Исправьте речевые ошибки, укажите их вид ; 1) Главная суть, 2) в свободное от занятий время дети занимаются в кружках, 3) свободная вакансия, 4) госпитализирован в больницу, 5)он тер морковный сок, 6)Язык Пушкина отличается от Гоголя 7) выявлен притон наркомании любовь была ему не в жилу 9) на стене висела картина маслом, 10)он надевала варежки.
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Исправьте речевые ошибки, укажите их вид ; 1) Главная суть, 2) в свободное от занятий время дети занимаются в кружках, 3) свободная вакансия, 4) госпитализирован в больницу, 5)он тер морковный сок, 6)?,
относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым
знаниям учеников 10 — 11 классов. Для получения дополнительной информации
найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой
системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и
задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям.
Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы
помогут найти нужную информацию.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Значение какого слова определено неверно? 1) Аншлаг-объявление о том, что все билеты проданы 2) Анфас-вполоборота 3) Досуг-свободное от …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » Значение какого слова определено неверно? 1) Аншлаг-объявление о том, что все билеты проданы 2) Анфас-вполоборота 3) Досуг-свободное от работы время 4) Дебют-первое выступление артиста на сцене
А) В печати отмечалось об ограниченном ассортименте товаров.
В печати отмечалось, что ассортимент товаров ограничен.
Ошибка в построении словосочетаний. Глагол отмечать – переходный, поэтому требует после себя либо прямое дополнение без предлога (отмечалось что?), либо придаточное предложение.
Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
Впервые он выступил на сцене нашего города. / Он дебютировал на сцене нашего города.
Скрытая тавтология. Дебют – это и есть первое выступление. Оставляем что-то одно.
В) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него глаза.
Ошибка в употреблении фразеологизма. Пялить глаза – фразеологизм, а, как известно, фразеологизм – это устойчивый оборот, который разрывать нельзя.
Г) Я сломала каблук у правого туфля.
Я сломала каблук у правой туфли.
Ошибка в определении рода слова. Слово туфля – женского рода.
Д) Он занимал выборочную должность.
Он занимал выборную должность.
Ошибка в употреблении паронимов (слов, близких по звучанию, но разных по смыслу)
Е) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
Жизненный уровень сотрудников отдела вырос.
Тоже ошибка в употреблении паронимов.
Ж) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
Указанный признак проявляет себя здесь сильнее./ Указанный признак проявляет себя здесь более сильно.
Ошибка в образовании степени сравнения наречия. Возможна либо простая форма сравнительной степени, либо составная, смешивать их нельзя.
З) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
Следует различать возможные подходы к данной проблеме.
Ошибка в употреблении паронимов, в результате которой получается тавтология: повтор однокоренных слов.
И) Наряжая ёлку, мне вспомнилось детство.
Когда я наряжал ёлку, мне вспомнилось детство./Наряжая елку, я вспомнил детство.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Деепричастный оборот должен согласовываться исключительно с подлежащим, т.к. он выражает добавочное действие этого подлежащего при основном. В данном примере подлежащее вообще отсутствует, поэтому деепричастные обороты здесь невозможны. Либо перестраиваем предложение из безличного в определенно-личное, либо заменяем простое предложение на сложноподчиненное.
А) В печати отмечалось об ограниченном ассортименте товаров.
В печати отмечалось, что ассортимент товаров ограничен.
Ошибка в построении словосочетаний. Глагол отмечать – переходный, поэтому требует после себя либо прямое дополнение без предлога (отмечалось что?), либо придаточное предложение.
Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
Впервые он выступил на сцене нашего города. / Он дебютировал на сцене нашего города.
Скрытая тавтология. Дебют – это и есть первое выступление. Оставляем что-то одно.
В) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него глаза.
Ошибка в употреблении фразеологизма. Пялить глаза – фразеологизм, а, как известно, фразеологизм – это устойчивый оборот, который разрывать нельзя.
Г) Я сломала каблук у правого туфля.
Я сломала каблук у правой туфли.
Ошибка в определении рода слова. Слово туфля – женского рода.
Д) Он занимал выборочную должность.
Он занимал выборную должность.
Ошибка в употреблении паронимов (слов, близких по звучанию, но разных по смыслу)
Е) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
Жизненный уровень сотрудников отдела вырос.
Тоже ошибка в употреблении паронимов.
Ж) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
Указанный признак проявляет себя здесь сильнее./ Указанный признак проявляет себя здесь более сильно.
Ошибка в образовании степени сравнения наречия. Возможна либо простая форма сравнительной степени, либо составная, смешивать их нельзя.
З) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
Следует различать возможные подходы к данной проблеме.
Ошибка в употреблении паронимов, в результате которой получается тавтология: повтор однокоренных слов.
И) Наряжая ёлку, мне вспомнилось детство.
Когда я наряжал ёлку, мне вспомнилось детство./Наряжая елку, я вспомнил детство.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Деепричастный оборот должен согласовываться исключительно с подлежащим, т.к. он выражает добавочное действие этого подлежащего при основном. В данном примере подлежащее вообще отсутствует, поэтому деепричастные обороты здесь невозможны. Либо перестраиваем предложение из безличного в определенно-личное, либо заменяем простое предложение на сложноподчиненное.
6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, формы, выражения.
