Тот кто правильно указывает на мои ошибки

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.

Самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости.

Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите.

Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.

Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко.

Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.

„Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.“

Другие высказывания

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 17 апреля 2023 г. История

Сунь Цзы фото

Сунь Цзы45

древнекитайский стратег и мыслитель -543–-495 до н.э.

Похожие цитаты

Сюнь-Цзы фото

„Когда человек хорош и твёрд, он непременно будет наслаждаться своей добродетельностью, когда человек нехорош и вредит себе, он неизбежно будет ненавидеть себя. Поэтому тот, кто порицает меня и делает это правильно, — мой учитель, тот, кто соглашается со мной и делает это правильно, — мой друг. Тот же, кто льстит мне, — мой враг.“

—  Сюнь-Цзы -313–-238 до н.э.

Виктор Мари Гюго фото

Айзек Азимов фото

Аврелий Августин фото

Марина Абрамович фото

Савелий Григорьевич Тартаковер фото

Связанные темы

  • Учителя
  • Ошибка
  • Друг
  • Учитель
  • Враг
  • Ошибка
  • Друзья

(ок. 313 – ок. 238 гг. до н.э.) древнекитайский философ, последователь Конфуция

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, – мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, – мой друг; тот, кто мне льстит, – мой враг.

Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания.

Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

В учении нельзя останавливаться.

Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей – пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь – старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.

С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.

Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.

Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия.

Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.

Заниматься делом – это то, что ненавидят люди; заслуги и власть – это то, что они любят.

Физический труд – это то, что служит добродетели.

Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий – это недостойный путь управления страной.

То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба… Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, – он заблуждается.

Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?

Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.

Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.

Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью – он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

Игуань
Конфуций

Высказывания мыслителя Конфуция, основателя этико-политического учения

МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.

Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как понять нашёл ты своё место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Идти, не сворачивая с него ни при каких обстоятельствах. Что повлияло на этот выбор – природная склонность к какой-то деятельности или, как часто говорят судьба. У всех это происходит по-разному. Вот так и оказываешься в том или ином  месте, а нужно ли тебе это, понимаешь только сердцем, что стучит в груди.

Труд воспитателя никогда не был ни особенно престижным,  ни высокооплачиваемым. Воспитывать детей могут  только истинные педагоги, понимающие детскую  душу.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.    

Воспитатель для меня не профессия, не работа, не хобби. Для меня «воспитатель» — это моя жизнь. Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им – моим воспитанникам.

Плохой врач может забрать жизнь, плохой педагог – искалечит душу». Не правда ли, справедливые слова. «За 25 года работы с детьми  я сделала вывод: для ребенка неважно, как я отношусь к другим детям, а важно, как я отношусь к нему!  Все мои воспитанники разные. И родители у них тоже разные, и чувства тоже вызывают самые разные.  Но, несмотря на это я могу смело и правдиво заявить: — Я люблю каждого ребенка и считаю это своей педагогической победой. 

Часто слышим: «Дети – цветы  жизни». Нет, скорее, они – плод нашего нелегкого труда.  Это мы понимаем уже потом, через годы.     Если задуматься над словом воспитатель, что оно означает? Слово без приставки «вос» звучит как – «питание». Воспитатель – человек, питающий душу, сердце  ребенка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий его внутренний мир.

 Как сказал В.А.Сухомлинский «Наш важнейший педагогический инструмент — умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Значит, воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, всё выше сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредства других людей

Наверное, это и есть  моя философия. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.                                                                                                        

 Основой  всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании.   

Сначала работа в детском саду, которая появилась в связи с личными семейными обстоятельствами. Затем принятие себя в новой для себя роли и осознание необходимости получения педагогического образования.  Потом работа в школе и снова потребность  в профессиональном совершенствовании. Дальше — изучение педагогической валеологии, затем социальной педагогики и психологии – как осознанная потребность расширения своих знаний для профессиональной  работы с детьми.

