Тотальный диктант сколько ошибок допустимо

https://ria.ru/20230410/diktant-1864166591.html

Названо самое трудное слово в «Тотальном диктанте»

Названо самое трудное слово в «Тотальном диктанте» — РИА Новости, 10.04.2023

Названо самое трудное слово в «Тотальном диктанте»

Филологи, проверяющие сданные тексты «Тотального диктанта» в Новосибирске, обнаружили девять разных ошибок, допущенных участниками акции в слове «сызмальства». РИА Новости, 10.04.2023

2023-04-10T10:47

2023-04-10T10:47

2023-04-10T15:04

общество

новосибирск

россия

новосибирский государственный технический университет

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/1c/1791441995_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_72e1e8ae1808f09872ae13db0ab9ac47.jpg

НОВОСИБИРСК, 10 апр — РИА Новости. Филологи, проверяющие сданные тексты «Тотального диктанта» в Новосибирске, обнаружили девять разных ошибок, допущенных участниками акции в слове «сызмальства». "Пальма первенства (среди наиболее частых ошибок. — Прим. ред.) в этом году за двумя словами. Это слово "кардинально", которое люди упорно пишут как "координально". <…> Второе "любимое" слово — это слово "сызмальства". Такое народное, просторечное, разговорное, понятное, но девять вариантов написания мы выявили", — рассказала журналистам руководитель проверочного пункта в Новосибирском государственном техническом университете Галина Мандрикова.Руководитель новосибирской городской экспертной комиссии «Тотального диктанта» Марина Шпильман подтвердила, что слово «сызмальства» по количеству допущенных ошибок стало словом дня. «Во-первых, это было раздельное написание. Кто-то писал «с измальства», «с ызмальства». Был даже вариант «с ъ измальства». Конечно, это варианты «сызмальство», <…> очень много разных вариантов», — уточнила она. Эксперт отметила, что также много пишущих допустили ошибки в слове «извне». Кто-то даже написал его как «из-в-не». Также делали ошибки в слове «понапрасну» и таких, казалось бы, простых словах, как «паровоз» (писали «паравоз» и «поравоз»). «Также были ошибки в слове «философский». Очень многие в довольно грамотных в целом работах писали его через «в» — «филосовский». Еще один момент касается имени собственного — Дерсу Узала. Здесь было много вариантов, несмотря на то, что имя было выведено на слайд», — рассказала Шпильман. Мандрикова добавила, что экспертов также повеселили варианты написания названий различных животных и птиц. Так, участники акции рябчика часто называли «ряпчек», а барсука писали как «борсук» или «барсюк». Также встречались написания «муровей» (вместо муравей), «инот» и «янот» (вместо енота) и несколько «изюбрин» (вместо изюбря). В целом, по словам экспертов «Тотального диктанта», текст для акции в этом году был значительно проще, чем в прошлом, поэтому они ожидают много пятерок.Акция грамотности «Тотальный диктант» состоялась в минувшую субботу в различных городах России и мира. На родине акции в Новосибирске тексты на проверку сдали почти 4,5 тысячи человек.

https://ria.ru/20201213/negramotno-1588684980.html

https://ria.ru/20220511/diktant-1787880043.html

новосибирск

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/1c/1791441995_205:0:2936:2048_1920x0_80_0_0_1333ebed4b1f262ff615a568eae28a89.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, новосибирск, россия, новосибирский государственный технический университет

Общество, Новосибирск, Россия, Новосибирский государственный технический университет

Названо самое трудное слово в «Тотальном диктанте»

Самыми трудными в Тотальном диктанте стали слова «сызмальства» и «кардинально»

НОВОСИБИРСК, 10 апр — РИА Новости. Филологи, проверяющие сданные тексты «Тотального диктанта» в Новосибирске, обнаружили девять разных ошибок, допущенных участниками акции в слове «сызмальства».

