Тренинг ошибки выбора профессии

Муниципальное казенное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»

«Ошибки выбора профессии»

методическая разработка профориентационного тренинга

Выполнил:

Папкова Анастасия Степановна

педагог-психолог

Кемерово

2019

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… .. 3

Ход профориентационного тренинга «Ошибки выбора профессии»….…………………………………………………………………………………….. 4

Заключение………………………………………………………………………….…………….. 8

Список литературы……………………………………………………………………………….. 9

Приложение 1…………………………………………………………………………….………..10

Приложение 2…………………………………………………………….……………………….11

Приложение 3…………………………………………………………………………………… 12

Введение

Данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и другими авторами книги «Психическое развитие воспитанников детского дома», а также — академиком В.С.Мухиной, практическим психологом Института коррекционной педагогики Э.А.Минковой, психологической службой Яснополянского детского дома под руководством к.п.н. И.В.Ежова свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов, во всех возрастных группах:

1. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

2. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Проводимое на кафедре педагогической психологии МГППУ в течение ряда лет исследование особенностей психосоциального развития детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, апробация направлений и содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса подростков данной категории позволяют выдвинуть следующие положения:

1. Для подростков характерна фрустрация будущего, они слабо представляют, что их ждет завтра. Особая проблема заключается в осознании того, что их будущее зависит от них самих.

2. У подростков недостаточно развит самоанализ, рефлексия, нередко они отрицательно воспринимают себя.

3. Представления о профессиональной сфере размыты.

4. Недостаточно понимают ответственности самостоятельной жизни.

Процесс профессионального, личностного и социального самоопределения у воспитанников детского дома, зачастую затруднен и имеет определенные особенности коррекционного воздействия, которые связаны с незрелостью эмоционально-волевой и ценностной сферы. Исходя из вышеизложенного, одним из значимых направлений профессиональной ориентации воспитанников детского дома является формирование осознанного, ответственного отношения к деятельности, в том числе, профессиональной.

В рамках реализации данного направления, разработан и представлен профориентационный тренинг «Ошибки выбора профессии». Целью данного мероприятия является формирование осознанного, ответственного отношения к построению профессиональной траектории развития.

На этапах реализации профориентационного урока решаются следующие задачи:

1. Познакомить с моделью потребностной сферы человека А.Маслоу.

2. Формировать у воспитанников навыки самоанализа собственной личности.

2. Расширить представления о типичных ошибках выбора профессии.

Категория участников: обучающиеся 9-х классов, не более 8 участников.

Время проведения: 50 минут.

Необходимый материал: рабочая тетрадь, карточки для упражнения «Пирамида А.Маслоу», карточки — ситуации, бланки для домашнего задания (Методика «Ценностные ориентации» М.Рокич), мяч,видеоаппаратура.

Этапы профориентационного урока

1. Организационный момент: принятие правил работы, обсуждение цели мероприятия.

2. Игра-разминка «Сколько ног?»

3. Беседа «Уверенность в жизни человека, движущие силы».

4. Упражнение «Построй пирамиду потребностей» (работа в тетрадях).

5. Упражнение-продолжи фразу «Я хочу быть, потому что».

Просмотр видеоролика «Кем быть» из серии телевизионных передач «Ералаш».

6. Кейс-упражнение. Анализ ситуаций «Ошибки выбора профессии».

7. Упражнение «Плюс и минус моей личности».

8. Упражнение «Комплимент».

9. Подведение итогов.

Ход профориентационного тренинга «Ошибки выбора профессии»

1. Организационным этапом мероприятия является обсуждение и принятие правил работы на мероприятии, которые написаны на отдельном листе и располагаются на видном месте, на протяжении всего урока. Правила работы в группе:

1. Конфиденциальность информации.

2. Правило поднятой руки: кто хочет высказаться, поднимает руку.

3.Уважение к каждому участнику.

4. Каждый имеет право говорить и быть услышанным.

5. «Здесь и сейчас».

6. Правило мяча: говорит тот, у кого в руках мяч, каждый участник, в течение работы может пропустить ход 1 раз.

2. Для активизации внимания и создания благоприятной, рабочей атмосферы проводится игра-разминка «Сколько ног?».

Ведущий последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание ведущего начинается с количества ног n/2, где n – число участников в группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Обычно, конечным этапом является позиция, где в комбинации всего 2 ноги на полу.

3. Беседа « Уверенность в жизни человека и движущие силы?». После игры-разминки, ведущий проводит метафору через рефлексию игры-разминки «Сколько ног», задавая вопросы:

1. На каком этапе Вам было сложнее всего?

2. Когда Вы стояли на двух ногах каждый, как Вы себя чувствовали? Когда Вам приходилось «жертвовать» своей ногой и прятать ее в комбинации, какие Вы испытывали чувства тогда?

3. Что Вам помогало или мешало во время создания комбинации?

4. Что Вас мотивировало к сохранению инструкции и удержанию комбинации, ведь это было нелегко?

5. Как Вы думаете, что людям помогает достигать целей?