Назовите тип ошибки.
Дайте исправленный вариант.
А) В печати отмечалось об ограниченном ассортименте товаров.
Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
В) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
Г) Я сломала каблук у правого туфля.
Д) Он занимал выборочную должность.
Е) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
Ж) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
З) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
И) Наряжая ёлку, мне вспомнилось детство.
Вы находитесь на странице вопроса 6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, формы, выражения? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.
1
Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
10 класс
2
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой
лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему
значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком
и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном
им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели—либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению
народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном
им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести
из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в
солдаты.
ОТВЕТ:
Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10
ОТВЕТ:
ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10
3
РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:
Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует
употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной
копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что—то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два
ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что—то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два
ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на
автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас
езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются
самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику
безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в
боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного
сторожа.
ОТВЕТ:
ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8
4
РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,
период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),
повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить
вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с
коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней
много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания
сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от
другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного
времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее
результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных
художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными
аплодисментами.
ОТВЕТ:
Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10
ОТВЕТ:
ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8
5
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей
правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого
поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество
иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много
сверхплановой продукции.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической
сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.
Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что—то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие
годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение
которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу
слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и
заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
4. В сентябре в вузе проходила научно—практическая конференция.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по—моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
7
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее
настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов
элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в
результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены
речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале—месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на
белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться
совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
8
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой
области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать
историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
УСТНАЯ
И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА 18
ОСНОВЫ
МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 70
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ 135
основы
стилистики 15
(3),
(4), (6), (8) 154
ОГЛАВЛЕНИЕ 125
толпа колонна рой группа
Упражнение
140*. Подчеркните
словосочетания, в которых нарушена
лексическая сочетаемость. Из
соотношения каких нормированных
выражений возникла речевая ошибка.
-
Большую
роль имеет золотая медаль. -
Надо
смело ставить свои требования. -
Главный
акцент ставится на знание теории
вопроса. -
Львиную
часть работы уже выполнили. -
Большое
влияние на молодых имеет реклама.
Упражнение
141. Определите
ошибки в сочетаемости слов. Исправьте
предложения.
(1)
После войны надо было возводить
разрушенное хозяйство. (2)
Театр на Таганке выпустил в свет спектакль
«Гамлет».
-
Этому
важному вопросу уделяли серьезное
значение. (4)
Большинство своего свободного
времени он проводит на теннисном корте.
(5) Надо повседневно умножать темпы
заготовки кормов.
-
Необходимо
постоянно осуществлять заботу и внимание
о содержании дошкольных учреждений.
(7)
Скоропостижный отъезд свидетеля
насторожил судей. (6) Частное предприятие
успешно осуществляет свою продукцию.
(9)
Книга этого писателя пользуется
интересом у читателя. (10)
Многие пациенты, лечившиеся этим
препаратом, получили значительные
улучшения и даже выздоровление.
Упражнение
142. Устраните
стилистически немотивированную
тавтологию, применяя различные приемы
правки (синонимическую замену слова,
сокращение предложений, изменение
структуры предложений).
(1)
Жизнь подготовила для вступления в
новую жизнь много новых людей. (2)
Одним из главных образов в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир» является образ
Андрея Болконского.
-
Будучи
реалистом, писатель всесторонне и
реалистически показал жизнь крестьян
того времени. (4)
В районе девяти часов комиссия выехала
в район. (5) Трагизм положения заключается
в том, что из этого трагизма нет выхода,
а если его кто-нибудь найдет, то это
будет самый большой трагизм. (6)
В печати много раз печаталось, что армию
нужно сделать профессиональной и
наемной. (7) Маленький, небольшой такой
сюрприз я получила: для меня по радио
исполнили песню. (6) Надо сейчас тратить
очень большие деньги на учебники, а они
стоят очень и очень дорого. (9)
К недостаткам пособия можно отнести
недостаточное количество иллюстраций.
(10)
Следует различать различные подходы
к данной проблеме.
Упражнение
143. Отметьте
в приведенных текстах плеоназмы.
Исправьте речевые ошибки.
(1)
В прошлом году они окончили университет
и получили высшее образование. (2)
Мы добились столь высоких хороших
результатов. (3)
На фестивале исполнялись произведения
народного фольклора. (4)
Стройка — это огромная махина, которую
нам предстоит осваивать. (5) Пресса высоко
позитивно отзывается о прошедших
выборах. (6)
Для обучения выделяется очень мизерная
часть бюджета. (7)
В игре оркестра чувствовались тонкие
оттенки нюансов. (6) У всех было очень
прекрасное настроение. (9)
Я
лично не могу ответить на этот вопрос.
(10)
Переезд потребовал огромной массы
хлопот и уймы денежных расходов.
Упражнение
144. Устраните
речевую избыточность в следующих
предложениях.
(1)
Внешний вид гостиницы тем не менее
никоим образом отнюдь не гарантирует
соответствующего обслуживания. (2)
Резюмируя, можно кратко обобщить:
мероприятие удалось. (3) При анализе
характера этого человека выявляются
черты, характерные для людей его
поколения. (4)
Ясность цели позволяет целеустремленно
добиваться намеченного. (5) Новая
телевизионная программа ежемесячно
регулярно знакомит зрителей с новинками
литературы, (в)
Судя по найденным находкам уже есть
доказательства в пользу доказываемой
гипотезы. (7)
Первый дебют молодого актера был удачным,
успешным и привлек внимание публики.
