В.Г.Швацкая,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5
Красноармейский район,
Краснодарский край.
Тетрадь
для индивидуальной работы над орфографическими ошибками
по русскому языку
5-8 класс
2012 г.
Рекомендовано
Рецензент:
Данная тетрадь адресована учащимся 5-х-8-х классов. Её основное назначение – формирование и закрепление орфографической грамотности в процессе диагностики и коррекции индивидуальных орфографических затруднений ученика, группы учащихся или класса в целом.
Тетрадь может быть использована в качестве справочника на этапах обучения и повторения материала при подготовке к ЕГЭ.
Рекомендуется учащимся и учителям средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Окажет реальную помощь школьникам 5-8 классов в углублении орфографической грамотности по русскому языку.
От автора.
Дорогие ребята!
Как часто, овладевая грамотным письмом, мы делаем многочисленные ошибки! На пути к грамотности ребятам сопутствуют разочарование, слёзы, неудовлетворительные отметки, а зловредные ошибки множатся… Ученик теряет веру в свои силы. Как быть? Не стоит отчаиваться.
Перед вами, ребята, пособие, которое поможет навести порядок в стране орфографических ошибок, каждая их которых имеет своё место в таблице, помещённой в начале тетради. Здесь действуют маленькие правила, которые поясняют главный закон той или иной орфограммы.
Первая часть насчитывает 28 орфограмм. Это «Правописание гласных (А), Согласных (Б), чередующихся гласных (В), а также буквы Ъ, Ь. (Г)».
Во второй части – 4 орфограммы. Она называется «Раздельные, слитные и дефисные написания слов и их частей».
Третья часть – «Употребление прописной буквы».
«Правила переноса слов» — четвёртая часть таблицы.
Для каждой орфограммы в таблице указана страница, на которой она расположена в тетради. Здесь вы найдёте правило и место для работы над ошибками.
Успехов вам, ребята, на пути усвоения орфографических правил!
Орфографическая таблица
I А. Правописание гласных
1. |
Безударная проверяемая гласная корня |
Поля-поле |
10 стр. |
2. |
Безударная непроверяемая гласная корня |
Багаж |
11 |
3. |
Безударные гласные Е, И в окончаниях существительных |
В армии, на фабрике |
12 |
4. |
Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов |
Стелешь Дышим |
13 |
5. |
Безударные гласные в окончаниях прилагательных |
Грозного |
14 |
6. |
Буквы О,Е после шипящих в корне слова |
Шёлк, шов |
15 |
7. |
Буквы О,Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных |
Врачом Солнцем Большому |
16 |
8. |
Безударные гласные между основами (соединительные гласные О, Е) |
Птицелов вагоновожатый |
17 |
9. |
Буквы Ы, И после Ц |
Цирк, цыган |
18 |
10. |
Безударные суффиксы -О-, -А- на конце наречий |
Справа Влево |
19 |
11. |
Гласные И, У, А после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ |
Чаща, жизнь, широкий |
20 |
12. |
Правописание приставок при-, пре- |
Прибыть, Преградить |
21 |
13. |
Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК- |
Сыночек Ключик |
22 |
14. |
Правописание Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную. |
Розыгрыш межинститутский |
23 |
I Б. Правописание согласных
15 |
Согласные в корне слова |
Косьба дрожжи |
24 |
16 |
Непроизносимая согласная в корне слова |
Местность вкусный |
25 |
17 |
Буквы З, С на конце приставок |
Распилить безбрежный |
26 |
I В. Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова
18 |
Безударные чередующиеся гласные Е, И в корнях -бер-, -бир- -тер-, -тир- -мер-, -мир- -пер-, -пир- -дер-, -дир- -стел-, -стил- -жег-, -жиг- |
Собирать соберу |
27 |
19 |
Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях: -лож-, -лаг- -кос-, -кас- |
Приложить касаюсь |
28 |
20 |
Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях: -рос-, -раст- (-ращ-) |
Растительный Росла росток |
29 |
21 |
Безударные чередующиеся гласные О, А в корнях: -гор-, -гар- -зор-, -зар- -клон-, -клан- -твор-, -твар- -плов-, -плав- |
