Тотальный диктант работа над ошибками

Тотальный диктант: работа над ошибками

Опубликовано: 21 апреля 2012 года

Сегодня был участником «Тотального диктанта» в Сыктывкаре. После окончания, безусловно, как можно быстрее захотелось устроить самопроверку.

Текст «диктанта — 2012» нашёл на официальном сайте акции.

Замечательный текст, и его написал Захар Прилепин:

И нам не всё равно!

Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?

Если всерьёз поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего у нас нет, то, право слово, может, и переживать не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все империи рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет.

Российская история, не спорю, провоцировала подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти поражённые скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев их больше чем достаточно? У них ведь тоже многонациональная страна, пережившая революции и войны.

На самом деле мы живем в забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать свои элементарные права – иметь крышу над головой и хлеб насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты: менять родные места и работы, получать образование, чтобы работать не по специальности, идти по головам, причем желательно на руках. Просто крестьянином, медсестрой, инженером быть нельзя, просто военным – вообще не рекомендуется.

Но при всей, так сказать, «нерентабельности» населения, в России живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин – дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей. Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе не признак здравого рассудка и взвешенных решений, а натуральное предательство. Нельзя сдавать позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. Но венчали их Победы, каких не достичь никому. И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

Работа над ошибками

1. «Есть тихое, как зуд, ощущение» — не поставил запятые.

2. «я, мол, никому ничего не должен» — не поставил запятые вокруг «мол», да ещё всю эту фразу взял в кавычки. Знал же, что запятые здесь нужны! И допустил ошибку. Что называется, «и на старуху бывает проруха» 8) .

3. точно не помню, но, по-моему, в «и шансов у нас поэтому нет» — в этой полуфразе перед предлогом «и» поставил запятую.

4. «необычайной красоты кульбиты:» — вместо двоеточия поставил запятую. Но, в качестве оправдания, на слух не совсем уловил тон предложения + к этому моменту у меня уже начала уставать рука :) (предложение сложное, и я пытался успеть).

5. «нерентабельности» — здесь не поставил кавычки. Хотя, где и когда ставить кавычки (когда во фразе либо словосочетании есть тот или иной переносный смысл), имхо, почти всегда спорный вопрос. Я, например, поставил кавычки здесь: «идти по головам», а этого нет в оригинальном тексте.

6. Точно не помню, но, по-моему, в полуфразе «национальным будущим вовсе не признак» перед словом «вовсе» я поставил тире.

7. «венчали их Победы» — написал слово «Победы» с маленькой буквы. Как и здесь — «И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!» — тоже написал с маленькой буквы то же слово. Но, надеюсь, это не будет считаться ошибкой. А вот отсутствие в моём варианте диктанта восклицательного знака в конце, наверно, посчитают за ошибку.

8. ещё в заголовке «И нам не всё равно!» вместо восклицательного знака поставил многоточие…

В общем, как и следовало ожидать, проблем было больше со знаками пунктуации. В «сухом остатке» у меня, скорее всего, точно 3-4 синтаксических ошибки + столько же спорных моментов (особенно, с кавычками), но могут признать за ошибки.

Орфографических ошибок, вроде как, не сделал.

Впрочем, дождёмся результатов, хотя уже вижу, что мне не видать выше тройки «с минусом» (за проблемный синтаксис) :) .

Официальные результаты нам обещают сказать завтра.

Друзья, участвуйте в подобных акциях! Это интересно, познавательно и очень увлекательно.

Ещё раз спасибо сыктывкарским организаторам — Евгению Кулакову и Игорю Лютоеву!

P.S.

Из дополнительных личных впечатлений: позитивное настроение, здоровый стресс (адреналин) и эффект де-жавю от того, что, как будто, вернулся на 20 лет назад в школу учеником :) .

См. также:

  • «Тотальный диктант» в Сыктывкаре
  • Тотальный диктант в Сыктывкаре (обсуждение на форуме)

Неуд или уд за тотальный диктант – это повод выяснить, над чем стоит работать, а не огорчаться и испытывать негативные эмоции. Что до ошибок, то их всегда можно исправить. Чем мы и займемся.

Во всем мире 780 500 человек попробовали свои силы в Тотальном диктанте в 2022 году. Результат, как и в Нью-Йоркском марафоне, здесь не главное. Неважно, какую оценку ты получил, главное, что принял участие. «Я это сделал!», – с гордостью может сказать каждый участник.

На сцену выходят агнонимы

«Все скопом». В этом словосочетании допустили ошибку немало участников Тотального диктанта в Новосибирске. Как помним, этот город стал местом рождения ежегодной просветительской акции – там впервые добровольцы писали Тотальный диктант. Так вот, при проверке работ нынешнего года лингвисты выявили «чудесную» ошибку. Видимо, участники не поняли смысла слова в предложении:

«А уж артельных и вовсе было не удержать: снимались с места за ночь все скопом, иной раз бросив недоконченное дело и не получив даже долгожданный расчет на горе хозяину, в чистый убыток себе».