Вывод:

-Увереннее и стабильнее мы себя чувствуем, когда уверенно и прочно стоим на своих ногах.

-У всех людей существуют различные движущие силы: любовь, желание, достаток, уверенность, целеустремленность, упорство, соревнование и.т.д.

4. Упражнение — работа с карточками «Построй пирамиду».

Каждый наш поступок и желания можно определить одним словом — потребности. Абрахам Маслоу — американский психолог, структурировал наши побуждения в одну систему — пирамиду потребностей.

У каждого участника имеются карточки:

Физиологические потребности

Потребность в самовыражении

Потребность в причастности

Потребность в безопасности

Потребность в уважении

Задание – необходимо распределить карточки по степени увеличения значимости, приклеив, к каждой ступени карточку с названием потребности. Пирамида строится по принципу от низших к высшим потребностям (Приложение 1).

Рефлексия:

1.Какие потребности свойственны для всех живых существ? Какие только для человека?

2. Какая наивысшая потребность у человека? Если человек стремится к ее удовлетворению и она удовлетворена – человек чувствует себя счастливым и успешным.

Вывод: Одна из основных потребностей человека, которая делает жизнь более качественной и счастливой – самореализация в профессии. Именно поэтому, каждый человек проходит этапы профессионального самоопределения.

5. Упражнение — продолжи фразу «Я хочу____,потому что я__». Целью данного упражнения является актуализация профессиональных желаний воспитанников. Просмотр видеофильма из серии телевизионных передач «Ералаш» — «Кем стать».

Участники по очереди (передавая мяч), составляют предложение «Я хочу быть…, потому что….» (например, я хочу быть учителем, потому что люблю детей).

6. Кейс-упражнение «Ошибки выбора». Цель: информирование учащихся об ошибках профессионального выбора.

Инструкция:

1 вариант: Участники располагаются в кругу, ведущий по очереди подходит к каждому из участников и предлагает вытянуть карточку. На карточках написаны, различные жизненные ситуации, которые отражают сомнения и страхи выпукника (например: Моя подруга, Юля решила поступать в медицинский колледж, позвала меня, чтобы не было скучно, я, скорее всего, тоже пойду, хотя, мне так нравится рисовать и художественную школу жалко бросать. Но Юля – моя подруга и мы будем друг другу помогать!). Участник, анализируя ситуацию, должен определить ошибку, которую совершает герой истории и написать на общем плакате. Каждый участник, по мере анализа ситуации, заполняет плакат «Ошибки выбора профессии». После заполнения плаката «Ошибки выбора профессии», заполняется плакат по желанию участников «Как избежать ошибок выбора профессии».

2 вариант: использовать просмотр мультфильма с образовательного проекта Навигатум «Кем стать».

Ошибки выбора профессии:

1. Ориентация только на престижность профессии.

2. Искаженное или неполное представление о профессии.

3. Несамостоятельный выбор профессии: родители, друзья, “за компанию».

4. Выбор профессии без учета способностей, интересов, здоровья и потребности на рынке труда.

Рефлексия:

1. Проанализируйте Вашу мотивацию при выборе профессии, про которую Вы говорили, соответствует ли она Вашим желаниям, способностям и потребностям рынка?

7. Упражнение «Плюс и минус моей личности». Цель: формирование первичных навыков самоанализа.

Инструкция: В тетрадях, напишите свое одно положительное качество, которое Вам поможет в профессиональной деятельности и одно отрицательное качество, которое будет препятствовать. Каждый участник представляет свои качества по желанию.

8. Заключительное упражнение «Комплимент». Цель: создание условий для расслабления воспитанников и положительного завершения работы.

Каждый участник, передавая мяч, говорит комплимент соседу справа.

В заключительной части урока, подводится общий итог по критериям:

1. Актуальность и доступность информации (Насколько интересна и понятна была представленная информация?)

2. Практическая значимость ( Насколько, полученные знания и навыки помогли или помогут Вам в построении профессиональной траектории?)

3. Эмоциональный комфорт (Ваше эмоциональное состояние можно оценить, как?).

Ш кальная оценка представлена в виде символов – смайлов.

отлично удовлетворительно плохо

Домашнее задание. В качестве домашнего задания, участники получают бланки методики «Ценностные ориентации» М.Рокич, которые необходимо заполнить (Приложение 3).

Заключение

Осознанное и ответственное отношение к профессиональному выбору – это основная цель, которую мы ставим в приоритеты педагогического воздействия. Профессиональное и личностное самоопределение воспитанников детского дома – один из самых сложных процессов, который требует длительного сопровождения, креативного подхода и многогранных решений.

На данном профориентационном уроке, мы ориентировали воспитанников на значимость и важность этапа профессионального самоопределения. С помощью методического материала урока, мы стремились сформировать представления об ошибках выбора у воспитанников и актуализировать их профессиональные желания, а также решалась задача развития навыков самоанализа.

Список литературы

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб: ПИТЕР, 2004. – 271 с.