Загар заря |
30 |
IГ. Буквы Ь, Ъ
22 |
Разделительные Ъ, Ь |
Подъезд льют |
31 |
23 |
Ь для обозначения мягкости согласных |
Банька речной |
32 |
24 |
-тся, -ться в глаголах |
Хочу учиться Дети учатся |
33 |
25 |
Правописание Ь после шипящих на конце существительных |
Дочь ветошь |
34 |
26 |
Буква Ь после шипящих в глаголах неопределённой формы (инфинитив) |
Жечь стричься |
35 |
27 |
Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица, ед.числа |
Идешь улыбаешься |
36 |
28 |
Краткие прилагательные с основой на шипящий |
могуч |
37 |
II Раздельное, слитное и дефисное написание слов и их частей
29 |
Не с глаголами |
Не хочу ненавидеть |
38 |
30 |
Не, ни в отрицательных наречиях и местоимениях |
Негде никто |
39 |
31 |
Дефисное написание приставки кое-, суффиксов: -то, -либо, -нибудь в наречиях и местоимениях |
Кое-кто Кое-где Когда-нибудь |
40 |
32 |
Правописание сложных слов с пол- (половина) |
Пол-улицы полкниги |
41 |
III Перенос слов
33 |
Правила переноса слов |
Лес-ной, объ-яснить, кубан-ский |
42 |
IV Употребление прописной буквы
34 |
Прописная буква |
Анна Ивановна Россия Краснодар |
43 |
V Работа над ошибками, не вошедшими в таблицу |
44 |
1. Безударная проверяемая гласная корня (поля-поле)
· Для проверки подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет под ударением.
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
2. Безударная непроверяемая гласная в корне (багаж)
· Такие слова нужно запомнить. Произнеси эти слова вслух несколько раз. Проверь написание по словарю
· Запиши однокоренные слова.
· Подумай, почему это слово пишется именно так.
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
3. Безударные гласные Е, И в окончаниях существительных (на фабрике, в армии)
· Е пишется в окончаниях существительных первого склонения в Д.п. и П.п. (по аллее), в окончаниях существительных второго склонения в П.п. (в огороде)
· И пишется в окончаниях существительных третьего склонения в Д.п. и П.п. (о молодёжи), в окончаниях существительных женского рода на –ия в Р.п., Д.п., П.п (о России), в окончаниях существительных муж.р. на -ий и ср.р на –ие в П.п (о гении, о лезвии)
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
4. Безударные гласные Е, И в окончаниях глаголов (дышим, стелешь).
· Глаголы первого спряжения имеют окончание –у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют, ут; второе спряжение –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
· Ко второму спряжению относятся глаголы:
Все на –ить(кроме брить, стелить, зиждиться)
11 глаголов: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, гнать, держать.
· Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Например: носишь — носить (II спр.)
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
5. Безударные гласные в окончаниях прилагательных (грозного).
· В прилагательных м.р., с.р., Т.п. ед.ч пишется –ым(-им), в П.п. –ом(-ем). Например: глубоким (каким?), в глубоком (каком?)
· Прилагательные в ж.р. В.п. ед.ч. имеют окончание –ую(-юю), а в Р., Д., Т., П. – ой(-ей): в холодную зиму, морозной ночью.
· Найди в предложении существительное, к которому относится прилагательное, и поставь вопрос. Горжусь весною (какою?) кубанскою.
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
6. Буквы О, Е после шипящих в корне слова (шёлк, шов).
· В корне слова после шипящих под ударением пишется Ё (жёрдочка)
· Слова исключения: шов, шорох, капюшон, крыжовник, трещотка, трущоба, чопорный, чокнутый, шомпол, шорник, шовинизм, шотландец, анчоус, боржом, джонка, жонглёр, джокер, шок, шоколад, шоссе, шофёр и др.
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
7. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных (врачом, солнцем, большому).
· После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется О, без ударения – Е: полотенцем, свинцом, плющом.
