Типичные ошибки слушания это

Реферативное
сообщение

На тему
«Психология слушания»

Подготовила:
учитель технологии

ГБОУ школа 109

Г.Санкт-Петербург

Дворяткина Н.Ю.

Психология
слушания.

Говорят, что
природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем
слушать.

                                                                                       
                   Плутарх.  

      Слушание
это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и
приписывания или значения. Если слышание – физический процесс, определяемый
воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без
специальных умственных усилий, то слушание (эффективное слушание) – это сложный
процесс восприятия, осмысления, понимания и запоминания поступающей информации,
в котором участвует вся личность человека. Слушание является фундаментальным
навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное
взаимодействие и взаимопонимание. В то же время многие люди не умеют слушать.
Умение слушать у людей развито неодинаково. Исследования показывают, что в
среднем время нашего общения с другими, распределяется следующим образом:
примерно 42% — 53% времени мы слушаем других, 16% — 32% — говорим сами, 15%
-17% -читаем, 9%-14% — пишем. Как видно из цифр, умение слушать как метод
восприятия информации используется намного чаще, чем умение читать и писать,
вместе взятые, следовательно, овладение таким умением важно для каждого.

     Большинство людей
оценивают свое умение слушать на 70%-80%. Однако исследования показывают, что
на самом деле эффективность слушания у многих людей составляет всего 25%, т.е.
три четверти услышанных сообщений утрачиваются.

      То, что происходит
с содержанием сообщений в процессе передачи его от человека к человеку, можно
схематично изобразить следующим образом: задумано 100% — высказано 80% от
задуманного – услышано 70 % от высказанного – понято 60 % от услышанного –
осталось в памяти примерно 24 % от воспринятого.

      В основе процесса
слушания лежит сосредоточение – концентрация на конкретных стимулах из всего
множества стимулов, достигающих наших органов чувств. Во время внимательного
слушания происходит интеллектуальная деятельность, которая может сопровождаться
даже повышением давления и увеличением частоты сердцебиений.

        Человек прежде
всего обращает внимание на информацию, которая ему интересна и соответствует
его физическим и психологическим потребностям. Умение же слушать предполагает
наличие концентрации внимания даже в тех случаях, когда информация не кажется
нам интересной.

         Учитесь слушать
– это важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в
целом – залог успешной деловой коммуникации. Настоящее «искусство слушать»,
проявляется в том, что слушающий: всегда, воздерживается от выражения своих
эмоций во время того, как говорящий излагает информацию; помогает говорящему
ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но
так, чтобы он продолжал беседу.

       На умение слушать
влияет все: личность человека, его характер, интересы, пол, возраст, конкретная
ситуация и т.д.

       Помехи слушанию. В
беседе создаются помехи слушанию:

      Внутренние помехи
– неумение отключить свои мысли, которые кажутся гораздо значительнее и важнее,
чем-то, что прямо сейчас говорит партнер; попытка вставить свою реплику в
монолог говорящего, чтобы создать диалог; мысленная подготовка ответа (обычно
возражения);

        Внешние помехи
слушанию, например, собеседник говорит недостаточно громко или вообще шепотом,
обладает яркими манерами, которые отвлекают от сути его речи, монотонно
«бубнит» или, наоборот, «глотает» слова, вертит в руках посторонние предметы,
беспрерывно поглядывает на часы, суетится и т.п. К внешним механическим помехам
можно отнести: шум транспорта, звуки ремонта, постоянное заглядывание в кабинет
посторонних, телефонные звонки, а так же, не комфортные условия в помещении
(жарко или холодно), плохую акустику, неприятные запахи; отвлекающую внимание
окружающую обстановку и или пейзаж, плохую погоду; даже цвет стен в помещении
играет важную роль; красный – раздражает, темно-синий – угнетает, желтый –
расслабляет и т.д.

                                                        Виды
слушания.

Американские исследования
общения выделили четыре вида слушания:

Направленное
(критическое)
– слушающий сначала критически
анализирует получаемое сообщение, а потом старается его понять. Это полезно в
тех случаях, когда обсуждается различного рода решения, проекты, идеи, мнения и
т.д., так как позволяет отобрать самую полезную с заданной точки зрения
информацию, однако малоперспективно тогда, когда обсуждается новая информация,
сообщающая новые знания, потому что, настраивается на отторжение информации (а
именно это подразумевает критика), слушающий не сможет сосредоточить свое
внимание на ценном, что в ней содержится; при таком слушании интерес к
информации отсутствует;

     Эмпатическое
– слушающий больше «считывает» чувства, а не слова. Это эффективно, если
говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, но малоперспективно, если
говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции;

     Нерефлексивное
слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при
максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер
стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить
наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить
словами то, что его волнует или он застенчив, не уверен в себе;

      Активное
(рефлексивное) слушание характеризуется установлением обратной связи с
говорящим посредством: расспрашивания – прямого обращения к говорящему, которое
осуществляется с помощью разнообразных вопросов; перефразирования –
высказывания той же мысли другими словами, чтобы говорящий смог оценить,
правильно ли его поняли; отражения чувств, когда слушающий основное внимание
уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает
говорящий; резюмирования – подведение итогов услышанного (резюме), что дает
понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

                                       
Типичные ошибки слушания.

     Рассеянное
внимание
. Существует ошибочное мнение, что можно делать два дела
одновременно. Например — писать отчет, и слушать своего коллегу. Избежать
ловушки рассеянного внимания можно путем расстановки приоритетов: выбрать то
занятие, которое важнее.

     Отсеивание
происходит в тех случаях, когда заранее составляется мнение о том, что пытается
сказать собеседник. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если
подходить к любой беседе непредвзято, не делая поспешных выводов.

       Перебивание собеседника
во время его общения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. При
перебивании собеседника нужно постараться тут же восстановить ход мыслей
собеседника.

        Поспешные
возражения
часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего.
Зачастую человек не слушает, а мысленно формирует возражения и ждет очереди
высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает,
что же собеседник пытался сказать на самом деле.

       В процессе
активного слушания нужно:

— оставаться
непредвзятым;

— изучать выражение лица
собеседника;

— обращать внимание на
тон сообщения;

— слушать не только
слова;

— попытаться поставить
себя в положение собеседника; взглянуть на ситуацию его глазами;

— проверить свое
понимание услышанного при помощи вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?»,
«зачем?», «как?»;

— использовать прием ПИН,
для получения дополнительных идей, информации и комментариев. Это значит, что
нужно начинать с Позитивных моментов предложения собеседника, затем находить
Интересное и только потом обращаться к Негативным аспектом его идей.

                                                 
Эмоции закрывают уши.

 «Никогда не
говори, если можешь кивнуть!»

        Существуют три
уровня эмоционального возбуждения: высокое, среднее и нормальное. Только при
нормальном уровне эмоционального возбуждения человек способен трезво рассуждать
о насущных проблемах. Только при этом уровне возможно адекватное общение. Даже
на среднем уровне эмоционального возбуждения мы уже перестаем слышать друг
друга.

      Умение слушать
эффективно помогает собеседнику снизить уровень эмоционального возбуждения и
начать трезво размышлять об имеющихся проблемах. Это умение особенно необходимо
в разговоре с людьми, отличающимися повышенной эмоциональностью. Пока уровень
эмоционального возбуждения у человека не снижен до нормального, с ним вообще не
надо ни о чем дискутировать. Он все равно ничего не поймет. Сначала его нужно
успокоить.   Умение слушать – это намного больше, чем просто сидеть с открытым
ртом и смотреть на собеседника. Умение слушать – значит уметь слышать, обладать
определенной энергетикой, умение отдавать.