«

«Пальма первенства (среди наиболее частых ошибок. — Прим. ред.) в этом году за двумя словами. Это слово «кардинально», которое люди упорно пишут как «координально». <…> Второе «любимое» слово — это слово «сызмальства». Такое народное, просторечное, разговорное, понятное, но девять вариантов написания мы выявили», — рассказала журналистам руководитель проверочного пункта в Новосибирском государственном техническом университете Галина Мандрикова.

Руководитель новосибирской городской экспертной комиссии «Тотального диктанта» Марина Шпильман подтвердила, что слово «сызмальства» по количеству допущенных ошибок стало словом дня.

«Во-первых, это было раздельное написание. Кто-то писал «с измальства», «с ызмальства». Был даже вариант «с ъ измальства». Конечно, это варианты «сызмальство», <…> очень много разных вариантов», — уточнила она.

Эксперт отметила, что также много пишущих допустили ошибки в слове «извне». Кто-то даже написал его как «из-в-не». Также делали ошибки в слове «понапрасну» и таких, казалось бы, простых словах, как «паровоз» (писали «паравоз» и «поравоз»).

«Также были ошибки в слове «философский». Очень многие в довольно грамотных в целом работах писали его через «в» — «филосовский». Еще один момент касается имени собственного — Дерсу Узала. Здесь было много вариантов, несмотря на то, что имя было выведено на слайд», — рассказала Шпильман.

Вы безграмотны от слова совсем! Или нет? Грамотны ли раздражающие фразы? - РИА Новости, 1920, 13.12.2020

Вы безграмотны от слова совсем! Или нет? Грамотны ли раздражающие фразы?

Мандрикова добавила, что экспертов также повеселили варианты написания названий различных животных и птиц. Так, участники акции рябчика часто называли «ряпчек», а барсука писали как «борсук» или «барсюк». Также встречались написания «муровей» (вместо муравей), «инот» и «янот» (вместо енота) и несколько «изюбрин» (вместо изюбря).

В целом, по словам экспертов «Тотального диктанта», текст для акции в этом году был значительно проще, чем в прошлом, поэтому они ожидают много пятерок.

Акция грамотности «Тотальный диктант» состоялась в минувшую субботу в различных городах России и мира. На родине акции в Новосибирске тексты на проверку сдали почти 4,5 тысячи человек.

Участница тотального диктанта - РИА Новости, 1920, 11.05.2022

Отличниками «Тотального диктанта» стали семь процентов участников

В каких словах чаще всего ошибались участники «Тотального диктанта»?

Стало известно, в каких словах участники «Тотального диктанта» чаще всего делали ошибки. Спойлер: это не карова и не калбаса

10 апреля 2023, 19:15, Анастасия Бичакова

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

В минувшую субботу, 8 апреля, прошла Всероссийская акция «Тотальный диктант». Эксперты рассказали, какие ошибки её участники допускали чаще всего.

Какие слова – самые трудные для участников?

Филологи из Новосибирска, проверявшие тексты «Тотального диктанта», рассказали, что самыми трудными для участников оказались слова «кардинально» и «сызмальства». Об этом пишет РИА Новости.

В слове «сызмальства» люди, писавшие диктант, допустили рекордное количество ошибок. Причём в разных вариациях.

«Во-первых, это было раздельное написание. Кто-то писал «с измальства», «с ызмальства». Был даже вариант «с ъ измальства». Конечно, это варианты «сызмальство», <…> очень много разных вариантов», – поделилась руководитель новосибирской городской экспертной комиссии «Тотального диктанта» Марина Шпильман.

В каких ещё словах ошибались участники «Тотального диктанта»?

Участники «Тотального диктанта» также ошибались в словах «извне» (кто-то написал его «из-в-не»), «паровоз» (примеры ошибок: «паравоз», «поравоз»).

«Также были ошибки в слове «философский». Очень многие в довольно грамотных в целом работах писали его через «в» – «филосовский», – добавила Шпильман.

Самые забавные ошибки на «Тотальном диктанте»

По словам экспертов, участники нарекли рябчика «ряпчеком», барсука – «борсуком» и «барсюком», муравья – «муровьём», енота – «инотом» и «янотом».

