Добавить свой ответ
Ответы на вопрос
Відповідь:
1. Такой поворот дела он предвидел. (заранее — лишнее, т.к. предвидеть — это знать заранее)
2. Будучи в командировке, я приготовил родителям сувениры. (памятные — лишнее, т.к. сувенир — это памятный подарок)
3. В экспедиции мы собирали фольклор. (народный — лишнее, т.к. фольклор — это народное творчество)
4. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству. (совместному — лишнее, т.к. сотрудничество — это совместный труд)
Пояснення:
ctasanoprienko:
Спасибо, брат)))0 выручил очень быстро
1. Такой поворот дела он предвидел.
2. Будучи в командировке, я приготовил родителям сувениры.
3. В экспедиции мы собирали фольклор.
4. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.
предвидеть заранее, памятные сувениры, народный фольклор, совместное сотрудничество — плеоназмы.
Плеоназм — когда совершенно излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению.
Новые вопросы
Задания по
культуре речи на уроках
русского языка
( Из опыта
работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13
Литвиненко С.В.)
В
КИМы по русскому языку включены задания, проверяющие 1) лингвистическую
компетенцию учащихся, 2) языковую компетенцию, 3) коммуникативную компетенцию.
Среди
заданий блока « А» наибольшую трудность представляют задания по культуре
речи, в том числе задания, проверяющие уровень владения грамматическими
нормами (морфологическими и синтаксическими).
Культура
речи — это владение нормами устного и письменного литературного языка
(орфоэпия, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также
умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями
высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения. Культура
речи может быть достигнута лишь на основе общей культуры субъекта и окружающей
его среды.
Материал
по культуре речи в школьных учебниках не выделен в виде отдельного раздела, а
разбросан, введен в различные упражнения и задания. Так, в курсе русского языка
( 5-7 кл.), изучая части речи, учащиеся знакомятся со следующими
морфологическими нормами:
·
колебания
в роде у несклоняемых существительных;
·
определение
рода несклоняемых существительных;
·
склонение
собственных существительных;
·
варианты
падежных окончаний существительных мужского рода в форме множественного числа,
именительного падежа.
·
варианты
падежных окончаний существительных мужского рода в форме предложного падежа;
·
варианты
падежных окончаний существительных в форме родительного падежа;
·
образование
краткой формы имен прилагательных;
·
употребление
собирательных числительных;
·
особенности
склонения числительных;
·
употребление
местоимений;
·
вариативные
формы глаголов ( типа полощет- полоскает)
·
образование
форм повелительного наклонения;
·
употребление
предлогов, союзов.
В
упражнениях, представленных в учебниках русского языка 5-7 класса,
отрабатываются эти морфологические нормы — нормы словоизменения при склонении
именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и
определения родовой принадлежности. но влияние речевой среды велико, и поэтому
грамматические ошибки достаточно распространены в речи школьников. выпускники
не замечают ошибок в падежных окончаниях существительных (мощные компьютера,
искусные повары, пять помидор, модных сапогов); пропускают ошибочные формы
глаголов повелительного наклонения (бежи); не считают ошибочными случаи
неполного склонения количественных числительных (более восемьсот миллионов,
около пятиста) и, наоборот, избыточного склонения составных порядковых
числительных (в двух тысяч пятом году); считают правильными
нелитературные формы сравнительной степени прилагательных (легше ваты),
возвратных глаголов (ты оделася), личных местоимений (вспомни о ей,
навстречу ним). поэтому перед учителем стоит непростая задача:
организовать повторение материала не только по орфографии и пунктуации, но и
по культуре речи.
Представленные
ниже материалы помогут учителю в проведении уроков повторения грамматических
норм русского языка, факультативов «Культура речи», индивидуальных и групповых
занятий. Тесты и тестовые материалы можно использовать в качестве
тренировочных упражнений, для текущего и итогового контроля, для
индивидуальной работы. Выполняя задания, учащиеся выписывают либо слово, либо
цифры (на начальном этапе предпочтительнее записывать словами, а в дальнейшем
можно использовать тестовую методику).
Данный материал для удобства систематизирован по
разделам «Морфологии». Организуя на уроках повторение имени существительного
как части речи, параллельно обращаем внимание на морфологические нормы употребления
существительного .Причем, некоторые задания (выборочно или полностью) могут
быть использованы не только на уроках в старших классах, но и в среднем звене в
зависимости от уровня класса.