2. Битянова, М.Р. Психология личностного роста / М. Р. Битянова. – М: Международная педагогическая академия, 1995. – 64 с

3. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – Москва : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. – (Библиотека школьного психолога)

Приложение 1

Приложение 2

Ситуация 1.

Моя подруга Аня поступает в медицинский колледж и зовет меня, я, наверное, пойду учиться вместе с ней, ведь вместе не скучно, хотя жалко бросать художественную школу, у меня ведь хорошо получается рисовать.

Ситуация 2.

Пойду учиться в Политехнический техникум на технолога, там учиться, как картошку чистить, я знаю.

Ситуация 3.

Моя дедушка и папа врачи, с детства меня готовили к тому, чтобы я стала врачом, а мне очень нравится ландшафтный дизайн, не знаю, как поступить, ведь родители так этого ждут.

Ситуация 4.

Я решила, что вообще учиться не обязательно, сейчас модно быть визажистом, я закончу курсы и буду работать.

Ситуация 5.

Мой старший брат работает программистом, он так много зарабатывает, что я тоже захотел выбрать эту профессию.

Приложение 3.

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации» (модификация Е.Фанталовой):

Инструкция:

Перед тобой список из 14 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей, а также лист для ответов. Прочитай внимательно список. Тебе предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой.

Например, тебе дана пара «2» и«3». Под цифрой «2» обозначено здоровье, под цифрой «3» — интересная работа. Если ты обвел цифру «2», это значит, что здоровье для тебя важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Отвечать нужно быстро, по первому впечатлению.

Заполняй таблицу вертикально по колонкам.

Список ценностей

1. Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье (физическое и психологическое)

3. Интересная работа

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

5. Любовь

6. Материально обеспеченная жизнь

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры)

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

11. Счастливая семейная жизнь

12. Творчество (возможность творческой деятельности)

13. Общественное признание (уважение одноклассников и окружающих)

14. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений

ФИО_____________________________________Дата рождения____________Дата обследования_______

Бланк ответов

1 — 2

2 — 3

3 — 4

4 — 5

5 — 6

6 — 7

7 — 8

8 — 9

9 — 10

10-11

11-12

12-13

13-14

1 — 3

2 — 4

3 — 5

4 — 6

5 — 7

6 — 8

7 — 9

8 — 10

9 — 11

10-12

11-13

12-14

1 — 4

2 — 5

3 — 6

4 — 7

5 — 8

6 — 9

7 — 10

8 — 11

9 — 12

10-13

11-14

1 — 5

2 — 6

3 — 7

4 — 8

5 — 9

6 — 10

7 — 11

8 — 12

9 — 13

10-14

1 — 6

2 — 7

3 — 8

4 — 9

5 — 10

6 — 11

7 — 12

8 — 13

9 — 14

1 — 7

2 — 8

3 — 9

4 — 10

5 — 11

6 — 12

7 — 13

8 — 14

1 — 8

2 — 9

3 — 10

4 — 11

5 — 12

6 — 13

7 — 14

1 — 9

2 — 10

3 — 11

4 — 12

5 — 13

6 — 14

1 — 10

2 — 11

3 — 12

4 — 13

5 — 14

1 — 11

2 — 12

3 — 13

4 — 14

1 — 12

2 — 13

3 — 14

1 — 13

2 — 14

1 — 14

Психологическое
занятие: Ошибки в выборе профессии

Если вы
удачно выберите труд

 и вложите
в него всю душу,

 то
счастье отыщет вас.

                                                                                             
К.Д.Ушинский

Цели
занятия:

·        
актуализация
процессов самоопределения школьников;

·        
раскрыть
учащимся возможные ошибки при выборе профессии;

·        
показать
учащимся необходимость учета различных факторов в выборе профессии;

·        
развитие
навыков взаимодействия;

·        
формирование
умения работать в группах, вести дискуссию, приводить аргументы;

·        
развитие
способности к осознанному выбору профессии

·        
помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

           Задачи:

·        
дать практические рекомендации о правильном выборе профессии, об
ошибках в выборе профессии;

·        
дать
практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.

1.      Вводная
часть

Педагог-психолог:
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивает как
самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор
профессии в 2-2.5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает
производительность труда и в 1.5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Что означает правильный выбор профессии?

Любой выбор профессии можно рассматривать
как взаимодействие 2-х сторон: личности с его индивидуальными
особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях,
интересах, склонностях, характере и темпераменте и специальности  с теми 
требованиями, которые она предъявляет человеку.

Притча о возможностях и
способностях

Один
человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он,
словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто
цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек
решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:


Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

Но
орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На
следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь
произнес:


Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А
потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе,
опять потрусил в курятник.

На
третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую
вершину и сказал:


Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На
этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была
пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался
все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора, и деревня, и курятник,
и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки
научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его
пронзила мысль, что его место — действительно в небе. И тогда он понял, что
всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад
к ним не вернется уже никогда…

Обсуждение с детьми притчи.         
                                                              

 Игровая разминка.

“Угадай
профессию”.

