Типичные правотворческие ошибки

ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
 —
такое упущение законодателя, которое
привело к принятию некачественного
либо по форме, либо по содержанию закона.
В более узком понимании, законодательные
ошибки — это отступления правотворческого
органа от требований законодательной
техники, логики или грамматики, т.е.
ошибки не касающиеся содержания акта.
И принятый, скажем, ошибочно закон
(подобных примеров, к сожалению, множество)
не является правотворческой ошибкой.
Думается, что все же правы те авторы,
которые не сводят правотворческие
ошибки к ошибкам формально-юридическим.
Типология законотворческих ошибок
должна осуществляться с учетом природы
самого закона, качество которого, как
известно, характеризуют два аспекта —
социальный и специально-юридический.
Следовательно, правомерно выделять два
вида законотворческих (правотворческих)
ошибок: 1) социальные и 2) юридические.

К
правотворческим ошибкам социального
характера относятся: неадекватное
отображение правотворческим органом
специфических интересов в акте;
несвоевременность принятия акта;
неправильная оценка предмета правового
регулирования и др. Такого рода ошибки
имеют принципиальное значение и напрямую
связаны с ущемлением интересов участников
регулируемых отношений. С этой точки
зрения важно как формировать демократический
стиль деятельности парламента, так и
создать такие юридические механизмы,
которые препятствовали бы появлению
подобных ошибок содержательного
характера. Такими механизмами могут
стать законодательное урегулирование
всех форм лоббизма в законотворческой
практике, использование института
текущего (предварительного) конституционного
контроля. Действующая Федеральная
Конституция и Федеральный Конституционный
закон «О Конституционном Суде» закрепляют
за Конституционным Судом возможность
постзаконодательного контроля. Среди
этой группы правотворческих ошибок
особо следует выделить допущенные
правотворческим органом ошибки при
подготовке концепции законопроекта.
Это также ошибки законодателя, пусть
даже и являющиеся результатом издержек
в правотворческом процессе; концептуальные
ошибки — это также ошибки законотворческие
(противоположно мнение проф. В. М. Сырых).
Отсюда ответственность за ошибочную
концепцию законопроекта законодатель
не должен перекладывать на научные
учреждения. Это его брак в работе.
Обоснованно поэтому относить к социальным
упущения законодателя ошибки:
познавательные, порожденные неверной
оценкой предмета будущего правового
регулирования, и социальные, означающие
игнорирование общественного мнения.

Что
касается собственно юридических ошибок,
то они всецело находятся в сфере
компетентности законодательного органа.
Среди них, в частности, выделяются:
содержательные, выражающиеся в недостатке
средств и методов правового воздействия;
формационные, означающие неверный выбор
формы акта; процедурные, связанные с
нарушением процедур подготовки и
принятия актов (Ю. А. Тихомиров).

Типология
имеет важное значение, в том числе и
собственно психологическое, поскольку,
несомненно, будет способствовать
стремлению законодателя избегать
типичных упущений в работе.

30….

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Типичные правотворческие ошибки

Типичные правотворческие ошибки


Слайд 2
Понятие правотворческой ошибки
Понятие «правотворческие ошибки» сравнительно недавно введено

Понятие правотворческой ошибкиПонятие «правотворческие ошибки» сравнительно недавно введено в научный оборот, и оно по-разному интерпретируется

в научный оборот, и оно по-разному интерпретируется учеными:
правонарушение,

специфический юридический факт,
неправильное представление


Слайд 3
Причины возникновения правотворческих ошибок
1) низкое качество законодательства, обилие

Причины возникновения правотворческих ошибок1) низкое качество законодательства, обилие оценочных понятий, которые отдаются на усмотрение правоприменителя;2)

оценочных понятий, которые отдаются на усмотрение правоприменителя;
2) правовые коллизии,

несогласованность, противоречивость между федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ;
3) принятие

правовых актов без проведения их юридической экспертизы;
4) отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта правотворческой деятельности у субъектов правотворчества;
5) объективная сложность правотворческого процесса;
6) предубежденность, самоуверенность субъектов правотворчества;
7) отсутствие у правоприменителей необходимых качеств: принципиальности, критичности, умения логично рассуждать и др.


