Третьеклассники активны каждый стремится заметить ошибку товарища

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и ис­править ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошиб­ку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, кото­рая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, про­демонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учитель­ницы.

В о п р о с ы   и   з  а д а н и  я

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

Третьеклассники
активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем
усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не
было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски,
и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира
лучше читала, – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она
может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

Педагогическая проблема: устойчивое
формирование мотивов поведения (желание выделиться, заслужить похвалу,
самоутвердиться за счет неудачи других)

Причины:
— нереализованная потребность
ученицы в признании, похвале, нехватка внимания, одобрения и признания, желание
выделиться и самоутвердиться среди одноклассников;

— неверные акценты учительницы во
время проведения фронтальной работы, направленной на обсуждение ответа ученика:
одобрение и похвала вообще наличия критических замечаний учащихся, а не
конструктивность высказанных замечаний;

— отсутствие на предыдущем этапе
урока установки на качественный анализ ответов и ориентирования учеников на
внимательное слушание от начала до конца, уважительное отношение друг к другу.

Выбор способов решения педагогической задачи. 
Это самый трудный этап. И при постановке педагогической задачи, с учетом того,
что задача имеет триединый характер, учителю нужно определить стратегическую,
тактическую и оперативную задачи.

В данной ситуации можно предложить несколько способов решения.

Обратиться к классу и сообщить, что сейчас никто руку не поднимает и не
мешает ответу у доски. Напомнить об уважительном отношении друг к другу и
внимании к ответу одноклассников.

Прервать ответ ученицы у доски, обратиться напрямую к ученице с
поднятой рукой и объяснить, что ошибки в ответе сейчас не обсуждаются,
необходимо дослушать ответ.

Можно игнорировать поднятую руку девочки, но в этом случае ученица
продолжит мешать ответу у доски.

Необходимо более глубоко продумать систему работы, выявить ошибки в
собственной деятельности, создавать в классе атмосферу взаимного уважения и
взаимной поддержки. В то же время необходимо строить учебный процесс не на
основе соревновательности и сравнивания детей друг с другом, а на признании
ценности каждой личности, её достижений и прогресса каждого ученика. можно
провести ряд мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Одной из таких
форм работы является – коллективная творческая деятельность (КТД). В
процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в группах,
делить успех и с другими, брать на себя ответственность, узнают друг о друге
много нового.  Таким образом, происходит два важных процесса: формирование
личности школьника; формирование и сплочение классного коллектива. 

Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём
думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать
их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении
радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих,
эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой
смене настроений. С годами всё больше развивается способность регулировать свои
чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют
оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование
самооценки школьников раскрывается в ряде исследований ( Б.Г. Ананьев, Л.И.
Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы
школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений
школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают
преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на
степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается
необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная
(заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».

Исследования Славиной Л.С. показали, что у младших школьников
обнаруживаются все виды самооценок:

— адекватная устойчивая;

— завышенная устойчивая;

— неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя,
свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его
успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет
стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их
объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в
позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы
товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки
зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на
разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности,
привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в
детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной
оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его
моральный рост».

Для обучения младших школьников приемам самооценивания и
взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы
оценивания:

1. Папки индивидуальных достижений. На каждого ученика должны
быть заведены папки индивидуальных достижений, в которых накапливались
контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по
основным предметам (русский язык, математика, чтение).

2. Тематические оценочные листы. В оценочных
листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных
символов (1-й класс), например: «круг» — тема усвоена полностью, знания
осознанные, прочные; «квадрат» — тема в целом усвоена; «треугольник» — тема
усвоена не до конца; «отрезок» — тема не усвоена. При оценке по 5-балльной
шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям
по ликвидации пробелов в знаниях, и подбирается материал для индивидуальной
работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и
самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки,
планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог
объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой
темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках
данной темы.

3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно
оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям,
выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным
темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с
оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно
проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя,
задают вопросы учителю на страницах дневника.