(6) Студенту приходится дорожить каждой
минутой времени и считать каждые
несколько рублей денег. (9)
Будущая перспектива ехать на село
радовала не всех выпускников
сельхозтехникума. (10)
Успех выступления во многом зависит от
заинтересованности студентов, их
инициативы и качественного проведения
репетиций, проводимых каждой командой.
Упражнение
145*. Определите,
какие из приведенных ниже сочетаний:
(а) закрепились в языке; (б)
противоречат литературной норме:
народная
демократия период времени
автобиография
жизни реальная действительность
памятный
сувенир передовой форпост
коррективы
и поправки информационное сообщение
антагонизм
противоречий другая альтернатива
преобладающее
большинство габаритные размеры
частная
собственность рыбная уха
смелый
риск промышленная индустрия
соединить
воедино
Упражнение
146. В
приведенных ниже предложениях устраните
ошибки, связанные с речевой
недостаточностью.
(1)
Машина, о которой речь, уже давно вышла
из строя. (2)
Для улучшения планирования следует
объединить всех работников, занимающихся
вопросами экономики. (5) На юристов и
экономистов теперь проходят по
конкурсу. (4)
Завод получил четыре вагона цемента
и три кирпича. (5) Проблемы, по которым
переговоры, сразу не решатся. (6)
Студенческий отряд летом будет работать
на общежитии. (7)
Продавать акции мы намерены не только
столичным жителям, но и других городов.
(6) Большая часть заготовленных овощей
погублена зря.
Упражнение
147. I. Знакомы
ли вам приводимые ниже слова? Переведите
их, стараясь обойтись без словарей (в
случае затруднения пользуйтесь Словарем
иностранных слов):
аксессуары |
андеграунд |
анонс |
аутсайдер |
байкер |
баксы |
банкомат |
бартер |
бейсбол |
бестселлер |
бодибилдинг |
бренд |
бутик |
гамбургер |
дайджест |
дефолт |
дивиденды |
ди-джей |
дисплей |
дилер |
импичмент |
инаугурация |
инвестиции |
истеблишмент |
картридж |
консенсус |
ксерокопия |
ламинировать |
ланч |
лоббировать |
маркетинг |
маркер |
менеджмент |
мониторинг |
сканер |
скотч |
спикер |
спич |
супермаркет |
триллер |
органайзер |
паблисити |
пейджер |
PR |
принтер |
рейтинг |
рокер |
файл |
ХИТ
II.
Попробуйте сгруппировать приведенные
выше слова в лекеико-семантические
группы, например: (а)лицо (конкретное или собирательное);(б)конкретный предмет;(в)отвлеченный предмет, действие, процесс,
направление;(г)вид спорта. Можете конкретизировать
классификацию.
Упражнение
148. В
следующих предложениях укажите случаи
неоправданного употребления иноязычных
слов. Произведите, где нужно, синонимические
замены.
-
Часто
перед родителями стоит дилемма: где
учиться их ребенку. (2)
В День молодежи на центральной авеню
этого провинциального города было
организовано лазерное шоу. (5) В сельском
клубе проходила дискотека, и аборигены
отнеслись к городским дружелюбно. (4)
Троллейбус курсировал по заданной
траектории. (5) В последнем туре
соревнований группа спортсменов
потерпела фиаско. (6) В ремонте дома есть
серьезные дефекты. (7)
Среди митингующих превалировали люди
пенсионного возраста. (6) В газете
«Первое сентября» хорошо популяризируется
опыт передовых учителей-новаторов. (9)
Рецензент отметил, что статья написана
на не радикальную тему сегодняшней
жизни. (10)
Первокурсники быстрее адаптируются к
вузовскому обучению, если в коллективе
хороший климат, если они не оппонируют
друг к другу.
Упражнение
149*. В
приведенных отрывках из произведений
А.С. Пушкина найдите устаревшие слова.
Установите их разновидность: историзмы
(вышедшие из употребления предметы и
явления) и архаизмы
(устаревшие названия существующих
предметов и явлений). Пользуйтесь
толковыми и историческими словарями.
-
Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись
волею моей,
И,
обходя моря и земли,
Глаголом
жги сердца людей.
{«Пророк»)
-
Между
тем подъехали они ко двору. Множество
длинных саней, старых колымаг и
раззолоченных карет стояли уже на
лугу. У крыльца толпились кучера в
ливрее, скороходы, блистающие мишурой,
в перьях и с булавами, гусары, пажи;
свита, необходимая по понятиям бояр
тогдашнего времени. При виде Ибрагима
поднялся между ними общий шепот: «Арап,
арап, царский арап!»