Желающим
я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки
одноклассникам нельзя.

Задание:
необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и
мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый
список профессий
:
Плотник, пилот, жонглер, штукатур, швея, врач, художник и т.д.

 «Самая-самая»

Упражнение
проводится в круге

Инструкция:Сейчас вам
будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по
очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени
данной характеристике соответствуют,

1. Ведущий называет первую характеристику, а участники
сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у
кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной
характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие
вопросы.

2. Далее
называется следующая характеристика.

Назовите
профессии:

·        
Самая
зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)

  • Самая сладкая (кондитер,
    продавец в кондитерском отделе …)
  • Самая денежная (банкир,
    профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
  • Самая детская (воспитатель,
    педиатр, учитель…)
  • Самая смешная (клоун,
    пародист…)
  • Самая общительная (журналист,
    экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
  • Самая серьезная (сапер, хирург,
    разведчик, полицейский, политик, психолог…)

Обсуждение

Важным
элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить
уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть
субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий
должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная
называется профессия депутата Госдумы страны, то можно уточнить у школьника, а
знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими
высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями
определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

Для того чтобы упражнение проходило более интересно,
ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики
профессий, которые должны заинтриговать участников.                                

2.Основная часть

« Профессиональные качества»

Каждая профессия требует набора определенных качеств,
которыми должен обладать представитель данной профессии. Сейчас мы выясним
качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники.
Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий.
Запись осуществляется учителем на доске.

ВРАЧ

УЧИТЕЛЬ

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Гуманность

Любовь к детям

Честность

Терпение

Тактичность

Гуманность

Порядочность

Собранность

Интуиция

Образованность

Эрудированность

Информированность

Ответственность

Терпение

Знание законов

Коммуникабельность

Точность

Находчивость

Непредвзятость

Точность

Собранность

Самосовершенствование

Информированность

Образованность

Сила воли

Эрудированность

Тактичность

Находчивость

Информированность

Интуиция

Ответственность

Тактичность

Образованность

Воспитанность

Собранность

Интуиция

Жизнерадостность

Информированность

Коммуникабельность

Ответственность

Милосердие

Коммуникабельность

Интуиция

Порядочность

Ум

Милосердие

Умение оперировать цифрами, информацией

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети
угадывают и называют профессию.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

Смелость

Решительность

Знание психологии

Находчивость

Находчивость

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Самосовершенствование

Ответственность

Собранность

Отвага

Решительность

Патриотизм

Воображение

Знание техники и оружия

Артистичность

(ВОЕННЫЕ
специальности)

(КЛОУН)

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы –
такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой
специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Педагог-психолог
проанализировала причины, по которым люди совершают ошибки при выборе будущей профессии:

 7
ОШИБОК В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1.      Не
обязательно работать по специальности.

Еще
недавно профессию выбирали один раз и на всю жизнь. Сейчас профессиональную
деятельность меняют каждые 5–8 лет, переходя из одной сферы в другую. Но нужно
помнить, что образование, которое ты получишь первым, наложит сильнейший
отпечаток на твое мировоззрение. Выбирая вуз и специальность, подумай о том,
чем ты на самом деле планируешь заниматься после получения диплома.

2.      Престижная
профессия – это круто.

Некоторые
подходят к выбору профессии только с точки зрения престижности, забывая о таком
критерии, как «важность для общества». В то же время профессии экономиста,
водопроводчика и социального работника наделены одинаковым коэффициентом той
самой важности. Принимай во внимание престижность профессии только после учета
собственных интересов и способностей. Иначе можно овладеть «модной»,
но не приносящей удовольствия специальностью. Будут ли престижные сейчас
профессии таковыми через 10-15 лет?

3.     
Уступлю желанию родителей.

Часто
родители, действуя из лучших побуждений, настаивают на выборе профессии,
которой успешно занимаются несколько поколений родственников. Или предлагают
специальность, о которой мечтали сами. Подумай, хочешь ли ты «носить не свою
одежду»?

4.     
«За компанию».

Профессия,
которая подходит твоему другу, тебе может быть противопоказана. Необходимо
разобраться, что действительно интересно тебе, а не друзьям.

5.     
Нравится человек – нравится профессия.

Иногда
значимые для нас люди заражают своей «влюбленностью» в профессию и мы начинаем
видеть ее их глазами. Необходимо абстрагироваться от личности рассказчика и
изучить профессию самостоятельно.

6.      Есть
легкие профессии.

Красивая
внешняя сторона профессии не дает представления об огромных затратах труда. За
легкостью, с которой актер создает образ, стоит напряженный, будничный труд.
Тележурналисты тратят иногда несколько дней на поиск информации, чтобы
подготовить 10-минутное сообщение.

7.     
Любимый школьный предмет = профессия.

Например,
ты любишь иностранный язык.  Профессий, где требуется знание языка, много
(переводчик, экскурсовод, дипломат), но не всегда языковая подготовка является
в них ключевой составляющей. Всегда учитывай, какие реальные занятия и
профессии стоят за предметом, который тебе нравится.

