Тактические ошибки супервизора

Тактические ошибки, наиболее часто встречающиеся во время супервизии:

1. ограничение свободы выбора пациента в принятии решений (мотивы психотерапевта начать психотерапию с пациентом превышали мотивы последнего);

2.    нечеткое формулирование запроса со стороны пациента;

3.    не произошло разделение ответственности между психотерапевтом и пациентом за поставленные задачи;

4.    пациент неправильно интерпретировал информацию о целях и характере психотерапии;

5.    психотерапевт не учел готовность семьи и пациента к изменениям; возвращение семьи к прежним стереотипам в области воспитания; не учтена «вторичная выгода» симптома во время психотерапии;

6.    психотерапия не соответствовала ресурсам пациента (темпу, клинической картине);

7.    низкая мотивация на изменения (эго-синтонная направленность расстройства), не раскрыто табу на определенные темы при проведении психотерапии.

Тактические ошибки вытекают преимущественно из-за отсутствия у психотерапевта четкой концептуальной базы психосоциогенеза данного расстройства у данного пациента, из неумения планировать работу и прогнозировать ее результаты. В таком случае психотерапевты концентрируют внимание преимущественно на выполнении различных упражнений, упуская из виду чувства, мысли и цели самого пациента. Такая психотерапия не соответствует ресурсам пациента и повышает риск неблагоприятных последствий психотерапии.

Строгое определение целей психотерапевтического воздействия способствует отбору содержания и построению процесса психотерапии, организации психотерапевтической помощи и, наконец, выбору конкретного метода.

Кроме того, к ошибкам и затруднениям могут приводить личностные проблемы самого психотерапевта: тревога и неуверенность, неконтролируемый контрперенос, проективная идентификация, наличие жестких поведенческих стереотипов, низкий эмпатический потенциал, неконгруэнтность, отсутствие эмпатии, жесткая установка на конфронтацию с пациентом или неумение продуктивно спорить, невозможность определения пределов своих возможностей и др.

Вполне понятно, что положительный эффект супервизии зависит от удовлетворения потребности психотерапевта в поддержке наставника и группы, в уважении и обучении. Супервизор должен исходить из позитивного намерения способствовать личностному росту другого, а не удовлетворению своих амбиций. Если каких-то элементов недостает, супервизия может быть «сорвана», а у супервизируемого возникнут негативные переживания.

В психотерапии как ни в одной другой области велика роль профессиональных сообществ. Обсуждение сложных случаев из практики на балинтовских группах, супервизия сеансов психотерапии, поддержка коллег позволяют психотерапевту сохранять здоровье и профессиональное долголетие.

Группа коллег при проведении групповой супервизии действует как поддерживающая система, объединяя профессионалов в своем городе, регионе, и служит инструментом профилактики профессиональной деформации психотерапевта.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Шпаргалки по дисциплине практическая психология

1) Ошибки диагностики возникают из-за неумелого проведения интервью и слабого знания клинико-психологической диагностики, невнимания к вербальной и невербальной информации от клиента.

Метод фокус-анализ: техника, которая позволяет проанализировать все возможные проблемы клиента:

—   фокус на клиенте;

—   фокус на др. личности;

—   фокус на проблеме;

—   фокус на психологе;

—   фокус на общности;

—   культурно-контекстный анализ.

Адекватное использование диагностических методик:

—   перенос/контрперенос;

—   резкая интерпретация;

—   открытая критика.

Гипердиагностика/гиподиагностика.

2) Ошибки присоединения – отражают ограничения психологом свободы выбора принятия решения клиентом, когда мотивы взятия на терапию самого специалиста не совпадают с мотивами клиента.

3) Тактические ошибки:

—   ограничение свободы выбора принятия решения клиентом;

—   нечёткое формулирование запроса со стороны клиента;

—   не произошло разделение ответственности между специалистом и клиентом за поставленные задачи;

—   клиент неправильно интерпретировал информацию о целях и характере психотерапии;

—   психотерапия не соответствовала ресурсам клиента (темпу, клинической картине);

—   низкая мотивация на изменения;

—   не раскрыто табу на определенные темы при проведении психотерапии.

