Типы лексических ошибок
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
2.1. Понятие фразеологической стилистики
Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, на вес золота, прожиточный минимум, шоковая терапия). При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. Рассматриваются различные приемы фразеологического новаторства писателей. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.
2.1.1. Особенности употребления фразеологизмов в речи
Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить их принципиальные отличия, остановимся на особенностях употребления фразеологизмов в речи.
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость : они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.
Фразеологизмы всегда сложны по составу , они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, кровь с молоком). Важно подчеркнуть, что компоненты фразеологизмов несут на себе ударение. Поэтому в строгом значении термина нельзя называть фразеологизмами употребляемые вместе, но пишущиеся раздельно служебное и знаменательное слова типапод мышкой, до смерти, с кондачка, которые имеют лишь одно ударение. Сложность состава фразеологизмов наводит на мысль об их сходстве со свободными словосочетаниями (ср.: попасть впросак — попасть в ловушку). Однако компоненты фразеологизма или не употребляются самостоятельно («просак», «тормашки»), или изменяют во фразеологизме свое обычное значение (например, кровь с молоком означает «здоровый, с хорошим цветом лица, с румянцем»).
Многие фразеологизмы эквивалентны одному слову (ср: раскинуть умом — подумать, кот наплакал — мало, пятое колесо в телеге — лишний). Эти фразеологизмы имеют нерасчлененное значение. Однако есть и такие, которые можно приравнять к целому описательному выражению (ср.: садиться на мель — попадать в крайне затруднительное положение, нажимать на все педали — прилагать все усилия для достижения цели или выполнения чего-либо). Для подобных фразеологизмов, как заметил Б.А. Ларин, «исходными оказываются свободные обороты речи, (. ) прямые по значению. Семантическое обновление наступает обычно в силу все более вольного, переносного употребления: от конкретного значения к абстрактному».
Фразеологизмы характеризует постоянство состава . В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (ср.: читаю книгу, просматриваю книгу, изучаю книгу, читаю роман, читаю повесть, читаю сценарии). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо кот наплакал сказать «кошка наплакала», вместо раскинуть умом — «разбросить умом» или «раскинуть головой». Правда, есть фразеологизмы, которые имеют варианты, например наряду с фразеологизмом раскинуть умом употребляется его вариант раскинуть (пораскинуть) мозгами; параллельно используются фразеологизмы от всего сердца и от всей души. Однако существование вариантов некоторых фразеологизмов не означает, что в них можно произвольно заменять слова. Закрепившиеся в языке варианты фразеологизмов тоже характеризуются постоянным лексическим составом и требуют точного воспроизведения в речи.
Постоянство состава фразеологизмов позволяет говорить о «предсказуемости» их компонентов. Так, зная, что в фразеологизме используется слово закадычный, можно предсказать другой компонент -друг; слово заклятый подсказывает используемое вместе с ним слово враг и т.д. Фразеологизмы, которые не допускают никакого варьирования, относятся к абсолютно устойчивым сочетаниям.
Большинству фразеологизмов свойственна непроницаемость структуры: не допускается включение в них новых слов. Так, зная фразеологизмы потупить голову, потупить взор, нельзя сказать: низко потупить голову, еще ниже потупить печальный взор. Однако есть и такие фразеологизмы, которые допускают вставку отдельных уточняющих слов (ср.: разжигать страсти — разжигать роковые страсти, намылить голову — хорошенько намылить голову). В некоторых фразеологизмах возможен пропуск одного или нескольких компонентов. Например, говорят пройти сквозь огонь и воду, отсекая конец фразеологизма и медные трубы, или выпить чашу до дна вместо выпить горькую чашу до дна. Редукция фразеологизмов в таких случаях объясняется стремлением к экономии речевых средств и специального стилистического значения не имеет.
Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения , в них обычно не меняются грамматические формы слов. Так, нельзя сказать бить баклушу, вытачивать лясу, заменив формы множественного числа баклуши, лясы формами единственного числа, или употребить полное прилагательное вместо краткого во фразеологизме на босу ногу. Однако в особых случаях вариации грамматических форм во фразеологизмах возможны (ср.: греть руку — греть руки, слыханное ли дело — слыхано ли дело).
Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов . Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; битый небитого везет; все течет, все изменяется; хотя смысл, казалось бы, не пострадал, если бы мы сказали: «Все изменяется, все течет». В то же время в некоторых фразеологизмах возможно изменение порядка слов (ср.: набрать в рот воды — в рот воды набрать, не оставить камня на камне — камня на камне не оставить). Перестановка компонентов обычно допускается во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависящих от него именных форм.
Неоднородность структурных признаков фразеологизмов объясняется тем, что фразеология объединяет довольно пестрый языковой материал, причем границы фразеологических единиц очерчены недостаточно определенно.
2.1.2. Стилистическая окраска фразеологизмов
Фразеологические средства языка, как и лексика, находят применение в различных функциональных стилях и, соответственно, имеют ту или иную стилистическую окраску.
Самый большой стилистический пласт составляет разговорная фразеология (без году неделя, во всю ивановскую, водой не разольешь), она используется преимущественно в устной форме общения и в художественной речи. К разговорной близка просторечная фразеология, более сниженная (вправить мозги, чесать языком, у черта на куличках, драть глотку, задирать нос).
Другой стилистический пласт образует книжная фразеология, которая употребляется в книжных стилях, преимущественно в письменной речи. В составе книжной фразеологии можно выделить научную(центр тяжести, щитовидная железа, периодическая система), публицистическую (шоковая терапия, прямой эфир, черный вторник, закон джунглей), официально-деловую (минимальная зарплата, потребительская корзина, давать показания, конфискация имущества).
Можно выделить и слой общеупотребительной фразеологии, которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи (время от времени, друг друга, иметь значение, иметь в виду, сдержать слово. Новый год). Таких фразеологизмов немного. В эмоционально-экспрессивном отношении все фразеологизмы можно подразделить на две группы. Большой стилистический пласт составляют фразеологизмы с яркой эмоционально-экспрессивной окраской, которая обусловлена их образностью, использованием в них выразительных языковых средств. Так, фразеологизмы разговорного характера окрашены в фамильярные, шутливые, иронические, презрительные тона (ни рыба ни мясо, сесть в лужу, только пятки засверкали, как снег на голову, из огня да в полымя); книжным присуще возвышенное, торжественное звучание (обагрить руки в крови, уйти из жизни, возводить в перл создания).
Другой стилистический пласт составляют фразеологизмы, лишенные эмоционально-экспрессивной окраски и употребляемые в строго номинативной функции (компостировать билет, железная дорога, военно-промышленный комплекс, взрывное устройство, повестка дня). Таким фразеологизмам не свойственна образность, они не содержат оценки. Среди фразеологизмов этого типа много составных терминов (ценные бумаги, валютные операции, удельный вес, магнитная стрелка, знаки препинания, вирусный грипп). Как и все термины, они характеризуются однозначностью, образующие их слова выступают в прямых значениях.
2.1.3. Синонимия фразеологизмов
Одну и ту же мысль можно выразить, используя различные фразеологизмы, выступающие в качестве синонимов (ср.: одним миром мазаны, два сапога пара, одного поля ягоды или: тьма-тьмущая, несть числа, хоть пруд пруди, что песку морского, как собак нерезаных). Фразеологизмы, подобно словам, нередко создают синонимические ряды, с которыми синонимизируются и отдельные слова [оставить в дураках, оставить с носом, обвести вокруг пальца, отвести глаза (кому), втереть очки (кому), взять на пушку, обмануть, одурачить, провести, обойти, надуть, объегорить, мистифицировать]. Богатство лексических и фразеологических синонимов обусловливает огромные выразительные возможности русского языка.