Фото: unsplash.com

Министерство общего и
профессионального образования ростовской области

государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасский
промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ РО
«НПГК»)

Рассмотрено

на заседании ПЦК

дисциплин гуманитарного профиля

Протокол № 6 от «24» января 2017
г.

Председатель ПЦК _________ Г.В. Закарлюк

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________ Т.С. Попова

_____________

Положение

«О гуманитарной акции по выявлению уровня владения орфографическими

и пунктуационными нормами русского литературного языка «Тотальный
диктант»

1. Общие положения

1.1 Тотальный диктант –
ежегодная всероссийская образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам
грамотности и развивать культуру грамотного письма.

1.2 Девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – это модно!»

1.3 Основной принцип проведения Тотального
диктанта –
единство даты, текста.

2. Цели и задачи акции

2.1
Выявление уровня владения орфографическими и пунктуационными нормами русского
литературного языка у студентов колледжа.

2.2. Выявление
знатоков русской орфографии и пунктуации среди студентов, обучающихся в
колледже.

2.3
Определение частотных ошибок в письменной речи студентов колледжа.

2.4
Привлечение внимания студентов к проблеме падения грамотности у населения РФ.

2.5 Стимулирование интереса обучающихся к самообразованию и повышению
грамотности.

3. Организация Тотального диктанта

3.1 Ответственный за
проведение акции – председатель ПЦК дисциплин гуманитарного профиля,
преподаватель русского языка и культуры речи
Закарлюк Г.В.

3.2 Текст для Тотального
диктанта отбирается председателем ПЦК
дисциплин гуманитарного профиля за 5-7 дней до
проведения акции (см. Приложение 1).

3.3 В чтении текста
Тотального диктанта участвуют преподаватели
ПЦК дисциплин гуманитарного профиля
и
студенты
гр.41.54.02.01 (см. Приложение 2).

3.4 Предварительный
инструктаж для них о порядке и дисциплине в учебных аудиториях во время
проведения Тотального диктанта, требованиях к чтению текста диктанта проводится
лицом, ответственным за акцию.

3.5 В целях обеспечения
объективности результатов, о порядке закрепления за конкретной учебной группой
лица, участвующие в чтении текста Тотального диктанта, узнают в день проведения
акции.

4. Порядок проведения Тотального диктанта

4.1 Участниками акции являются все студенты колледжа,
обучающиеся на отделениях ППССЗ и ППКРС.

4.2 Дата и время проведения
акции –
15
февраля 2017 г., с 10.45 до 11.15.

4.3 Место проведения –
учебные
аудитории главного корпуса (ул.
Высоковольтная, 1) и корпуса 2 (ул. Чехова, 9).

4.4. Преподаватели и студенты, участвующие в чтении
текста Тотального диктанта, обращаются к участникам акции с кратким 
вступительным словом о ее значении,
целя и задачах.

4.5 Во время проведения
акции ее участникам запрещается использование мобильных средств связи,
смартфонов, планшетов и т.п. Все участники Тотального диктанта обеспечиваются
необходимыми письменными принадлежностями.

4.6 Написанные диктанты проверяются преподавателями
русского языка и студентами
гр.41.54.02.01 по образцу.

5. Подведение итогов акции

5.1 По результатам проверки
диктантов преподаватели русского
языка проводят анализ ошибок (Приложение 3) и формулируют необходимые
рекомендации для устранения пробелов в знаниях, которые могут быть доведены до
сведения участников акции посредством обсуждения на учебных занятиях и классных часах, публикации на сайте
колледжа, сообщения по внутреннему радио и т.п.

5.2 Кроме того, по
результатам проверки определяются победители акции «Тотальный диктант» в
следующих номинациях:

5.2.1 «Знаток русской
орфографии и пунктуации» (безошибочные работы).

5.2.2 «Лучшая по уровню
обученности группа» (учебная группа с наименьшим количеством
«неудовлетворительных» работ).

5.2.3 «Лучшая по качеству
знаний группа» (учебная группа с наибольшим количеством «хороших» и «отличных»
работ).

