Типичные ошибки при проведении рефлексии


1


Рефлексия в дистанционном обучении Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения ФИРО Рефлексия в дистанционном обучении Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения ФИРО


2


До тех пор, пока мы будем получать удовольствие от работы, мы будем качественно работать! С одинаковым удовольствием мы должны смотреть как на торт, который можем съесть, так и на компьютер, за которым мы работаем. 2


3


Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. 3


4


Рефлексия «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, примерное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самосознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» (Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1987,с.316.) 4


5


Рефлексия в обучении — мыследеятельностный или чувственно- переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта. Это исследование уже осуществленной деятельности. Цель – фиксация результатов и повышение эффективности деятельности в дальнейшем. 5


6


Методика организации рефлексии студента на занятии 1. Остановка предметной деятельности. 2. Восстановление последовательности выполненных действий. 3. Изучение составленной последовательности действий. 4. Формулирование результатов. 5. Проверка гипотез в последующей деятельности. 6


7


Польза рефлексии В результате образовательной деятельности студент приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила эта деятельность. Студент начинает понимать смысл изучаемой среды, самоопределяется относительно её. Студент сопоставляет свой начальный уровень знаний с конечным, определяет количественные и качественные изменения. 7


8


Необходимость рефлексии Основным результатом рефлексии является выявление и осознание основных компонентов деятельности, необходимых для дальнейшей работы или корректировки образовательного пути. Позволяет человеку полнее раскрыть его уникальность и индивидуальность. Позволяет понять, что именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему и что надо поменять в своем отношении к ситуации. В личности не только ученика, но и учителя, закладываются совершенно другие основы изменения и развития. Они носят не формально-логический, а личностно-мировоззренческий характер, за которым формируется другая культура и норма отношений к своей жизни и деятельности. 8


9


Отрефлексированное знание ученика «знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания) «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знаний) «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по её получению) «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации) Рефлексия связана с целеполаганием, т.к. является осознанием способов достижения поставленных целей. 9


10


Рефлексия как образовательная деятельность относится к 2 областям: 1. Онтологической (связанной с содержанием предметных знаний) 2. Психологической (обращённой к субъекту деятельности и самой деятельности) Осмысливая свою образовательную деятельность, студент акцентирует внимание как на знаниевых продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию продуктов. Традиционные экзамены проверяют знания студента, а владение рефлексивным инструментарием не контролируется и не задаётся. 10


11


Схема рефлексии 1 1. На лекционных занятиях по курсу я понял ________, осознал ________, научился ________. 2. Во время самостоятельных занятий я понял ________, осознал ________, научился _________. 3. Лучше всего на семинарских занятиях у меня получалось ________, не получалось _________. 4. Основные трудности у меня были _________. 5. Наиболее эффективными для меня являлись следующие виды деятельности: _________, формы занятий: __________, способы решения проблем: _________. 6. В моей профессиональной подготовке произошли следующие изменения: ________. 7. В качестве дельнейших целей я ставлю следующие: _________. 11


12


Схема рефлексии 2 Перечислите свои основные достижения при ___________ с использованием ___________: 1. … 2. … 3. … Перечислите трудности, возникшие при изучении материала по курсу: 1. … 2. … 3. … 12


13


Итоговая рефлексия по уроку Фамилия, имя: _______________ Класс: ______________________ 1. Опишите кратко свои чувства и ощущения при выполнении упражнений. 2. Как вы осуществляли поиск в Интернет и что интересного нашли? 3. Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели? 4. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 5. Оцените свою работу на занятии: 1.по пятибалльной системе: 2.по принципу «много-мало» поработал: 3.по принципу «интересно-неинтересно»: 6. Что бы вы хотели пожелать по поводу проведения следующих дистанционных уроков: 1.себе — 2.своему дистанционному учителю — 3.локальному координатору — 13