В структуре профессионально-педагогической позиция выделяют  три ведущих наиболее значимых педагогических результата, определяющих смысл деятельности воспитателя — овладение воспитанником тремя типами опыта: когнитивным, деятельности и эмоционально-ценностных отношений[1].

Символические обозначения основных трех типов педагогических позиций я  обнаружила в статье В. И. Редюхина (1998, с. 151 – 153), который выделяет три сказочных типа: педагог-пастух, педагог-флейтист и педагог-пасечник.

  • пастырь — ориентация в качестве основного педагогического результата на приоритет знания, когнитивный опыт ребенка (в нашей интерпретации — наставник);
  • флейтист — ориентация на развитие умений ребенка, опыт деятельности (позиция тренера);
  • пасечник — ориентация на самостановление ребенка, его опыт эмоционально-ценностных отношений (позиция консультанта).

Очевидно, что ни один педагог не представляет какой-либо из видов опыта в качестве единственного результата. Однако также бесспорно и то, что каждый конкретный педагог в системе своих ценностно-смысловых ориентаций выделяет наиболее значимый для него педагогический результат, определяющий форму организации его индивидуальной педагогической культуры, тип его педагогической позиции. Главная педагогическая проблема — в проектировании образования, в котором на паритетной основе гармонически сочетаются принципы многообразия возможностей коммуникации с отчетливостью, внятностью и членораздельностью границ ее пространств, в потреб­ности свободного самоопределения с необходимостью ответственного выбора.

В когнитивисткой позиции для педагога характерен взгляд на культуру как нечто нор­мативное, как некий образец, на который должно равняться, своего рода стандарт поведения, внутренне присущий каждому отдельному человеку. В этом случае культура трактуется как нечто, характери­зующее свойства человека в сфере социального поведения, включаю­щее в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение всегда найти необходимую меру своего поступка. Культура понимается по преимуществу как бытовая, сознательно применяемая форма регуляции своих общественно значимых действий.  Руководствуясь существовавшим до него, даже научно оформленным опытом, новаторскими разработками, учитель не задается вопросами о смысле выполняемых действий и описывающих их научных терминов. Он действует по схеме, выполняя предписанное, руководствуясь не со­знанием, а обязанностями. Однако несправедливо было бы отметить лишь отрицательные последствия такой позиции. Именно ей мы обязаны многими великолепными и продуктивными педагогическими технологиями, к которым в равной степени относятся письмо по трафа­рету, ланкастерская система обучения, алгоритмизирование, про­граммирование, опорные конспекты и многое другое.

Бихевиористская позиция воспитателя предполагает уделение большего внимания опыту поведения (в т. ч. и профессионального) и деятельности, развитию способностей воспитанника, а не только усвоению информации, знаний. Содержание воспитательной работы при этом помимо учебно-познавательной, творчески-преобразующей, проектной, исследовательской, технической насыщается и другими видами деятельности.

А. Маслоу (1997, с. 200 – 201) описывает педагогическую «позицию флейтиста» как позицию тренера. «В отличие от учителя-лектора, учителя-регламентатора, учителя-погонялы и учителя-начальника <…> тренер должен понять, с кем имеет дело. <…> Тренер примет инди­видуальность этого парня как данность и выстроит все остальное на ее основании. Он не будет начинать с нуля, он не скажет ему: «Забудь все, чему тебя учили, и делай, как я говорю». Потому что это значило бы: «Забудь, какое у тебя тело» или «Забудь все лучшее в себе». Хороший тренер возьмет парня и сделает то, что велят таланты именно этого парня, он сделает из него наилучшего Джо Доукса, каким только тот может стать».

