Типичные ошибки экспозиции виды диагностика профилактика

Типичные ошибки экспозицииЛюбой, кто пробовал сделать фотографию в очень солнечный день, знаком с пересветами или затемнением снимка. Это выражается в неправильности экспонирования кадра, которое часто допускают неопытные фотографы. Необходимо знать как не допустить эти дефекты, чтобы улучшить свои навыки. Рассмотрим какие бывают типичные ошибки экспозиции, что их вызывает и можно ли их исправить.

  • Экспозиция в фотографии
  • Какие бывают ошибки
  • Что может вызвать ошибки в экспозиции
  • Можно ли исправить ошибки и что для этого нужно

Экспозиция в фотографии

памятка как правильно настраивать фотокамеру Чтобы разобраться с экспоошибками, для начала необходимо понимать, что такое экспозиция.

Экспозицией называется количество света, которое попадает на матрицу фотоаппарата. Этот показатель всегда необходимо учитывать для получения фотографий хорошего качества. Хорошо рассчитанная экспозиция обозначает корректное сочетание трех факторов: выдержки, ISO и диафрагмы. Чтобы определить хорошо ли экспонирована фотография, нужно посмотреть на самые светлые и затемненные части. Они не должны быть слишком выраженными, на них должны прослеживаться детали.

Сейчас фотографу гораздо легче хорошо распределить свет в кадре, ведь в наше время во всех камерах есть экспонометр – прибор, способный замерять эту величину. При использовании автоматического режима съемки, камера сама меняет показатели этой съемки. Но применять такой режим не стоит, особенно, если вы планируете развивать свои способности в фотографии. К сожалению, техника не всегда работает идеально, нередко автоматические настройки только ухудшают фото, создавая дефекты. А понимание работы с экспозицией и эксперименты обязательно помогут в будущем при съемке в непростых условиях или исполнении задумки.

В самом начале освоения света и тени в кадре, новички будут получать огромное количество снимков с переэкспонированием и недоэкспонированием. Да и профессионалам далеко не всегда удается найти хорошее соотношение трех факторов, когда условия съемки очень трудные.

Какие бывают ошибки

Ошибки экспозиции делятся на два вида: когда кадр недоэкспонирован или переэкспонирован.

На недоэкспонированной фотографииНедоэкспонированный кадр можно увидеть множество слишком затемненных частей снимка, где совсем не видно деталей, цвета теряют яркость или искажаются. Все это происходит по той причине, что при съемке на матрицу фотоаппарата попало недостаточно света. Часто такая проблема встречается при съемке в условиях плохого освещения или неверных настроек выдержки, диафрагмы или светочувствительности. Такие фотографии впоследствии практически невозможно поправить. Чтобы избежать ошибки в виде недодержанного кадра в условиях Переэкспонированный кадрнедостатка света, лучше всего увеличить время выдержки. Чем больше времени затвор будет открыт, тем больше света попадет на матрицу. Также можно увеличить ISO, но при этом есть большая вероятность возникновения шума на фотографии.

Если же фотография переэкспонирована, то она наоборот будет слишком светлой и неконтрастной. В более ярких участках пропадут детали, цвета смажутся. Такая проблема возникает при съемке с ярким освещением или при использовании вспышки на небольшом расстоянии от объекта. Такие фотографии, к сожалению, поправить уже не выйдет, поэтому лучше заранее их избегать. Для этого лучше не фотографировать прямо напротив источника света и снизить значения выдержки, ISO, прикрыть диафрагму.

Что может вызвать ошибки в экспозиции

Разобравшись в том, что представляют собой ошибки экспозиции, становится понятно, что лучше их избегать до спуска затвора. Конечно, всегда следует быть готовым, к тому, что нужно будет поэкспериментировать с настройками фотоаппарата во время съемки. Но лучше знать, в каких ситуациях на это понадобится больше времени. Поэтому разберем непростые случаи, которые могут спровоцировать ошибки экспозиции:

