Тот кто замечает чужие ошибки

Вы – тот самый человек, который постоянно указывает другим на их речевые ошибки и показывает знание языка? Вы часто объясняете людям разницу между «надеть» и «одеть»? Слова «ихний» или «ложить» вызывают у вас легкий сердечный приступ? Поздравляем, согласно новому исследованию, вы являетесь на редкость неприятным человеком.

Как люди реагируют на ошибки

Ученые установили, что люди, склонные уделять повышенное внимание речевым ошибкам других, являются менее приятными личностями, чем те, кто их игнорирует. Примерно то же самое касается людей, которые зациклены на безошибочном наборе текста и не терпят чужих опечаток. Ученые характеризуют их как личностей холодных, замкнутых, склонных к занудству.

Это может казаться очевидным, но лишь в 2016 году было установлено, что способ реагирования на грамматические ошибки и опечатки прочно привязан к личностным качествам человека. Способ онлайн-коммуникации может многое рассказать вам о вашем собеседнике.

Эксперимент

Руководитель проекта, профессор психологии и лингвистики, Джули Боланд, отмечает, что это первое исследование, показывающее привязку личностных черт человека к его интерпретации языка. К примеру, экстраверты больше склонны игнорировать чужие ошибки или относиться к ним снисходительно, в то время как интроверты, напротив, зацикливаются на них и судят по ним людей. В ходе эксперимента 83 участникам было предложено прочитать письма-ответы на некоторые объявления. В тексте было намеренно допущено несколько опечаток, например «сдлеать» вместо «сделать» и «прсото» вместо «просто». Потом участников спросили, заметили ли они ошибки. Если они отвечали положительно, то их просили указать, где именно они были допущены.

Характеристика личности

Те люди, которые не заметили опечаток, обладают, по мнению исследователей, более располагающим характером. Они открытые, великодушные, доверчивые и сострадательные. А люди, придающие ошибкам большое значение – холодные и агрессивные. Это проявлялось в том, что они склонны были более негативно осудить авторов писем, где были ошибки. Иными словами, люди, которые придираются к речи других, имеют предубеждение против других на основании такого показателя, как персональная грамотность. Другие участники, напротив, были склонны позитивно оценить письма в целом.

Так что в следующий раз, когда вы захотите исправить чью-то ошибку в речи, задайте себе вопрос: «А точно мне стоит это делать?» или «А может, я неприятный человек?»

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы наверняка знаете людей, которые ни при каких обстоятельствах не упустят шанса исправить человека, когда тот путает «-тся» и «-ться» или «одеть» и «надеть». А может, вы и сами такой человек. Но откуда берется это неисправимое желание исправить «ложить» на «класть»? И, главное, стоит ли с ним бороться? Разбираемся вместе.

Откуда берется желание исправлять других?

На сегодняшний день ученые пока слабо изучили эту черту человеческого поведения. Кто-то связывает желание исправлять чужие ошибки, от фактологических до грамматических, пассивной агрессией, желанием все контролировать, но на самом деле причин может быть гораздо больше. О них рассказывает психолог Мария Галушкина:

«В принципе, искать одно-единственное объяснение какому-то явлению — дело неблагодарное, не всегда нужное и попахивает абсолютизмом. Практически всегда причин несколько, они сочетаются причудливым образом в разных пропорциях, для каждого отдельного человека — в своих.

Контроль

Я бы скорее назвала это не желанием все контролировать, а невозможностью выдерживать собственное напряжение. В такой ситуации контроль — это способ избавиться от напряжения, которое возникает либо в ситуации неопределенности, либо в ситуации угрозы нашей картине мира. Напряжение может быть разной силы и оттенка, в зависимости от ситуации. Оно может быть зудящее от неправильной запятой, может быть болезненное, если мы видим что-то „неправильное“, но что нас напрямую не касается (например, когда на ваших глазах мать ругает ребенка за оплошность). Оно может становиться невыносимым, если ошибка другого напрямую касается вас (ваш коллега, с которым вы вместе делаете проект, несет на презентации какую-то чушь). И очень часто мы поправляем, чтобы сбросить это напряжение, не тратить силы на его выдерживание. Это действительно требует меньше энергозатрат. Сравните: можно написать „Ты ничего не понимаешь“ или порефлексировать и прийти к мысли „Каждый имеет право на собственное мнение, даже если оно очень не похоже на мое… Интересно, почему именно эти слова незнакомца меня так зацепили?“.