{«Арап
Петра Великого»)
Упражнение
150. Подберите
к следующим архаизмам
синонимы:
брань |
брадобрей |
вежды |
вострый |
выя |
глумно |
денница |
десница |
длань |
дружество |
живот |
зане |
комонь |
ланиты |
лепота |
льзя |
осьмнадцать |
перст |
понеже |
посему |
статский |
спокойно |
тать |
чело |
палец |
конь |
потому |
ладонь |
жизнь |
штатский |
восемнадцать |
так |
как |
рука |
заря |
лоб |
вор |
острый |
возможно |
шея |
покой |
битва |
красота |
парикмахер |
можно |
поэтому |
д |
веки |
щеки |
лоб |
Упражнение
151*. Установите
значения историзмов,
подобрав
подходящие определения из второй
колонки.
-
(1)
алтын;
(2)
аршин; (3)
вольница;
(4)
зипун; (5) кольчуга;
мытарь;
(7)
оброк; (6) секира; (9) смерд; (10)
целовальник;
-
челядь.
-
(I)
русская мера длины, равная 0,71 м; (2)
одежда русского крестьянина: кафтан
из грубого толстого сукна без ворота;
(3)
торговец вином в питейных заведениях;
(4)
сборщик податей; (5) вид холодного оружия:
топор на длинной рукояти; (6)
при крепостном праве: принудительный
натуральный денежный сбор с крестьян,
взимавшийся помещиком или государством;
(7)
монета в три копейки; (6) в Древней
Руси: крестьянин-земледелец; ( 9) в
старину: группы населения, преимущественно
из бежавших от тяжелых условий
крепостной жизни, оседавшие по окраинам
Русского государства; (10)
дворовые слуги; (II)
безрукавка из мелких стальных планок,
скрепленных кольцами.
Упражнение
152. Отметьте
случаи неоправданного употребления
устаревших слов. Исправьте предложения.
(1)
Для наладки станков просим прислать
сведущего в деле работника. (2)
При ответе на экзамене студент возводит
очи и, приставив перст к челу, соображает…
(3) Чреда дней летела незаметно. (4)
По получении оного распоряжения вам
вышлют подтверждение. (5) Излишки
жилплощади, каковые у вас имеются,
должны оплачиваться сверхнормативно.
(6)
Опять не достал талона к врачевателю.
(7)
Плеяда школьников заполнила стадион.
(6) Сонм государственных деятелей
приступил к голосованию по означенному
в повестке дня вопросу. Некоторые вопросы
остались втуне.
Упражнение
153*. Отметьте,
какие из следующих слов в современном
языке можно считать неологизмами?
До каких пор слово остается неологизмом?
асфальтоукладчик
атомоход биосфера
вернисаж гидросооружение
зомбировать
клипмейкер колготки космодром
лоджия мотель модем
нейтрон нонсенс пиццерия
популизм ракетоносец ретро
регион саммит термопреобразователь
томограф факс фритюрница
фломастер целинник чебуречная
чип шашлычная шлягер
юбилей
Упражнение
154*. Выпишите
из предложений диалектизмы.
Если их значение не поясняется в
контексте, обратитесь к словарю
диалектизмов.
(Т)
Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет,
находился в стороне в степи… (Пушкин).
(2)
Дорога шла подле берега небольшой
речки, которая в это время играла, т.е.
была в разливе (JI.
Толстой). (3) Мы поехали в лес, или, как у
нас говорится, в «заказ» (Тургенев), (4)
Бирюком называется в Орловской губернии
человек одинокий, угрюмый (Тургенев).
(Д) Возле кормы на лодке устроен небольшой
навес от дождя, «заборница» (Пришвин).
-
Ах,
какой это был дом! Одних только жилых
помещений в нем было четыре: изба-зимовка,
изба-летница, вышка с резным балкончиком,
горница боковая. А кроме них были еще
сени светлые с лестницей на крыльцо,
да клеть, да поветь… (Солоухин). -
Пахнет
рыхлыми драченами // У порога в дежке
квас… (Есенин). (8)
«Может, его зараз и подсеем? Вот в сусеке
грохот лежит», — предложил опьяневший
от радости Игнатенок (Шолохов).
Упражнение
155. Замените
разговорные и просторечные слова
литературными синонимами.
(1)
Посередке поляны стоял стог сена. (2)
Все они разом шлепнулись в воду. (3) У нас
этих яблоков до беса. (4)
Ты обратно опоздал на работу. (5) Егерь
схоронился в кустах. (6)
Дети долго блудили по лесу, прежде чем
вышли к реке. (7)
Таким образом можно охаять любое
полезное дело. (8)
Ошибка сделана, и враз заработала
бюрократическая машина. (9) Руководители
ищут «стрелочника», чтобы свалить на
него всю ответственность. (10)
Задержанный до того набрался, что оказал
сопротивление органам милиции.