5.2.4 «Самые грамотные
специалисты» (побеждает та специальность или профессия, представители которой
продемонстрировали лучшие результаты).

5.3 Победители в номинациях
«Знаток русской орфографии и пунктуации», «Лучшая по уровню обученности группа»,
«Лучшая по качеству знаний группа» награждаются грамотами (дипломами,
благодарственными письмами).

Приложение 1

Вступительное
слово лица, читающего диктант: «В нашем колледже проводится неделя ПЦК
дисциплин гуманитарного профиля. Одной из важнейших гуманитарных дисциплин
является «Русский язык». Уже несколько лет подряд в нашей стране проходит тотальный
диктант – всероссийская образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам
грамотности и развивать культуру грамотного письма. Девиз Тотального
диктанта: «Писать грамотно – это модно!». Сегодня вы все тоже станете
участниками тотального диктанта. Для этого на верхней строке выданного вам
листа, слева, напишите, пожалуйста, свою фамилию и имя, а справа укажите номер
группы».

Инструкция
для участников Тотального диктанта:

Вам
необходимо прослушать небольшой отрывок из сказки Юрия Олеши «Три Толстяка» и
написать его под диктовку. По правилам проведения диктанта, сначала будет прочитан
весь текст, затем – для записи под диктовку каждое предложение. При этом
отдельно прочитываются части предложения, и снова всё предложение в целом.
Соблюдаются необходимые паузы. По окончании диктанта вновь будет прочитан весь
текст. Время проведения диктанта – 20 минут. Желаем успехов!

Текст Тотального
диктанта

Ночью доктор Гаспар возвращался
домой. Он ехал по широким асфальтовым улицам, и цепь фонарей бежала над ним
высоко в небе. Фонари были похожи на шары, наполненные ослепительным кипящим
молоком. Вокруг фонарей кружилась и гибла мошкара. Доктор ехал по набережным,
вдоль каменных оград. Где-то внизу медленно шла чёрная и блестящая, как смола, вода.
Город как будто опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть. Вскоре
доктор увидел огромный парк, посреди которого стоял великолепный дворец. Вокруг
парка находились рощи, пруды и луга, засыпанные цветами. Здесь
росли самые интересные породы деревьев и трав, здесь пели самые красивые птицы.
Из-за металлической ограды парка слышались отдельные слова какой-то весёлой песенки.
Доктор ехал, смотрел и слушал. (110 слов)

(по сказке Ю.
Олеши «Три Толстяка»)

Приложение 2

Проведение
«Тотального диктанта» 15 февраля 2017 г. (с 10.45 до 11.15)

отделение
ППССЗ (ул. Высоковольтная, 1)

п/п

Номер

и
шифр учебной группы

Учебное
занятие

по
расписанию

Ф.И.О.
преподавателя, ведущего занятие

Ф.И.О.
лица,

читающего
диктант

ауд.

1

61.54.02.01

Русский
язык и литература

Ермак
Н.П.

Галдина
Ангелина

311

2

62.13.02.11

Обществознание

Науменко
О.Э.

Науменко
О.Э.

107

3

63.15.02.08

ОБЖ

Семёнов
В.С.

Гирский
Павел

105

4

64.23.02.03

Осн.
самост. работы и …

Кузнецова
Н.П.

Давыдова
В.Н.

319

5

65.09.02.01

Физика

Омельченко
Т.С.

Батухова Е.Н.

322

6

66.09.02.03

Математика: алг., геом. и …

Григорьева
Т.В.

Трегубенко Дарья

316

6

51.54.02.01

МДК.01.01

Ломакина
Л.Н.

Ломакина Л.Н.

304

7

52.13.02.11

Иностранный
язык

Кравченко
М.П.

Панфёрова Валерия

21

Белова
Т.Т.

Манякина
Александра

324

8

53.15.02.08

Иностранный
язык

Ольховская
И.В.

Пушкина
Александра

202

9

54.23.02.03

Физическая
культура

Рыкалова
И.В.

Закарлюк
Г.В.

220

10

55.09.02.01

Электротехн.
измерения

Скоробогатов
Н.А.

