Своевременно ли полили лилии ошибка

Нарушают благозвучие речи: повторы одинаковых слогов, слияние множества согласных, зияние (множество гласных).

1. Ты стоял в агонии, а я в вагоне.

Ты стоял в агонии, а я в поезде.

2. — Очень жаль! — жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее.

— Очень досадно! — жестоко ответил Жан. Он крепко стиснул ее.

3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье.

Нельзя не отметить  яркую черту южнорусских говоров — аканье.

4. Тут, знаете ли, или историческая достоверность, или очереди в кассу.

Знаете, тут или историческая достоверность, или очереди в кассу.

5. Вдруг взгрустнулось другу.

Друг внезапно загрустил.

6. Вот такие нам заданы задачи в части участия в конкурсе.

Вот такие нам даны задачи для участия в конкурсе.

7. Слыхали ль Вы, как за рекой поет свирель.

Вы слыхали, как за рекой поет свирель.

8. На борьбу с листожором вышли все во главе со стажером.

На борьбу с листожором вышли все во главе с практикантом.

9. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок.

Всякому из нас следует сурово взыскать с себя за порядок.

10. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях.

Мы узнавали, писалось ли публицистами об этих событиях.

11. Своевременно ли полили лилии?

Своевременно ли увлажняют грунт лилиям?

Упражнения по стилистике русского языка — Ирина Борисовна Голуб 2001

Фоника
Устранение недочетов в звуковой организации речи

Упражнение 217. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи мешает ее восприятию.

1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке… 2. В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. 3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 4. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. 5. Система «Старт» содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, — всего более тридцати наименований. 6. Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики. 7. Журавлев — прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. 8. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 9. Председатель студсовета выражал еще надежду, что одежду можно будет вешать хоть на… гвоздики. 10. Справки по отправке грузов можно получить по телефону.

Упражнение 218. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их.

1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями шумными и долгими аплодисментами.

Упражнение 219. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки.

1. Проблем предостаточно, и главная — сюрприз капризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены в ГАИ получают удостоверения водителя автомобиля-любителя. 3. После экспедиции, по традиции, состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации. 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Упражнение 220. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения.

1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация — это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии молодого поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю. 14. Своевременно ли полили лилии? 15. Молодой балет Алма-Аты заставил зрителей заговорить о себе. И, конечно же, ждать непринужденных и живых встреч с ним. 16. Мы довольны деятельностью детской комнаты. 17. Токует глухарь на окраинах топких моховых болот, затерянных в глухой лесной глухомани. 18. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Гомеля.

Упражнение 221. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.

1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно — тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

Упражнение 222. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов.

1. В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов.

2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.

2. Пограничники надежно охраняют границу.

3. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке.

3. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, — это художественная летопись Москвы.

4. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу по разработке этой важнейшей проблемы.

4. Сотрудники нашей лаборатории участвуют участвуют в решении этой важнейшей проблемы.

5. Сейчас диспетчер из Самары сообщает поездную обстановку, и из селекторного динамика доносится перестук проходящих поездов.

5. Диспетчер из Самары говорит о движении поездов, а в микрофон врывается перестук колес проходящих мимо составов.

6. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды.

6. Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.

7. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.

7. Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова.

8. С раннего утра сюда стало стекаться все население села.

8. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.

9. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.

9. По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее.

10. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений.

10. Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат.

11. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.

11. В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.

12. На беспримерном примере полета «Союза-9» основывались авторы в снимании фильма.

12. В основу фильма был положен беспримерный полет космического корабля «Союз-9».

Упражнение 223. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы.

1. «Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад — не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о «чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9. «Строится остров». 10. «Конъюнктура для контркультуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек — коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем Уже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт». 27. «Визит к «визирям».

Упражнение 224. Проанализируйте звуковую организацию речи в приведенных предложениях, отмечая недочеты фоники. Устраните их.

1. Строители предупреждены о персональной ответственности за устранение недостатков и за затяжку ремонта. 2. Нам было указано на наличие недостатков в работе. 3. На ферме горячие деньки, несмотря на природу, словно пытающуюся перелистать календарь вспять. 4. В совхозном саду во главе со стажером ребята проводят борьбу с листожором. 5. Свой день дети должны привыкать начинать с утренней гимнастики, проводимой дома, но пользу она принесет, если проводится систематически. 6. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 7. Крытый стадион открыт для всех. 8. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях. 9. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 10. Не видели ли вы Лидии? 11. Вспомним еще одну аналогию из мифологии: Геракл стал пионером гидросмыва, пустив воды реки в авгиевы конюшни.

Упражнение 225. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, назовите устраненные недочеты фоники и речевые ошибки. В случае несогласия предложите свой вариант правки.

1. Ядовитые растения — растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, вызывающие отравления человека и животных.

1. Ядовитые растения — растения, которые вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, способные вызвать отравления человека и животных.

2. Очень важно детям предлагать создавать изображения в различные периоды формирования знаний и представлений о профессиях.

2. Очень важно побуждать детей к рисованию во время формирования у них знаний о профессиях.

3. После последнего перевоплощения — на этот раз в самих себя — они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, существующих при многих пошивочных фабриках.