Слайд 4
Юридические ошибки
Неверное обоснование необходимости разработки правовых актов. Например,

Юридические ошибкиНеверное обоснование необходимости разработки правовых актов. Например, ссылки в преамбуле правового акта на федеральные

ссылки в преамбуле правового акта на федеральные акты, не

имеющие отношения к рассматриваемым вопросам, и наоборот, отсутствие ссылок на

правовые акты, послужившие основанием для разработки правовых актов, а также ссылки на правовые акты, утратившие силу.
Избыточная нормативность, т. е. наличие значительного количества правовых актов, регулирующих сходные правоотношения.
Нарушение стиля
Неоправданное дублирование нормативно-правовых предписаний


Слайд 5
Юридические ошибки
5. Нарушения, связанные с оформлением отдельных элементов

Юридические ошибки5. Нарушения, связанные с оформлением отдельных элементов правового акта:при издании новых правовых актов не

правового акта:
при издании новых правовых актов не отменяются или

не изменяются ранее изданные акты
— отменяются или изменяются ранее изданные

правовые акты без точного и исчерпывающего их перечисления
изменения в действующие нормативные правовые акты вносятся индивидуальными правовыми актами, а также признание нормативных правовых актов утратившими силу осуществляется правовыми актами меньшей юридической силы
отдельные общие правила, рассчитанные на длительное действие, включаются в оперативные правовые акты или правовые акты, действующие в течение ограниченного срока;
новый правовой акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в результате чего ряд прежних правовых актов по тому же вопросу нельзя совсем отменить;
вносятся изменения в правовой акт, действие которого истекло
— правовые акты излагаются сложным, неясным, неточным языком и страдают неоправданным многословием.


Слайд 6
Юридические ошибки
6. Фактографические ошибки в правовых актах встречаются

Юридические ошибки6. Фактографические ошибки в правовых актах встречаются двух видов:- неточности в оформлении отдельных реквизитов

двух видов:
— неточности в оформлении отдельных реквизитов правового акта,

именах собственных, отсылки к несуществующим правовым актам и к их

отдельным положениям либо ссыпки на правовые акты, которые не содержат необходимой для данной ситуации правовой информации либо утратили силу
— правотворческий орган упускает отдельные реальные жизненные обстоятельства, имеющие существенное значение для содержания проектируемых норм права
7. Логические ошибки
— логические противоречия
— использование понятий не в соответствии с их общепринятым значением
— Нарушение соразмерности определения понятий.


Слайд 7
Юридические ошибки
8. Тавтология. Это ошибочный прием, при котором

Юридические ошибки8. Тавтология. Это ошибочный прием, при котором определяемое повторяется в определяемом. Разновидностью тавтологии являются

определяемое повторяется в определяемом. Разновидностью тавтологии являются случаи образования

терминов по принципу «масло масляное». Определение неизвестного через неизвестное
9. Грамматические

ошибки. Текст правового акта должен быть максимально ясным и понятным для самых широких слоев общества. Вместе с тем на практике имеет место:
— употребление слов не в их нормативном написании. Например, «найм» вместо «наем», «транспортировка» вместо «транспортирование»;
— образование новых слов путем добавления приставки «не» к существительным, с которыми эта приставка обычно не употребляется. Например, «невывоз», «неостановка», «недоставление», «недекларирование», «непредоставление»;
— сочетание фраз из слов, не сочетающихся грамматически;
— наличие опечаток;
— громоздкость фраз, перегруженность их однородными членами предложения, дополнениями, причастными и деепричастными оборотами, смысл которых удается установить с большим трудом


1. Типичные правотворческие ошибки

2. Понятие правотворческой ошибки

Понятие «правотворческие ошибки»
сравнительно
научный
недавно
оборот,
и оно
введено
в
по-разному
интерпретируется учеными:
— правонарушение,
— специфический юридический факт,
— неправильное представление

3. Причины возникновения правотворческих ошибок

1) низкое качество законодательства, обилие оценочных
понятий, которые отдаются на усмотрение правоприменителя;
2) правовые коллизии, несогласованность, противоречивость
между федеральным законодательством и законодательством
субъекта РФ;
3) принятие правовых актов без проведения их юридической
экспертизы;
4) отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта
правотворческой деятельности у субъектов правотворчества;
5) объективная сложность правотворческого процесса;
6)
предубежденность,
самоуверенность
субъектов
правотворчества;
7) отсутствие у правоприменителей необходимых качеств:
принципиальности, критичности, умения логично рассуждать и
др.