Тришкова
Алеся

218

11

56.09.02.03

Элементы.
математ. логики

Захаров
О.И.

Бочинская
Екатерина

119

12

41.54.02.01

участвуют
в чтении диктанта

13

42.13.02.11

МДК.02.01

Косаркин
А.И.

Богородченко
Анна

27

14

43.15.02.08

Программирование для…

Птущенко
О.В.

Диденко
Анастасия

229

15

44.23.02.03

МДК.03.01

Мирошниченко И.В.

Попова
Анастасия

16

16

45.09.02.01

Осн.
алгоритм. и программ.

Петренко
С.Б.

Умалатова
Альбина

329

17

46.09.02.03

МДК.02.02

Твердохлебова
Т.Г.

Эльбякова
Т.А.

237

18

31.072501

МДК.02.01

Ширяева
М.А.

Ходзинская
Диана

302

19

32.230115

МДК.03.02

Стрельцова
И.В.

Григорова
Александра

326

20

33.151901

Русск. язык и культура речи

Батухова
Е.Н.

Ермак
Н.П.

310

21

34.100801.П

МДК.02.01

Калашникова
Т.В.

Алтухова
Виктория

321

22

35.190631

Прав.
обесп. проф. деят-ти

Ермак
А.Н.

Гончарова
Анастасия

320

отделение
ППКРС (ул. Чехова, 9)

п/п

Номер
и шифр учебной группы

Учебное
занятие

по
расписанию

Ф.И.О.
преподавателя, ведущего занятие

Ф.И.О.
лица,

читающего
диктант

ауд.

23

67.15.01.05

Биология

Полторак
Е.В.

Полторак Е.В.

6

24

68.43.01.02

Осн.
самост. работы

Комолова
И.Н.

Абросимова
Ольга

2

25

69.19.01.17

Физика

Черемисова
Т.Л.

Черемисова
Т.Л.

4

26

610.08.01.14

Русский
язык и литература

Радченко
Т.Н.

Радченко Т.Н.

1

27

611.19.01.17

Математика

Шорина
Н.И.

Дегтярёв Антон

7

28

57.15.01.05

Физкультура

Черный
С.Ф.

Хохлачёва Юлия

10

29

58.43.01.02

Естествознание
(биология)

Середа
А.И.

Мальцева Нелли

8

30

1-2.08.01.14

История

Белевцова
Н.Г.

Приходько Ксения

5

31

7-11.19.01.17

ОБЖ

Красников
А.А.

Лукьяненко
Кристина

3

32

48.43.01.02

Осн. культуры проф. общ-ия

Качаловская
И.А.

Климова
Анна

9

33

3.19.01.17

МДК.08.01

Реутова
А.А.

Приходько
Анастасия

11

Приложение 3

Критерии оценки
диктанта

При оценке диктанта исправляются, но не
учитываются орфографические и пунктуационные ошибки в переносе слов и в
передаче авторской пунктуации; описки, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «мемля» (вместо земля) и
т.п.

При
оценке диктантов учитывается характер ошибки. Среди ошибок следует выделять
негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики
грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:

    
в исключениях из правил;

    
в случаях слитного и раздельного написания
приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами,
правописание которых не регулируется правилами;

    
в случаях раздельного и слитного написания не
с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    
в написании ы и и после приставок;

    
в случаях трудного различия не и ни;

    
в собственных именах нерусского происхождения;

    
в случаях, когда вместо одного знака препинания
поставлен другой;

    
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания
или в нарушении их последовательности.

Учитывается
также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными
считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены
в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок,
сверчок) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки считаются за
одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Не
считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово
или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и
более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в диктанте более 5 исправлений
неверного написания на верное оценка снижается на один балл. Отличная оценка не
выставляется при наличии 3 и более исправлений.

Диктант
оценивается одной отметкой:

     «отлично» выставляется за безошибочную работу,
а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой
пунктуационной ошибки.