3. Последнее перевоплощение (на этот раз в самих себя), и они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, организованных при многих швейных фабриках.

4. Не менее впечатляющими оказались и изменения, происшедшие за прошедшее десятилетие в этой области.

4. Впечатляют те изменения, которые произошли в этой области за последнее десятилетие.

5. В отношении мануфактуристов крестьяне выступали как люди, продававшие свою рабочую силу, что являлось типичным явлением для того времени.

5. По отношению к владельцам мануфактур крестьяне выступали как люди, продающие свою рабочую силу, что было типично для того времени.

Упражнение 226. Укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Отредактируйте текст, устраняя замеченные ошибки и недочеты.

Секрет трюка

Их имена редко появляются в титрах, в лицо этих людей знают лишь работники киностудии — режиссеры, сценаристы, операторы. Но в те минуты, когда они «работают» на экране, каждый из нас следит за происходящими событиями с замирающим сердцем.

…Грузовик с прицепом, взвизгнув резиной колес, свернул с шоссе и понесся по проселку. Через мгновение из-за поворота появилось преследующее его такси-пикап. От тряски и ударов фургон прицепа развалился и с грохотом, рассыпая снопы искр, покатился за обочину. Грузовик резко затормозил, развернулся, поднял шлейф пыли и, взревев мотором, помчался навстречу такси. Удар, скрежет металла, звон разбитого стекла.

Я пришел в себя от увиденного только после громкой команды: «Снято!» Из автомашин вылезли каскадеры.

Интерес к профессии каскадера с каждым днем растет. Фильмы, в которых мужественные, смелые герои участвуют в невероятных приключениях, погонях, совершают головокружительные трюки, привлекают наше внимание. Каскадеров часто чуть ли не сказочными героями представляют, «не горящими в огне, не тонущими в воде». Кто же они на самом деле?

Если вы встретитесь с ними, то ничего особенного не заметите. Спортивные, подтянутые, приятные в общении люди. Таких немало. Но в сложной ситуации, когда от реакции, расчета, физической выносливости, хладнокровия зависит успех номера, вы понимаете, что это не обычные актеры.

Каскадеры — это те же актеры, но роли у них бывают сложны не только технически. Например, выпасть на ходу из машины, изображая мертвое тело, гораздо труднее, чем прыжок из едущего автомобиля. Иногда приходится дублировать известных актеров. Тут одного грима мало, чтобы зритель не узрел подмены, не заметил фальши. Необходимо передать манеру двигаться, пластику «звезды» экрана. Все это возможно лишь обладая актерскими способностями.

В середине лета мы любуемся цветущими лилиями, а когда они увядают, задаемся вопросом, как позаботиться о растениях, чтобы в следующем году цветение было еще обильнее, еще продолжительнее. 

Уход нужен лилиям не только во время цветения, но и после него
Уход нужен лилиям не только во время цветения, но и после него

Честно говоря, я сама ничего особенного с лилиями после цветения не делаю и думаю, никаких секретов этой статьей не открою. Но знаю, что у цветоводов, особенно начинающих, нередко возникают вопросы — на них-то и постараюсь ответить. 

Когда обрезать цветоносы у лилий?

Лилии — луковичные растения. А чтобы луковица росла и накапливала питательные вещества, необходима надземная часть растения, участвующая в фотосинтезе. Если ее удалить раньше времени, луковица, конечно, не погибнет, но окажется хуже подготовленной к зиме, да и сил на цветение в новом сезоне у нее окажется значительно меньше. 

Поэтому цветонос с листьями мы не убираем, но когда цветки лилии увядают, нам нужно срезать верхнюю часть стебля с формирующимися семенными коробочками. Если этого не сделать, растение станет расходовать силы на образование семян, а наша цель, как вы помните, — питание луковицы. 

Когда лилии отцвели, нужно срезать верхнюю часть стебля с семенными коробочками
Когда лилии отцвели, нужно срезать верхнюю часть стебля с семенными коробочками

Что случится, если такую обрезку не проводить? В общем-то, ничего страшного. Луковица не погибнет точно. Но скорее всего, получится мельче — а значит, в следующем году цвести будет хуже, чем могла бы, проведи мы эту нехитрую процедуру. И дочерние луковички — детки — формируются быстрее, если растению не давать альтернативного варианта размножения. 

Остальную часть стебля оставляем до осени — срежем, когда увидим, что листья вянут и желтеют. В принципе, отслужившие свое цветоносы лилий легко удаляются полностью, и осенью, проводя уборку в саду, их можно убрать (аккуратно выкрутить, не тянуть, чтобы случайно не выдернуть луковицу). А можно оставить «пеньки» высотой около 10 см, чтобы до весны не позабыть о своих посадках (думаю, многие согласятся: так тоже случается). 

Читайте также:

  • Обрезка увядающих соцветий: зачем и как

Когда можно делить и пересаживать лилии?

Строго говоря, пересаживать лилии можно в любое время, даже в цвету. Поэтому вопрос скорее не в том, когда можно это делать, а в том, когда это сделать лучше. Ответ простой: когда растения перейдут в состояние покоя — в эту пору пересадка не нарушит никаких важных процессов, а значит, не отразится на развитии лилий и их последующем цветении.