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

Педагогическая проблема: устойчивое формирование мотивов поведения (желание выделиться, заслужить похвалу, самоутвердиться за счет неудачи других)

Причины:
— нереализованная потребность ученицы в признании, похвале, нехватка внимания, одобрения и признания, желание выделиться и самоутвердиться среди одноклассников;
— неверные акценты учительницы во время проведения фронтальной работы, направленной на обсуждение ответа ученика: одобрение и похвала вообще наличия критических замечаний учащихся, а не конструктивность высказанных замечаний;
— отсутствие на предыдущем этапе урока установки на качественный анализ ответов и ориентирования учеников на внимательное слушание от начала до конца, уважительное отношение друг к другу.

Выбор способов решения педагогической задачи. Это самый трудный этап. И при постановке педагогической задачи, с учетом того, что задача имеет триединый характер, учителю нужно определить стратегическую, тактическую и оперативную задачи.

В данной ситуации можно предложить несколько способов решения.

Обратиться к классу и сообщить, что сейчас никто руку не поднимает и не мешает ответу у доски. Напомнить об уважительном отношении друг к другу и внимании к ответу одноклассников.

Прервать ответ ученицы у доски, обратиться напрямую к ученице с поднятой рукой и объяснить, что ошибки в ответе сейчас не обсуждаются, необходимо дослушать ответ.

Можно игнорировать поднятую руку девочки, но в этом случае ученица продолжит мешать ответу у доски.

Необходимо более глубоко продумать систему работы, выявить ошибки в собственной деятельности, создавать в классе атмосферу взаимного уважения и взаимной поддержки. В то же время необходимо строить учебный процесс не на основе соревновательности и сравнивания детей друг с другом, а на признании ценности каждой личности, её достижений и прогресса каждого ученика. можно провести ряд мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Одной из таких форм работы является – коллективная творческая деятельность (КТД). В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в группах, делить успех и с другими, брать на себя ответственность, узнают друг о друге много нового. Таким образом, происходит два важных процесса: формирование личности школьника; формирование и сплочение классного коллектива.

Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований ( Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».

Исследования Славиной Л.С. показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:

— адекватная устойчивая;

— завышенная устойчивая;

— неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост».

Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания:

1. Папки индивидуальных достижений. На каждого ученика должны быть заведены папки индивидуальных достижений, в которых накапливались контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по основным предметам (русский язык, математика, чтение).

2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1-й класс), например: «круг» — тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» — тема в целом усвоена; «треугольник» — тема усвоена не до конца; «отрезок» — тема не усвоена. При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях, и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы.

3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника.

1. Задания по практической педагогике

Выполнила: студентка группы
ЗФ 509/072-6-1 Кп
Рыбалова М. В.

2.

Задание № 1
Педагогическая ситуация 14
Третьеклассники активны: каждый стремится заметить
ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии коекто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там,
где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво
следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво
машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит,
чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о
себе, продемонстрировать, что она может читать лучше,
чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.
1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим
одноклассникам?
2. Какой стиль отношений между учащимися формируется
в таких условиях?
3. Какие выводы должен сделать учитель?
4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

3.

Анализ ситуации.
1. Представленная ситуация относится к области
воспитания и формирования личности, учебной
деятельности, а также проблемам методов контроля
и оценивания и формирования у младших
школьников регулятивных универсальных учебных
действий. Проблема в данной ситуации состоит в
том, что у ученицы сформировались устойчивые
мотивы поведения (желание выделиться, заслужить
похвалу, самоутвердиться за счет неудачи других),
направляющие личностное развитие девочки и
формирование учебной деятельности не по тому
пути, который намечен учителем.

4.

2.
Процесс воспитания направлен на
формирование социально значимых качеств
личности, на создание и расширение круга ее
отношений к окружающему миру – к обществу,
людям, самому себе. Цели, которые ставит
перед собой педагог, выступают как некоторый
продукт деятельности ученика; процесс
достижения этих целей также реализуется через
организацию деятельности ученика; оценка
успешности действий педагога производится на
основе того, каковы качественные сдвиги в
сознании и поведении школьника.

5.