14


Типичные ошибки при проведении рефлексии Типичные ошибки при проведении рефлексии Большинство педагогов спотыкаются на одном из самых первых её этапов. Это этап остановки предметной (дорефлексивной) деятельности. Чаще всего над педагогом довлеет страх. Если в организации не создана соответствующая, поощряющая на такие действия обстановка, где за проведение или не проведение рефлексии никто не спросит, а за выполнение программы ещё как, то педагогом будет владеть только инстинкт самосохранения. Для такого педагога каждая остановка — это шанс не вписаться в программу, где он и так все время отстаёт. В этом случае за «красные флажки» уйдут только те, кому творчество дороже. Кроме того, формально ориентированный педагог даже при очень точном исполнении технологических этапов рефлексии, может обращать внимание и оценивать совершенно другие стороны деятельности ученика. Например, количество материала, аккуратность, исполнительность и т.д., а не факт осознания разницы между подходами и т.п. 14


15


Этапы деятельности Достаточно длительный опыт участия и организации педагогических технологий с элементами рефлексии показал, что при её освоении участники проходят как минимум три этапа. 1. Первый — это этап эмоциональной дезорганизации, психологического ступора и остановки мышления. На этом этапе участники испытывают наибольший стресс и ощущение своей профессиональной несостоятельности. 2. Второй этап характеризуется проявлениями «свободного волеизлияния неизвестно чего и неизвестно зачем», с редкими вспышками озарения. Характеризуется повышением интереса к рефлексии, возвратом уверенности и желанием понимать. 3. И третий — это этап осознанного понимания и применения рефлексии в своей деятельности. Характеризуется повышенным вниманием к рефлексии и педагогическим технологиям на её основе, желанием расширять и увеличивать опыт применения. 15


16


Данные эксперимента Оказалось, что для определённой категории людей существует группа проблем, имеющая непреодолимый (или очень трудно преодолимый) характер. Это индивидуально-типологические, физиологические, генетические, формально-логические, психологические и некоторые другие особенности проявления, которые можно условно объединить под понятием «природа человека». Так, сотрудником лаборатории методологии и теории образования РАО А. Д. Король в эксперименте было показано, что только 20-25% учителей могут задавать вопросы рефлексивного характера. 16


17


«Страх свободы» Этот феномен и определяет тяготение определённой категории педагогов к консервативным, традиционным, формальным способам передачи знаний и опыта. Попытка втянуть таких педагогов в творческую ситуацию, вызывает у последних состояние дискомфорта, выраженного тем больше, чем больше сродство человека к формальным процессам. Как при организации в одной из частных школ некоторого творческого пространства, где ученикам и учителям предоставлялась возможность на творчество, заданными рамками которого являлись «оригинальность, новизна, красота», так и здесь, на микросоциальном уровне, можно было увидеть у некоторых учителей то, что Э. Фромм охарактеризовал как «страх свободы». Эта боязнь свободы, стремление втиснуть себя в привычные рамки определённого регламента, режима функционирования, несомненно, имеет определенный смысл, как и то, что существует другая часть людей, для которых жизнь без свободы выбора, без творчества, практически невозможна. 17


18


Обучение рефлексии Начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание уделяя обучению ребят, осознанию того, что они делают и что с ними происходит. 18


19


Примеры удачных рефлексивных суждений Трудности были связаны с определением и составлением методической модели ДО, определении уровня использования ИКТ в моем курсе, для преодоления трудностей изучала, анализировала различные модели ДО, выбрала, на мой взгляд, самую оптимальную для своего курса. Я бы сказала что предложение сразу приступить к планированию учебного процесса в форме ДО поставило меня в тупик. Пришлось сесть и подумать. Трудности при работе в форуме – только с самого начала – не вполне понимала, что надо делать – куда заходить и что писать. Преодолела просто – попросила помощи. Лично для себя я считаю, что поработала много (учитывая, что все, что я делала в интернете было впервые), хотя со стороны этого не скажешь. Мне было интересно этим заниматься. Познакомилась лучше с понятийным аппаратом ДО, особенностями организации учебного процесса в различных моделях ДО. Впервые выступала в форуме, вела диалог. 19


20


В лекциях все достаточно понятно и хорошо структурировано, материала изучено пока что немного, спорных моментов нет /или я не вижу/. Хорошо разложены шаги создания ДО в ОУ. Катастрофическая нехватка времени, работа в позднее- вечерние часы Очень полезной была лекция 3, которая, лично для меня, внесла упорядочение работы по организации ДО. Мало времени (у меня) на изучение курса. Примеры НЕудачных рефлексивных суждений 20


21


Литература А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Питер, Е.В. Доманский. Проблемы организации рефлексии в деятельности учителя и ученика. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1987,с.316.) 21


22


Никуличева Наталия Викторовна Личный сайт: Телефон: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет 111. Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет

Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.

