Типичные ошибки при аудировании

Аудирование и типичные ошибки

Аудирование и типичные ошибки 

Аудирование —  восприятие на слух звучащего текста и понимание его содержания. В зависимости от сложности задания от экзаменуемого может потребоваться понимание основного содержания, выборочной информации или полное понимание текста.

Трансляция аудиотекстов осуществляется с помощью технических устройств, позволяющих качественно воспроизводить аудиозаписи на компакт-дисках.

Раздел «Аудирование» включает три типа заданий:

  • задание 1 — базового уровня  — с кратким ответом на установление соответствия;
  • задание 2 — повышенного уровня — с выбором ответа из трех предложенных вариантов;
  • задания 3 — 9 — высокого уровня — с выбором ответа из трех предложенных вариантов.

Рекомендуемое время на выполнение раздела «Аудирование» — 30 минут. Максимально возможный первичный балл за весь раздел — 20.

                              Типичные ошибки при выполнении заданий раздела «Аудирование»

   Экзаменуемые:

  • невнимательно читают инструкцию к заданию и неправильно заносят ответы в бланк ответов;
  • неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах;
  • ставят ответ  True / False исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта, в то время как в тексте данной информации нет;
  • Не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах;
  • опираются в выборе ответа на услышанные слова, а не на смысл высказывания.

Рекомендации к выполнению задания 1

Рекомендации к выполнению задания 2

Рекомендации к выполнению задания 3

Типичные ошибки экзаменуемых

при выполнении заданий ЕГЭ по аудированию

         При выполнении заданий по аудированию (В1,
А1-А7, А8-А14) экзаменуемые чаще всего до­пускают следующие ошибки:

·       
Экзаменуемые
неправильно заносят ответы в бланк ответов на задание В1, т.е. указывают в отве­те
большее/меньшее количество символов (цифр).

·       
Экзаменуемые
не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах.

·       
Экзаменуемые
недостаточно полно понимают содержание аудиотекста, чтобы правильно определить
основную мысль.

·       
Экзаменуемые
не умеют игнорировать ненужную информацию.

·       
Экзаменуемые
выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и
забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.

·       
При
извлечении запрашиваемой информации из аудиотекста (задание А1-А7) на выбор из
3 вариантов ответа True/False/Not stated особые затруднения у экзаменуемых
вызывают вопросы с опцией «в тексте не сказано», т.к. они не делают различия
между информацией, о которой в аудиотексте не говорится (Not stated), и неверной
информацией. Нередко при этом экзаменуемые ориентируются не на содержание
предложенного текста, а на собственный жизненный/социальный опыт или фоновые
знания.

·       
Прослушивая
аудиотекст при выполнении заданий множественного выбора (А8-А14), экзаменуемые
сосредотачивают свое внимание на содержа­нии вариантов ответов, не
соотнося их с основной частью вопроса.

Аудирование и типичные ошибки 

Аудирование —  восприятие на слух звучащего текста и понимание его содержания. В зависимости от сложности задания от экзаменуемого может потребоваться понимание основного содержания, выборочной информации или полное понимание текста.

Трансляция аудиотекстов осуществляется с помощью технических устройств, позволяющих качественно воспроизводить аудиозаписи на компакт-дисках.

Раздел «Аудирование» включает три типа заданий:

  • задание 1 — базового уровня  — с кратким ответом на установление соответствия;

  • задание 2 — повышенного уровня — с выбором ответа из трех предложенных вариантов;

  • задания 3 — 9 — высокого уровня — с выбором ответа из трех предложенных вариантов.

Рекомендуемое время на выполнение раздела «Аудирование» — 30 минут. Максимально возможный первичный балл за весь раздел — 20.

Типичные ошибки при выполнении заданий раздела «Аудирование»

   Экзаменуемые:

  • невнимательно читают инструкцию к заданию и неправильно заносят ответы в бланк ответов;

  • неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах;

  • ставят ответ  True / False исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта, в то время как в тексте данной информации нет;

  • Не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах;

  • опираются в выборе ответа на услышанные слова, а не на смысл высказывания.

Рекомендации к выполнению задания 1 по аудированию

  • Используйте паузу перед началом задания для того, чтобы подчеркнуть ключевые слова, определяющие основной смысл каждого утверждения. Это поможет вам легче ориентироваться в утверждениях и ускорить выбор ответа.

  • Не следует ожидать, что вы услышите в высказываниях точно такие же слова, как в утверждениях A-G. Как правило, главная мысль фрагмента выражена другими словами и не копирует аудиотекст.

  • В этом задании не требуется полного понимания текста, поэтому не следует волноваться, если темп речи высокий и вы не понимаете всех слов. Надо сосредоточить свое внимание на ключевых словах, выражающих основную мысль говорящего.

  • Вы услышите запись дважды. После первого прослушивания следует отметить наиболее вероятные ответы. Во время второго прослушивания сконцентрируйте свое внимание на информации, которую вы упустили в первый раз или в правильности, которой вы сомневаетесь.