· Поставь ударение в слове и верно определи, какую букву будешь писать
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
8. Безударные гласные между основами (соединительные гласные О, Е). (Вагоновожатый, птицелов)
· В сложных словах после основы на твёрдый согласный пишется соединительная гласная О. (Лесоруб)
· После основы на мягкий согласный, на шипящий и Ц – соединительная гласная Е. (Кожеед, птицефабрика).
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
9. Буквы Ы, И после Ц (цирк, цыган).
· Буква И пишется: в корне слова (цитата), в словах на –ция (лекция)
· Буква Ы пишется: в окончаниях и суффиксах (улицы, сестрицын)
· В корнях слов – исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цыц.
Дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
10. Безударные суффиксы –о-, -а- на конце наречий ( справа, влево)
· Пишется –а-, если наречие образованно от бесприставочного прилагательного. Досуха<-сухой. (без приставки)
· В наречиях с приставкой из-, до-, с- на конце пишется –о-, если они образованны от прилагательных, в которых уже были приставки. Досрочно <- досрочный (с приставкой)
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
11. Гласные И,У,А после шипящих Ж,Ш,Ч,Щ (чаща, жизнь, широкий)
· После шипящих всегда пишутся И,У,А: площадь, чудо.
· Исключения: жюри, брошюра, парашют.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
12. Правописание приставок пре-, при-. ( прибыть, преградить).
· Пишутся в зависимости от своего значения:
Пре- = очень ( высшая степень действия и качества) преседой.
=пере- ( близкая к пере-) прервать = перервать.
· При- =расположение вблизи: привокзальный.
=неполное действие: прилечь.
=присоединение, приближение: приклеить.
· При работе над ошибкой укажи, какое значение слову придает приставка.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
13. Правописание суффиксов –ек, -ик. (сыночек, ключик)
· Суффикс –ик, (-ник, — чик,) при склонении сохраняет гласный И: кирпичик- кирпичика.
· Суффикс –ек имеет беглый гласный, который «убегает» при изменении слова. Например, звоночек- звоночка.
· Просклоняй слова, чтобы узнать суффикс.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
14. Правописание Ы,И после приставок, оканчивающихся на согласную. (розыгрыш, межинститутский)
· После приставки, оканчивающейся на согласный, вместо И пишется Ы: подытожить (итог)
· Буква И пишется после приставок меж-, сверх-: сверхизысканный.
· После приставок на гласный пишется И: соискать, доиграть.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
15. Согласные в корне слова (косьба, дрожжи)
· Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить слово или подобрать к нему родственные так, чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук. Например, смазка- смазать
· Запомни слова: ссора, вожжи, дрожжи, жжение, можжевельник и однокоренные с ними.
· Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же согласной: главврач.
· Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, корня и суффикса, если предыдущая часть заканчивается, а последующая начинается одной и той же согласной: воззвание, сонный.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
16. Непроизносимые согласные в корне (вкусный, местный)
· Проверяются изменением формы слова или подбором однокоренного слова, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный: грустный- грустен.
· Запомни: вкусный, чудесный, опасный, искусный, словесный, ужасный. (в них непроизносимого согласного нет)
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
17. Буквы З-, С- на конце приставок. ( распилить, безбрежный)
· В приставках на З-(С-) перед звонкими согласными пишется З, перед глухими- С: разбудить, бесплатный.
· Глухие: [К,П,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Щ,Ш ]
· Приставки З нет! Сшить, сбить.
· Здесь, здание, здоровье, ни зги. (приставки нет)
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
18. Безударные чередующиеся гласные Е,И в корнях: -бер/бир-,
-мер/мир-, -тер/тир-, -пер/пир-, -дер/дир-, -стел/стил-, -жег/жиг-.
( собирать, соберу).
· Буква И пишется, если после корня стоит суффикс –а-,
· Если нет –а-, пиши Е:
Набирал- наберу,
Застилаю- застелю.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
19. Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -лож-, -лаг-, -кас-, -кос-. (приложить, касаюсь).