Слушать – значит
отдавать. Вы уделяете человеку время и тем самым проявляете уважение к нему.

        Для нашей будущей
профессии обязательным моментом является – Профессиональное педагогическое
слушание.

Профессиональное
педагогическое слушание
– это такое умение слушать, которое
в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных
коммуникативных ситуациях, при слушании ответа учащегося с целью оценивания
этого ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учениками, вне урока
и т.п. Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать,
понять, выяснить основную мысль высказывания, отметить детали и т.п., оценить
сообщение, выяснить истинность/ложность информации, понять эмоциональное
состояние учащегося.

       Слушание –
активный процесс, трудная работа. Учитель-профессионал одинаково внимательно
слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня.
Спецификация П.п.с. заключается в том, что существует ряд чисто профессиональных
трудностей слушания.

1.     Необходимость
оценивания ответов, учащихся с разных точек зрения (в соответствии с нормами
оценки устных ответов, учащихся).  Во время сообщений учащихся, учитель должен:
понять суждения учащегося, выяснить, как глубоко знает отвечающий материал;
оценить ответ с точки зрения научности, логичности, последовательности, наличия
тезисов, аргументов, выводов; выявить ценности сообщения; обратить внимание на
особенности устной речи говорящего.

2.     Обязательность
полного владения нормами литературного языка. Нередко бывает, что учитель не
слышит в речи учеников нарушений норм литературного языка, а исходя из
положения о том, что соблюдения норм языка и речи учитель должен контролировать
постоянно, он обязан отреагировать на любое отступление от норм. Здесь возможны
следующие объяснения. Во-первых, иногда учитель замечает отступление от нормы,
но не желает прерывать выступление ученика, а потом по каким-то причинам не
возвращается к замеченным ошибкам и недочетам. Во-вторых, бывают случаи, когда
учитель не замечает нарушений норм, так как сам ими не владеет. В-третьих,
учитель может сам владеть нормами, но не слышать их нарушения в речи учеников.

3.     Необходимость
свободного владения материалом предмета. В процессе общения на уроке, бывают
случаи, когда учитель, не имеющий достаточного профессионального опыта, не
реагирует на фактические ошибки учащихся, что в идеале тоже не допустимо. Здесь
так же можно предположить три причины: учитель сам не знает правильного ответа;
учитель заметил неточность или ошибку, но не посчитал нужным исправить ее в
ходе ответа (а потом забыл или отвлекся); учитель не услышал фактической
ошибки.

4.     Необходимость
постоянной готовности доброжелательно воспринимать нестандартную информацию,
оригинальные мысли в высказываниях учеников. Во время слушания учитель должен
выполнять и другие задачи: контролировать действия класса, следить за
дисциплиной, обдумывать дальнейший ход урока.

5.     Необходимость
сопереживания, способность к эмоциональному восприятию высказываний учащихся.
«Услышать настроение» в сообщениях учеников, собственное отношение ученика к
тому, о чем он говорит, личностное восприятие проблем.

      Для понимания
вопроса о психологии слушания, можно обратиться к художественному фильму
«Слушатель». О сюжете фильма:

успешный бизнесмен Петров, который после развода с неверной
женой, остается на улице, находит необычную работу. Он попадает в семью, где
неуравновешенные и замученные комплексами муж, жена и сынок, используют Петрова
как семейного психолога, а за одно и «мальчика для битья». 

     
Очень мастерски показаны внутренние проблемы неудовлетворенных жизнью членов
семейства, с которыми они не умеют, да и не пытаются бороться. Истеричная
супруга набрасывается на Петрова каждый раз, когда подозревает мужа в измене,
отвешивает ему оплеухи и, не стесняясь в выражениях, выплескивает все то, что
боится и стесняется сказать супругу.

     Глава семейки тоже с помощью слушателя
пытается разрешить конфликт с деспотичным начальником, направляя на Петрова
весь негатив, скопившийся против руководителя. Сынуля, вечно терпящий обиды от
одноклассников и учителей, выплёскивает всю злость на терпеливого слушателя. 

А тут ещё появляется претерпевшая неудачу в
семейной жизни дочь. И опять же, Петров, оказывается, как нельзя кстати.
Сначала Петров возмущен, потом свыкается с новой ролью и, привыкнув к своим
работодателям-мучителям, постепенно замечает кроме постоянных истерик и
агрессии, хорошие черты, начинает привязываться к членам семьи. Окончание как,
в сказке

но, фильм это не портит. Надо отметить отличный
актерский состав. Приятно удивил Никита Высоцкий, очень удачно изобразивший
слушателя. 

Замечательно воплотили жизни своих героев на
экране Любовь Толкалина и Олег Ефремов. «Слушатель» обязательно принесет хорошие
эмоции и поднимет настроение. А оригинальная идея фильма вряд ли кого-то
оставит равнодушным. Фильм меня очень сильно впечатлил. Для меня это один из
лучших фильмов, снятых в России. Многие
люди живут друг с другом, но не могут высказать, то что у них «накипело», в
силу того, что их просто не услышит партнер, или другие члены семьи. Проблема
слушания и слышания, представлена в фильме очень ярко. И нам, в современное
время, следует задумываться о том, как научиться слушать и слышать друг друга.

Тем, кто, хочет понят смысл психологии слушания,
я рекомендую посмотреть этот фильм.


   Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

                                          
Общение и деятельность.

«В производстве
люди вступают в отношения не только в природе. Они не могут производить, не
соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена
своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и
отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их
отношение к природе, имеет место производство».

Карл Маркс.

    В психологии общение
рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Почему так?
Потому что деятельность – это не только труд, но и непосредственное общение во
время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять же
взаимосвязанные стороны, а именно: перцептивную, интерактивную и
коммуникативную:

·        
перцептивная сторона означает установление определенных
взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны;

·        
цель коммуникативного общения в процессе деятельности – обмен
информацией;

·        
интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия,
направленного на решение общей проблемы.

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое
единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди,
занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности,
так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как
деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

     С другой стороны, само общение считают видом деятельности
(речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания
получаемой информации, а также, в процессе передачи информации другому человеку
в письменной либо устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в
процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как
такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности
любой человек обогащается путем общения.

Личность
в общении и деятельности

Теме общения и деятельности в социальной психологии определена
особая ниша. Существует теория, которая получила множество доказательств. Каждая
отдельная личность рождается с определенным набором качеств, однако,
значительная доля индивидуальности приобретается им в процессе деятельности и
общения, и рассчитать соотношение общения и деятельности в данном вопросе не
представляется возможным.

Личность в общении и деятельности многообразна. Именно тогда и
проявляется индивидуальность. В зависимости от того, с каким индивидуумом
проходит общение, меняется сама личность. На первое место начинает выступать
базовые свойства – темперамент, самооценка.
     Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной. Причем
в связи общения и деятельности, последние два вида самооценки одинаково вредны.
К примеру, кадровый психолог не просто так определяет качества соискателей
должности, в его цели входит как «отсев» кандидатов с завышенными требованиями
к себе, так и с заниженными.

В процессе совместной деятельности, личность с завышенной
самооценкой никогда не сможет признать свои промахи, тем самым, делая общение с
сотрудниками бесполезным занятием. А вот личность с заниженной самооценкой,
напротив, может в общении идти у сотрудников на поводу, тем самым лишая процесс
совместной деятельности качественных результатов.