3. Завершающий этап

В завершении занятия педагог-психолог дарит учащимся притчу.

У людей,
занятых одним делом спрашивают, что они делают.

Один
говорит: «Я таскаю камни».

Другой:
«Зарабатываю на пропитание».

Третий:
«Строю храм»

Педагог-психолог: «Я желаю вам всегда относиться к третьей категории люде и построить
свой храм».

Выбор
профессии — это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не
только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни.
Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним про­явлениям, без учета ее
внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств — это
эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружаю­щим.
А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Готовых
решений ни для кого нет. Каждый человек — не столько представитель какого-либо
«вида» или «типа», сколько он сам.

Если
вы задаете себе вопрос о выборе профессии — зна­чит, этот вопрос для вас
актуален. Любое серьезное решение должно строиться продуманно на объективной
информации. Хотелось бы пожелать всем удачи. Возможно, вы понимаете удачу как
удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне
прогнозируемо, а значит, могут быть подвластны вам. Учитывая все советы,
двигайтесь в простран­стве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том на­правлении,
в каком пожелаете. А выбор остается за вами. Выбирайте!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Центр Развития Творчества Детей и Юношества 

Методическая разработка занятия по теме «Ошибки в  выборе профессии» из цикла занятий по образовательно-развивающей программе  «Профессиональный выбор».

Слайд 1

Копылова Татьяна Николаевна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.

Творческое объединение «Твой выбор» (профессиональное самоопределение старшеклассников).

Тема занятия: «Ошибки в  выборе профессии».

Изучение нового материала.

Время занятия: 40 минут

Цель: Создание условий для формирования умения определять ошибки в выборе профессии.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.дать первоначальное представление, что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана.

Развивающие задачи:

1.сформировать у обучающихся умение определять причины, приводящие к ошибкам в выборе профессии.

Воспитательные задачи:

1.прививать чувство ответственности к выбору профессии.

Оборудование:

1.Компьютер или ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия).

2.Карточки с ситуациями ошибок.  

3.Распечатанные на принтере  буклеты.

4.Мольберт.

5.Стол.

6.Стулья.

Методы обучения: 

1.Словесные методы обучения: 

  1. Мини-лекция (объяснение);
  2. Диалог и дискуссия (выработка общего определения).
  3. Индивидуальная работа и работа в парах.
  4. Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).
  5. диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом).

2. Метод игры:

  1. Игры: развивающие.

3. Наглядный метод обучения:

  1. Наглядные материалы (карточки с ситуациями, буклеты, чметод демонстраций презентаций  занятия, видео).

4.Практический:

 Упражнения.

Ход занятия.

1.Ритуал приветствия. 

Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу);

Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».

— Ребята, поздоровайтесь  друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.

 -Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел;

 -Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!;

-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно (обучающиеся по цепочке здороваются ).

2. Определение темы занятия.  

Слайд 2(Решены неправильно примеры)

  -Посмотрите на слайд, что мы видим?

 (Ответы воспитанников: ошибки в решении примера)

Слайд 3.(ДТП)

 -К чему приводят ошибки пешеходов при переходе через проезжую часть? (Ответ: ошибка пешехода при переходе через проезжую часть)

Слайд 4. (Ответ: ошибки в работе хирурга)

-К чему могут привести ошибки в работе хирурга? (Ответы детей)

        -Как вы думаете, какая тема нашего занятия? 

(Ответы обучающихся с выходом на тему: «Ошибки в выборе профессии»).

Время 3 минуты.

Слайд 5.

3. Основной этап.  / 25 минут/.

И так тема нашего занятия определилась: Ошибки в выборе профессии.

          -Мы с вами должны выяснить, что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации.

           -Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало, молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

          -Давайте попробуем разобраться и определить основные ошибки молодых людей в выборе профессии.

Слайд 6.

1.Выбор из соображений моды или престижа. (Обыгрывание ситуации приводящей к данной ошибке). (Приложение 1).

        -В данный момент среди молодых людей престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

-Что вы думаете по данному пункту ошибки? 

 (Ответы воспитанников:

1.Престижность профессии должна учитываться — но после учёта интересов и способностей.

2. Можно владеть  «модной», но не приносящей удовольствия профессией.

3. Оказаться непригодным к выполнению основных рабочих функций…и приходится менять профессию).

Слайд 7.

2.Выбор за «компанию». (Обсуждение видеоролика, см. в приложении 4)

 — Самый надежный способ не слышать себя. У каждого человека – свой путь. Множество примеров того, как люди лишают себя покоя, индивидуальности, силы, энергии, желания жить, просто потому, что выбрали, за компанию с друзьями или просто засмотревшись на чужой успех, забывая, что за внешними проявлениями скрывается жизнь (ежедневная работа), другие способности, другие возможности, другие мечты и другие ограничения. 

      -Какие выводы  можно сделать по этой ошибке? (Ответы воспитанников:

  1. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.
  2.  Повторить чужой успех не возможно.)