Состояние покоя, в зависимости от видовой и сортовой принадлежности лилий и особенностей местного климата, наступает во второй половине августа — начале сентября. Определить, что время пришло, очень легко: по увяданию надземной части растения.

Делить и пересаживать лилии лучше всего, когда луковицы находятся в состоянии покоя
Делить и пересаживать лилии лучше всего, когда луковицы находятся в состоянии покоя

Ежегодное выкапывание большинству лилий не требуется (исключение — теплолюбивые виды в условиях холодного климата), поэтому проводим мы эту процедуру исключительно «по показаниям»:

  • гнездо сильно разрослось (надо выкапывать и делить, иначе луковицы будут мельчать, в тесноте возрастет риск заболеваний);
  • у растений наблюдались признаки болезней (надо выкапывать, чтобы провести обработку, и пересаживать, чтобы остановить развитие заболевания);
  • лилия посажена неудачно (ошибки у всех случаются, и лучше своевременно их исправить);
  • мы хотим размножить приглянувшееся растение (иногда для этого не обязательно ждать, пока нарастут детки — можно выкопать луковицу и воспользоваться ее чешуйками);
  • лилия теплолюбива (например, восточные гибриды), а мы хотим гарантированно ее сохранить (иногда такие растения зимуют в грунте, но в нашем климате это всегда лотерея). 

Теплолюбивые восточные лилии могут вымерзать в бесснежные зимы
Теплолюбивые восточные лилии могут вымерзать в бесснежные зимы

Выкопанные лилии лучше не хранить, а сразу же высадить на новое место — так они успеют укорениться до морозов и в следующем сезоне будут хорошо цвести. Луковицы теплолюбивых видов хранят во влажном субстрате (торф, опилки, мох и т.п.) в прохладных условиях (чаще всего — в холодильнике). Обязательно сделайте отверстия в пакете для вентиляции и регулярно проверяйте посадочный материал: не подсох ли, нет ли плесени. 

Вам также могут быть интересны публикации:

  • 5 способов размножения лилий
  • Особенности весенней посадки лилий
  • Лилия: видео об особенностях летней посадки
  • Лилия: видео о правильной подготовке посадочной ямы и высаживании

Лето — самое подходящее время, чтобы присмотреть новые сорта лилий к следующему сезону. Загляните в наш каталог, где представлены товары крупных интернет-магазинов посадочного материала и семян, — там вы найдете широкий ассортимент лилий разнообразных видов и сортов. Выбрать лилии для своего сада


Лилия Трубчатая Африкан Квин (2 шт.)

345 руб

Агрофирма Поиск


Лилия Восточная горшечная Анжелика (2 шт.)

277 руб

Агрофирма Поиск


Лилия Видовая Фьюжн (1 шт.)

351 руб

Агрофирма Поиск


Лилия Восточная Мадлен (2 шт.)

259 руб

Агрофирма Поиск

Нужно ли поливать лилии после цветения?

Ответ на этот вопрос по большей части зависит от погоды. Ну и от почвы в какой-то мере. Если земля в цветниках высохла, конечно, нужно полить растения: стеблям и листьям необходима влага, чтобы они преждевременно не увяли. А как вы помните, от благополучия надземной части растения зависит и будущее луковицы, поэтому мучить лилии засухой не следует, даже если они уже отцвели. 

С другой стороны, в наших широтах август редко бывает засушливым: обильные ночные росы и регулярные дожди не дают почве пересохнуть. Поэтому чисто практически полив лилиям в эту пору обычно не требуется. 

Лилии отцвели — нужно ли поливать?
Лилии отцвели — нужно ли поливать? 

Если почва у вас в саду плотная, влагоемкая, с поливами тем более не стоит усердствовать: температура к концу лета снижается, и избыточная влажность легко спровоцирует гнили или болезни. Если же вы растите свой сад на песчаных и супесчаных почвах, которые пересыхают легко и быстро, умеренный полив (по погоде) может пойти растениям на пользу. 

Какие подкормки нужны лилиям после цветения?

Чтобы помочь луковице набрать силы, подготовиться к зимовке и заложить хорошую основу для цветения в новом сезоне, используйте калийные и фосфорные удобрения. Идеальное решение — специализированные комплексные составы для луковичных, сбалансированные сообразно потребностям растений. 

Правильный уход - залог отличного цветения лилий в новом сезоне
Правильный уход — залог отличного цветения лилий в новом сезоне

Не применяйте в это время удобрения с высоким содержанием азота — они стимулируют рост и тормозят созревание луковицы. Подкормки следует вносить не позднее августа — до того, как увянет надземная часть растения. Когда лилии переходят в состояние покоя, подкормки нецелесообразны: питательные вещества в это время уже практически не усваиваются. 

Как подготовить лилии к зиме?

Зимостойкие виды и сорта лилий не нуждаются в какой-то особой подготовке к зиме — они прекрасно переживают холода под снежным покровом. Дополнительно можно разве что замульчировать почву и разложить лапник или хворост для снегозадержания. 