«Если мы хотим быть помощником ребенку, советником, наставником, руководителем, психотерапевтом, мы обязаны принять ребенка таким, каков он есть, и помочь понять ему, что он из себя представляет,— считал психолог.— Как он живет, на что способен, к чему предрасположен, как он может использовать то, чем владеет, каковы в нем лучшие задатки, его потенциалы? Нам не будет нужды посягать на его Я, мы окружим ребенка атмосферой благожелательного приятия, в отношениях между нами не останется места для страхов, тревог и же­лания защищаться. Более того, мы будем лелеять этого ребенка, т.е. радоваться тому, каков он есть, радоваться его росту и самоактуализа­ции» (Там же, с. 201). Понятно, что эта позиция является в большей степени инструментальной, позволяющей эффективно выращивать необходимые на­выки, умения, привычки. Но еще в большей степени она является воспитатель­ной.

Мне ближе по духу третья позиция.

К. Роджерс (Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994. с. 75) определяет пози­цию педагога его способностью создать «такой тип отношений с другим человеком, при котором он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет измене­ние и развитие его личности». Такое отношение отличается принятием другого челове­ка как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим по­ниманием, которое дает возможность видеть личный опыт другого с его точки зрения (Там же, с. 77).

«Если вы хотите познать селезня, то познавайте селезня, а не рассказывайте ему о кулинарии. То же самое можно сказать и о детях. Чтобы «задать» им «урок», нужно понять, что станет «уроком» для них, а для этого нужно побудить ребенка рассказать об этом, — в свойственной ему образной манере предлагает А. Маслоу.

В основе этой позиции «идеология ответственного личностного вы­бора, т.е. самоопределения — единственно возможной  позиции в гражданском обществе» (Газман, 1996, с. 7).

Организация образовательного про­странства как динамики расширения возможностей са­мостоятельного и ответственного действия лучше, чем любые специальные практикумы, обеспечивает становление «взрослой позиции» по отношению к соб­ственному будущему и будущему других людей.

Основной профессионально-педагогической ценностью становится конкретный человек, его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания.

Такая  позиция воспитателя основана на признании автономности внутреннего мира ребенка и практическом утверждении его права на свободное проявление индивидуального Я, когда «ребенок — че­ловек, и он имеет право самостоятельно реагировать на обстоя­тельства и поступать так, как он считает нужным.  Он имеет пра­во на чувство собственного достоинства», а свобода понимается как «форма индивидуального бытия, как необходимое условие полноценного проявления и развития собственно чело­веческого начала в человеке» (Гребенюк, 2000).

В гуманитарной логике интересен, ка­ждый воспитанник, поскольку важны не столько конкретное знание или качество опыта, как, в первую очередь, путь к нему, отношение, оце­ночное суждение. В этом режиме становится возможным обучение, когда оба учатся — и ученик, и учитель. За счет этого в учебно-воспитательном процессе складываются субъект-субъектные отно­шения, и основная задача педагога — обеспечить свободу диалога, взаимопонимание участников общения.

Не всякое взаимоотношение является взаимодействием. Данная позиция предполагает реализацию принципа сотрансформации, т. е. преобразующего субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника (Вовк, 1999), при котором формируется и развивается индивидуальный стиль деятельности учителя. Существенным в этой позиции является положение о принятии ребенка как данности (Щуркова 1997, с. 34 – 35).

В этой плоскости бытия человек выступает как основной информационный знак, а встреча смыслов, динамика представлений зависят от принятия (допущения) множества других точек зрения, умения «прочитать» другого. Это порождает вариативное видение мира, людей, их проблем, спо­собность вступать в информационный резонанс в системе «человек — человек». Отсюда — любовь к любому ребенку, вера в его возможно­сти как представителя человеческого рода, дающая образцы высочай­шей педагогической Мудрости; признание равенства людей в по­стижении Мира по праву их появления на этом свете (Колесникова, 1999, с. 35).

Нередко об экзистенциальной позиции педагога говорят как о позиции посредника

«Он [учитель] приобщает детей к материальным и ду­ховным ценностям. Учитель — посредник между ребенком и этими ценностями, лишь через него дети познают людей. Это «через» озна­чает, что разные ценности не доходят до ребенка в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки и его ми­ровоззрение, — утверждает Ш. А. Амонашвили. — Учитель помогает ребенку понять, осмыс­лить, овладеть способами действия, связывает знакомое с незнако­мым, и тем самым возводит на более высокую ступень знания школь­ника» (1984, с. 6).

