка представляет собой сумму «сырых
баллов» по каждому субтесту. Полученная
сумма тоже переводится в стандартное
значение.

При
совпадении ответа с ключом испытуемый
получает 1 балл по соответствующей
шкале. При несовпадении – 0 баллов.

Таблица
4. Нормативные таблицы для определения
стандартных значений

Стандартные
значения

Субтесты

Композитная
оценка

1

2

3

4

1

0 – 2

0 – 2

0 – 2

0 – 1

0 – 12

2

3 – 5

3 – 5

3 – 5

2 – 4

13 – 26

3

6 – 9

6 – 9

6 – 9

5 – 8

27 – 37

4

10 – 12

10 – 12

10 – 11

9 – 11

38 – 46

5

13 – 14

13 – 15

12

12 – 14

47 – 55

После
завершения процедуры обработки
результатов получаются стандартные
баллы по каждому субтесту, отражающие
уровень развития соответствующих
способностей к познанию поведения. При
этом общий смысл стандартных баллов
можно определить следующим образом:

1
балл — низкие способности к познанию
поведения;

2
балла — способности к познанию поведения
ниже среднего (среднеслабые);

3
балла — средние способности к познанию
поведения (средневыборочная норма);

4
балла — способности к познанию поведения
выше среднего (среднесильные);

5
баллов — высокие способности к познанию
поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Модель структуры интеллекта по Гилфорду

Модель структуры интеллекта американского психолога Джой Пола Гилфорда стала основой множества психолого-педагогических диагностических концепций, а также концепций прогнозирования, развития и обучения одарённых детей. Сегодня она считается одной из наиболее известных среди всех существующих моделей интеллекта. И рассказать о ней мы хотим по той причине, что интересна она может быть каждому, кого волнуют темы психологии, личностного развития и самопознания.

Модель структуры интеллекта по Гилфорду

Как некогда в полушутливой форме заметил сам Джой Пол Гилфорд, его модель структуры интеллекта предлагает примерно 120 «способов быть умным», по причине чего она представляет собой отличную базу для создания программ по диагностированию мышления и конкретизации факторов, которые нужно целенаправленно развивать. Во многих детских садах и школах США представленная модель применяется в качестве базовой при работе с детьми, причём по большей части с детьми одарёнными.

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта.

Этими тремя базовыми блоками являются:

  • Операции
  • Содержание
  • Результаты

Описываются они так.

Блок «Операции»

Основой классификации факторов интеллекта блока «Операции» является определение базовых видов процессов интеллектуального характера и выполняемых операций. Оно делает возможным объединение интеллектуальных способностей в пять больших групп:

  • Оценка (какие суждения выносятся относительно правильности предлагаемой ситуации)
  • Конвергентное мышление (является логическим и последовательным однонаправленным мышлением, проявляющимся в задачах, которые подразумевают только один верный ответ)
  • Дивергентное мышление (является альтернативным мышлением, отступающим от логики и проявляющимся в задачах, которые подразумевают наличие нескольких верных вариантов ответов)
  • Память (как запоминается и воспроизводится материал)
  • Познание (как воспринимается и понимается предъявляемый материал)

Блок «Содержание»

Блок классификации факторов интеллекта «Содержание», согласно концепции Гилфорда, относится к виду материала или имеющегося в нём содержания. Содержание, в свою очередь, можно представить следующим образом:

  • Образное
  • Символическое
  • Семантическое
  • Поведенческое

Третий блок «Результаты»

И уже, применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются:

  • Элементы
  • Классы
  • Отношения
  • Системы
  • Преобразования
  • Применения

Графически совокупность блоков «Операции», «Содержание» и «Результаты» можно представить так:

«Операции», «Содержание» и «Результаты

Представленные три блока классификаций Джой Пол Гилфорд изобразил в форме куба, в котором каждое из измерений является одним из вариантов оценки проявлений интеллекта:

  • Первое измерение включает в себя разные типы операций
  • Второе измерение включает в себя разные типы содержаний
  • Третье измерение включает в себя разные типы результатов

Очень важно сказать о том, что, невзирая на то, что модель проработана довольно глубоко, она всё же остаётся открытой системой. Об этом говорит и сам Гилфорд, указывая на то, что к тем 50 факторам, которые уже есть, и которые были получены в процессе создания модели, можно присовокупить ещё 120 факторов. Однако на сегодняшний день их выделяют уже свыше 150.