   Личность с заниженной самооценкой часто производит угнетающее
впечатление на весь коллектив, более того, иногда даже доверяя такому
индивидууму к исполнению простую работу, можно не дождаться окончания, так как
такие люди чаще всего сами себе ставят ограничения, через которые «пробиться»
сможет только опытный психолог.

Самым желанным индивидуумом является личность с адекватной
реакцией. Такой человек в общении и деятельности одинаково приятен, к примеру,
он может принять открыто критику, и не устроить истерики с жалобами, что
свойственно людям с заниженной самооценкой. Такая личность стремится к
самосовершенствованию, она легка в общении, любой вид деятельности с такими
людьми всегда будет успешен.


     Категория деятельности
вообще занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. В
поисках лаконичного указания на главное отличие человека от других существ М.С.
Каган даже предлагает называть его «человек действующий» (1974. С. 5). Разработано
несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них
получили концепции С.Л. Рубинштейна (1946, 1973), Б.Г. Ананьева, Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева (1983). В основу своего понимания общения мы
положили концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развитую А.В
Запорожцем (1960а, б, 1979), Д.Б. Элькониным (1960, 1978а), В.В. Давыдовым
(1977), П.Я. Гальпериным (1978). С точки зрения указанной концепции
деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и
операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике
их предметов. Проанализировать любой вид деятельности — значит, указать, в чем
состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать
разновидности составляющих деятельность действий и операций.

   Связь общения и
деятельности можно понимать по-разному. Так, по мнению Г.М. Андреевой, они
могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две
стороны социального бытия человека (Б.Ф. Ломов, 1975); общение может выступать
как сторона деятельности, а последняя — как условие общения; наконец, общение
интерпретируется как особый вид деятельности. Сама Г.М. Андреева ратует за
наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение
рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама
деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и*как ее
своеобразный дериват».

   Применяя концепцию А.Н.
Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, мы обозначили ее
термином «коммуникативная деятельность». Повторим, что для нас, следовательно,
«общение» и «коммуникативная деятельность» — синонимы. Но необходимо
подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от типичных для западной
социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как внешнему
поведению, характеризуемому с формально количественной точки зрения. Толкование
общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план
содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностью мотивационных
аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле
противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях психолог
отправляется от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при
анализе деятельности он движется от операций в глубь явлений, а при анализе
поведения остается на поверхности фактов.

   Итак, что значит понимать
общение как особый вид деятельности? Мы согласны с В.В. Давыдовым (1977), что
для этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты.
Другими словами, требуется наложить на коммуникативную деятельность общую
сетку, решетку, применимую для изучения любых видов деятельности, и наполнить
ее ячейки конкретным содержанием. Вот что у нас получилось в результате
подобного наложения. Структурные компоненты коммуникативной деятельности
выглядят следующим образом.

   Предмет общения — это
другой человек, партнер по общению как субъект. Сходное определение предмета
общения дает Т.В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности…, 1967).

   Потребность в общении
состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с
их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих
благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в
каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что
направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним
процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится
объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная
точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным
потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам
познания людьми друг друга (Теоретические и прикладные проблемы…, 1975).

    Коммуникативные мотивы —
это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета
деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения
должны воплощаться, или, по терминологии А.Н. Леонтьева (1983),
«опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради
познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из
окружающих.

    Действие общения — это
единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому
человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории
действий общения — инициативные акты и ответные действия.

    Задачи общения — это та
цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены
разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи
общения могут не совпадать между собой.

    Средства общения — это
те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
Важное преимущество предлагаемого подхода к общению как к
коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести
общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их
системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью
индивида.

                                              
Ролевые ожидания.

                             
«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры! Кто плут, кто шут, а     кто простак,
мудрец или герой.» А потому, а потому оставьте ваши споры – Ищите в жизни свою
роль, лепите образ свой.

Уильям
Шекспир.

Социальный
контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром
ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается
нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто
занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым
характеристикам, положению в семье и т. д.). Субъект выступает в роли учителя
или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или
подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т.д.
И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и
определенным ожиданиям окружающих.

Один
и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные
ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев,
выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в
домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей престарелой матери;
принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т. п.

Множественность
ролевых позиций нередко порождает их столкновение — ролевые конфликты.
Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и
убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда
проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих
отрицательных черт. Посещая родителей недисциплинированного ученика, педагог
как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о
неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель — обязан.

Взаимодействие
людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет
или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего
определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному
контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь
значительное отклонение от образца осуждается.

Так,
например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским
провинностям — это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется,
признается достойным всяческого поощрения, но, избыток, «перебор» родительской
ласки, всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному
осуждению. «Избаловала мамаша сыночка, скоро он не только ей, всем другим на
голову сядет» — приговор безапелляционный, возможно, несправедливый, но четко
вычерчивающий верхнюю границу ролевых ожиданий по отношению к материнской
доброте.

Родители
должны быть строгими, требовательными к своим детям. Это тоже ролевые
предписания для родителей. И здесь общественная оценка устанавливает нижнюю
границу этих предписаний. «Он при мамаше пикнуть не смеет, совсем она его
задергала» — налицо «заглазное» осуждение. Таким образом, существует
определенный диапазон, в котором исполнение роли матери рассматривается как
социально приемлемое. То же самое относится и к другим членам семьи,
принадлежащим к старшему поколению.

Что
же касается ребенка, то перечень ролевых ожиданий, связанных с обязательным
послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и
т. д., общеизвестен. Все окружающие — не только в семье, но и повсюду вне ее,
отнюдь не «заглазно», но, что называется, «открытым текстом» информируют
ребенка (дошкольника ли, подростка ли — безразлично), соответствует ли он своей
роли или нет.

Итак, необходимым
условием успешности процесса общения является соответствие поведения
взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Нарушение
ролевых ожиданий воспринимается людьми как нетактичность.

Из
этого, разумеется, не следует, что тактичный человек всегда и во всех случаях
должен следовать этим ожиданиям. Если возникает ситуация, в которой принципы и
убеждения субъекта вступают в резкое противоречие с тем, что от него, как он
понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может и не
заботиться о том, насколько тактично его поведение.

Легендарная
фраза Галилея «А все-таки она вертится!» не может, разумеется, рассматриваться
как нарушение такта по отношению к инквизиторам, ожидавшим от него полного и
безоговорочного отречения, а является лишь свидетельством высочайшей принципиальности,
научной честности и гражданского мужества.

Однако
в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их
игнорирование является бестактностью. Бестактность — это деструкция ожиданий в
процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся иногда создающая
конфликтные ситуации.

Бестактное
поведение может иметь сравнительно безобидный характер. Например, если на
весьма формальный вопрос при встрече двух знакомых: «Как дела?» — следует
подробный рассказ одного из них о здоровье всех домашних, о незначительных
событиях последних дней, то это может расцениваться как некоторая бестактность.

Но в
ряде случаев нарушение требований такта приводит к серьезным последствиям. Это
в особенности относится к проявлениям бестактности при педагогическом общении.

Учитель
не должен упускать из виду, что ученический коллектив состоит из людей и
личность каждого надо принимать во внимание, даже если работаешь фронтально, со
всеми. Даже временная потеря психологического контакта со школьниками способна
нанести тяжелый ущерб, последствия которого трудно предвидеть. Если же такие
нарушения взаимопонимания оказываются скорее правилом, чем исключением, то
можно с уверенностью предсказать, что между педагогом и учениками вскоре
образуется труднопреодолимая пропасть.