  1. Затемненный фон. Если объект съемки расположен на фоне темного цвета, например, при создании портрета, то велика вероятность, что фотоаппарат не воспримет настоящий оттенок и создаст ошибку. Таким образом, фон может стать гораздо светлее, соответственно, и объект будет пересвечен. В этой ситуации следует снизить экспозицию на пару значений;
  2. Темный объект. Такая ситуация схожа с первой. Если, к примеру, фотографировать девушку в черном платье. В результате также может получиться переэкспонированная фотография. И выход здесь тот же — снизить значение экспозиции;
  3. Светлый фон. Съемка чего-либо на хорошо освещенном фоне – одна из наиболее сложных ситуаций. Если предмет расположен на фоне солнца, например, то техника при автоматическом режиме создаст ошибку. Объект съемки в данном случае будет очень затененным. Чтобы это предотвратить, самостоятельно сделайте экспокорекцию кадра;
  4. Светлый объект. Технике не просто хорошо распределить свет на фотографии, как при ярком фоне, так и при светлом цвете предмета, из-за чего получается ошибка. Поэтому, в таком случае, объект получится пересвеченным, и, как и в других случаях, рекомендуется понизить экспозицию;
  5. Съемка напротив источника света. Как ни старайся, но иногда приходится работать и в таких условиях, ради реализации задумки. На самом деле, можно получить очень интересные фотографии, снимая напротив источника яркого света. Но при таком расположении светового потока, техника не может справиться с настройками экспозиции для такого кадра, поэтому ошибка неизбежна. В такой ситуации, скорее всего, придется значительно повысить экспозицию на фотографии, в зависимости от силы света;
  6. Высокая контрастность. Снимая кадр с сильным перепадом темного и светлого, например, в солнечный день, придется делать выбор, какой участок поставить в приоритет. Здесь все зависит от того, какой участок наиболее важен, где вы хотите показать детали больше. После того как выбор сделан, необходимо сделать замер параметров по этому участку. Фотография, скорее всего, не будет идеальной целиком и ошибки не получится избежать, зато важные детали не потеряются.

Конечно, это не все случаи, когда автоматически фотоаппарат не сможет справиться с настройками. Их существует бесконечное множество, все не перечислить, поэтому необходимо набивать руку и всегда быть готовым самостоятельно решить ошибки.

Можно ли исправить ошибки и что для этого нужно

Постобработка недоэкспонированных снимковНо что же делать, если неудачный снимок уже получен, а возможности сделать новый – нет? В таком случае можно попытаться поправить фотографию после, с помощью компьютерной обработки. Не всегда это получается так, как хотелось бы, но все же иногда реально вернуть снимку детализацию. В устранении таковых ошибок поможет графический редактор. Сейчас практически любой редактор имеет возможность отредактировать яркость фото, как полностью, так и отдельных участков. Например, в известном Adobe Photoshop есть сразу несколько инструментов, которые могут помочь решить проблему. Такие как: уровни, яркость/контраст, цвета/насыщенность.

Если кадр совсем немного нуждается в редактуре, то исправить можно оба вида ошибок. Но если кадр сильно пересвечен, спасти его вряд ли удастся. А поправить недоэкспонированную фотографию удастся с большей вероятностью. Но при этом всегда есть вероятность потери качества снимка.

Зная, какие ошибки экспозиции могут произойти и в каких обстоятельствах, можно постараться их избежать. Главное — реже использовать автоматический режим настройки фотоаппарата, больше практиковаться в ручном управлении параметрами экспозиции и не бояться непредвиденных обстоятельств. Тогда все фотографии будут получаться безупречно или близко к этому.

Типичные ошибки экспозиции

Мы представляем вашему вниманию фотографии, демонстрирующие наиболее частые ошибки в отработке экспозиции и примеры правильного экспозамера. Подробно об этой теме читайте в следующем «Практикуме»

1. Снимок сделан с большой глубиной резкости (диафрагма F16), в итоге фотография получилась «плоской», фон не только отбирает много внимания, но и сливается с силуэтом девочки.

Типичные ошибки экспозиции

2. Исходные данные: модель стоит на ярком солнце на фоне темной листвы. Замер экспозиции был сделан по глубоким теням заднего плана, что, естественно, вызвало пересвет на лице и куртке.

Типичные ошибки экспозиции

3. Исходные данные: модель стоит в тени на фоне ярко освещенной воды. Замер экспозиции был сделан по светлому фону. В итоге не проработались детали в тенях и модель «потеряла» лицо.

Типичные ошибки экспозиции

4. Фотография сделана при открытой диафрагме F2,8, что дало малую глубину резкости и позволило размыть задний план. В итоге модель заметно вышла на передний план.

типичные ошибки экспозиции

5, Замер экспозиции был сделан по лицу модели. В итоге мы получили снимок с правильной проработкой в светах и тенях.