Имя существительное
№ 1
Окончания существительных во
множественном числе
- Раскрой
скобки и запиши существительное в нужной форме
- Мать
велела мне купить несколько ( простыни). - Я
не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато
купила (килограммы) (помидоры) и (килограммы яблоки). - В
углу стояло несколько (кочерга). - Рим
пал от нашествия ( варвары). - Сегодня
мне нужно забрать братишку из ( ясли). - Отец
привез несколько (дыня). - В
далекий поход мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар
шерстяных (чулки) и (носки). - Осенью
всегда бывает много (свадьба). - И.А.
Крылов написал много (басни). - После
(заморозки) ягоды рябины становятся сладкими. - На
черном море много песчаных (побережия). - Отряд
(солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. - Я
оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). - Я
встала, сняв ребенка с (колени). - В
саду много (яблони, вишни, смородина). - Сколько
же (платья) тебе нужно? - Я
купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). - Над
болотом кружила пара (цапли). - Сколько
(доли) от наследства ты получил? - В
нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины, башкиры).
№2
Какие слова
относятся к мужскому роду?
1) туфля, 2) ваниль, 3) мозоль,
4) рояль, 5) какаду, 6) бра, 7) тюль,
гуашь, 9) фамилия, 10) рельс,
11) шимпанзе, 12) Конго,
13) иваси, 14) кольраби, 15) кофе,
16) фойе, 17) салями, 18) зебу, 19) Сочи, 20) шампунь, 21) толь, 22) вуаль,
23) Баку, 24) георгин.
№3
В каких
существительных в форме родительного падежа множественного числа будет нулевое
окончание?
1) амперы, 2) яблоки, 3) томаты, 4)
грузины, 5) джинсы, 6) гусары,
7) солдаты, шпроты, 9) амперы,
10) аршины, 12) апельсины,
13) чулки, 14) шахматы, 15)
башкиры, 16) носки, 17) сапоги.
№ 4
В каких
словосочетаниях нет ошибок?
1)
гостиница- пансионат находился, 2) театр- студия воспитал, 3)бал- встреча
проведена, 4) альбом- книга подарена, 5) балет- сказка новый, 6) зеленый плащ-
палатка, 7) диван- кровать стояла.
Глагол
№1
Выберите
вариант, соответствующий литературной норме
1.Еще только пол- одиннадцатого, а
солнце (жгет, жжет) немилосердно.
2. Женщины на реке (полоскают,
полощут ) белье.
3. Раздается свисток, и поезд
(движется, двигается).
4. (Шли, шло) триста по безлюдным
улицам как будто вымершего городка.
5. Местность в последнее время (
обезлесела, обезлесила) от порубок.
6. Куда (идти, пойти ) учиться?
7. Я не (ропчу, ропщу).
8. Не ( кладите, ложите) локти на
стол.
9.Живя в глуши, старик почти не
(видал, видел) людей.
Имя числительное
Много ошибок допускается выпускниками в склонении
собирательных,
порядковых, а также количественных простых и составных числительных в разных
падежных формах. Представленные задания помогут в формировании устойчивого
навыка правильного употребления числительного в речи. Упражнения можно
выполнять как устно, так и письменно.
№1
Поставьте
числительные в нужную форму
- Библиотека
института ежемесячно пополняется ( 300 книг). - Вместе
с новыми (1250слов) учебник испанского языка будет насчитывать свыше (4,5
тыс.) Слов. - Разность
между (87) и (58) составляет 29. - Второй
искусственный спутник земли находился в космосе (163 сутки). - Одной
(1000) жителей в городе стало больше. - С
каждой (1000) метров подъема самолета температура снижается. - На
традиционной встрече выпускников я встретил 23 (одноклассника –
одноклассников). - Радостно
встретились после разлуки (два- двое) друзей. - В
семье старого охотника было ( четыре сына – четверо сыновей). - Буря
не утихала в течение (трех – троих)суток. - Для
(трех- троих) друзей путешествие окончилось печально. - Этот
переход составил около 455 километров. - Я
(обоими – обеими ) руками голосую за тебя. - Так
мы и живем (семь – семеро) в одной комнате. - Картины
были оценены от 775 рублей до 2 тысяч. - Мы
готовимся к 1( мая- маю). - Из
596 вычесть 387. - Высота
останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74
сантиметрам. - Длина
окружности равна 422(сантиметрам). - Прибыл
поезд с 287 курсантами. - К
250 г сметаны добавьте 150 г масла. - Он
жалеет о потерянных 590 рублях. - Командир
с( 70 солдат) отправился на поиски ребенка. - у
меня был кошелек с ( 800 рублей). - Он
владел 600 акрами земли. - Экспедиция
длилась около 490 дней. - Он
прочитывал до 400 листов.