Использование
тех возможностей, которые предоставляет воспитателю педагогический такт при
установлении необходимых контактов, дает возможность осуществить процесс
формирования личности школьника в наиболее благоприятных условиях, открывая ей
перспективы развития.

   
Теория ролей и конструирование педагогического воздействия.

Анализ
опыта успешно работающих педагогов показывает, что закономерности теорий ролей
фактически используются ими для формирования мотивов и способов поведения
учащихся. Однако на ряду с удачными примерами можно привести немало неудачных,
которые можно было бы избежать, зная основные положения теории ролей.

Разумеется,
теория ролей не объясняет все психические механизмы поведения человека, как и
любая отдельно взятая теория личности.

Основные
понятия теории ролей: статус, роль. Статус – положение личности в системе
общественных и межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности,
привилегии. Статус человека – ответ на вопрос, кто он? (в обществе, группе).
Роль – социально-типическая, выработанная в обществе для реализации прав и
обязанностей, вытекающих из статуса.

Один
и тот же человек играет множество социальных   как формальных, так и не
формальных. Формальные роли подразделяются на официальные (зафиксированные
документально: «сын», «учитель», «директор» и т.д.) и конвенциональные
(основанные на знании допустимых норм поведения в конкретных ситуациях: «клиент
парикмахерской», «зритель», «гость» и т.д.). Неформальные роли подразделяются
на внутригрупповые (вытекающие из неформального статуса человека в группе:
«весельчак», «грубиян», «вечно опаздывающий» и т.д.) и межличностные
(различающиеся в зависимости от той функции, которую человек играет по
отношению к другим: «утешитель», «друг»).

Согласно
ролевой теории, изменение поведения происходит в результате принятия новых
ролей, которые появляются предписаниями социальных систем, групповыми нормами,
ролевыми ожиданиями.

Остановимся
на ролевых ожиданиях, поскольку они чаще всего не осознаются. Например –
учитель, выслушивая ответ слабого ученика, настраивается на не высокую оценку,
не замечая некоторых достижений, которые следует поощрить. В результате
закрепляется роль троечника. Целенаправленные ролевые ожидания – сильное
средство воздействия на ребенка, происходит «подстройка» личности под систему
ролевых ожиданий. Показателен в этом плане эксперимент американского психолога
Розенталя. В одной из школ были объявлены результаты замера уровня
интеллектуального развития, которые у некоторых учащихся были сильно завышены.
Через год оказалось, что у них заметно возросла успеваемость. Такое поведение –
результат новых ожиданий одноклассников и учителей. Что лежит в основе
изменения поведения? Освоение и выполнение новых ролей приводит к появлению
новых методов или новой иерархии мотивов, изменению взглядов, ценностей,
этических норм и отношений. При длительном повторении ролевых ситуаций
происходит закрепление приобретенного поведения.

Многие
ситуации педагогического воздействия можно анализировать с позиции ролевой
теории. Например, рассмотренная выше ситуация внушения доверием из опыта А.С.
Макаренко. Доверие воришке материальных ценностей глубоко его потрясло. Он
вдруг почувствовал себя в роли человека, которому можно доверять.

Изменение
ролевых ожиданий происходит стихийно, непреднамеренно. Например, в классе
появляются новые ученики, которые изменяют структуру неформальных ролей, а
значит и ролевые ожидания по отношению к некоторым ученикам. Изменения
происходят также, если ребенок переходит в новый класс.

Приведем
обобщенную схему действий педагога, который конструирует ситуацию
педагогического воздействия, исходя из структуры ролевого поведения:


определяется, какая роль нужна ребенку;


направляются ролевые ожидания или другие способы детерминации поведения на
актуализацию этой роли;


создаются условия реализации ожидаемого ролевого поведения (понимание и
принятие роли, знание способов исполнения роли);


осуществляется контроль за ролевым поведением.

Например,
застенчивому ребенку нужна роль общительного. Как детерминировать эту роль?
Формируется общественное мнение, соответствующие ролевые ожидания помогают
ребенку осознать свою значительность. Иногда помогает общение с тем, кто еще
менее общителен. Обучить конкретным способам поведения в различных ситуациях
общения с помощью социально-психологического тренинга.

Ролевая
теория помогает также понять некоторые причины конфликтов в педагогическом
взаимодействии. Эффективность и бесконфликтность ролевого взаимодействия
зависит от того, насколько ролевые ожидания партнеров общения соответствуют
друг другу. Несоответствие ролевых ожиданий неизбежно приводит к конфликту. Для
предотвращения конфликтов необходимо изменить ролевые ожидания обоюдно или
одной из сторон.

В
тех случаях, когда ролевые ожидания детей носят манипулятивный характер,
учитель, понимая, чего от него хотят, поступает вопреки ролевым ожиданиям. Это
очень эффективный прием воздействия: происходит ломка ролевого поведения,
манипуляторы не достигают своих коварных намерений.

Внедрение
новых методов в систему образования – задача психологов. Однако серьезная
коррекционная работа с ребенком, предполагает обязательное участие в ней
педагогов и родителей. Сотрудничество школьных психологов и педагогов
способствует взаимному обогащению их профессионального опыта, помогает находить
такие средства и методы работы с ребенком, которые обеспечивают формирование
гармоничной, полноценной личности ребенка.

Используемая
литература:

1.    
Лит.:  Ушакова Т.Д. Особенности профессионального педагогического слушания // Филологический журнал:Лингвистика и речеведение.
 ЮжноСахалинск, 1995.

Интернет
источники:

1.      
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/umenie-slushat.html

2.      
http://ped_recheved.academic.ru

3.      
http://kak-bog.ru/obshchenie-i-deyatelnost

4.      
http://psyera.ru/sootnoshenie-kategoriy-obshcheniya-i-deyatelnosti-v-psihologii-894.htm

5.      
http://vestishki.ru/node/1105

6.      
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/rolevoe-povedenie.html

7.      
http://www.grindhousemovie.net/s-retsenzii/41675-recenzyy-y-otzivi-na-fylm-slushatel-.html

8.      
Скачано с www.znanio.ru

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого происходит реализация процесса приема и дальнейшей переработки речевого сообщения на основании функционирования слухового анализатора.

Особенности и виды слушания

Слушание относят к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любой ситуации и сфере коммуникации. По этой причине эффективная коммуникация может быть только при достижении абсолютного взаимопонимания.

Для формирования ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, нужно непременное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» представляет собой обязательное условие такой ситуации. Выделяют несколько видов слушания:

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

  • Рефлексивное (активное),
  • Нерефлексивное (пассивное),
  • Эмпатическое слушание.

Нерефлексивное (пассивное) слушание представляет собой умение внимательно молчать, не вмешиваться в разговор собеседника через свои замечания. Такое слушание особенно полезно при проявлении со стороны собеседника таких глубоких чувств, как гнев (горе). Как правило, он горит желанием высказывать собственную позицию, желая обсудить наболевшие проблемы или вопросы. При нерефлексивном слушании ответы сводятся к минимуму (например: «Да!», «Продолжайте», «Интересно»).

В любом общении (особенно деловых коммуникациях) важно сочетать нерефлексивное и рефлексивное слушание. Рефлексивное слушание более активно, оно заключается в расшифровке смысла сообщений. Определить реальное значение сообщения здесь могут помочь рефлексивные ответы, включая выяснение, перефразирование, отражение чувств и подведение итога.

Выяснение является обращением к говорящему человеку с целью уточнить информацию с помощью ключевых фраз (например: «Я не понял», «Что ты имеешь в виду?, «Пожалуйста, уточним этот вопрос»).

