Трудности и ошибки исследователя при выборе темы исследования

Типичные ошибки при выборе темы исследования:

Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:

— из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;

— из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

— из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].

Выбор темы — это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.

1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).

Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

5. Некорректная формулировка темы исследования.

Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).

6. Не оригинальность темы исследования.

7. Название темы не соответствует проблеме исследования [8, с.147-148].

Педагог начальной школы и дополнительного образования Самсонова В.П. дает следующие рекомендации при выборе и формулировании темы исследования.

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

Не стоит навязывать ученику тему исследования. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

4. Название работы должно чётко отражать её содержание.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят начатое дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали от ребёнка длительного времени.

6. Тема должна быть конкретной.

7. Название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, она должна подразумеваться [14, с. 8]

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.

Список используемых источников:

  1. Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» | Материал: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Конспект
лекции

2.1. Идея и замысел
исследования.

Прежде, чем выбрать
тему научного сочинения, студенту
необходимо продумать основную идею
исследования и осмыслить общий замысел.
Для понимания общей идеи студенту
следует проанализировать существующие
(или предлагаемые соответствующей
кафедрой) направления научных изысканий
и практической деятельности.

При этом анализировать
следует с позиции собственного интереса
(сегодняшнего и будущего), знания
(пусть и небольшого) и опыта
(пусть и незначительного). Выбранная
идея может повторять анализируемые
направления науки и практики, а может
быть их некоторой конкретизацией. В
любом случае студенту необходимо не
только оформить идею,
но и подготовить объяснение ее выбора
(то есть общий замысел),
то есть сформулировать для себя, почему
его интересует выбранная идея, и что
он хотел бы для себя открыть (уточнить,
расширить, углубить) при работе над ней.

При выборе идеи и
оформлении замысла студенту могут
помочь:

  • ознакомление с
    уже выполненными работами по выбранному
    направлению;

  • знакомство с
    темами научных докладов и статей,
    выполненных за предыдущие годы.

Выбрав идею
исследования и поняв собственный общий
замысел, студент выбирает научного
руководителя, который работает в рамках
данного направления. Подготовленное
объяснение замысла студент представляет
научному руководителю, поскольку именно
с научным руководителем и выбирается
окончательно тема исследования.

2.2. Формулировка
темы исследования.

На выбор темы
исследования (окончательная формулировка
темы может утверждаться после написания
всей или большей части работы) оказывает
влияние не только интересы и опыт
студента, но и научные интересы, и
практический опыт научного руководителя.

Правильно выбрать
тему исследования – наполовину обеспечить
ее успешное выполнение. Тема
исследования

– это то главное, о чем в ней говорится,
это предмет, который детально
рассматривается, это материал, который
отбирается и структурируется
соответствующим образом. Кроме того,
интересующая обе стороны тема – это
залог заинтересованного и активного
вклада в работу и исследователя, и
научного руководителя.

Со стороны студента
выбор темы зависит, прежде всего, от
установки на конечный результат ее
написания. Практические соображения
(не перетруждаться, попроще защититься)
приводят студента к выбору случайной
темы исследования. Студенты, которые
хотят реализовать свои идеи, удовлетворить
свои амбиции и интересы, выбирают тему,
позволяющую им серьезно продвинуться
в своем профессиональном развитии. Для
таких студентов большую роль в выборе
темы играют общая информированность в
данном вопросе, предыдущие работы и
выступления на конференциях (если они
есть), а также личные качества (уверенность,
смелость и т.п.).

Со стороны научного
руководителя серьезное значение при
выборе темы имеют его научные интересы,
опыт руководства научными работами
студентов, желание (или нежелание)
руководить работой, тема которой может
выходить за рамки области его научных
интересов.

2.3. Рабочий план
исследования.

Любая научная
работа предполагает наличие плана ее
осуществления. Совместно с научным
руководителем студентов составляется
план-конспект научного исследования и
план работы над исследованием.

План-конспект
представляет собой поэтапное реферативное
изложение вопросов, раскрывающих решение
поставленных задач исследования. В
дальнейшем подробное рассмотрение
каждого вопроса и становится основным
текстом работы.

План работы
представляет собой поэтапное изложение
порядка работы над исследованием с
указанием сроков выполнения:

  • написание введения,

  • подготовка
    библиографии,

  • написание
    теоретической части,

  • подготовка
    программы экспериментальной работы,

  • проведение
    эксперимента,

  • анализ результатов
    эксперимента и

  • оформление выводов.

Рабочий план
уточняется, корректируется научным
руководителем, который и оценивает его
выполнение.

2.4. Поиск и отбор
материала.

После согласования
темы и рабочего плана студенту необходимо
подобрать библиографические источники,
которые обеспечат его теоретическим
материалом для написания работы. Научный
руководитель может посоветовать
целесообразные с его точки зрения
источники информации. Однако, студенту
следует самому осуществить поиск и
отбор материала, поскольку его задача
– глубокое и разностороннее изучение
темы.

Подбор литературы
нужно начинать с общих работ (монографий,
учебных пособий, сборников), которые
позволят получить широкое представление
об основных вопросах по избранной теме.
Затем включить в библиографический
список теоретические статьи,
научно-практические статьи, тезисы
докладов на конференциях.

Составив список
источников, исследователю можно
приступать к подготовке материала
введения в тему.

2.5. Обоснование
актуальности темы.

Представленная
автором актуальность
позволяет развернуто представить тему,
а, с другой стороны, доказать наличие
проблемной ситуации в практике и теории.
Иными словами, представленная актуальность
темы должна указать на несоответствие
состояния реальной практики возможному
идеальному ее состоянию. Иными словами,
студенту при обосновании актуальности
темы необходимо показать границу между
знанием и незнанием в предмете исследования
(в сути темы).

Обоснование
актуальности темы исследования лучше
начинать с описания состояния экономики
России, региона и/или отрасли. Такое
описание практики поможет понять
существующие источники проблемы
исследования. Описание практики
управления организациями в конкретной
отрасли экономики, представленное
далее, обеспечит основу для понимания
сложностей и противоречий, которые
являются причинами проблемы, предлагаемой
к разрешению.