Проблема синонимии фразеологизмов вызывает большой интерес. Одни исследователи предельно сужают понятие «фразеологизм-синоним», другие толкуют его расширенно. Представляется оправданным отнесение к фразеологическим синонимам тождественных или близких по значению фразеологизмов, которые могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления. При этом следует считать синонимами и такие фразеологизмы, у которых повторяются отдельные компоненты (ср.: овчинка выделки не стоит — игра не стоит свеч). Фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие в основе разные образы, носят синонимический характер (ср.: задать баню — задать перцу, гонять лодыря — гонять собак, повесить голову — повесить нос).
От фразеологических синонимов нужно отличать фразеологические варианты, у которых различия в лексическом составе и структуре не нарушают тождества фразеологизма (ср.: не ударить лицом в грязь — не удариться лицом в грязь, зажимать в кулак — зажимать в кулаке, закидывать удочку — забрасывать удочку).
Не будут синонимичны фразеологизмы, которые сходны в значениях, но отличаются сочетаемостью и употребляются в разных контекстах. Например фразеологизмы с три короба и куры не клюют хотя и означают «много», но в речи используются по-разному: выражение с три короба сочетается со словами наговорить, наобещать, наболтать и т.п., а куры не клюют относится только к деньгам.
Фразеологические синонимы, подобно лексическим, могут отличаться друг от друга стилистической окраской [ср.: камня на камне не оставить, учинить расправу — (книжн.); разделать под орех, задать перцу — (разг.)]; полностью совпадать в значениях (ср.: стреляный воробей — тертый калач) или иметь небольшие смысловые отличия [ср.: за тридевять земель — куда Макар телят не гонял (первый обозначает «очень далеко», второй «в самых отдаленных, глухих местах»)]. Иногда фразеологические синонимы отличаются степенью интенсивности действия. Например: лить слезы, обливаться слезами, утопать в слезах, выплакать все глаза — каждый последующий синоним передает более сильное проявление действия.
Богатая лексическая и фразеологическая синонимия позволяет писателям из множества сходных выбирать наиболее точные. Например, А.П. Чехов в рассказе «Налим» использовал такие синонимы: исчез, куда-то провалился, поминай как звали, и след простыл, только его и видели, без слова тягу дал, как в воду канул.
В художественной и публицистической речи возможно употребление лексических и фразеологических синонимов одновременно (Венеция меня очаровала, свела с ума . — Ч.). При этом нанизывание синонимов часто выполняет уточняющую функцию (О Куропаткине отзывались хорошо. Он импонировал. Говорили только, что он связан по рукам и ногам , что у него нет свободы действий . — Вер.).
В иных случаях употребление фразеологических синонимов (которые могут сочетаться и с лексическими) создает градацию (сломать, разбить вдребезги, стереть с лица земли. ). Особый прием параллельного использования в тексте нескольких синонимов-фразеологизмов — соединение в одно целое фразеологизмов, у которых есть общий член (- Вы хотите посвятить себя всецело сцене — это хорошо, и стоит тут овчинка выделки и игра свеч , но. хватит ли у вас сил? — Ч.).
2.1.4. Антонимия фразеологизмов
Антонимические отношения во фразеологии развиты значительно меньше, чем синонимические. Антонимия фразеологизмов поддерживается антонимическими отношениями их лексических синонимов (ср.: умный — глупый, семи пядей во лбу — пороха не выдумает, румяный — бледный, кровь с молоком — ни кровинки в лице нет).
В особую группу выделяются антонимические фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие компоненты, противопоставленные по значению (ср.: с тяжелым сердцем — с легким сердцем, не из храброго десятка — не из трусливого десятка, поворачиваться лицом — поворачиваться спиной). Компоненты, придающие таким фразеологизмам противоположное значение, часто являются лексическими антонимами (храбрый — трусливый, легкий — тяжелый), но они могут получать противоположный смысл и только в фразеологически связанных значениях (лицо — спина).
Для писателей и публицистов представляют интерес антонимические фразеологизмы, имеющие в своем составе общие компоненты, так как их столкновение особенно оживляет речь, придает ей каламбурное звучание. Например:
В самом же начале своей речи Дженкинс предупредил, что предлагаемые им меры будут «суровыми», что новый бюджет будет «жестким». «Столь жесткий бюджет необходим, чтобы поставить Англию на ноги », — утверждал Дженкинс. «Не знаем, как Англию, но нас, англичан, он сбивает с ног », — горько иронизирует человек с улицы.
(М. Стуруа. «Время: по Гринвичу и по существу»)
2.1.5. Многозначность фразеологизмов
Большинство фразеологизмов отличается однозначностью: они имеют всегда одно и то же значение. Например: витать в облаках — «предаваться бесплодным мечтам», на первый взгляд — «по первому впечатлению», ставить в тупик — «приводить в крайнее затруднение, замешательство». Но есть фразеологизмы, у которых несколько значений. Например, мокрая курица может означать: 1) «безвольный, бесхитростный человек, размазня»; 2) «человек, имеющий жалкий вид, подавленный, расстроенный чем-либо»;валять дурака — 1) «ничего не делать»; 2) «вести себя несерьезно, дурачиться»; 3) «делать глупости».
Многозначность фразеологизмов чаще всего возникает в результате закрепления в языке их переносных значений. Например, фразеологизм боевое крещение — «первое участие в бою» — получил в языке еще одно значение вследствие образного его употребления — «первое серьезное испытание в каком-либо деле». Наиболее часто переносные значения появляются у фразеологизмов терминологического характера (привести к одному знаменателю, центр тяжести, удельный вес, точка опоры, родимое пятно). Легче развивается многозначность у фразеологизмов, которые имеют неразложимое, целостное значение и по своей структуре соотносительны со словосочетаниями.
2.1.6. Омонимия фразеологизмов
Омонимия фразеологизмов возникает в том случае, когда фразеологизмы, одинаковые по составу, выступают в совершенно различных значениях [ср.: брать слово — «по собственной инициативе выступать на собрании» и брать слово (с кого) — «получать от кого-либо обещание, клятвенное уверение в чем-либо»].
Омонимические фразеологизмы появляются в результате образного переосмысления одного и того же понятия, когда за основу берутся его разные признаки. Например, фразеологизм пускать (красного) петуха в значении «устраивать пожар, поджигать что-либо» восходит к образу огненно-рыжего петуха, напоминающего по цвету пламя; фразеологизм же пускать (давать) петуха в значении «издавать пискливые звуки» создан на основе сходства звучания голоса певца, сорвавшегося на высокой ноте, с «пением» петуха. Такая омонимия возникает из-за случайного совпадения компонентов, образовавших фразеологические обороты. В иных случаях фразеологические омонимы являются следствием окончательного разрыва значений многозначных фразеологизмов. Например, образное значение фразеологизма ходить на цыпочках — «ходить на кончиках пальцев ног» — послужило основой для появления его омонима ходить на цыпочках — «заискивать, всячески угождать кому-нибудь».