«Виды и техники слушания» 👇

Перефразирование представляет собой собственную формулировку сообщения говорящего лица для проверки его точности (например: «Как я вас понял…», «Ты думаешь, что…», «По вашему мнению…»).

В случае отражения чувств акцент делают на отражении слушающим человеком эмоционального состояния говорящего. Это делается при использовании нескольких фраз (например: «Вероятно, вы чувствуете…», «Я вижу, Вы немного расстроены…»).

Резюмирование (подведение итогов) предназначено для формулирования основных идей и чувств говорящего человека. Для этого применяют фразы: «Вашей основной идеей, как я поняла, является…», «Если теперь подытожить сказанное, то…». Резюмирование, как правило, уместно в ситуациях, когда происходит обсуждение разногласий в конце разговора, в процессе долговременного обсуждения вопроса, в заключительной части беседы.

Типичные ошибки слушания

В деловых и обычных коммуникациях необходимо исключать несколько типичных ошибок слушания. Среди них можно выделить:

  • Перебивание партнера по общению в процессе беседы (многие люди перебивают друг друга неосознанно, управленцы часто перебивают подчиненных, а мужчины – женщин);
  • Поспешные выводы, заставляющие партнера по диалогу занять оборонительную позицию (это сразу возводит преграды для конструктивного диалога);
  • Поспешные возражения, возникающие в случае несогласия с высказываниями говорящего человека. Часто человек не слушает, а в мыслях формулирует возражение, ожидая своей очереди высказаться. Далее он увлекается обоснованием своей точки зрения, не замечая, что партнер пытался сказать то же самое;
  • Непрошенные советы, которые часто дают те, кто не способен оказать реальную помощь (здесь важно определить желание собеседника: совместные размышления или получение конкретной помощи).

Приемы активного слушания

Техники и приемы активного слушания представляют собой постоянные уточнения правильности понимания сведений, которые желает донести собеседник. Это производится через задавание уточняющих вопросов: «Правильно я вас поняла, что…?», «Таким образом, вы хотите сказать…» или «Другими словами, вы имели в виду…».

Использование подобных простейших приемов коммуникации дает возможность достичь сразу двух целей. Во-первых, происходит обеспечение адекватной обратной связи (у собеседника возникает ощущение, что передаваемые сведения поняты правильно). Во-вторых, происходит косвенное информирование собеседника о том, что перед ним не дети, которым можно указывать, и не «диктофон», куда можно записывать свои мысли и рассуждения.

Определение равной партнерской позиции может значить, что обоим собеседникам необходима ответственность за каждую произнесенную фразу. Данная цель достигается быстрее. Особенно это характерно для тех случаев, когда человек имеет дело с авторитетным, жестким собеседником, который предпочитает общаться с позиции «на высоте».

Использование техники активного слушания часто помогает, если лицу характерна позиция «жертвы». Это обусловлено тем, что позиция не только сбивает с привычной точки зрения авторитарного собеседника, но и способна поднять до уровня разговора на равных, давая возможность сосредоточиться на значимых аспектах беседы.

Активное слушание невозможно заменить в деловых переговорах или в ситуации, когда партнер по коммуникации равен или сильнее человека. Также оно помогает в конфликтных ситуациях, когда собеседники ведут себя агрессивно или демонстрируют собственное величие. Это очень хорошая техника для успокоения и настройки самому (настройки собеседника) на деловую волну.

Типичная ошибка человека при применении активного слушания представлена чисто формальным следованием правилам без реального отражения состава беседы. В такой ситуации человеку необходимо задавать «нужный» вопрос (например, «Правильно ли я тебя поняла, что….»). Если же он не слышит ответ, то продолжает развивать собственные аргументы в пользу своей точки зрения, фактически, исключая позицию партнера. Далее такой человек может удивиться, что «техника активного слушания» не работает.

Эмпатическое слушание дает возможность пережить чувства, которые переживает собеседник. Оно характеризуется отражением этих чувств, пониманием эмоционального состояния собеседника и разделением. При таком виде слушания не дают советов и оценок. Оно не предполагает критику и нравоучения. Именно в этом и будет состоять секрет хорошего слушания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Перебивание
собеседника
во время его сообщения. Большинство
людей перебивают друг друга неосознанно.
Руководители чаще перебивают подчиненных,
а мужчины – женщин. При перебивании
нужно постараться тут же восстановить
ход мыслей собеседника.

Поспешные
выводы
заставляют
собеседника занять оборонительную
позицию, что сразу же возводит преграду
для конструктивного общения.

Поспешные
возражения
часто
возникают при несогласии с высказываниями
говорящего. Зачастую человек не слушает,
а мысленно формулирует возражение и
ждет очереди высказаться. Затем увлекается
обоснованием своей точки зрения и не
замечает, что собеседник пытался сказать
то же самое.

Непрошеные
советы
обычно
дают люди, не способные оказать реальную
помощь.

Этику
делового общения следует учитывать в
различных её проявлениях:

  • в отношениях между
    предприятием и социальной средой;

  • между предприятиями;

  • внутри
    одного предприятия – между руководителем
    и подчиненными, между подчиненным и
    руководителем, между людьми одного
    статуса.

Между
сторонами того или иного вида делового
общения существует своя специфика.
Задача и состоит в том, чтобы сформулировать
такие принципы делового общения, которые
не только соответствовали бы каждому
виду делового общения, но и не противоречили
общим нравственным принципам поведения
людей. Вместе с тем, они должны служить
надежным инструментом координации
деятельности людей, вовлеченных в
деловое общение.

Общий
нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы
максима твоей воли всегда могла иметь
также и силу принципа всеобщего
законодательства». Применительно к
деловому общению основной этический
принцип можно сформулировать таким
образом: в деловом общении при принятии
решения о том, какие ценности следует
предпочесть в данной ситуации, поступай
так,

чтобы
максима твоей воли была совместима с
нравственными ценностями других сторон,
участвующих в общении, и допускала
координацию интересов всех сторон.

Особое
внимание следует обратить на золотое
правило этики общения: «Относитесь
к другим так, как вы хотели бы, чтобы
относились к вам»
.

В
отрицательной форме в формулировке
Конфуция оно гласит: «Чего
не пожелаешь себе, того не делай другим».

Это
правило применимо и к деловому общению,
но по отношению к отдельным его видам:
«сверху
вниз»
(руководитель-подчиненный),
«снизу
вверх»
(подчиненный-руководитель),
«по
горизонтали»
(сотрудник-сотрудник)
требует конкретизации.

1.4. Этика делового обшения «сверху вниз»

В
деловом
общении «сверху вниз», т.е. по отношению
руководителя к подчиненному, золотое
правило этики можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь
к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».

Искусство
и успех делового общения во многом
определяются теми этическими нормами
и принципами, которые использует
руководитель по отношению к своим
подчиненным. Под нормами и принципами
понимается то, какое поведение на службе
является этически приемлемым, а какое
– нет. Эти нормы касаются прежде всего
того, как и на основе чего отдаются
распоряжения в процессе управления, в
чем выражается служебная дисциплина,
определяющая деловое общение. Без
соблюдения этики делового общения между
руководителем и подчиненным большинство
людей чувствуют себя в коллективе
дискомфортно, нравственно незащищенными.
Отношение руководителя к подчиненным
влияет на весь характер делового общения,
во многом определяет его
нравственно-психологический
климат. Именно на этом уровне формируются
в первую очередь нравственные эталоны
и образцы поведения.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 05.06.2023

Учитесь слушать — это важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом — залог успешной деловой коммуникации.

