Типичные ошибки впр 4 класс окружающий мир

Анализ ВПР по окружающему миру в 4-б классе

МБОУ САШ № 21 г. Владимира

Дата проведения 27 апреля 2017 г.

ВПР по окружающему миру позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки в соответствии с требованиями ФГОС.

Всего учащимся предстояло сделать 10 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут.

В классе 25 учащихся. Работу выполняли 24 человека. Не писала Спиридонова Ксения.

Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 31 балл.

Максимум не набрал никто.

Максимальный балл по классу – 26 баллов (Герасимова Елизавета, Лазарева Карина), минимальный – 7 — 8 баллов (Бобринский Руслан, Козлов Иван).

Средний балл по классу – 16,5

Средний балл по пятибалльной шкале – 3,4

Написали работу:

  • на «5» — 2 чел. (Герасимова Елизавета, Лазарева Карина)
  • на «4» — 7 чел.
  • на «3» — 14 чел.
  • На «2» — 1 чел. (Бобринский Руслан)

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 — 7

8 — 17

18 — 25

26 — 31

ЗУН:

  • Успеваемость – 95,8 %
  • Качество – 37,5 %
  • СОУ – 48,6 %

Задание 1.

Проверяет овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения, узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символические средства для решения задач.

В задании дан рисунок, на котором нужно указать стрелкой любой предмет, изготовленный из какого-либо материала. Максимальный балл за задание – 2 балла. Пятеро учащихся не справились с заданием (Бобринский Руслан, Глухова Алина, Гомыгин Егор, Лукьянова Дарья, Ухолов Алексей). Их ошибка состояла в том, что вместо материала (стекло, пластмасса, металл, дерево), учащиеся подписали предметы (ваза, топор, стул и т.д.).

Задание 2.

Рассчитано на умение использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами. Проверяло освоение доступных способов изучения природы, умение использовать знаково­символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Во втором задании была представлена таблица с Интернет-сайта. Изучив её, необходимо было выбрать верные утверждения. Максимальный балл за правильно выполненное задание – 2 балла. Несмотря на то, что подобных задач в курсе окружающего мира практически не ставится, с заданием справились почти все. Трое учащихся не набрали ни одного балла – Бобринский Руслан, Козлов Иван и Постовойтенко Константин.

Задание 3.

Проверяло овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.

Третье задание состояло из трёх блоков. Первый блок рассчитан на географические познания. В варианте 17 на карте нужно было указать материки, в варианте 16 – природные зоны. Максимальный балл – 2 балла. С заданием справились единицы – 6 учащихся. Возможно, на данные разделы в плане отведено слишком мало часов. Эти темы детьми усвоены недостаточно.

Во втором блоке нужно было подписать название животных, растений. С заданием справились все.

В третьем блоке нужно было определить место обитания животных и произрастания растений, представленных в предыдущем блоке. Максимальный балл за это задание – 3 балла. Трое не приступали к выполнению задания (Бобринский Руслан, Жукова Ксения и Мельникова Юлия). Набрали 0 баллов – 6 учащихся.  Пять человек справились с заданием (Герасимова Елизавета, Заболотникова Карина, Костюк Артём, Лазарева Карина, Родин Роман, Филиппова Вероника).

Задание 4.

Проверяло освоение элементарных норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

За правильно выполненное задание можно было получить 1 балл. Четверо с заданием не справились (Бобринский Руслан, Глухова Алина, Козлов Иван, Орлова Ирина).

Задание 5.

Проверяло овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности; умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символические средства, в том числе модели, для решения задач.

В задании дано изображение человека. Стрелками нужно было показать чести тела. Были допущены некоторые неточности в определении голени и ошибки в правильном нахождении внутренних органов. Максимальный балл за задание – 2 балла. Набрали 0 баллов – шесть учащихся.

Задание 6.

Проверяло освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Вычленять содержащиеся в тексте основные события. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.

Задание вызвало большие затруднения. Состояло из трёх блоков. В задании описан проведённый опыт. В первом блоке нужно было правильно определить условия, благодаря которым стало возможным проведение данного опыта. Набрали по одному баллу девять учащихся. Один учащийся (Козлов Иван) не взялся за выполнение задания.