Типичные ошибки экспозиции

6. Экспозамер сделан по лицу. В итоге мы получили правильную экспозицию с хорошей проработкой и лица и фона.

типичные ошибки экспозиции

Фотография была сделана с проводкой (выдержка 1/30 с) — в момент нажатия на кнопку спуска объектив двигался за девочкой, сопровождая ее. В итоге бегущая девочка получилась достаточно резкой при размытом

Типичные ошибки экспозиции фоне. Этот довольно сложный прием требует хорошего навыка, но позволяет получать интересные динамичные кадры.

Фотография была сделана с длинной выдержкой 1/30 с и неподвижной камерой относительно объекта съемки. В итоге и объект и фон получились смазанными.

Фотография была сделана с выдержкой 1/3000 с, что вызвало «замораживание» подпрыгнувшего ребенка. Кадр интересен, но слабо передает динамику движения.

_______________________

Читайте также:

Corel Paint Shop Pro X2. Какой эффект!

Урок Photoshop. Обработка фотографий фильтром Distort

Урок Photoshop. Применение фильтров в портрете

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.

Общие сведения

Оптическая дисграфия – расстройство письменной речи, обусловленное отсутствием устойчивого зрительного образа буквы. В общей структуре нарушений письма оптическая дисграфия в чистом виде встречается значительно реже, чем другие формы: у 1,3% учащихся младших классов. Ошибки, которые ребенок допускает на письме, не связаны с состоянием устной речи или знанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Этот же механизм лежит в основе зрительных трудностей при чтении ‒ оптической дислексии.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия

Причины

Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, моторной координации. Это приводит к затруднению усвоения ребенком визуального и графического образа буквы, усложняет начальный этап обучения письму. Предпосылками дефицитарности зрительных представлений выступают факторы, приводящие к минимальной мозговой дисфункции:

  • отягощенный антенатальный анамнез: внутриутробная гипоксия, действие на плод химических веществ (никотина, алкоголя, лекарственных и наркотических веществ), резус-конфликт, анемия и токсикозы беременной;
  • перинатальные факторы риска: преждевременные роды, кесарево сечение, внутричерепные родовые травмы;
  • постнатальные поражения: нейроинфекции, дистрофии, ЧМТ, интоксикации.

Перечисленные вредности оказывают повреждающее влияние на мозговые центры, обеспечивающие зрительную координацию процесса письма. Кроме органических причин в периоде раннего детства существенное влияние на развитие ребенка оказывают социальные факторы. Для последующего формирования оптической дисфграфии наиболее значимы педагогическая запущенность, недоразвитие мелкой моторики, неблагоприятный микроклимат в семье, госпитализм. Зеркальное письмо часто встречается у левшей.

Патогенез

Исследователи, занимающиеся изучением оптической дисграфии, связывают ее механизм с неспособностью головного мозга быстро и точно переработать поступающую визуальную информацию. В ряде научных наблюдений экспериментально подтверждена недостаточность зрительного восприятия и контроля, рассогласованность зрительно-моторной координации.

Ведущим патогенетическим звеном в случае оптической дисграфии выступает неполноценность функционирования речезрительного анализатора, из-за которой страдают зрительные дифференцировки. Выявляются нарушения в таламусе, влияющие на скорость и качество обработки графических символов. В таких условиях затрудняется формирование зрительно-кинетической схемы буквы и целостного образа слова.

Классификация

В структуре оптической дисграфии выделяют три подвида, различных по механизму и типу допускаемых ошибок. Они могут встречаться как независимо друг от друга, так и сочетаться между собой или с другими формами дисграфии:

  • литеральная дисграфия – неправильное начертание изолированной буквы;
  • вербальная дисграфия – замены и смешение оптически сходных букв в составе слова;
  • зеркальное письмо – написание слов слева направо, «отраженное» (повернутое в противоположную строну) изображение букв.

Ряд авторов-исследователей в области современной логопедии одним из видов оптической дисграфии считают моторную (кинетическую) дисграфию. Она является следствием неподготовленности руки к письму: скованности, неловкости, невозможности выполнения дифференцированных движений. Это ведет к искажению моторной схемы буквы.

Симптомы оптической дисграфии

Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов. Дети могут путать вилку и ложку, фломастер и карандаш, правую и левую руку.