  • Следует помнить, что одно из утверждений является лишним. Во время второго прослушивания убедитесь, что это высказывание не подходит ни к одному аудиофрагменту.

  • Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если вы не уверены в его правильности. Используйте языковую догадку и положитесь на интуицию.

В этом задании проверяется умение учащихся понимать запрашиваемую информацию. Экзаменуемым предлагается 7 утверждений, и им следует на основании прослушанного текста сделать выбор одного из трех возможных ответов: True/False/Not stated (Верно/Неверно/В тексте не сказано).

Ответ 1 («Верно») предполагает, что утверждение соответствует содержанию текста, а ответ» («Неверно») означает, что утверждение противоречит содержанию текста. Ответ 3 («В тексте не сказано») означает, что на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа.

После завершения выполнения всех заданий по аудированию следует перенести все ответы в бланк ответов №1. Следует помнить, что ответ на задание 2 записывается в виде последовательности цифр без пробелов.

За каждый правильный ответ экзаменуемый получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа — 0 баллов. Таким образом, максимально возможное количество первичных баллов за это задание — 7 баллов.

                 Рекомендации к выполнению задания 2

  • Перед началом прослушивания внимательно прочитайте предложенные вам утверждения A-G. Очень часто ошибки возникают из-за того, что учащийся не дочитал утверждение до конца и поэтому сделал неправильный вывод.

  • Используйте паузу перед началом задания (20 секунд) для того, чтобы подчеркнуть ключевые слова, выражающие основную мысль высказываний.

  • Обратите внимание на наличие в утверждениях таких слов, как enough, much, lots, often, never, rarely, seldom, barely, scarcely, hardly, которые придают утверждению отрицательный характер.

  • Не забывайте, что информация, относящаяся к утверждениям, как правило, выражена в аудиотексте не теми словами, какими сформулировано само утверждение, поэтому при ознакомлении с заданием рекомендуется подумать о синонимах к ключевым словам высказываний.

  • Учитывайте разницу между ответами «Неверно» и «В тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, противоречащую содержанию аудио текста. Вариант «В тексте не сказано» предполагает, что, исходя из содержания, прослушанного вы не можете дать ни положительный, ни отрицательный ответ, то есть информация по этому утверждению в аудио тексте отсутствует.

  • Помните, что вариант «В тексте не сказано» может встречаться не один раз, а несколько.

  • Как правило, утверждения располагаются в том порядке, в котором соответствующая им информация встречается в тексте.

  • Вы услышите запись дважды. После первого прослушивания следует отметить наиболее вероятные ответы. Во время второго прослушивания сконцентрируйте свое внимание на информации, которую вы упустили в первый раз или в правильности, которой вы сомневаетесь.

Для выполнения заданий 3-9 экзаменуемым предлагается прослушать текст (интервью или монолог) и выбрать правильный ответ из трех предложенных вариантов. Задания 3-9 могут представлять собой вопросы, на которые надо найти ответы, или незавершенные утверждения, к которым надо подобрать правильное окончание.

Это задания высокого уровня, требующие полного понимания прослушиваемого текста. В процессе прослушивания, учащиеся могут отмечать правильные ответы на листе с заданиями.

По окончании выполнения всех заданий следует перенести правильные ответы в бланк ответов №1. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Максимально возможное количество первичных баллов за это задание — 7 баллов.

   Рекомендации к выполнению заданий 3-9

  • Используйте паузу перед прослушиванием текста для внимательного ознакомления с заданиями 3-9 и предлагаемыми вариантами ответа. Подчеркните ключевые слова, определяющие различия между вариантами ответов.

  • Не пытайтесь определить правильный ответ до прослушивания, потому что он полностью зависит от содержания текста. Общие знания или догадка в этом задании могут вас только подвести.

  • При выборе ответа следует руководствоваться только той информацией, которая звучит в аудио фрагменте, а не тем, что вы знаете или думаете по данному вопросу.

  • Вопросы предлагаются, как правило, в том же порядке, в котором они встречаются в аудио тексте, поэтому, если вы определили ответ на задание, сразу же переключайте свое внимание на следующее задание и предлагаемые варианты ответов на него, чтобы не пропустить важную информацию.

  • Иногда вопросы имеют общий характер, они касаются высказанных мнений, намерений автора или контекста ситуации. Отвечая на них, следует обращать внимание не только на отдельные фразы, но и на более длинные фрагменты текста или даже на текст в целом.

  • При выборе правильного ответа следует опираться не на услышанные слова, а на смысл высказывания.

  • Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если вы не уверены в его правильности.


Типичные ошибки обучающихся, допускаемые в разделе «Аудирование»

Типичные ошибки обучающихся, допускаемые в разделе

«Аудирование»:1. При выполнении задания на установление соответствия некоторые экзаменуемые:

  • невнимательно читают инструкцию к заданию и соответственно неправильно заносят ответы в бланк ответов;
  • неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах;
  • осуществляют соответствие, исходя из выбранного из контекста слова, а не на основе общего понимания услышанных микротекстов.


