Тетрадь для работ над ошибками

                                                             В.Г.Швацкая,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5

Красноармейский район,

Краснодарский край.

Тетрадь

для индивидуальной работы над орфографическими ошибками

по русскому языку

5-8 класс

2012 г.

Рекомендовано

Рецензент:

            Данная тетрадь адресована учащимся 5-х-8-х классов. Её основное назначение – формирование и закрепление орфографической грамотности в процессе диагностики и коррекции индивидуальных орфографических затруднений ученика, группы учащихся или класса в целом.

            Тетрадь может быть использована в качестве справочника на этапах обучения и повторения материала при подготовке к ЕГЭ.

            Рекомендуется учащимся и учителям средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Окажет реальную помощь школьникам 5-8 классов в углублении орфографической грамотности по русскому языку.

От автора.

Дорогие ребята!

         Как часто, овладевая грамотным письмом, мы делаем многочисленные ошибки! На пути к грамотности ребятам сопутствуют разочарование, слёзы, неудовлетворительные отметки, а зловредные ошибки множатся… Ученик теряет веру в свои силы.  Как быть? Не стоит отчаиваться.

         Перед вами, ребята, пособие, которое поможет навести порядок в стране орфографических ошибок, каждая их которых имеет своё место в таблице, помещённой в начале тетради. Здесь действуют маленькие правила, которые поясняют главный закон той или иной орфограммы.

         Первая часть насчитывает 28 орфограмм. Это «Правописание гласных (А), Согласных (Б), чередующихся гласных (В), а также буквы Ъ, Ь. (Г)».

         Во второй части – 4 орфограммы. Она называется «Раздельные, слитные и дефисные написания слов и их частей».

         Третья часть – «Употребление прописной буквы».

         «Правила переноса слов» — четвёртая часть таблицы.

         Для каждой орфограммы в таблице указана страница, на которой она расположена в тетради. Здесь вы найдёте правило и место для работы над ошибками.

         Успехов вам, ребята, на пути усвоения орфографических правил!

Орфографическая таблица

I А. Правописание гласных

1.

Безударная проверяемая гласная корня

Поля-поле

10 стр.

2.

Безударная непроверяемая гласная корня

Багаж

11

3.

Безударные гласные Е, И в окончаниях существительных

В армии, на фабрике

12

4.

Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов

Стелешь

Дышим

13

5.

Безударные гласные в окончаниях прилагательных

Грозного

14

6.

Буквы О,Е после шипящих в корне слова

Шёлк, шов

15

7.

Буквы О,Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных

Врачом

Солнцем

Большому

16

8.

Безударные гласные между основами (соединительные гласные О, Е)

Птицелов

вагоновожатый

17

9.

Буквы Ы, И после Ц

Цирк, цыган

18

10.

Безударные суффиксы -О-, -А- на конце наречий

Справа

Влево

19

11.

Гласные И, У, А после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Чаща, жизнь, широкий

20

12.

Правописание приставок при-, пре-

Прибыть,

Преградить

21

13.

Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-

Сыночек

Ключик

22

14.

Правописание Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.

Розыгрыш

межинститутский

23

I Б. Правописание согласных

15

Согласные в корне слова

Косьба

дрожжи

24            

16

 Непроизносимая согласная в корне слова

Местность

вкусный

25

17

Буквы З, С на конце приставок

Распилить

безбрежный

26

I В. Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова

18

Безударные чередующиеся гласные Е, И в корнях

             -бер-, -бир-

             -тер-, -тир-

             -мер-, -мир-

             -пер-, -пир-

             -дер-, -дир-

             -стел-, -стил-

             -жег-, -жиг-

Собирать

соберу

27

19

Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях:

       -лож-, -лаг-

       -кос-, -кас-

Приложить

касаюсь

28

20

Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях:

 -рос-, -раст- (-ращ-)

Растительный

Росла

росток

29

21

Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях:

-гор-, -гар-

-зор-, -зар-

-клон-, -клан-

-твор-, -твар-

-плов-, -плав-

Загар

заря

30

IГ. Буквы Ь, Ъ        

22

Разделительные Ъ, Ь

Подъезд

льют

31

23

Ь для обозначения мягкости согласных

Банька

речной

32

24

-тся, -ться в глаголах

Хочу учиться

Дети учатся

33

25

Правописание Ь после шипящих на конце существительных

Дочь

ветошь

34

26

Буква Ь после шипящих в глаголах неопределённой формы (инфинитив)