Для обоснования
темы исследования в теоретическом
аспекте составляется краткий обзор
научной литературы по теме, который
должен подвести к выводу о том, что
данная тема еще не раскрыта или раскрыта
лишь частично и потому нуждается в
дальнейшей разработке. Если такой вывод
не следует, то работа лишается смысла,
тема раскрыта другим исследователем.

Подготовленное
на основе первичного анализа литературы
описание несоответствия научных
исследований сложностям и противоречиям
управленческой практики подведет к
формулировки проблемы данного
исследования. При этом указания на
авторов работ, по которым подготовлен
первичный анализ литературы, и результатам
их исследований поможет более точно
понять и сформулировать проблему
научного сочинения.

2.6. Формулировка
проблемы исследования.

Суть проблемной
ситуации представляется в формулировки
проблемы
исследования. Сформулировать научную
проблему для автора – это значит показать
умение отделить главное от второстепенного,
выяснить то, что уже известно и что пока
неизвестно о предмете исследования.
Проблема исследования формулируется
как указание на противоречие между тем,
что (или как) есть
в реальности
,
и тем, что (или как) должно
быть
. Из
формулировки проблемы должно быть
понятно,

  • что не так,

  • почему не так и

  • что будет, если
    сделать как надо
    .

Сформулированная
корректно проблема конкретизируется
в цель
исследования.

2.7. Требования к
формулировке проблемы.

Под проблемой
понимается противоречие между желаемым
будущим и реальной ситуацией, которое
чаще всего выражается в отсутствии,
недостатке чего-то, несоответствии
(неадекватности) одной части реальности
– другой.

Корректная
формулировка проблемы исследования
должна соответствовать некоторым
требованиям:

  1. максимально
    конкретно в формулировке проблемы
    должно быть указано на то, что в
    практической деятельности не
    соответствует

    (не делается в соответствии) модельной,
    идеальной ситуации, описанной в теории;

  2. максимально
    конкретно в формулировке должно быть
    указано на то, что и как должно
    быть
    в
    идеальной ситуации, описанной в теории;

  3. в формулировке
    проблемы должно быть указание на то,
    почему практическая деятельность не
    соответствует требованиям теории.

2.8. Ошибки при
формулировке проблем.

Наиболее часто
встречаются такие ошибки
в постановке проблемы, как:

подмена проблемы
вопросом,

Например, как
мотивировать учащихся вести здоровый
образ жизни.

подмена проблемы
задачей,

Например, обеспечить
освоение всеми старшеклассниками
коммуникативной компетентности на III
уровне.

подмена проблемы
трудностью (проблема не касается
благополучателя),

Например, большая
нагрузка учителя не дает возможности
обеспечивать индивидуальные задания
при изучении новой темы.

подмена формулировки
проблемы указанием на область существования
проблемы.

Например, существует
проблема в обучении восприятию иноязычной
речи на слух.

подмена постановки
проблемы оценкой ситуации:

Например, низкий
уровень владения пользовательскими
навыками среди учащихся 9-х классов.

Практическое
занятие 1

1. Объясните:

— что представляют
собой «идея
исследования» и «замысел
исследования»;

— как осуществляется
выбор идеи и замысла исследования?

Приведите пример
направления практической деятельности
менеджера или направление научных
исследований в области менеджмента.
Сформулируйте на основе приведенного
направления идею и замысел исследования.

2. Перечислите
основные факторы, влияющие на выбор
темы научного исследования. Приведете
пример идеи исследования и сформулируйте
тему исследования. Обоснуйте на этом
примере влияние различных факторов на
выбор темы исследования.

3. Объясните разницу
между планом-проспектом исследования
и планом работы над исследованием.
Приведите пример замысла научного
исследования и на его основе изложите
план-проспект и план работы над его
реализацией.

4. Раскройте
особенности поиска и отбора теоретического
материала для написания работы. Приведите
пример темы исследования и целесообразные
для ее раскрытия источники теоретической
информации.

5. Объясните, что
необходимо представлять в качестве
обоснования актуальности темы
исследования. Приведите пример темы
исследования и кратко обоснуйте ее
актуальность на основе анализа практики
управления организациями и теории
менеджмента.

6. Изложите
требования, предъявляемые к формулировке
проблемы исследования. Приведите пример
темы исследования, краткого обоснования
актуальности темы и сформулируйте
проблему исследования. Обоснуйте
соответствие ее формулировке теме и
требованиям к формулировке проблемы.

7. Приведите примеры
основных ошибок при формулировке проблем
исследования:

  • подмена вопросом,

  • подмена задачей,

  • подмена трудностью,

  • подмена указанием
    на область существования проблемы,

  • подмена оценкой
    ситуации.

Переформулируйте
проблемы без ошибок.

8. Раскройте роль
научного руководителя в оформлении
идеи, замысла, темы и рабочего плана
исследования. Приведите пример
взаимодействия студента и научного
руководителя по данному вопросу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

<*> Rybakov O.Yu. Typical mistakes in choice and edition of subjects of dissertations (at the example of profession 12.00.01).

Рыбаков О.Ю., проректор по научной работе Саратовской государственной академии права, заведующий кафедрой истории государства и права, член экспертного совета ВАК по праву, доктор юридических наук, профессор.

Методические рекомендации по выбору тем диссертационных исследований способствуют целенаправленному развитию юридической науки. Основываясь на Положении о порядке присуждения ученых степеней <1>, материалах каталога авторефератов диссертаций Российской государственной библиотеки, выполненных по специальности 12.00.01, автором проводится анализ некорректных формулировок тем диссертационных исследований.

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» (в ред. от 31 марта 2009 г. N 279).

Ключевые слова: диссертационное исследование, тема исследования, специальность, предмет исследования.

Methods recommendations on the choice of subjects for dissertations promotes purposeoriented development of juridical science. On the basis of «Statute on the Procedure of Conferment of Scientific Degrees», materials of the catalogue of dissertation abstracts of the Russian State Library prepared on profession 12.00.01 the author makes analysis of incorrect wordings of the subjects of dissertations.

Key words: dissertation, theme of dissertation, profession, subject of research.