№2
Прочитайте
информационное сообщение
Экран
криминальных сообщений
Гражданка
Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью
около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму
свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то
около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187
гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал
некто пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину
оперуполномоченный комаров ( это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет
теперь Мухина о 590 000 рублей, потраченных на негодяев — гостей!
Деепричастие
При
изучении этой темы важно обратить внимание на навык правильного использования
деепричастного оборота.
№1
Укажите
предложения с грамматической ошибкой.
1.
Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность.
2.
Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.
3.
В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили.
4.
Нажав на тормоз изо всех сил, машина все- таки врезалась в столб.
5.
Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.
6.
Авария произошла, понадеявшись на случай.
7.
Читая это произведение, меня изумляет глубина мыслей писателя.
8.
Чувствуется ширь, взглянув на волгу.
9.
Занимаясь в яхт- клубе, мое здоровье поправилось.
10.
Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям.
11.
Вернувшись в имение, ее ждали разочарования.
12.
Прочитав это стихотворение, у меня создалось общее впечатление.
13.
Повернув направо, педаль не нажалась.
14.
Слушая Шаляпина, слезы накатывались непроизвольно.
15.
Разбирая бумаги, Владимир наткнулся на письмо отца.
16.
Вернувшись в дом, его не очень порадовала обстановка.
17.
Наскоро приготовив яичницу, завтрак получился очень вкусным.
18.
Вырубая леса, гибнут реки.
19.
Перенеся пытки. Сотникова вешают.
20.
Находясь на эскалаторе, левый ряд должен быть свободен.
21.
Дописав письмо, у Ваньки полились слезы.
22.
Делая вывод. В рассуждение вкралась ошибка.
23.
Наблюдая за птицами, орнитологов интересуют их повадки.
24.
Старательно прицелившись, стрела попала в центр мишени.
25.
Рассматривая в музее картины Васнецова, мне вспомнились русские народные
сказки.
26.
Взобравшись на крышу сарая, у меня закружилась голова.
27.
Наклеивая обои, многое зависит от аккуратности.
28.
Доехав до конечной станции, дальше путь лежал по реке.
29.
Не имея часов, сориентироваться во времени помогут растения.
30.
Гордо подняв голову, она вышла из комнаты.
Предлог и союз
Массовый
характер носят ошибки в управлении. Выпускники испытывают серьезные затруднения
в выборе падежной формы при производных предлогах ввиду, благодаря,
вопреки, согласно, вследствие, подобно, наподобие и других. Поэтому
при изучении темы « Служебные части речи» в 7 классе обращаем особое внимание
на употребление предлогов и союзов, на нормы управления
№1
Исправьте ошибки в
употреблении союзов и предлогов
1 Созданы не только благоприятные условия
для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.
2. В городе построены не только
новые школы. Больницы, а также театр и планетарий.
3. Отличники производства
выступали на конференции, которые добились новых успехов.
4. В школе дают детям не только
знания, а воспитывают настоящего человека.
5. Учитель не только сам должен
двигаться вперед, но вести за собой учеников.
6. Но ведь не только эта профессия
трудна. Она и интересна.
7. Экзамен не только разговор двух
умных , но и одинаково заинтересованных людей.
8. Успех в соревновании зависит
не только от сноровки, а и от знания технологии.
9. Ведь по этим именно цветам
можно узнать погоду.
10. Какие у нас трудности? О них я
остановлюсь в дальнейшем.
11. С общими усилиями мы эту работу
выполнили.
12. Она делится с нами о своих
творческих замыслах.
13 .преданность к родине –
отличительная черта героев Симонова.
14. Авторы просят читателей
присылать отзывы по книге в адрес редакции.
15. Недавно приехал с Москвы.
16. Успешно ведется борьба по
сокращению сроков строительства.
17. Факты, о которых изложил автор
письма, полностью подтвердились.
18 оплатите за проезд.
19.компьютеры нового поколения не
такие громоздкие, чем прежде.
20. Отправитель просит ответить
сразу по получению письма.
21. Ветер словно помогает
спортсмену, чтобы прыгнуть дальше.
22. Школу часто обвиняют за недостаточные
знания выпускников.