Этическая
супервизорская практика осуществляется
как с целью обращения к внутреннему
миру пациента через внутренний мир
супервизируемого, так и с целью
одновременного обращения к бессознательным
конфликтам, возникающим у супервизируемого
при его работе с пациентами.

Конфиденциальность.
Если супервизор или супервизорская
группа получат доступ к материалу
пациента, то может возникнуть этический
конфликт, поскольку при этом нарушается
абсолютная конфиденциальность между
пациентом и аналитиком. Следует решить,
этично ли обойтись без согласия пациента
на представление его материала к
рассмотрению на супервизии; в равной
мере это относится и к решению о публикации
клинического материала. Вариантом может
быть сообщение пациенту в начале лечения
о возможности того, что относящийся к
терапии материал будет передан на
супервизию.

Для того, чтобы
процедура супервизии была полезной и
этичной, ее следует уподобить
терапевтической процедуре. Для этого
предлагается соблюдать ряд простых
основных правил, тесно соотнесенных с
такими основными терапевтически и
правилами, как нейтральность, анонимность,
надлежащим образом оговоренная оплата,
регулярные встречи в установленное
время.

Вопросы
институализации.
При проведении супервизии в организации,
часто возникают трудности в связи с
конфеденциальностью, некачественно
составленным контрактом, неправильным
распределением ответственности. Поэтому
при внимательном отношении к правильному
составлению контракта, заключаемого
между супервизором, супервизируемым и
нанявшим их учреждением, будут соблюдаться
границы конфиденциальности и осуществляться
эффективное супервизирование.

Вопросы,
связанные с оценкой
.
Важное отличие роли аналитика от роли
супервизора состоит в том, что к
супервизору часто обращаются с просьбой
дать качественную оценку работы
супервизируемого. Супервизор может
переживать за практиканта, борющегося
за повышение своей квалификации, однако
тот же супервизор должен составить
отчет, на основании которого обучение
практиканта будет завершено или
продолжено. Любое действие в такой
ситуации повлияет на работу практиканта
с пациентом и на характер отношений
между супервизором и супервизируемым;
при этом суровому испытанию может быть
подвергнуто установление хорошего
рабочего альянса.

27. Классификация трудностей в супервизорской деятельности (ошибки тактические, ошибки присоединения, ошибки диагностики).

1) Ошибки
диагностики

возникают из-за неумелого проведения
интервью и слабого знания
клинико-психологической диагностики,
невнимания к вербальной и невербальной
информации от клиента.

Метод фокус-анализ:
техника, которая позволяет проанализировать
все возможные проблемы клиента:

    • фокус
      на клиенте;

    • фокус на др.
      личности;

    • фокус
      на проблеме;

    • фокус на психологе;

    • фокус на общности;

    • культурно-контекстный
      анализ.

Адекватное
использование диагностических методик
:

    • перенос/контрперенос;

    • резкая интерпретация;

    • открытая критика.

Гипердиагностика/гиподиагностика.

2)
Ошибки
присоединения

– отражают ограничения психологом
свободы выбора принятия решения клиентом,
когда мотивы взятия на терапию самого
специалиста не совпадают с мотивами
клиента.

3) Тактические
ошибки
:

    • ограничение
      свободы выбора принятия решения
      клиентом;

    • нечёткое
      формулирование запроса со стороны
      клиента;

    • не произошло
      разделение ответственности между
      специалистом и клиентом за поставленные
      задачи;

    • клиент неправильно
      интерпретировал информацию о целях и
      характере психотерапии;

    • психотерапия не
      соответствовала ресурсам клиента
      (темпу, клинической картине);

    • низкая мотивация
      на изменения;

    • не раскрыто табу
      на определенные темы при проведении
      психотерапии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Страх перед супервизией у начинающих гештальт-терапевтов часто связан либо с непроработанной нарцистической частью, либо с опытом травмирующих супервизий. И то, и другое порождает опасение совершить ошибку и вынуждает избегать показывать свою работу старшим коллегам, чтобы не сталкиваться с мучительным переживанием вины или стыда. И это, конечно, можно понять. Поскольку многие из нас в детстве (да и во взрослом возрасте) в ответ на свои ошибки получали наказание в виде, собственно, обвинений или пристыживания, то нет ничего удивительного в том, что ошибка переживается, как преступление, за которое неминуемо наступит заслуженное возмездие.