Работа над диссертационным исследованием начинается с этапа выбора темы. Значение этого выбора трудно переоценить, поскольку тема диссертации определяет не только направление исследования, но и возможные для реализации методы. Фактически корректность подхода к определению темы детерминирует результативность всей работы диссертанта. При выборе темы диссертационного исследования соискателю прежде всего целесообразно проанализировать каталог уже защищенных диссертаций <2>. Во многих вузах создана своя локальная база защищенных и утвержденных тем диссертаций (так, например, в Саратовской государственной академии права список утвержденных тем диссертационных исследований, по которым ведется подготовка соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук, размещена в открытом доступе на главной странице вуза в сети Интернет — www.sgap.ru, в разделе «Аспирантура»). Немаловажным может оказаться просмотр научной периодики, чтобы ознакомиться с мнением известных ученых-теоретиков.

<2> Здесь имеются в виду общедоступные сетевые библиотеки: фонды Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru), Электронный каталог российских диссертаций (www.disserr.ru) и др. Объявления о предстоящих защитах докторских и кандидатских диссертаций своевременно размещаются соответственно на сайте Высшей аттестационной комиссии (www.vak.ed.gov.ru) и на сайтах соответствующих диссертационных советов.

Основными критериями выбора темы исследования являются ее актуальность и новизна. Актуальность определяется как потребностями юридической науки, так и правоприменительной практикой. В первом случае мы имеем дело с приращением фундаментального знания; с исследованиями развития юридической науки как социального института. Во втором — с потребностями, диктуемыми самой правовой жизнью — деятельностью правотворческих и правоприменительных структур, обеспечением подготовки и повышения квалификации юридических кадров. Актуальность «высвечивает» важные и насущные проблемы сегодняшнего дня и ближайших перспектив в развитии юриспруденции как науки и как практики.

Новизна постановки проблемы также играет важную роль, поскольку предполагает обеспечение преемственности в науке: соискатель должен принимать во внимание проведенные ранее исследования и полученные предшественниками результаты, исключая их дублирование. Однако критерий новизны не означает принципиального запрета на повтор (даже дословный) формулировок тем уже защищенных и утвержденных диссертаций — с течением времени меняется сама правовая реальность. Кроме того, соискатель может выдвинуть принципиально новую концепцию, новые конструктивные подходы и решения научной проблемы или задачи, чем обеспечит выход на новые исследовательские рубежи.

Общеизвестно, что Положение о порядке присуждения ученых степеней определяет критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени <3>. Согласно ч. 1 п. 8 диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны (ч. 2 п. 8).

<3> См.: Положение о порядке присуждения ученых степеней, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» (в ред. от 31 марта 2009 г. N 279) // СЗ РФ. 2009.

Соответственно, и название темы диссертации должно воплощать или, по крайней мере, отражать вышеуказанные критерии. Таким образом, в теме диссертации должна отражаться решаемая проблема, должен быть понятен всем ее научный смысл и значимость.

Важно помнить, что тема диссертационного исследования не является окончательной на протяжении всего периода работы над диссертацией. На ее корректировку влияет решение следующих задач. Во-первых, изучение историографии проблемы, определение степени ее разработанности, позволяющее определить спорные результаты и пробелы в полученных знаниях, а также неисследованные области. Во-вторых, формулирование цели исследования, конкретизация задач, определение его объекта и предмета, установление хронологических рамок исследования — все это прямо отражается в формулировке темы. В-третьих, определение методологии исследования, выявление границ ее применимости и уточнение вопросов, которые могут получить решение на ее основе. В-четвертых, обоснование практической значимости исследования, выявление сфер внедрения полученных результатов (наука, практика). В-пятых, при выборе темы учитывается наличие документальной базы, архивных материалов, которые считаются обязательными, в тех случаях, где они, конечно, могут иметь место при подготовке историко-правовых работ.

Разумеется, сам процесс работы над диссертацией также может влиять на формулировку темы, поскольку выявляет новые стороны, аспекты изучаемого явления, института или отношений. Но это не значит, что тема — это эфемерная условность. Серьезная работа на этапе формулирования позволяет изначально конкретизировать направление и план исследования, минимизировать временные затраты, избежать ненужного разброса исследовательских интересов. Полагаю, что формулирование темы — это фундаментальный этап диссертационного процесса.

Как и у любых научных специальностей, у теоретико-правовых и историко-правовых исследований есть своя специфика. Рассматривать ее абстрактно не имеет смысла. В рамках данного выступления считаем целесообразным обращение к названиям уже защищенных и утвержденных диссертаций. По этическим соображениям авторы приведенных ниже диссертаций не указываются. Наша задача не предусматривает экспертизу содержания диссертационных работ, нас интересует только корректность формулировки темы. Итак, обратившись к каталогу авторефератов диссертаций Российской государственной библиотеки, выполненных по специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве, можно выявить не совсем, на наш взгляд, корректные формулировки тем со следующими (к сожалению, весьма распространенными) типами ошибок:

  1. Ошибка в предмете исследования. Пример: Дефиниция как нетипичное правовое средство законодательной техники: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. 22 с.

Дефиниция есть типичное, обычное технико-юридическое средство. Соискателю, посвятившему дефиниции объемный труд, почему-то об этом неизвестно.

  1. Предельная узость предмета исследования или узость темы.

Пример: Юридическая ответственность в РСФСР: 1930 — 1940-е гг.: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тольятти, 2007. 183 с.

Заявлено изучение десятилетнего периода. Автор неоправданно конкретизирует территориальные границы, останавливаясь именно на РСФСР, а не на всем Советском государстве (СССР). Согласно теме в пределах РСФСР в указанные годы действовало особое административное, гражданское и уголовное законодательство.

Пример: Развитие институтов прямой демократии в СССР в 1935 — 1937 гг.: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Новосибирск, 2006. 26 с.

Диссертация посвящена изучению трехлетнего периода. Такие рамки уместны, если выбранный период был судьбоносным для рассматриваемого института.

  1. Некорректная редакция.

Пример: Взаимодействие права и идеологии в современных условиях: на материалах Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 191 с.