Новосибирцы писали: «все с копом» или «все скобом».

Для многих любителей русского языка это слово явилось полным агнонимом. То есть лексемой, смысл которой непонятен современному носителю языка. Устаревшее разговорное слово «скопом» Малый академический словарь русского языка трактует как «все вместе», «сообща». Это наречие любили использовать классики русской литературы XIX–XX веков. Автор текста Тотального диктанта Марина Степнова описывает жизнь в провинциальном Воронеже как раз в это историческое время.

Чтобы закрепить смысл старинного разговорного наречия, приведем ряд синонимов к слову «скопом»:

  • гуртом;
  • совместно;
  • всем миром;
  • коллективно;
  • артельно;
  • сообща;
  • разом;
  • перекрестно.

Филологи спорят, является ли следующее неверное написание «ослышкой» или ошибкой, основанной на агнонимах, в речевом отрезке:

«Погода вон какая звонкая стоит! Господь управил».

Варианты «чудесного» написания были неожиданными для проверяющих: «Господь отправил», «Господь у правил» и «Господь, управил».

Мы нашли синонимичное значение спорного выражения: «На все воля Божья», «Богу так угодно». Проиллюстрируем пример отрывком протоиерея Александра Авдюгина из рассказа «Господь управит»:

«Последним священником был худенький, неказистый, немощный мужичок с редкой седой бородкой, который службу вел так тихо и невнятно, что на первых порах казалось, будто в алтаре никого нет. Лишь застиранное белое облачение, мелькавшее за Царскими вратами, свидетельствовало о наличии священнослужителя. Батюшка со всеми соглашался, всех молча выслушивал и только кивал своей маленькой головой да мелко поспешно крестился, повторяя:

Господь управит, Господь управит…

Что и как «управит», было непонятно, но областное религиозное начальство, которое так и называлось «Совет по делам религий», угрозы в данном «служителе культа» никакой не определило. Поэтому до установленного дня, когда на сельском сходе зачитают письмо от «имени сельской интеллигенции и трудовых колхозников» с просьбой закрыть «очаг мракобесия и предрассудков», было решено священника никуда не переводить».

В список «лучших» ошибок Тотального диктанта в Новосибирске попало неправильное написание союза с существительным: «дачелядь». И даже «да челюдь». Причина ошибки – в непонимании смысла слова «челядь», буквально «род», «родня», «домочадцы». Устаревшее значение – раб, прислуга.

«В Воронеже оставался совсем уже неприкаянный народишко, которому не нашлось за городом живого прохладного места, мелкие чиновники, мастеровые да челядь всех марок и мастей».

Синонимы к слову:

  • дворня;
  • холоп;
  • смерд;
  • слуга;
  • домочадец;
  • дворовый;
  • прислуга.

«Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…»

Цитируем отрывок из поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин».

А вот более ранний пример, 1785 года, из «Приключения барона Мюнхгаузена» (автор Рудольф Эрих Распе):

«Однако испуг кухонной челяди перешел в радость, когда прислуга, кроме своего господина, увидала еще и его богатую добычу, обещавшую изобильное угощение гостям и домочадцам».

«Колька Бабочкин» или «Ольга бабочка»?

В тексте, составленном лауреатом многих международных премий писательницей Мариной Степновой специально для Тотального диктанта – 2022, много устаревших слов, что продиктовано эпохой. Действие происходит в Воронеже в 1900 году. Восхищает точность в передаче автором чувственных эмоций отрока одной отсылкой к польке-бабочке. Фривольный и разудалый танец зародился в Чехии, а вовсе не в Польше, как принято считать. Полька-бабочка покорила легкомысленный Париж и влюбила в себя всю Европу, славянские страны и даже Бразилию на рубеже двух веков.

«В этом году все: и лето, и безлюдье, и даже невидимые гимназистки волновало его, как волнует случайно услышанная полька-бабочка».

Народный и бальный танец под названием «полька» начинался фигурой «бабочка», за что и получил двойное название. Дама, легко касаясь пола, порхала по зале, как милое крылатое создание. Кавалер наблюдает за подругой с затаенной ревностью: кого хочет завлечь кокетка? Он страдает, она весела. Наконец происходит примирение пары и, дружно обнявшись, они уже вдвоем резвятся во всю мочь.

В русском языке есть похожие двусложные слова:

  • полька-мазурка;
  • полька- птичка;
  • полька-кастырка;
  • полька-кокетка.

Все это вариации одного и того же чешского танца либо музыкального произведения в ритме пляса. Первыми авторами музыки были отец и сын Штраусы. Отдали дань быстрому живому ритму и другие великие композиторы: Михаил Глинка, Сергей Рахманинов, Модест Мусоргский, Дмитрий Шостакович.