Сохранение привычной картины мира

Наше восприятие и память устроены так, чтобы находить подтверждение уже имеющейся точке зрения и вытеснять или игнорировать факты и мнения, которые эту точку зрения ставят под сомнение. И так как нам крайне важно иметь четкое и непротиворечивое представление о мире, людях, себе, то мы готовы разворачивать целые дебаты за сохранение этого представления.

Тут еще может быть интересный процесс, когда непоправление чьей-либо ошибки ставит под сомнение непротиворечивость и идеальность собственного „я“. Приведу пример, но учтите, что этот процесс обычно „вскрывается“ в терапии далеко не сразу. Итак, наша любимая запятая:

Нас в школе учили правильно писать. Когда мы писали диктант или сочинение хорошо и без ошибок, то мы получали пятерку от учителя и похвалу (или отсутствие наказания) от родителей, из чего делали вывод „Я молодец, когда не делаю ошибок. Если делаю ошибки, я плохой“. Мы вырастаем с этим выводом и вдруг натыкаемся в чьем-то сообщении или комментарии на лишнюю запятую. И человек, поставивший эту запятую, не то что не в панике и самобичевании, что он проглядел такую ошибку, он живет себе спокойно и прекрасно себя чувствует. Ему никто не ставит двойку и не вызывает родителей в школу. В результате может пронестись такая мысль: „Как он может жить спокойно и считать себя хорошим, когда он сделал ошибку? То есть если ему так можно, то я зря столько лет страдал над правилами пунктуации? А если я зря страдал… Как же мне оставаться хорошим, если мне теперь не через что доказывать, что я хороший?! Нет, так нельзя, нужно указать ему на ошибку! Все-таки их делать неправильно, пусть обратит внимание“. И вот так, стараясь защитить себя и ненапрасность приложенных усилий, мы указываем людям на их ошибки.

Влияние общества

Сначала через родителей, а потом через учителей нам транслируется мысль, что ошибки — это плохо и неправильно. Нас чаще ругают за ошибки, чем хвалят за то, что мы сделали что-то хорошо, нам подчеркивают ошибки красной ручкой, но не выделяют зеленой верные места (как в некоторых странах). В результате мы и вырастаем с мыслью, что ошибаться — ненормально. И подкрепляем эту идею тем, что замечаем ошибки других и указываем на них. Потому что так делать правильно, нас научили так делать».

Как научиться переживать чужие ошибки

Игнорировать ошибки других людей сложно, особенно когда они касаются чего-то важного для нас, нашего будущего или безопасности. Но чаще всего объектом конфликтов становится исправление «ошибок», которые мы сами считаем таковыми, но которые не представляют серьезной проблемы за пределами нашего мироощущения. Это могут быть носки разных цветов, сверкающие из-под брюк коллеги, неправильно поставленные знаки препинания или ударение, забытые в кафе вещи, из-за которых вам с друзьями пришлось вернуться. Переживание или доказывание чужой неправоты («Оба носка должны быть одного цвета, как ты не понимаешь?») требует массы сил и ресурсов. Но что делать, если просто отпустить и забыть не получается?

Рефлексируйте

Это самый сложный, но довольно полезный путь. Лучше всего следовать по нему под наблюдением терапевта. Каждый раз, когда вам очень хочется исправить чужое «-тся/-ться» или сделать комментарий относительно неглаженой рубашки, подумайте, почему именно это провоцирует у вас такое жгучее желание. И почему вы сами не позволяете себе выйти в свет с пятном от зубной пасты на футболке или в разноцветных носках.