4. Юридические ошибки

1.
2.
3.
4.
Неверное
обоснование
необходимости
разработки
правовых актов. Например, ссылки в преамбуле
правового акта на федеральные акты, не имеющие
отношения к рассматриваемым вопросам, и наоборот,
отсутствие ссылок на правовые акты, послужившие
основанием для разработки правовых актов, а также
ссылки на правовые акты, утратившие силу.
Избыточная нормативность, т. е. наличие значительного
количества правовых актов, регулирующих сходные
правоотношения.
Нарушение стиля
Неоправданное
дублирование
нормативно-правовых
предписаний

5. Юридические ошибки

5. Нарушения, связанные с оформлением отдельных элементов правового акта:
— при издании новых правовых актов не отменяются или не изменяются ранее
изданные акты
— — отменяются или изменяются ранее изданные правовые акты без точного и
исчерпывающего их перечисления
— изменения в действующие нормативные правовые акты вносятся
индивидуальными правовыми актами, а также признание нормативных
правовых актов утратившими силу осуществляется правовыми актами меньшей
юридической силы
— отдельные общие правила, рассчитанные на длительное действие,
включаются в оперативные правовые акты или правовые акты, действующие в
течение ограниченного срока;
— новый правовой акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в
результате чего ряд прежних правовых актов по тому же вопросу нельзя
совсем отменить;
— вносятся изменения в правовой акт, действие которого истекло
— — правовые акты излагаются сложным, неясным, неточным языком и страдают
неоправданным многословием.

6. Юридические ошибки

6. Фактографические ошибки в правовых актах встречаются двух
видов:

— неточности в оформлении отдельных реквизитов правового акта,
именах собственных, отсылки к несуществующим правовым актам и к
их отдельным положениям либо ссыпки на правовые акты, которые
не содержат необходимой для данной ситуации правовой
информации либо утратили силу

— правотворческий орган упускает отдельные реальные жизненные
обстоятельства, имеющие существенное значение для содержания
проектируемых норм права

7. Логические ошибки

— логические противоречия

— использование понятий не в соответствии с их общепринятым
значением

— Нарушение соразмерности определения понятий.

7. Юридические ошибки

8. Тавтология. Это ошибочный прием, при котором определяемое повторяется в
определяемом. Разновидностью тавтологии являются случаи образования
терминов по принципу «масло масляное». Определение неизвестного через
неизвестное
9. Грамматические ошибки. Текст правового акта должен быть максимально
ясным и понятным для самых широких слоев общества. Вместе с тем на практике
имеет место:
— употребление слов не в их нормативном написании. Например, «найм» вместо
«наем», «транспортировка» вместо «транспортирование»;
— образование новых слов путем добавления приставки «не» к существительным,
с которыми эта приставка обычно не употребляется. Например, «невывоз»,
«неостановка», «недоставление», «недекларирование», «непредоставление»;
— сочетание фраз из слов, не сочетающихся грамматически;
— наличие опечаток;
— громоздкость фраз, перегруженность их однородными членами предложения,
дополнениями, причастными и деепричастными оборотами, смысл которых
удается установить с большим трудом

Что такое правила юридической техники

С каждым годом качество работы субъектов муниципального нормотворчества снижается. Часто причина в том, что разработка муниципальных актов происходит без базового шаблона — модельного муниципального правового акта. В муниципалитетах поселенческого уровня к этой проблеме добавляется отсутствие квалифицированных специалистов. В результате разработчики нарушают правила юридической техники. Появляются некорректные муниципальные правовые акты, которые становятся предметом прокурорского реагирования. Органы прокуратуры могут опротестовать противоречащие закону муниципальные акты, внести представление об устранении нарушений закона (ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1).