Основные трудности обычно связаны не с зимними холодами, а с затяжной теплой осенью, провоцирующей преждевременное пробуждение луковиц. Предупредить эту проблему мы не в силах, а возможные способы ее решения вы найдете в обсуждении Как уберечь от гибели зимой проросшую луковицу лилии?

В теплую затяжную осень лилии могут прорасти
В теплую затяжную осень лилии могут прорасти

Впрочем, спешу вас успокоить: здоровой, сильной луковице такое преждевременное пробуждение обычно не наносит серьезного урона — разве что цветение следующим летом может оказаться несколько ослаблено.

Значительно более серьезная проблема — грызуны, способные в голодную и холодную зимнюю пору подчистую уничтожить посадки лилий. Методы защиты от них подскажут наши публикации:

  • Как защитить луковицы от полевок
  • Как защитить растения от мышей зимой
  • Как гарантированно избавиться от крыс и мышей на даче. Обзор препарата «Ратобор»
  • Эффективные средства от мышей на даче
  • Самые гуманные способы избавления от мышей и крыс

Если же речь идет о теплолюбивых лилиях, я бы не полагалась на укрытия и защиты. Да, часто такие растения в нашем климате могут зимовать. Зимуют год, два… Но однажды весной вы их, скорее всего, не обнаружите — и наверняка огорчитесь. Для нестабильно зимующих видов лучший способ подготовки к зиме — выкапывание и уборка на хранение. 

Вот, пожалуй, и все особенности ухода за лилиями после цветения. А как это делаете вы? Если вы тоже любите лилии, обязательно расскажите в комментариях о своем опыте ухода за ними!

Цветущие лилии — это королевы середины лета, но после того, как они отцвели, этим прекрасным растениям требуется особенный уход и забота. Если все сделать правильно, то следующим летом оно подарит садоводу еще больше прекрасных цветов.

Обрезание цветоносов у лилий — когда это делать

Лилии являются луковичными растения, то есть их луковица должна расти и накапливать питательные вещества. Для этого необходима надземная часть растения, которая участвует в фотосинтезе. Поэтому удалять ее раньше времени нельзя, поскольку в таком случае луковица хоть не погибнет, но будет куда хуже подготовленной к зиме, а это значит, что сил на цветение в новом сезоне у нее будет значительно меньше: цветы будут более мелкими и менее обильно покроют растение. 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что цветонос с листьями убирать не нужно, но когда цветки лилии увядают, обязательно следует срезать верхнюю часть стебля, на которой начинают формироваться семенные коробочки. Зачем это делать? Чтобы растение не расходовало силы на образование семян, а отдавало их все питанию луковицы.

Лилияуход-3.jpg

Что будет с растением без такой обрезки? Вообще-то, ничего непоправимого с ним не произойдет, то есть луковица не погибнет. Но скорее всего она измельчает, то есть цвести в следующем году будет хуже, чем могла бы, если бы эта нехитрая процедура была проведена. И дочерние луковички после удаления цветоноса сформируются быстрее, поскольку у растения не будет альтернативного варианта размножения. 

Остальная часть стебля должна остаться до осени — ее надо будет срезать, когда листья завянут и пожелтеют. В принципе, отслужившие свое цветоносы лилий без проблем можно удалить полностью, и осенью, когда проводится уборка в саду, их можно убрать (аккуратно выкрутить, не тянуть, чтобы случайно не выдернуть луковицу). А можно и оставить «пенечки» высотой около 10 сантиметров, чтобы до весны не позабыть о своих посадках (звучит смешно, но такое случается).

Деление и пересаживаний лилий: когда это делать?

Строго говоря, пересаживать эти цветы можно в любое время, даже когда они. Поэтому вопрос скорее не в том, когда именно это делать, а в том, когда это будет самым лучшим вариантом. Ответ очевиден: когда лилии перейдут в состояние покоя, поскольку в этот период пересадка не нарушает никаких важных процессов, то есть никак не повлияет на развитие лилий и их последующее цветение.

Состояние покоя, в зависимости от видовой и сортовой принадлежности лилий и особенностей местного климата, может наступить как во второй половине августа, так начале сентября. Определить, что оно наступило, очень легко: надземная часть растения в этот период увядает.

Лилияуход-4.jpg

Ежегодное выкапывание в большинстве случаев не имеет смысла, исключение составляю только теплолюбивые виды в условиях холодного климата, то есть процедура проводится только «по показаниям»:

  • когда растение чрезмерно разрослось (надо выкапывать и делить, в противном случае луковицы будут все мельче, в тесноте возрастет риск заболеваний);
  • у лилий были замечены признаки болезней (надо выкапывать, чтобы обработать луковицы, и пересаживать, чтобы заболевание не развивалось);
  • лилия посажена неудачно (ошибки бывают у всех, и лучше своевременно их исправить);
  • есть желание размножить приглянувшееся растение: для этого не обязательно ждать, пока нарастут детки, ведь можно выкопать луковицу и воспользоваться ее чешуйками);
  • лилия теплолюбива (например, восточные гибриды), а выкапывание гарантирует ее сохранность (иногда такие растения зимуют в грунте, но это в определенном смысле лотерея).