Во втором блоке требовалось сформулировать вывод на основе проведённого опыта. Некоторые не сумели грамотно изложить свои мысли, другие писали не то, что требовалось. В результате лишь 11 учащихся набрали по одному баллу. Четверо не приступали к выполнению задания (Гарибян Валерия, Доронченкова Яна, Орлова Ирина, Герасимов Данил).

Третий блок требовал описать опыт и давал за правильный ответ 2 балла. Ошибка некоторых состояла в том, что в качестве ответа учащиеся переписывали тот текст, который был дан изначально. Некоторые не смогли определить правильно условия, при которых получится провести требуемый опыт. Справились с заданием двое (Герасимова Елизавета и Лазарева Карина). Не приступали к выполнению – 8 человек. Допустили грубые ошибки и не заработали баллы – 13 человек.

Задание 7.

Проверяло освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Использовать знаково­символические средства, в том числе модели, для решения задач.

В задании представлены знаки. Нужно было определить, где данные знаки могут встречаться и какие правила они отражают.

Задание вызвало затруднения в построении связной речи. Знаки определили верно и набрали по одному баллу 20 человек. Один (Костюк Артём) к выполнению задания не приступал. 11 человек показали знания правил, которые отражают знаки и набрали по 2 балла. Двое не справились с заданием  —  Глухова Алина и Бобринский Руслан.

Задание 8.

Проверяло овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Сложность этого задания состояла также в неумении строить речевое высказывание. Максимальное количество баллов за это задание – 3 балла.

Максимум заработали шестеро (Гарибян Валерия, Доронченкова Яна, Жукова Ксения, Луговкина Анастасия, Мельникова Юлия, Орлова Ирина). Один учащийся (Постовойтенко Константин) не приступил к заданию.

Задание 9.

Проверяло сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Задание также вызвало затруднения в построении речевого высказывания. Многое не смогли грамотно аргументировать свою точку зрения. Один учащийся (Герасимов Данил) неправильно понял поставленную задачу.

Справились с заданием – 10 человек.

Задание 10.

Проверяло сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; описывать достопримечательности столицы и родного края.

В задании было три блока. Первый рассчитан на знания названия своего региона, области, города. Некоторые учащиеся записывали ответом на вопрос «Главный город региона» —  город Москва. Справились с заданием  14 человек. Двое не приступали к выполнению (Доронченкова Яна и Герасимов Данил).

Второй блок требовал знания о достопримечательностях региона и о животном и растительном мире нашего края. Максимальные 4 балла за задание получили двое учащихся – Мельникова Юлия и Родин Роман. По 3 балла набрали четверо – Герасимова Елизавета, Жукова Ксения, Лазарева Карина и Филиппова Вероника.

Выводы

Наибольшую сложность вызвали задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы  для решения задач при моделировании экспериментов,  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, указать роль семьи в жизни человека или чему может ребенок научиться у своих родителей, назвать регион проживания, главный город региона, указать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.

Рекомендации

  1. Усилить внимание формированию следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использование знаково­символических средств для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
  2. В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а так же выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
  3. Четко спланировать в рабочих программах по учебным предметам формирование таких УУД как «Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах,  осознавать «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, своей неразрывной связи с разнообразными окружающими социальными группами».
  4. В рабочей программе по окружающему миру уделить большее количество времени на формирование страноведческих и краеведческих знаний, а так же умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
  5. Предусмотреть:  усиление практической направленности в преподавании предмета,  включение заданий, направленных на развитие вариативности мышления обучающихся и умений применять знания в новой ситуации, на умение создавать и преобразовывать модели и схемы  для решения задач при моделировании экспериментов,    предусмотреть проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах,  раскрывать роль семьи в жизни человека, роль родителей в воспитании детей,  усилить практическую направленность в изучении раздела «Где мы живем», «Родной край — часть большой страны», с целью формирования умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
  6. Предусмотреть в рабочей программе по окружающему миру проведение контрольных работ, близких к текстам ВПР, с целью  определения направлений коррекционной работы с обучающимися по освоению программы по окружающему миру.