Жечь

стричься

35

27

Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица, ед.числа

Идешь

улыбаешься

36

28

Краткие прилагательные с основой на шипящий

могуч

37

II Раздельное, слитное и дефисное написание слов и их частей

29

Не с глаголами

Не хочу

ненавидеть

38

30

Не, ни в отрицательных наречиях и местоимениях

Негде

никто

39

31

Дефисное написание приставки кое-, суффиксов: -то, -либо, -нибудь в наречиях и местоимениях

Кое-кто

Кое-где

Когда-нибудь

40

32

Правописание сложных слов с пол- (половина)

Пол-улицы

полкниги

41

III Перенос слов

33

Правила переноса слов

Лес-ной, объ-яснить, кубан-ский

42

IV Употребление прописной буквы

34

Прописная буква

Анна Ивановна

Россия

Краснодар

43

V Работа над ошибками, не вошедшими в таблицу

44

1.    Безударная проверяемая гласная корня (поля-поле)

·         Для проверки подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет под ударением.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

2.    Безударная непроверяемая гласная в корне (багаж)

·         Такие слова нужно запомнить. Произнеси эти слова вслух несколько раз. Проверь написание по словарю

·         Запиши однокоренные слова.

·         Подумай, почему это слово пишется именно так.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

3.    Безударные гласные Е, И в окончаниях существительных (на фабрике, в армии)

·         Е пишется в окончаниях существительных первого склонения в Д.п. и П.п. (по аллее), в окончаниях существительных второго склонения в П.п. (в огороде)

·         И пишется в окончаниях существительных третьего склонения в Д.п. и П.п. (о молодёжи), в окончаниях существительных женского рода на –ия в Р.п., Д.п., П.п (о России), в окончаниях существительных муж.р. на -ий и ср.р на –ие в П.п (о гении, о лезвии)

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

4.    Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов (дышим, стелешь).

·         Глаголы первого спряжения имеют окончание –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют, ут; второе спряжение –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

·         Ко второму спряжению относятся глаголы:

Все на –ить(кроме брить, стелить, зиждиться)

11 глаголов: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, гнать, держать.

·         Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Например: носишь — носить (II спр.)

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

5.    Безударные гласные в окончаниях прилагательных (грозного).

·         В прилагательных м.р., с.р., Т.п. ед.ч пишется –ым(-им), в П.п. –ом(-ем). Например: глубоким (каким?), в глубоком (каком?)

·         Прилагательные в ж.р. В.п. ед.ч. имеют окончание –ую(-юю), а в Р., Д., Т., П. – ой(-ей): в холодную зиму, морозной ночью.

·         Найди в предложении существительное, к которому относится прилагательное, и поставь вопрос. Горжусь весною (какою?) кубанскою.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

6.    Буквы О, Е после шипящих в корне слова (шёлк, шов).

·         В корне слова после шипящих под ударением пишется Ё (жёрдочка)

·         Слова исключения: шов, шорох, капюшон, крыжовник, трещотка, трущоба, чопорный, чокнутый, шомпол, шорник, шовинизм, шотландец, анчоус, боржом, джонка, жонглёр, джокер, шок, шоколад, шоссе, шофёр и др.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

7.    Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных (врачом, солнцем, большому).

·         После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется О, без ударения – Е: полотенцем, свинцом, плющом.

·         Поставь ударение в слове и верно определи, какую букву будешь писать

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

8.    Безударные гласные между основами (соединительные гласные О, Е). (Вагоновожатый, птицелов)

·         В сложных словах после основы на твёрдый согласный пишется соединительная гласная О. (Лесоруб)

·         После основы на мягкий согласный, на шипящий и Ц – соединительная гласная Е. (Кожеед, птицефабрика).

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

9.    Буквы Ы, И после Ц (цирк, цыган).

·         Буква  И пишется: в корне слова (цитата), в словах на –ция (лекция)

·         Буква Ы пишется: в окончаниях и суффиксах (улицы, сестрицын)

·         В корнях слов – исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цыц.

Дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

10. Безударные суффиксы –о-, -а- на конце наречий ( справа, влево)

·       Пишется –а-, если наречие образованно от бесприставочного прилагательного. Досуха<-сухой. (без приставки)

·       В наречиях с приставкой из-, до-, с- на конце пишется –о-, если они образованны от прилагательных, в которых уже были приставки. Досрочно <- досрочный  (с приставкой)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

11. Гласные И,У,А после шипящих Ж,Ш,Ч,Щ (чаща, жизнь, широкий)

·       После шипящих всегда пишутся И,У,А: площадь, чудо.