В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:

  • замены оптически похожих букв, различающихся надстрочно и подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);
  • замены букв, состоящих из похожих, но различных по количеству элементов (молоко – момоко);
  • пропуски элементов при соединении букв в слово или дописывание лишних элементов;
  • написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);
  • неправильное расположение элементов букв (т – пп, х–сс);
  • разная величина букв (микрография и макрография), смешение строчных и заглавных букв;
  • несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).

У ребенка с оптической дислексией страдает навык чтения. Отмечается неправильное опознавание букв, чтение справа налево, пропуски слов, чтение только одной половины слова или фразы.

Осложнения

Основное следствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу, формируются невротические реакции, замкнутость, агрессивность. Могут возникать конфликты с педагогами.

Диагностика

Диагностику оптической дисграфии проводит школьный логопед. Желательно, чтобы специалист обладал навыками нейропсихологического обследования. На первом этапе выполняется анализ письменных работ учащихся с целью выявления типичных дисграфических ошибок. Дальнейший алгоритм предполагает:

  • Исследование неречевых функций. При оптической дисграфии необходима оценка зрительных функций, зрительно-пространственного гнозиса, моторной координации. Ребенку предлагается, как можно более точно воспроизвести рисунок по образцу, дорисовать недостающие части целого, опознать «зашумленные» картинки, найти тень предмета. Изучается кинестетический и динамический праксис, конструктивная деятельность.
  • Исследование письма. Включает задания на списывание печатных и рукописных букв, слогов, предложений, текста. В рамках диагностики проводятся слуховые диктанты, изложения, анализируется самостоятельное письмо учащегося.
  • Исследование навыка чтения. Ребенку предлагается прочесть текст вслух, ответить на поставленные логопедом вопросы, пересказать. На данном этапе уделяется внимание способу, беглости, правильности чтения, пониманию прочитанного.

Все предъявляемые тесты при оптической дисграфии обнаруживают слабую зрительную и кинестетическую память, плохую пространственную ориентировку, инертность моторного стереотипа. Дифференциальная диагностика осуществляется с другими видами дисграфии: акустической, артикуляторно-акустической, аграмматической, на почве нарушения аналитико-синтетической языковой деятельности, дизорфографией

Коррекция оптической дисграфии

Логопедические занятия по преодолению оптической формы дисграфии носят мультимодальную направленность. При этом чрезвычайно важно взаимодействие логопеда, педагога начальной школы и родителей. Коррекционная работа включает следующие направления:

  • Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с предметами.
  • Формирование пространственных представлений. У детей с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле, на тетрадном листе. В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади». Анализируют взаимное расположение предметов, букв, цифр.
  • Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим диктантам, отработке написания элементов букв.
  • Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам. Учащиеся упражняются в конструировании букв, складывании букв из отдельных элементов, их узнавании на ощупь и пр. Доказанной эффективностью обладает корректурная проба Бурдона.

На заключительном этапе закрепляют связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используют различные письменные упражнения. Целесообразно приучать ребенка к письму с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».

Прогноз и профилактика

Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.

Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков. Для выявления детей, входящих в группу риска по формированию оптической дисграфии, перед поступлением в школу необходима консультация логопеда.

Литература

1. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Парамонова Л.Г. — 2006.

2. Моторная и оптическая дисграфия (Диагностика, профилактика, коррекция)/ Суслова С.В.// Начальная школа плюс до и после. – 2008 ‒ №9.

3. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Мазанова Е.В. — 2006.

Код МКБ-10

R48.8

Оптическая дисграфия — лечение в Москве

Применение экспозиции с предупреждением реакции в терапии обсессивно-компульсивного расстройства

Обсессивно — компульсивное расстройство (ОКР) — это тревожное расстройство, которое характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и действий, которые выполняются для снижения тревоги (компульсий).

Обсессиями могут быть мысли, образы и импульсы, которые воспринимаются человеком, как неуместные и провоцируют тревогу. Компульсии – это действия, которые человек выполняет для того, чтобы снизить дистресс или риск события, наступления которого он боится.

Человек с ОКР преувеличивает степень опасности. Например, он может думать, что, прикоснувшись к ручке в общественном транспорте и тщательно ее не обработав, обязательно будет заражен серьезной болезнью. Поэтому людям, которые страдают ОКР нужно постоянно убеждаться в том, что все безопасно. Например, для того чтобы чувствовать себя в безопасности, человек с ОКР должен убедиться, что в ресторане, куда он пришел поесть все тарелки идеально вымыты. Людям без ОКР таких доказательств не нужно.