Некоторые хранят выкопанные лилии, но лучше сразу же высадить на новое место, чтобы они успели укорениться до морозов и в следующем сезоне будут хорошо цвести. Луковицы теплолюбивых видов хранят во влажном субстрате (торф, опилки, мох и подобном) в прохладных условиях (обычно для этого используется в холодильник). Обязательно нужно проделать отверстия в пакете для вентиляции и регулярно проверять посадочный материал, который может подсохнуть или, наоборот, заплесневеть.

Лилияуход-5.jpg

Поливать ли лилии после цветения?

Туту следует ориентироваться в основном на погоду и немного на почву. Если земля в цветнике подсохла, само собой, следует полить растения: стеблям и листьям необходима влага, чтобы они преждевременно не увяли, ведь от состояния надземной части растения зависит и будущее луковицы, так что испытывать лилии засухой не следует, даже если они уже отцвели. 

С другой стороны, август редко бывает засушливым: ночью обильно выпадает роса, днем регулярно идут дожди, что не дает почве пересохнуть. Поэтому с чисто практической точки зрения в поливе лилий в эту пору просто нет необходимости.

Если почва в саду отличается плотностью и влагоемкостью, с поливами тем более не усердствуют: температура к концу лета снижается, то есть избыточная влажность может даже спровоцировать гнили или болезни. Если же сад выращивается на песчаных и супесчаных почвах, которые пересыхают легко и быстро, то умеренный полив, ориентированный на погоду, может пойти растениям на пользу.

Лилияуход-6.jpg

Какие подкормки нужны лилиям после цветения?

Чтобы помочь луковице набрать силы, подготовиться к зимовке и заложить хорошую основу для цветения в новом сезоне, нужно использовать калийные и фосфорные удобрения. Идеальное решение — специализированные комплексные составы для луковичных, сбалансированные сообразно потребностям растений. 

Не стоит применять в это время удобрения с высоким содержанием азота — они стимулируют рост и тормозят созревание луковицы. Подкормки следует вносить не позднее августа — до того, как увянет надземная часть растения. Когда лилии переходят в состояние покоя, подкормки нецелесообразны: питательные вещества в это время уже практически не усваиваются.

Как подготовить лилии к зиме?

Зимостойкие виды и сорта лилий не нуждаются в какой-то особой подготовке к зиме, поскольку они прекрасно переживают холода под снежным покровом. Дополнительно можно разве что замульчировать почву и разложить лапник или хворост для снегозадержания. 

Основные трудности обычно связаны не с зимними холодами, а с затяжной теплой осенью, провоцирующей преждевременное пробуждение луковиц, хотя здоровой, сильной луковице такое преждевременное пробуждение обычно не наносит серьезного урона, хотя цветение следующим летом может оказаться несколько ослабленным.

Текст книги «Упражнения по стилистике русского языка»

Автор книги: Ирина Голуб

сообщить о нарушении

Текущая страница: 12 (всего у книги 20 страниц)

    Зеленый Шум, весенний шум!..

    Как молоком облитые,

    Стоят сады вишневые,

    Тихохонько шумят;

    Пригреты теплым солнышком,

    Шумят повеселелые

    Сосновые леса;

    А рядом новой зеленью

    Лепечут песню новую

    И липа бледнолистая,

    И белая березонька

    С зеленою косой!

    Шумит тростинка малая,

    Шумит высокий клен…

    Шумят они по-новому,

    По-новому, весеннему…

    Упражнение 201. И. Сельвинский так объясняет звуковую организацию одного стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Когда Лермонтову понадобилось изобразить полет ангела, он стремился удалить из своего стихотворения тяжкие звуки, в особенности «р», для придания стиху невесомости:

    По небу полуночи ангел летел

    И тихую песню он пел,

    И месяц, и звезды, и тучи толпой

    Внимали той песне святой.

    Но мысль требовала такого развития, которое никак не могло обойтись без этой буквы. В этом случае автор подбирал для звука «р» такие слова, смысл которых носил бы по крайней мере неземной или хотя бы возвышенный характер:

    Он пел о блаженстве безгрешных духов

    Под кущами райских садов,

    О боге великом он пел, и хвала

    Его непритворна была.

    Безгрешный, райский, непритворный – содержание этих понятий смягчает рокот этой громовой буквы и содействует невесомости ангельского полета».

    Что общего в звуковом строе этих лермонтовских строк и приведенных ниже отрывков?

    1. На темно-голубом эфире

    Златая плавала луна…

    Сквозь окны дом мой освещала

    И палевым своим лучом

    Златые стекла рисовала

    На лаковом полу моем.

    (Держ.)

    2. В час полуночных явлений

    Я не стану в виде тени

    То внезапу, то тишком

    С воплем в твой являться дом.

    (Бат.)

    3. В час полуночных видений

    В дыме облака, толпой,

    Прах оставя гробовой

    С поздним месяца восходом,

    Легким, светлым хороводом

    В цепь воздушную свились.

    (Жук.)

    4. Ты помнишь: в страшной тишине,

    В ту ночь, как стала я твоею,

    Меня любить ты клялся мне.

    (П.)

    Упражнение 202. Дайте стилистическое обоснование использованным поэтом созвучиям в отрывках.