Выдерживайте

И уважайте чужие личные границы. Другой человек может совершать какие-то действия, которые с вашей точки зрения выглядят неправильными: путать холодец со студнем, забыть любимый кофе популярного актера, носить странную модную одежду несочетающихся цветов. Это выбор другого человека, и он прекрасно обитает в пределах его личных границ (по крайней мере, пока человек не начнет навязывать вам свое видение, вот тут уже можно начать возмущаться).

Попробуйте так же

Один раз в качестве эксперимента попробуйте сделать то, что вы описывали в своей картине мира как «ошибку»: выложите пост вообще без знаков препинания. И пробелов. Назовите это перформансом. Наденьте удобную одежду. Измените имидж так, чтобы все вокруг подумали, что вы переживаете развод, по масштабу сравнимый с разводом Джонни Деппа. Сделайте это и поймите, что, во-первых, всем не очень-то интересно следить за ошибками друг друга. А во-вторых, что «ошибки» тоже могут приносить простые житейские радости.

Главное — помните, что есть некоторые ошибки, которых все-таки стоит избегать. Например, называть рабочие файлы неприличными словами, отправлять обнаженные фото и платежные данные подозрительным людям, оставлять включенный утюг или открытый газ.

image

Психологи из Мичиганского университета, проведя исследование отношения людей к встречающимся в тексте опечаткам, связали терпимость к ошибкам в чужих текстах с психологическими особенностями характеров оценивающих тексты людей. В эксперименте участвовало 83 человека, психологический портрет которых был составлен предварительно.

«Это первое исследование, показывающее, что свойства характера слушателей и читателей влияют на то, как те интерпретируют язык,- утверждает Джули Боланд [Julie Boland], профессор лингвистики и психологии и автор этой работы. – В эксперименте мы изучали социальные суждения, которые читатели делали относительно писателей».

Читатели знакомились с ответами на рекламное объявление о поиске соседа для совместного проживания, составленными в виде электронных писем. В части писем не было ошибок, какие-то письма содержали опечатки, какие-то – грамматические ошибки. Читателям было предложено оценить интеллект, дружественность и другие свойства писателей.

Те из испытуемых, кто заранее заявил о своей нетерпимости к ошибкам, проявил эту нетерпимость в ходе эксперимента. Кроме того, выяснилось, что люди, менее склонные к согласию с другими, резче реагируют на грамматические ошибки, а на опечатки реагируют менее открытые люди, а также те, кто считает себя добросовестным. А чем ближе человек был к экстраверту, тем меньше его беспокоили ошибки других.

В связи с вышеизложенным хочу отметить, что все, кто присылает сообщения об опечатках и неточностях в статьях в личку – милые, внимательные и отзывчивые люди. Ну, почти все.

Как называется человек, который замечает чужие ошибки в правописании?

31 октября 2015 21:00

Как называется человек, который замечает чужие ошибки в правописании и может часами доказывать, что так писать не правильно, приводить цитаты из википедии, словаря Даля итп?

Комментарии

Алекс

19 июля 2017 18:39

Ответить

0

Катерина

замечает чужие ошибки нормальный грамотный человек. а вот чтоб часами доказывать — времени свободного у него что ли много?

31 октября 2015 21:54

Ответить

0

Мила

у меня есть знакомая которая лет 10 всех поправляет когда слышит неправильное употребление класть/ложить и я бы не сказала, что она грамотная в остальном )

31 октября 2015 22:03

Ответить

0

Катерина

Мила

я обычно не поправляю посторонних, потому что бесполезно. реакции нет нормальной у людей, начинается сразу псих. родных и друзей всегда.

класть-ложить — это детская забава, по сравнению с жы-шы и чю-щю, и чя-щя, которые часто встречаются на этом замечательном сайте. правила первого класса…

1 ноября 2015 11:04

Ответить

0

Елена

31 октября 2015 21:06

Ответить

0

Умница-Разумница

Нормальный граммотный человек

31 октября 2015 21:03

Ответить

0

Анастасия

31 октября 2015 21:07

Ответить

0

Мила

Анастасия

31 октября 2015 21:08

Ответить

0

Елена

31 октября 2015 21:02

Ответить

0

Елена

И встречный вопрос: как называется человек, который постоянно совершает грамматические ошибки, и даже замечания от других, более грамотных людей, не смущают его и не подстегивают к правильному написанию?