Упражнение
156. Отметьте
словосочетания, являющиеся фразеологизмами:
медвежья
берлога медвежья услуга
медвежья
лапа золотые руки
золотые
часы золотой характер
волчий
хвост волчий аппетит
важная
птица важная деталь
выйти
из себя выйти из комнаты
падать
в обморок падать в яму
установить
рекорд установить антенну
петь
песни петь дифирамбы
терять
время терять кошелек
хозяйский
кот кот наплакал
Упражнение
157*. Замените
следующие фразеологизмы близкими по
значению словами или словосочетаниями:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
10 класс
Автор работы: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Яренская СШ»
Селиванова Г.Г.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10 |
Ответ: тест 2- 1,3,5,7,8,9,10 |
Речевая недостаточность
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,7 |
Ответ: тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8 |
Речевая избыточность
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10 |
Ответ: тест 2- 1,2,3.4,5.6,8 |
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10
Лексическая сочетаемость
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
Смешение паронимов
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
Использованные источники
В.И. Капинос, Л.И. Пучкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М.: Интеллект-Центр, 2004
8
Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения. Вопрос о том, как сочетается слово с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться – один из важнейших вопросов речевой культуры. Очень часто говорящий знает примерно, что означает слово, не представляя себе его точного и полного смысла. Прежде всего, это касается заимствованных слов, употребление которых значительно активизировалось в последнее десятилетие. Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимствованное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его правильно истолковано говорящим и понято собеседником. В противном случае неизбежны коммуникативные неудачи. Презентация сопровождается рассказом учителя, дает возможность ему вместе с учащимися проанализировать причины возникновения той или иной ошибки, найти способы их избежать.
Просмотр содержимого документа
«Лексико-фразеологические нормы. Типология ошибок »
15
Значение какого слова определено неверно?
1)Аншлаг-объявление о том,что все билеты проданы
2)Анфас-вполоборота
3)Досуг-свободное от работы время
4)Дебют-первое выступление артиста на сцене
2 ответа:
0
0
Анфас-полностью к человеку
0
0
Анфас- лицо смотрящего прямо
Читайте также
Накатанной, просвеченной, падающих
<span>На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику – от первого до десятого класса. По первому знаку – это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства. — Равняйтесь! – командует Знак Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность! Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно. Разве можно не подчиняться дисциплине, которая существует под знаком равенства?
А я не подчиняюсь! — выкрикнул Ноль. — На какое число меня ни умножай, произведение будет равняться только мне! И вообще я весь такой особенный…
— И ничего-то ты не значишь, — прошипело число Шесть.
Тут было возникла потасовка, но Знак Равенства быстренько вернул всех на свои места:
— Р-р-р-р-равняйсь! Число Шесть, ты не право. Ноль, может, сам по себе и не велика птица, но другим помогает расти. Вот ты, Шесть, не такое уж большое число, правда?
— Да, семерка вон повыше! — покачало поникшей головой Шесть и шмыгнуло носом.
— Ну-ка, Ноль, встань справа от числа Шесть! — скомандовал Знак Равенства. — Что получилось?
— О-о-о, целых Шестьдесят!!! -зашептались числа.
— То-то, — заметил Знак Равенства. — Даже Ноль, так называемое «ничто», вовсе не ничто. Потому что нет чисел главных и неглавных. В математике все важны.</span>
Это значит СТРЕМИТЬСЯ К ЗВЕЗДАМ
Ответ:
Эй, Орлёнок у тебя родители кто? У меня папа с мамой –орлы! Вот счастливый! А у меня папа с мамой –обыкновенные воробьи… Не завидуй мне Воробьёнок! Твои воробьи с утра до вечера тебя кормят а мои орлы меня – только утром да вечером.
Объяснение:
Имя существительное- это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающее на вопросы кто? что?.
Я знаю что без этой части речи будет очень сложно. Я попробовал(-а) прожить час не используя существительные. Но и десяти минут не вышло, ведь существительные нужны везде, даже чтобы написать это сочинение-рассуждение понадобилась эта часть речи. Имя существительное не просто так получило звание- главная часть речи.
В книге рассматриваются «трудные» и при этом наиболее употребительные слова и выражения современного русского языка с точки зрения орфографии, грамматики, орфоэпии и этимологии. Марина Королёва – журналист, филолог, автор популярных программ, колонок и книг о русском языке – отвечает на самые частые вопросы своих слушателей, зрителей, читателей: как написать, как произнести, где поставить ударение и т.п. Книга напоминает словарь, построена по алфавитному принципу, ее можно открывать на любой странице, при этом в ней легко найти нужное. «Чисто по-русски» адресована самому широкому кругу читателей, ее с интересом и пользой для себя будут читать все, кто ищет ответы на вопросы о современном русском языке.
Начало см.
https://zotych7.livejournal.com/3982485.html и далее в архиве
До́гмат
Когда я в студенческие годы услышала это слово впервые, то вынуждена была попросить преподавателя повторить его. Он повторил: «До́гмат». И был совершенно прав. Именно так: до́гмат.
Вспомним, что вообще означает этот термин. «Основное положение в религиозном учении, в господствующей идеологии, которое слепо принимается на веру и не подлежит критике». Догмат, от греческого dogma (dogmatos) – мнение, учение. Это, конечно же, слово специальное, его можно причислить к терминам. В русском языке оно сохраняет ударение языка-источника.
Если же в повседневной жизни кто-то произносит его, то ударение ставят обычно совсем не там, где нужно: говорят «догма́т», так многим кажется привычнее и понятнее. Словари против этого возражают, и первый – Словарь ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы. Ему даже приходится специально в скобочках указать – «не догма́т!», и неслучайно. Уж очень распространен этот самый неправильный вариант. Но причина-то понятна: кроме специального слова «до́гмат», в русском языке есть более понятное большинству слово «до́гма» с теми же греческими корнями. Это положение, которое принимается на веру, принимается за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах. Почти то же самое, что до́гмат, и разница в одном: «до́гмат» – это термин в философии и религиоведении, а «до́гма» – слово «для жизни», оно чаще используется в обыденных ситуациях.