Вклад Джоя Пола Гилфорда в развитие теории одарённости поистине велик: он смог выделить показатели креативности человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Именно это позволило создать инновационные модификации практической работы в процессе обучения, развития и воспитания одарённых детей.

И, как нам кажется, не будет лишним рассказать также о том, как, по представлениям Гилфорда и некоторых других учёных, взаимосвязаны друг с другом креативность и интеллект.

Креативность и интеллект

Разделение мышления, которое приводит Гилфорд, на конвергентное и дивергентное послужило серьёзной вехой в разделении умственных способностей и многократно улучшило их понимание. По сути, оно стало причиной дифференциации терминов «творческая одарённость» и «интеллектуальная одарённость».

Одним из первых, кто пришёл к пониманию того, что интеллектуальную одарённость, которая выявляется по системе коэффициента интеллекта, нельзя рассматривать как универсальную личностную характеристику, говорящую о том, что человек способен достигать серьёзных результатов в творческой деятельности, стал американский психолог Льюис Термен и его сподвижники.

Термен организовал самое крупное и долговременное психолого-педагогическое исследование одарённости, которое изменило представления о психологии одарённости вообще. Так, в 1921 году Термен со своими коллегами, применяя видоизменённый вариант теста Стенфода-Бине, произвёл отбор 1528 детей возрастом от 8 до 12 лет из 95 калифорнийских школ. Средним показателем IQ детей из данной выборки стал показатель в 150 единиц, а показатель 80 детей и вовсе достигал отметки в 170 и даже больше.

Помимо того, что дети были протестированы методикой Стенфорда-Бине, они также подверглись медицинскому освидетельствованию, а при помощи всевозможных тестов и рейтингов родителей и педагогов были изучены такие характеристики испытуемых, как интересы, характер и успеваемость.

Одновременно с этим, учёные создали и контрольную группу, состоявшую из детей того же возраста, но уступавших детям из первой группы по разным показателям, например, по успеваемости в школе и результатам прохождения тестов на IQ. Далее через каждые 12 лет проводились контрольные срезы по обеим группам, в которых применялись те же методики.

При помощи этих срезов удалось установить, что у одарённых детей IQ повысился, причём у тех, главным образом, кто поступил в колледж (примерно 90% детей первой группы). Успешно закончить учебные заведения удалось 70% участников выборки, а в аспирантуре остались 66%. Интересно также и то, что уже во время обучения 20% девушек и 40% молодых людей начали зарабатывать самостоятельно.

В 1951 году учёные провели оценку жизненных достижении 800 мужчин, входящих в выборку. Оценка показала, что в общем их активе насчитывалось 67 изданных книг и 150 запатентованных изобретений. 78 мужчин имели степень доктора по философии, 48 обладали учёными степенями в медицинской сфере, 85 – в юридической сфере, 51 – с технической сфере, а 104 мужчины смогли стать успешными инженерами. Также 47 мужчин из данного списка числились в справочнике «Люди науки в Америке за 1949 год». Рассматриваемые показатели оказались в 30 раз лучше показателей людей из второй – контрольной группы.

Помимо прочего, американский психолог Пол Торренс, проводивший наблюдение за своими учениками, сделал вывод, что в творчестве высоких результатов достигают не те, кто хорошо учится или имеет высокие показатели коэффициента интеллекта. Конечно же, эти показатели имеют место, но одних только их недостаточно, и в творчестве нужно нечто другое.

Концепция, которую разработал Пол Торренс, состоит из трёх основных основополагающих факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. По мнению этого учёного, творчество является естественным процессом, который порождается высокой потребностью человека снимать напряжение, возникающее в условиях неопределённости или незавершенности. Позже на этой основе были разработаны различные методики креативности, которые нашли применение в процессе идентификации одарённых детей по всему миру.