31 октября 2015 21:04

Ответить

1

Мила

Елена

а вы делаете замечания? ну и зачем?

31 октября 2015 21:16

Ответить

0

Елена

Мила

Я не делаю, просто смысла в этом нет

31 октября 2015 21:18

Ответить

0

Оксана

Филолог-зануда.Я тоже всегда замечаю, но не указываю на чужие ошибки.

31 октября 2015 21:02

Ответить

0

Клок Марли

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

Ri

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

МаМаБу

31 октября 2015 21:01

Ответить

1

Олеся

учитель русского языка)))))))))))

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

Мария

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

orphi

зануда.

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

Ассасин

Никак. Просто режет человеку глаза ошибка)))

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

Мила

но все об этом говорят и еще меньше тех, кто хочет доказать всеми силами свою правоту

31 октября 2015 21:14

Ответить

0

Еленка

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

МаринаМамаВари

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

Показать ещё

Разберем по частям.

Во-первых, фраза «со стороны виднее», имеет под собой все основания. Со стороны, с беспристрастным взглядом, действительно, очень часто видно лучше, чем будучи участником какого-то действия или процесса.

Во-вторых, свои ошибки люди могут не замечать, стараться не замечать или даже обосновывать перед собой и другими так, чтобы ошибки считались не ошибками, а обоснованным поведением.

В-третьих, ошибки одного человека в одном, а у другого в другом, так что в чем-то человек может быть более прав, чем другой.

В-четвертых, человек, уже совершивший схожие ошибки, обычно, делает выводы и может выступать если не экспертом, то хоть советчиком, а чужое мнение не всегда вредит.

В-пятых, если бы люди были идеальны, они бы не совершали ошибок, но их совет тоже никому бы не требовался, но мы не идеальны и обучается не только на своих ошибках, но и на чудом опыте.

Приведу пример.

Одна девушка говорит другой: «- ты надела чулки с затяжкой», а другая ей отвечает, «- а ты парня потеряла».

Другой пример:

Один парень другому говорит: » — вот тут ты гвоздь забыл вбить», а тот ему отвечает: «-а ты забыл шурупы купить».

Т.е. каждый, совершающий ошибки, вполне может обратить внимание на другие, а второй, в приведенных выше примерах, просто огрызается, уходя от темы, маскируя свои ошибки.

Другой пример:

Одна подруга говорит другой : «береги парня, чтобы не остаться одной», другая: «ты сама-то своего упустила, нечего мне советовать».

Одна совершила ошибку и сделала выводы, другая считает, что с ней такого не случиться и советы принимать от второй не стоит.

Как называется человек, который замечает чужие ошибки в правописании?

31 октября 2015 21:00

Как называется человек, который замечает чужие ошибки в правописании и может часами доказывать, что так писать не правильно, приводить цитаты из википедии, словаря Даля итп?

Комментарии


Алекс

19 июля 2017 18:39

Ответить

0


Катерина

замечает чужие ошибки нормальный грамотный человек. а вот чтоб часами доказывать — времени свободного у него что ли много?

31 октября 2015 21:54

Ответить

0


Мила

у меня есть знакомая которая лет 10 всех поправляет когда слышит неправильное употребление класть/ложить и я бы не сказала, что она грамотная в остальном )

31 октября 2015 22:03

Ответить

0


Катерина

Мила

я обычно не поправляю посторонних, потому что бесполезно. реакции нет нормальной у людей, начинается сразу псих. родных и друзей всегда.

класть-ложить — это детская забава, по сравнению с жы-шы и чю-щю, и чя-щя, которые часто встречаются на этом замечательном сайте. правила первого класса…

1 ноября 2015 11:04

Ответить

0


Елена

31 октября 2015 21:06

Ответить

0


Умница-Разумница

Нормальный граммотный человек

31 октября 2015 21:03

Ответить

0


Анастасия

31 октября 2015 21:07

Ответить

0


Мила

Анастасия

31 октября 2015 21:08

Ответить

0


Елена

31 октября 2015 21:02

Ответить

0


Елена

И встречный вопрос: как называется человек, который постоянно совершает грамматические ошибки, и даже замечания от других, более грамотных людей, не смущают его и не подстегивают к правильному написанию?