После экскурса в историю вы не будете писать польку-бабочку, как это сделали некоторые участники Тотального диктанта. У них были чудесные варианты: «Ольга Бабочка», «полько-бабочка», «полька «Бабочка» и даже «Колька Бабочкин». Такой набор ошибок у писавших Тотальный диктант неудивителен – интернет пестрит неправильным написанием названия музыки или танца. Чаще всего авторы статей не желают ставить дефис между словами.

Подмышка косит под мышку

Председатель филологического совета общественного проекта «Тотальный диктант» Владимир Пахомов в целом отметил неплохую грамотность участников. Они хорошо помнят все заученное в стенах школы, ошибки допускают лишь там, где недостаточно внимания уделялось правилам написания отдельных частей речи. Или правила настолько давно изучались в школе, что давно позабыты.

В частности, проблемы возникли с написанием ряда наречий:

  • изредка;
  • дотемна;
  • под мышками.

Ошибки в написании наречий «кочуют» из диктанта в диктант. Так, в 2015 году более 70 процентов участников неправильно написали наречия вполоборота и вполуха.

Из всех перечисленных наречий лишь под мышками пишется раздельно, хотя у самого слова есть двоякое написание: существительное «подмышка» (в значении «впадина под плечевым изгибом») пишется слитно во всех падежах.

Раздельное написание происходит в застывших словоформах от существительного дательного падежа. Слово напрямую зависит от сказуемого в предложении и пишется с предлогом «под» раздельно.

Например:

«Свои маленькие сумочки она всегда носит под мышкой»;

«С длинным батоном под мышкой

Из булочной шел мальчишка,

Следом с рыжей бородкой

Пес семенил короткий.

Мальчик не оборачивался,

А батон укорачивался».

Важно запомнить, что в русском языке большинство наречий, образованных от существительных с предлогом «под», следует писать раздельно:

  • танцевать под сурдинку;
  • под спудом ошибок;
  • под стать королеве;
  • у себя под носом ничего не видеть;
  • оказалось, не под силу.

Исключение из этого правила есть. Такие слова нужно просто запомнить:

  • подвысь;
  • подшофе;
  • подряд;
  • подчас.

Кроме того, раздельно пишутся наречия, образованные от существительных, с предлогами «с», «без», «до» и «за».

Сложные правила и исключения

Слитное написание наречий зависит, от какой части речи образовалась эта производная часть речи. Она состоит из числительного, местоимения, прилагательного, существительного с присоединением предлога. Можно включить механическую и ассоциативную память и намертво вбить в голову начертания слова. Так вы напишите Тотальный диктант без ошибок.

Другой путь – вспомнить правила. Итак, слитно пишутся:

  1. Наречия, в составе которых присутствуют вышедшие из современного употребления слова – «наверняка», «испокон», «вблизи».
  2. Если наречие образовано временными или пространственными существительными – «вглубь», «вниз», «вперед», «вконец».
  3. Наречие и сочетание предлога всегда требует слитного написания – «поныне», «навсегда». Сюда же относятся слова, в которых были сделаны ошибки в Тотальном диктанте 2022 года: «дотемна», «изредка».
  4. Слова, образованные полными прилагательными с предлогами «в», «за», «на» – «втихую», «наудалую», «вплотную».
  5. Предлог плюс краткое прилагательное – «издалека», «сгоряча».
  6. Предлог плюс собирательное числительное – «вчетверо», «надвое».
  7. Предлог и местоимение – «поэтому», «вничью».

Любопытно написание наречий с частицей «пол» и предлогом «в» – «вполсилы», но «в пол-лица». «Вполголоса», но «в пол-яйца». «Вполоборота», но «в пол-яблока».

Прописные, но не истины, потому что есть строчные

Проверяющие Тотальный диктант отметили, что во многих работах участники перепутали строчные и заглавные буквы.

«В июле начались грозы – раскатистые, воронежские, страшные».

«К середине лета Воронеж вымирал: приличная публика разъезжалась по имениям, по дачам, мода на которые наконец докатилась и до Черноземья; даже солидный ремесленный люд вдруг вспоминал о своем крестьянском прошлом и, влекомый властным зовом страды, отправлялся в некогда родные деревни, села, на дальние хутора».

Вспомним правописание географических и административно-территориальных названий. Они всегда пишутся с заглавной буквы (она же – большая). Черноземье – название региона, а не земель с черноземами. В состав Черноземья ныне входит 5 административных единиц – областей, в числе которых и Воронежская губерния.

Прилагательные, образованные от географических названий, пишутся с маленькой буквы – «воронежские земли», «воронежские мастеровые», «курские соловьи».