3. Возможные причины возникновения подобной
ситуации:
— нереализованная потребность ученицы в
признании, похвале, нехватка внимания, одобрения
и признания, желание выделиться и самоутвердиться
среди одноклассников;
— неверные акценты учительницы во время
фронтальной работы, направленной на обсуждение
ответа ученика: одобрение и похвала вообще
наличия критических замечаний учащихся, а не
конструктивности высказанных замечаний;
— отсутствие на предыдущем этапе урока установки
на качественный анализ ответов и ориентирования
учеников на внимательное слушание ответа
одноклассника от начала до конца, уважительное
отношение друг к другу.

6.

4.
Цель деятельности учителя в данной ситуации
– сформировать у ученицы ценностное
отношение к одноклассникам, а также
сформировать мотивы учебной деятельности.
Задачи:
— создать условия внимательного и
доброжелательного отношения учеников друг к
другу;
— создать условия для самовыражения ученицы и
получения одобрения за учебные достижения;
— создать условия для осознания ученицей цели
контроля учебной деятельности.

7.

5. В данной ситуации можно предложить несколько способов
решения.
Обратиться к классу и сообщить, что сейчас никто руку не
поднимает и не мешает ответу у доски. Напомнить об
уважительном отношении друг к другу и внимании к ответу
одноклассников.
Прервать ответ ученицы у доски, обратиться напрямую к
ученице с поднятой рукой и объяснить, что ошибки в ответе
сейчас не обсуждаются, необходимо дослушать ответ.
Можно игнорировать поднятую руку девочки, но в этом случае
ученица продолжит мешать ответу у доски.
Очень важную роль может сыграть метод обучения в
сотрудничестве. Работая в коллективе, человек вынужден
думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто
трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в
сотрудничестве создает условия для позитивного
взаимодействия между учащимися в процессе достижения
общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха
(т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии,
что и остальные члены группы достигнут своих целей.

8.

6.
В случае самоанализа педагогической
деятельности, проведения
целенаправленной и систематической
воспитательной работы, грамотного
управления учебной деятельностью
учащихся подобные ситуации не будут
происходить в классе. Учащиеся придут к
осознанию и проявлению уважительного
отношения друг к другу, поймут, что
подобное поведение не приводит к
похвале, что в классе ценятся конкретные
учебные достижения, критичный ум и
обоснованный анализ.

9.

7. Представленная ситуация актуальна в
современной школе, т.к. младшие школьники
часто стремятся выделиться среди одноклассников
одеждой, гаджетами, поведением – это может
быть проявление естественной потребности в
признании и самоутверждении или поведение,
обусловленное недостатком внимания со стороны
родителей и педагогов. Для младших школьников
ведущим видом деятельности является учебная
деятельность, и учителю необходимо создать
условия для личностного развития в учебной
деятельности, формирования ценностных
ориентаций. В то же время, необходимо строить
учебный процесс не на основе соревновательности
и сравнивания детей друг с другом, а на признании
ценности каждой личности, ее достижений и
прогресса каждого ученика.

10.

Опорная схема анализа видеоролика

п/п
1
2
Характеристики, оценки, выводы Подтверждение позиции -указание на наблюдаемые
по анализируемым компонентам
факты, события (в видеоролике)
ситуации общения
Особенности ситуации общения (проблема, особенности микро- и макро-условий общения)
Чувство превосходства со стороны
«Или ты уходишь, или садишься и молчишь весь урок,
учителя, отсутствие
как рыба». «Я вообще могу уйти из школы и
взаимопонимания, тактичности,
устроиться фармацевтом….»Девочка вяжет во время
внимательности.
урока, Ученики отвечают высказывания учителя
нетактично, без должного уважения. Неадекватное
выставление отметок.
Возрастные, групповые психологические особенности участников общения
У обучающихся старших классов Ученики оспаривают мнение учителя, оспаривают
уровень
удовлетворенности выставляемые оценки. Подросток выходит из класса,
личными
коммуникативными несмотря на запрет учителя.
способностями
выше
уровня
потребности
в
них.
Изменения
уровня сознания,
практически
полноценная
реализованность и уверенность в
своих силах, умениях, навыках,
приводит к тому, что в настоящий
момент подростки и старшие
школьники
удовлетворены
собственными коммуникативными
способностями.

11.

