Сыграть роль ошибка

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • 10 причин, по которым заказчик не примет ваш текст
  • Если вы заказываете тексты на бирже, то вы точно знаете, что такое работа с копирайтерами. Это не всегда просто: с вами спорят, вас не понимают…

  • Как писать статьи для сайтов разных тематик
  • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

  • Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
  • Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

  • Частые ошибки пунктуации
  • Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Нарушение лексической сочетаемости слов — очень распространенная ошибка. Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно.

Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». «Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение».

Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится. Однако в языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте запомним:

Предпринять меры— предпринять шаги, принять меры
Играть значение— играть роль, иметь значение
Не имеет роли— не играет роли, не имеет значения
Дать поддержку— оказать поддержку
Поднять тост— произнести тост, поднять бокал за…
Одержать первенство— одержать победу, завоевать первенство
Быть в поле внимания— быть в поле зрения, быть в центре внимания
Стремительно ползет вверх/вниз— стремительно поднимается/опускается
Оплатить штраф— заплатить, выплатить штраф
Дешевые цены— низкие цены
Повысить выпуск продукции— увеличить выпуск продукции
Улучшить уровень (например, благосостояния)— повысить уровень (благосостояния)
Рост экономики— рост экономических показателей
Приобрести уважение— заслужить уважение
Оказать заботу— проявить заботу

Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.

Если автор не
стремится к достижению определенной
стилистической цели, нарушение лексической
сочетаемости становится речевой ошибкой.
В этом отражается характерная особенность
диалектической природы языка: в одном
случае явление, представляющее собой
отклонение от языковой нормы, оказывается
действенным средством создания речевой
экспрессии, в другом — свидетельством
небрежности, невнимательного отношения
автора к слову. Непроизвольное нарушение
лексической сочетаемости — весьма
распространенная речевая ошибка.

«Хотя
в этих соревнованиях наши любимые
фигуристы одержали поражение, зрители
приветствуют их стоя
»,
— говорит спортивный комментатор (но:
одерживают победу, терпят поражение).
«Может, и к
тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не
смыкая взгляда синего
»,
— пишет поэт (но: можно сомкнуть глаза,
а не взгляд). В очерке журналист замечает:
«Котловина
производила уютное впечатление
»
(можно производить приятное впечатление,
а не уютное). Некоторые слова часто
употребляются в речи в неправильных
сочетаниях (встреча
созвана, беседа прочитана, усилить
внимание, уделить значение, повысить
кругозор
и
др.).

Нарушение
лексической сочетаемости может быть
вызвано контаминацией
внешне похожих словосочетаний. Например,
говорят: удовлетворять
современным потребностям
,
смешивая сочетания удовлетворять
требования

и отвечать
потребностям
;
с него взыскали
материальный ущерб в пользу потерпевших

(материальный ущерб может быть возмещен,
взысканы могут быть деньги); Улучшили
художественный уровень экспозиций
народные музеи
(уровень
может возрасти, повыситься; улучшить
можно качество) Еще примеры контаминации
словосочетаний: предпринять
меры
(принять
меры — предпринять шаги); заслужил
известность

(приобрел известность — заслужил
уважение); неослабная помощь (постоянная
помощь -неослабное внимание); не
играет значения

(не играет роли — не имеет значения).

Смешением
разных устойчивых словосочетаний
объясняется и появление печально
известного выражения играть
значение
.
На самом деле в русском языке существуют
выражения иметь
значение
и
играть роль.
Несмотря на смысловую близость, эти
выражения отнюдь не тождественны:

1) первое употребляется
тогда, когда нужно подчеркнуть важность,
значимость (или, наоборот, отсутствие
значимости) чего-либо;

2)
второе мы используем, говоря о функции
чего-либо. Сравним: Ирригация
имеет большое значение для развития
земледелия в засушливых районах

(т. е. важна); Это
обстоятельство в нашей ситуации не
имеет никакого значения

(т. е. не важно). С другой стороны:
Какая-нибудь
мелочь, которая даже не содержит в себе
ничего оскорбительного, может сыграть
роль пускового механизма в развитии
конфликта

(т. е. выполнить функцию пускового
механизма).