· -а- пишется, если за корнем следует суффикс –а-: положения- полагаю, прикоснусь- касательная.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
20.Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -раст-(-ращ), -рос-. (растительный, росток, росла)
· В корнях: -раст-(-ращ-), -рос- перед СТ , Щ пишется А: подрастать, поросль, выращенный.
· Запомни: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
21. Безударные чередующиеся гласные О,А в корнях: -гор/гар-, -зар/зор-, -клон/клан-, -твор/твар-, -плов/плав-. (загар, заря).
· Под ударением пишется та гласная, которая слышится: зори, поклон, плавать.
· Без ударения: -гор-, -клон-, -твор-, -плов-, -зар-: зарница, загорел.
· Запомни слова: утварь, зоревать, выгарки, изгарь, пловец, пловчиха.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
22. Разделительные Ъ,Ь (подъезд, льют)
· Ъ пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я только после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд.
· В остальных случаях пишется Ь: соловьи, семья.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
23. Ь для обозначения мягкости согласных (банька, речной)
· Ь используется для обозначения мягкости предыдущего согласного, если этот согласный не является всегда мягким (ч, щ) или смягченным под воздействием соседнего звука: печальный.
· В сочетаниях: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ- Ь не пишется.
· Помни, что мягкость согласных обозначается не только Ь, но и с помощью стоящих после них гласных: Е,Ё,Ю,Я,И. Например: пилят.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
24. –тся, ться в глаголах (хочу учиться, дети учатся)
· -тся пишется в глаголах 3 лица ( они отвечают на вопросы: что делают? Что делает?) собираются.
· -ться пишется если отвечает на вопрос: что делать? (инфинитив) собираться.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
25.Правописание Ь после шипящих на конце существительных (дочь, ветошь)
· Ь пишется на конце существительных женского рода 3 скл.: печь, ветошь, молодежь.
· У существительных не 3-го скл Ь не пишется: грач (м.р. 2 скл), много туч ( ж.р. 1 скл)
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
26. Буква Ь после шипящих в глаголах неопределенной формы (инфинитив) (жечь, стричься)
· В неопределенной форме (инфинитиве) пишется Ь. (что делать? Что сделать?) стеречь.
· Ь сохраняется перед суффиксом –ся: беречься.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
27. Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (идешь, улыбаешься)
· После шипящих в глаголах 2л., ед.ч. пишется Ь: несешь.
· Ь сохраняется перед суффиксом –ся: купаешься.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
28. Краткие прилагательные с основой на шипящий. (могуч)
· Краткие прилагательные с основой на шипящий пишутся без Ь: колюч, дремуч, пахуч.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
29. НЕ с глаголами ( не хочу, ненавидеть)
· НЕ с глаголами пишется раздельно: не был, не брать.
· Запомни слова, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, неймется, невзлюбить, неистовствовать.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
30. НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях. ( негде, никто)
· Под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения- НИ- (слитно): некуда, некогда, никуда, никто, ничем.
· НЕ/НИ пишутся с местоимениями раздельно, если отделим от него предлогом: не с кем, ни у кого.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
31. Дефисное написание приставки кое-, суффиксов –то, -либо, -нибудь в наречиях и местоимениях. (кое-кто, кое-где, когда-нибудь)
· приставка кое-, суффиксы –то, -либо, -нибудь с наречиями и местоимениями пишутся через дефис: где-то, кто-нибудь, кое-кого.
· Приставка кое- с местоимениями пишется раздельно, если отделима предлогом: кое у кого, кое с кем.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
32. Правописание сложных слов с пол- (половина) (полкниги, пол-улицы)
· Дефис после пол- ставится:
перед гласной: пол-яблока, пол-арбуза.
перед всеми прописными буквами: пол-Москвы, пол-Краснодара.
перед согласной Л: пол-листа, пол-лимона.
· В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно: полгруши.
· Слова с полу- всегда пишутся слитно: полуграмотный
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
33. Перенос слов (лес-ной, объ-яснить, кубан-ский)
· Слова переносятся по слогам. Ъ,Ь,Й от предшествующих букв не отделяются: боль-ной, май-ка, объ-явить.