Если прилагательное «входит» в состав географического или административного наименования, региона, оно всегда обозначается прописной буквой – «Воронежская область», «Черноземье», «Северо-Запад».

Вместо заключения

Тотальный диктант 2022 года написан. Сделаны анализ и выводы. Правила написания наречий с предлогами изучают ребята в седьмом классе. К моменту окончания школы особенности и сложности забываются. Что уж говорить о взрослых. Поэтому систематизация знаний лишней не будет.

Работая над ошибками Тотального диктанта, можно хорошо подготовиться к написанию текста в будущем году. Хотя истинные любители родного языка и уверяют, что оценка – далеко не главное. Но гордиться собой тоже хочется. Истинных ценителей русского языка ждет Тотальный диктант 2023 года. Удачи всем и отличных знаний!

В. В. Саблина

Учитель русского языка и литературы средней школы, Астрахань

Нарушение пунктуационных норм в Тотальном диктанте 2018,

или Работа над ошибками

Рассматриваются пунктуационные ошибки, допущенные учениками одного обычного 9 класса в Тотальном диктанте 2018 года. Предпринимается попытка объяснить причины появления ошибок и невысокой эффективности методики изучения пунктуации в школе. Предлагается система упражнений по формированию пунктуационных навыков при изучении темы «Деепричастие».

Ключевые слова: русский язык; пунктуация; принципы пунктуации; пунктуационные ошибки; методика изучения пунктуации.

Справка. Я работаю учителем русского языка и литературы в средней школе. С 2014 года являюсь организатором и экспертом Тотального диктанта в городе Астрахани. Веду занятия «Русский по пятницам». В 2018 году ученики 9 класса, в котором я работала, написали Тотальный диктант. Я решила разобраться, почему девятиклассники допускают ошибки в правилах, которые, как мне казалось, изучаются достаточно основательно. Кстати, результаты ОГЭ в этом классе хорошие: 88 процентов учеников получили на экзамене отличные и хорошие отметки, однако в письменных работах они допускают ошибки. Подготовительные занятия к диктанту посещали пять человек.

В Тотальном диктанте 2018 года ученики 9 класса допустили ошибки в правописании:

  • Н и НН в словах разных частей речи,

  • безударных окончаний причастий и прилагательных,

  • непроверяемых безударных гласных.

Наибольшее количество пунктуационных ошибок допущено в предложениях с деепричастными и причастными оборотами, в бессоюзных и сложноподчинённых предложениях. Ошибки, судя по сведениям из Интернета и по работам других участников диктанта, которые мы проверили, являются типичными. Общее «слабое звено» грамотности многих – пунктуация.

Это подтверждается также экспертами, которые проверяют работы ЕГЭ и ОГЭ. Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распро­страненность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуаци­онного умения, которое основывается не только на знании син­таксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов, но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах – предложении и тексте.

Методика обучения пунктуации во многом определяется принципами русской пунктуации. Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном.

Смысловой (или логический) (Ф.И. Буслаев) — знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) «выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему».

Синтаксический (или грамматический) (Я. К. Грот) — с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи.

Интонационный принцип (Л.В. Щерба) — знаки препинания обозначают фразовую интонацию.

В 70-е гг. прошлого века ученые пришли к выводу, что пунктуация строится не на одном каком-либо принципе, а на ряде принципов. По наблюдениям Г. И. Блинова, эта совокупность отражается в формулировках пунктуационных правил.

Итак, принципы русской пунктуации – это та основа, на которую следует опираться, чтобы усовершенствовать пунктуационные навыки учащихся во всех основных типах и видах предложений.

Прежде всего пишущему, чтобы избежать ошибки, необходимо решить пунктуационную задачу: определить место для знака (знаков) препинания и выбрать необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни смысловой принципы достоверно не могут определить место знака (знаков) препинания. Эту задачу решает синтаксический (грамматический) принцип. Пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях может выделяться разными знаками препинания, нормативно закрепленными в соответствующем правиле. Выбор знака препинания определяется грамматическими, семантическими и интонационными (ритмомелодическими) особенностями смыслового отрезка, которые называются условиями действия пунктуационного правила.

Познакомившись с материалами, имеющимися в открытом доступе, и основываясь на анализе ошибок своих учеников, предложу следующий перечень причин появления пунктуационных ошибок в работах школьников.

Объективные факторы пунктуационного риска:

    – незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту выполнения письменной работы;

    – неосознание коммуникативно-речевой основы постановки знаков препинания, связанной с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики;

    – связь с достаточно сложной грамматикой;

    – наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции;

    – возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу.

Субъективными (зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются следующие причины:

— неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;

— незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;

— невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;

— смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.

Типы пунктуационных ошибок, допущенных учениками 9 класса:

    – пропуск знаков препинания в тех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения для более точной передачи на письме определённых оттенков мысли;

    – постановка лишних знаков там, где они не нужны;

    – ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления.