Таким образом, смешение этих выражений
недопустимо уже по той причине, что они
не могут полноценно заменять друг друга.
Кроме того, за выражением играть роль
легко угадывается стертое сравнение с
ролью на сцене, которую и в самом деле
играют. Но играть значение — вещь
абсолютно немыслимая.

Следует
избегать смешивания и других близких
по смыслу, но не тождественных выражений.
Например, не должны смешиваться сочетания
играть роль
и выполнять
функцию

(т.е. недопустимы варианты выполнять
роль, играть функцию). Причины те же:
несмотря на свою устойчивость, эти
выражения сохраняют связь с теми сферами,
в которых они возникли; как актер на
сцене играет, но ни в коем случае не
«выполняет» роль, так и функция — в
самых различных областях — может
выполняться, но ни в коем случае не
«играться» кем-либо или чем-либо.

При
употреблении слов, которые имеют
предельно ограниченные возможности
лексических связей, нарушение лексической
сочетаемости часто становится причиной
комического звучания речи. Например:
Серьезные
проблемы обрушивались на молодых
предпринимателей врасплох; Руководители
обратили серьезное внимание на достигнутые
недостатки; Они работали как самые
отъявленные специалисты; К нам пришли
люди, удрученные опытом
.
Комизм в таких случаях возникает потому,
что слова, имеющие ограниченную
лексическую сочетаемость, подсказывают
варианты словосочетаний с нередко прямо
противоположным значением (ср.: достигнутые
успехи, отъявленные мошенники, удрученные
горем).

Рассмотрим примеры
стилистической правки предложений, в
которых нарушена лексическая сочетаемость:

1.
Эти функции поручаются отделам рекламы

1.
Эти функции возлагаются на отделы
рекламы

2.
В музее выставлены реликвии,
преподнесённые делегациями

2.
В музее выставлены подарки, преподнесённые
делегациями

3.
Главная сила Сибири – в её обильной
минерально – сырьевой базе

3.
Сила Сибири – в её богатейшей минерально-
сырьевой базе

Как видим,
стилистическая правка в основном
сводится к замене слов, употребление
которых привело к нарушению лексической
сочетаемости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

«Это не играет значения»: 15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый д

Навеяно вот этой темой Внезапные факты, которые перевернут твое сознание в которой народ начал проверять свои знания и упражняться в их совершенствовании ( ваш покорный слуга не исключение и то же там отметился!)
Предлагаю «углУбить» свои знания в плане употребления родного языка!

Нарушение лексической сочетаемости слов — очень распространенная ошибка. Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно.

Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». «Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение».

Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится. Однако в языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте запомним:

Предпринять меры — предпринять шаги, принять меры
Играть значение — играть роль, иметь значение
Не имеет роли — не играет роли, не имеет значения
Дать поддержку — оказать поддержку
Поднять тост — произнести тост, поднять бокал за.
Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания
Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается
Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф
Дешевые цены — низкие цены
Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)
Рост экономики — рост экономических показателей
Приобрести уважение — заслужить уважение
Оказать заботу — проявить заботу

P.S. На 100% правильности утверждаемого в указанном выше источнике не настаиваю — читайте, критикуйте, поправляйте.

Материал к заданию 20 ЕГЭ русский язык

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание №20)

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).

4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2 . Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

В речи встречаются различные виды многословия .

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю четвёртую декаду апреля было холодно

Всю последнюю декаду апреля было холодно

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

3. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности

4. Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова)

В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится.

5. Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили .

Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали .

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность)

В своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В читальный зал в одежде не входить.

В читальный зал в верхней одежде не входить.

8. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

В рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче .

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче.

9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10. Смешение лексики разных исторических эпох

Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке.

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Единый миг, один момент.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено . 6. . почтили присутствием . 7. Ведущую роль . играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве . 11. Большую роль. сыграли .

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась . 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется . 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

источники:

http://hodor.lol/post/102919/

http://infourok.ru/material-k-zadaniyu-ege-russkiy-yazik-3193274.html

Он завсегда вежлив — он всегда вежлив.
Иметь роль — играть роль.
Гостиница для командировочных — ?
Играть значение — иметь значение.
Так ведёт себя только невежда — он ведёт себя как невежда.