·       Исключения: жюри, брошюра, парашют.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

12. Правописание приставок пре-, при-. ( прибыть, преградить).

·        Пишутся в зависимости от своего значения:

                      Пре- = очень ( высшая степень действия и качества) преседой.

                                =пере- ( близкая к пере-) прервать = перервать.

·         При- =расположение вблизи: привокзальный.

          =неполное действие: прилечь.

          =присоединение, приближение: приклеить.

·         При работе над ошибкой укажи, какое значение слову придает приставка.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

13. Правописание суффиксов –ек, -ик. (сыночек, ключик)

·         Суффикс –ик, (-ник, — чик,) при склонении сохраняет гласный И: кирпичик- кирпичика.

·         Суффикс –ек имеет беглый гласный, который «убегает» при изменении слова. Например, звоночек- звоночка.

·         Просклоняй слова, чтобы узнать суффикс.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

14. Правописание Ы,И после приставок, оканчивающихся на согласную. (розыгрыш, межинститутский)

·         После приставки, оканчивающейся на согласный, вместо И пишется Ы: подытожить (итог)

·         Буква И пишется после приставок меж-, сверх-: сверхизысканный.

·         После приставок на гласный пишется И: соискать, доиграть.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

15. Согласные в корне слова (косьба, дрожжи)

·         Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить слово или подобрать к нему родственные так, чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук. Например, смазка- смазать

·         Запомни слова: ссора, вожжи, дрожжи, жжение, можжевельник и однокоренные с     ними.

·         Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть  заканчивается, а другая начинается с одной и той же согласной: главврач.

·         Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, корня и суффикса, если предыдущая часть заканчивается, а последующая начинается одной и той же согласной: воззвание, сонный.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

16. Непроизносимые согласные в корне (вкусный, местный)

·         Проверяются изменением формы слова или подбором однокоренного слова, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный: грустный- грустен.

·         Запомни: вкусный, чудесный, опасный, искусный, словесный, ужасный. (в них непроизносимого согласного нет)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

17. Буквы З-, С- на конце приставок. ( распилить, безбрежный)

·         В приставках на З-(С-) перед звонкими согласными пишется З, перед глухими- С: разбудить, бесплатный.

·         Глухие: [К,П,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Щ,Ш ]

·         Приставки З нет! Сшить, сбить.

·         Здесь, здание, здоровье, ни зги. (приставки нет)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

18. Безударные чередующиеся гласные Е,И в корнях: -бер/бир-,

-мер/мир-, -тер/тир-, -пер/пир-, -дер/дир-, -стел/стил-, -жег/жиг-.

( собирать, соберу).

·         Буква И пишется, если после корня стоит суффикс –а-,

·         Если нет –а-, пиши Е: 

                                        Набирал- наберу,

                                       Застилаю- застелю.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

19.  Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -лож-,    -лаг-, -кас-, -кос-. (приложить, касаюсь).

·         -а- пишется, если за корнем следует суффикс –а-: положения- полагаю, прикоснусь- касательная.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

20.Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -раст-(-ращ), -рос-. (растительный, росток, росла)

·         В корнях: -раст-(-ращ-), -рос- перед СТ , Щ пишется А: подрастать, поросль, выращенный.

·         Запомни: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.   

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

21. Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -гор/гар-,         -зар/зор-, -клон/клан-, -твор/твар-, -плов/плав-. (загар, заря).

·         Под ударением пишется та гласная, которая слышится: зори, поклон, плавать.

·         Без ударения: -гор-, -клон-, -твор-, -плов-, -зар-: зарница, загорел.

·         Запомни слова: утварь, зоревать, выгарки, изгарь, пловец, пловчиха.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

22. Разделительные Ъ,Ь (подъезд, льют)

·        Ъ пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я только после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд.

·        В остальных случаях пишется Ь: соловьи, семья.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

23. Ь для обозначения мягкости согласных (банька, речной)

·         Ь используется для обозначения мягкости предыдущего согласного, если этот согласный не является всегда мягким  (ч, щ) или смягченным под воздействием соседнего звука: печальный.

·         В сочетаниях: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ- Ь не пишется.