При знакомстве с темой возникают вопросы: на каких материалах построена диссертация, что эти материалы отражают и где они находятся? в каких материалах должно отразиться взаимодействие права и идеологии? автор исследует это взаимодействие в правовом пространстве РФ, на территории России? Все эти вопросы отпали бы, если бы данная тема была сформулирована в следующей редакции.

Пример: Взаимодействие права и идеологии в современном Российском государстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 2005.

Становление института судебных следователей в Российской империи во второй половине XIX века: на материалах Рязанской, Орловской, Воронежской и Тамбовской губерний: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2007. 21 с.

Перед нами избыточная детализация. Количество губерний можно было бы продолжать, но ведь очевидно, что в самом названии темы не следует перечислять все территориальные общности, губернии и т.д. Очевидно, что тема могла быть сформулирована следующим образом:

Пример: Становление института судебных следователей в Российской империи во второй половине XIX века: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 2007.

Разумеется, в самом тексте диссертации и автореферата должно быть отражено, какие губернии России указанного периода были использованы для анализа с точки зрения предмета исследования.

  1. Тема отражает частный характер исследования, где в самой формулировке обобщения в государственном измерении делаются на примере одной территориальной единицы.

Пример: Политико-правовые основы формирования и деятельности Государственной Думы: на примере Владимирской губернии: Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.

Пример: Организационно-правовые основы и механизм политики репрессий в Вятском крае: ноябрь 1917 — декабрь 1934: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 29 с.

  1. Излишние уточнения, чрезмерная детальность.

Пример: Правовая квалификация: основа, понятие, значение, этапы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 22 с.

Детализация такого рода хороша в учебнике. В диссертационном исследовании она так же уместна, как перечисление в названии всех глав, а возможно, и параграфов. Работа с категорией «правовая квалификация» предполагает выяснение основ, понятия и ее значения, что отнюдь не предполагает вынесения в название диссертации инструментальных аспектов исследования.

Пример: Общефедеральный, региональный и муниципальный уровни правотворческой политики в современной России: теоретические аспекты взаимодействия: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.

В данном названии диссертации речь идет об анализе уровней правотворческой политики, что не предполагает их перечисление в теме.

  1. Использование неюридического стиля, терминов.

Пример: Ценность права сквозь призму ее отрицания: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 234 с.

«Призма отрицания» — это красивая метафора. В диссертационном исследовании метафора не может подменять категориально-терминологический аппарат.

Пример: Развитие французского государства и права в конце XVIII — первой половине XIX в.: борьба либерализма и консерватизма: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. 17 с.

Термин «борьба» предполагает противоборство субъектов, к которым не относятся политико-правовые течения. Кроме того, в данной работе есть погрешности в обозначении хронологических рамок. Когда в названии историко-правовой работы присутствует «первая половина», «вторая половина» — вполне очевидно, о каком периоде идет речь. Однако зачастую диссертанты используют словосочетания «конец века», «начало века», которые можно охарактеризовать как крайне расплывчатые: неизвестно, идет речь о, например, последней трети, четверти века или о последнем десятилетии. Корректнее было бы применить в названии работы годы, отражающие хронологические рамки исследования.

  1. Неоправданное использование термина «основы».

Пример: Организационно-правовые основы и механизм политики репрессий в Вятском крае: ноябрь 1917 — декабрь 1934: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 29 с.

В приведенном названии предполагается, что политика репрессий Вятского края опиралась на специфические организационно-правовые основы, вероятно, отличные от аналогичных в СССР. Сегодня в названии работ встречаются и «теоретические основы», и «теоретико-методологические основы», и «организационно-правовые основы». Но если так много различных «основ», то как их можно считать таковыми? Чаще всего данный термин маскирует правовое регулирование социальных институтов.

  1. Отсутствие в названии однозначной принадлежности специальности 12.00.01.

Пример: Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: теоретический и историко-правовой анализ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007, 32 с.

Пример: Политический режим апартеида в ЮАР: теоретический и историко-правовой анализ: Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. 198 с.

Зачастую проблемы отдельных отраслей права, а значит, других специальностей обретают формулировку первой специальности, путем присоединения в названии диссертации фраз типа: «теоретико-правовой анализ», «теоретико-правовые аспекты», «вопросы теории». В отсутствие данных фраз тема исследования соответствовала бы любой другой специальности по юридическим наукам (имеются в виду отраслевые специальности).

Подводя итоги, необходимо отметить, что современный российский соискатель постоянно находится под угрозой ошибки дублирования темы. Сегодня отсутствует единый общероссийский банк сведений о темах тех диссертаций, которые находятся в производстве. В этом смысле при выборе темы диссертант не может быть полностью уверен, что к моменту защиты он является единственным исследователем данной тематики. На первый взгляд ничего негативного в этом нет, так как состязательность в решении научных проблем вполне оправданна. Однако диссертант вправе быть информированным относительно тематики проводимых исследований. Сведения о них мотивируют диссертанта на поиск новых и обоснованных способов, научных методов и средств решения проблемы. Формирование реестра тем должно быть связано с научными направлениями и школами, сложившимися в вузах, НИИ и т.д.

Как показал анализ тематики защищенных и утвержденных диссертаций, аспиранты и соискатели не всегда могут самостоятельно избегать ошибок при формулировании темы диссертации. Им требуется не только помощь научных руководителей, но и консолидированные усилия научного сообщества, направленные на создание единого организационно-информационного пространства, отражающего текущее состояние квалификационного сегмента отечественной юридической науки. Думается, что наиболее плодотворными в этом отношении оказались бы следующие действия научного сообщества юристов России:

  1. Создание единого общероссийского реестра тем докторских и кандидатских диссертаций, утвержденных в организациях, где они выполняются; размещение его в открытом доступе на сайте одного из ведущих вузов (как вариант — на сайте ВАК РФ).
  2. Проведение ежегодного семинара («круглого стола») для рассмотрения научно-методических вопросов работы диссертационных советов по юридическим наукам.
  3. Изменение места и роли ведущей организации, которая должна принимать участие в оценке диссертации не на завершающем этапе в роли коллективного рецензента, а в начале, при определении и формулировании темы диссертации.