    1. Он слышит, сокрушилась ель,

    Станица вранов встрепетала,

    Кремнистый холм дал

    страшну щель,

    Гора с богатствами упала;

    Грохочет эхо по горам,

    Как гром, гремящий по громам.

    (Держ.)

    2. Случалося, что, бурею разима,

    Дрожала твердая скала;

    А мертвых вод поверхность

    недвижима

    Была спокойнее стекла.

    (Жук.)

    3. Но ты поднялся, ты взыграл,

    Ты прошумел грозой и славой —

    И бурны тучи разогнал,

    И дуб низвергнул величавый.

    (П.)

    4. Буря на небе вечернем,

    Моря сердитого шум —

    Буря на небе и думы,

    Много мучительных дум.

    (Фет.)

    5. Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    (Тютч.)

    Упражнение 203. Проанализируйте звуковую организацию речи; укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.

    1. Буря воет в саду, буря ломится в дом (Н.). 2. Играючи расходится вдруг ветер верховой (Н.). 3. Волга! Волга!.. Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля (Н.). 4. Горе вам, горе, пропащие головы (Н.). 5. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 6. Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь! (Маяк.) 7. Прижались шлюпки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей (Маяк.). 8. Съестного в чикагских барах чего-чего не начудено! Чудно человеку в Чикаго! Чудно человеку! И чудно! (Маяк.) 9. Возлюбленный мой! Дай мне руки – я по-иному не привык, – хочу омыть их в час разлуки я желтой пеной головы. Ах, Толя, Толя, ты ли, ты ли, в который миг, в который раз… (Ес.) 10. Свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил – так я еще никогда не думал (Ес.). 11. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы -дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть (Бл.). 12. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах. Бегах, погонях, Нечаянности впопыхах, Локтях, ладонях (Паст.). 13. Когда я гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец. Сметаемые – как художника кистью. Картину кончающего наконец… (Цв.) 14. Легши на бок, напрягши плечо, – Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев. По веселой и светлой воде. И за мной, не оставив следа, Завивает воронки вода (Н. А.). 15. По-чешски чешет, по-польски плачет, Казачьим свистом по степи скачет И строем бьет из московских дверей От самой тайги до британских морей (Луг.).

    Упражнение 204. Дайте оценку звуковой организации речи в отрывке из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Назовите слова, усиленные звуковыми повторами, отметьте случаи звукописи. Определите, какова художественная роль фоники в данном отрывке.

    Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнию, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из-за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе. Или когда укачивает вас коляска, ныряющая между зелеными кустарниками, а степной перепел гремит, и душистая трава вместе с хлебными колосьями и полевыми цветами лезет в дверцы коляски, приятно ударяя вас по рукам и лицу.

    Упражнение 205. Дайте оценку звуковой организации речи в следующих отрывках. Укажите звуковые повторы, разграничивая анафору (повторение начальных звуков в словах) и эпифору (повторение конечных звуков). Постарайтесь дать эстетическое обоснование усилению звуковой выразительности слов, подчеркнутых средствами фоники.

    1. Для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и не намеренно… В нашей жизни до сих пор нет публичности, кроме официальной; везде мы сталкиваемся не с живыми людьми, а с официальными лицами, служащими по той или другой части: в присутственных местах – с чистописателями, на балах – с танцорами, в клубах – с картежниками, в театрах – с парикмахерскими пациентами и т.д. Всякий хоронит дальше свою душевную жизнь; всякий так и смотрит на вас, как будто говорит: «Ведь я сюда пришел, чтоб танцевать или чтоб прическу показать; ну и будь доволен тем, что я делаю свое дело, и не вздумай, пожалуйста, выпытывать от меня мои чувства и понятия». И действительно – никто никого не выпытывает, никто никем не интересуется, и все общество идет врозь… (Добр.) 2. Во всем ее [Елены] существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое… (Т.) 3. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т.).

    Упражнение 206. Дайте оценку звуковой организации отрывка из рассказа А.П. Чехова «Невеста». Когда писатель обращается к звукописи? Укажите звуковые повторы; объясните их эстетическое значение.

    Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. …И теперь Наде – она вышла в сад на минутку – видно было, как в зале накрывали на стол для закуски, как в своем пышном шелковом платье суетилась бабушка; отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении сквозь окно почему-то казалась очень молодой…

    В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть, за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать.

    Упражнение 207. Укажите, чем достигается звуковая выразительность речи

    1. Маленькие глазки [Плюшкина] еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли кот или шалун-мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух (Г.). 2. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т.).

    Упражнение 208. Укажите звукоподражательные и звукообразные слова, определите стилистическую роль их фонетического окружения.

    1. Из мертвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала (П.). 2. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь (П.). 3. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал (П.). 4. Как будто грома грохотанье – тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой… (П.) 5. Я знаю, чем утешенный по звонкой мостовой вчера скакал как бешеный татарин молодой (Л.). 6. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали (П.).

    7. По холмам, по лесам, над долиной

    Птицы севера вьются, кричат,

    Разом слышны – напев соловьиный

    И нестройные писки галчат,

    Грохот тройки, скрипенье подводы,

    Крик лягушки, жужжание ос,

    Треск кобылок, – в просторе свободы

    Все в гармонию жизни слилось

    (Н.).