  • Однако давайте рассуждать логически. Преступление становится таковым, если есть в наличии пострадавший (коим, если кто и является в учебных сессиях, так это сам начинающий терапевт). Но если даже и преступление, то ненамеренное. Уже «срок» меньше ;)

«Лечить» вину и стыд я тут не планирую – ограничусь обшучиванием этой большой и муторной темы, – а хочу дальше выделить три группы ошибок терапевтов, и обозначить способы их устранения. Чтобы было впредь не так страшно. Для иллюстрации и развлечения не специалистов, я сопровожу их всем понятными «пищевыми метафорами». Поехали.
Во-первых, есть ошибки, связанные с отсутствием необходимых знаний по тем или иным вопросам. Например, незнание правил проведения эксперимента в сессии. Или незнание как работать с интроектом.
«Лечится» чтением книг, конспектов, слушанием лекций, наблюдением за работой старших коллег.

  • Пищевая метафора. Если не знаешь, как сделать лазанью, — рецепт в помощь. Или мама. ))

Во-вторых, есть ошибки, связанные с тем, что знания присутствуют, но на уровень навыка использования этих самых знаний – не выходят. Например, терапевт знает все способы прерывания контакта, но не различает их. Или различает, но не может выбрать способ, которым можно работать с конкретным сопротивлением. Или знает про то, что нужно прояснить запрос, но не знает, «это» уже запрос или нет?
«Лечится» опытом, который нужно набрать, пробуя, рискуя и делая неизбежные в данном случае ошибки. Плюс регулярная супервизия – в первую очередь очная, на интенсивах или в группах.

  • Пищевая метафора. Есть мясо, и надо его приготовить, выбрав подходящие специи. Специи разные и их много. Мясо тоже бывает разное. Как выбрать – и сразу правильно – не понятно. Придется экспериментировать, пробуя разные специи с разными продуктами, изучая разные рецепты, исследуя свои вкусы и предпочтения. И, конечно, предлагая пробовать вашу еду другим людям или группам лиц (желательно не стремящимся вам понравиться ;)).

И, в-третьих, это ошибки, связанные с собственной личностной проработкой терапевта. У каждого бывают моменты, когда он попадает в темы, обстоятельства или отношения, когда осознавание прерывается и с ним начинает что-то происходить. Скажем, у вас – внезапно – язык не поворачивается сказать клиенту, что пропуск оплачивается. Или на предложение клиента снизить частоту встреч, вы как-то подозрительно быстро соглашаетесь, не разобравшись, что к чему. Или клиент плачет, а у вас вдруг случается приступ слабоумия…
Итак, с вами что-то происходит, и вы уже не можете ни воспользоваться имеющимися знаниями, ни обратиться к наработанным навыкам. Такое происходит с каждым в начале практики, независимо от того, сколько у него часов собственной личной или групповой терапии. Причина в том, что мы ловко научаемся в течение жизни обходить моменты, которые для нас трудны или болезненны, и это может никак, ни в каком виде не появиться в поле зрения вашего терапевта. Но каждый следующий, новый клиент, будет приносить вам много интересного, не всегда приятного, но всегда нового знания о самом себе. :)
«Лечится» собственной личной терапией. Или групповой. И заочной супервизией.

  • Пищевая метафора. Ээээ Не родилась. Вдруг вы сами придумаете?

Всем добра! Воодушевляющий супервизор. :)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Такой поворот дела он предвидел заранее ошибка
  • Такой зонт более женский чем мужской ошибка
  • Такое поле сводной таблицы уже существует ошибка
  • Такое поведение не свойственно для образованного человека ошибка
  • Такое поведение заслуживает награду ошибка