Педагог-посредник должен:

а) быть подлинным моральным авторитетом для обеих сторон, знающим доверенным лицом;

б) быть мудрым человеком с творческим умом, предлагать шаги к преодолению несправедливости и вести к компромиссу, к решению, приемлемому и поддерживаемому обеими сторонами;

в) быть объективным при засвидетельствовании ценностей: в беседе (или в диалоге) слова не должны обесцениваться многословием, остротами, отсутствием действующих на воображение примеров и т.п.

При этом нельзя заставлять других делать то, что противоречит их убеждениям, иначе будет потеряна та драгоценная свобода личности, которая присуща каждому.

Так Г. В. Данилова (1997, с. 153) под «педагогическим посредничеством» понимает готовность пе­дагога к взаимодействию, обеспечивающему создание условий для принятия учеником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, влияющих на формирование жизненного плана как осознанного ценностного образования, на основании которого выстраиваются перспективные линии развития Личности.

 Данная позиция в достаточной мере выражается педагогическими принципами, сформулированными Н. С. Пряжниковым (1995, с. 87 – 90, 215 – 216). Часть из них считаю возможным воспроизвести в своей интерпретации:

  • He навреди! (Еще более конструктивная позиция выражалась бы в принципе «сделай лучше!»).
  • Не навешивай ярлыков (не делай отрицательных оценок вслух).
  • Не выставляй своих знаний напоказ, не отнимай права человека на самостоятельное принятие важных жизнеопределяющих решений.
  • Не используй школьника и его близких людей для решения своих эгоистических проблем.
  • Не выясняй отношений с коллегами в присутствии учащихся.
  • Не используй по отношению к учащемуся травмирующих, неприемлемых для него методов.
  • Стремись к доброжелательному пониманию каждого воспитанника.
  • Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности).
  • Стремись к формированию у ребенка веры в свои силы и в свое будущее.
  • Соблюдай профессиональный такт.
  • Соблюдай меру взаимного откровения.
  • Используй только те методики, которыми владеешь (принцип компетентности).
  • Уважай себя как специалиста и как человека.

Эта позиция позволяет педагогу, профессионально общаясь с учени­ком, все время развиваться, поскольку в ее основе лежит принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, предполагающий иную шкалу измерений, где точкой отсчета является человек (ребенок, учащий­ся, учитель) в его движении во времени по отношению к самому себе.

Данная позиция педагога определяет воспитание как режим становления, назна­чение  же всякой диагностики— выбрать точку отсчета для оценки педагогических перспектив и возможностей профессиональной работы с конкретным ребенком.

Я стараюсь создавать каждый раз  свою систему взаимодействия с воспитанниками. Сначала нужно проанализировать педагогическую  ситуацию и затем выбрать оптимальный стиль своей педагогической деятельности. «Формы воспитательной работы» воспринимаются мной лишь как «заготовки», «строительный материал» для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе воспитательных целей.

При этом подавление в педагогической работе считаю  крайней дисциплинарной мерой.

Современный педагог работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализа­цию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным вла­дением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения.

Для педагога осозна­вать, о‑смысл‑ять свой труд, значит с помощью сознания, рефлексии относить анализируемое явление, событие, идею к какому-нибудь объективному общезначимому смыслу.

Ответ на вопрос о предпочтительном варианте взаимодействия педа­гога с детьми должен быть дан, по крайней мере, трижды:

  • на уровне отдельного воспитателя, когда выбор определяется тем, каков об­раз школьника у воспитателя, какой педагогической концепцией или традицией он руководствуется в своей работе;
  • на уровне воспитательного учреждения — это все те же традиции и концепции, которые реализуются в учреждении и поддержи­ваются руководством и общественным мнением педагогов;
  • но сами эти традиции, общественное мнение, стиль руководства — эманация социокультурной традиции, бытующей в данном обществе, что и есть третий уровень.