Введение

Не все молодые люди, приходя в научную деятельность, имеют четкое видение, чем бы они хотели заниматься. Поэтому выбор темы может оказаться достаточно сложным процессом. Чтобы облегчить его, обратитесь за советом к своим преподавателям или научному руководителю. Полезным будет также почитать научную литературу на разные тематики, чтобы попытаться понять тактику становления и ведения научных исследований и научиться наслаждаться самим изучением научного процесса.

Основная проблема при формулировке темы будущего исследования, с которой чаще всего сталкиваются обучающиеся – это неправильное представление о ее сути. Изначально непонятно, какие характерные черты должна иметь тема научного исследования, как ее найти среди многообразия существующих исследований и как правильно сформулировать тему своего. На что нужно обратить внимание и каких ошибок постараться не допустить, и как обосновать свой выбор.

Основное заблуждение при выборе темы

Само частое заблуждение относительно выбора темы будущего исследования – это то, что каждая научная работа должна непременно произвести открытие и внести весомый вклад в развитие науки. В этом стремлении нет ничего плохого и, в дальнейшем, безусловно, все в ваших руках.

Однако на начальном уровне при прохождении первых исследовательских шагов, такие мысли можно смело отбросить и сосредоточиться на выборе реальной темы, подходящей именно вам для научной работы. Так как на данном этапе основная задача – это наработка ваших навыков и способностей планировать и реализовать научно-исследовательскую деятельность, а выбранная вами тема как раз и будет направлена на решение этой задачи. Именно она поможет раскрыть вам свой потенциал, показать свои навыки и стать полноценным членом исследовательского общества. Как показывает практика, при хорошем продолжении и качественной доработке, удачно проведенное первое исследование может вылиться в последующем в кандидатскую и даже докторскую диссертацию.

Что такое тема научного исследования?

Темы научных исследований для учащихся могут быть совершенно разные – по форме, по сути и формату. Чтобы найти свою тему, нужно определить область наук, которая вас интересует, сформулировать ряд вопросов, на которые можно найти ответы, или выделить интересную гипотезу, которую вы хотели бы подтвердить или опровергнуть, путем проведения исследований.

Такой подход позволяет выбрать множество интересных тем в самых разных ракурсах даже одной конкретной области наук. Некоторые из них будут требовать сбора первичных данных, другие будут основаны на имеющихся данных из литературных источников, третьи потребуют симбиоза уже известных фактов с результатами ваших исследований для установления наличия или отсутствия взаимосвязей между ними (в зависимости от контекста работы).

Но какую бы тему вы не выбрали, общим для всех научных работ будет являться то, что все темы по своей сути представляют собой некую загадку, на которую вам нужно найти ответ, используя научный подход.

Основные вопросы, которые можно задать в поисках темы исследования, самые простые и хорошо вам знакомы с детства: «как», «каким образом», «когда», «почему», «кто» и «что» и т.п.

Усовершенствовав эти простые вопросы можно получить очень интересный набор более сложных формулировок, близких по значению к темам научного исследования. Во лишь несколько примеров из разных работ:

  • Как влияет наука на организацию учебного процесса?
  • Какие характерные особенности имеют нанопорошки на основе магния?
  • Когда и как зародилась письменная речь?
  • Каковы ключевые переменные при выборе информационных систем?
  • Каким образом происходит миграция химических элементов в водной среде?
  • Какие хронические заболевания являются сопутствующими при диабете 2 типа?
  • Что является основой дипломатического дискурса?
  • Как можно усовершенствовать систему реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти?

Даже судя по приведенным выше примерам, можно видеть, что выбор тем самый разнообразный. Главное — всегда начинайте с вопроса, так как именно различные виды вопросов выливаются в задачи, а те, в свою очередь, порождают множество подзадач. И все это вместе будет составлять основу вашего исследования.

После того, как будет определен круг интересующих вопросов, продолжайте развивать тему, пока не найдете ту формулировку, которая вас будет полностью устраивать.

Ниже представлен общий алгоритм для подбора темы исследования. В результате его прохождения вы увидите, что тема вашей научной работы зависит от ряда факторов и может развиваться в самых разных и порой, даже неожиданных, направлениях.

Алгоритм подбора темы научного исследования

1. Определите область интересов для темы научного исследования. Как уже говорилось выше — задайте для себя вопросы: чем бы вы хотели заниматься и что вам действительно было бы интересно/полезно/познавательно/необходимо для дальнейшего развития и т.д. Посмотрите профессиональные журналы, пройдитесь еще раз по модулям, которые вы проходили в университете, вспомните интересные лекции преподавателей.

2. Поговорите с научным руководителем о своих предпочтениях. Не стоит подходить к научному руководителю с просьбой дать вам «какую-нибудь» тему исследования – это может оказаться не интересно ни ему, ни вам. В итоге, либо вы ничего не получите, либо исследование окажется вам не интересно. Хотя, конечно же, бывают и успешные истории. Лучше расскажите своему преподавателю о своих идеях, о том, что по вашему мнению было бы интересно изучить, можете вместе пройтись по нескольким интересным вам темам, наметить места, где можно было бы углубиться и провести дополнительные эксперименты или исследования.

3. Размышляйте и исследуйте возможности. Не бойтесь потратить время на размышления, обсуждения и дебаты со своими друзьями, родителями, коллегами и одногруппниками для поиска хорошей и перспективной тематики. После этого, уже с более конкретными набросками на тему научной работы обсудите их еще раз с преподавателем. В ходе таких поисков, вы существенно сузите круг рассматриваемых тем и приблизитесь к своему выбору.

4. Определите источники информации по выбранной тематике. Здесь речь пойдет о сборе информации. Ищите все, что покажется интересным или полезным в области наук, которая вас заинтересовала. Читайте как можно больше статей по данной тематике, даже если они косвенно к ней относится. Читая научные работы, обязательно проштудируйте исходные источники, на которые ссылаются их авторы. Там также могут быть полезные данные. Попутно, составляйте перечень всего, что вы прочли, и делайте пометки обо всех источниках: где и какую важную информацию вы почерпнули для вашего будущего исследования.