Слайд 8.

3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку. (Карточки с ситуациями данной ошибки) (Приложение 2).

         — У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету, «нравится литература, значит, буду литератором». Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным. Выводы  по данному пункту ошибки.

          — Как бы вы охарактеризовали выбор, сделанный в данных ситуациях, ваши выводы?

          ( Ответы воспитанников:

1. Если восхищает душевность  учителя —  это не значит, что тебе нравится математика сама по себе или литература.

2.Не стоит выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности).

Слайд 9.

4.Уступка давлению влиятельных людей.  (История ошибки в выборе профессии, беседа с педагогом дополнительного образования)

— Люди, подверженные чужому влиянию, чаще, чем нужно, следуют чужим советам или выбирают профессию по настоятельному совету родителей. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей или под давлением родителей.

(Беседа с приглашенным на занятие педагогом дополнительного образования Кирсановой Натальей Сергеевной).

        — Кто повлиял на выбор профессии в данной ситуации, и какие выводы по данному пункту ошибки?

 (Ответы воспитанников:

1 Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей

2 Можно помогать, но не заставлять.).

Чтобы не допускать ошибок, надо иметь преставления о профессиях.

Предлагаю вам такое задание:

 Я называю несколько ассоциаций, связанных с профессией, а вы называете саму профессию.

  1. Латынь, тонометр, ампула, халат – врач.
  2. Конституция, суд, кодекс, консультация – юрист
  3. Накладная, чек, цена, витрина – продавец
  4. Кипа бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер
  5. Каскад, лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер
  6. Камера, студия, негатив, пленка – фотограф
  7. Винчестер, клавиатура, диск, мышка – программист…

Слайд 10.

Всегда помните: окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.  Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию.

Основные ошибки выбора профессии вы уже знаете, об остальных прочитаете в буклете (Приложение 3). 

Слайд 11.

Домашнее задание. 

Ответьте письменно на следующий вопрос и запишите в своей тетради для профориентации:

        1.Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии?                 2.Переговорите с родителями об их профессии и попробуйте выяснить ошибки.

Слайд 12.

4. Подведение итогов:  /5 минут/.

1.О чем мы с вами сегодня говорили?

2. Что важного я сегодня узнал (а)?

3. Что пригодится мне в будущем?

      4.Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии:

(Ответы детей)

1.Выбор из соображений моды или престижа.

2.Выбор за «компанию».

3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку

4.Уступка давлению влиятельных людей.  

Слайд 13.

5.Заключительная этап:а/ рефлексия занятия. /5 минут/.

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь.

-Сейчас на улице зима, и я хочу подарить вам частичку лета. Оправдались ли ваши ожидания,  какие чувства вы испытали от нашей встречи?

Для ответа выберите только один цветок.

  1. Как я оцениваю занятие?
  2. Моя работа на занятии?
  3. Работа педагога?

Желтый – разочарование

Розовый  – удовольствие

Голубой  – чувства неопределенности

Слайд 14.  Будьте уверены в себе!  Успехов!

б/ ритуал прощания.   /3 мин/.         

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова. 

Инструкция:

«Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».

Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!»

Литература

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-2-е изд., дораб. — М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996.
  2. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 1995
  3. Пряжников Н.С. Профориетрация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М .: ВАКО, 2005.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
  6. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2006

Приложение 1

Сценка: Ошибка « Выбор из соображений моды или престижа. «

Разговор двух старшеклассников.

    Валерия: — Здравствуй, Максим! Ну как …. , куда идешь учиться, ты по-моему выбирал профессию инженера?

 Максим: — Привет, Лера!  Да нет, я передумал. Поступаю на юридический, сейчас профессия юриста престижная.

Валерия: — Ты когда-то говорил, что профессия инженера тебе интересна, нравиться, да и способности у тебя к технике?

Максим: — Ну что там инженер, да зарплата не на уровне.

 Валерия: — А  не думаешь ли ты о том, что профессия юриста не очень востребована на рынке труда, как будешь после окончания университета устраиваться на работу???

Максим: — Да ладно, закончу, там видно будет.

Приложение 2

Карточки с ситуациями ошибок.

— Людмиле в школе очень нравились уроки  математики, учитель любила свой предмет и была очень душевным человеком. Девушка в школе активно занималась общественной работой. Выбрала профессию учителя математики. Получив профессиональное  образование, несколько лет проработала в данной должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу занятости.

Руслан  хорошо писал  сочинения и решил, что его призвание журналистика. Поступил, однако, профессия журналиста предполагала частые поездки, умение вникать в различные сферы деятельности и взаимоотношения людей. Поэтому работать он не смог, так как долго и тактично не умел разговаривать с людьми.

Занятие «Как избежать ошибок
в выборе профессии?»

Автор: Михеева Венера Александровна

Организация: МБОУ «Куженерская СОШ №2»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Куженер

Аннотация

Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. Стало нормой такое социальное явление, как неоднократная смена профессии человеком на протяжении всего периода жизни. Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда.

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.