  • Что такое рефлексия
  • Для чего она нужна
  • Виды рефлексии
  • Ошибки, которых стоит избегать
  • Как рефлексировать правильно
  • Комментарий эксперта

Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое рефлексия

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».

Для чего нужна рефлексия

Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:

  • контролировать мышление;
  • оценивать обоснованность и логичность поступков, анализировать мысли;
  • преобразовывать скрытые умения в эффективные инструменты для развития;
  • избавляться от нерешительности и делать выбор;
  • очищать сознание от лишних мыслей;
  • определять поведенческие шаблоны и корректировать их.

Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.

Фото: Pexels

Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.

Виды рефлексии

В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:

  1. Личностная рефлексия. Здесь объектом познания является личность самого человека. Он оценивает себя, свои способности, привычки, отношение к нему окружающих, а также мысли о мире и других людях.
  2. Коммуникативная рефлексия. Критическая оценка поступков и реакций, познание окружающих. Так происходит получение объективного представления о механизмах взаимодействия в социуме.
  3. Интеллектуальная рефлексия. Активизируется в процессе обдумывания проблемы, требующей размышлений. Человек возвращается к исходным условиям и прокручивает в голове рациональные варианты решения задачи, как в математической формуле.

Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:

  • Социальная рефлексия. Размышление не о людях, а от их имени. Ее также называют «внутренним предательством». Человек ставит себя на место другого индивида и пытается понять, что тот думает и почему так поступает.
  • Научная рефлексия. Используется для анализа и исследования методов познания. Так возникают теории, законы функционирования различных процессов, изучаются инструменты, точки зрения и обоснования.

Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.

Ошибки, которых стоит избегать

Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».

Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.

Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.

Фото: Shutterstock

Как рефлексировать правильно

Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:

  1. Привыкайте анализировать непривычные ситуации. Оценивайте происходящие события, даже если поначалу для этого требуется немало времени, которое придется уделить размышлениям даже через несколько часов или дней после случившихся событий.
  2. Попробуйте каждый вечер обдумывать события прошедшего дня. Обратите внимания на чувства и эмоции: в каких ситуациях вам было некомфортно, вас одолевали раздражение, гнев или неуверенность.
  3. Старайтесь мыслить объективно: смотреть на ситуацию со стороны, а не с позиции внутреннего критика.
  4. Анализируйте свое отношение к окружающим. Например, новые знакомые вызывают чувство тревоги. Что становится триггером, запускающим механизм негативных эмоций?
  5. Не избегайте общения с людьми, точки зрения которых противоречат вашим. В попытке понять иную картину мира вы активизируете рефлексию, которая помогает иначе взглянуть на происходящее, пересмотреть паттерны и стереотипы.
  6. Учитесь видеть ситуацию разносторонне: выделяйте не только минусы, но и плюсы своего состояния, ищите возможности, которые открываются с новыми знаниями и чувствами.

Комментарий эксперта

Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.

Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.

Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы: «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»

Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?

Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].

Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.

Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам. 

Что дает рефлексия? Вы можете годами закапываться в своих проблемах, даже и не подозревая, что их можно решить за один день через профессиональный коучинг и рефлексию. За свой, более чем 15 летний опыт преподавания личностного роста, я создал свое понимание, как это лучше делать. Поделюсь с вами полезными инсайтами и алгоритмами.

Ключевые ошибки при рефлексии:

Ошибка №1. Уход в самокритику, самобичевание.

Цель метода не вызвать у себя страх или чувство вины, а понять свою зону роста, понять природу своих эмоций, чувств. Дополнительный эффект от метода – развитие эмоционального интеллекта.

Если ты чувствуешь, что после рефлексии тебе становится эмоционально плохо, ты делаешь что-то не так.

Ошибка №2. Поверхностный анализ.

Вы задали себе вопрос для самоанализа – получили поверхностный ответ и…ничего не произошло.