Вложение Размер
pedagogicheskaya_ritorika.docx 21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Виды слушания. Способы слушания (рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое). Культура слушания.

Статистика утверждает, что 40 % рабочего времени современных администраторов посвящены слушанию, тогда как на речь тратится 35 %, на чтение — 16 %, на письмо — 9 % служебного времени. Однако действительно умеют слушать лишь 25 % менеджеров.

На умение слушать влияет все: личность человека, его характер , интересы, пол, возраст, конкретная ситуация и т.д.

Помехи слушанию

В беседе создаются помехи слушанию:

Внутренние помехи — неумение отключить свои мысли, которые кажутся гораздо значительнее и важнее, чем то, что прямо сейчас говорит партнер; попытка вставить свою реплику в монолог говорящего, чтобы создать диалог; мысленная подготовка ответа (обычно возражения);

Виды слушания

Американские исследователи общения выделили четыре вида слушания:

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе;

Умение слушать собеседника

Успешность общения во многом зависит не только от умения передать информацию, но и от умения ее воспринять, т.е. слушать.

Один мудрый человек сказал, что у нас два уха и один рот и использовать их нужно именно в этой пропорции, т.е. слушать в два раза больше, чем говорить. На практике получается наоборот.

Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать — значит, просто помалкивать) слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Типичные ошибки слушания

Рассеянное внимание. Существует ошибочное мнение, что можно делать два дела одновременно. Например, писать отчет и слушать своего коллегу. Время от времени можно кивать, изображая внимание смотреть в глаза собеседнику. Но внимание сосредоточено на отчете, и человек лишь смутно представляет себе, о чем говорит собеседник. Избежать ловушки рассеянного внимания можно путем расстановки приоритетов: выбрать то занятие, которое важнее.

Отсеивание происходит в тех случаях, когда заранее составляется мнение о том, что пытается сказать собеседник. В результате внимание обращается лишь на ту информацию, которая подтверждает первое впечатление, и отбрасывается все остальное, как не имеющее отношение к делу или незначительное. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если подходить к любой беседе непредвзято, не делая никаких исходных предложений и выводов.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что же собеседник пытался сказать на самом деле.

Стили слушания, отражение личности человека: характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Особые приметы лидера. Условия эффективного восприятия речи. Обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля восприятия услышанного.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 07.03.2011
Размер файла 12,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Стили слушания

В стиле слушания отражается личность человека: характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст.

Служебное положение говорящего и слушающего.

Обычно внимательно слушают тех, кто занимает более высокий паст, особенно если хотят извлечь из этого для себя какую-либо пользу. Занимающие более высокий пост не всегда внимательны, часто останавливают собеседника.

Когда разговаривают 2 мужчин или 2 женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто.

Когда разговаривает мужчина и женщина, то мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще.

Мужчины склонны сосредотачиваться больше на содержании разговора, женщины — на самом процессе общения.

Мужчины обычно слушают внимательно только 10-15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, чтобы добавить к предмету беседы. Таким образом, он прекращает слушать и сосредотачивается на том, как бы прервать разговор. В результате, он склонен слишком быстро давать готовые ответы, без дополнительной информации.

Женщины, слушая собеседника, скорее увидит его как личность, поймет чувства говорящего, она редко перебивает собеседника, а когда перебивает ее, то возвращается к тем вопросам, на которых ее остановили.

Но это не значит, что все мужчины невосприимчивы и некорректные слушатели, а женщины — слушатели душевные и отзывчивые. Влияет характер.

Особые приметы лидера:

1. Прекрасный наблюдатель: интерес к особенностям поведения, к законам человеческих отношений проявляется у них очень рано (чтобы влиять на других, нужно знать их сильные и слабые стороны, поэтому дети — лидеры не только изучают человеческую природу, но и смело экспериментируют);

2. Любят находиться в центре внимания;

3. Легко идет на конфликт;

4. Способен играть центральную роль в организации общего дела;

5. Выступает в роли судьи во взаимоотношениях всех членов коллектива;

6. Постепенно выдвигает идеи или берет на себя инициативу по их воплощению;

7. Не терпит указаний в свой адрес, не любит подчиняться;

8. Берет на себя ответственность за решение многих общих проблем;

9. Всегда старается настоять на своем, часто спорит, доказывает свою правоту даже в мелочах.

Условия эффективного восприятия речи (слушание).

I. Нерефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание — это простейший прием, состоящий в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Но! это пассивный, а не активный процесс, требующий физического и психологического внимания.

В зависимости от ситуации в процессе нерефлексивного слушания может быть выражено 1 — понимание, 2 — одобрение, 3 — поддержка.

Пример: декан и студент. (редактор и журналист)

Студент: Послушайте, почему опять (всегда) я?

Декан: Почему ты всегда так реагируешь?

Студент: Позвольте, это же несправедливо. Всегда все поручают мне. А мне надо.

Декан: (иронично-саркастично) Да-да! Всем известно, как ты перегружен. А теперь иди и выполняй.

Такой обмен эмоциональными репликами может мгновенно перерасти в конфликт, т.к. декан не стремится понять, почему студент бурно возражает, а воспринимает это за вызов его авторитету и поэтому заставляет студента замолчать.

Рассмотрим этот пример через использование нерефлексивного слушания:

Студент: Послушайте, почему опять (всегда) я?

Студент: Да-да, у меня масса неотложных дел.

Студент: Следует перечень неотложных дел.

Декан: Да-да. Понимаю тебя.

Не перебивая, а нерефлексивно слушая, декан приходит к новому уровню понимания (а в 1-ом случае он воспринимает нежелание выполнять, как вызов своему авторитету). Изменит ли декан свое решение и передаст задание другому, или оставит решение в силе — вопрос другой!

В данном случае важно, что собеседники придут к лучшему взаимопониманию.

Обратите внимание, какими краткими были ответы декана во второй иллюстрации:

Эти нейтральные, по существу малозначащие фразы представляют собой те минимальные и простейшие ответы, которые позволяют содержательно продолжить беседу.

Они означают приглашение высказаться свободно и непринужденно, помогают выразить одобрение, интерес и понимание.

Многое о том, что человек хочет сказать, можно определить по выражению его лица, по позе, по движениям.

В таких случаях могут помочь следующие фразы:

То, наиболее употребительные минимальные ответы следующие:

Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание.

Т.к. многие более склонны говорить, чем слушать, можно представить, какие неограниченные возможности открываются для нерефлексивного слушания.

Некоторые пользуются приемами нерефлексивного слушания постоянно. Но это уместно далеко не всегда.

Нерефлексивное слушание особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует лишь минимального ответа.

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. (Прием психотерапевтов в качестве беседы).

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. (напряженные ситуации).

3. Собеседник испытывает трудности в выражении своих забот и проблем.

Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это предлагалась оплата, размер которой был адекватен продолжительности разговора. Некоторые из участников эксперимента говорили по 5 дней подряд.

Но! многие почувствовали себя лучше только потому, что им представилась возможность выговориться, а у других сложилось мнение, что магнитофон лучше любого собеседника.

Однако, при сравнении магнитофонных записей с записями собеседований с реальными людьми оказалось, что их трудно отличить друг от друга.

4. Сдерживание эмоций в беседе с человеком, занимающим более высокое положение.

Ситуации, в которых нерефлексивное слушание недостаточно.

1. Недостаточность или отсутствие желания говорить у собеседника.

2. Нерефлексивное слушание ошибочно истолковывается говорящим, как согласие слушать, когда оно таковым не является.

3. Говорящий стремится получить более активную поддержку или одобрение. В этом случае нерефлексивное слушание может быть воспринято как неодобрение.