На этом этапе вы можете обнаружить, что вас заинтересовало нечто иное, о чем вы ранее не думали или забыли. Возможно что-то слышали, но не приняли к сведению, пропустили. Не бойтесь переменить свое мнение и поменять точку зрения, сейчас у вас еще есть на это время. Таким образом, круг возможных тем для исследования еще более сузится и возможно вы даже определитесь.

5. Проведите обзор доступной литературы. Далее необходимо понять, есть ли достаточное количество литературы по теме выбранной научной работы. Вам необходимо почерпнуть от куда-то ряд полезных фактов и сформировать хороший, надежный и достоверный литературный обзор. Посмотрите наличие публикаций, книг, журналов, статей – все, что вам будет полезно для раскрытия темы, отображения ее актуальности. На данном этапе важно определить – достаточно ли информации по теме, чтобы начать исследование? Если ваш ответ будет – да, продолжайте работу. Если же вы обнаружите, что информации крайне мало, или она основана только на знаниях из Интернета, а такое тоже может случиться, то лучше поискать другую тему.

6. Какие исследования были проведены по данной теме? Этот этап является продолжением предыдущего и одновременно, одним из самых важных. Тут вам нужно углубиться именно в конкретные исследования, направленные на изучение вашей области исследований и других, очень близких к ней по сути. Изучая такие работы вы как бы «нащупываете», какие отличительные черты имеет ваша научная работа, в чем будет ее особенность и отличие от ранее выполненных другими людьми, т.е. раскрываете актуальность.

Актуальность – одна из самых важных черт любого исследования. Но не нужно забывать про известное заблуждение, которое мы обсуждали выше: тема должна быть актуальной, но не обязана быть мировым открытием. Найдите ту, пусть, маленькую изюминку в вашей работе, которая будет отличать ее от других, и начинайте ее раскрывать. В этом вам могут помочь следующие вопросы к работам из вашего списка литературных источников:

  • Какие исследовательские вопросы были в них заданы?
  • В чем заключается практическая значимость работы?
  • Какие методы и методики использовались для проведения исследования?
  • С помощью какого оборудования проводилось выполнение экспериментов?
  • Какова схема проведения исследования?

Направляйте свой научный поиск в область не решенных и не освещенных моментов в этих работах как в научном, так и в практическом план. Ищите свою нишу. Если ваша работа отличается от других по одному из параметров, который может изменить или повлиять на конечный результат (например, методы, схемы, оборудование, условия проведения экспериментов, место их проведения, выбор контрольной группы, объект или предмет исследования и т.д., примеров может быть бесчисленное множество) – значит ваша работа уже является уникальной.

Но, опять же помним – работы, результаты которых не актуальны, мало применимы на практике и оторваны от реальности – могут не оправдать себя с точки зрения современных запросов научно-исследовательской деятельности. Помним про актуальность.

7. Определите и опишите ключевые понятия и термины. Вы должны удостовериться, что все термины и определения по выбранной тематике вам понятны. Никто не требует знать их уже на данном этапе, но познакомиться и разобраться с каждым из них в отдельности – просто необходимо.

Выпишите все термины, понятия, сокращения, аббревиатуры и т.д. и составьте для себя некий глоссарий или перечень, к которому вы будете периодически обращаться. Научные исследования описываются всегда в научном стиле, следовательно, вам необходимо апеллировать всеми этими научными понятиями.

8. Оценивайте темы по критериям. Если вдруг у вас на примете несколько тем, то для окончательного выбора можно провести их критическую оценку (либо провести критическую оценку уже выбранной темы). Так вы определите наличие основных важных для вас, как для исследователя, критериев. Для этого, опять же, начните задавать вопросы. Ниже представлена лишь небольшая их часть, которая вам точно поможет, например:

  • Имеются ли необходимые и достаточные данные для раскрытия выбранной темы? (определяем исходные данные);
  • Является ли тема достаточно актуальной? (ищем актуальность);
  • Что в ней можно выделить нового? (думаем про новизну);
  • Можете ли вы получить доступ к данным? (формируем литературный обзор);
  • Есть у вас достаточная экспериментальная база? (готовы ли вы провести все запланированные эксперименты или исследования);
  • Есть у вас достаточно квалифицированных специалистов? (оцениваем человеческие ресурсы, если вы не планируете выполнять все в одиночку);
  • Сможете ли вы правильно проанализировать полученные данные. Получить корректные результаты? (оцениваем возможность обработки и анализа полученных данных и методы, которые для этого будут необходимы – владеем/не владеем? Если нет – какими методами будем решать эту задачу);
  • Сколько времени будет длиться исследование? (прогнозируем затраченное время – сможем ли физически потратить его на данную научную работу с учетом различных сопутствующих факторов. Например, дополнительная работа, учеба, маленькие дети и т.д.).

После того, как вы честно ответите себе на такие вопросы – у вас скорее всего не останется сомнений в выборе темы исследования, и вы окончательно определитесь.

Так как теперь у вас есть тема исследования ее можно уже детально сформулировать и придать ей законченный вид в виде ее названия, определить цели и задачи.