Пример.

Вы поспорили со своим подчиненным, который не хотел делать какую-то задачу, и жестко, грубо сказали: «Я руководитель, хочешь не хочешь, но будешь делать то, что я говорю, что за детский сад устроил здесь». Остался осадок после этого разговора. Вы задаёте себе рефлексивный вопрос: «Зачем я так поступил?» И получаете ответ: «потому что совсем обнаглел персонал, платишь им деньги, а они еще спорить начинают, что это не входит в их обязанности». Этот ответ дал прикладную пользу? Нет.

Какие лучше задать себе вопросы?

1)Какие потенциальные последствия от моих действий?

✓Сотрудник может обидеться и саботировать выполнения задач.

✓У нас ухудшается взаимопонимание.

2)Что я выиграл и проиграл от своего поведения?

✓Поставил его на место, чтобы увеличить его эффективность, или все-таки снизил эффективность?

✓Эмоционально накрутил себя и потратил энергию

✓Удовлетворил свою скрытую потребность самоутвердиться через доминирование и демонстрации своей власти (а почему это важно для меня?)

3)Мог ли я донести свою мысль по-другому?4)В каких других ситуациях данный опыт мне будет полезен?

Ошибка №3. Спешка и ожидание быстрого результата

Нельзя спешить с ответами на вопросы – это вам не передача «Что? Где? Когда?», где нужны оперативные ответы. Здесь необходимо качество. И не ждите, что сразу получите ответ по смыслу жизни и как умножить свои доходы в тысячи раз, все постепенно.

Если Вы еще не работали с коучем, который умеет задавать правильные вопросы и отслеживать ваши реакции, то вы столкнетесь с тем, что грамотных ответов от себя можете сразу не получить. Свой мозг нужно еще приучить к разговору с самим собой, приучить слышать истинные ответы, продиктованные внутренней мудростью, а не негативными эмоциями.

В течение недели ежедневно учитесь терпеливо анализировать свои эмоции, чувства, ощущения, действия, и вы увидите, что с каждым разом становится все проще слышать себя.

Ошибка №4. Подберите правильное время

Если Вы только что поругались со своей женой / мужем / ребенком / акционером /подчиненным не спешите сразу рефлексировать. Этот процесс требует эмоционального спокойствия, а если Вас сейчас трясет, то процесс будет односторонним и неэффективным. Вы просто убедите себя в своей правоте и в том, что виноваты все вокруг, или броситесь в другую крайность, обвиняя только себя.

Вообще, здесь нет задачи найти виновную сторону. Это о другом.

Алгоритм рефлексии:

1)Убрать все отвлекающие факторы, взять дневник, лист с бумагой или включить диктофон

2)Выписать адекватные ситуации вопросы, на которые требуются ответы

3)Задавайте себе вопросы и выписывайте или проговаривайте ответы на диктофон

4)Проанализируйте беспристрастно свои ответы и отметьте, что полезного вы вынесли, свои выводы зафиксируйте в дневнике, чтобы отслеживать результаты

Ключевые вопросы, которые нужно задавать себе:

1)Какие потенциальные последствия от моих действий?

2)Что я выиграл и проиграл от своего поведения?

3)Мог ли я донести свою мысль или поступить по-другому?

4)В каких других ситуациях данный опыт мне будет полезен?

Приёмы организации рефлексии на уроках

Фото shkolabuduschego.ru

   Предлагаем вам познакомиться с некоторыми эффективными приемами организации рефлексивной деятельности учащихся на учебном занятии.

  • Прием незаконченного предложения

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения: в конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

«На этом уроке меня порадовало…»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«После урока мне захотелось…»;

«Я мечтаю о …»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Я сумел…»;

«Было интересно…»;

«Было трудно…»;

«Я понял, что…»;

«Теперь я могу…»;

«Я почувствовал, что…»;

«Я научился…»;

«Меня удивило…» и т.п.

  •  Прием «Комплимент»

   В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  • Прием «А напоследок Вам скажу»

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
  • Что не оправдалось и почему?
  • Ваши персональные и наши общие перспективы?