Анализ ВПР по окружающему миру в 4 «Б» классе МБОУ СОШ №13

2020 – 2021 уч. год

Цель ВПР по окружающему миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 «Б» класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале:

Первичные баллы

0-7

8 — 17

18-26

27-32

Отметки по

пятибалльной шкале

2

3

4

5

«5»-0

«4»-7

«3»-8

«2»-1

В соответствии с рекомендациями, по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале, результаты выполнения ВПР по окружающему миру следующие:

Всего

уч-ся

Выполняло

работу

«2»

«3»

«4»

«5»

% успев.

% качества

Средний балл

17

16

1

8

7

94%

44%

3,6

Максимальное количество баллов за всю работу – 23 балла (Гельм Мария,Тур Дарья.)

минимальный – 7 баллов(Семко Никита)

.

Таблица соотношения процента выполненного задания с его содержанием

задания

Проверяемые умения и виды деятельности.

Кол-во учащихся справившихся с заданиями

%

Правильных ответов

1

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символические средства для решения задач.

15

93

2

Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы. Использовать знаково­символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

12

75

3 (1)

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

6

37

3 (2)

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

13

81

3 (3)

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.

9

56

4

Освоение элементарных норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

15

94

5

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; умение анализировать изображения. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково­символические средства, в том числе модели, для решения задач.

14

87

6 (1)

Освоение доступных способов изучения природы.

7

44

6 (2)

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений

4

25

6 (3)

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;

1

6

7 (1)

Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

12

75

7 (2)

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

13

81

8

(1)

(2)

(3)

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Определение профессии

Пояснение характера работы

Объяснение пользы для общества

9

1

0

56

6

0

9 (1)

Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни.

15

94

9 (2)

Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

14

87

9 (3)

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

2

12

10

(1)

(2)

Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Указан регион и главный город

Чем известен регион,названия трёх зверей, обитающих здесь и описание одного из них

12

4

75

25

10 (3)

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края.

1

6

Выводы:

  1. На достаточно хорошем уровне  сформировано:

— уважительное отношение к культуре нашей страны, её современной жизни, к родному краю.

-умение использовать знаково­символические средства для решения задач, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

— умение владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

— знание элементарных норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде, понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, использование знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

Наибольшую сложность вызвали задания на умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт), формулировать вывод на основе проведённого опыта; указать достопримечательности ,животный мир региона, Недостаточно развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме .

Рекомендации:

Для успешного выполнения такого рода заданий следует чаще учить детей рассуждать логически на уроках, обосновывать свои утверждения, на конкретных примерах. Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, на уроках и во внеурочной деятельности. Планировать больше тем, содержащих региональный компонент. Для умения строить речевые высказывания в письменной форме, больше включать сочинений в тематическое планирование по русскому языку и литературе.

           Первая часть задания
проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию,
представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.
           

            Задание 1 проверяет умение
анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся
встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять
их существенные свойства.

Выполнили задание без ошибок (2 балла) –
25 чел. (86,2 %), выполнили задание (1 балл) – 1 чел. (3,4 %), не справились
с заданием (0 баллов) – 3 чел. (10,3%). Причины: невнимательность (не
подписали, из чего сделаны предметы, либо  нашли предметы из дерева и
металла, но подписали не материал, а название предметов: стол, кастрюля).

           Основой задания 2 является
таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на
информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет
умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно,
знаково-символическими средствами и т.п.).

Выполнили задание (1-2 балла) – 21 чел.
(72,4 %). Не справились с заданием либо не приступили к нему (0 баллов) – 8
чел. (27,6 %). Причины: невнимательно прочитали задание, не хватило времени
на выполнение задания, не могут работать с таблицами.

           Основой задания 3 является
карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и
растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие
из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на
каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими
универсальными действиями.

             Выполнили задание 3(1) (1-2
балла) – 19 чел. (65,5 %). Не справились с заданием (0 баллов) – 10 чел. (34,5
%). Причины: невнимательность — подписали материки и природные зоны
правильно, но перепутали буквы, под которыми их нужно было записать, один материк
подписали правильно, а второй – не подписали, не подписали один или оба
материка, потому что забыли подписать либо не знают названия материков или
природных зон.

             Выполнили задание
правильно  3(2) (1 балл) – 23 чел. (79,3 %). Не справились с заданием (0
баллов) – 6 чел. (20,7 %). Причины: невнимательность (подписывали животных не
по номерам, как они идут на фотографиях, а под теми материками или природными
зонами, где они обитают).