2. В задании с выбором ответа:

  • выбирают ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и общих знаний;
  • исходят не из содержания текста, а из своего социального опыта, в то время как в тексте данной информации нет;

·                экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах.

При выполнении заданий раздела «Аудирование» следует обращать внимание на следующие аспекты:

  • следует обращать внимание обучающихся на то, что внимательное прочтение инструкции позволяет извлечь из неё всю полезную информацию;
  • следует ставить задачу выделять при прослушивании аудиотекстов ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы;
  • следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что о ней думают или знают по предложенному вопросу.

 

Последнее изменение: Четверг, 24 июля 2014, 21:54

Понимание речи на слух — важный навык для повседневного общения. Студенты испытывают сложности по нескольким причинам, не всегда зависящим только от них. Это может быть и следствие устаревшей методики, используемой ранее, и недоработки преподавателя на текущих занятиях. Рассмотрим типичные ошибки урока по аудированию.

Пример 1. Отсутствие ознакомления с заданием перед первым прослушиванием

Teacher: When did you last travel?
Student: I went to Italy three months ago.
Teacher: Wow! Great. Are you planning to visit any exotic countries?
Student: I haven’t thought about it… maybe.
Teacher: Ok, now listen to the text about three travellers.
( after 5 mins)
Teacher: So, answer these questions now.
Student: Oh, I don’t remember.

Тема аудирования введена хорошо, так как учащимся интересно поговорить о своём опыте путешествий. Ошибка в том, что учитель не дал инструкцию полностью и не обратил внимание студента на вопросы, направленные на проверку понимания. При прослушивании непонятно на каких фактах стоит сконцентрироваться и сложности при ответе на вопросы неизбежны. И чаще всего ответ будет именно такой: ‘I don’t remember.’

Пример 2. Неправильная установка у студента

Проблемы с аудированием могут быть по разным причинам: усталость, маленький словарный запас, недостаточно практики. Одна из распространенных причин, особенно у людей среднего возраста и старше- желание расслышать каждое слово. При этом они быстро устают и теряют нить.

Teacher: You’re going to listen to the text about three speakers who went to exotic countries. Read the questions before you start listening. Ready?
Student: Yes.
(after 3 minutes)
Student: Sorry, could you stop? I don’t understand. They’re speaking very fast.

В учебниках, построенных по коммуникативной методике, тексты даются достаточно сложные: спикеры говорят быстро, используют разнообразные выражения даже на низких уровнях. Ученики, привыкшие к простым текстам, в которых все слова им знакомы, столкнуться с трудностями. Задача  преподавателя объяснить, что нет необходимости понимать каждое слово. В дальнейшем, можно напомнить об этом в виде проверки инструкций: Do you have to understand every word?

Пример 3. Демонстрация скрипта при  возникновении первых сложностей

Teacher: Statement 5. Is it true or false?
Student: I didn’t hear that sentence.
Teacher: Ok, let’s read the script.

Прочтение скрипта аудирования- самое простое решение, но не эффективное. Что в этом случае мог сделать преподаватель? Прослушать параграф еще раз или (если невозможно по каким-либо причинам) попросить учащегося  догадаться, а затем сообщить правильный вариант или показать скрипт.

Пример 4. Выяснение деталей сразу после первого прослушивания

Teacher: Listen to the text and say what it is about. Do you have to understand everything in the text?
Student: No, only what it is about.
Teacher: Great! Let’s start.
(after 5 mins)
Student:This text is about people who travelled to Africa.
Teacher: That’s right. And do you remember when they travelled?
Student: Maybe three years ago.
Teacher: What countries in Africa did they visit? Did they have any problems?
Student: I don’t remember.

Инструкция перед первым прослушиванием (listening for gist) дана верно. Но далее учитель решил перейти к контролю детального понимания записи. К этому студент был не готов, ведь ему дали задание- понять общий смысл. Учащийся не может ответить и будет думать, что аудирование ему плохо дается.

Пример 5. Нет обсуждения прослушанного (post-listening)

Teacher: Good job! You’ve answered all the questions correctly.
Student: Thank you.
Teacher: Now, let’s move on to exercise 6.

Преподаватель похвалил за хорошую работу и идет дальше по плану. Не хватает обсуждения услышанного, потому что ученики прежде всего хотят научится говорить. Также, переход от одного задания к другому будет более плавным. Если нет времени на роулплей и долгие дискуссии, поинтересуйтесь мнением обучаемого. Например, Whose experience do you find the most interesting? Why?

Простой вопрос, ответ на который займет минуты 3, но у студента будет ощущение, что он не просто послушал, а еще и потренировал устную речь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки при аттестации
  • Типичные ошибки при аграмматической дисграфии это
  • Типичные ошибки маркетинга
  • Типичные ошибки любовниц
  • Типичные ошибки литература 5 класс