ВитаЛина's user avatar

ВитаЛина

11 золотой знак1 серебряный знак7 бронзовых знаков

задан 12 фев 2015 в 11:55

кристи's user avatar

1

  1. Завсегда (просторечие) обычно относят к действиям, ожиданию каких-то действий, готовности их совершать (он завсегда с тобой выпьет), т.е. в речи связывают с глаголом — здесь не тот случай.
  2. «Иметь роль» (быть занятым в роли) можно актёру в спектакле, но это выражение не применяется в переносном смысле (играть роль = «иметь значение», «влиять на что-л.»).
  3. Формально правильно «командированный». Командировочный — неформальное наименование, вполне уместное в ряде ситуаций (она познакомилась с командировочным), но не в документах, где указано назначение гостиницы.
  4. См. (2) «играть значение» — результат ошибочного переноса глагола из выражения «играть роль».
  5. Возможно, здесь проявилось недопонимание различия слов «невежда» (несведущий человек) и «невежа» (грубиян, человек, всегда ведущий себя невежливо). Первое выражение выглядит логичным только со словом «невежа», второе — с обоими словами (ведёт себя как невежда = судя по его действиям, не знает элементарных вещей).

ответ дан 12 фев 2015 в 12:27

Alex_ander's user avatar

Alex_anderAlex_ander

43.5k2 золотых знака13 серебряных знаков27 бронзовых знаков

2

Он завсегда вежлив — он всегда вежлив. — завсегда — просторе., малограмотное.
Иметь роль — играть роль. — На сцене роль актёр играет. В пьесе есть (имеется) роль для пожилого актёра. Актёр: У меня есть заветная роль, которую я мечтаю сыграть.
Гостиница для командировочных — для командированных. Командированный — человек на задании. Командировочные — то, что связано с заданием: документы, деньги, билеты…
Играть значение — иметь значение. — Значение может быть или не быть. Оно не актёр, потому и не играет. Играют роль, т.е. представляют собой кого-то или нечто другое.
Для меня деньги не имеют значения, имеет значение их количество.
Так ведёт себя только невежда — он ведёт себя как невежда. — Если о неприемлемом поведении, то невежа, от не вежливый. — Если об отсутствии знания, то невежда, от не ведать. Оба предлож. верны.

ответ дан 12 фев 2015 в 18:38

Alex Dihes's user avatar

Alex DihesAlex Dihes

3571 серебряный знак3 бронзовых знака

Гостиница для командировок.

Командиро́вочные мн. разг. Денежные средства, предназначенные на расходы по командировке
Так ведёт себя только невежда-он ведёт себя как невежда — можно сказать и так, и так. Оба варианта корректны.

ответ дан 12 фев 2015 в 12:19

Серж's user avatar

СержСерж

28.1k3 золотых знака24 серебряных знака59 бронзовых знаков

Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «примерить определённую роль», «поучаствовать в игре» и «исполнить музыкальное творение». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «сыграть», «сиграть» или «съиграть»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:

СЫГРАТЬ

Почему мы напишем букву «ы» в слове?

Стоит отметить, что буква «с» является приставкой в данном слове.

А теперь давайте обратимся к правилу русского языка!

После приставок, заканчивающихся на согласную, букву «и» заменяет «ы».

Почему мы не будем писать твёрдый знак?

Что касается твёрдого знака, то он пишется после приставок, заканчивающихся на согласную букву, перед «е, ё, ю, я».

Синонимы к слову:

  • Выступить
  • Поиграть
  • Исполнить

Примеры предложений с данным словом:

  • В пьесе смогут сыграть все желающие, поэтому смело подавайте заявки.
  • Долгожданный матч сыграть не удастся из-за испортившейся погоды.
  • Сыграть классическое музыкальное произведение не так просто, как кажется изначально.

Как пишется слово «сыграть»? Как правильно написать слово сыграть или съиграть? И почему?

Слово сыграть образовано от родственного глагола «играть», в котором корень начинается с буквы и, как и в родственных словах:

игра, игрушка, игрун, заиграть, проиграть, переиграть, выиграть.

А в слове «сыграть», даже при произношении, отчетливо слышится гласный ы. Почему же такое явление происходит?

Чтобы разобраться в этом,выясним состав данного слова:

с-ыгр-а-ть — приставка/корень/суффикс/окончание.