· Нельзя переносить одну букву!
· Нежелательно разбивать приставки и суффиксы: рас-тянуть, мор-ской.
· При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: длин-ный, касс-са.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
34. Употребление прописной буквы ( Анна Ивановна, Россия, Краснодар)
· С прописной буквы пишется первое слово предложения.
· Собственные имена лиц, клички животных, названия видов растений ( кроме общепринятых названий цветов и плодов: анютины глазки ), имена действующих лиц в басне, сказке, пьесе ( Соловей, Волк ), имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий ( Зевсов гнев );
· Различные названия ( географические, астрономические, памятников, орденов, медалей, книг, спектаклей, фильмов и т.д. ): Кавказ, Водолей, орден Славы, медаль «За отвагу», теплоход «Шевченко».
· Заглавия книг, названия журналов, газет, фильмов, заводов, фабрик заключаются в кавычки: газета «Известия».
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
V. Для работы над ошибками, не вошедшими в таблицу.
дата |
Слово, в котором допущена ошибка |
Проверочная форма слова или однокоренное слово |
Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06
(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).
Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.
В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.
Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.
. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!
Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка | Правило, на которое была допущена ошибка |
Примеры |
Решает | решать – 1 спр. | колет — колоть, 1 спр. |
Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2
“Словарик: Я пишу правильно”
________________________________________________________ | |
Дата |
ПИШУ ПРАВИЛЬНО |
_________________________________________________________ |
Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.
Таблица № 3
Фамилия ученика 5 класс “ ”
№п/п | Правило, на которое допущена ошибка |
Число | |||||||||||||||||||||||
1 | Знаки препинания в конце предложения | ||||||||||||||||||||||||
2 | Запятая в предложении с однородными членами |
||||||||||||||||||||||||
3 | Обращение | ||||||||||||||||||||||||
4 | Обобщающие слова при однородных членах пред. |
||||||||||||||||||||||||
5 | Прямая речь | ||||||||||||||||||||||||
6 | Сложное предложение | ||||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС “ ”
№П.П | Правило, на которое допущена ошибка |
Число | |||||||||||||||||||||
1 | Безударные гласные в корне слова, пров. ударением |
||||||||||||||||||||||
2 | Безударные гласные в корне слова, непров. удар. |
||||||||||||||||||||||
3 | Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные) |
||||||||||||||||||||||
4 | Буквы И, У, А после шипящих | ||||||||||||||||||||||
5 | Разделительный Ъ и Ь знак | ||||||||||||||||||||||
6 | Правописание приставок (кроме на з/с) | ||||||||||||||||||||||
7 | Приставки на З/С | ||||||||||||||||||||||
8 | Предлоги | ||||||||||||||||||||||
9 | И, Ы после Ц в корне слова | ||||||||||||||||||||||
10 | Е.,О после шипящих в корне слова | ||||||||||||||||||||||
11 | Правописание корней с чередующимися гласными |
||||||||||||||||||||||
12 | Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р. |
||||||||||||||||||||||
13 | Падежные окончания имён существительных |
||||||||||||||||||||||
14 | Падежные окончания имён прилагательных | ||||||||||||||||||||||
15 | Правописание кратких прилагательных | ||||||||||||||||||||||
16 | 1 и 2 спряжение глаголов | ||||||||||||||||||||||
17 | Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени |
||||||||||||||||||||||
18 | Не с глаголами | ||||||||||||||||||||||
19 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | ||||||||||||||||||||||
20 | Словарные слова | ||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:
- саму работу над ошибками;
- анализ ошибок;
- словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.
Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)
Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.
Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.
- Письмо к учёному соседу.
- Как я воевал с ошибками.
- Почему я плохо (хорошо) написал диктант.