23. Согласно приказа все ученики носили школьную форму
№2
Определите
следующие словосочетания с точки зрения норм современного литературного языка
:
А) неправильно
В)правильно
Г)вариант
нормы
- Стакан
чая - Интересоваться
о результатах - Интересоваться
результатами - Волноваться
за выполнение плана - Волноваться
из-за выполнения плана - Тревожиться
за брата - Дистанция
два километра - Характеристика
на студента - Вносить
вклад для укрепления колхоза - Вносить
вклад в укрепление колхоза - Вести
борьбу по увеличению производства - Вести
борьбу за увеличение производства - Проявить
заботу о благосостоянии тружеников полей - Проявить
заботу по благосостоянию тружеников полей - Лекция
по истории города - Лекция
об истории города - Уделять
внимание по контролю за работой машин - Гнушаться
ложью - Гнушаться
лжи - В
городе Раменском - В
городе Раменское - Оплачивать
за проезд - Слыть
весельчаком - Слыть
за весельчака
25 Объяснить
в запущенности физкультурной работы
Тесты,
представленные ниже, можно использовать на дополнительных занятиях по русскому
языку в старших классах, выборочно использовать в среднем звене для
формирования культуры речи учащихся.
Повторение стилистических норм
№1
Выберите
предложения, соответствующие нормам литературного языка. Укажите их номер.
1.
Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.
2.
Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.
3.
Спортивные общества выполняют большую роль.
4.
Спортивные общества играют большое значение.
5.
За стеклянными витражами магазина были видны первые покупатели.
6.
Есть годы, часы, минуты, о которых тяжело писать . Слушать их тоже нелегко.
7.
Оплатить проезд по железной дороге.
8.
Прошу представить мне отпуск.
9.
Ему представилась возможность уехать в санаторий.
10.
На утренней проверке не была выкрикнута его фамилия.
11.
Корабли приближались все ближе и ближе к городу.
12.
Индейцы – коренные аборигены Америки.
13.
Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
14.
Памятные даты в жизни нашей семьи.
15.
Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
16.
Большая половина студентов прошла практику.
17.
В ночь на второе ударил сильный заморозок.
18.
Купите мне пару носок и пару чулок.
19.
Ученик был способный к математике.
20.
Это произведение более худшее.
21.
Петров отвечал бойчее.
22.
Больной попросил сестру налить себе воды.
23.
Цветы сохнули в вазе.
24.
Больным давали фрукты, какао, апельсины.
25.
Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.
26.
Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром.
№2
Избыточность
речи. Плеоназм. Тавтология.
Исправь
ошибку
- Рождество
я отмечал у коллеги по работе. - Близнецы
были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. - Деепричастный
оборот всегда обособляется запятыми. - Специфическая
особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных
слов и выражений. - Дайте
сообщение в газету о свободных вакансиях. - Он
дебютировал впервые в кино. - Мимика
на ее лице чрезвычайно выразительна. - Нам
предстоит очень огромная работа, причем большая. - Музей
разместился в заново реконструированном здании. - Недавно
в клуб приобрели самую новейшую аппаратуру. - Наша
семья внесла в фонд милосердия 1000 рублей денег. - В
своей автобиографии Есенин ,размышляя об истоках, своим учителем называет
Пушкина. - Из-за
распахнутой нараспашку рубашки выглядывала тельняшка. - Девочка
с маленьким малышом тяжело шла по дороге. - Такой
поворот дела он предвидел заранее. - будучи
в командировке, я приготовил родителям памятные сувениры.
17. В экспедиции мы собирали
народный фольклор.
18. Президент фирмы призвал всех к
совместному сотрудничеству.
Литература
Проценко
Б.Н. Русский язык. Пособие – репетитор. Ростов- на – Дону: Феникс,1997
Розенталь.
Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.:1988.
Сморщок
М.Ф. Сборник диктантов и лексико-стилистических упражнений. Минск. 1998
Предвидели заранее лексическая ошибка
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Максим предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.
В предложении сочетание «заранее предчувствовал» является плеоназмом.
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
1. застрять (разг.)
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.
Как правильно +
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»
—>
Предчувствовать или заранее предчувствовать?
Человек может предчувствовать что-то в своей жизни. Мы предчувствуем беду, ход каких-либо событий. Однако часто даже не понимаем того, что используем слово «предчувствовать» в предложении неверно. Например, как верно сказать: я предчувствовал это или я предчувствовал это заранее? В одном из случаев есть лексическая ошибка. Давайте найдём её.
Предчувствовать или заранее предчувствовать? Как правильно?