Фото shkolabuduschego.ru

  • Прием «Ассоциация»

   Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

  • Прием «Рефлексивный сиквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

  • Прием «Плюс-минус-интересно»

   Ученикам предлагается заполнить таблицу: графа «+» — все, что понравилось на уроке, графа «-» — все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • Прием «Хронолет»

   Учитель карандашом пишет историческую дату, место события и запускает «хронолёт» (бумажный самолётик): к кому на парту он сядет, тот и попадёт в «другое время». Ученик, оказавшись в «другом времени» должен рассказать о том, что он там видел.

  • Прием «Кусок пирога»

   Учитель на доске изображает в символьной форме пирог. Затем делает комментарий учащимся: «Отрежьте себе часть пирога в соответствии с вкладом, внесённым в работу группы (класса, коллектива) и др.»

  • Прием «Все в Ваших руках»

   Учитель: «На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 1. Над темой я хотел бы поработать. 2. На уроке я получил конкретные указания к действию. 3. Мне было совсем не интересно. 4. Мне не хватало … 5. Вопросы, на которые я хочу найти ответы дома…» 

  • Прием  «Рефлексивная паутина»

Итог совместной работы в группе с учащимися можно выполнить в виде  схемы-«паутины».

  • Что нового ты узнал на уроке?
  • Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
  • Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
  • Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
  • Где ты применишь полученные знания?
  • В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
  • Что изменил бы в своих действиях на уроке?
  • Что бы ты изменил на уроке в последующем?

  • Прием «ППП»

Итог совместной работы с учащимися оформляется в три графы таблицы:

«Понял» «Принял» «Применил»

  • Прием «Портфель. Интернет. Корзина»

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

  • Портфель — всё, что пригодится в дальнейшем.
  • Интернет —  информацию необходимо проанализировать, изучив Интернет-ресурсы
  • Корзина – информация показалась неинтересной.

Фото shkolabuduschego.ru

Автор материала:  Маслов И.С.

“Единственный путь, ведущий к знанию, –
  это деятельность”

Бернард Шоу

Действительно, чтобы знание
становилось инструментом, а не залежами
ненужного старья на задворках интеллекта, ученик
должен с ним работать. Что значит работать со
знанием? Говоря общими словами, это означает его
применять, искать условия и границы
применимости, преобразовывать, расширять и
дополнять, находить новые связи и соотношения,
рассматривать в разных моделях и контекстах. (Из
книги А.Грина “Принципы педагогической
техники”)

Главная задача образовательного
процесса в современной российской школе
определяется так: ученик должен учиться сам, а
учитель осуществляет управление его учебной
деятельностью. Поэтому традиционный
объяснительно-иллюстративный метод заменяется
новыми педагогическими технологиями. Одной из
них является проблемное обучение. Многие идеи
его сторонников (В.Ф. Зуева, М.Н. Скаткина, А.К.
Бекитова, Б.Е. Райкова, В.А. Сухомлинского и др.)
остались не реализованными и по прежнему
актуальными.

Цель и назначение проблемного
обучения – преодолеть элементы механического
усвоения знаний, активизировать мыслительную
деятельность учащихся и ознакомить их с методами
исследования.

Под технологией проблемного обучения
понимается такая организация учебного процесса,
которая предполагает создание в сознании
учащихся под руководством учителя проблемных
ситуаций, требующих активной самостоятельной
деятельности учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое
овладение знаниями, умениями и навыками и
развитие мыслительных способностей.

Способность школьников к
самоизменению и саморазвитию формируется при
организации учебного процесса по технологии
проблемного обучения в основе которого лежит
деятельностный метод, имеющий следующую
структуру: мотивация к учебной деятельности,
пробное действие, фиксирование индивидуального
затруднения, выявление причин затруднения,
построение и реализация проекта выхода из
затруднения, самоконтроль, осознание
собственной деятельности по выходу из
затруднения и самооценка. Уроки, построенные
таким образом, мы называем уроками развивающего
типа. При введение нового знания они уже около 10
лет применяются в школе.

Но если новое знание – понятие, способ
действия, – “открыты” учащимися, то возникают
насущные вопросы: Как организовать работу, чтобы
это знание было усвоено каждым из них? Может ли
быть гарантией усвоения формальное решение
энного количества заданий энного типа?