Конечно же, можно приводить ещё массу интересных фактов на тему связи креативности и интеллекта, но одно можно сказать точно: высокие показатели интеллекта оказывают на креативные способности не очень большое влияние, и чтобы творить, нужно развивать именно качества креативности и хотеть заниматься творчеством.

НАПОСЛЕДОК: В настоящее время есть множество способов диагностики творческих способностей, однако мы хотим предложить вам провести не только диагностику своей креативности, но и всестороннюю оценку своей личности, которая поможет вам понять и особенности собственной мотивации, и самые важные ценности, и различные качества характера, и много чего ещё, что вы должны знать о себе, если хотите развиваться и личностно расти. Для этого приглашаем вас пройти наш специализированный курс по самопознанию – найти его вы можете здесь.

Желаем вам успехов в ваших начинаниях и удачи по жизни!

Тест Гилфорда «Социальный интеллект»

Теоретические основы

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого чеовека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное приспособление, а не глубина понимания.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социально¬го опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотноше¬ния и прогнозировать межличностные события».

Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики.

Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

1. познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

2. познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

3. познание отношений поведения – способность понимать отношения;

4. познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

5. познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

6. познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект. Wedeck (1947) создал стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способности», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказали необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами.

Субтест №1 «Истории с завершением»

В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни – это лысый мужчина, по профессии – официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.

В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.

Рассмотрим пример:

На рисунке слева Барни, зацепившийся за край крыши, испуган и просит помощи у своего маленького сына. Мальчик взволнован тем, что видит отца в таком трудном положении.

Выбор рисунка №1 является правильным ответом в данном случае. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком. Рисунок №1 наиболее логично и правдоподобно продолжает заданную ситуацию: жена и сын Барни приставляют к стене лестницу, для того чтобы помочь ему спуститься.

Выбор рисунков №2 и №3 является менее корректным. Что касается рисунка №2, то маловероятно, что, вися в воздухе в таком испуганном и беспомощном состоянии, Барни сможет залезть на крышу самостоятельно. Поскольку положение Барни опасно, жена и сын вряд ли стали бы насмехаться над ним, как это изображено на рисунке №3.

Итак, в каждом задании Вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.

Не выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался Вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и логичное продолжение заданной ситуации. Номер выбранного рисунка (обозначенный в правом нижнем углу рисунка) обходится кружком на Бланке ответов. В самих тестовых тетрадях никаких пометок делать нельзя.

На выполнение субтеста отводится 6 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности. 

Субтест №1. Картинки

Субтест №2 «Группы экспрессии»

В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека.

Для объяснения сути задания рассмотрим пример. В этом примере три картинки, расположенные слева, иллюстрируют одно и то же состояние человека, одни и те же мысли, чувства, намерения.

 

Одна из четырех картинок справа выражает такое же состояние, такие же мысли, чувства или намерения. Необходимо найти эту картинку.

Правильным ответом будет рисунок №2, выражающий такое же состояние (напряжения или нервозности), что и рисунки слева. Поэтому на Бланке ответов цифра 2 обведена кружком. Рисунки №1, 3, 4 не подходят, так как отражают другие состояния (радости и благополучия).

Итак, в каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа Вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека. Номер выбранного рисунка обводится кружком на Бланке ответов.

На выполнение субтеста отводится 7 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест №2. Картинки

Субтест №3 «Вербальная экспрессия»

В каждом задании этого субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл. Рассмотрим пример.

Глуховатый человек – товарищу: «Повторите, пожалуйста».

Сообщение глуховатого человека к товарищу представляет собой вежливую просьбу. Эта же фраза в ситуациях №2, 3 будет иметь такое же значение. И только в ситуации №1 в устах оскорбленного человека она приобретет совсем другой смысл. Поэтому на Бланке ответов цифра 1 обведена кружком.

Итак, в каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.

На выполнение субтеста отводится 5 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест №3. Фразы

Субтест №4 «Истории с дополнением»

В этом субтесте Вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены истории про Фердинанда. У Фердинанда есть жена и маленький ребенок. Он работает начальником, поэтому в историях будут также принимать участие его сослуживцы.