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу разработки нормативно-правовых актов. Правила основаны на методах юридической техники — общих требованиях к процессу разработки. На федеральном уровне сегодня отсутствует правовое регулирование вопросов, связанных с юридической техникой, требованиями к содержанию, оформлению, стилистике нормативного правового акта. В этой статье мы рассмотрим методы, средства и приемы, которые основаны на правоприменительной практике и помогут в подготовке понятных и эффективных нормативно-правовых актов.

Соблюдайте четыре основных принципа при подготовке муниципальных правовых актов.

1. Наименование проекта муниципально-правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования.

2. Излагайте содержание муниципального нормативно- правового акта последовательно, юридически точно. Исключите возможность двусмысленного толкования.

3. Задачи, поставленные в муниципальном нормативно-правовом акте, должны быть конкретными, обеспеченными необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству.

4. Текст муниципального нормативно-правового акта не должен содержать грамматических и лексических ошибок.

Рассмотрим типичные нарушения правил юридической техники, которые допускают разработчики и наиболее часто выявляют органы прокуратуры.

НА ЗАМЕТКУ:

Три группы правил юридической техники

Правила

Примеры

Языковые

Правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм

Логические

Правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов

Гносеологические

Правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познания контекста разрабатываемого акта

1. В тексте проекта есть устаревшие формулировки, даны не законодательные определения

Нередко при подготовке проектов муниципальных нормативно-правовых актов их разработчики используют понятия (термины), которых действующее законодательство уже не содержит.

ПРИМЕР 1. В некоторых муниципальных нормативных правовых актах встречаются формулировки из конца 90-х годов прошлого века: «граждане поселения», «граждане района», «граждане городского округа». Вместе с тем Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗсодержит формулировки не о гражданах, а о жителях муниципального образования. Термин «гражданин» — производное от термина «гражданство». Поэтому употреблять его можно только с указанием страны гражданства. Например, «гражданин Российской Федерации». Но если речь идет о жителях муниципального образования, используйте термин «житель поселения (района, городского округа)».

Не используйте устаревшие термины и понятия. Понятия, термины, определения терминов, которые вы даете в муниципальном нормативном правовом акте, не должны отличаться от понятий, используемых в действующем федеральном и региональном законодательстве.

2. Новый акт не отменяет устаревшие нормативные акты

Когда муниципальный правовой акт утрачивает юридическую силу, то же самое происходит с актами (отдельными их положениями), которыми в него были внесены изменения. Между тем иногда при подготовке нового проекта разработчики забывают о том, что положения прежнего муниципального правового акта несколько раз менялись.

ПРИМЕР 2. В период с 2006 по 2010 год муниципальный комитет Приморского края три раза вносил изменения в свой регламент, утвержденный решением от 02.03.2005 № 34. В проекте нового регламента разработчики указали, что со вступлением его в силу утратившим силу признается только решение от 2005 года. В 2011 году в поселении вступил в силу новый регламент муниципального комитета. При этом сохранили юридическую силу все три решения, которыми вносились изменения в прежний регламент. Прокуратура потребовала устранить нарушения закона.

При принятии нового нормативно-правового акта отмените (признайте утратившим силу) не только старый акт, но и акты, которыми вносились изменения в отмененный акт.

3. В проекте есть ссылки на недействующие нормативные правовые акты

Ссылки в нормативном акте на недействующие нормативные акты — грубое нарушение, которое прокуратура выявит при первой же проверке.

ПРИМЕР 3. Глава сельского поселения (сумона) представил на государственную регистрацию устав со ссылками на закон Республики Тыва от 10.07.2003 № 325 ВХ-I, который признан утратившим силу.

Ссылайтесь в тексте муниципального акта только на действующие нормативные документы.