3
Цель, задачи педагога в ситуации
Избавиться от нежелательного ученика, навязать
свое мнение ученикам, не учитывая их мнение.
Стремление обозначить статус учителя выше
учеников.
4
Учитель игнорирует желание выйти к доске и
ответить. Неадекватно выставляет оценки, не
учитывает мнение класса при оценивании
ответа ученика.
Характеристика методов, приемов, форм и др. средств педагогического воздействия
Унижение
учеников,
ультиматум
оскорбления,
давление, «Или он-или я», безразличие к занятиям
учеников на уроке, невнимательно, без интереса
слушала ответы учеников, не проверила
правильность записей на доске.

12.

5
6
7
Оценка стиля педагогического общения
Авторитарный педагогический стиль
Отношение учителя к ученику Шарову,
У учителей авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на запрет в ответ на просьбу выйти из класса.
жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том,
что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону,
делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в
адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.
Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и
указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем
будет работать, и т.д.
Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих
учеников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы,
сколько относительно личности исполнителя.
Результаты взаимодействия; прогноз развития ситуации, личности и межличностных отношений
На уроках у авторитарного педагога ученики теряют активность или
Отсутствие уважения к учителю, интереса
осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую к учебной деятельности, посторонние дела
самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на
и разговоры во время урока.
психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное
развитие ребенку отводится пассивная позиция
Предложения, рекомендации по оптимизации поведения и ситуации, использованию средств общения
Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее,
Изменить отношение к всезнайке-Шарову,
понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
увидеть в нем талантливого ученика.
Больше уверенности учителю,
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
пересмотреть свое отношение к ученикам
доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила
и в первую очередь, к своей работе в
обучающемуся радость.
целом. Ответить на вопрос:
Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения,
«Действительно ли я занимаю своё
устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции»
место?»
обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).

13.

Пословицы и поговорки на тему семейных ценностей — одни из самых
популярных в наше время.
С пословицами и поговорками о семье, придуманными в давние времена, нам
передались эталоны воспитания, отношений между людьми, в них описаны
нормы морали и этики, которые у каждого народа немного отличаются. Из них
мы узнаем стиль восприятия тех или иных событий родным народом, его
мнение о важности различных факторов: дружбе, верности, доверия друг к
другу, любви, понимании. Глубокий смысл некоторых поговорок не лежит на
поверхности и его понимание приходит не сразу.
Пословицы и поговорки -это жанр фольклора, в котором наиболее красочно
описаны бытовая жизнь, периоды развития народа, исторические события,
опыт, взгляды на происходящее, разумность. Дети узнают из них множество
фактов не только об истории, но и о нем самом, человеке, который живет в
обществе.
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.

14.

Родительский авторитет был мощным фактором в воспитании. В русских загадках, как и в
пословицах и поговорках подчеркивается важность не только наличие детей в семье, но и
правильность их воспитания. Считалось всегда, что воспитание- это непростой процесс.
Также прослеживается проявление заботы и любви к своим детям. Мать и отец –
родные люди, безгранично любящие свое дитя, несущие ответственность за его
воспитание независимо от его поступков, мнения окружающих, состояния его здоровья. Без чего
на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…
Ответ: семья
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит?
Ответ: мама
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
Ответ: мама

15.

Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит
человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к
самому дорогому человеку на свете. Но бывают случаи , когда
мать предают, забывая о своем рождении, о своих корнях и
истоках. О такой истории и повествует «Легенда о материнской
любви» замечательного педагога Василия Александровича
Сухомлинского. Любовь сопровождает человека на протяжении
всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.
В самом названии кроется огромный смысл: слово «легенда» возвышенное поэтическое слово, соединенное со словами
«материнская любовь», усиливает идею текста: нет ничего на
свете горячее, сильнее ее души. Сердце матери – это
сокровище, это источник нарождающихся на земле новых душ.
Убереги, спаси и сохрани материнское сердце, останешься жив
ты и весь твой дом.
Сохрани свою душу чистой и познаешь сущность вечной жизни
на земле. Ибо душа не умирает, а живет вечно. Мать – источник
души каждого человека. Она вливает в нее свое начало, тепло,
свою мудрость и любовь.