Фразеологизмы могут иметь соответствия среди свободных словосочетаний. Например, прикусить язык может употребляться как сочетание слов, имеющих свободные значения (Я хотел было вести разговор с моим ямщиком, но. меня подбросило, и я прикусил язык. — Добр.), но чаще это выражение выступает как фразеологизм со значением «замолчать, воздержаться от высказывания» (Тут Иван Игнатьич заметил, что проговорился, и закусил язык. — П.). В таких случаях контекст подсказывает, как следует понимать то или иное выражение: как фразеологизм или как сочетание слов, вступающих в своем обычном лексическом значении. Например: Тяжелая и сильная рыба бросилась. под берег. Я начал выводить ее на чистую воду. (Пауст). Здесь никто не станет придавать метафорическое значение словам, которые в иных условиях могут входить в состав фразеологизма вывести на чистую воду.
2.1.7. Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи
Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой, экспрессии. Вспомним Ильфа и Петрова, как выразительна их речь, благодаря частому обращению авторов к пословицам, поговоркам! Приведем несколько примеров: Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал . Выбираю пана, хотя он и явный поляк; Он еще неясно представлял себе, что последует вслед за получением орденов, но был уверен, что все пойдет как по маслу : «А маслом , — почему-то вертелось у него в голове, — каши не испортишь ». Между тем каша заваривалась большая . В художественной и публицистической речи фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением. Введение в текст фразеологизмов, как правило, обусловлено стремлением журналистов усилить экспрессивную окраску речи. Например:
К открытию вчерашнего заседания в зале не оказалось ни спикера Думы, ни одного из шести вице-спикеров. Бразды правления взяли в руки члены Совета Думы. Анатолий Лукьянов тряхнул стариной и, председательствуя на заседании парламента, предоставил слово Виктору Илюхину без необходимого обсуждения повестки дня.
Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко придает ему шутливую, ироническую окраску:
Дело не в новой метле, а в том, как она метет
С 6 августа автомобильная Москва ежедневно выезжает на дороги, которые теперь курирует новый человек: Николай Иванович впервые за два с лишним месяца выкроил полчаса из своего напряженнейшего графика, чтобы организовать небольшой « круглый стол » для нескольких журналистов. «Мы заручились поддержкой ГАИ Московской области. А вы, журналисты, могли бы донести до автолюбителей мою просьбу: на носу зима , так что, по возможности, в сложные дни (после снегопадов, в метели и т.п.) оставьте машину у дома!» — попросил Н.И. Архипкин.
Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики; они ценят разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко, к смешению стилей для создания комического эффекта [Это не просто стреляный воробей (о графомане, занимающем высокое служебное положение), а скорее воробей, пристреливающийся к другим . Ты его не опубликуешь — он тебя не напечатает. Как видим, хроническая графомания чревата полиграфическими осложнениями ; Если вам приспичило выдать на гора рецензию, делайте так. Если вам взбрело в голову похвалить вышеописанное, долго размышлять не стоит, к чему тянуть резину , инспектор любит во всякую щель свой нос совать . Ох, и мастер он строить козни ! (из газ.)]. Разговорно-просторечная фразеология выступает как средство языковой характеристики персонажей [Извините великодушно, — засуетилась Марья Ивановна, — я на кухне вожусь, а мама туга на ухо , ничего не слышит. Присаживайтесь. — Шат.]; для стилизации авторской речи, которая воспринимается как непринужденная беседа условного рассказчика с читателем, и в этом случае сниженные фразеологизмы воссоздают картину живого общения [«Хм», — хмыкнул директор, которого эта идея взяла за живое ; Западные рекламщики не горят желанием делиться с российским бюджетом (из газ.)].
Яркий стилистический эффект создает пародийное использование книжных фразеологизмов, употребляемых нередко в сочетании с иностилевыми лексико-фразеологическими средствами. Сама природа фразеологизмов, обладающих яркой образностью, стилистической окраской, создает предпосылки для их использования в экспрессивной, и прежде всего в художественной и публицистической речи. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов.
Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое воспроизведение их в речи. Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с фразеологизмами как с «сырьем», которое подлежит «творческой обработке». В результате фразеологического новаторства писателей, публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых «обыгранные» устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего писатели преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функцию. При этом измененные фразеологизмы сохраняют художественные достоинства общенародных — образность, афористичность, ритмико-мелодическую упорядоченность. Рассмотрим некоторые приемы фразеологического новаторства писателей и публицистов.
2.1.8. Фразеологическое новаторство писателей
2.1.8.1. Разрушение образного значения фразеологизмов
Писатели и публицисты, обновляя семантику фразеологизмов, нередко восстанавливают первоначальное значение входящих в них слов.Томилинскую птицефабрику разнесли в пух и прах , причем в пух даже больше, чем в прах, несколько дней обезумевшие от бомбежки куры, отчаянно кудахча, в полной панике носились по окрестностям Томилина (Галл.). Автор как бы возвращается к свободному употреблению слов в пух и прах, образовавших устойчивое сочетание, и обыгрывает их обычное лексическое значение. В результате происходит двуплановое осмысление фразеологизма. Еще пример: Не в бровь, а в глаз учителю химии попал пятиклассник Сеня Орликов горошиной из специальной трубочки. До слез растроганный педагог скоро выпишется из больницы. («ЛГ»). Возникающая при этом так называемая внешняя омонимия фразеологизма и свободного словосочетания рождает каламбур. На двуплановом осмыслении фразеологизмов основаны многие шутки: Пьеса наделала много шуму . во всех ее действиях. стреляли. Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень ; Пожарный всегда работает с огоньком ; Радио будит мысль . Даже в те часы, когда очень хочется спать (Э. Кр.).
Второй план значения фразеологизма может выявляться при чтении последующего текста: Попал в переплет , но утешился, прочитав свое имя на обложке («ЛГ»); Беда никогда не приходит одна : и его сочинение вышло в двух томах («ЛГ»). Иногда двуплановое значение фразеологизма выясняется лишь в широком контексте. Так, читая заглавие статьи «Битая карта», мы вначале воспринимаем его в обычном значении — полная неудача чьих-либо замыслов. Однако в статье рассказывается о географической карте Гитлера в последние месяцы войны (Это карта конца. Она лишена угрожающих стрел наступления и фланговых ударов. Мы видим плацдарм, сжатый до пятачка, и нервически нанесенные на сетку дорог полукружья — последние очаги сопротивления. — А. К.) Это заставляет воспринимать заглавие статьи по-новому, наполняет его иным смыслом, обогащая образное значение фразеологизма.
Прием разрушения образного значения фразеологизма, как видим, не затрагивает лексико-грамматического состава, — его внешняя форма обычно сохраняется, но смысл толкуется по-новому (Кто вы такой? Я никак не могу вас раскусить ! — не кусайте; Жизнь бьет ключом . и все по голове).
Фразеологизмы, сознательно употребленные писателем в несвойственном им значении, можно назвать семантическими неологизмами во фразеологии. Их часто используют юмористы (рвать и метать — «заниматься спортом», быть на побегушках — «участвовать в состязаниях по бегу»).
2.1.8.2. Изменение количества компонентов фразеологизма
С целью актуализации фразеологизмов писатели придают им необычную форму. Видоизменения фразеологизмов могут выражаться в сокращении или расширении их состава.
Редукция, или сокращение состава, фразеологизма обычно связана с его переосмыслением. Например: «Заставь депутата Богу молиться. (отсечение второй части пословицы — «так он и лоб разобьет» — лишь усиливает иронию в оценке постановления Думы РФ, обострившем политическую ситуацию в Приднестровье. Еще пример: Полезные советы: Не родись красивой («ЛГ») — отсечение второй части пословицы Не родись красивым, а родись счастливым привело к изменению ее значения, смысл нового афоризма — «красота ведет к несчастью».