31 октября 2015 21:04

Ответить

1


Мила

Елена

а вы делаете замечания? ну и зачем?

31 октября 2015 21:16

Ответить

0


Елена

Мила

Я не делаю, просто смысла в этом нет

31 октября 2015 21:18

Ответить

0


Оксана

Филолог-зануда.Я тоже всегда замечаю, но не указываю на чужие ошибки.

31 октября 2015 21:02

Ответить

0


Клок Марли

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


Ri

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


МаМаБу

31 октября 2015 21:01

Ответить

1


Олеся

учитель русского языка)))))))))))

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


Мария

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


orphi

зануда.

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


Ассасин

Никак. Просто режет человеку глаза ошибка)))

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


Мила

но все об этом говорят и еще меньше тех, кто хочет доказать всеми силами свою правоту

31 октября 2015 21:14

Ответить

0


Еленка

31 октября 2015 21:01

Ответить

0


МаринаМамаВари

31 октября 2015 21:01

Ответить

0

Показать ещё

Вы наверняка знаете людей, которые ни при каких обстоятельствах не упустят шанса исправить человека, когда тот путает «-тся» и «-ться» или «одеть» и «надеть». А может, вы и сами такой человек. Но откуда берется это неисправимое желание исправить «ложить» на «класть»? И, главное, стоит ли с ним бороться? Разбираемся вместе.

Откуда берется желание исправлять других?

На сегодняшний день ученые пока слабо изучили эту черту человеческого поведения. Кто-то связывает желание исправлять чужие ошибки, от фактологических до грамматических, пассивной агрессией, желанием все контролировать, но на самом деле причин может быть гораздо больше. О них рассказывает психолог Мария Галушкина:

«В принципе, искать одно-единственное объяснение какому-то явлению — дело неблагодарное, не всегда нужное и попахивает абсолютизмом. Практически всегда причин несколько, они сочетаются причудливым образом в разных пропорциях, для каждого отдельного человека — в своих.

Контроль

Я бы скорее назвала это не желанием все контролировать, а невозможностью выдерживать собственное напряжение. В такой ситуации контроль — это способ избавиться от напряжения, которое возникает либо в ситуации неопределенности, либо в ситуации угрозы нашей картине мира. Напряжение может быть разной силы и оттенка, в зависимости от ситуации. Оно может быть зудящее от неправильной запятой, может быть болезненное, если мы видим что-то „неправильное“, но что нас напрямую не касается (например, когда на ваших глазах мать ругает ребенка за оплошность). Оно может становиться невыносимым, если ошибка другого напрямую касается вас (ваш коллега, с которым вы вместе делаете проект, несет на презентации какую-то чушь). И очень часто мы поправляем, чтобы сбросить это напряжение, не тратить силы на его выдерживание. Это действительно требует меньше энергозатрат. Сравните: можно написать „Ты ничего не понимаешь“ или порефлексировать и прийти к мысли „Каждый имеет право на собственное мнение, даже если оно очень не похоже на мое… Интересно, почему именно эти слова незнакомца меня так зацепили?“.

Сохранение привычной картины мира

Наше восприятие и память устроены так, чтобы находить подтверждение уже имеющейся точке зрения и вытеснять или игнорировать факты и мнения, которые эту точку зрения ставят под сомнение. И так как нам крайне важно иметь четкое и непротиворечивое представление о мире, людях, себе, то мы готовы разворачивать целые дебаты за сохранение этого представления.