16.

Легенда о материнской любви
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у
девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не
заходит мать в хату, посели ее в сенях».
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого.
Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».
Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды
вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь
из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная
красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке
каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так
мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на
кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес,
окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено?
Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке,
вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил
и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание
материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная
грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к
жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали
двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины
курганов…

17.

Семейные ситуации в сказках
В сказках часто описываются типичные ситуации взаимодействия.
Бывают и такие случаи, когда в семье растут дети от первого
брака и от второго. В таких семьях также случаются конфликты.
Часто родители принимают только своего ребенка и отталкивают
падчерицу или пасынка. Такой сюжет схож со сказкой о Золушке.
Но продолжение и окончание такой сказки могут быть другими.
Например, приемный ребенок будет ревновать своего родителя к
мачехе и ее ребенку и будет делать все, чтобы избавиться от них,
даже если мачеха искренне старается полюбить свою падчерицу.
Или же сюжет может совпасть со сказочным. Тогда такой ребенок
будет чувствовать себя одиноким, потерянным, ненужным. Он
будет конфликтовать со своим братом или сестрой, стараясь
отвоевать любовь отчима или мачехи. Хотя ясно, что такие
конфликты будут еще больше отдалять их.

18.

Спасибо за внимание!


Подборка по базе: ОГП Тема № 4 «Современный терроризм история возникновения, класс, Антикризисное управление лекция решение 25.10.2015.doc, Антикризисное управление решение 3 задания.docx, Конфликт в организациивиды причины и пути их разрешения.docx, Девиантное поведение причины виды и формы.docx, Теории возникновения вселенных.docx, производственный менеджмент. Решение кейса.docx, Разработка урока Решение задач с помощью квадратного уравнения.d, Урок по теме решение задач с помощью квадратных уравнений.docx, Урок по теме_ _ Решение уравнений_.docx


Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ.Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

Прогнозирование
   На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.
   
Решение
   Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку. Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен. При ответе он использовал специально подготовленные иллюстрации, поэтому можно задать дополнительные вопросы, дать возможность получить хорошую отметку.

На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

Решение: Возможные причины возникновения подобной ситуации:

— нереализованная потребность ученицы в признании, похвале, нехватка внимания, одобрения и признания, желание выделиться и самоутвердиться среди одноклассников;

— неверные акценты учительницы во время проведения фронтальной работы, направленной на обсуждение ответа ученика: одобрение и похвала вообще наличия критических замечаний учащихся, а не конструктивность высказанных замечаний;

— отсутствие на предыдущем этапе урока установки на качественный анализ ответов и ориентирования учеников на внимательное слушание от начала до конца, уважительное отношение друг к другу.

В данной ситуации можно предложить несколько способов решения:

Обратиться к классу и сообщить, что сейчас никто руку не поднимает и не мешает ответу у доски. Напомнить об уважительном отношении друг к другу и внимании к ответу одноклассников.

Прервать ответ ученицы у доски, обратиться напрямую к ученице с поднятой рукой и объяснить, что ошибки в ответе сейчас не обсуждаются, необходимо дослушать ответ.

Можно игнорировать поднятую руку ученицы, но в таком случае она продолжит мешать ответу у доски.

Все эти способы касаются ситуативной реакции педагога на происходящее. Необходимо более глубоко продумать систему работы, выявить ошибки в собственной деятельности, изучить причины такого поведения ученицы, создавать в классе атмосферу взаимного уважения и взаимной поддержки. В то же время необходимо строить учебный процесс не на основе соревновательности и сравнивания детей друг с другом, а на признании ценности каждой личности, её достижений и прогресса каждого ученика.

В классе есть ребенок – слабый, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит «2».Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

Прогнозирование
   Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
   
Решение
   Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

В классе появился ребенок с особенностями физического развития (слабовидящий, слабослышащий, инвалид-колясочник и т. д., сильно заикающийся). Дети восприняли появление этого ребенка неадекватно (начали обзываться, смеяться и т. д.)Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

Решение:

1. Нужно обязательно собрать родительское собрание до появления мальчика в классе, сказать о том, что такой ученик скоро будет учиться в их классе. Родители должны сначала адекватно реагировать, поговорить о толерантности, о том, что у каждого могут быть особенности.Ведь , если дома родители будут говорить о таких детях гадости, пакости, то и их дети будут это повторять.