Противоположно редукции расширение состава фразеологизма. Например: Вопросы, до которых мы коснулись, не были случайны. Это те гранитные камни преткновения на дороге знания, которые во все времена были одни и те же, пугали людей и манили к себе (Герц.) — определение гранитные, введенное в устойчивое словосочетание, придает образу особую наглядность. Состав фразеологизма часто расширяется благодаря введению уточняющих слов (Кошки не обыкновенные, а с длинными желтыми когтями, скребли ее за сердце . — Ч.; Не в наших деньгах счастье.).
Изменение состава фразеологизма может стать средством усиления экспрессивной окраски речи (С величайшим нетерпением буду ждать. только не откладывайте в слишком долгий ящик . — М. Г.). В иных случаях введение дополнительных слов во фразеологические обороты придает им новые смысловые оттенки. Например: Скверное время для совместных выступлений — можно сесть в грязную лужу , а этого не хочется (М. Г.) — сесть в лужу означает «поставить себя в неловкое, глупое, смешное положение»; определение, введенное в этот фразеологизм, расширяет смысл: «позволить себя вовлечь в нечестную игру, стать жертвой махинаций враждебно настроенных людей».
2.1.8.3. Преобразование состава фразеологизма
В художественной речи с определенной стилистической целью можно изменять лексический состав фразеологизма, обновляя один или несколько его компонентов: «Смех сквозь пули » — название статьи о Пятом международном фестивале юмора «Остап» (накануне был убит его соучредитель). Смеется тот, кто стреляет первым . Ради красного словца коммунисты не пожалели русских братьев из Приднестровья (Ср.: Ради красного словца не жаль ни брата, ни отца).
К замене словарных компонентов фразеологических оборотов часто прибегают фельетонисты. Этот стилистический прием мастерски использовали Ильф и Петров: Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу. Новые времена подсказывают нашим сатирикам иные шутки: Колбаса как зеркало русской революции; В конце тоннеля есть горячий суп ; Тайна, покрытая крахом ; С миру по строчке ; Делу время, зрителю — «Времечко» (заголовки газетных статей).
Обновление состава фразеологизмов усиливает их экспрессивную окраску, но может и не влиять на их значение (От обиды и огорчения она хлопнулась в обморок), однако чаще значение фразеологизма меняется [Служить бы рад, прислуживаться тоже («ЛГ»)].
Чаще авторы заменяют компоненты фразеологизмов с целью коренного изменения их значения и создания острого сатирического эффекта: Хорошее место социалистическим лагерем не назовут; Критика почтила роман молчанием ; Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий ; Пришел? Увидел? Помолчи ! Прием преобразования состава фразеологизма ценят поэты, известно фразеологическое новаторство Маяковского: В тесноте, да не обедал .
Используя этот прием, авторы стремятся к возможно более точному сохранению звуковой организации фразеологизма: Что написано опером . (статья о преступности в Москве); Хоть гол на голове теши(о футболисте, который мастерски забивает голы головой).
Преобразование фразеологизмов в художественной речи может заключаться в изменении грамматических форм их компонентов. Например, В.В. Маяковский заменяет во фразеологизме черный как негрприлагательное в положительной степени формой сравнительной степени: Воздев печеные картошки личек, черней, чем негр, не видавший бань, шестеро благочестивейших католичек влезло на борт парохода «Эспань».
Преобразование фразеологизма может заключаться в изменении порядка слов в устойчивом обороте. Инверсия во фразеологизме, имеющем устойчивый порядок слов, нередко полностью обновляет его значение (Дальше едешь, тише будешь. — «ЛГ»).
Иногда нарушается целостность состава фразеологизма, и он цитируется по частям (- Ей-богу, не знаю, как и чем я родня ему; кажется, седьмая вода , может быть, даже и не на киселе , а на чем-нибудь другом. Просто-запросто, я называю его дядюшкой: он откликается. — Дост.).
Своеобразным стилистическим приемом авторской обработки фразеологизмов является контаминация нескольких фразеологических единиц. Например: Пеший голодному не товарищ (пеший конному не товарищ, сытый голодного не разумеет).
Часто писатели и публицисты прибегают к контаминации фразеологизмов для выражения мысли в необычной, остроумной формулировке [Разделяй чужое мнение и властвуй («ЛГ»); Не потому ли молчание — золото, что оно — знак согласия? («ЛГ»); Жил своей жизнью за чужой счет («ЛГ»); Поворачивал реки вспять, чтобы не плыть против течения («ЛГ»)]. Контаминация фразеологизмов нередко сопровождается их переосмыслением. Например: Мыслям так просторно, что слов нет; Юмора у него не отнимешь: чего нет, того нет! — комический эффект этих шуток основан на столкновении несовместимых утверждений: второй фразеологизм отрицает мысль, заключенную в первом.
На основе преобразования фразеологизмов писатели создают художественные образы, которые воспринимаются как развитие темы, заданной фразеологизмом. Так, поговорка Душа меру знает даетоснование поэту сказать: Доложить про все по форме, сдать трофеи, не спеша, а потом тебя покормят, будет мерою душа (Твард.). Поэт лишь намекнул на известный фразеологизм, но он уже присутствует в сознании читателя, создавая своеобразный подтекст. Разрушение старого значения фразеологизма, «раскрепощение» заложенного в нем образа создает порой неожиданный художественный эффект. Например: Миру по нитке — голая станешь, ивой поникнешь, горкой растаешь (Возн.). Положив в основу этих строк пословицу С миру по нитке — голому рубашка, поэт придает ей противоположный смысл.
Фразеологическое новаторство писателей может проявляться и в создании ими образных выражений, напоминающих известные фразеологизмы. Например, В.В. Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину» удивительно сильно и емко преобразовал есенинский афоризм В этой жизни умереть не ново, но и жить, конечно, не новей: В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. Развивая в стихотворении тему жизни и смерти, поэт создает новый афоризм: Надо жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать . По философской глубине и выразительности фразеологизмы Маяковского не уступают фразеологизму Есенина, послужившему для них основой. Фразеологическое новаторство писателей не ограничивается рассмотренными здесь стилистическими приемами, возможности творческого обновления фразеологизмов неисчерпаемы.
2.1.9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
Незнание точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, экспрессивно-стилистических особенностей, сферы употребления, сочетаемости, наконец, невнимательное отношение к образной природе фразеологизмов приводят к речевым ошибкам. При употреблении фразеологизмов ошибки могут быть не связаны со спецификой фразеологических единиц как воспроизводимых устойчивых оборотов. Неудачный выбор фразеологического синонима, употребление фразеологизма без учета его семантики, нарушение сочетаемости фразеологического оборота со словами окружающего контекста и т.д. — все эти ошибки, по существу, не отличаются от аналогичных речевых ошибок при использовании отдельных слов.