Но ударение в обоих словах – на первом слоге, как и в греческом: до́гма, до́гмат. Это разные слова, но не ударение их различает.
Догово́р
Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших догово́ры, Плоды наук, добро и зло…
Вот и остановиться бы нам на пушкинском варианте – «догово́ры»! На том самом варианте, который еще недавно был вообще единственно возможным и который признавали нормативным все авторитетные словари. Но останавливаться живая речь, похоже, не собирается.
Итак, что же все-таки считать нормой? Именительный падеж – догово́р. «Догово́р с Японией будет подписан со дня на день». «Догово́р о вооружениях придется ратифицировать».
Не могу не сказать о том, что еще в конце 1980-х годов Орфоэпический словарь под редакцией Р. Аванесова допускал и «до́говор». Впрочем, это было всего лишь признанием того факта, что так говорят многие, но бесспорное первенство признавалось, конечно, за «догово́ром». Вот и Словарь ударений И. Резниченко приводит кроме «догово́ра» разговорный вариант: «до́говор». Именно разговорный, не литературный!
C чем действительно серьезная путаница, так это со множественным числом. Кто-то говорит «до́говоры», кто-то – «договора́», и лишь немногие вспоминают, как же, собственно, правильно. А правильно – «догово́ры»! «Мирные догово́ры до сих пор не подписаны». «О догово́рах с фондом и речи нет». Как и с единственным числом, словари допускают существование разговорной формы «договора́, договоро́в», но разве что в дружеской, а не официальной беседе.
Как запомнить? Готова предложить один нехитрый прием. Запоминайте: «догово́ры – пригово́ры». Не скажете же вы «при́говоров» или «приговоро́в». Только «пригово́ров». Значит, и «догово́ров»!
Дока
В доме сломалась стиральная машина, и это едва ли не стихийное бедствие! Во всяком случае, никто из членов семьи даже не представляет себе, как без нее обойтись хотя бы пару дней. К счастью, мастер пришел сразу же. Повозился часок-другой – и пожалуйста, машина заработала. Довольная бабушка, умильно глядя на спасителя, приговаривает: «Да, верно говорят, дело мастера боится, вы настоящий дока». Правнук, который ходит за бабушкой по пятам, заинтересовался словом «дока». Он такого не слышал.
Дока, по Толковому словарю В. Даля, – мастер, мастак, знаток, искусник, делец, мастер своего дела. По современным словарям, дока – не только знаток и мастер своего дела, но и ловкач, смышленый, умный человек. Впрочем, значение-то слова «дока» почти всем очевидно. А вот происхождение… Тут есть по меньшей мере две версии.
По одной из них, это слово из семинарского жаргона, произошло вроде бы от латинского doctus (ученый, ловкий) или от греческого слова doxu (мнение, предположение, решение, репутация). Эту версию приводит Историко-этимологический словарь П. Черных. Одновременно, как считает автор, это слово могло явиться результатом смешения греко-латинских выражений с русским словом «дошлый» и существительными, оканчивающимися на «-ка» (вроде «бука», «вояка», «самоучка»). Что ж, не исключено.
Вторая версия – чисто русская. Как полагал академик В. Виноградов, приставка «до-», которая встречается во многих глаголах (дойти, добраться, доконать, достичь и т. д.), могла стать в народном сознании носителем такого значения, как «успешное достижение цели и конца действия».
Каким бы странным вам это ни показалось, приставка, по этой версии, стала корнем слова! Дока – то есть тот, кто до всего дошел, всего достиг, всё познал. Дока. Ни убавить, ни прибавить.
Домогаться
– Думаете, нам легко? У нас же никакой частной жизни! Журналисты постоянно до нас домогаются! Преследуют, фотографируют, пишут ерунду!
Это из интервью звезды шоу-бизнеса. Тщательно выверяя позы, не забывая о том, как правильно работать на камеру, певица жалуется на домогательства со стороны журналистской братии. Я готова посочувствовать (право на частную жизнь – святое), но мне мешает глагол «домогаться». Точнее, мешает то, как звезда с этим глаголом обращается. И если бы она одна! Кроме «домогаться до кого-то», я все чаще встречаю в устной речи и печатных текстах «домогаться к кому-то»: «Прекратите ко мне домогаться».
Прекратите домогаться… Допустим. «Домогаться», по Толковому словарю под редакцией Н. Шведовой, – это «с излишней настойчивостью стараться получить что-то; добиваться чего-то». Домогаться можно чего-то (например, согласия, расположения или чьей-то любви) или кого-то. Сейчас это глагол исключительно несовершенного вида (что делать? – домогаться), с возвратной частицей «-ся».
Кстати, нам и в голову не придет сказать: «Домогаешь ли?» Между тем во времена В. Даля, в XIX веке, такой вопрос был обычным. «Домогать» значило «одолевать, осиливать». «Домогаешь ли? Каково домогаешь?» – так спрашивали о здоровье, о самочувствии (здоров ли, как живешь-можешь?). Поэтому было когда-то не только слово «домогательство», известное нам, но и «домоганье». Было прилагательное «домогательный» и еще одно существительное, «домогатель». Нам от всего этого богатства остался глагол «домогаться», а также существительные «домогательство» и «недомогание». С «недомоганием» всё понятно, это плохое самочувствие. А домогательством, как вы знаете, называют поведение, которое причиняет неудобство или вред, поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни человека. Стоит только напомнить, что под термином «домогательство» понимают вовсе не только сексуальное домогательство (многие ошибочно думают, что это так), но и любое другое. Есть настойчивые попытки нарушить неприкосновенность частной жизни – можно говорить о домогательствах.