Тут еще может быть интересный процесс, когда непоправление чьей-либо ошибки ставит под сомнение непротиворечивость и идеальность собственного „я“. Приведу пример, но учтите, что этот процесс обычно „вскрывается“ в терапии далеко не сразу. Итак, наша любимая запятая:

Нас в школе учили правильно писать. Когда мы писали диктант или сочинение хорошо и без ошибок, то мы получали пятерку от учителя и похвалу (или отсутствие наказания) от родителей, из чего делали вывод „Я молодец, когда не делаю ошибок. Если делаю ошибки, я плохой“. Мы вырастаем с этим выводом и вдруг натыкаемся в чьем-то сообщении или комментарии на лишнюю запятую. И человек, поставивший эту запятую, не то что не в панике и самобичевании, что он проглядел такую ошибку, он живет себе спокойно и прекрасно себя чувствует. Ему никто не ставит двойку и не вызывает родителей в школу. В результате может пронестись такая мысль: „Как он может жить спокойно и считать себя хорошим, когда он сделал ошибку? То есть если ему так можно, то я зря столько лет страдал над правилами пунктуации? А если я зря страдал… Как же мне оставаться хорошим, если мне теперь не через что доказывать, что я хороший?! Нет, так нельзя, нужно указать ему на ошибку! Все-таки их делать неправильно, пусть обратит внимание“. И вот так, стараясь защитить себя и ненапрасность приложенных усилий, мы указываем людям на их ошибки.

Влияние общества

Сначала через родителей, а потом через учителей нам транслируется мысль, что ошибки — это плохо и неправильно. Нас чаще ругают за ошибки, чем хвалят за то, что мы сделали что-то хорошо, нам подчеркивают ошибки красной ручкой, но не выделяют зеленой верные места (как в некоторых странах). В результате мы и вырастаем с мыслью, что ошибаться — ненормально. И подкрепляем эту идею тем, что замечаем ошибки других и указываем на них. Потому что так делать правильно, нас научили так делать».

Как научиться переживать чужие ошибки

Игнорировать ошибки других людей сложно, особенно когда они касаются чего-то важного для нас, нашего будущего или безопасности. Но чаще всего объектом конфликтов становится исправление «ошибок», которые мы сами считаем таковыми, но которые не представляют серьезной проблемы за пределами нашего мироощущения. Это могут быть носки разных цветов, сверкающие из-под брюк коллеги, неправильно поставленные знаки препинания или ударение, забытые в кафе вещи, из-за которых вам с друзьями пришлось вернуться. Переживание или доказывание чужой неправоты («Оба носка должны быть одного цвета, как ты не понимаешь?») требует массы сил и ресурсов. Но что делать, если просто отпустить и забыть не получается?

Рефлексируйте

Это самый сложный, но довольно полезный путь. Лучше всего следовать по нему под наблюдением терапевта. Каждый раз, когда вам очень хочется исправить чужое «-тся/-ться» или сделать комментарий относительно неглаженой рубашки, подумайте, почему именно это провоцирует у вас такое жгучее желание. И почему вы сами не позволяете себе выйти в свет с пятном от зубной пасты на футболке или в разноцветных носках.

Выдерживайте

И уважайте чужие личные границы. Другой человек может совершать какие-то действия, которые с вашей точки зрения выглядят неправильными: путать холодец со студнем, забыть любимый кофе популярного актера, носить странную модную одежду несочетающихся цветов. Это выбор другого человека, и он прекрасно обитает в пределах его личных границ (по крайней мере, пока человек не начнет навязывать вам свое видение, вот тут уже можно начать возмущаться).

Попробуйте так же

Один раз в качестве эксперимента попробуйте сделать то, что вы описывали в своей картине мира как «ошибку»: выложите пост вообще без знаков препинания. И пробелов. Назовите это перформансом. Наденьте удобную одежду. Измените имидж так, чтобы все вокруг подумали, что вы переживаете развод, по масштабу сравнимый с разводом Джонни Деппа. Сделайте это и поймите, что, во-первых, всем не очень-то интересно следить за ошибками друг друга. А во-вторых, что «ошибки» тоже могут приносить простые житейские радости.

Главное — помните, что есть некоторые ошибки, которых все-таки стоит избегать. Например, называть рабочие файлы неприличными словами, отправлять обнаженные фото и платежные данные подозрительным людям, оставлять включенный утюг или открытый газ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Торчлайт 2 обнаружены ошибки брандмауэр
  • Тортуга ошибка 1275
  • Тортуга код ошибки 0
  • Торрент статус ошибка
  • Точка доступа почему пишет ошибка