Каждое задание состоит из восьми картинок. Четыре верхние картинки отражают определенную историю, происходящую с Фердинандом. Одна из этих картинок всегда пропущена. Вам необходимо выбрать среди четырех рисунков нижнего ряда тот, который при подстановке на место пустого квадрата вверху будет дополнять историю с Фердинандом по смыслу. Если Вы правильно выберете отсутствующий рисунок, то смысл истории полностью прояснится, чувства и намерения действующих в ней персонажей станут понятными.

Рассмотрим пример:

 

В этой истории отсутствует третий рисунок. В конце истории мы видим, что Фердинанд, мечтавший об обеде, не получает его вопреки своим ожиданиям и выходит из дома раздосадованный. Жена Фердинанда рассержена и делает вид, что читает сыну книгу. Мальчик сидит спокойно. Все это связано с тем, что Фердинанд, умываясь после работы, оставил на кухне грязь, что и разозлило его жену. Таким образом, логичным дополнением истории является рисунок №4. Поэтому в Бланке ответов цифра 4 обведена кружком.

Рисунки №1, 2, 3 не соответствуют данной истории по смыслу.

Итак, в каждом задании необходимо найти рисунок, дополняющий историю про Фердинанда по смыслу. На выполнение субтеста отводится 10 минут. За минуту до окончания работы Вы будете предупреждены. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности. 

 Субтест №4. Картинки

Бланк ответов — Тест Гилфорда «Социальный интеллект»

  

Интерпретация результатов

Интерпретация отдельных субтестов

После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения.

При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:

1. балл – низкие способности к познанию поведения;

2. балла – способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);

3. балла – средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);

4. балла – способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);

5. баллов – высокие способности к познанию поведения.

При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.

Процедура проведения

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет:

§ 6 минут (1 субтест — «Истории с завершением»),

§ 7 минут (2 субтест — «Группы экспрессии»),

§ 5 минут (3 субтест — «Вербальная экспрессия»),

§ 10 минут (4 субтест — «Истории с дополнениями»).

Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

 Правила тестирования

1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.

2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию к субтестам.

3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о Барни и Фердинанде — действующих лицах первого и последнего субтестов.

4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее типичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и юмористические трактовки.

5. Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.

6. В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правильности.

7. При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресовать обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.

8. Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не начинали работать раньше времени.

Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией по ходу ее зачитывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции экспериментатор делает паузу после знакомства с примером, чтобы убедиться, что обследуемые правильно его поняли. По окончании инструкции отводится время для ответов на вопросы. После этого экспериментатор дает команду «Переверните страницу. Начали» и включает секундомер.

За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают об этом. По истечении времени работы дается команда «Стоп. Отложите ваши ручки», обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к выполнению следующего субтеста.

  Субтест № 1 — «Истории с завершением»

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со следующими психологическими особенностями:

§ способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии;

§ способностью к расшифровке невербальных сообщений;

§ дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.

Субтест № 2 — «Группы экспрессии»

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» — интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:

§ с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании личности незнакомого человека по фотографии;

§ с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;

§ с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;

§ с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;

§ с эмоциональной стабильностью;

§ с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике, совестливостью;

§ с высокой самооценкой и степенью принятия себя;

§ с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;

§ с глубиной рефлексии;

§ с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации;

§ с эмпатией, с невербальной чувствительностью.

 Субтест № 3 — «Вербальная экспрессия»

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.

 Субтест № 4 — «Истории с дополнением»

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.

 Интерпретация композитной оценки социального интеллекта

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

§ 1 балл — низкий социальный интеллект

§ 2 балла — социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);

§ 3 балла — средний социальный интеллект (средневыборочная норма);

§ 4 балла — социальный интеллект выше среднего (среднесильный);

§ 5 баллов — высокий социальный интеллект.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Судейские ошибки против зенита
  • Суточный монитор ад мнсдп 2 коды ошибок
  • Суд над милошевичем признали ошибкой
  • Сумо приседания ошибки
  • Суточный монитор ад бипилаб ошибки