Так вот, возвращаясь к глаголу: «домогаться» можно только кого-то или чего-то. У тех, кто считает, что домогаться можно «к кому-то», явно смешались два слова: «домогаться» и «приставать». Пристают к кому-то – но домогаются кого-то. И никаких «домогаться до»!
Домочадцы
«Домочадцы» – слово знакомое и незнакомое. И если вы заметили, мы редко произносим его в единственном числе («домочадец»), обычно во множественном. Спросите своих знакомых, кого они понимают под «домочадцами». Скорее всего, вам ответят: это семья, все члены семьи, которые живут в одной квартире, в одном доме.
Между тем это справедливо лишь отчасти. Слово «домочадец» трудно признать повседневным, его все вроде бы и понимают, но редко произносят, и разве что в ироничном смысле. Действительно, прежде всего – когда говорят о членах одной семьи.
Слово это устаревающее. Но в те времена, когда оно было современным, означало не то, что теперь. Домочадец, по Далю, – это «воспитанный в доме служитель и вообще вся прислуга». Потому, собственно, и говорилось когда-то в знак особого гостеприимства: «Просим покорно к нам с чады и домочадцы!» – то есть с детьми и со всеми теми, кто живет в доме, в том числе и с прислугой. К домочадцам в богатых домах относились и так называемые приживалы и приживалки, дальние родственники, разнообразные нахлебники, которые в этом доме постоянно присутствовали.
Приблизительно так же характеризует «домочадцев» и Толковый словарь С. Ожегова: «Домочадцы – это люди, которые живут в чьей-нибудь семье на правах ее членов». И помета – «устарелое». Действительно, такое сейчас редко бывает: семьи невелики, прислуга, если у кого и есть, так всё больше приходящая. Домработницы, няни, гувернантки нечасто живут в домах и квартирах на правах членов семьи. В гости – ходим, но в основном уже только с чадами, которых называем просто детьми.
Достигнуть и достичь
«Достигнуть» высот или «достичь», «постигнуть» истину или «постичь», «застигнуть» врасплох или «застичь»?.. Мы нередко замолкаем на несколько секунд, прежде чем выберем одну из форм глагола.
Между тем колебания излишни. Это тот счастливый случай, когда есть в русском языке две абсолютно равноправные формы совершенного вида: «достигнуть» и «достичь». При этом формы будущего времени у них совпадают:
– Я многого достигну, если дать мне свободу.
– Он достигнет немыслимых высот, если создать ему подходящие условия.
О прошедшем времени этого не скажешь, тут глаголы «достигнуть» и «достичь» расходятся по разным тропинкам. У каждого – свои формы прошедшего времени:
– Он достиг больших успехов, и за такое короткое время.
– Еще бы он не достигнул, если ему создавали все условия!
– Видели бы вы, каких успехов достигла его жена, хотя ей-то никто не помогал…
– Значит, она достигнула успехов не благодаря, а вопреки.
Здесь правильно всё: и «достигнул», и «достиг»; и «достигнула», и «достигла»; и «достигнувший», и «достигший». Считайте, повезло: мы можем руководствоваться только собственным вкусом.
Кстати, так же можете поступать с похожими словами «постигнуть», «постичь», «застигнуть», «застичь», «настигнуть», «настичь».
Он постигнул – он постиг,
она постигнула – она постигла,
они постигнули – они постигли и т. п.
Досуг
Идет совещание.
– В этом году нами открыто десять новых спортплощадок, – читает чиновник по бумажке, – мы постоянно работаем над организацией до́суга молодежи…
Звучит ужасно, надо сказать.
Конечно же, районные власти работают над тем, чтобы организовать досу́г! «Досу́г молодежи». Не сомневаюсь, однако, что упомянутый неправильный вариант вы слышали не раз, причем именно в речи чиновников. И кто только сказал им, что так можно говорить?!
Сошлюсь на авторитетные источники: и Орфоэпический словарь под редакцией Р. Аванесова, и Словарь ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы не сомневаются в том, что правильно – «досу́г». Так, и только так. Для тех, кто думает иначе, в обоих словарях есть специальная помета: «не до́суг!». Нас предостерегают от ошибки.
Досу́г – время, часы, свободные от занятий, от дела, от работы. Интересно, что в других славянских языках такого слова нет, оно только русское. А вот у нас слово «досуг» и прилагательное «досужий» известны с XIV века, хотя в памятниках письменности встречаются редко, и поэтому их значение в те времена не вполне ясно. Судя по примерам, «старшим» значением слова «досуг» могло быть «умение, разумение, способность». В Толковом словаре В. Даля мы находим слово «досужество» (умение, ловкость, способность к делу). А «досужий», видимо, значило «искусный, сведущий, способный».