     «хорошо» выставляется при наличии в диктанте 2
орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок; отметка «хорошо» может выставляться при 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

     «удовлетворительно» выставляется за диктант, в
котором допущено 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок; отметка «удовлетворительно» может быть поставлена также
при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и
других имеются однотипные и негрубые ошибки.

     «неудовлетворительно» выставляется за диктант,
в котором допущено до 9 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, или 7
орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15
пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.

При
некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за
диктант, принимается во внимание предел, превышение которого не позволяет
выставлять данную отметку. Таким пределом являются: для отметки «4» две грубые
орфографические ошибки, для отметки «3» — четыре грубые орфографические ошибки,
для отметки «2» — девять грубых орфографических ошибок.

Завтра организаторы пятнадцатого по счету тотального диктанта, прошедшего 14 апреля, официально представят наиболее курьезные ошибки, допущенные участниками, и подведут окончательные итоги. “Ъ” заранее узнал, какие ошибки больше всего впечатлили проверяющих, разобрался, сколько стоит диктант, и выяснил у экспертов, почему проект, существующий с 2004 года, продолжает расширяться.

Тотальный диктант (ТД) — ежегодная акция по проверке навыка грамотно писать по-русски для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Написать текст диктанта приглашают известных писателей: в 2018 году автором диктанта стала Гузель Яхина (ее роман «Зулейха открывает глаза» получил в 2015 году премию «Большая книга»). Первый ТД провели в 2004 году студенты Новосибирского государственного университета. Сегодня ТД организует фонд «Тотальный диктант», расположенный в Новосибирске, а воплощают волонтеры в разных российских регионах и странах мира.

Как рассказала “Ъ” руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец, в 2018 году в ТД приняли участие 227 325 человек в 1021 городе 76 стран.

По ее словам, в этом году к проекту присоединились Коста-Рика, Панама, Сирия, Венгрия и Катар. В России диктант наиболее популярен в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

По словам Ольги Ребковец, в каждом городе, где проходит диктант, привлечением ресурсов занимается городской координатор. Бюджет штаба, который обеспечивает инфраструктуру всего проекта, формируется из вкладов спонсоров и грантовых средств, но партнеры оказывают ТД и нефинансовую поддержку. «Бюджет штаба составляет сейчас более 10 млн руб. в год,— уточняет Ольга Ребковец.— Стоимость ручек, предоставленных партнером диктанта компанией Berlingo для всех участников России, составила 2,3 млн руб. В города ручки безвозмездно разослала «Почта России»». Городские координаторы сами привлекают ресурсы для изготовления бланков, сувениров, призов участникам, подарков волонтерам и экспертам, говорит руководитель проекта:

«Бюджет диктанта в городе может составлять от 0 до более чем 1 млн руб., это зависит от масштабов акции и возможностей координатора».

Только в Санкт-Петербурге диктант проверяет команда почти из 300 учителей, вузовских преподавателей и магистрантов филологического факультета СПбГУ, рассказывает член экспертного совета ТД, преподаватель кафедры русского языка СПбГУ, член орфографической комиссии РАН Светлана Друговейко-Должанская: «И все это за спасибо».

Сами организаторы не считают тотальный диктант срезом грамотности. «В 2016 году в ТД было много орфографически сложных слов и слов на правила, которые не изучаются в школе,— рассказывает кандидат филологических наук Владимир Пахомов, главный редактор портала «Грамота.ру», член орфографической комиссии РАН, входящий в состав экспертного совета ТД.— В 2017 году подобных слов почти не было, а в 2018-м снова были, но меньше, чем в 2016-м.

Поэтому число отличников два года назад составляло в среднем 1,5%, в прошлом году 10%, а в этом году — 3–4%.

Но это не значит, что грамотность резко выросла в 2017-м и упала в 2018-м: диктант показывает только то, как люди справились с данным конкретным текстом».