Так вот в чем дело!

Рассматриваемый глагола имеет приставку, которая представляет собой согласный. На этот счет имеется орфографическое правило:

после русских приставок, заканчивающихся на согласный, в корне слов происходит чередование букв и на ы, например:

история, но пре-дыстория:

искать , но вз-ыскать,

искусный, но без-ыскусный.

Следовательно, в слове «сыграть» напишем букву ы в корне.

Запомним написание слов-исключений:

взимать, взимание.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

владс­андро­вич
[698K]

5 лет назад

В данном варианте двух возможных слов, а именно : сыграть» или «съиграть, конечно правильным вариантом, является сыграть.

В данном случае на лицу и в работе, просматривается тот принцип, который в русском языке является императивным правилом, которое гласит о том, что при необходимости в словообразовании тех слов, русского языка, где изначально в корневой морфеме была буква -И- и нужно поставить приставку, то эта самая гласная -И-, меняется на -Ы-, и к ней добавляется эта самая приставка. Такая замена происходит для благозвучности и определенно является нормой и никакого твердого знака, в данном случае не требуется.

Alexg­roovy
[14.3K]

5 лет назад

У многих людей ответ на вопрос «как правильно пишется слово сыграть» вызывает серьезные затруднения. В данной ситуации следует вспомнить правило русского языка. Оно гласит: после приставок, которые оканчиваются на согласную, буква «и» меняется на «ы». Наш случай подходит под это правило. Единственным верным вариантом будет СЫГРАТЬ.

Соответственно, слова, образованные от сыграть, подчиняются этому правилу.

Например, правильно писать сыграли, а не сиграли и уж тем более не съиграли.

Galin­a7v7
[117K]

6 лет назад

Правильно пишется «СЫГРАТЬ» , и это слово нужно просто запомнить написание , потому , что настолько часто приходится видеть как неправильно пишут это слово.Останавливает то ,что происходит это слово от слова «играть» ,но по слуху звучит не сиграть ,а грубо ,именно «сы»-грать.Так уж распорядилась история изменения и применения грамматики для такого рода слов с приставкой «с».

Так что правильно — СЫГРАТЬ.

MaxFe­r
[76.4K]

5 лет назад

Правильный вариант: сыграть.

При этом существует множество других глаголов с приставками, после которых пишется «ы». У этих приставок последняя буква согласная твердая, например, «под-«. А корень слова обычно начинается на «-и-«. Вот и получается сочетание твердого согласного звука с мягким согласным. Как видим, твердость приставки одержала победу и сформировала в итоге звук «-ы-«.

Shell­est51­5
[17.8K]

5 лет назад

Правильным написанием этого глагола будет вариант с гласной буквой «ы» — сыграть. Произносится также твердо с «ы». Никогда не возникало у меня желания написать сиграть или съиграть, даже выглядят эти варианты как-то некрасиво и неестественно.

88Sky­Walke­r88
[369K]

5 лет назад

Правильный вариант написания будет такой: «сыграть».

Есть такое правило: слово, которое начинается на «и» при прибавлении приставки, которая заканчивается на согласную, меняет «и» на «ы».

Еще слова: «обыграть», «предыстория».

Ксюше­нька
[455K]

5 лет назад

Сыграть — верно,

съиграть — неверно.

Есть правило, согласно ему мы именно так пишим сей глагол: после приставок, кои заканчив-ся на согласную надо писать «ы», как и в слове разыграть ( друзей) или подыграть ( сестре) .

Роза Мира
[35.2K]

5 лет назад

Пишите сыграть, не ошибетесь. Когда корень слова начинается на и, а приставка оканчивается на согласный, и заменяется на ы. Поэтому твердый знак здесь не нужен, никакого разделения тут нет, как слышится, так и пишется.

Искат­ель прикл­ючени­й
[100K]

5 лет назад

Добрый день. Чтобы понять какой правильный вариант: сыграть или съиграть, нужно обратится к правилам русского языка. Начнем с того, что это глагол совершенного вида. Слово можно разобрать по составу: с*-гр-а-ть (приставка-корень-суффикс-окончание).

Так как наша неизвестная буква идет после приставки, то обратимся к правилу:

Поэтому правильный вариант: сыграть.