Зачастую ОКР связано с нетолерантностью к неопределенности, избегание и выполнение ритуалов создает впечатление, что человек может контролировать будущее, однако, с течением времени, наоборот, ОКР начинает «контролировать» жизнь человека, занимая в ней все больше времени и пространства.

Люди с ОКР сталкиваются с обсессиями (образами, мыслями), которые провоцируются разными ситуациями, чувствуют сильную тревогу и выполняют компульсии (ритуалы) или вовлекаются в избегающее поведение, чтобы уменьшить тревогу связанную с обсессиями. Как бы парадоксально не звучало, но избегание и ритуалы, только усиливают тревогу и страх и увеличивают количество и обсессий и компульсий. Обсессии часто касаются событий, о которых человек меньше всего хотел бы думать или столкнуться в своей жизни.

Каким же образом можно помочь людям, которые страдают от ОКР?

В прошлом для лечения ОКР применялись различные методы, но они не давали ощутимого эффекта. И вот, в 1966 году британский психолог Виктор Мейер (Victor Campbell Mayer) описал двух пациентов, которые успешно прошли программу поведенческой терапии, включавшую в себя новый метод, в последствии названный экспозицией с предупреждением реакции. Исследования, которые проводились с применением этого метода доказали его эффективность.

Что же такое экспозиция с предупреждением реакции? Экспозиция – это процедура, во время которой человек намеренно сталкивается с объектами или ситуациями, которые вызывают страх и тревогу. Человек находится в этих ситуациях достаточно долго, чтобы тревога и страх начали уходить сами по себе. Предупреждение реакции – это воздержание от каких-либо действий, которые ранее использовались для снижения тревоги. Например, если человек боится, что, прикоснувшись к ванной он будет заражен микробами и заболеет, то во время экспозиции ему нужно будет специально прикасаться к ванной в течение определенного времени и выдерживать тревогу, которая при этом возникнет. Экспозиция помогает осознать, что тревога не будет длиться вечно, а начнет со временем сама по себе снижаться и для этого не нужно выполнять какие-либо действия. Этот процесс называется «габитуацией» (привыканием) к тревоге.

Экспозиция имеет важное дополнение — предупреждение реакции. Оно подразумевает, что человек не должен выполнять компульсивные действия, которые очень хочется в этот момент сделать для снижения тревоги. Например, после прикосновения к ванной – помыть руки. В данном случае руки мыть нельзя. Ранее человек верил, что, когда он моет руки после прикосновения к ванной, то это снижает тревогу и напряжение и защищает его от болезни. Проведение экспозиции с предупреждением реакции помогает разорвать эту связь и осознать, что компульсии помогают только временно снизить тревогу, но, к сожалению, со временем только увеличивают количество обсессий. Еще одним важным выводом будет то, что без ритуалов и компульсий ничего катастрофического не произойдет, то есть человек не заразится болезнью. То есть компульсия носит характер временной помощи с негативными последствиями в долгосрочной перспективе.

Практическое применение экспозиции с предупреждением реакции

Для практического применения экспозиции с предупреждением реакции нужна определенная подготовка, а именно:

  1. Проведение оценки имеющихся обсессий и компульсий, ситуаций-тригеров, которые провоцируют возникновение навязчивых мыслей и образов.
  2. Оценивание уровня тревоги, возникающей при столкновении с тригерами (Шкала SUDS – субъективная шкала дистресса от 0 до 100)
  3. Разработка Иерархии для экспозиции, запрещение ритуалов, компульсий.
  4. Непосредственное проведение экспозиции: на сессии, вживую (in vivo), в воображении/виртуальной реальности, вне сессии в качестве домашнего задания.
  5. Последующая работа по удержанию результатов.

Тригерами в каждом отдельно взятом случае могут быть разные ситуации. Например, для мамы, у которой есть навязчивые мысли причинения вреда своим детям, тригером может быть ситуация, когда она делает маникюр на кухне, используя средство для ухода за ногтями. Ее могут преследовать мысли о том, что она может намеренно брызнуть этим средством на чашку, из которой пьет ребенок и он отравится.