Глагол «предчувствовать» означает чувствовать что-то заранее, предвидеть что-то. Как видим, в лексическом значении этого слова уже содержится мысль, что данное действие происходит заранее. Поэтому не нужно использовать лишнее слово.
Верно: предчувствовать
Неверно: предчувствовать заранее
Пример
Президент компании предчувствовал , что встреча с инвестором будет происходить напряжённо.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
Все пассажиры платят за провоз багажа.
2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.
Спортсмены завода не могут похвастаться своими достижениями.
Заводским спортсменам нечем хвастаться.
3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.
Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с азов.
4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки.
В ледяную стужу Павел строит узкоколейку.
5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.
В развитии сюжета нас ждет немало сюрпризов.
6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими.
Сотрудники должны уважать друг друга.
7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки.
Все бригады работали слаженно. Все барабанные сушилки были задействованы.
8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы.
Она плакала и не спешила вытирать слезы.
Она плакала, и слезы текли по лицу.
9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.)
Какой же судья захочет сесть на скамью подсудимых?
10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.
Возможный район лесозаготовки располагался на болотистой местности, где висели тучи комаров.
11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство.
Развивается навык.
Развивается сознательный автоматизм — каждое движение оператора продиктовано опытом.
12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже — до 95%.
В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле упал еще на один процент.
13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.
Юноша стал упорно трудиться, полюбил технику.
14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.
Дни в городе Калинове долгие и однообразно серые… Катерина предчувствует свою погибель… Она не может возвратиться в дом Кабановых и безрадостной, тоскливой жизни, в которой пропадают все благородные порывы ее возвышенной души, она предпочитает смерть.
15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки.
В прошедшие дни все замело снегом, да и сегодня погода такая, что провести гонку будет совсем не просто.
16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)
источники:
http://kak-pravilno-plus.ru/2017/09/19/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%87%D1%83%D0%B2/
http://proza.ru/2013/11/15/1277
Главная
>
Выпуск № 14
>
Ошибка грамматическая или речевая?
Лариса Фоминых
Ошибка грамматическая или речевая?
Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.
Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .
Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.
Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.
I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.
II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:
1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;
2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;
3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;
4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;
5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.
6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;
7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;
Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:
1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;
2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;
3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;
4) в построении предложений с однородными членами:
а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;
б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;
в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);
5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;
6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.
7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.
нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.
Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.
9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.
Основные виды речевых ошибок
Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.
1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…
2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.
Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)
Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)
Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)
Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)
3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;
4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;
5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;
6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;
7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;
диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;
9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;
10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.
Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:
Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.
12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.
Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:
Грамматические ошибки | Речевые ошибки |
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; | 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике. |
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; | 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор; |
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; | 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов. |
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; | 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы; |
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. | 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. |
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. | 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо. |
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. | 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой. |
смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. | смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе. |
Тренировочные задания
1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.
1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.
2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.
3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.
4. А у нас во дворе сделали новую качель!
5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.
6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.
7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.
8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.
9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.
10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.
11. Издали были видны плывущие бревна по воде.
12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.
1. Мы заранее предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»
3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень бережный человек.
6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Хватит тебе теребить старые раны.
8. Уровень благосостояния народа увеличивается.
9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.
10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.
11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.
Проверочные задания
3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.
1. Онегин скучает в светских гостиницах.
2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.
3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.
4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.
5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.
6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.
9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.
11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.
12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.
4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.
1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.
2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.
3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.
4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.
5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.
6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.
7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.
8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.
10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.
11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.
12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.
5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.
1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.
2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.
3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.
4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.
5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.
6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.
7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.
8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».
9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.
10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.
11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.
12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.
Комментарий к заданию 1.
1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.
2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.
3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.
4. Слово качели имеет форму только множественного числа.
5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.
6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.
7. Смешение прямой и косвенной речи.
8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.
9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.
10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…
11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.
12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…
Комментарий к заданию 2.
1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.
2. Во времена Гоголя аэропортов не было.
3. Тавтология: глубже, глубь.
4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.
5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.
6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.
7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.
8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.
9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.
10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.
11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).
12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.
Ответы к заданиям:
№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;
№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;
№5: 1, 5, 7, 10.
Литература
1.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2009.
2.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь, 2000.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Без ответов: z6.pdf
С ответами: z6-o.pdf
Автор: Наталья Осипович | vk.com/id2542971
1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.
2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.
3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.
4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.
5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.
6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.
7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.