Знаете ответ?

  • Умение грамотно сыграть на чувствах другого человека дано не каждому.

Чтобы узнать, как правильно пишется слово «съиграть» или «сыграть», необходимо обратиться к правилу написания гласных после приставок.

Как правильно пишется

Правильно писать с буквой «ы» – «сыграть».

Какое правило применяется

Если приставка оканчивается на согласный звук, то первая гласная «и» трансформируется в «ы». Если последней буквой в приставке является гласная, то буква «и» сохраняется. В случае со словом «сыграть» приставкой является согласная «с», значит буква «и» заменяется на «ы». Слово пишется так же, как и произносится:

  • играть – сыграть

Этому правилу не подчиняются гласные после меж-/супер-/дез- и других заимствованных приставок.

Примеры предложений

  • Сыграть без проигрышей девять матчей подряд – великий талант.
  • Хочется сыграть – будь готов и проиграть.

Проверь себя: «Плещет» или «плещит» как пишется?

Как неправильно писать

Недопустимо писать «съиграть», «сиграть», «сыиграть» и т.д.

( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )

  1. Буквы
  2. Слова на букву С
  3. сыграть роль

Проверка текста на ошибки

Правильное написание слова сыграть роль:

сыграть роль

Крутая NFT игра. Играй и зарабатывай!

Правильный транслит слова: sigrat rol

Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: csuhfnm hjkm

Тест на правописание

Синонимы слова Сыграть роль

  • Надеть на себя маску
  • Разыграть
  • Изобразить из себя
  • Надеть личину
  • Разыграть из себя
  • Надеть на себя личину

Популярные запросы

  • насторону как пишется
  • как пишеться крайняя
  • как прав.похрустеть синонимы
  • кварталкакпишется
  • как правильно пишется нарасхват

Слово «сыг­рать» пишет­ся с бук­вой «ы» после рус­ской при­став­ки с- соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии и в соот­вет­ствии с про­из­но­ше­ни­ем это­го глагола.

Выясним, как пишет­ся «сыг­рать» или «сиграть», с бук­вой «и» или «ы», а может «съи­грать», если опре­де­лим мор­фем­ный состав сло­ва и при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло рус­ско­го языка.

«Сыграть» или «сиграть», как пишется?

Исследуемое сло­во обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла с помо­щью приставки:

Словообразование

играть→ сыграть

С при­со­еди­не­ни­ем при­став­ки в корне про­из­вод­но­го гла­го­ла про­изо­шло чере­до­ва­ние глас­ных и//ы. Слово пишет­ся в точ­ном соот­вет­ствии с его произношением.

Выясним, поче­му в этом сло­ве пра­виль­но пишет­ся бук­ва «ы», а не «и», как в одно­ко­рен­ных словах:

  • игра
  • игрок
  • играль­ный
  • игру­нья

Чтобы понять это, сле­ду­ет вна­ча­ле опре­де­лить мор­фем­ный состав слова:

Морфемный состав

сыграть — приставка/корень/суффикс/окончание

Все дело в при­сут­ствии  при­став­ки в соста­ве это­го сло­ва. В напи­са­нии это­го гла­го­ла при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Правило

После рус­ских при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на соглас­ный, кро­ме меж- и сверх-, в корне слов вме­сто началь­но­го «и» пишет­ся бук­ва «ы».

Посмотрим, как в соот­вет­ствии с этим пра­ви­лом меня­ет­ся напи­са­ние одно­ко­рен­ных гла­го­лов, обра­зо­ван­ных с помо­щью приставок:

  • играть → разыграть;
  • играть → отыграть;
  •  играть → обыграть.

Отметим, что все эти сло­ва пишут­ся с глас­ной «ы» в точ­но­сти с их произношением.

«Сыграть» или «съиграть», как правильно?