Приложение 1
Ершов орта мектебі
Ершовская средняя школа
Дәптер«Орыс тілі сабағында
қатемен жұмыс»
Тетрадь «Работа над ошибками
на уроках русского языка »
Орыс тілі мен әдебиет мұғалімі:
Учитель русского языка и литературы: Есимбекова Назгуль
Каирбековна
«Работа над ошибками на уроках
русского языка в 5–6-х классах»
Данная работа является продолжением над углублённым анализом
орфографических ошибок учащихся пятых – шестых классов
Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая
ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий,
учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению
видеть ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом. Всё это способствует
более эффективному усвоению нового материала и повторению пройденного. Тетрадь
и сводная таблица анализа орфографических ошибок дают полную картину пробелов в
знаниях всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением грамотности всего класса и
индивидуально с каждым учеником.
В данной работе использован опыт формирования и
совершенствования грамотности учащихся, накопленный в методических разработках
и теоретических исследованиях в современной педагогике и психологии.
Работа по предложенной системе может вестись и в старших
классах, нужно только расширить таблицы материалом, изучаемым в данном классе.
1
Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова),
ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом
слове!”).
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и
сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в
таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить
и нужное правило найти не можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это
словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку
– обратись к учителю!
Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся выполняют
работу над ошибками.
2
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка |
Правило, на которое была допущена ошибка |
Примеры |
Решает |
решать – 1 спр. |
колет — колоть, 1 спр. |
Затем слова, в которых были допущены ошибки, ученики
записывают в таблице №2
“Словарик: Я пишу правильно”
________________________________________________________ |
|
Дата |
ПИШУ ПРАВИЛЬНО |
_________________________________________________________ |
Завершается работа заполнением таблицы №3. В ней ученики
отмечают правила, на допущенные ими ошибки.
3
Таблица № 3
Фамилия ученика 5 класс “ ”
№п/п |
Правило, на которое допущена ошибка |
||||||||||||||
1 |
Знаки препинания в конце предложения |
||||||||||||||
2 |
Запятая в предложении с однородными членами |
||||||||||||||
3 |
Обращение |
||||||||||||||
4 |
Обобщающие слова при однородных членах пред. |
||||||||||||||
5 |
Прямая речь |
||||||||||||||
6 |
Сложное предложение |
||||||||||||||
Оценка за работу |
ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ”
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС “ ”
№П.П |
Правило, на которое допущена ошибка |
||||||||
1 |
Безударные гласные в корне слова, пров. |
||||||||
2 |
Безударные гласные в корне слова, непров. удар. |
||||||||
3 |
Согласные буквы в корне слова и на конце |
||||||||
4 |
Буквы И, У, А после шипящих |
||||||||
5 |
Разделительный Ъ и Ь знак |
||||||||
6 |
Правописание приставок (кроме на з/с) |
||||||||
7 |
Приставки на З/С |
||||||||
8 |
Предлоги |
||||||||
9 |
И, Ы после Ц в корне слова |
||||||||
10 |
Е.,О после шипящих в корне слова |
||||||||
11 |
Правописание корней с чередующимися гласными |
||||||||
12 |
Ь после шипящих на конце у существительных |
||||||||
13 |
Падежные окончания имён существительных |
||||||||
14 |
Падежные окончания имён прилагательных |
||||||||
15 |
Правописание кратких прилагательных |
||||||||
16 |
1 и 2 спряжение глаголов |
||||||||
17 |
Гласная перед суффиксом –л в глаголах |
||||||||
18 |
Не с глаголами |
||||||||
19 |
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах |
||||||||
20 |
Словарные слова |
6
Таким образом, данная тетрадь включает три вида работ:
- саму работу над ошибками;
- анализ ошибок;
- словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя
сводную таблицу.
Работа над ошибками находит продолжение и на последующих
уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной
работы с установкой “Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради “Работа
над ошибками” учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у
проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет
проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить
внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть – словарный диктант, в
него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого
большого словарика. 2часть – учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны
перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года),
привести примеры на названные правила.
7
Для более глубокого и вдумчивого анализа ошибок учащимся
предлагаются творческие работы в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития речи вместе с учителем.
- Письмо к учёному соседу.
- Как я воевал с ошибками.
- Почему я плохо (хорошо) написал диктант.
8
Курсы повышения квалификации
Активные и интерактивные методы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка
Продолжительность 72 часа