На средней ступени обучения общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Занятие составлено на основе учебно-методического комплекта Резапкиной Г.В. «Психология и выбор професии»: Программа предпрофильной подготовки и Рабочая тетрадь учащегося. – М.: «Генезис», 2005.

Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения. Занятие разработано с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. В содержание занятия входят деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементов исследовательской и проектной деятельности. Занятие разработано на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Эффективное преподавание занятия предполагает осознание педагогом цели урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Ведущая идея данного занятия – помочь обучающимся в выборе будущего профессионального направления; дать им возможность получить реальный опыт применения качеств личности в различных областях профессиональной деятельности; проявить себя; добиться успеха. Помогает вооружить обучающихся прочными навыками самостоятельной умственной работы. А также помочь раскрыть учащимся возможные ошибки при выборе профессии; показать учащимся необходимость учета различных факторов в выборе профессии.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения учащиеся должны:

  • Узнать какие ошибки при выборе профессии существуют.
  • Рассмотреть технологию выбора профессии.
  • Уметь полученные знания применять в обучении, в профессиональном становлении и в самосовершенствовании, грамотно и разумно использовать источники информации и психофизиологические ресурсы своей личности.

Содержание

Введение

………………………………………………………………………………… 5

Основная часть

………………………………………………………………………………… 5

Заключение

………………………………………………………………………………. 10

Список литературы

………………………………………………………………………………. 11

Приложение

………………………………………………………………………………. 12

Введение

Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этом занятии мы приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники, абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».

Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые, например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце занятия находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых действий для достижения цели.

Цель: расширить знания учеников по теме «Ошибки в выборе профессии», выявить основные причины неправильного выбора.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии;
  2. Развивающая: способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, саморефлексии;
  3. Воспитательная: воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.

Формы работы: дискуссия, работа в группах, элементы мозгового штурма, рассказ, словесная иллюстрация, создание ситуации апперцепции и актуализации опорных знаний.

Материалы: листы бумаги; ручки; карандаши; проектор; компьютер; проблемные вопросы; список возможных ошибок, допускаемых при выборе профессии; карточки с заданиями.

Основная часть

Всем добрый день!

Слайд 2

РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ. Каждый участник (ручкой, карандашом) один раз в сектор «Моё настроение в начале занятия» «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.

Обсуждение результатов заполнения листа.

— Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения. Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся).

Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям.

Прочитайте, пожалуйста, цитату на СЛАЙДЕ:

Слайд 3 «Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители….» Ю.М.Орлов.

— Как вы понимаете эту фразу?

— Что для вас значит фраза: «сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки»?

Мотивационная беседа.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (ответы учащихся)

Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

(Постановка проблемных вопросов занятия)

— Что такое ошибка в выборе профессии?

— Чем она может быть вызвана?

— Каковы последствия ошибок?

(Проблемные вопросы вывешиваются на доске)

— На эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало, молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

— Кем вы хотели стать в детстве?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

— Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.

— Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.

Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.

В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (Приложение 1,табл.1)

Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности.

— Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В вузах и сузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, учрежения финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт?

Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

— Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.

Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.

Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.

Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства [6].

Задание 1. Игра «Приведи в соответствие» (Работа по карточкам в микрогруппах).

Ребята делятся на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая группа получает карточки, обсуждает и анализирует жизненные ситуации, предложенные на карточках, составляют список допущенных при выборе профессии ошибок.

Затем учащиеся каждой группы зачитывают результаты своего обсуждения. Остальные – дополняют или уточняют. В конце обсуждения ребята должны ответить на вопрос: чем были вызваны допущенные ошибки?

Списки ошибок, составленные группами, вывешиваются на доску. Затем результаты работы групп сравниваются со списком, предложенным ведущим (расположен на слайдах 8-11).

Релаксация (Запусти смелость желать и энергию действовать).

Цель: регуляции работоспособности, настроения и самочувствия.

При принятии ответственного решения, а выбор профессии это должен быть очень ответственный и осознанный шаг, мы испытываем различные чувства: волнения, беспокойства, радости и т. д. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, можно сидя или стоя. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает внутренний луч, который постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Еще раз увидьте и почувствуйте, как эта светящаяся энергия входит в Вас через голову, проходя по телу, выходит через стопы.

(Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз). Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком. Я стал уверенным и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.

Это задание ребята выполняют в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

— «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?».

Заключение

— (На слайде 12 расположена цитата): «И ошибка бывает, полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее с собою до старости». Как вы понимаете эти слова? Ответы учащихся.

Давайте, ребята, вместе посмотрим фильм «Право на ошибку» (Г. Резапкина) (просмотр фильма)

В этом сюжете показаны, какие ошибки совершают ребята при выборе профессии.

— Какие Вы услышали ошибки? (Выбор под влиянием книг или фильмов, выбор через отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, выбор родителей, в том числе как продолжателей семейного дела, выбор «за компанию» с друзьями, выбор из соображений «престижа», популярности и высокой заработной платы, советы случайных людей, не относящихся к окружению человека).