8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.
9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.
10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.
11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.
12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.
13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.
14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.
15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.
16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.
17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.
18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.
19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.
20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.
21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.
22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.
23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.
24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.
25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.
26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?
27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.
28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.
29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.
30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.
31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.
32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.
33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.
34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.
35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.
36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.
37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.
38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.
39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.
40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.
41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.
42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.
43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.
44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.
45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.
46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.
47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.
48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.
49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.
50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Определение
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одного и тоже значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
- главный приоритет;
- первый дебют;
- ценные сокровища;
- наружная внешность;
- необычный феномен;
- пернатые птицы;
- полное фиаско;
- равная половина;
- неожиданный сюрприз;
- памятный сувенир;
- сегодняшний день;
- ответная реакция;
- предельный лимит;
- начальные азы;
- ладонь руки;
- государственный чиновник;
- уникальный раритет;
- взаимная помощь;
- передовой авангард;
- утренний рассвет;
- полный аншлаг;
- эмоциональные чувства.
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
Авторская речь — это речь автора.
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Словарик плеоназмов
Примечание
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным.
А | |
автоматический рефлекс | акватория водных объектов |
активная деятельность | антагонистическая борьба |
ареал обитания | ароматные духи |
арсенал оружия | атмосферный воздух |
Б | |
бесполезно пропадает | бесплатный подарок |
бестселлер продаж | биография жизни |
большое и видное место | большое человеческое спасибо |
бывший экс — чемпион | букет цветов |
В | |
взаимоотношения между супругами | взаимный диалог |
водная акватория | возобновиться вновь |
ведущий лидер | вернуться назад |
взлетать вверх | видел своими глазами |
визуальное изображение | всенародный референдум |
VIP-персона | возвращаться обратно |
воспоминания о былом | в конечном итоге |
внутренний интерьер | впервые дебютировал |
впервые знакомиться | впереди лидирует |
временная отсрочка | все и каждый |
выплаченная (заработная) плата | |
Г | |
героический подвиг | гибель человеческих жертв |
гигантский/огромный исполин | главная суть |
главный лейтмотив | главный приоритет |
гнусная ложь | голубая синева |
госпитализация в больницу | |
Д | |
депиляция волос | демобилизоваться из армии |
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт | движущий лейтмотив |
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус | дополнительный овертайм |
другая альтернатива | |
Е | |
единогласный консенсус | |
Ж | |
жестикулировал руками | живут скучной жизнью |
З | |
заданные данные | заведомая клевета |
заезжий гастарбайтер | злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией |
занудный и скучный (одно слово лишнее) | захватывающий триллер |
И | |
избитая банальность | изобиловал большим количеством |
имеет место быть | импортировать из-за рубежа |
инкриминировать вину | интервал перерыва |
интерактивное взаимодействие | информационное сообщение |
исключительно эксклюзивный | истинная подоплёка |
истинная правда | истинная реальность |
IT — технологии | |
К | |
карательная репрессия | кивнул головой |
коллега по работе/по профессии | коммуникативное общение |
консенсус мнений | короткое мгновение |
коррективы и поправки (одно слово лишнее) | крайне экстремистский |
краткое резюме | круглосуточный нон – стоп |
Л | |
ладони рук | ледяной айсберг |
линия ЛЭП | лично я |
лицо в анфас | локальные места |
М | |
