Критерии оценивания
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода — воды, плоты — плот, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м «1» .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м «1».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
? описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
? ошибка на правило, не изучаемое в школе;
? ошибка в переносе слова;
? ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
? ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
? в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
? в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
? в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
? в написании ы и и после приставок;
? в случаях трудного различения не и ни;
? в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
? в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
? в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
? при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. |
Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» |
«3» |
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Допускаются: • орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. |
Допускаются: — 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. |
«1» | Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. |
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок |
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка — это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
— повторение одного и того же слова;
— однообразие словарных конструкций;
— неудачный порядок слов;
— различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например:
мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например:
Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например:
опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например:
Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например:
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
? неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
? неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
? смешение лексики разных исторических эпох;
? употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
? бедность и однообразие синтаксических конструкций;
? нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
? стилистически неоправданное повторение слов;
? неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например:
Иванов закинул удочку, и она клюнула;
? неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
? Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
? Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
? Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
— нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
— нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
— разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
— ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
— местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
— пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
— смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
— отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения задания |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Русский язык
Диктанты
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка «5» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
— правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
— нет орфографических и пунктуационных ошибок;
— допускается 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
— правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
— имеются отдельные фактические и речевые неточности;
— допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
— две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка «3» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
— допущены отклонения от авторского текста;
— отклонение от темы;
— допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
— беден словарь;
— имеются речевые неточности;
— допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
— 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
— работа не соответствует теме;
— имеются значительные отступления от авторской темы;
— много фактических неточностей;
— нарушена последовательность изложения мыслей;
— во всех частях работы отсутствует связь между ними;
— словарь беден;
— более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
— более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка «5» ставится:
— нет ошибок и исправлений;
— работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится:
— имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка «3» ставится:
— имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка «2» ставится:
— имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольный диктант
Первое полугодие |
Второе полугодие |
|
1 класс |
— |
15-25 слов |
2 класс |
25-30 слов |
35-45 слов |
3 класс |
45-55 слов |
55-6- слов |
4 класс |
60-70 слов |
70-80 слов |
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении (в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Первое полугодие |
Второе полугодие |
|
1 класс |
— |
20-30 слов |
2 класс |
30-35 слов |
40-50 слов |
3 класс |
50-60 слов |
60-65 слов |
4 класс |
65-75 слов |
75-90 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Первое полугодие |
Второе полугодие |
|
1-й класс |
— |
5-6 слов |
2-й класс |
8-10 слов |
10-12 слов |
3-й класс |
10-12 слов |
12-15 слов |
4-й класс |
12-15 слов |
15-18 слов |
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
ТЕСТ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера.
За содержание:
— оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
— оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
— оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух—трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
— оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
— оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно—два исправления;
— оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;
— оценка «3»: три—пять орфографических ошибок, одна—две пунктуационные, одно–два исправления;
— оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три—четыре пунктуационных, три—четыре исправления.
Нормы
оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы
оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки
различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии
оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления
связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки
знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4)
количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам
предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они
работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные
навыки; 3) речевые умения.
Оценка
устных ответов учащихся
Устный
опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его
умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При
оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота
и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3)
языковое оформление ответа.
Оценка
«5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала,
может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка
«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает
материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка
«1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка
(«5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Оценка
диктантов
Диктант
– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для
диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать
нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся
данного класса.
Объем
диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110,
для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный
словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми
орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса –
15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35,
для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант,
имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен
включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать
выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые
в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным
темам.
Для
контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3
случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они
должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм
не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6
классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных
орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10
пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В
текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3
предыдущих уроках).
В
диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7
слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально
обучались.
До
конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется
объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При
оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1. В
переносе слов;
2. На
правила, которые не включены в школьную программу;
3. На
еще не изученные правила;
4. В
словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
5. В
передаче авторской пунктуации.
Исправляются,
но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля»
(вместо земля).
При
оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует
выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики
грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1. В
исключениях из правил;
2. В
написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3. В
случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4. В
случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5. В
написании ы и и после приставок;
6. В
случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто
иное не…; не что иное как и др.);
7. В
собственных именах нерусского происхождения;
8. В
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9. В
пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо
учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в
одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну
ошибку.
Однотипными
считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не
считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово
или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые
три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная
ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они
считаются за одну ошибку.
При
наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется
при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант
оценивается одной отметкой.
Оценка
«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной
негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка
«4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или
4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4»
может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть
однотипные.
Оценка
«3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается
выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных
ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и
6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые
ошибки.
Оценка
«2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
При
большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При
некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки
за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2
орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса
– 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В
комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания,
выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При
оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка
«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка
«4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка
«3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка
«2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При
оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка
«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка
«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка
«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка
«2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка
сочинений и изложений
Сочинения
и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения
и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела
программы «Развития навыков связной речи».