Советы учащимся при выборе научной темы и подготовке к работе с ней

  1. Помните, что время, которое вы запланировали на проведение исследования, в реальности может оказаться чуть больше. Научные исследования – процесс зачастую непредсказуемый. Поэтому при планировании научной работы заложите на нее чуть больше времени, чем вы предполагаете, оставьте себе небольшой запас. Это позволит вам идти в спокойном темпе и не сделать поспешных выводов и иных ошибок.
  2. Как только вы ориентировочно определились с темой исследования – начинайте работать. Чем раньше вы начнете, тем быстрее вникнете во все тонкости исследовательской работы и подробности конкретно вашей тематики, тем больше времени у вас останется на реализацию самого исследования.
  3. Всегда идите от общего к частному. Сначала проанализируете область исследований, в которой вы собираетесь работать. Изучите ее термины, понятия и направления развития. Далее начинайте уточнять тему изучения, сужая ее и постепенно приближаясь к вашей теме. Так вы постепенно будете приближаться к конкретному аспекту, в котором вы начнете проводить исследование.
  4. В рамках работы над общей частью, попробуйте сами себе рассказать, о чем ваше исследования, а потом расскажите это вашему научному руководителю или коллеге. При рассказе, вы будете вынуждены отвечать на уточняющие вопросы, ответы на которые приведут вас к пониманию сути работы в целом.
  5. По возможности, не углубляйтесь в политические темы, наполненные противоречиями и предрассудками. Ваша основная цель – развить и представить свои исследовательские навыки. Политические темы не самый лучший выбор для начала работы, так как разобраться в них весьма проблематично. Такие темы обычно не имеют ничего общего с методами научных исследований и больше нацелены на поиск правдивых ответов на вопросы, чем на реализацию научно-исследовательской деятельности.
  6. Не используйте темы научной работы, где есть риск опереться на личный эмоциональный опыт и свои личные переживания (например, если работа направлена на изучение психологической проблемы). Не используйте в выводах и заключениях собственные домыслы и чувства. Только истинные факты, доказанные в ходе выполнения работы.
  7. Не бойтесь выдвигать тему, отличающуюся от тем ваших сверстников или одногруппников, даже если вы столкнулись с ее отрицанием, непринятием. Главное, уверенно ее обосновать, четко понимать ее главную идею и практическую применимость (значимость) полученных результатов (где? кем? с какой целью?).

Так в общих чертах можно представить выбор темы научного исследования. Возможно, это покажется сложным, но это только на первый взгляд. Разобравшись один раз с техникой подбора научной темы, вы с каждым разом будете делать это все увереннее и увереннее, с легкостью отвечая вашим оппонентам на любой поставленный вопрос. Нужно спокойно пройти каждый этап, без суеты и спешки, без страха быть не понятым. Когда вы сами поймете, что и с какой целью вы хотите исследовать, тогда ваша тема будет четко сформулирована, в соответствие с поставленной целью. И результат превзойдет все ваши ожидания.

Выбор темы научной статьи: подробный гайд по правилам выбора актуальной темы для написания научной статьи

Написание научных статей — процесс не спонтанный и ограниченный по ряжу параметров. Одним из важнейших моментов в подготовке столь неординарного материала выступает тема исследования. Сегодня мы расскажем об особенностях разработке и выбора темы ля научной статьи.

Что такое тема научной статьи?

Научная статья – это особый вид исследовательской мысли, призванный исследовать конкретную проблему. Выполнение данного изыскания требует предельной концентрации в выборе направления – то есть темы.

Тема научной статьи – это общий ориентир, траектория научной мысли по изучению определенной проблемы. То есть данная категория фактически предопределяет основную мысль, масштабы исследования.

Тема научной статьи играет немаловажную роль в жизни автора и непосредственно при выполнении научно-исследовательской деятельности. Во-первых, от ее формулировки и восприятия зависит совпадение «ожиданий и реальности». Первичное восприятие темы должно совпадать с конечным результатом исследования. Если наблюдаются нестыковки или несовпадения, то встает вопрос о корректности наименования работы или корректности проведения исследования и описания полученных результатов. Поэтому тема научной статьи может предопределять общее качество исследовательской активности и результативности, успех автора и его репутацию.

Во-вторых, тема научной статьи фактически предопределяет масштабы исследования, акцентируя внимание на ключевых моментах: научная область, проблематика. В данном случае специфическая черта тематической формулировки научной статьи состоит в констатации масштабов исследования. Внимательно изучив и проанализировав заголовок проекта можно понять фокус исследования, ключевые тезисы и общее направление научной мысли: что описывает автор, какую проблему решает, с каких сторон освещает (науки, методы и пр.).

Специфические черты темы научной статьи

Специфические черты темы научной статьи

В-третьих, тема научной статьи будет предельно емкой и краткой, то есть отражать суть изыскания «в нескольких простых словах». Данная часть проекта формируется в доступной для читателей интерпретации: без сложных и специфических терминов, сокращений, аббревиатур, в виде простого предложения. Чем проще сформулирован заголовок, тем лучше.

Тема научной статьи – это не просто заголовок с общим отражением направления исследования. В самом простом восприятии она понимается как предложение по изучению конкретной парадигмы, феномена, явления с целью его разрешения, совершенствования, обращения внимания на существенные моменты и пр. В более сложной интерпретации — это конкретное предложение, призыв к действию в рамках сугубо актуальных проблемных участков в науке и практике.

Тема научной статьи призвана акцентировать внимание на насущной и важной проблеме или проблемной зоне, которая до сих пор не имеет окончательного и эффективного решения или требует совершенствования, оптимизации существующих подходов, правил, механизмов и инструментов на фоне развития НТП, новых проявлений и воздействия на объекты, более совершенные или современные взгляды на проблематику или сегмент и пр.

Тема исследования (будь то диссертация или научная статья) – это не просто «имя», подчеркивающее предназначение труда. Рассматриваемая категория очень важная часть как в постановке проблемы, построении траектории по ее раскрытию и регулированию, так и в жизни автора. Эта парадигма напрямую влияет на ход и качество научно-исследовательской деятельности, авторитет и репутацию исследователя, корректность восприятия описанных в тексте событий и пр.

Исходя из всего вышесказанного, следует следующее. Тема научной статьи – это особая, важнейшая категория, призванная сориентировать читателей в научной области и проблематике, описанной в тексте проекта с акцентом на ее важность и актуальность. Фактически, это первичная часть любого проекта, позволяющая определить: стоит ли читать материал, специфика описанного исследования и результатов. Поэтому к проработке данного элемента следует подходить с особым вниманием.

Виды тем научных статей

Казалось бы, тема научной статьи – это общая формулировка описанного явления и полученных результатов, обращение внимания на проблемную зону в соответствующем сегменте, ракурсе и пр. Но на самом деле можно выделить целую градацию наименований «исследований в миниатюре».

По степени проработанности и информированности темы научных статей можно разделить на две большие группы: малоизученная и популярная. Если взглянуть с данного ракурса, то первая разновидность направлений исследований – самая сложная, но при этом – самая актуальная и важная, позволяющая раскрыть проблематику в новом свете, разработать инновационный механизм воздействия на нее и пр. Притом многие полагают, что при развитии малоизученного направления изобрести новшество легче, но ведь важно не просто предложить что-то современное, неординарное. В данном деле следует учитывать принцип эффективности – то есть новшество должно не просто отличаться от аналогов или быть кардинальны новым, но и достойно решать проблему, демонстрируя ценность, ползу, выгоду.