В нашем регионе писали третью часть Тотального диктанта 2018 «Вечер». Так, в предложении 11 Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал... некоторые ученики не выделили вводное слово. В предложении 13 Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, – спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая не обособлено дополнение (хотя здесь допустимы варианты). В предложении 2 Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками… нет запятой между однородными определениями, зато один из учеников поставил запятую перед союзом и. К сожалению, много ошибок допущено в предложениях с деепричастными оборотами: 4, 6, 8 предложения и причастными оборотами (предложение 9). Дети не видят границы обособленных членов или ставят лишние запятые, например, в предложении 3 поставили запятую между однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и соединёнными союзом или: Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи… В работах нескольких учеников отсутствуют запятые в сложноподчинённых предложениях (3, 12, 13) и знак между частями бессоюзного сложного предложения (8): Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Кстати, в этом предложении, а также в предложении 2 по одному человеку поставили инвариантные знаки.

Изучение синтаксиса и пунктуации в школе, как известно, осуществляется в четыре этапа: пропедевтический (5 класс), аспектный (5 — 7 классы в процессе изучения морфологии), систематический (8-9 классы) и этап обобщения и систематизации изученного (10-11 классы).

Достижение даже относительной пунктуационной грамотности предполагает умение адекватно употреблять и воспринимать знаки препинания. Однако, по мнению методистов и учителей-практиков, на современном этапе в школе уровень относительной пунктуационной грамотности определяется количеством изучаемых пунктуационных правил. Для развития речевой и мыслительной деятельности, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, заявленных в ФГОС, необходимо вести работу над наиболее индивидуализированной сферой пунктуации — над пунктуационными знаками. Однако отсутствие методики работы над данным явлением, исследований в области понимания учащимися нерегламентированной пунктуации осложняет работу учителя, делает ее (позволим себе такое утверждение) бессистемной и потому неэффективной.

Как предупредить появление пунктуационных ошибок? Как сформировать необходимые пунктуационные навыки? Несомненно, на это нацелена вся работа учителя по изучению пунктуации. Ниже я рискну предложить систему упражнений по формированию необходимых навыков грамотного письма при изучении темы «Деепричастие». Упражнения взяты из рабочей тетради для 7 класса «Русский язык. Часть 1. Причастие и деепричастие». Автором этого пособия является Галина Александровна Богданова, чьими методическими разработками пользуются уже несколько поколений учителей. Издана рабочая тетрадь издательством «Генжер» в 2000 году и стала библиографической редкостью. В интернет магазине предлагается с похожей обложкой тетрадь (автор Г.А. Богданова) в форме решебника. Упражнения и задания в ней расположены хаотично, с нарушением дидактических принципов.

Методическая ценность подборки упражнений в рабочей тетради 2000 года состоит в том, что с их помощью ученики постепенно овладевают соответствующими лингвистическими понятиями, осваивают алгоритм и условия, при наличии которых ставится или не ставится знак препинания, учатся видеть структурные, смысловые и интонационные особенности языковой единицы.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Упражнения и задания.

1.Заполните пробелы, приведите примеры.

Деепричастие —_____________________форма глагола, которая имеет признаки:

__________________________________________и___________________________________________________

1)________________________________________ 1)_________________________________________________

2)________________________________________ __________________________________________________

В предложении деепричастие выступает в роли______________________________________________________

  1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните деепричастия.

    Задр..жал, соед..нившись, снова, пож..лтевший, редко, услышав, распл..тая, зас..девшись, озн..комься, оч..ровав, зам..рая, разг..ревшийся, посеян, почуяв, од..рила, вверх, запр..тил, уп..раясь.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень с чередующейся гласной. Подчеркните деепричастия совершенного вида, выделяя в них суффикс.

    Нав..вая тоску, зап..вая лекарство, расст..лив под деревом, прил..скав малыша, ум..ляя о помощи, посв..тив роман, едва прик..снувшись, ув..дая на солнце, прим..рив друзей, пропол..скав бельё, зал..зая на дерево, выр..стив дочь, оз..ривши небосклон, разв..вая мысль, бл..стя на солнце, распол..жившись в лесу, ск..льзя по снегу, увл..кая друзей, обн..жив голову, пол..жив голову, соб..раясь на встречу, подп..рев плечом, испёкши хлеб, быстро подр..стая.

          Выпишите:

          1) суффиксы деепричастий совершенного вида_______________________________________________________

          2) два слова без окончания_________________________________________________________________________

          3) два слова с нулевым окончанием__________________________________________________________________

          На что они указывают____________________________________________________________________________

          Подпишите над выписанными словами часть речи.

  1. Прочитайте стихотворение.

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
    Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

        Роберт Саути. Перевод А. Шмульяна
        Что в этом стихотворении показалось необычным?
        — Здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?