Примерный
объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе –
150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450
слов.
Объем
текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть
увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится
подготовительная работа.
Рекомендуется
следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9
классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа –
4-5 листов.
К
указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от
стиля и жанра сочинения, от почерка.
С
помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое
сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками
по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая
знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и
речь) считается оценкой по литературе.
Содержание
сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие
работы ученика теме и основной мысли;
полнота
раскрытия темы;
правильность
фактического материала;
последовательность
изложения.
При
оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие
словаря и грамматического строя речи;
Стилевое
единство и выразительность речи;
Число
речевых недочетов.
Грамотность
оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических. Примечание
1. При
оценке сочинения необходимо учитывать
2. самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и
речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация
позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
3. Если
объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то
при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»
на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4»
ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или
при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 –
4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема
сочинения не принимается во внимание.
4. Первая
оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
5. На
оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в
разделе «Оценка диктантов».
Ошибки
и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует
различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к
правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так
сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием
хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это
неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или
написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая
шероховатость речи.
Речевые
недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и
выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль
или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не
соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
—
повторение одного и того же слова;
—
однообразие словарных конструкций;
—
неудачный порядок слов;
—
различного рода стилевые смешения.
Ошибки
в содержании сочинений и изложений
Ошибки
в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел
полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с
фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так,
чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические
ошибки:
в
изложении:
неточности,
искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности
действий, причинно-следственных связей.
В
сочинении:
искажение
имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных,
мест событий, дат.
Логические
ошибки
-нарушение
последовательности в высказывании;
-отсутствие
связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное
повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление
одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность
частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка
частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование
ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые
ошибки
К
речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении
текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К
речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
1. употребление
слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя
по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул
подбородок на стол;
2. неразличение
(смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
3. нарушение
лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не
свистели над ушами;
4. употребление
лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней
случайно;
5. пропуск,
недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный
белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
6. стилистически
неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта
характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические
ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к
выразительности речи:
7. неоправданное
употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити
было два парня: Левин и Вронский;
8. неуместное
употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
9. смешение
лексики разных исторических эпох;
10. употребление
штампов.
Речевые
ошибки в построении текста:
11. бедность
и однообразие синтаксических конструкций;
12. нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил
из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
13. стилистически
неоправданное повторение слов;
14. неудачное
употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к
неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она
клюнула;
15. неудачный
порядок слов.
Грамматические
ошибки
Грамматические
ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их
структуры.
Анализ
грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности
грамматических ошибок
16. Словообразовательные,
состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов
нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак,
беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
17. Морфологические,
связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи
(писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни
англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
18. Синтаксические
а)
Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам,
нарушающих закон; жажда к славе;
б)
ошибки в структуре простого предложения:
—
нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не
вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
—
нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали
гонять его по вырубке;
—
разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему
делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие:
шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
—
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например;
причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко
расставив ноги, упершись руками в колени;
—
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего,
например: Кусты, они покрывали берег реки;
—
пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
В)
ошибки в структуре сложного предложения:
—
смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер
усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
—
отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г)
смешение прямой и косвенной речи;
д)
разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки,
например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические
ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть
допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только
видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам
помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру,
ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а
грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической
нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая,
так как вместо «юю» по правилу написано другое.
Оценка
обучающих работ
Обучающие
работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются
более строго, чем контрольные работы.
При
оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая
правильность письма.
Если
возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки
«4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая
и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные
работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются
по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка
тестов
При
проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5»
— 90 – 100 %;
«4»
— 78 – 89 %;
«3»
— 60 – 77 %;
«2»-
менее 59 %.
Выведение
итоговых отметок
За
учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку:
усвоение теоретического материала, овладе ние умениями, речевое развитие,
уровень орфографической и пунктуаци жен грамотности.
Итоговая
отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое
предшествующих отметок. Решающим при ее определе же следует считать фактическую
подготовку ученика по всем показате лям ко времени выведения этой отметки.
Однако для того, чтобы стиму лировать серьезное отношение учащихся к занятиям
на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо
учитывать результаты их текущей успеваемости.
При
выведении итоговой отметки преимущественное значение при дается отметкам,
отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными,
речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть
положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных
диктантов, сочинений, изложе ний за орфографическую, пунктуационную, речевую
грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.
Объем диктанта устанавливается:
для V класса — 90— 100 слов
для VI класса — 100-110
для VII — 110-120
для VIII — 120-150
для IX класса — 150—170 слов
для 10-11 – до 200 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».