Практика показывает, что нет. Только
найдя самостоятельно свою ошибку, поняв её
причину и исправив, ученик способен в дальнейшем
избегать этой ошибки при выполнении аналогичных
заданий. Поэтому важно и этот процесс
формирования необходимых умений и навыков
применения нового знания строить на основе
метода рефлексии, то есть сделать развивающим.
Уроки, на которых отрабатываются предметные
умения и навыки и одновременно формируется
общеучебное умение самостоятельно
корректировать собственную деятельность
получили название уроков рефлексии.

Начать подготовку к урокам необходимо
с анализа типичных ошибок и затруднений, которые
могут возникнуть у учащихся при изучении данной
темы. Такой анализ позволит составить список
понятий, правил, свойств, алгоритмов, которые
требуют тренинга и коррекции.

Составленный список позволит
подобрать задания для самостоятельной работы на
применение зафиксированных способов действий.

Перед выполнением самостоятельной
работы необходимо организовать повторение
выбранных правил и алгоритмов и зафиксировать их
на доске. Но это не должно быть обычным
повторением правил. Нужно подобрать задания так,
чтобы во время их выполнения учащиеся свободно
комментировали свои действия и проговаривали
правила, которые они используют. При этом
разрешается, и даже считается необходимым
рассматривать разные способы получения
результата. Кроме того, предлагается также
выбрать рациональный способ выполнения задания.

Затем актуализированные алгоритмы и
определения закрываются, и ученикам
предлагается выполнить самостоятельную работу.

После завершения самостоятельной
работы организуется её самопроверка.

Для проведения самопроверки готовится
образец и эталоны (подробное решение с их
обоснованием).

После выполнения самопроверки по
образцу учащиеся фиксируют свои результаты в
тетрадях.

На этом этапе класс делится на две
группы: те учащиеся, которые не допустили ошибок
при выполнении самостоятельной работы, и
учащиеся, допустившие ошибки.

Первая группа проверяет свою работу по
эталону для самопроверки, затем получают
дополнительные задания, задание повышенного
уровня, творческого характера.

Для работы с учащимися, у которых
возникли затруднения при выполнении
самостоятельной работы, учитель составляет
диалог, с помощью которого они должны
локализовать место ошибки и определить правило,
на котором была допущена ошибка. Эта работа
позволяет детям определить и сформировать цель
своей дальнейшей деятельности по коррекции
возникших затруднений.

Чтобы научиться корректировать ошибки
в любых заданиях, необходимо построить с ними
общий алгоритм исправления ошибок. Этот алгоритм
можно построить вместе с учащимися постепенно в
ходе ряда уроков рефлексии. Алгоритм может иметь
вид блок-схемы, которая является результатом
ответов на вопросы, подготовленных учителем.

Далее учащимся предлагается
самостоятельно работать по исправлению своих
ошибок, используя составленный алгоритм
исправления ошибок.

После того, как учащиеся исправят
допущенные ошибки, им можно предложить придумать
и решить аналогичные задания или выбрать его из
заданий, предложенных учителем.

В заключительной части данного урока
необходимо проанализировать, достигнута ли
поставленная в начале урока цель, какие
алгоритмы вызвали наибольшее затруднение.

Таким образом, на уроке рефлексии не
только повторяется и закрепляется ранее
изученный материал, но и формируются необходимые
для жизни способности к коррекции собственной
деятельности на основе рефлексивного метода.

Кроме того, умение видеть проблемы,
задавать определение понятиям, проводить
наблюдение и эксперименты, делать выводы и
умозаключения, классифицировать и
структурировать материал, работать с текстом,
доказывать и защищать свои идеи ведёт к
достижению таких образовательных результатов,
как способность к самостоятельной
познавательной деятельности, умение быть
успешным в быстро изменяющемся мире.
Использование технологии проблемного обучения
позволяет повысить качество образования
учащихся.

Презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки при проведении реинжиниринга бизнес процессов
  • Типичные ошибки при обыске
  • Типичные ошибки при обучении детей пдд
  • Типичные ошибки при носке костюма это пиджак
  • Типичные ошибки при начислении заработной платы