Выпишите грамматическую основу предложения. Надпишите, чем выражено сказуемое. Подчеркните слова, которые дополняют, дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, помогают «живописать» извержение водопада.

Каким общим морфологическим признаком объединены все деепричастия этого стихотворения?_______________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, почему?__________________________________________________________________

Выпишите 3-4 словосочетания ГЛАГОЛ+ДЕЕПРИЧАСТИЕ с главным словом глаголом; выделите в деепричастиях суффиксы_________________________________________________________________________

5.Замените одиночным деепричастием или деепричастным оборотом сначала первый глагол в предложении,затем второй. Объясните графически постановку знаков препинания.

Река сужается и стремительно уносит лодку всё дальше и дальше от стоянки геологов.________________________________________________________________________________________

Вокруг парома лопаются и пузырятся пушистые хлопья пены.___________________________________________________________________________________________

Шест уходит вглубь и не достаёт дна._________________________________________________________

            Выучить определение – это лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Задания 1 — 5 обеспечивают включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах. Следующий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.

Таким образом достигается:

1) осознанность существенных признаков содержания понятия;

2) умение ориентироваться именно на них при решении задач;

3) сформированность действий над понятиями (в частности, подведение под понятие);

  1. освоенность отношений между изученными понятиями.

6.(Задание повышенной сложности). «Дорисуйте» действие, выраженное глаголом, добавив в предложение деепричастие или деепричастный оборот. Поставьте их в начале, в середине или в конце предложения. Объясните графически постановку знаков препинания.

1.Звёзды ярко светили на небе. 2.Волны неслись вперёд. 3.Мы стояли на вершине горы. 4.У ручья сидел человек. 5.Ветер шевелил листвой деревьев.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните сказуемые, обозначьте графически постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.

        Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки. Вперив в речную глубь острый взгляд глаз птица примечала даже самое малое движение в реке. Сверкая белоснежным оперением и наклонив хищную голову птица несколько раз пересекала реку потом сложив крылья камнем ринулась вниз. (В. Закруткин).

Выпишите:

1) одно деепричастие совершенного вида, одно – несовершенного; выделите в них суффиксы_______________________________________________________________________________________

        2) два словосочетания ДЕЕПРИЧАСТИЕ+СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ с главным словом деепричастием__________________________________________________________________________________

          Как называется такое словосочетание?_______________________________________________________

          3) два слова без окончания и два с нулевым окончанием; надпишите над ними часть речи____________________________________________________________________________________________

            Выберите ответ и подчеркните его: Деепричастие в предложении обозначает (основное, добавочное к глаголу) действие.

8.Обозначьте кружком номера с деепричастными оборотами; графически обозначьте деепричастные обороты.

1.Клюшка, выпавшая из рук игрока, покаталась по льду.

2.Преследуя зверя, охотники вышли к реке.

3.Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след.

4.Охотник, покинувший ночлег, пробирался к деревне.

5.Ветер яростно выл в трубе, поднимал пыль на дороге.

6.Шепча какие-то заклинания, он вышел из избушки.

7.Туча, закрывшая солнце, вылилась неожиданно на землю крупным дождём.

8.Опрокидывая всё на своём пути, вихрь промчался над деревней.

9.Лавина, устремляясь вниз, сносила всё на своём пути.

10.Берег оставался позади, и всё быстрее над миром опускалась ночь.

9.Расставьте недостающие знаки препинания. Измените место деепричастного оборота в предложении. В обоих случаях объясните графически постановку знаков препинания.

1.Тарантас въехал во двор шурша колёсами по крапиве и остановился.

1

2. В такие минуты мальчику было даже страшно подойти к окну и прикрыв ставни посмотреть на улицу

2

3. Она нисколько не смущаясь шла через двор прямо ко мне.

3

4. Осторожно раздвинув кусты девочка вышла на поляну.

4

5. Улучив удобную минуту он вышел на свежий воздух.

5

6. Пригнув к земле голову бычок шё прямо на девочку.

6

  1. Сравните предложения. Какие из них, с вашей точки зрения, более лаконичны, экономны в средствах выражения мысли? Ответ подчеркните: в левой колонке, в правой. Объясните графически постановку знаков препинания в правой колонке.

    1. Луна выплыла из-за туч и осветила всё вокруг.

    1. Луна выплыла из-за туч, осветив всё вокруг.

    2.Когда капитан заметил признаки надвигающейся бури, он приказал убрать паруса.

    2.Заметив признаки надвигающейся бури, капитан приказал убрать паруса.

    3. Если знаешь правило, быстро ответишь на вопрос.

    3. Зная правило, быстро ответишь на вопрос.

    4. Когда туристы вышли к реке, они устроили привал.

    4. Выйдя к реке, туристы устроили привал.