Употребление фразеологизма без учета его семантики искажает смысл высказывания. Так, А.С. Пушкин, прочитав «Ответ Гнедичу» К.Н. Батюшкова, против строк Твой друг тебе навек отныне с рукою сердце отдает заметил: «Батюшков женится на Гнедиче!». Использование фразеологизма с определенной стилистической окраской может вступить в конфликт с содержанием и стилем произведения. Например: Он метался, искал спасения. Придумал трогательную историю в свое оправдание, но она прозвучала как лебединая песня этого прожженного негодяя. Фразеологизм лебединая песня, в котором заключена положительная оценка, сочувственное отношение к тому, о ком говорится, стилистически неуместен в данном контексте. Нельзя соединять в одном предложении фразеологизмы с контрастной стилистической окраской, например, сниженные, разговорные, и книжные, торжественные: Он обещал, что не ударит в грязь лицом и будет трудиться под стать кадровым водителям степных кораблей . Недопустимо также сочетание экспрессивно окрашенных фразеологизмов с официально-деловой лексикой. Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемьдесят тысяч рублей; эмоционально ярких, поэтических фразеологизмов-с речевыми штампами, восходящими к «канцелярскому красноречию»: Счастлив тот, кто и жить торопится и чувствовать спешит по большому счету. Возникающее при их соединении смешение стилей придает речи пародийное звучание.
Проанализируем ошибки, которые встречаются при неправильном употреблении устойчивых оборотов речи и связаны с неоправданным изменением состава фразеологизма или с искажением его образного значения.
2.1.10. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма
Состав фразеологизма в конкретных речевых ситуациях может изменяться по-разному.
1. Встречается немотивированное расширение состава фразеологизма в результате употребления уточняющих слов: Для животноводов главным гвоздем программы является выведение ценных пород скота. Есть фразеологизм гвоздь программы, но определение главный здесь неуместно. Авторы, не учитывая непроницаемости фразеологизмов, пытаются их «дополнить», расцвечивают эпитетами, что порождает многословие. Еще примеры: Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе; Со всех своих длинных ног она кинулась бежать.
В ненормированной речи довольно часто встречаются сочетания плеонастического характера, образованные из фразеологизмов и избыточных определений к их компонентам: потерпеть полное фиаско, случайная шальная пуля, тяжелый сизифов труд, веселый гомерический смех. В иных случаях расширение состава фразеологизма не связано с плеоназмом. Например: Незавидная пальма первенства по росту преступности принадлежит Южному административному округу; Коммерческие организации оказались на высоте стоящих перед ними новых задач . Фразеологизмы пальма первенства, быть на высоте не допускают распространения.
2. Наблюдается неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска его компонентов. Так, пишут: это усугубляющее обстоятельство (вместо усугубляющее вину обстоятельство). Ошибочно усеченные фразеологизмы теряют смысл, употребление их в речи может приводить к абсурдности высказывания [Успехи этого ученика желают много лучшего (вместо: оставляют желать много лучшего); Тренер Вильямсон сделал «хорошую мину» (опущено: при плохой игре)].
3. Нередко происходит искажение лексического состава фразеологизмов [Мастер не раз по душам толковал со своими подопечными (надо: говорил)]. Ошибочная подмена одного из компонентов фразеологизма может объясняться синонимическим сходством слов [Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого Антошин только что еле убрал ноги (следовало: унес)] и еще чаще смешением паронимов [Он вошел в себя (надо: ушел); вырвалось у него с языка (надо: сорвалось); провести вокруг пальца (надо: обвести); . не упал духом (надо: не пал)]. В иных случаях вместо одного из компонентов фразеологизма употребляется слово, лишь отдаленно напоминающее вытесненное [Что ж, им, как говорят, и книги в руки (вместо: карты в руки); Организаторы этой поездки сами ж ее и испортили, плюхнув в ведро меда каплю дегтя (вместо: добавить в бочку меда ложку дегтя)]. Ложные ассоциации иногда порождают очень смешные и нелепые ошибки [Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой (фразеологизм: держать камень за пазухой); Через полчаса он выглядел ошпаренной курицей перед администрацией (искажен фразеологизм: мокрая курица)].
4. Изменение состава фразеологизма может быть вызвано обновлением грамматических форм, употребление которых в устойчивых словосочетаниях закреплено традицией. Например: Дети заморили червячков и развеселились, — нельзя использовать множественное число вместо единственного. Неоправданная замена грамматической формы одного из компонентов фразеологизма нередко является причиной неуместного комизма: удивляет непривычная, странная форма знакомых устойчивых оборотов (Остается тайной, как такую махину смогли воздвигнуть четыре человека, пусть даже семи пядей во лбах и косых саженей в плечах ). В иных случаях новая грамматическая форма того или иного слова в составе фразеологического сочетания влияет на смысловую сторону речи. Так, употребление глагола несовершенного вида настоящего времени вместо глагола совершенного вида прошедшего времени делает высказывание нелогичным: Более двадцати лет переступает порог 100-го отделения милиции ветеран. Фразеологизм переступить порог употребляется лишь в значении «совершить какой-либо важный поступок» и исключает многократное повторение действия, поэтому возможно употребление глагола только в форме совершенного вида; замена же видовой формы приводит к абсурду.
В составе фразеологизмов нельзя также допускать искажения предлогов [Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой (вместо: в полной мере)]. Такое небрежное обращение с предлогами и падежными формами делает речь безграмотной. Однако некоторым фразеологизмам поистине «не везет» — в них то и дело заменяют предлоги: ставить точки на и; семи пядей на лбу;Михаил под скорую руку оделся и поспешил на вызов. Неумение правильно выбрать падежные формы и предлоги в составе фразеологизмов порождает такие «странные» ошибки: скрипя сердцем, власти придержащие, это дело чреватое и с последствиями, скатерть ему на дорогу, в голове идет кругом.
2.1.11. Искажение образного значения фразеологизма
Наибольший ущерб стилю наносит неоправданное разрушение образности фразеологического выражения. Например: Грампластинка не сказала еще своего последнего слова . Контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур. Восприятие фразеологизма в его непривычном, необразном значении придает речи неуместный комизм: В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне ; Приступая к работе на дрейфующей станции, наш коллектив вначале еще не чувствовал почвы под ногами . Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо учитывать особенности контекста.
Контекст может не только проявлять необразное значение фразеологизмов, но и вскрывать противоречивость их метафорического строя, если автор неосмотрительно «сталкивает» несовместимые по смыслу устойчивые сочетания. Например: Эти люди крепко стоят на ногах , поэтому вам не удастся подрезать им крылья . Первый фразеологизм как бы «прикрепляет» образ к земле, и это делает невозможным употребление второго фразеологизма, в основе которого представление о полете: подрезать крылья — значит «лишить возможности летать». Один фразеологизм исключает другой.
Противоречивые образы, лежащие в основе фразеологизмов и тропов, также не уживаются в таком предложении: Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь (на крыльях не приходят, а прилетают). Как бы мы ни привыкли к переносному значению фразеологизмов, их метафоричность сразу же дает о себе знать, если их образность вступает в конфликт с содержанием. Поэтому неудачны, например, предложения, в которых об охотничьей собаке хозяин говорит: Уж эта не придет с пустыми руками , — а писатель-фантаст, рисуя марсиан со щупальцами вместо рук, замечает, что инопланетянин «взял себя в руки».
Нарушение единства образной системы фразеологизма и контекста придает речи комизм. Например: Оратор говорил громким и визгливым голосом, как иерихонская труба. Получается, что иерихонская труба говорит и даже имеет визгливый голос. Слова, окружающие фразеологизм, обычно вовлекаются в образный контекст. Поэтому недопустимо их употребление в переносном значении, при котором не учитывается образная природа связанных с ними фразеологизмов. Например: Решение собрания гласит черным по белому. Или: Трудный жизненный путь выпал на долю Василия Тимофеевича. Черным по белому можно писать, путь — проходят, избирают. Выбор глаголов в таких случаях «подрывает» образность фразеологических сочетаний.