2. Нужно открыть ребенка-инвалида с другой стороны, рассказать о его преимуществах (т.к учитель всегда знает заранее о появлении такого ребенка и узнает его). Объявить о конкурсе талантов в классе, пусть все дети демонстрируют свои таланты, зачастую у особенных детей есть хорошее развитие в определенной сфере.

3. Поговорить с другими учителями, пусть они тоже помогают в сплочении, ни в коем случае не допускать себе или другим учителям говорить плохо о детях с особенностями.

Педагогические ситуации

Ситуация 1

Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса.

Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады.

Вопросы:

1. В чем ценность данного приема организации деятельности?

2. Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации?

3. Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию.

4. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?

Решение: 1.Данный метод учитдетей самостоятельности, инициативности, сплоченности, приучает к взаимодействию ,учит распределять обязанности между собой, учит ответственности, труду.

2. Аспекты воспитания: формирование личности, формирование коллектива через трудовые поручения, воспитание самостоятельности, приучение к труду, развитие навыков самоорганизации.

3. Место педагога: настрой детей, наблюдатель

4. Средний и старший возраст.
Ситуация 2

Какие выводы вы бы сделали из этого сообщения об учениках, учительнице и характере их взаимоотношений? Знает ли учитель детей? Что вас интересует в ваших учениках в первую очередь?

Вновь назначенный классный руководитель просит своего предшественника дать характеристику учеников класса. И получает следующую информацию.

— Клименко Андрей. Староста класса. Отличник. Но только и всего. Я уже была довольна тем, что хоть сам дисциплину не нарушает. Мельченко Петр – учится посредственно, домашних заданий не выполняет. Степанюк Алексей — учится посредственно, дисциплина еще хуже. Степашин Владимир – это уже со второго ряда – учится слабовато, зато хулиган превосходный…

Выводы из этого сообщения об учениках , учительнице и характере их взаимодействия:
Вывод об учениках таков,что практически все мальчики хулиганы. Учительница только вступила в должность классного руководителя и не пытается узнать учеников самостоятельно , а просит своего предшественника. Знает ли учитель учеников:
Никакого взаимодействия с учениками нет, соответственно она их не знает. Учительница бы могла отвести часы на определенный урок ,чтобы побеседовать с учениками узнать их,и их успеваемость.Что вас интересует в ваших учениках:
-легкость в общении со сверстниками и взрослыми
-усилия к изучению предмета
-хорошая успеваемость
-отношение ребенка в семье
-узнать что нравится ребенка, и мотивировать его в эту сферу

Ситуация 3

О каких особенностях складывающегося «педагогического» почерка начинающего вожатого говорит это письмо? Какую позицию в этой вынужденной беседе с родителями займете вы: а) по отношению к вожатому отряда; б) по отношению к родителям мальчика; в) по отношению к самому мальчику?

Представьте себе встречу в лагере, где вы проходите практику, с родителями мальчика не из вашего отряда. Родители получили от сына такое письмо.

«Дорогая мамочка, забери меня отсюда. Вожатый у нас злой, каждый день меня наказывает. То на зарядке велит приседать сто раз, то в тихий час зазаставляет стоять в углу в коридоре, а вечером, когда все идут в кино, отправляет меня спать. Дорогая мамочка, скорее забери меня домой. Все буду делать, и с собакой гулять тоже. Твой сын Алеша».

Ответ: 1. Ситуационно обусловленная реакция. Возможна реактивная депрессия. 2. Желательны консультация психиатра и проведение психологической коррекции.
Ситуация 4

Какие данные о поведении мальчика преобладают в характеристике? Какие негативные стороны в поведении мальчика должны стать объектом пристального внимания учителя и родителей? На какие положительные стороны характера Алеши может опереться учитель в выборе своей педагогической стратегии?

Познакомьтесь с выдержкой из характеристики первоклассника.