— На что стоит обратить внимание при выборе профессии?

— Может и в вашей жизни встречались люди, которые сначала сделали свой выбор по ошибки, но потом исправили её?

Рекомендации для избежания ошибки выбора профессии (слайд 13)

Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.

Можно вывести несколько простых правил и советов, которые помогут избежать большей части ошибок:

  1. Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.
  2. Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.
  3. Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.
  4. Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.
  5. Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.
  6. На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для поступлений.
  7. Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые государственные экзамены на максимально хороший результат.
  8. Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.

Надеемся, что вся представленная выше информация была Вам полезна, и ошибки выбора профессии совершаться не будут.

Заполнение листа рефлексии.

(Слайд 14) РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ. Каждый участник (ручкой, карандашом) три раза (по одному в сектор «Моя деятельность», «Работа в группе», «Моё настроение в конце урока») «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.

Обсуждение заполнения листа

Список литературы:

  1. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
  2. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / [С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская]; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб., Речь, 2006. – 240 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
  5. Резапкина Г.В. скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010. – 48 с.
  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 4-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 144 с.
  7. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 – 128 с.
  8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

Приложение

Таблица 1

Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Приложение 2

Презентация ««Как избежать ошибок в выборе профессии?»

Приложение 3

Фильм «Право на ошибку»

Приложения:

  1. file0.docx.. 47,8 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,5 МБ

Опубликовано: 18.10.2021

План-конспект занятия по профориентации

Тема «Ошибки при выборе профессии»

Цель занятия: ориентация учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их способностей и психологических особенностей

Задачи занятия:

  • корекционно-развивающие: развитие логического и абстрактного мышления; развитие памяти, внимания, воображения, развитие умений осуществлять рефлексивную деятельность.

  • образовательные: ознакомление с основами правильного выбора профессии, выявление профессиональных интересов, помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.

  • воспитательные: формирование интереса к учебе, предмету; формирование самостоятельности, формирование стремления к познанию себя, совершенствованию своих навыков.

Оборудование:

  • для учителя:

компьютер, проектор, презентация «Ошибки при выборе профессии».

  • для учащихся:

листы, ручки.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций).

Используемые психолого-педагогические технологии: технология деловых игр, информационно-коммуникативные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, мультимедиа технологии.

Ход занятия

1.Организационный момент:

  • Организация рабочего места;

  • Приветствие;

2. Основная часть

Притча. Несчастный хирург

Один доктор стал величайшим хирургом своей страны и стал президентом Национального общества хирургов. По этому поводу было устроено торжественное празднество в его честь. Но он был печален.

К нему подошел его друг и сказал:

– Ты добился того, о чем многие даже не мечтают – стал величайшим хирургом. Почему же ты так печален?

– Всё дело в том, что я преуспел в том, чего никогда не хотел, – сказал хирург, – я никогда не хотел быть хирургом и теперь от этого не убежишь. Если бы я потерпел неудачу, тогда бы у меня был шанс, и я мог бы заняться своим любимым делом. Но теперь я чувствую себя прикованным к делу, которое мне не по нраву.

– Ты, должно быть, шутишь? – воскликнул друг. – Самая большая честь для хирурга – стать президентом Национального общества. Твоя жена счастлива, твои дети счастливы, тебе все оказывают величайшее уважение!

– Но я не уважаю сам себя – вот что скверно. Я хотел стать танцором, но мои родители были против, и я им подчинился. Я был слабовольным. И теперь я несчастен оттого, что, став великим хирургом, я остался самым посредственным в том деле, которому мечтал посвятить свою жизнь.

История Демосфена

Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно.

Он решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков. Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.

Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.

Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.

Рассказ с элементами беседы об ошибках при выборе профессии сопровождается показом презентации

Слайд 1-5. Беседа с учащимися о том что, правильный выбор профессии – путь к успеху. Рассуждение о том, что никогда не поздно поменять свою профессию

Слайд 6-20. Ошибки при выборе профессии:

  1. «Близорукость» – уверенность в неизменности престижа выбранной специальности

  2. «Вуз-локомотив» – данная позиция заключается

в том, что главное – поступить, а там все пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможность для самообучения)

  1. «Неправильный образ Я» – неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора

  2. «Незнание своего здоровья» – незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

  3. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность

  4. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не на специальности, т.е институт стал самоцелью, а не средством

  5. «Погоня за деньгами»

  6. «Гипноз личности» – перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию

  7. «Отказ от профессии», к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности. Все профессии важны

  8. «Родительское благословение»

  9. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны, недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности

  10. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избегания призыва в армию

  11. «За компанию»

  12. «Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых и друзей, кумира, общественного мнения и моды

  13. «Школьный успех» – отождествление учебного предмета с профессией

3. Завершение работы:

  • Подведение итогов. Рефлексия (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тренера спортивной школы ошибка
  • Тренер повторил мою ошибку перевод на английский
  • Тратить нервы лексическая ошибка
  • Тратить здоровье лексическая ошибка
  • Траст валет ошибка пыли