Обязательным условием правильного использования фразеологизмов является строгое соблюдение особенностей сочетаемости их со словами контекста. Так, фразеологизм выпустить в свет может быть употреблен только в сочетаниях с наименованиями печатных изданий. Поэтому стилистически неверно предложение Музыкальный театр выпустил в свет балет «Белеет парус одинокий»; в этом случае следовало написать поставил балет. или подготовил премьеру. Стилистически неверна такая фраза: Жизнь, как на ладони, проходила на людях (фразеологизм как на ладони требует слова видна).
При употреблении фразеологизмов часто соединяются различные ошибки. Так, изменение лексического состава фразеологизма сопровождается искажением образного значения. Например, в предложенииОбломов был знаменем времени искажен фразеологизм знамение времени — «общественное явление, типичное для данной эпохи». Подмена образа, лежащего в основе фразеологизма, в корне преобразует его смысл. Некоторые ошибки, связанные с искажением состава (фразеологизма и его образного значения, получают в речи широкое распространение [Хоть кол на голове чеши (надо: теши — от глагола тесать); Довести до белого колена (надо: до белого каления)].
2.1.12. Контаминация различных фразеологизмов
Причиной неправильного употребления фразеологизмов в речи может быть контаминация элементов различных устойчивых выражений. Например: Язык не поднимается говорить об этом. Известны фразеологизмы язык не поворачивается и рука не поднимается; автор использовал существительное из первого фразеологизма, а глагол из второго. Некоторым устойчивым сочетаниям постоянно «не везет»: [говорят: предпринять меры (из принять меры и предпринять шаги), уделить значение (из уделить внимание и придавать значение), оказать значение (из оказать влияние и придавать значение)]. Подобные стилистические ошибки объясняются ложными ассоциациями. Некоторые ошибки, вызванные контаминацией элементов различных фразеологизмов, настолько часто повторяются, что мы воспринимаем их как выражения, закрепившиеся в просторечии (играть главную скрипку).
Контаминация элементов различных фразеологизмов может делать речь не логичной: Многие, зная об этих безобразиях, смотрят на фокусы предприимчивых дельцов спустя рукава (работают — спустя рукава, а смотрят — сквозь пальцы); Это дело гроша выеденного не стоит (смешение фразеологизмов — гроша ломаного не стоит и яйца выеденного не стоит). В иных случаях смысловая сторона речи не страдает, но предложение все-таки нуждается в стилистической правке (Мы могли бы забить во все колокола , но сначала решили все спокойно обдумать — следует устранить контаминацию фразеологизмов забить тревогу и звонить во все колокола).
Контаминация элементов различных фразеологизмов может стать причиной комического звучания речи (тертый воробей, стреляный калач, не все коту похмелье, в чужом пиру масленица). Примеры контаминации элементов раз личных фразеологизмов можно встретить в журнале «Крокодил» в разделе «Нарочно не придумаешь» (Таким образом и остался я за бортом разбитого корыта ).
Рассматривая стилистические ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов, следует коснуться и тех случаев, когда в речи возникают невольные каламбуры, из-за того, что говорящий использует слова в их прямом значении, но слушатели воспринимают их сочетание как образное выражение фразеологического характера, так что высказыванию придается совершенно неожиданное значение. Ставшая причиной ошибки так называемая внешняя омонимия фразеологизмов и свободных сочетаний может привести к самым неожиданным каламбурам, придавая речи неуместный комизм. Например, взволнованный оратор говорит о беспорядках на строительной площадке: Трижды записывали в протоколе решение о необходимости зарезервировать для полигона шифер, а пришло время — крыть нечем . На фоне эмоционально окрашенного высказывания последние два слова воспринимаются не в прямом смысле, а как фразеологизм, означающий «нечего сказать в ответ, нечего возразить». Таким образом, фразеология, являясь источником образности и выразительности речи, может создавать и значительные трудности при невнимательном отношении к слову.
Спишите пословицы и поговорки. Все предложения разберите по членам. 1) Пеший конному не товарищ
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,128
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
источники:
http://orfogrammka.ru/OGL04/70648414.html
http://www.soloby.ru/746369/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83
Плывет жаба, видит — окунь плещется. То одним боком вывернется, то другим, то выпрыгнет, то пузыри пустит… Жаба: — Окунь, ты что тут делаешь? — Рыбаков привлекаю! — Тебе что, жить надоело? — Да нет, просто мы с другом, крокодилом, на охоте: я приманиваю, а он в камышах спрятался.
7 лет
1
0
Преобразование состава фразеологизмов
В
художественной речи с определенной
стилистической целью можно изменять
лексический состав фразеологизма,
обновляя один или несколько его
компонентов: «Смех
сквозь пули
»
— название статьи о Пятом международном
фестивале юмора «Остап» (накануне был
убит его соучредитель). Смеется
тот, кто стреляет
первым.
Ради красного словца коммунисты
не пожалели русских братьев
из Приднестровья
(Ср.: Ради
красного словца не жаль ни брата, ни
отца).
Замена
словарных компонентов
фразеологических оборотов усиливает
их экспрессивную окраску, но может и не
влиять на их значение (От
обиды и огорчения она хлопнулась
в обморок),
однако чаще значение фразеологизма
меняется [Служить
бы рад, прислуживаться тоже
(«ЛГ»)].
Прием
преобразования состава фразеологизма
ценят поэты, известно фразеологическое
новаторство Маяковского: В
тесноте, да не
обедал…
Используя
этот прием, авторы стремятся к возможно
более точному сохранению звуковой
организации фразеологизма: Что
написано опером…
(статья о преступности в Москве); Хоть
гол
на голове теши
(о футболисте, который мастерски забивает
голы головой).
Преобразование
фразеологизмов в художественной речи
может заключаться в изменении
грамматических форм
их компонентов. Например, В.В. Маяковский
заменяет во фразеологизме черный
как негр
прилагательное в положительной степени
формой сравнительной степени: Воздев
печеные картошки личек, черней, чем
негр, не видавший бань, шестеро
благочестивейших католичек влезло на
борт парохода «Эспань».
Преобразование
фразеологизма может заключаться в
изменении
порядка
слов в устойчивом обороте. Инверсия во
фразеологизме, имеющем устойчивый
порядок слов, нередко полностью обновляет
его значение (Дальше
едешь, тише будешь.
— «ЛГ»).
Иногда
нарушается
целостность состава
фразеологизма, и он цитируется по частям
(—
Ей-богу, не знаю, как и чем я родня ему;
кажется, седьмая
вода,
может быть, даже и не на
киселе,
а на чем-нибудь другом… Просто-запросто,
я называю его дядюшкой: он откликается.
— Дост.).
Своеобразным
стилистическим приемом авторской
обработки фразеологизмов является
контаминация
нескольких фразеологических единиц.
Под
контаминацией принято понимать соединение
в новом выражении частей разных, но
близких по смыслу фразеологизмов.
Обычной иллюстрацией контаминации
бывает речевая ошибка:
«Это играло решающее значение» (играть
роль и иметь значение).
Но контаминация может быть и ярким
экспрессивным приемом. Существует два
вида контаминации:
1).