Мальчик Алёша очень хитрый, во время пребывания в группе продлённого дня часто придумывает безобразные шалости, при разоблачении всю вину старается переложить на товарищей и злорадствует, если ему это удаётся. На переменах очень подвижен, всегда затевает возню, драки. Всегда весёлый, шумный. Со старшими товарищами груб. Часто злорадствует, если ребята делают промах во время выполнения учебной работы. Настойчив, эгоистичен, капризен, зол и очень мстителен. Настроение веселое. После наказаний или, вернее, во время наказаний кричит, плачет, а за спиной взрослых смеется, кривляется.

Проблема: очень плохое взаимодействие не только со сверстниками, но и со старшими. Ребенок не умеет проявлять себя по-доброму, он только любит пакостить и обижать других.

Причина: 1. Психологический тип ребенка. Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием.

Решение: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.

Причина 2: .Отсутствие должного воспитания, культуры общения: ребенок- перебивает учителя, не выпол-няет его просьбы,- «подворовывает» у одноклассников,- не признается в содеянном, сваливая вину на дру-гих,- ужасно ведет себя в столовой,- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему клас-су.

Решение: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслужива-ния, правил поведения детей в школе.

Причина 3: Попытка привлечь внимание. Порой для ребенка плохое поведение в школе — единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д.

Решение: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими бра-тьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.

Какие данные о поведении преобладают? Хитрый, эгоистичен, капризен, зол и очень мстителен, груб.

Какие негативные стороны в поведении мальчика должны стать объектом пристального внимания учителя и родителей?

Пристально родители должны наблюдать за тем, что он очень груб со сверстниками и взрослыми людьми, очень зол, мстителен, очень гиперактивен, шумный.

На какие положительные стороны характера Алеши может опереться учитель в выборе своей педаго-гической стратегии?

Учитель должен обратить особое внимание на то, что ребенок подвижен, веселый, настойчив.
Ситуация 5

У ребят урок, посвященный этикету. Дети, заранее зная, что их будут «воспитывать», посмеиваются. Учительница входит в класс. С чего лучше начать?

а) с того, как сложен этикет и насколько мало учительница владеет им сама;

б) пройти по классу и показать каждому, что у него с точки зрения этикета не в порядке, — тут-то ребята и присмиреют;

в) беседу об этикете надо начинать с основополагающего правила приоритетного положения старшего, женщины и начальника, а затем с точки зрения этого правила разыграть несколько этикетных ситуаций;

г) начать (равно как и кончить) лучше с живого диалога с ребятами об этикете;

д) главное — максимально театрализовать такой урок; лучше появиться на нем подчеркнуто элегантной, захватив с собой тарелки, ножи, вилки, салфетки и пр.

Ситуация 6

Проанализируйте ситуацию с позиций:

а) мамы мальчика, написавшей письмо; б) мамы обидчика; в) самих мальчиков; г) учителя, к которому обратились за советом. Какую позицию заняли бы вы в подобной ситуации? Как бы ответили на вопрос Валиной мамы? Как построили бы с ней беседу?

Познакомьтесь с письмом одной мамы, посланным учителю.

«Недавно моего сына побил мальчик с нашего двора. Сын пришел весь в слезах, с разбитой губой. Я побежала к матери обидчика и, конечно, наговорила ей много грубых слов, а она мне. Да еще грозит: «Пусть не лезет ваш Валька к моему Косте. А полезет, так я скажу сама: «Дай ему еще!» Рассорились мы ужасно. А дома сосед успокаивает меня: мальчики всегда дерутся, это у них в природе, так что не обращайте внимания. Как же это можно? У мальчика губа разбита, а я – «не обращайте внимания»! Я строго запретила сыну даже подходить к Косте – лучше подальше от таких безобразников. Не знаю, что нам, родителям, делать в подобных ситуациях».

Ситуация 7

Как вы посоветуете поступить матери? На чем основаны ваши рекомендации?

Мать купила сыну кеды. Однако через несколько дней мальчик вернулся домой без кед, которые служили второй обувью. «Надо купит новые,- говорит он матери. – Моими кедами ребята на перемене в футбол играли и куда-то забросили. Мы все потом искали, но не нашли».