            Выполнили задание 3(3) (1-3
балла) – 16 чел. (55 %). Не справились с заданием (0 баллов) – 13 чел. (45
%). Причины: перепутали буквы материков или природных зон, не могут работать
с таблицами, написали не по два, а по одному животному.

            Задание 4 направлено на
проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде.

 Выполнили задание без ошибок (1 балл) –
14 чел. (48,3 %). Не справились с заданием (0 баллов) – 15 чел. (51,7 %).
Причины: невнимательно прочитали задание, т.к. слово «лица» написано на
следующей строке, ребята его не увидели и прочитали начало фразы: «Чтобы в
сильный мороз избежать обморожения кожи» и продолжили неправильно: «тепло
одевайся перед выходом на улицу», поставили стрелочки правильно, но в таблицу
перенесли неправильно, т.к. на этой странице фотографии животных и буквы А и
Б, продолжали, как и в предыдущем задании, записывать номера животных.

            В задании 5 на основе
предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о
строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).

Выполнили задание без ошибок (2 балла) –
27 чел. (93 %). Выполнили задание (1 балл) – 1 чел. (3,5 %). Не выполнили
задание (0 баллов) – 1 чел. (3,5%)

Причины: невнимательность (не подписал
«бедро», поставил стрелки, но не подписал).

             Задание 6 связано с
элементарными способами изучения природы – его основой является описание
реального эксперимента.

              Первая часть задания
проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию,
представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.

Выполнили задание 6(1) (условия опыта)
правильно (1 балл) – 26 чел. (89,6 %). Не выполнили задание (0 баллов) – 3
чел. (10.4 %).

             Вторая часть задания
требует сделать вывод на основе проведенного опыта.

Правильно сделали вывод — задание 6(2)
(1 балл) – 22 чел. (75.8 %). Не выполнили задание (0 баллов) – 7 чел. (24,2
%).

              Третья часть задания
проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья
части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.

Выполнили задание 6(3) -описание нового
опыта (1-2 балла) – 10 чел. (34,5 %). Не справились с заданием – 19 чел.
(65,5 %).

            Причины: не умеют проводить
аналогии и строить рассуждения.

            Задания части 2 направлены
прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями
о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об
элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной
и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют
развернутого ответа.

             Задание 7 проверяет
способность на основе приведенных знаково- символических изображений
сформулировать правило поведения.

Справились – 29 чел. (100%) Выполнили
задание без ошибок (3 балла) – 14 чел. (48,2 %), выполнили задание (1-2
балла) – 15 чел. (51,8 %).

              Задание 8 выявляет уровень
сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание
социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено
на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных
профессий, или изображений труда людей определенных профессий.

Справились – 29 чел. (100 %). Выполнили
задание без ошибок (3 балла) – 22 чел. (75.9 %). Выполнили задание (2 балла)
– 7 чел. (24,1 %). Причины: не написали 1 из трех критериев.

              Задание 9 выявляет
понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования,
государства и его институтов, а также институтов духовной культуры.

Справились с заданием – 29 чел. (100 %).
Выполнили задание (2 балла) – 22 чел. (75,9 %). Выполнили задание (1 балл) –
7 чел. Причины: не полностью раскрыли тему.           

            В задании 10 проверяются
знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях,
особенностях природы.

Задание 10(1), 10(2).

Справились с заданием – 29 чел. (100 %).
Выполнили задание (2 балла) – 28 чел. (96,5 %). Выполнили задание (1 балл) –
1 чел. (3,5 %).



Типичные ошибки ВПР в начальной школе. Причины затруднений и предложения по устранению ошибок

1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова

г. Семикаракорска Ростовской области

Типичные ошибки ВПР в начальной школе .

Причины затруднений и предложения по

устранению ошибок.

Выступление

на районном семинаре

МО учителей начальных классов

подготовил:

учитель начальных классов

Шах Е.П.

2

Цель: рассказать о типичных ошибках, причинах затруднений и

предложениях по устранению ошибок.

Слайд 2.

ВПР в 4 классах пишется по трем предметам : русский язык, математика и

окружающий мир.

Слайд 3.

Рособрнадзор в своём письме от 2 февраля 2017 года № 0541

«Всероссийские проверочные работы» дал подробные разъяснения:

ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных

достижений обучающихся;

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;

ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для

всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне

в строгом соответствии с ФГОС;

Слайд 4.

Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для

выставления годовых отметок обучающимся;

результаты ВПР могут быть полезны родителям для определения

образовательной траектории своих детей;

результаты ВПР могут быть использованы для оценки уровня

подготовки обучающихся по итогам окончания начального этапа

обучения;

При проведении ВПР планировалась проверка не только предметных знаний

по русскому языку, математике и окружающему миру, но и предусмотрена

оценка сформированности следующих УУД.

Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение

выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и

межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и

коррекция, саморегуляция.

3

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение

необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров; определение основной и второстепенной информации;

моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения

признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с

восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для

сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление

причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений;

доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько

недостатков в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.

Слайд 5.

Русский язык .

При выполнении первой части учащимся нужно было записать текст под

диктовку и выполнить два грамматических задания.

Помимо этого проверялось соблюдение пунктуационных норм.

Анализ грамматических ошибок показал, что большинство ошибок было на

правописание падежных окончаний существительных , правописание

безударных личных окончаний глаголов , и правописание суффиксов в

именах существительных.

4

Помимо этих ошибок, были пропуски и замена букв, правописание

предлогов с существительными, правописание разделительного мягкого

знака.

При выполнении грамматического задания на нахождение однородных

членов допустили больше всего ошибок, допустили ошибки в определении

частей речи. Все ребята справились с заданием на нахождение главных

членов предложения .

Слайд 6-11.

Анализ проверки выполнения 2 части показал, что хорошо ребята

справились с заданием на определение ударения в слове, выполнение звуко

буквенного анализа слова, составление плана к данному рассказу, подбор

синонимов и антонимов, разбор по составу, разбор имени существительного

как часть речи, нахождение в данном предложении глаголов. Трудным

оказалось задание по определению основной мысли текста, определить и

записать значение слова из данного предложения, достаточно много ошибок

было допущено в разборе имени прилагательного как часть речи. Трудным

задание для учащихся оказалось задание на соответствие данного выражения

к определённой жизненной ситуации.

В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент

выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня

сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

умение давать характеристику (указывать грамматические признаки)

имени прилагательного, глагола;

умение проводить морфемный разбора слова;

В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент

выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности,

направленных на оценку следующих планируемых результатов:

умение самостоятельно подбирать слова на изученные орфограммы;

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент

выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня

сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

умение определять основную мысль текста ;

5

умение составлять план текста ;

анализировать текст, использовать информацию для практического

применения;

Отметка по пятибальной шкале

Слайд 12.

Предложения по устранению недостатков

В рамках реализации междисциплинарных программ ФГОС НОО

«Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с

текстом» необходима организация работы с текстом и другими источниками

информации на каждом уроке по любому предмету.

Следует включить в работу некоторые пункты:

отбирать тексты разных стилей, родов и жанров

продумать работу с различными источниками информации.

обратить внимание на работу с информационными и найчными

текстами.

методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой,

работой со структурными частями текста, сопоставлением информации

текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией

картины.

формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию

текста.

организовать работу по формированию умения извлекать информацию

из текстов для различных целей.

продолжить работу над классификацией слов по составу.

выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи

текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом

орфографических и пунктуационных правил русского языка.

продумать перечень творческих домашних заданий.

работать над определением главной мысли текста

6

Слайд 13— 20.

Математика.

Учащиеся достаточно легко справились с заданиями, где проверялось умение

выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями,

умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом

порядок действий, умения выполнять письменно действия с многозначными

числами, умение решать арифметическим способом (в одно, два действия)

учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Дети умеют

читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы

измерения величин и соотношения между ними.

При решении текстовых задач в три, четыре действия учащиеся испытывали

затруднения. Особую сложность для учащихся составило задание, связанное

с расчётом времени.

Большинство детей умеют исследовать, распознавать и изображать

геометрические фигуры, вычислять площадь прямоугольника и строить

фигуру по заданным параметрам.

Многие учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками,

диаграммами, анализировать и интепретировать данные.

С последним заданием на логику справилось небольшое количество

учащихся, что говорит о том, что учащиеся не в совершенстве овладели

основами логического и алгоритмического мышления. Нестандартная задача

на логическое мышление вызвала у них затруднение.