Линейное соединение, когда два
фразеологизма следуют один за другим:
«Они
битый час переливали из пустого в
порожнее»
2).
Скрещивание — у двух устойчивых сочетаний
есть общий элемент: «Стреляного
воробья на мякине не проведешь»
— общий элемент воробей; «Пробный
камень за пазухой»
— общий элемент камень.
Например:
«А
и Б сидели на горбе»
— соединение выражения
«А и Б сидели на трубе»
и сочетания «сидеть
на горбе»
для достижения комического эффекта.
«Лучше
больше и налогом»
— контаминация фразеологизмов «дальше
— больше»
и «лучше
поздно, чем никогда».
[«Известия» №73, 24.04.03, с.2]. Пеший
голодному не товарищ
(пеший
конному не товарищ, сытый голодного не
разумеет).
Фразеологическое
новаторство писателей не ограничивается
рассмотренными здесь стилистическими
приемами, возможности творческого
обновления фразеологизмов неисчерпаемы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Сытый конному не пеший что значит
- Сытый конному не пеший что значит
- Сытый конному не пеший
Сытый конному не пеший что значит
«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать»
Оно и конешно, оно и действительно, а что касается вообще и относительно, оно и нужно бы, да уж ладно.
Тут возможны варианты- Сытый конник пешему не лыжник! Пеший конник и т.д.
Не плюй в колодец. Вылетит!
Конечно. Нынче ведь не то, что давеча, а давеча не то, что тапереча!
Как считаешь,взять тетку за бочок или прижать,да по крепче..
Глокая куздра, штеко булданула бокра и кудрячит бокрёнка
Хливкие шорьки пырялись на наве и хрюкотали зелюки как мумзики в наве
Слово «наве’ всегда произношу как «люве». Мне так больше нравится.
Два раза «наве’» — не катит.
Я по памяти, могу ошибаться.
Сытый..я тогда и конному не пеший..и пешеходу не скакун!!)))
Им? Да!!
дааа Лариса это правда. вокруг всегда видно..ну иногда..
Источник
Сытый конному не пеший что значит
расшифруй — сытый конному не пеший.
Сытый, голодному не сочувствует.
тут про конного а не голодного.
каждый сверчок знай свой шесток
по мне это жирик бедному не друг
сытый голодного да не разумеет
сытый пешим не пойдет, конь его не подведет
думаю сытый голодному не верит
Сытый голодного не разумеет?
2 — балла не верно
сытый голодного не разумеет
сытый голодного не разумеет
Сытый голодному не товарищ..
Сытый голодному не разумеет
Сытый голодному не товарищ.
ты лучше найди ответ а не все равнокай.
Мне не интересно.
ну тогда не пиши.
сытый голодному не товарищ
нет , такой ответ у многих.
Сытый голодному не товарищ
При чем тут товарищ и голодны — глупо.
Гусь свинье не товарищ
не из той оперы.
Сытый голодного не поймет
при чем здесь голодный.
Это тоже самое что и ваша поговорка,смысл тот же,или вы не знаете?
не знал бы не писал.
ну и что означает ваша поговорка?
девушки почему ВЫ такие упертйе ответ очень прост
Источник
Сытый конному не пеший
В основном, наши представления о средневековой войнушке сводятся к картинкам, подобным вынесенной в анонс иллюстрации из «Библии крестоносца». Сплошная масса кавалерии, враг под копытами, кровь, кишки и вообще — наши ломят.
Таки да: основа войска при феодализме — кавалерия. Тем не менее, это вступает в противоречие с другим знанием, лежащим в другой ячейке переполненного Голливудом мозга, — знанием о Креси и Азенкуре, доблестных швейцарцах и прочем пехотном триумфе.
И это тоже верно: в масштабных сражениях пехота уделывает кавалерию в ноль. Однако феодальное поместное ополчение всю дорогу неуклонно стремится стать кавалерийским на 100%. С чего бы? Остаётся только предположить, что на протяжении примерно шести сотен лет люди стремительно поглупели. Причём, поглупели массово и безнадёжно. Что, на самом деле, далеко не так.
Собственно, я ещё в школе обращал на это внимание: объяснение из учебника шестого класса на самом деле не объясняет, в чём же преимущество именно такого устройства войска, если кавалерию стабильно режут на всём оставшемся пространстве того самого учебника.
Сейчас учебник другой, но все те, кому ныне от тридцати до сорока, учились именно по этому. И в нём всё напрямую завязано на одну единственную реформу одного единственного человека. То есть всё просто: не было у франков кавалерии, потом пришли арабы с кавалерией, Мартелл провёл реформу, чтобы получить кавалерию, и получил её. И это — просто не так.
Возможно, кому-то покажется глупым спорить со школьным учебником, но дело тут именно в том, что современные люди среднего возраста, благодаря этому учебнику, имеют в корне неправильные представления о формировании не только феодализма как общественного строя, но и об основных закономерностях военного развития общества при феодализме.
Итак, в первую очередь давайте-ка сразу определимся: устоявшиеся стереотипы о бронированных рыцарях и лёгких арабах являются мифом. В истории, конечно, были периоды такого соотношения толщины доспехов сторон, но в основном доспехи были одинаковыми. Потому что доспех и коня определяет в первую очередь театр боевых действий и экономический уклад. Когда пошли рыцарские ордена, тогда европейцы стали тяжелее, но, пока каждый одевается в своё, все находятся на одном более-менее среднем уровне.
И уровень этот может быть весьма невелик. По ссылке, собственно, 11-й век — в 8-м с доспехами всё ещё хуже. Тем не менее, большинство представляет рыцарей в уверенной «миланке», а всех прочих феодалов мира — чуть ли не в тряпках. Это неверно.
Второй миф — это миф о полной небоеспособности кавалерии до изобретения стремян. Отдельные товарищи уточнят, что, мол, тут речь идёт только о «тяжёлой» кавалерии, совсем отдельные вспомнят гетайров — и всё.
Однако же, в античности кавалерию применяли и любили. И в последние десятилетия существования Римской империи процент кавалерии в войсках неуклонно возрастал. Просто всё зависит от задач.
Кавалерия хороша в двух случаях: когда надо куда-то быстро добраться и когда надо поломать неплотный строй. Но это, если мы имеем нормальные армии. А если мы их не имеем, то не имеем и строя как такового. 400 человек могут стать в такую «коробку», о которую можно положить тысячи кавалеристов и всё равно никого не поцарапать. Двадцатерых пехотинцев пятеро конников втопчут в грязь. Соответственно, если у вас нет регулярной армии, то пехота вам вообще не упёрлась — просто бесполезная трата средств. Причём регулярность армии тут критична: необученная пехота на местности не сможет держать строй и будет полностью перерезана.
А на дворе у нас, напомню, феодализм. Соответственно, каждый вооружается сам. И сам себе банду набирает. Причём надо понимать, что это именно банда, которая большую часть времени «крышует ларёчников», часть бабла «заносит смотрящему», ну и периодически участвует в разборках и криминальных войнах на стороне своего «авторитета». В такой ситуации набирать пехоту просто не нужно. Ради 40 дней в году кормить целый год кучу дармоедов — это слишком большой расход. Стражники, и те вызывают у тебя уныние в дни расплаты, что уж говорить о боеспособном подразделении. Ведь бо́льшую часть года у тебя тёрки могут возникнуть только с такими же, как ты. А у них похожие проблемы. И похожие команды.