Если воз­ни­ка­ет сомне­ние, как пишет­ся «сыг­рать» или «съи­грать», нуж­но ли напи­сать твер­дый знак после при­став­ки с- перед кор­нем, начи­на­ю­щим­ся с глас­ной, то вспом­ним пра­ви­ло напи­са­ния твер­до­го раз­де­ли­тель­но­го зна­ка. А для нагляд­но­сти про­сле­дим, перед каки­ми глас­ны­ми бук­ва­ми кор­ня пишет­ся раз­де­ли­тель­ный твёр­дый знак в словах:

  • съестной
  • съёжить­ся
  • съябед­ни­чать
  • предъюбилей­ный

Как видим, после при­став­ки, окан­чи­ва­ю­щей­ся соглас­ным, корень сло­ва дол­жен начи­нать­ся с бук­вы «е», «ё», «ю» или «я». Нет ника­ких осно­ва­ний для напи­са­ния твер­до­го зна­ка в этом слове.

Чтобы усво­ить пра­виль­ное напи­са­ние иссле­ду­е­мо­го сло­ва с бук­вой «ы» в корне и без твер­до­го раз­де­ли­тель­но­го зна­ка после при­став­ки, про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Вечером мне хочет­ся сыг­рать с сыниш­кой пар­тию в шахматы.

В этой нелов­кой ситу­а­ции я был вынуж­ден сыг­рать ему на руку.

Юный музы­кант стре­мит­ся сыг­рать пар­тию пер­вой  скрип­ки в школь­ном оркестре.

Чтобы отлич­но сыг­рать в пьес А.Н. Островского, моло­дая актри­са дол­го репе­ти­ро­ва­ла эту роль.

играть роль

играть роль

Играть роль, существует два синонимичных выражения: играть роль и иметь значение; категорически запрещается делать из них какие-либо комбинации вроде: Это не играет никакого значения (нужно Это не играет никакой роли). Два эти выражения сами по себе абсолютно правильны, вот только, повторим, нельзя выдергивать из них куски и пытаться соединить несоединимое.

Словарь ошибок русского языка.
2006.

Смотреть что такое «играть роль» в других словарях:

  • играть роль — играть/сыграть роль Чаще 3 л. наст., буд. вр. или прош. вр. 1. Значить, как либо влиять на какие либо дела, события. = Иметь значение. С сущ. со знач. лица, совокупности лиц или отвлеч. предмета: художник, писатель, коллектив, музыка, поэзия…… …   Учебный фразеологический словарь

  • Играть роль — (иноск.) дѣйствовать, участвовать въ дѣйствіяхъ. Ср. «Играть жалкую, важную роль». Ср. (Онъ) игралъ не совсѣмъ неважную роль; выходило на повѣрку, что онъ попросту надулъ любезнаго своего свояка. Григоровичъ. Проселочныя дороги. 2, 5. Ср. Et… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Играть роль — ИГРАТЬ РОЛЬ. 1. какую. Иметь какое либо значение в чём либо. Нигде религия не играет такой скромной роли в деле воспитания, как в России (Герцен. Былое и думы). 2. Экспрес. Очень сильно воздействовать на что либо. Только одна бессознательная… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • играть роль — См. притворяться… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. играть роль надевать личину, надевать на себя личину, маскироваться, косить, делать погоду, надевать маску, надевать на …   Словарь синонимов

  • играть роль — (иноск.) действовать, участвовать в действиях Ср. Играть жалкую (важную) роль. Ср. (Он) играл не совсем не важную роль; выходило на поверку, что он попросту надул любезного своего свояка. Григорович. Проселочные дороги. 2, 5. Ср. Et quorum pars… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… …   Толковый словарь Ушакова

  • РОЛЬ — 1. РОЛЬ1, роли, мн. и ролей, жен. (франц. rôle, первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова.… …   Толковый словарь Ушакова

  • РОЛЬ — 1. РОЛЬ1, роли, мн. и ролей, жен. (франц. rôle, первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова.… …   Толковый словарь Ушакова

  • роль — РОЛЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная р.… …   Толковый словарь Ожегова

  • роль —   Играть роль (без определения) перен. иметь заметное влияние, оказывать воздействие.     Он играет там роль. В его удаче сыграли роль, по видимому, огромные способности.   Играть роль кого чего или какую    1) оказывать какое н. воздействие,… …   Фразеологический словарь русского языка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Считать ошибки автомобиля красноярск
  • Считыватель ошибок ваз 2115
  • Сыграть значение лексическая ошибка
  • Считать ошибки абс мазда
  • Считыватель ошибок volvo