Отметка по пятибальной

шкале

Слайд 2122.

Полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации по

совершенствованию процесса преподавания предмета.

7

1. Усилить работу , направленную на формирование умений

анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы

2. Взять на особый контроль формирование умений решать задачи,

связанные с сравнением величин

3. Обратить особое внимание на формирование по решению задач с

основами логического и алгоритмического мышления.

4. Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие

логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи

связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

Слайд 2333.

Окружающий мир.

Анализ работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса

показали хорошие знания и умения узнавать по изображениям объекты

живой и неживой природы, а также объекты созданные человеком; умение

находить информацию на печатных носителях, сравнивать её, делать

выводы; умение определять территорию, континент на географической карте,

распознавать объекты живой природы в разных климатических зонах;

умения использовать знания о строении функционировании организма

человека в целом.

У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было

показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход,

выводы.

Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание в письменной форме.

Если название региона и главный город назвали все учащиеся правильно, то

культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают

не достаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше

времени.

Слайд 3435.

Выводы

8

Наибольшую сложность вызвали задания на умение создавать и

преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании

экспериментов, опытов, составление логического рассказа о пользе

конкретной профессии для общества, работа с природными зонами,

преобразование ответов в таблицу и схему. Не хватило времени некоторым

ученикам на развернутый рассказ о достопримечательностях края.

Отметка по пятибальной

шкале

Слайд 36.

Предложения по устранению недостатков.

1.Усилить внимание формированию следующих умений обучающихся:

использовать различные способы анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

освоение доступных способов изучения природы, использование

знаковосимволических средств для решения задач; понимать информацию,

представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

2.В системе использовать задания, предусматривающие проведение

несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов,

используя простейшее лабораторное оборудование, а так же выполнение

заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов

для решения поставленных задач.

3.Четко спланировать в рабочих программах по учебным предметам

формирование таких УУД как «Овладение начальными сведениями о

сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

(социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в

различных социальных группах, осознавать «Я» как члена семьи,

представителя народа, гражданина России, своей неразрывной связи с

разнообразными окружающими социальными группами».

9

4.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на

формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей

в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека,

указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир

региона.

5.Предусмотреть в рабочей программе по окружающему миру или во

внеурочной деятельности заблаговременную подготовку к впр: проведение

контрольных работ, тестов , близких к текстам ВПР, с целью определения

направлений коррекционной работы с обучающимися по освоению

программы по окружающему миру.

6.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему, которая

изучается только в 1четверти,впр проводится в 4четверти.

Слайд 37

Общие рекомендации

При составлении календарнотематического планирования усилить

краеведческую направленность курса.

Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и

выделения необходимой информации, способность анализировать,

рассуждать.

Свести до минимума репродуктивную деятельность , в ходе которой

теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире

использовать активные методы обучения, исследовательскую

деятельность.

Анализ ВПР по окружающему миру в 4-а классе

МБОУ СОШ №

г.

___________________ края

Дата проведения: 26.04.2018

Назначение ВПР по окружающему миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Итоговая работа предназначена для проведения процедуры оценки качества начального образования в российской школе по предмету «Окружающий мир» в рамках мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы. С помощью этой работы осуществляется диагностика освоения планируемых результатов, разработанных на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по предмету «Окружающий мир», включая метапредметные результаты, сформированность универсальных учебных действий, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

Основная цель мониторинговых исследований по предмету «Окружающий мир» – получить информацию не только об уровне достижения выпускниками начальной школы обязательных требований стандарта, но и о наличии у них умений, которые могут сформироваться на основе материала, изучаемого в курсе окружающего мира.

Всего обучающимся предстояло выполнить 10 заданий, вариант № 17, 16. На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.  

Структура варианта проверочной работы.

Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определённых элементов на приведённых изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развёрнутым ответом.

Часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 32 балла.

Максимум за работу набрали 0 учащихся.

Максимальный балл в классе – 31 балл (Автушенко Ярослав) 

Минимальный балл в классе – 14 баллов (Тюкалова Алина) 

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8 — 17

18 — 25

26 — 32

В классе 25 учащихся.