маршрут движения | международный интернационализм |
мемориальный памятник | меню блюд |
местный абориген | мёртвый труп |
молодая девушка | молодой юноша |
монументальный памятник | морально — этический (одно слово лишнее) |
моргнул глазами | молчаливая пауза |
моя автобиография | мизерные мелочи |
минус три градуса мороза ниже нуля | минута времени |
мимика лица | мужественный и смелый (одно слово лишнее) |
Н | |
на высоком профессиональном уровне | наглядно демонстрировать |
надо закончить/завершить начатую работу | наиболее оптимальный |
на сегодняшний день = на сегодня | наследие прошлого |
народный фольклор | на удивление странно |
начальные азы | негодовать от возмущения |
незаконные бандформирования | неиспользованные резервы |
необоснованные выдумки | необычный феномен |
немного приоткрыть | неподтверждённые слухи |
неприятно резать слух | нервный тик |
неустойчивый дисбаланс | ностальгия по тебе |
ностальгия по родине | |
О | |
объединённый союз | объединиться воедино |
огромная махина | осколок сломанной (вещи) |
онлайн – вебинары в Интернете | опытно – экспериментальный (одно лишнее) |
опытный эксперт | основной лейтмотив |
отара овец | ответная контратака |
ответная реакция | отступать назад |
очень крохотный | |
П | |
памятный сувенир | патриот родины |
первая премьера | пережиток прошлого |
период времени | пернатые птицы |
перманентное постоянство | перспектива на будущее |
печатная пресса | письменное делопроизводство |
повторить снова | подводный дайвинг |
подняться вверх по… | повседневная обыденность |
пожилой старик | полное право |
полный карт-бланш | полностью уничтожен |
по направлению к (место) | планы на будущее |
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) | по моему личному мнению |
популярный шлягер | посетить/побывать с визитом |
поступательное движение вперед | предварительное планирование |
предварительная предоплата | предварительный анонс |
предчувствовать заранее | предупредить заранее |
прейскурант цен, тарифов | приснилось во сне |
производство работ | простаивать без дела |
проливной ливень | промышленная индустрия |
прошлый опыт | полный аншлаг |
полное фиаско | попытка покушения |
популярный шлягер | потрясающий шок |
почтовая корреспонденция | путеводная нить Ариадны |
пять рублей (любой другой вариант) денег | |
Р | |
равная половина | рассказчик рассказывал (другой глагол) |
реальная действительность | революционный переворот |
регистрационный учет | реорганизация организации |
рыбная уха | |
С | |
самовольный прогул | самое ближайшее время |
самое выгоднейшее | саммит на высшем уровне |
самый лучший | сатирическая карикатура |
свободная вакансия | секретный шпион |
сенсорный датчик | сервисная служба |
сервисные услуги | сжатый кулак |
СD — диск | система СИ |
система GPS | скоростной экспресс |
скриншот с экрана монитора | смешивать вместе |
SMS — сообщение | совместная встреча |
совместное соглашение | совместное сотрудничество |
соединить воедино | спуститься вниз по … |
странный парадокс | страсть к графомании |
строгое табу | суеверная вера |
существенная разница | счёт на оплату |
Т | |
так, например (одно слово лишнее) | тайный аноним |
тем не менее, однако (одно слово лишнее) | темнокожая негритянка |
тестовые испытания | тёмный мрак |
толпа людей | только лишь (одно из слов лишнее) |
топтать ногами | травматическое повреждение |
тридцать человек строителей (и другие варианты) | трудоустройство на работу |
торжественная церемония инаугурации | |
У | |
увидеть своими глазами | увидеть собственными глазами |
уже имеющийся | уже существовал |
умножить во много раз | услышать своими ушами |
упал вниз | установленный факт |
устойчивая стабилизация | утренний рассвет |
Ф | |
финальный конец | форсирует ускоренными темпами |
Х | |
храбрый герой | хронометраж времени |
Ц | |
целиком и полностью (одно лишнее) | ценные сокровища |
цейтнот времени | |
Ч | |
человеческое общество | человеческое спасибо |
честолюбивые амбиции | чрезвычайно громадный |
Ш | |
шоу – показ (одно слово лишнее) | |
Э | |
экспонаты выставки | эмоциональные чувства |
энергичная деятельность | эпицентр событий |
Ю | |
юная молодёжь | |
Я | |
я знаю, что | январь (и любой другой) месяц |
Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»
В Вашем браузере должен быть разрешен прием cookies
Некоторые курсы, возможно, открыты для гостей
Вы в первый раз на нашем сайте?
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ
Для регистрации и входа на сайт используйте логин и пароль доменов Дальрыбвтуза: @dgtru.ru (для преподавателей) или @stud.dgtru.ru (для студентов). Для пользователей, не имеющих почты в домене dgtru.ru необходимо подать заявку на получение почты📧.
При первом входе на сайт необходимо заполнить регистрационную форму: указать свои имя и фамилию, город, страну и адрес электронной почты (для записи имени и фамилии используйте кириллицу, отчество указывается только у преподавателей). На указанный адрес
вам придет письмо со ссылкой для подтверждения регистрации.
Для записи на курс может потребоваться кодовое слово, которое сообщит вам преподаватель.
В соответствии с регламентом работы в корпоративной сети пароль должен обновляться не менее одного раза в год. Для активации нового пароля необходимо зайти в учётную запись в компьютерной аудитории университета.
При возникновении проблем с работой на портале онлайн-обучения Дальрыбвтуза просьба обращаться по эл. почте online@dgtru.ru или оставлять запрос в мессенджере JivoSite на главной странице сайта Университета.