«Мы ежегодно закладываем в диктант проверку тех или иных норм правописания,— объясняет Светлана Друговейко-Должанская.— Результаты ТД дают возможность уточнить степень усвоенности правил и скорректировать их формулировки как в орфографическом своде, так и в параграфах школьных пособий». Результаты ТД-2018 оказались, по ее словам, отчасти неожиданными. «Обилие ошибок в слове «чересчур» или в написании н/нн в отглагольных прилагательных и причастиях мы могли прогнозировать. Но то, что некоторые пятерки превратились в четверки из-за единственной ошибки при написании частицы «то» без дефиса, стало большим огорчением»,— рассказала она.

Не обходится диктант и без курьезов. В этот раз, по словам экспертов, камнем преткновения для пишущих стали слова «коленца», «палисадник» и «паводок». Вместо «коленец» экспертам при проверке работ встречались и «кальянцы», и «поленца». Ошибки восприятия текста на слух распространены: «бокал» вместо «Байкала», «Роснано» вместо «Руслана», «утыканный трупами город» вместо «утыканный трубами», «жизнь, полная граненых гадостей и низменных грибов» вместо «грошовых радостей и мизерных тревог» — лишь некоторые примеры из диктантов последних трех лет. Члены экспертного совета ТД собирают курьезы в сводный текст несуществующего литератора по имени Ева Даласкина (так кто-то из участников ТД 2015 года транскрибировал инициал и фамилию автора текста Евгения Водолазкина). Светлана Друговейко-Должанская предполагает, что «перлы» Евы Даласкиной могут свидетельствовать о недостаточности словарного запаса пишущего. В этом году проверочная комиссия столкнулась с новыми метаморфозами авторского текста: «подножие могущественной кильки» вместо «подножия величественной кирхи»; «малиновое сало» вместо «молельного зала» и даже «любимые уста» вместо «рябиновых кустов». Например, предложение «Однако кот, задыхавшийся от быстрой судьбы, отвечал неохотно короткими фразами: «Времени было — отрез»» в оригинале выглядит так: «Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез».

Как пояснил “Ъ” Владимир Пахомов, экспертный совет диктанта не формулирует «техническое задание» для автора, но следит за тем, чтобы три части текста были примерно равными по объему и сложности, чтобы в каждой из них были примеры на одно из правил, которые организаторы напоминают участникам перед началом диктанта. Текст ТД-2018 назван «Учитель словесности» и состоит из трех частей: «Утро», «День», «Вечер». Как рассказала “Ъ” писательница Гузель Яхина, автор тотального диктанта, текст войдет в ее новую книгу «Дети мои». «Комментарии в «Фейсбуке» после диктанта писали разные — от того, «какой замечательный текст», до заявлений, что «это был пунктуационный кошмар»,— рассказала госпожа Яхина корреспонденту “Ъ”.— Некоторые участники спрашивали, что я имела в виду, и может ли быть слово написано иначе. Им было важно получить мое мнение по итогам разбора».

Гузель Яхина читала свой текст на одной из площадок ТД во Владивостоке и отмечает, что диктовать было сложнее, чем отвечать требованиям организаторов к тексту. Для «диктаторов» (намеренная языковая игра организаторов, как и со словом «тотальный») экспертный совет разработал специальную инструкцию. Перед участием в проекте все «диктаторы» проходят подготовку. В 2018 году в Москве среди них были журналист Владимир Познер и лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев, в Петербурге — актриса Светлана Крючкова, певица Светлана Сурганова и актер Михаил Боярский. В Таллине текст читали актер Виктор Сухоруков и певец Дима Билан.

Популярность ТД растет, уверены эксперты. Проект уже шире рамок диктанта, считает Владимир Пахомов, это и образовательные курсы, в том числе онлайн, и фестивали русского языка, которые традиционно проводятся в нескольких городах на неделе перед диктантом. Светлана Друговейко-Должанская отмечает, что в 2017 году в Петербурге число участников диктанта составило 7,2 тыс. человек, а в 2018-м оно увеличилось в 1,5 раза.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тотальный диктант самые частые ошибки
  • Тотальный диктант самые распространенные ошибки
  • Тотальный диктант работа над ошибками
  • Тотальный диктант ошибки 2019
  • Тотальный диктант оценки сколько ошибок