·         Помни, что мягкость согласных обозначается не только Ь, но и с помощью стоящих после  них гласных: Е,Ё,Ю,Я,И. Например: пилят.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

24. –тся, ться в глаголах (хочу учиться, дети учатся)

·          -тся пишется в глаголах 3 лица ( они отвечают на вопросы: что делают? Что делает?) собираются.

·          -ться пишется если отвечает на вопрос: что делать? (инфинитив) собираться.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

25.Правописание Ь после шипящих на конце существительных (дочь, ветошь)

·         Ь пишется на конце существительных женского рода 3 скл.: печь, ветошь, молодежь.

·         У существительных не 3-го скл Ь не пишется: грач (м.р. 2 скл), много туч ( ж.р. 1 скл)

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

26. Буква Ь после шипящих в глаголах неопределенной формы (инфинитив) (жечь, стричься)

·         В неопределенной форме (инфинитиве) пишется Ь. (что делать? Что сделать?) стеречь.

·          Ь сохраняется перед суффиксом –ся: беречься.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

27. Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (идешь, улыбаешься)

·         После шипящих в глаголах 2л., ед.ч. пишется Ь: несешь.

·         Ь сохраняется перед суффиксом –ся: купаешься.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

28. Краткие прилагательные с основой на шипящий. (могуч)

·         Краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без Ь: колюч, дремуч, пахуч.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

29. НЕ с глаголами ( не хочу, ненавидеть)

·         НЕ с глаголами пишется раздельно: не был, не брать.

·         Запомни слова, которые без НЕ не употребляются:  негодовать, недоумевать, ненавидеть, неймется, невзлюбить, неистовствовать.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

30. НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях. ( негде, никто)

·         Под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения- НИ- (слитно): некуда, некогда, никуда, никто, ничем.

·         НЕ/НИ пишутся с местоимениями раздельно, если отделим от него предлогом: не с кем, ни у кого.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

31.  Дефисное написание приставки кое-, суффиксов –то, -либо, -нибудь в наречиях и местоимениях. (кое-кто, кое-где, когда-нибудь)

·         приставка кое-, суффиксы –то, -либо, -нибудь с наречиями и местоимениями пишутся  через дефис: где-то, кто-нибудь, кое-кого.

·         Приставка кое- с местоимениями пишется раздельно, если отделима предлогом: кое у кого, кое с кем.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

32. Правописание сложных слов с пол- (половина) (полкниги, пол-улицы)

·         Дефис после пол- ставится:

                          перед гласной: пол-яблока, пол-арбуза.

                          перед всеми прописными буквами: пол-Москвы, пол-Краснодара.

                          перед согласной Л: пол-листа, пол-лимона.

·         В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно: полгруши.

·         Слова с полу- всегда пишутся слитно: полуграмотный

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

33. Перенос слов (лес-ной, объ-яснить, кубан-ский)

·         Слова переносятся по слогам. Ъ,Ь,Й от предшествующих букв не отделяются: боль-ной, май-ка, объ-явить.

·         Нельзя переносить одну букву!

·         Нежелательно разбивать приставки и суффиксы: рас-тянуть, мор-ской.

·         При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: длин-ный, касс-са.

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

34. Употребление прописной буквы ( Анна Ивановна, Россия, Краснодар)

·         С прописной буквы пишется первое слово предложения.

·         Собственные имена лиц, клички животных, названия видов растений ( кроме общепринятых названий цветов и плодов: анютины глазки ), имена действующих лиц в басне, сказке, пьесе ( Соловей, Волк ), имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий ( Зевсов гнев );

·         Различные названия ( географические, астрономические, памятников, орденов, медалей, книг, спектаклей, фильмов и т.д. ): Кавказ, Водолей, орден Славы, медаль «За отвагу», теплоход «Шевченко».

·         Заглавия книг, названия журналов, газет, фильмов, заводов, фабрик заключаются в кавычки: газета «Известия».

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

V.   Для работы над ошибками, не вошедшими в таблицу. 

дата

Слово, в котором допущена ошибка

Проверочная форма слова или однокоренное слово

Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена
ошибка
Примеры
Решает решать – 1 спр. колет — колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными
членами
                                               
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах
пред.
                                               
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
                 
5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров.
ударением
                                           
2 Безударные гласные в корне слова,
непров. удар.
                                           
3 Согласные буквы в корне слова и на конце
(гл. и зв., непроизносимые согласные)
                                           
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися
гласными
                                           
12 Ь после шипящих на конце у
существительных муж. и ж.р.
                                           
13 Падежные окончания имён
существительных
                                           
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах
прошедшего времени
                                           
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1

Курсы повышения квалификации

Русская орфография и пунктуация в вопросах и ответах

Продолжительность 72 часа

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

По русскому языку в общеобразовательной школе каждый обучающийся обязан вести следующие тетради:

  • Рабочая, 2 шт.
  • Для контрольных работ.
  • По развитию речи.