В итоге стандартный набор, к которому стремится средней руки феодал, — это сплочённая группа из 8—10 всадников. Где-то больше, где-то меньше, но всё по возможностям. Вооружение тут дело десятое — оно такое же, как у всех вокруг. Главное, что кавалерийский отряд способен резво дёрнуться куда надо, грабануть крестьян, передавить стражников и нырнуть обратно в свой замок, если он у тебя есть. Замок — это вообще дело необходимое, потому что, как мы помним, соседи такие же. И замок им взять практически невозможно. Причём, под гордым словом «замок» может скрываться и обыкновенный бревенчатый дом, окружённый частоколом, — даже такое дохлое укрепление соседям без пехоты не взять, а на пехоту денег нет.
То есть с пехотой мы получаем тупо экономическую яму: уровень доходов позволяет набирать в необходимом количестве дорогую конницу, но не позволяет дешёвую пехоту. Под неё просто нет задач, которые принесут столько денег, чтоб хватило на её содержание. И если необходимо сражаться в пехотном строю, все наши бравые парни, и мы, лично, ссаживаемся с коней и рубимся пешим ходом.
Результатом подобного уклада, как мы понимаем, стало почти полное исчезновение пехоты в феодальных ополчениях. Это началось практически сразу, и уже упоминавшаяся реформа Карла Мартелла ничего нового не принесла. Она просто была первой, в череде многих последующих за ней, попыткой приостановить процесс разбегания земель по вассалам, и устанавливала чёткие нормы выслуги с бенефиция. А войско как было до этого в основном конным, так и осталось.
Однако, как мы помним, при феодализме феодалы могут быть как отдельными лицами, так и огромными коллективами.
Под «коллективами» тут имеются в виду, как крестьянские общины, так и города. С крестьянами было по-разному — одни предпочитали всем миром наряжать одного конника, другие выставляться сами, в качестве пехоты, а вот города — это практически стопроцентная пехтура. Дело в том, что крестьянин в Средние Века, на которые и пришёлся пик развития феодализма, по большому счёту жил относительно хорошо и независимо. Ему дёргаться было не надо, только если уж совсем прижмёт. Что же до городов, то там с земли было не прокормиться, а значит, чуть что — и ты помрёшь голодной смертью. Соответственно, там, где крестьянин уйдёт в лес, горожанам надо что-то решать. А решать можно только двумя путями — откупаться или сражаться.
Таким образом, города сразу же вставали перед перспективой периодических войн. При этом вопрос походов и грабежа соседей изначально не стоял. При этом людей в городе сильно больше, чем в окрестных замках.
Это идеальные условия для возникновения пехоты. Она и возникла. Естественно, добрый бюргер не особо силён в сражениях — у него и своих дел хватает. Но это как раз не проблема — голодных голозадых сеньоров бегает достаточно, чтобы нанять парочку-другую в качестве офицеров, а при военных сборах раз в году, да военных игрищах, типа распиареного ныне Джоко-дель-Понте , пехота получается вполне боеспособная.
Понятное дело, тут можно вспомнить и швейцарцев, и йоменов , и много кого, но смысл от этого не изменится: во времена феодализма эти две системы комплектования войска — пехотная и кавалерийская — практически не пересекались. В крайнем случае, вы всегда могли нанять то или иное необходимое подразделение с нужными качествами вдогон к своим войскам. Но вырастить «с нуля» было практически невозможно, хотя попытки предпринимались на протяжении всего времени господства феодальных отношений. Это приводило к тому, что войска были не просто «кавалерией», «лучниками» или «копейщиками», но чётко делились по «местности происхождения». Местность тоже в кавычках, поскольку не всегда соответствовала реалиям. Это был своего рода титул. Например, испанские альмогавары вполне себе набирали пополнение из местных византийцев, не прекращая при этом быть специфической арагонской пехотой.
И вся эта пёстрая толпа разнообразных пехотных подразделений, несмотря на неоднократные победы над рыцарской и нерыцарской кавалерией, всё же считалась войском «второго сорта». Неужели люди были настолько тупы? Да нет, всё сложнее.
Дело в том, что битва, это на войне дело последнее. Любой нормальный военачальник битвы избегает, как может, пока совсем не припрёт. Потому что, а кто его знает, как оно повернётся. Случается всякое, причём чаще, чем хотелось бы. Соответственно, нормальная война — это череда осад, рейдов, набегов. Никому не охота сражаться, всем охота грабить. Повторим ещё раз: армии нет. Есть банды. И мотивации у них тоже нет. Это в будущем начнётся муштра, потом подключится патриотизм, а потом и вовсе введут всеобщую воинскую повинность. Пока же люди сражаются, только когда уверены в том, что лично им за это будет что-то хорошее. В финансовом или духовном смысле, но награда должна быть. И возвращаемся мы к началу статьи — туда, где о преимуществе кавалерии в рейдовых войнах.
Битва при Креси. Преимуществе настолько суровом, что пехота зачастую и сама разбегается по окрестным лесам, чуть запылит впереди что-то на дороге. При всех тех прецедентах, когда кавалерии вваливали эпических пряников .
Чтобы избежать подобного, необходимо было повысить численность пехотных подразделений и «оторвать» их от места призыва. В общем, сделать из ополчения солдат. Этого явно не могла обеспечить городская милиция, и поэтому вопрос решался через найм или личную массовую зависимость. Собственно, само слово «солдат» происходит от итальянской монеты «сольдо». И именно этот процесс, а не собственно пехота как таковая и похоронила старую добрую феодальную кавалерию. Потому что одно тянет за собой другое. Постоянная армия требует денег. Соответственно, позволить её себе может только тот, кто имеет эти деньги в том или ином виде. Если вы — крупный феодал, то вы можете обменивать на бабло обязательства ваших вассалов, например.
В самом деле, зачем вам пятеро агрессивных дебилов на 40 дней в году? Пусть лучше главный дебил выдаст вам немного серебра, а после этого продолжает себе грабить и обжираться у себя в замке круглый год. Это один из путей, и называется он «щитовые деньги».
Другой путь — это обложить налогом коммуны и прочее зависимое население. Опять же, под те или иные права. Ну, или если ты в силе и никто не рыпнется, то можно и просто так — не за права. Вообще ничего в обмен не предлагая. Хотя, по факту это всё равно обмен службы на деньги. Называется такой вариант или , — смотря в какой стране вы обретаетесь.
Эти деньги помимо того, что по факту, а не номинально, делают большого человека большим, ещё и расхолаживают тех, кто поменьше. Теперь им не обязательно иметь десяток вооружённых гопников под рукой. К чему такие траты? Гораздо лучше самому взять да поехать ко двору, причём уже не по обязанности, а за деньги. И превратиться из бандита-феодала в нормального такого аристократа-офицера. Ну, или солдата, если уж совсем за душой ни шиша. В результате, мы имеем не просто новую армию, а совсем другой взгляд на жизнь. Да и кавалерия к общему числу войск уменьшается раз в пять.
Именно с этих изменений и начинается Новое Время.
Источник
Что означает этот символ?
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
-
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
-
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
-
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
-
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Подпишитесь на Премиум и сможете воспроизводить аудио/видеоответы других пользователей.
Что такое «подарки»?
Show your appreciation in a way that likes and stamps can’t.
By sending a gift to someone, they will be more likely to answer your questions again!
If you post a question after sending a gift to someone, your question will be displayed in a special section on that person’s feed.
Устали искать? HiNative может помочь вам найти ответ, который вы ищете.