Таблица работы над ошибками
№ орфог- раммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; ручка, точка, ночка |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, зима — зимушка |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, ягодка — ягода |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные , напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок (суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; чудесный — чудеса |
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
(1 – 4 КЛАССЫ )
1.ПЕРЕНОС СЛОВА.
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси – на, ка –рандаш, каран – даш, длин – ный.
2.ПРАВОПИСАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ:
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН, НЧ, РЧ, ЩН – НЩ.
Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с этим же
сочетанием. Подчеркни эти сочетания.
Жираф, + животное, жизнь, ужи, наживка, лужи.
3. ЗАГЛАВНАЯ БУКВЫ В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.
Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова, являющихся
именами собственными. Подчеркни большую букву.
Волгоград, + Москва, Антон, Елена, Енисей, Мурка.
4.ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ СО СЛОВАМИ.
Выпиши слово с предлогом, между ними вставь слово или вопрос.
В лесу – в (каком?) лесу или в (тёмном) лесу.
Но:
Убежал –гл., у глаголов нет предлогов.
5. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА (А, О, Е, И, Я),
ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели (если можешь ) корень.
Подбери и запиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Река –реки.
6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ НЕ ПРОВЕРЯЕМАЯ
УДАРЕНИЕМ.
Выпиши слово правильно и запиши его ещё 3 раза. подчеркни
безударную гласную.
Лопата, + лопата, лопата, лопата, лопата, лопата.
7.ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно . Подбери и запиши проверочное слово.
Обозначь орфограмму.
Дождь – дождик.
Ягодка – ягоды.
8 .МЯГКИЙ ЗНАК.
Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с мягким
знаком в той же позиции. Подчеркни мягкий знак.
Мель, + день, пень, конь.
Или:
Деньки, + коньки, пальто, дальний.
Или:
Деревья, + листья, бельё, Софья.
9.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с
разделительным твёрдым знаком обозначь орфограмму.
Разъезд, + подъём, объём, отъезд.
10.ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.
Выпиши слово правильно и запиши его ещё 3 раз. Подчеркни двойную
согласную.
Аллея, + аллея, аллея, аллея, аллея, аллея.
11.НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
Выпиши слово правильно и подбери и запиши к нему проверочное
слово. Выдели (если можешь) корень слова. Обозначь орфограмму.
Честный –честь.
12 МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно, укажи род. Подбери и запиши ещё 3 слова с
шипящим на конце, указывая род.
Дочь (ж.р) — печь, чертёж, клич.
13.ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подбери и запиши
ещё 3 слова с этой же приставкой.
Полетели, + побежали, потянули, пошёл.
14.СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ (О, Е)
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную
гласную. Запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
Водовоз, + самолёт, мясорубка, пароход.
Работа над ошибками.
Памятка для ученика начальной школы.
Заглавная буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни в нём заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
Пропуск буквы.
Выпиши слово, в котором пропустил букву. Подчеркни её.
Делай так: звонок, ученик.
Слог.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: у׀чи׀тель — 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова, разделив их для переноса.
Делай так: оси-на, бе-рё-за, бук-ва.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни её.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Придумай и запиши предложение с этим словом. Поставь ударение в каждом слове.
Например: алфавит. Я записал алфавит в тетрадь.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.
10. Непроверяемая безударная гласная в корне.
Запиши слово 3 раза. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запомни, как оно пишется. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни орфограмму.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Сомнительные согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Делай так: мороз — морозы, ягодка — ягода.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Заглавная буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, груп-повой, подгруп-па.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Разбери их по составу.
Например: Поездка, приезд, заезд.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звёздный — звезда, звёздочка. Честный – честь
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
пр.
Например: Лодка отплыла от_берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, (м.р.), товарищ (м.р.).
Ночь (ж.р.), мощь (ж.р.), тишь (ж.р.).
24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет, вертолёт.
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил,
глаг.
не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].
Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по дороге. [-©и©].
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у_нас, ко_мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),
ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»
Или: «А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. «П?» — а.
34. Правописание глаголов в неопределенной форме .
(-ться, -тся, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?).