    5. Так как он боялся опоздать к поезду, он часто просыпался.

    5. Боясь опоздать к поезду, он часто просыпался.

Задания 7 — 10 ориентированы на формирование пунктуационного навыка – выделения знаками препинания деепричастных оборотов. Обязательно при этом графическое объяснение постановки знаков препинания. Отрабатываются условия обособления деепричастного оборота в разных позициях его в предложении. В заданиях данной группы новое понятие включается в систему уже изученных понятий. Задания нацелены на активную мыслительную деятельность обучающихся.

11.Подчеркните те устойчивые словосочетания, в состав которых входят деепричастия. С 3-4 из них составьте и запишите предложения.(Задание для закрепления умения не ставить запятую в предложениях с фразеологизмами, в состав которых входят деепричастные обороты).

Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, ходить задрав нос, несолоно хлебавши, мчаться во весь дух, нестись сломя голову, смотреть выпучив глаза, работать не покладая рук, бежать высунув язык, положа руку на сердце, работать засучив рукава.

  1. Обведите кружком предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастного оборота. (Задание, направленное на предупреждение грамматической ошибки).

    1.Подъезжая к станции, я увидел отца. 2.Подъезжая к станции, я был встречен отцом. 3. Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. 4. Подъезжая к станции, мне нездоровилось. 5. Подъезжая к станции, я вспомнил о своём обещании позвонить бабушке. 6. Подъезжая к станции, я осведомился о времени прибытия поезда.

Далее в рабочей тетради помещены задания для закрепления правописания деепричастий с не, суффиксов деепричастий. Причём орфограммы в деепричастиях обязательно сопоставляются с орфограммами в глаголах и причастиях, то есть ребёнку приходится анализировать языковой материал в комплексе.

В конце раздела в рабочей тетради помещены задания по комплексному анализу текста. Вот один из примеров.

13.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Графически обозначьте постановку знаков препинания.

Плещ..т волна ход.. тума..ые обл..ка летают за кораблём чайки садятся на мачты отрываю(т,ть)ся от них ветром и колыхаясь с боку на бок отстают и и..чезают позади улетая обратно. И мысли Матвея подымались и падали, как волна, (не)оставляя заметного следа (не)застывая в готовом слове. А мысли в океане были все особенные и (не)обычные. Они плыли одна за другой вспых..вая и уг..сая л..ская душу и сердце.

На третий день пути выйдя на палубу он увид..л парусное судно. Корабль к..чался и рос пр..бл.жаясь к ним. Вскоре он весь наклонившись набок, как птица. Пролетел мимо их парохода. Вгляд..ваясь в пелену морских туманов Матвей как будто искал там своё место и своё будущее. (По В. Короленко).

Озаглавьте текст.

Определите стиль и тип речи.

Укажите средства связи между предложениями первого абзаца.

Выпишите слова и сочетания, употреблённые в переносном значении.

Найдите слова по признакам орфограмм:

а) находятся в приставке, выбор написания зависит от её значения;

б) находится в окончании, выбор написания зависит от спряжения глагола (два слова).

Выпишите слова, морфемный состав которых отвечает указанным схемам.

Сделайте морфологический разбор двух деепричастий и имени числительного.

Составьте схему указанного предложения.

В заключение хочется сказать следующее. Целью данной статьи является не открытие нового знания в методике преподавания русского языка, а желание проанализировать и понять причины появления ошибок в работах школьников и обратить внимание коллег на то, что уже имеется в копилке методической науки.

Список использованной литературы и интернет ресурсов

      1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил / Г.И. Блинов. — М.: Просвещение, 1972.

        2.Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 1. Причастие и деепричастие. М.: Генжер, 2000.

3.Бондаренко С.М. Об умственной механике пунктуационной грамотности и образного мышления./ Русский язык в школе, № 4, 2002 г.

4. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе / А.Ю. Купалова. — М.: Дрофа, 2002.

5. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.- 1980 г.

7. Цыбулько И.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1503666460/russkiy_yazyk_2017.pdf

8. Принципы русской пунктуации как основа методики ее преподавания в начальных классах. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/printsipy-russkoi-punktuatsii-kak-osnova-metodiki-ee-prepodavaniya-v-nachalnykh-klassakh#ixzz5KdbAGNiW

9. Особенности формирования языковых понятий у младших школьников. Методические рекомендации. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/418921/

V.V. Sablina
Teacher of Russian language and literature of secondary school, Astrakhan

The violation of punctuation rules in the Total dictation 2018,
or work on bugs

The article examines the punctuation mistakes made by the disciples of one regular 9 class in Total dictation 2018. An attempt is made to explain the causes of errors and the low efficiency of the method of studying punctuation in school. A system of exercises for forming punctuation skills while studying theme «Gerund».
Key words: Russian language; punctuation; punctuation errors; methods of studying punctuation; principles of punctuation; participial and participle turnover.

ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

10 апреля 2021 года Стерлитамакский район принял участие в ежегодной международной просветительской акции «Тотальный Диктант». Кстати, в этом году к нему присоединились в общей сложности более 675 тысяч человек из ста двадцати трёх стран.

В нашем районе под диктовку писали 283 обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций района. Все писали онлайн. Перед написанием диктанта был продемонстрирован короткометражный фильм о ценностях человеческих взаимоотношений, здоровья, семьи, сюжет которого связан с текстом диктанта. Специально для акции по рассказу Дмитрия Глуховского «Обещание» режиссёр Лана Влади сняла короткометражный фильм. Он добавляет к этой драматической истории жизнеутверждающую ноту. Темы же, поднятые писателем в небольшом тексте, поистине вечные и экзистенциальные.

По словам писателя, он хотел написать текст, который был бы вне политики и объединил бы людей самых разных взглядов. Насыщенный самыми разными смыслами, рассказ Глуховского оказался сложным и с орфографической, и особенно с пунктуационной точки зрения. Такие выводы делает председатель филологического совета «Тотального диктанта» Владимир Пахомов.

— Текст был насыщен диалогами, которые вызывали трудности, – объясняет он. – Практически все участники сделали ошибки в предложении «Сказать, что не была, – значит соврать». Там нужно было выделить запятыми придаточное предложение «что не была», а потом обязательно поставить тире перед словом «значит», которое присоединяет сказуемое к подлежащему.

Не сложились отношения у многих пишущих с «не скоро», которое писали не раздельно, а слитно. Были ошибки в слове «тормошить» – особенно во второй безударной «о», вместо которой писали «а», проверяя словом «тормашки». Любопытная история вышла с «промокнУть», в котором присутствует корень с чередованием мок/мак, где безударная не проверяется ударной, а написание зависит от значения. Слово ошибочно писали через «а».

— Надо сказать, что такое написание когда-то было правильным, – говорит Пахомов. – Читающие присылали словарь под редакцией Ушакова, который вышел в 1935-1940-х годах, где «промакнуть» пишется через «а». Но действующие правила правописания приняты в 1956 году, и толковый словарь Ушакова не является надёжным источником по орфографии в современном языке. Стоит пользоваться современными справочниками и не обращаться к словарям, которые выходили сто, восемьдесят лет назад.

Иногда писавшие «Диктант» просто не понимали некоторые слова и придумывали собственные версии. Так, «отсыревшие» фотографии превращались в «оцаревшие», а сетчатка – в клетчатку.

Впрочем, всё это мелочи. Главное же, что после тяжёлого ковидного года желающих проверить свою грамотность стало больше.

И ещё. Любой учитель подтвердит, что мало написать диктант, надо ещё проделать работу над ошибками, чтобы впредь их не совершать. Ведь грамотность это не только показатель интеллекта, но и культуры всего общества. Она – несомненный знак принадлежности человека к определенному культурному и социальному уровню.

#Стерлитамакскийрайон #ТотальныйДиктант #Акции
#ОбразованиеСтерлитамакскийРайон
#ДошкольноеОбразованиеСтерлитамакскогоРайона

Подведены предварительные итоги Всероссийской акции «Тотальный диктант».

«До 10 % участников акции «Тотальный диктант» справились с ним в этом году на «отлично», – отметил главный редактор сайта «Грамота.ру» Владимир Пахомов.

Чаще всего участники акции ошибались в  написании слов «цивилизация», «извне», «кардинально», «периферия», добавил Владимир Пахомов.

Также много ошибок было на правило, посвященное написанию прописной и строчной буквы.

«В третьей части было слово «ломоносовского», «ученые широчайшего, поистине ломоносовского профиля», – здесь прилагательное от имени собственного многие написали с большой буквы, хотя должна быть маленькая», – уточнил редактор сайта.

Сложности вызвало написание словосочетания «советская власть». «Многие написали с большой буквы, когда-то такое написание действительно встречалось, в том числе в Большой советской энциклопедии. Но в последние десятилетия по всем орфографическим словарям только строчная», – пояснил Владимир Пахомов.

Такие словарные слова, как «интеллигент», «сызмальства» большинство участников акции написали правильно.

Ожидается, что на следующей неделе пройдут разборы текстов. Филологи укажут на трудности, напомнят правила, объяснят ошибки, передает ТАСС.

Ранее сообщалось, что в 2023 году в просветительской акции «Тотальный диктант» приняли участие жители 700 городов из 43 стран.

#от

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тотальный диктант ошибки 2019
  • Тотальный диктант оценки сколько ошибок
  • Тотальный диктант основные ошибки
  • Тотальный диктант как узнать ошибки
  • Тотальный диктант как посмотреть свои ошибки