Например, для человека, который думает, что на нем лежит вся ответственность за его семью и ее безопасность, тригером могут быть ситуации, когда он покидает квартиру, в которой живет его семья. Его могут преследовать мысли или образы о том, что он не закрыл дверь, не выключил воду, электроприборы, не перекрыл газ, и что это может привести к катастрофическим последствиям (квартира взорвется, сгорит, в квартиру проникнут воры и унесут ценные вещи и т.д.).

Он может думать о том, что «именно я несу полную ответственность за безопасность своей семьи», «если я не проверю, что в квартире все в порядке, не удостоверюсь, что закрыл квартиру, что-то страшное произойдет и я буду виноват в том, что моей семье будет причинен непоправимый вред»

Ритуалами могут быть: проверить закрыты ли окна, проверить перекрыт ли газовый вентиль, проверить выключены ли электроприборы, проверить дверь, подергать ручку двери несколько раз, сфотографировать закрытый замок, снять видео как закрывается дверь. вернуться и проверить все еще несколько раз пока не возникнет ощущение, что этого достаточно. Такие проверки занимают много времени, человек возвращается домой снова и снова, чувство тревоги его покидает лишь ненадолго.

Чтобы начать проводить экспозиции необходимо составить иерархию тревожных ситуаций, начиная от наименее тревожной до наиболее тревожной. Данная иерархия выступает своего рода «фундаментом» экспозиции.

Иерархия для вышеупомянутого случая может содержать следующие ступеньки

Ступенька иерархии

Предполагаемый уровень тревоги и дистресса при попадании в данную ситуацию (SUDS) 0-100

1

Отключить утюг и выйти из комнаты

60

2

Выходя из квартиры, проверить окна только один раз

70

3

Перекрыть вентиль подачи газа к плите и покинуть кухню без проверок

80

4

Выходя из квартиры, закрыть дверь и повторно не перепроверять, насколько хорошо она закрыта (не дергать дверную ручку), не фотографировать замок, не снимать видео

9

Вначале экспозиция может проводится в воображении, а затем в реальной жизни.

После составления иерархии, человек намеренно сталкивается с ситуациями, которые в ней описаны, начиная с ситуации, которая вызывает наименьший дистресс. Важно чтобы человек находился в этой ситуации достаточно долго, почувствовал, что тревога поднимается, дождался ее максимального пика и последующего снижения, при этом воздерживаясь от компульсий. То есть, намереваясь покинуть квартиру, несмотря на желание несколько раз перепроверить закрыты ли окна, необходимо воздержаться от этого действия, выдерживая тревогу и дискомфорт, которые возникли.

На следующую ступеньку иерархии можно переходить, когда предыдущая ситуация (ступенька) не вызывает тревогу, выше, чем 50% от изначальной, то есть важно, чтобы во время экспозиций тревога снизилась хотя бы на 50%. По мере снижения тревоги сила связи между обсессией и компульсией становится слабее. Также необходимо помнить, что вначале может быть сложно не отвлекаться или сопротивляться желанию выполнить компульсивное действие, в таком случае экспозицию необходимо повторить. Рекомендовано также вести записи относительно времени, количества экспозиций, динамики тревоги. Экспозиции важно проводить систематически, это дает более устойчивый и заметный результат.

По мере продвижения по иерархии постепенно человек начинает осознавать, что для снижения тревоги ему необязательно совершать компульсивные действия и что страшные последствия никогда не сбываются или вероятность их наступления остается крайне низкой.

Одним из направлений, доказавших свою эффективность в работе с обсессивно-компульсивным расстройством является метод когнитивно-поведенческой терапии. Терапия ОКР включает в себя применение когнитивных техник для коррекции значений, данных обсессиям и тревоге, техники Майндфулнес для работы с мыслями, а также экспозицию с предупреждением реакции для «габитуации» к тревоге и отказа от компульсий.

Ссылки и литература

  1. https://iocdf.org
  2. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20623924/
  3. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30745681/
  4. www.med.upenn.edu/ctsa
  5. Foa EB, Yadin E, Lichner TB. Exposure and Response (Ritual) Prevention for Obsessive Compulsive Disorder: Therapist Guide. USA: Oxford University Press; 2012.
  6. Getting Over OCD: A 10-Step Workbook for Taking Back Your Life (Guilford Self-Help Workbook series) by J. Abramowitz, 2009, Guilford Press.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки при телефонном общении
  • Типографская ошибка это
  • Типичные ошибки что это
  • Типичные ошибки при строительстве частного дома
  • Типографические ошибки это