Педагог, как правило, не может выбирать объективные условия своей профессиональной деятельности. Однако, как профессионал он обладает свободой в определении целей своей деятельности и выборе средств их достижения.

Основными  составляющими самоопределения педагога считаю:

  • осознание цели и смысла своей деятельности путем освобожде­ния от всех форм искаженного педагогического сознания;
  • построение системы подлинно педагогических, человеко-ориентированных отношений, где результативность учебно-воспитательного процесса будет определяться способностью его участ­ников к взаимовлиянию и взаимоизменению;
  • снятие неопределенности профессионального поведения и замена «ритуального» (С. Л. Рубинштейн) поведения на концептуальное.

Стать образцом для подражания, способным влиять на своих учеников, может только тот педагог, который осуществляет собственное непрерывное развитие и самосовершенствование.


[1] См.: Борытко Н. М., Кузнецова Н. И. Педагогическая культура // Введение в педагогическую профессию: Курс лекций. Волгоград, 1998. С. 14 – 28.

Цитаты Сунь-Цзы

Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить её Наилучшее – сохранить бригаду противника в целости, на втором месте – разбить её. Наилучшее — сохранить батальон противника в целости, на втором месте – разбить его. Наилучшее — сохранить роту противника в целости, на втором месте – разбить её. Наилучшее — сохранить взвод противника в целости, на втором месте – разбить его. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь.

Если полководец разговаривает с солдатами ласково и учтиво, значит, он потерял свое войско.

Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.

Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.

Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением.

Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.

Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

Чем гениальнее ваш план, тем меньше людей будут с ним согласны.

Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву; те же, что терпят поражение, сперва вступают в битву и только затем пытаются победить.

Неуязвимость — в обороне, но возможность достичь победы — только в нападении.

Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе.

Знай врага и знай себя: тогда в тысяче битв не потерпишь поражения.

Незачем уничтожать врага; достаточно лишить его решимости вступить в бой.

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.

Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, забравшись на высоту, убрали лестницы. Ведя войско и зайдя с ним глубоко на землю князя, приступая к решительным действиям, надлежит сжечь корабли и разбить котлы; вести солдат так, как гонят стадо овец: их гонят туда, и они идут туда; их гонят сюда, и они идут сюда; они не знают, куда идут. Собрав всю армию, нужно бросить ее в опасность; это и есть дело полководца.

Вот дело полководца: он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других. Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-либо сообразить.

… полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства.

На войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения.

Находясь близко, ждут далеких; пребывая в полной силе, ждут утомленных; будучи сытыми, ждут голодных; это и есть управление силой.

Убивает противника ярость, захватывает его богатство жадность.

  • 1
  • 2

November 6 2013, 09:00

Categories:

  • Искусство
  • Культура
  • Философия
  • Cancel

Цитаты из трактата Сунь Цзы — «Искусство войны»

1. Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе.

2. Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.

3. Сущность войны — обман. Искусный должен изображать неумелость. При готовности атаковать демонстрируй подчинение. Когда ты близок — кажись далёким, но когда ты очень далеко — притворись, будто ты рядом.

4. Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.

5. Если команда не четкая и ясная, если приказы не вполне понятны – это вина полководца.

6. Если ты и можешь что-нибудь, делай вид, что не можешь. Обман – это средство добиться победы над противником.

7. …если знаешь его {врага} и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение.

8. У того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать. Тончайшее искусство!

9. Находясь в порядке, ждут беспорядка; находясь в спокойствии, ждут волнений; это и есть управление сердцем.

10. Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тот кто замечает чужие ошибки
  • Торчлайт 2 обнаружены ошибки брандмауэр
  • Тортуга ошибка 1275
  • Тортуга код ошибки 0
  • Торрент статус ошибка