Работу выполняли: — 25 человек

Средний балл по классу – 21;

Средний балл по пятибалльной шкале – 3,8

Успеваемость – 100 %

Качество – 68 %

Написали работу:

на «5» — 4 чел.

на «4» — 13 чел.

на «3» — 8 чел.

Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО

Блоки ПООП НОО

Максимальный балл за выполнение задания

Количество обучающихся, допустивших ошибки

1

Умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.

2

3

2

Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаковосимволическими средствами и т.п.).

2

1

3(1)

Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

2

10

3(2)

овладение логическими УУД (анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам);

1

0

3(3)

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе — определить, какие из приведённых в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков.

3

8

4

Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

1

2

5

На основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).

2

2

6(1)

Элементарные способы изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.

1

3

6(2)

Вторая часть: сделать вывод на основе проведённого опыта.

1

18

6(3)

Третья часть проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими УУД (сравнение, анализ, синтез, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

2

14

7(1)

Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

1

4

7(2)

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, использовать знаково­символические средства, в том числе модели, для решения задач/ выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде

2

4

8

Выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определённых профессий.

3

1

9 (1)

Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Будут сформированы основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России/ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами .

1

0

9 (2)

1

1

9 (3)

1

12

10(1)

Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

2

16

10(2)

Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы, родного края , его особенности природы

4

3

№ задания

Выполнили

кол-во процент

Частично выполнили

кол-во процент

Не выполнили

кол-во процент

1

22

88%

0

0%

3

12%

2

21

84%

3

12%

1

4%

3(1)

13

52%

2

8%

10

40%

3(2)

25

100%

0

0%

0

0%

3(3)

9

36%

8

32%

8

32%

4

23

92%

0

0%

2

8%

5

9

36%

14

56%

2

8%

6(1)

22

88%

0

0%

3

12%

6(2)

7

28%

0

0%

18

72%

6(3)

6

24%

5

20%

14

56%

7(1)

21

84%

0

0%

4

16%

7(2)

15

60%

6

24%

4

16%

8

7

28%

17

68%

1

4%

9 (1)

25

100%

0

0%

0

0%

9 (2)

24

96%

0

0%

1

4%

9 (3)

13

52%

0

0%

12

48%

10(1)

9

36%

0

0%

16

64%

10(2)

0

0%

22

88%

3

12%

На основании выше изложенного следует:

1) Правильно выполненных всеми учащимися заданий нет.

2) Наибольшее количество правильных ответов выявлено в заданиях:

№1 (88%) – умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства;

№2 (84%) — умение использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами. Проверялось освоение доступных способов изучения природы, умение использовать знаково­символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

№ 3(2) (100 % ) — умение определить, какие из приведённых в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из определённых материков.

№ 4 (92 %) — освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

№ 6(1) (68%) – умение вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы;

№ 7(1) (84%) – способность определять, где можно встретить приведённые знаково – символические изображения;

№9(1) (100%) – умение анализировать информацию и переводить её из текстовой в цифровую форму;

№9(2) (96%) –

3)Больше всего ошибок было допущено в заданиях:

№3 (1) (40%) – умение определять и называть отмеченные буквами материки;

№ 3(3) (32 %) — умение устанавливать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

№ 6 (2) (72%) — умение сделать вывод на основе проведённого опыта;

№ 6 (3) ( 56 %) – умение проводить аналогии, строить рассуждения; давать развёрнутый ответ, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт);

№9 (3) (48%) – понимание значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

№ 10 (2) (72 %) – умение описывать достопримечательности столицы, родного края, особенности его природы.

На основании анализа ВПР по окружающему миру: а) проанализировать совместно с обучающимися  выполнение предложенных двух вариантов ВПР по окружающему миру и провести работу над ошибками;

б) включать в работу задания, направленные на отработку : — умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты; — построение рассуждений; речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

— умение проводить аналогии, строить рассуждения; давать развёрнутый ответ, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт);

— умение сделать вывод на основе проведённого опыта;

— описание достопримечательностей родного края, его особенности природы;

Учитель начальных классов: _______________

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/309700-analiz-vpr-po-okruzhajuschemu-miru-4-klass-20

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки восприятия
  • Типичные ошибки водителей при маневрировании
  • Типичные ошибки введения инсулина тест ответ нмо
  • Типичные ошибки барьерного бега
  • Типичные ошибки адвоката