Вы здесь
Предложения в которых упоминается «поворот событий»
Заранее предвидя такой поворот событий, наша бригада обычно начинает знакомство с очередным начальником со скромной просьбы допустить их на какой-нибудь иной объект.
Тот явно был не готов к такому повороту событий.
Наш рыжий не ожидал такого поворота событий, ведь били сзади и видно не один раз.
Влюбиться во сне — к неожиданному повороту событий.
Девочка стояла в растерянности. Она очень испугалась такому повороту событий и не хотела продолжать.
Машину неизвестных злоумышленников, вероятно не ожидавших такого поворота событий, сорвало с трассы и швырнуло на обочину.
Все были готовы к любому повороту событий.
Такого поворота событий я никак не ожидал.
К такому повороту событий он готов не был. В комнате повисла тишина.
Этого не ожидал никто, поэтому все немного онемели, от такого поворота событий.
Тот явно растерялся от подобного поворота событий, но ствол не опустил. Быстро заговорил, вызывая наряд по адресу.
И безумно непосредственная, и, признаться, к подобному повороту событий он был не готов.
А я, вот ведь какая натура, даже немного обрадовался такому повороту событий — стрекот машинки не будет отвлекать меня от придумывательной работы.
Такого поворота событий начальница явно не ожидала.
Новый поворот событий заставил меня впасть в предобморочное состояние.
Возможно, в этих случаях нельзя было предусмотреть трагического поворота событий.
Пройдёт время, и их дружба не угаснет, они до конца дней своих будут испытывать к друг другу тёплые дружеские чувства, не смотря на крутой поворот событий в будущем.
— К тому же такой поворот событий её устроил.
Я узнал об этом намного позже, но я мог представить, почему он был одновременно разгневан и смущён таким поворотом событий.
Просто… просто бывают в жизни такие моменты, когда ты прямо ждёшь резкого поворота событий, когда повседневность настолько надоедает, что ты просто жаждешь нового в унылой серой киноленте дней.
Такой вот неожиданный поворот событий.
— Что ж, этим злосчастным поворотом событий я не премину воспользоваться, — продолжал жуткий витраж.
Тот, весьма удивлённый таким поворотом событий, заложил новую петлю, убегая прочь.
Такого поворота событий они никак не ожидали.
Я конечно был удивлён её действиями, но, признаюсь, рад такому повороту событий.
Хорошо помню её сюжет, захватывающий, с неуловимыми поворотами событий.
Пробормотав что-то вроде: «… интересный поворот событий», падре в течение часа нашёл няню, а вместо внушения несознательному брату ограничился раскуриванием трубки и порцией виски, исключительно для успокоения нервной системы.
Подобный поворот событий устраивал меня, хоть я на секунду и испытала сомнения, осознав, что, возможно, больше никогда не увижу бабушку.
Конечно, были недовольны таким поворотом событий, грозили, что я пожалею об этой сделке.
Но, откровенно говоря, она была даже рада такому повороту событий.
Работа над созданием космической колонии позволяла подстраховаться от любого возможного поворота событий.
Такой сон также предсказывает вам необычный поворот событий.
Именно такого поворота событий никто никогда не ждёт.
Я мяла платье, стараясь потянуть время, потому что к такому повороту событий оказалась совершенно не готова.
Обрадовался я такому повороту событий, что в доме моём, точнее, в квартире, производственная мастерская с шумом и гамом откроется?
Если брызги попали не на вас, а где-то рядом, то вас ждёт неожиданная встреча или неожиданный поворот событий.
Разговаривать с ней во сне — знак того, что вы запутались в ваших любовных делах, и только счастливый поворот событий может привести вашу любовную историю к счастливому завершению и обручению.
Наоборот — я считаю такой поворот событий в его жизни замечательным.
В конце концов, мы оба гасконцы и прекрасно понимаем, что иного поворота событий нельзя было и ожидать в данных условиях… Всего наилучшего!
От такого поворота событий я даже села на кровати.
Через несколько секунд на крыльце музея истерического зодчества появятся взбешённые таким неудачным для них поворотом событий мародёры.
Я опять растерялась. Пока такой потребности у меня не возникало, но кто знает, какой поворот событий меня ждёт.
Вот это поворот событий! Совершенно неожиданно и абсолютно непредсказуемо я оказалась меж двух огней!
Чего-чего, а такого поворота событий вдова никак не ожидала.
— Твой кошелёк ведь только при ином повороте событий пополняется.