4. Нерефлексивное слушание неуместно, когда оно противоречит интересам собеседника и мешает его самовыражению.

Всегда существует опасность того, что нерефлексивным слушанием могут злоупотреблять чрезмерно разговорчивые люди, особенно те, кто невосприимчив своей речью их контролировать.

III. Рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Умение слушать рефлексивно необходимо для эффективного общения главным образом из-за ограничений и трудностей в процессе общения.

1. Многозначность большинства слов. Например, для 500 наиболее употребляемых слов имеется более 14000 различных значений. Поэтому иногда бывает трудно установить, что именно имел ввиду тот, кто использовал слово, не зная его конкретного значения для самого говорящего. Поэтому для уточнения значения употребляемых слов необходимы приемы рефлексивного слушания.

3. Трудность открытого самовыражения. Из-за принятых условий и потребности в одобрении ми часто начинаем свое изложение с небольшого вступления, из-за которого не видно их намерений.

Существует 4 вида рефлексивных приемов:

1. выяснение; 2. перефразирование; 3. отражение чувств; 4. резюмирование.

Выяснение — это обращение к говорящему за уточнениями.

Существует следующие ключевые фразы для проведения уточнения:

Часто достаточно простого замечания, чтобы говорящий понял, что выражает свои мысли неточно.

Перефразирование — значит сформулировать ту же мысль иначе.

Ключевые фразы перефразирования:

При перефразировании нужно выполнять следующие правила:

2. следует выборочно повторять мысль собеседника;

3. главное — это смысл и идеи, а не установка и чувства собеседника;

4. буквальное повторение слов собеседника является большой помехой в беседе, т.к. это может вызвать у говорящего сомнение в том, что его действительно слушают.

Отражение чувств помогает также и говорящему — он полнее осознает свое эмоциональное состояние. Общество учит нас контролировать свои чувства. Это приводит к тому, что мы часто теряем представления о своих чувствах и испытываем трудности в их выражении. Не даром восточная мудрость гласит:

Отражая чувства собеседника мы показываем ему, что понимаем его состояние, поэтому ответы следует формулировать, насколько это возможно, своими словами.

Для облегчения рефлексивного отражения чувств можно пользоваться следующими вступительными фразами:

В ответах на эмоциональное состояние говорящего следует учитывать интенсивность его чувств, используя в своих ответах соответствующую градацию наречий:

Понять чувства собеседника можно различными путями:

1. Следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства (например, печаль, гнев, радость и т. д. Такие слова является ключевыми);

2. Нужно следить за невербальными средствами общения (за выражением лица, интонацией, позой, жестами и перемещением собеседника: т.е. отходит ли говорящий от собеседника или подходит ближе);

3. Следует представить, что бы вы чувствовали на месте говорящего;

4. Следует пытаться понять общий контекст общения, причины обращения собеседника именно к вам.

Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот прием применим в продолжительных беседах, т.е. там, где перефразирование и отражение чувств используются относительно редко.

Резюме тоже следует формулировать своими словами, но существуют типичные вступительные фразы:

Резюмирование особенно уместно в ситуациях, возникающих при 1. обсуждении разногласий, 2. урегулировании конфликтов, 3. рассмотрении претензий, 4. при решении проблем.

стиль слушания восприятие речь

Подобные документы

Понятие и особенности электронного текста, его место и значение в информационном обществе. Условия и возможности его восприятия читателем. Сравнительная характеристика, сходные и отличительные черты печатной и интернет-версии журнала «Русский репортер».

контрольная работа [42,9 K], добавлен 13.04.2014

Роль PR-специалиста в формировании имиджа политика, основные этапы и механизмы его построения. Комплекс языковых средств, используемых для эффективного моделирования положительного образа политика. Оценка объективного имиджа губернатора Омской области.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 16.01.2013

Общая разметка макета, проектирование обложки, использование мастер-шаблонов и иллюстраций. Основные стили документа. Подборка рекламных материалов для печатного издания. Допечатная подготовка текстовых и изобразительных материалов журнала, его печать.

курсовая работа [1,9 M], добавлен 29.11.2013

Обратная связь как основа взаимодействия средств массовой информации и аудитории. Основные варианты использования писем читателей редакцией. Особенность становления детской журналистики. Изучение истории литературно-художественного журнала «Костер».

дипломная работа [3,5 M], добавлен 22.08.2017

Формы записи сценария на телевизионных студиях. Трудности при создании произведения для экрана. Тема, идея и композиция как составляющие цельности произведения. Композиция документального произведения. Типичные ошибки сценаристов. Основные стили сценария.

реферат [15,5 K], добавлен 13.06.2012

Причины и цели эвфемизации речи. Условия использования эвфемизмов, темы и сферы их применения. Место эвфемизмов в социальных сферах деятельности человека. Языковые способы и средства эвфемизации. Временной и социальный фактор существования этих средств.

курсовая работа [60,5 K], добавлен 28.11.2012

История телевидения и его типология, сущность и влияние на социальные процессы и умонастроения. Особенности корректирования биологических процессов с его помощью. Влияние на формирование восприятия картины мира. Разновидности такого массового внушения.

И язык поз, и визуальный контакт, и устойчивое внимание помогают слушать эффективно, но каждый из нас пользуется этими средствами по-разному. У каждого своя характерная походка, свои манеры говорить и смотреть, своя, индивидуальная, манера слушать.
В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.

Вложенные файлы: 1 файл

Стили слушания.docx

И язык поз, и визуальный контакт, и устойчивое внимание помогают слушать эффективно, но каждый из нас пользуется этими средствами по-разному. У каждого своя характерная походка, свои манеры говорить и смотреть, своя, индивидуальная, манера слушать.

В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.

А как слушаете Вы сами? Как отвечаете, как реагируете? Спросите своих друзей! Их оценка может оказаться для Вас неожиданной.

Стиль слушания определяется также служебным положением говорящего и слушающего. Обычно внимательно слушают тех, кто занимает более высокий пост, особенно в случаях, если хотят извлечь из этого для себя какую-нибудь пользу. С другой стороны, люди, занимающие более высокий пост, не всегда внимательны. В разговоре работников разного статуса или ранга человек, занимающий более высокое положение, может скорее остановить собеседника, чем наоборот.

А о чем говорит Ваш опыт? Создается ли у Вас впечатление, что люди с более высоким положением действительно слушают? Или они слушают просто из вежливости? А теперь ответьте сами себе: слушаю ли я людей, стоящих ниже на служебной лестнице? Выслушиваю ли их до конца или часто перебиваю?

Стиль слушания определяется и тем, кто наш собеседник — мужчина или женщина. Анализ магнитофонных записей разговоров позволил установить существенные различия в поведении мужчин и женщин. Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить то направление разговора, которое было в момент, когда ее перебили.

По-видимому, мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора, тогда как женщины больше уделяют внимания самому процессу общения. Мужчина обычно слушает внимательно только 10-15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, что бы добавить к предмету беседы. Психологи считают, что слушать самого себя — привычка чисто мужская, которая закрепляется путем тренировки в уточнении существа разговора и приобретении навыков решения проблем. Поэтому мужчина прекращает слушать и сосредоточивается на том, как бы прервать разговор. В результате мужчины склонны слишком быстро давать готовые ответы. Они не выслушивают собеседника до конца и не задают вопросов, чтобы получить больше информации перед тем, как сделать выводы. Мужчины склонны замечать ошибки по существу разговора и вместо того, чтобы подождать также и хороших высказываний, хватаются скорее за ошибку.