4. Отсутствуют, не полностью или неверно указаны реквизиты акта

Если реквизиты неверные или отсутствуют, у правоприменителей возникнут трудности в поиске нормативного правового акта. Поэтому не забывайте указывать обязательные реквизиты:

  • наименование нормативно-правового акта (форму акта);
  • название акта (заголовок);
  • наименование органа, принявшего акт;
  • дату и номер акта;
  • дату и срок вступления акта в силу;
  • место принятия (подписания);
  • фамилию и должность лица, подписавшего акт.

Не сокращайте в проекте акта реквизиты документов, названия министерств и ведомств

Не рекомендуем сокращать в проекте акта реквизиты документов, названия ведомств и т. д. Указывайте их полностью.

ПРИМЕР 4. Не используйте сокращение «ФЗ-131» вместо «Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“». Неверно указывать «РТ» вместо «Республика Татарстан», «Минюст РФ» вместо «Министерство юстиции Российской Федерации».

5. Названия органов и учреждений не соответствуют их официальным наименованиям

Сегодня часто одни министерства упраздняются, другие меняют свои официальные наименования. Поэтому ссылки на реорганизованные или уже несуществующие органы государственной власти нередко встречаются в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах.

Пример 5. Во многих муниципальных нормативно-правовых актах при ссылке на акты Минтруда его до сих пор обозначают как «Министерство труда и социального развития». Между тем это министерство сегодня носит название «Министерство труда и социальной защиты РФ» (Указ Президента от 21.05.2012 № 636).

Не забывайте сверять названия органов, министерств, ведомств, учреждений, которые используете в проекте муниципального нормативного правового акта, с их официальными наименованиями.

6. Нарушена структура текста муниципального акта

Муниципальный нормативный правовой акт может включать разделы, части, статьи. Нарушение структуры текста муниципального акта чаще всего возникает при внесении в него изменений.

ПРИМЕР 6. Муниципальный правовой акт дополнил часть 3 статьи 8 устава муниципального образования пунктом 4. Однако при анализе устава в актуальной редакции выяснилось, что часть 3 статьи 8 не имеет пунктов.

Чтобы исключить нарушения, помните следующее. Статья подразделяется на части, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на абзацы, каждый из которых начинается с новой строки и отступа.

Не рекомендуем менять нумерацию глав, статей, частей статей, пунктов муниципального акта при внесении изменений в него. Если дополняете структурный элемент муниципального акта новыми положениями, то новые структурные единицы обозначайте цифрами, помещаемыми после основных цифровых обозначений. Например, если в части 5 статьи 1 содержится пункт 3, предусмотрите пункт 3.1. Но если вносите дополнения в конец структурного элемента муниципального правового акта, просто продолжите нумерацию.

7. Текст содержит грамматические и орфографические ошибки

В текстах муниципальных актов часто встречаются лингвистические ошибки: грамматические, орфографические, пунктуационные. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы (слова, словосочетания или предложения), нарушение какой-либо грамматической нормы. Примеры грамматических ошибок: «заплатить за квартплату», «удостоен наградой». Офографическая ошибка — это неправильное написание слова. Такие ошибки разработчики документов допускают в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другой согласной) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

Как повысить качество разрабатываемых муниципальных актов

Чтобы разработать качественный муниципальный нормативный правовой акт, придерживайтесь следующих рекомендаций.

1. Вовлекайте в процесс муниципального нормотворчества только квалифицированных специалистов: юристов, лингвистов, а для подготовки отраслевого акта (например, в сфере ЖКХ) — специалистов данной отрасли.

2. Постоянно повышайте квалификацию специалистов, которым поручаете подготовку проектов муниципальных правовых актов. Отправляйте их на курсы, лекции, семинары, дайте возможность пройти практику, позволяющую применять полученные знания, под контролем профессионалов законотворческого процесса.

3. Внедряйте в процесс муниципального нормотворчества модельные муниципальные правовые акты. Такие акты носят рекомендательный характер, органы местного самоуправления не обязаны их применять. Модельный акт полезен тем, что содержит типовые нормы и служит образцом для разработчиков муниципальных актов. Нередко он бывает универсальным и всесторонне проработанным, так что специалистам нужно лишь вставить в текст данного модельного акта наименование своего муниципалитета. Но все же не рекомендуем ограничиваться только этим. Адаптируйте модельный акт полностью с учетом специфики вашего муниципального образования.