Однако уже в XV веке у «досуга» появляется и такое значение, как «свободное время». Возможно, что история развивалась следующим образом: досуг как достижение, потом как успех, удача, потом досуг как возможность и в результате – как возможность располагать своим временем по окончании труда. То есть – отдых, досуг. А «досужий» означает в наше время «появляющийся на досуге, от безделья», «свободный от дела, праздный». «Досужие мысли», «досужие разговоры».
Дре́вко
Репортаж в прямом эфире. Корреспондент только что прибежал с митинга и торопится рассказать всё, что видел и слышал. Получается довольно живо: ведущий вопросы задает, корреспондент поясняет, сколько было на митинге народу, какие лозунги, вмешивалась ли полиция и т. д.
– А-а, вот еще что, – припоминает он, – там был известный всем скандальный депутат, так вот он наскакивал и на полицию, и на демонстрантов, пытался сорвать флаги… флаги он пытался сорвать с этих, как их… с древо́к.
Корреспондент и сам рассмеялся – уж очень забавное вышло слово. Однако смех смехом, а как сказать, он не знал!
Итак, что там бывает у флага? Дре́вко, конечно. Дре́вко, и только дре́вко.
Словари как сговорились: есть у вас дре́вко, нет дре́вка – вариант только один: «дре́вко». На последний слог ударение ставить не рекомендуется, а когда словарь не рекомендует – уж точно этого делать не стоит.
Но корреспондент, помнится, упоминал множество флагов – митинг все-таки. Стало быть, у флагов должны быть дре́вки. Они и были, но потом, по рассказу корреспондента, скандалист начал срывать эти флаги с дре́вков. И вскоре на дре́вках знамен не осталось. Торчали одни дре́вки.
Вот какую печальную картину можно нарисовать, если знать, как правильно пользоваться словом «дре́вко». Итак, еще раз: «есть дре́вко», «нет дре́вка», «он ударил его дре́вком, да еще и полотнища с дре́вков сорвал».
Нет, определенно здесь уже не журналист нужен и не языковед, тут полиция нужна, и срочно.
Духовни́к
Духовни́к, духовный отец – исповедник, священник, которому исповедуются в своих грехах. Тот, кто постоянно принимает исповедь, духовный наставник. Так еще В. Даль толковал это слово, и, признаться, с тех пор в толковании мало что изменилось. Правда, религию впоследствии на семьдесят лет объявили вне закона, и за это время многие слова, связанные с ней, изгладились из памяти людей, говорящих по-русски.
Но только не слово «духовни́к». Его использовали даже те, кто не сталкивался в повседневной жизни с религией и обрядами. «Он для меня как духовни́к», – так человек мог сказать о близком друге, которому рассказывал обо всём на свете.
А ударение всегда было именно таким: духовни́к. Оно не менялось веками. Духовни́к, духовника́; духовники́, духовнико́в. В Орфоэпическом словаре под редакцией Р. Аванесова есть даже примечание: неправильно говорить «духо́вник»! А Словарь ударений И. Резниченко рекомендует правило для запоминания: ориентируйтесь на слово «ученик». Ученик – духовни́к, ученика – духовника́, ученики – духовники́.
Интересно, что в Толковом словаре В. Даля для слова «духовни́к» есть, так сказать, женская пара: «духовни́ца». Только это вовсе не исповедница, как можно было бы подумать. Духовни́ца – это строение для разных церковных принадлежностей. Понятие это устаревшее.
Что до слова «духовни́к», то оно нисколько не устарело и присутствует во всех современных словарях.
Душа
«За душой у него нет ничего». Скажешь так – и всё ясно. Состоит этот известный оборот из привычных и всем знакомых слов. Значение тоже вроде бы ясно: «у него за душой нет ничего» значит или «он беден, у него нет денег», или «он пустой человек, духовное ничтожество».
Но не торопитесь считать это выражение обычным, призывает нас Н. Шанский в книге «Лингвистические детективы». Слово «душа» изначально имело совсем не тот смысл, который мы сейчас в него вкладываем и который выступает до сих пор в таких, например, фразеологизмах, как «предан душой и телом» (то есть полностью), «жить душа в душу» (то есть дружно), «от всей души» (то есть искренне) и т. д. Дело в том, что «душа» в исходном словосочетании «за душой нет ни копейки» обозначает вовсе не душу, известную нам, а ямочку, расположенную между ключицами на шее. «Душой» это углубление назвали потому, что, по народным представлениям, здесь как раз и помещается душа. Оборот возник потому, что раньше был обычай хранить деньги на груди, «за душой».
Заметим, что такое же несовременное значение имеет существительное «душа» еще в одном выражении: «у него душа нараспашку» – об искреннем, откровенном и чистосердечном человеке. В момент своего появления в речи это словосочетание означало человека с расстегнутым воротом рубахи, который не боится показать, что у него за пазухой.
А вот «отводить душу» – совсем другое выражение. Оно могло быть связано со знахарскими способами излечения больного. Внимание, а тем самым и болезнь отвлекали, «отводили» заговорами или ритуальными жестами. По этой же модели образовано выражение «отводить сердце» – находить для себя утешение, успокоение. Может быть, значение этого оборота складывалось под влиянием сочетаний «облегчить душу», «излить душу» – а они восходят к Библии.
https://www.flibusta.site/b/693143/read