Иногда в 9-11 классах по требованию учителя ребята ведут дополнительно общую тетрадь, куда записывается теоретический материал в форме схем, таблиц, печатных вкладок и т.п. Материалы эти помогают систематизировать знания при подготовке к экзамену.

Правила оформления и ведения тетрадей по русскому языку

Каждая тетрадь должна быть объемом в 18 листов и выглядеть единообразно (например, зеленого цвета). В 9-11 классах допускается заводить для классных и домашних работ тетради объемом в 48 листов.

Титульный лист в рабочих тетрадях оформляется по образцу:

Тетрадь

для работ по русскому языку

ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса

МБОУ «СОШ №15» г. Ульяновска

Петровой Татьяны

Тетрадь

для контрольных работ

по русскому языку

ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса

МБОУ «СОШ №12» г. Северодвинска

Петровой Татьяны

Тетрадь

по развитию речи

ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса

МБОУ «СОШ №12» г. Северодвинска

Петровой Татьяны

Все виды работ выполняются шариковой ручкой с пастой синего цвета.

Дата записывается по центру, далее называется вид работы.

Например:

Пятнадцатое декабря.

Классная работа.

Пятнадцатое декабря.

Контрольный диктант.

Первый снег

Пятнадцатое декабря.

Изложение.

Борис Житков

Точки не ставятся после названия текста или темы сочинения, исключение составляет лишь «!» или «?».

Номера упражнений указываются по центру листа и без точек:

Упражнение №100

Красная строка соблюдается с каждым новым заданием или абзацем текста. Интервал между любым видом работ или отметкой — 2 строки. Подчеркивания, обозначения выполняются простым карандашом.

Сроки проверки тетрадей по русскому языку

  • В 1-5 и первом полугодии 6 класса — ежедневно;
  • В 6, 7, 8 классе — несколько раз в неделю.
  • В 9-11 классах — по мере необходимости.

Контрольные работы с отметками возвращаются обучающимся на следующий день после проведения. На проверку изложений и сочинений отводится не более двух дней. Исключение: 9-11 классы, не более 7 дней на проверку.

У слабых, отстающих обучающихся или тех, которые занимаются по индивидуальной программе, регулярно проверяется каждая работа, а на проверенный диктант, изложение или сочинение возвращается на следующий же день.

Точные сроки проверки тетрадей по русскому указаны в специальном документе школы.

Как указываются ошибки в тетради по русскому языку?

В рабочих тетрадях ошибки пунктуационные, орфографические, грамматические могут быть исправлены красной пастой прямо в тексте работы.

При проверке контрольных работ и работ по развитию речи каждая ошибка исправляется в тексте и выносится на поля условными обозначениями, где

  • | — орфографическая ошибка в слове;
  • v — пунктуационная ошибка, знак препинания;
  • г — грамматическая ошибка, неверное употребление падежа или формы слова.

В творческих работах (сочинение, изложение, эссе и т.п.) первая отметка ставится за содержание, при этом на поля также выносятся следующие типы ошибок:

  • ф — фактическая ошибка, дана недостоверная информация;
  • л — логическая ошибка, абзацы построены не по порядку или опровергается только что доказанное;
  • р — речевая ошибка, штамп или неверное употребление слова.

При подсчете фактические и логические суммируются.

Работа над ошибками в тетради

Работа над ошибками проводится после проверки контрольных работ или работ по развитию речи. Для этого от проверенной работы отступается 1 строка и по центру пишется следующее:

Работа над ошибками

Ошибки анализируются учениками с помощью учителя, а затем слова или предложения записываются правильно, место, где была допущена ошибка подчеркивается, по необходимости дается графическое объяснение.

Внимательная и регулярная проверка тетрадей по русскому языку способствует улучшению успеваемости и повышению качества знаний. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тесты на овуляцию вероятность ошибки
  • Тестустройства ответ терминала ошибка 99
  • Тестомес бонгард ошибка 002
  • Тестовый режим форд фокус 3 ошибки
  • Тесто произошла непредвиденная внутренняя ошибка