4. Обменивайтесь опытом с другими муниципальными образованиями. При разработке собственных муниципальных актов органы местного самоуправления нередко берут за основу аналогичные документы соседних муниципалитетов. Прежде чем использовать «чужой» акт, проведите юридическую экспертизу. Убедитесь, что в правовом акте, который вы берете за основу, нет нарушений правил юридической техники.

ВАЛЕНТИНА ГУЛИДОВА, председатель муниципального комитета Сибирцевского городского поселения Приморского края

Ошибка законодателя: виды, причины, пути исправления

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.101.4.095-103

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы

Аннотация

В статье ставится вопрос о неизбежности не только судебных (по конкретным уголовным делам) ошибок, но также ошибок правоприменения (сложившаяся стихийно или по указанию вышестоящих судебных органов практика неправильного применения уголовно-правовой нормы), а также законотворческих ошибок уголовно-политического, системного и технического характера. Рассматривая конкретные правотворческие ошибки, допущенные в нормах Общей части и в каждом из структурных элементов многих норм Особенной части УК РФ, автор с удовлетворением отмечает заметную работу законодателя по устранению ошибок. Вместе с тем приводятся конкретные примеры ошибок, которые многократно отмечались в специальной литературе и тем не менее до сих пор законотворцем не исправляются, и предлагаются пути их исправления, в частности внесение изменений в Регламент Госудаственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части процедуры обсуждения законопроектов.

Ключевые слова

Об авторе

А. И. Рарог

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Россия

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный юрист города Москвы, профессор кафедры уголовного права,

125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Список литературы

1. Бернер А. Ф. Учебник уголовного права. — СПб., 1865. — Т. 1 : Часть Общая. — 940 с.

2. Борисов С. В. К вопросу о криминологической основе состава преступления в виде пособничества в совершении террористического акта // Криминологические основы уголовного права : материалы Х Российского конгресса уголовного права. — М., 2016. — С. 285—288.

3. Бурчак Ф. Г. Учение о соучастии по советскому уголовном праву. — Киев, 1969. — 216 с.

4. Грачева Ю. В. Оценка пределов судейского усмотрения в нормах о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке : материалы X Международной научно-практической конференции. — М., 2013. — С. 176—178.

5. Грошев А. В. Антикоррупционные новеллы уголовного законодательства Российской Федерации (критический анализ) // Современные проблемы уголовной политики. — Краснодар, 2011. — Т. 2. — С. 104—106.

6. Кадников Н. Г. К вопросу о квалификации некоторых преступлений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок // Вестник Моск. ун-та МВД России. — 2092. — № 3. — С. 182—187.

7. Некрасова А. А. Проблемы систематизации уголовно-правового регулирования специальных видов прикосновенности и соучастия в преступлениях террористического характера // Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С. 69—71.

8. Рарог А. И. «Работа над ошибками» — обязанность законодателя // Государство и право. — 2014. — № 4. — С. 65—73.

9. Российское уголовное право. Общая и Особенная части : в 3 т. / под ред. Н. А. Лопашенко. — М., 2014. — Т. 3. — 664 с.

10. Савенко И. А. Изменения в законодательстве по преступлениям коррупционной направленности // Современные проблемы уголовной политики. — Краснодар, 2011. — Т. 2. — С. 113—119.

11. Тельнов П. Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. — М., 1974. — 208 с.

12. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. И. Э. Звечаровского. — М., 2010. — 640 с.

13. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. О. С. Капинус. — М., 2015. — Т. 2. — 941 с.

14. Шаргородский М. Д. Вина и наказание в советском уголовном праве. — М., 1945. — 56 с.

Рецензия

Просмотров: 1089

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типичные ошибки стрелков
  • Типичные ошибки старшеклассников при выборе профессии
  • Типичные ошибки стартапов
  • Типичные ошибки сочинение рассуждение
  • Типичные ошибки социального познания