    8. Осенний лес заволосател,

    В нем тень, и сон, и тишина.

    Ни белка, ни сова, ни дятел

    Его не будят ото сна.

    (Паст.)

    9. Словно тройка коней оголтелая

    Прокатилась во всю страну.

    Напылили кругом, накопытили

    И пропали под дьявольский свист

    (Ес.).

    10. Изба-старуха челюстью порога жует шершавый мякиш тишины (Ес.). 11. На улице дождь. Подо мной бесшумный, блестящий плывущих машин поединок. «На улице дождь…» – вот слова этой песни ночной. Играет гармоника песню дрожащих дождинок (Луг.). 12. Будет буря, будет бой, битва забушует (Луг.). 13. Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться (Возн.). 14. О чем поскрипывает шхуна? Не может быть, чтоб ни о чем, когда, дыша машиной шумно, несется в сумраке ночном (Евт.).

    Упражнение 209. Исследуйте фонетическую организацию речи; укажите ономатопеи; отметьте те места в тексте, где звуки выполняют изобразительную функцию.

    Прежде чем лечь спать, я каждый вечер делаю маленькую прогулку по двору. Вчера я остановился и начал прислушиваться. Вот различные звуки, услышанные мною:

    Шум крови в ушах и дыхания.

    Шорох – неумолкаемый лепет – листьев.

    Треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе.

    Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, похожий на звуки поцелуя.

    От времени до времени падала капля с легким серебристым звуком.

    Ломалась какая-то ветка, кто сломал ее?

    Вот глухой звук… что это? шаги по дороге? или шепот человеческого голоса?

    И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздается над вашим ухом.

    (И.С. Тургенев.)

    Упражнение 210. Проанализируйте звуковую организацию речи; укажите, какие приемы усиления звуковой выразительности речи использует писатель; какие звучания играют изобразительную роль; отметьте случаи звукоподражания.

    Тетке приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.

    В комнате было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом немного погодя в своем сарайчике хрюкнула свинья, и опять все смолкло. Когда думаешь о еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. ‹…› Вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и проворчала: «Ррррр…» ‹…› … И вдруг опять раздался пронзительный крик. «К-ге! К-ге-ге!» – крикнул Иван Иваныч. Тетка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья.

    Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнатку вошел хозяин в халате и со свечой. Мелькающий свет запрыгал по грязным обоям и по потолку и прогнал потемки.

    (А. П. Чехов.)

    Упражнение 211. Исследуйте фонику отрывков; определите виды звуковых повторов и покажите их стилистическую функцию в речи.

    I. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезнувшего дня, – с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, и не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев (Т.).

    II. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (Ч.).

    Упражнение 212. Рассмотрите звуковую организацию речи; обратите внимание на художественное значение фоники в прозе.

    Направо от огорода, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек ‹…›… Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.

    Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», и тотчас же отвечала сама себе:

    «Видел! видел! видел!» ‹…›

    Наступило молчание… Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее… Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, Дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба… ‹…›

    В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, – это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод.

    (А.П. Чехов.)

    Упражнение 213. Охарактеризуйте фонику стихотворения; покажите звуковую близость слов, тематически связанных с образами утеса и тучки.

    Ночевала тучка золотая

    На груди утеса-великана:

    Утром в путь она умчалась рано,

    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине

    Старого утеса. Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

    И тихонько плачет он в пустыне

    (М.Ю. Лермонтов.)

    Упражнение 214. Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи.

    1. Только ночью видишь ты вселенную.

    Тишина и темнота нужна,

    Чтоб на эту встречу сокровенную,

    Не закрыв лица, пришла она.

    2. Замерзший бор шумит среди лазури,

    Метет ветвями синеву небес.

    И кажется, – не буря будит лес,

    А буйный лес, качаясь, будит бурю.

    3. Без музыки не может жить Парнас.

    Но музыка в твоем стихотворенье

    Так вылезла наружу, напоказ,

    Как сахар прошлогоднего варенья

    (Из произведений С.Я. Маршака.)

    Упражнение 215. Укажите звуковые повторы; рассмотрите грамматические связи слов, сходных в звучании; определите стилистическую функцию звукописи; проиллюстрируйте примерами из поэтической речи звуковое сближение грамматически зависимых членов предложения.

    1. Волшебник страшный Черномор, ревнивый трепетный хранитель замков, безжалостных дверей, он только немощный мучитель прелестной пленницы своей. 2. Руслан на мягкий мох ложится. 3. Очнулась, пламенным волненьем и смутным ужасом полна. 4. Дробясь о мраморны преграды, жемчужной, огненной дугой валятся, плещут водопады. И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 5. Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальный, как звук ночной в лесу глухом. 6. И, озарен луною бледной, простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущем коне. 7. Разумный муж уехал вскоре в свою деревню… 8. Он был простой и добрый барин. 9. Почтил он прах патриархальный. 10. Владимир тут же начертал ему нагробный мадригал. 11. Запутанный в сетях судьбы суровой…

    (Из произведений А.С. Пушкина.)

    Упражнение 216. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски.

    I. 1. Любви печальную тревогу

    Я слишком, может быть, узнал.