Женщина, слушая собеседника, скорее увидит его как личность, поймет чувства говорящего. Женщины реже перебивают собеседника, а когда перебивают их самих, то возвращаются к тем вопросам, на которых их остановили.

Но это вовсе не означает, что все мужчины невосприимчивые и некорректные слушатели, как и то, что все женщины — слушатели душевные и отзывчивые. Это далеко не так. Мужчины и женщины могут занимать разное положение в обществе и играют разные роли, а поскольку у каждого свой характер, то и мужчинам, и женщинам свойственны все указанные выше стили слушания. Те, кто работает с людьми, а именно психологи, воспитатели и учителя, часто слушают, комбинируя подходящие приемы, свойственные как мужчинам, так и женщинам.

Теперь, когда мы знаем, кто как слушает и как это делаем мы сами, зададим себе вопрос: можем ли мы изменить свою манеру слушать? Да, можем. Опыт курсов по обучению приемам общения показывает, что можно добиться заметных успехов в совершенствовании своих навыков слушать уже после недолгой тренировки. Еще лучше выполнять упражнения и сознательно совершенствоваться в повседневном общении.

Ведь совершенствование умения слушать в свою очередь ведет к повышению уровня общения и взаимопониманию, способствует эффективной деятельности на рабочем месте. Где еще можно себя услышать, как не на работе.

Психотерапевты и люди других профессий, работающие с людьми, часто применяют приемы рефлексивного слушания, чтобы помочь собеседникам выразить свои чувства и проблемы. Руководители всех уровней в любом виде деятельности убеждаются в необходимости применения рефлексивного слушания для обеспечения точности понимания собеседника и создания благоприятных отношений.

Основные рекомендации по рефлексивному слушанию на бумаге кажутся обманчиво простыми, но как только ими начинают пользоваться, оказывается, что правильно использовать их не так-то легко. Вначале предлагаемые приемы могут показаться неудобными; поэтому, чтобы научиться слушать рефлексивно простым и естественным образом, требуется значительная практика и опыт.

Важность рефлексивного слушания

Умение слушать рефлексивно необходимо для эффективного общения главным образом из-за ограничений и трудностей, возникающих в процессе общения. Рассмотрим некоторые из них.

Поэтому для уточнения значения употребляемых слов необходимо применять приемы рефлексивного слушания.

Чтобы сделать новую работу в установленный срок, каждый должен работать интенсивнее.

Я хочу, чтобы Вы следующую неделю поработали как следует.

Шеф это говорит мне (неточная расшифровка). Всем нам придется поработать интенсивнее (точная расшифровка).

Третье — трудность открытого самовыражения. Это означает, что из-за принятых условностей и потребности в одобрении люди часто начинают свое изложение с небольшого вступления, из которого еще не видно их намерений. Тот, кто появляется в кабинете психотерапевта впервые, обычно начинает рассказ с какой-либо проблемы, которая редко бывает его главной заботой. Только по мере того как пациент начинает чувствовать себя в безопасности и видит, что его понимают, он раскрывает свои более глубокие переживания.

И наконец, субъективные факторы могут также отрицательно влиять на общение. Людей ослепляют сложившиеся установки, переживаемые эмоции, приобретенный опыт. Все мы выросли и работаем в организациях, общаясь с различными людьми. Это заставляет нас в социальном плане придерживаться одних видов поведения и отрицать или отказываться от других. Поэтому в раз-

Приемы эффективного слушания делового партнера [18.03.10]

Человек — “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение — контактное, опосредованное или воображаемое.

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более более 10% людей умеют выслушать собеседника. Тема данной контрольной работы приемы и виды эффективного слушания делового партнера. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания. В современном деловом мире одним из главных элементов является экономическая стабильность и рыночные отношения. И эффективность этих отношений определяется характером межличностного общения, в умении не только слышать, но и слушать делового партнера, понимать его планы и перспективы на будущее предопределяя ход мыслей. Таким образом, тема данной контрольной работы является актуальной и жизненной, и находит свое применение на практике.

Цель данной работы состоит в изучении основных приемов эффективного слушания. Усвоение данного материла позволит в будущем эффективному взаимодействию в деловом мире, реализуя комфортное в психологическом плане общение, ориентированное на достижение сотрудничества, что в итоге приведет к успешности на профессиональном уровне. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Определить что такое слушание, выяснить вчем заключается умение слушать;
  • Изучить виды и стили эффективного слушания делового партнера;
  • Разобраться в барьерах, которые могут препятствовать эффективному слушанию;
  • Осмыслить правила эффективного слушания делового партнера.

1. Слушание как активный процесс взаимодействия

«Талантом собеседника отличается не тот,

кто охотно говорит сам, а тот,

Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации. Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.

Большинство наших реакций мешает собеседнику и нарушает ход его мыслей, не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у него ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение (например, когда судим все, что слышим, перебиваем собеседника, не дослушав, не умеем сдержать отрицательные эмоции). Слушание – это волевой акт, включающий так же и высшие умственные процессы. Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием, а это нелегкий труд. В стиле слушания отражаются наши личности, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст.

Умение слушать – это:

Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.

Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые: слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.

Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации. В психологии различают три уровня слушания:

  • Третий уровень – слушание с временным отключением.

Большинство из нас в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, однако задачей каждого партнера в процессе общения должна стать выработка в себе умения слушать на первом уровне в любых ситуациях.

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.

  1. собеседник говорит недостаточно громко или шепотом;
  2. отвлекающая манера собеседника, его манеры;
  3. помехи (шум транспорта, ремонт, заглядывание посторонних в кабинет, др.);
  4. слишком высокая или слишком низкая температура в помещении;
  5. плохая акустика;
  6. окружающая обстановка или пейзаж;
  7. поглядывание на часы;
  8. телефонные звонки;
  9. акцент говорящего, монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп речи;
  10. ограниченность во времени, ощущение, что регламент исчерпан;
  11. чрезмерная загруженность на работе;
  12. плохая погода;
  13. цвет стен в помещении (красный – раздражает темно-серый – угнетает, желтый – расслабляет);
  14. неприятные запахи в помещении;
  15. привычка держать в руках посторонние предметы;
  16. непоседливость, суетливость слушателя, а также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, рисовать).

Слушание – это один из основных элементов внимания, которое один человек может оказать другому. Когда к людям прислушиваются, у них возникает ощущение, что высказанное ими услышано; они не испытывают чувства, что на них не обращают внимания; когда их слушают без критики, они начинают ощущать, что достойны внимания и уважения. Такое слушание положительно влияет на самооценку человека, а первый уровень (активное слушание) – это способ оказать положительное влияние на других.

2. Виды эффективного слушания делового партнера

Американский исследователь общения, психолог, автор теории личностных конструктов Келли Джордж Александер выделяет четыре вида слушания.

осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

3. Правила эффективного слушания делового партнера

Понаблюдав за тем, как слушают друг друга 2-3 человека, ведущие общий разговор, можно убедиться в том, что слушание – активный процесс. Это справедливо еще и в том смысле, что оно требует владения определенными приемами, которые существенно повышают эффективность общения. Как же повысить эффективность слушания?

Читайте также:

      

  • Генно инженерные биологические препараты реферат
  •   

  • Генетическое оружие реферат по обж
  •   

  • Памятник архитектуры во владимире реферат сообщение
  •   

  • Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета реферат
  •   

  • Социальная философия и философия истории реферат

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки при проведении очной ставки
  • Типичные ошибки при проведении оценки персонала
  • Типичные ошибки при проведении опроса
  • Типичные ошибки при проведении непрямого массажа сердца
  • Типичные ошибки при проведении интервью