Ситуация 8

Оцените ситуацию: а) с позиции ученика IV класса, в чьем дневнике сделаны эти записи учителем; б) с позиции учителя; г) с позиции ученика класса.

Ученик IV класса потерял дневник, где классным руководителем и учителем математики были сделаны такие записи: «Безобразно вел себя на уроке! Прошу принять меры!»

А) ученик поступил неправильно. Если ученик потерял дневник, то должен был рассказать родителям, что потерял дневник и про запись учителя.

Б) классный руководитель поступил правильно. Если ученик ведёт себя по хамски, то конечно надо написать родителям записку. Если он потерял дневник, то нужно сделать замечание ученику,или вызвать родителей,или позвонить родителям

В) родители должны принять меры. Поговорить с сыном, объяснить, что так себя не ведут(это на первый раз). Но а если ребёнок совсем разошёлся. то его надо серьёзно наказать.

Ситуация 9

Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель. Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителю-коллеги? Может ли он отказаться от их решения? Можно надеяться, что Ольга Петровна оправдает надежды своих коллег? А как бы вы вели себя на месте классного руководителя? На месте каждого из учителей?

Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

— Ольга Петровна,- обращается преподаватель математики к классному руководителю VI класса,- сегодня в вашем классе плохо вёл себя Миша С. Весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу.

— Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты,- говорит учительница географии.

— а ко мне на урок,- добавляет учитель физкультуры,- не пришли четверо ваших учеников.

1.Классный руководитель оказался «между двух огней»:

1) с одной стороны коллеги, сорванные уроки, нарушение дисциплины

2) с другой стороны класс. а ты их «мама», несешь за них ответственность и защищаешь их интересы.

Задачи, которые предлагают решить учителя:

— дисциплина

-прогулы

-отказ от выполнения учебной задачи.

Отказаться решать эти вопросы он не может, потому что это его обязанность, ему за это платят.

как себя вести в данной ситуации:

1. надо разобраться с причинами возникновения конфликтной ситуации, опросить детей спросить обе стороны:

математика

Почему ребенок на уроке читает книгу?

а) он ничего не понимает в новом материале, и решил подготовить другой урок — надо провести воспитательную беседу с учеником и если он не успевает по предмету, с учителем математики.

б) ему скучно, так как он все задания выполнил, он отличник, такого учителю надо просто больше загружать.

Почему дети на уроке разговаривают?

а) опять же им скучно они все сделали, но они-то поняли, но своим шумом мешают понять другим

б) учитель любой шум воспринимает как раздражающий и мешающий вести урок, но иногда один ребенок помогает другому, объясняет материал по математике, надо до него донести, что , если возникают вопросы подними руку и спроси учителя.

в) разговор не по теме, прямое нарушение дисциплины, провести воспитательную беседу, не помогает, пригласить родителей.

география

Почему не выполняют поставленную задачу?

а) потому что не знают как это делать, надо разъяснить как выполнять работу с контурными картами

б) объявили бойкот, надо объяснить, что оценки и знания нужны им в первую очередь. учитель урок проведет, ей зарплату заплатят.

Почему прогуляли?

а) они дежурили по столовой опоздали, она их не впустила надо поговорить с учителем, попросить их простить, потому что у них была уважительная причина

б) им просто не интересно на этом уроке, не захотели не пошли -воспитательная беседа, вызов родителей.

На месте учителей-предметников

1. Использовать дифференцированный подход (сильным детям сложные задания)

2. Заинтересовывать увлекать материалом, обучать на доступном уровне, чтоб понятно было всем.

Проблема дисциплины — это проблема очень сложная, и ее решение зависит, как от учителя предметника, так и от классного руководителя, родителей и самих детей.

Хотя лично мои наблюдения говорят о том, что там где дисциплина, нет творчества и инициативы. А там где нет дисциплины — слабое знание материала. Золотую середину держать очень непросто, это педагогическое искусство.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Третий рассказ показался ему наиболее смешней ошибка
  • Третий день вернисажа ошибка
  • Трепещущийся свет заполнял всю комнату лизы исправить ошибки
  • Трепещет на ветру грамматическая ошибка
  • Тренинг право на ошибку