    1. Любви безумную тревогу

    Я безотрадно испытал.

    2. Услышишь суд глупца

    И черни смех холодный…

    2. Услышишь суд глупца

    И смех толпы холодной…

    3. Твори, питая жар глубоких,

    чистых дум.

    3. Усовершенствуя плоды

    любимых дум (П.).

    II. 1. Убит!.. К чему теперь рыданья,

    Похвал и слез ненужный хор…

    Не вы ль сперва так долго гнали

    Его свободный, чудный дар…

    Отравлены его последние

    мгновенья

    Коварным шепотом

    (презрительных)

    бесчувственных невежд…

    1. Убит!.. К чему теперь рыданья,

    Пустых похвал ненужный хор…

    Не вы ль сперва так злобно гнали

    Его свободный, смелый дар…

    Отравлены его последние мгновенья

    Коварным шепотом

    насмешливых невежд…

    2. Ей снится прекрасная пальма

    В далекой восточной земле,

    Растущая тихо и грустно

    На жаркой песчаной скале.

    2. И снится ей все, что в пустыне далекой —

    В том крае, где солнца восход,

    Одна и грустна на утесе горючем

    Прекрасная пальма растет.

    3. Слова надежды повторяя,

    Чужда тоски душа твоя.

    3. Слова разлуки повторяя,

    Полна надежд душа твоя (Л.).

    III. 1. Начал на лодке кататься с Ульяшей да восхищаться природою нашей.

    1. …да над природой подтрунивать нашей.

    2. Я почему-то вспомнил вдруг о яблоне красивой в моем саду: там жил паук, паук трудолюбивый.

    Я отвечал ему не вдруг, я вспомнил клен красивый…

    Я отвечал ему не вдруг, припомнил я рябину…

    2. Встречаясь с ним, я вспоминал невольно дуб красивый в моем саду: там сети ткал паук трудолюбивый.

    3. Княгиня просит, чтоб живей перепрягали лошадей.

    3. Выходит путница: «Скорей перепрягайте лошадей!»

    4. Приехал сам митрополит… Прощенье царское сулит.

    4. Явился сам митрополит… «Покайтесь, братия!» – гласит.

    5. Между тем расплатились бы с прачкой.

    Право, лучше б разделаться с прачкой.

    5. Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой (Н.).

    IV. 1. Пальцы огромной руки идут на Питер.

    1. Пальцы корявой руки прут на Питер.

    2. И красные мчались на юг эскадроны.

    2. И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).

4.3. Устранение недочетов в звуковой организации речи

    Упражнение 217. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи мешает ее восприятию.

    1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке… 2. В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. 3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 4. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. 5. Система «Старт» содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, – всего более тридцати наименований. 6. Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики. 7. Журавлев – прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. 8. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 9. Председатель студсовета выражал еще надежду, что одежду можно будет вешать хоть на… гвоздики. 10. Справки по отправке грузов можно получить по телефону.

    Упражнение 218. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их.

    1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями шумными и долгими аплодисментами.

    Упражнение 219. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки.

    1. Проблем предостаточно, и главная – сюрприз капризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены в ГАИ получают удостоверения водителя автомобиля-любителя. 3. После экспедиции, по традиции, состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации. 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

    Упражнение 220. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения.

    1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация – это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии молодого поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю. 14. Своевременно ли полили лилии? 15. Молодой балет Алма-Аты заставил зрителей заговорить о себе. И, конечно же, ждать непринужденных и живых встреч с ним. 16. Мы довольны деятельностью детской комнаты. 17. Токует глухарь на окраинах топких моховых болот, затерянных в глухой лесной глухомани. 18. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Гомеля.

    Упражнение 221. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.

    1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно – тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

    Упражнение 222. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

    1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов.

    1. В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов.

    2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.

    2. Пограничники надежно охраняют границу.

    3. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке.

    3. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, – это художественная летопись Москвы.

    4. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу по разработке этой важнейшей проблемы.

    4. Сотрудники нашей лаборатории участвуют участвуют в решении этой важнейшей проблемы.

    5. Сейчас диспетчер из Самары сообщает поездную обстановку, и из селекторного динамика доносится перестук проходящих поездов.

    5. Диспетчер из Самары говорит о движении поездов, а в микрофон врывается перестук колес проходящих мимо составов.

    6. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды.

    6. Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.

    7. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.

    7. Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова.

    8. С раннего утра сюда стало стекаться все население села.

    8. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.

    9. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.

    9. По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее.

    10. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений.

    10. Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат.

    11. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.

    11. В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.

    12. На беспримерном примере полета «Союза-9» основывались авторы в снимании фильма.

    12. В основу фильма был положен беспримерный полет космического корабля «Союз-9».

    Упражнение 223. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы.

    1. «Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад – не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о «чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9. «Строится остров». 10. «Конъюнктура для контркультуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек – коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем Уже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт». 27. «Визит к «визирям».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свое личное мнение ошибка
  • Сводная информация об ошибке service temporarily unavailable
  • Свод смарт ошибка сертификата
  • Свод пбс ошибка при установке
  • Свободный человек не делает ошибок