Популярные темы считаются уже избитыми, не представляющими существенной ценности для общества или науки, но в то же время изучать их, раскрыть в новом «свете» полезно. Данная манера содействует выявлению явных недостатков существующих подходов, установить пробелы и попытаться х устранить. То есть изучение и проработка популярных тем научных статей позволяет усовершенствовать разработки предшественников, привнести свою лепту в решение конкретной проблемы, совершить небольшой, но прорыв, притом он будет более обоснованным!

Какие бывают темы научных статей?

Какие бывают темы научных статей?

Вторая группа тем научных статей позволяет выделить масштабы исследования и его соприкосновение с конкретными научными плоскостями. В этом сегменте принято выделять узкие и широкие (междисциплинарные) заголовки. В данном случае узость темы научной статьи следует воспринимать не с точки зрения проработанности направления или проблемы, а сугубо в количественной стороны – то есть исследование будет производиться в плоскости одной конкретной науки, научной области и пр.

Узкая тема посвящается конкретной проблеме, определенности части, этапу, результату или нюансу более глобального изыскания или носит сугубо точечный характер. В таком материале автор ограничен во всем: исследуется небольшая, но весомая проблемная зона, подбирается конкретная, точная доказательная база по отношению к нею, границы исследования – предельно узкие и небольшие (практически развернуться негде), исследование обретает однобокий характер.

Вторая разновидность тем научных статей считается широкой или междисциплинарной. Она будет освещать заявленное направление со всех возможных сторон, используя аргументы, факты, правила, категории по заявленной проблеме со всех допустимых ракурсов: разных наук (но чаще всего смежных), на основе различных теорий и авторских мнений, позиций, полагаясь на комбинированные схемы (как диагностики, так и решения). В этом случае масштабы научной статьи становятся внушительными, информации – массовость, изобилие информации. Сложность подготовки такого материала состоит в грамотном структурировании, выделении существенных моментов и их логичном и емком освещении. Порой трудно уложить в заявленные объемы все стороны, нюансы и пр.

Третья группа тем научных статей подчеркивает тип или характер исследования. В данном случае опытные эксперты выделяют следующие виды: обзорно-аналитическая, прикладная, фундаментальная и пр. Притом специфические черты направления исследования отражаются непосредственно в заголовке посредством отражения основного метода воздействия на проблему, призыва к действиям и пр.

Обзорно-аналитические темы будут содержать в составе заголовка соответствующий термин: обзор современных тенденций, анализ ситуации (объекта и пр.), исследование (по проблеме и пр.). В рамках прикладных статей отмечается рвение к конкретным действиям с акцентом на реалии. Чаще всего в их составе наблюдается использование методов разработки, прогнозирование, оценка ситуации и пр.

Фундаментальные темы научных статей чаще всего носят описательный или сравнительный характер с акцентом на существующие теоретические, научные каноны и подходы по оценке проблемы, ее решению. В этом случае автор полагается на всестороннее научное освещение темы, полагаясь на существующие теории, их сравнение, изучение действующих регламентов и инструкций, правил. Притом оценку их актуальности, эффективности никто не отменял. Важно констатировать определенные результаты: достоинства и недостатки, предложить более оптимизированную концепцию и пр.

Таким образом, тема научной статьи будет обладать определенными параметрами с учетом ее вида. В ней явным образом подчеркивается суть исследования (основные методы или действия автора по разработке проблемы), проблематика и ее научная принадлежность или смежность, ширина и глубина исследования, общий характер (теория или практика) и т.д. Притом при разработке наименования для подготовленного материала или имеющихся результатов важно учесть соответствующую разновидность исследования. Такой ход позволяет не просто грамотно, но и корректно подобрать слова для описания сути проделанной работы и полученных итогов, чтобы ожидания читателя совпадали с заявленным результатом.

Факторы, предопределяющие тему научной статьи

Выбирая тему научной статьи, каждый автор ориентируется как минимум на две группы критериев. Первая предполагает учет личных интересов и возможностей (внутренние факторы), а вторая – непосредственно научные, практические каноны и аспекты (внешние).

Первая комбинация основополагающие моментов при выборе темы научной статьи предполагает учет интересов и возможностей автора. В данном случае необходимо ориентироваться на следующие параметры: какие направления и проблемы в рамках научной плоскости интересны индивиду, в каких областях он имеет представления по проблеме, какие наработки по доступной и интересной для него проблематике есть на руках (ранние исследования, знания и пр.). Анализ внутренних факторов позволяет выбрать посильную и понятную для автора тематику, притягательный для него вариант или фокус исследования.

От чего зависит выбор темы научной статьи?

От чего зависит выбор темы научной статьи?

Вторая комбинация факторов связана со внешними условиями и ориентирована на всем известные элементы научного аппарата:

  • Актуальность, предполагающая наличие и действие проблемы в текущем периоде времени;
  • Значимость проблемы или темы, которая проявляется в определенной роли исследования: определение влияния проблемы на объект исследования, выделение особенностей развития и выделения текущих тенденций, отсутствие конечного и современного решения и пр.;
  • Цель выполнения исследования и ее совпадение с соответствующим мероприятием. Как правило, научная статья готовится в рамках более глобального, масштабного изыскания, подчеркивая наиболее значимые результаты. В данном случае важно тематическое совпадение работ, если научная статья готовится для участия в научной конференции, то целесообразно учесть определенные «тематические границы», направления мероприятия, научное и дисциплинарное совпадение и пр.
  • Степень разработанности направления, проблемы исследования или информационная база и ее доступность, достоверность и возможности применения при разработке нового способа по решению проблемы, обоснования авторской позиции и т.д. Данный нюанс напрямую очерчивает перспективы развития темы: в каких сегментах существуют непроработки или нестыковки, какие моменты не учтены или новейшие симптомы, условия и обстоятельства и пр.;
  • Суть написания научной статьи. Если материал выполняется для защиты или включения посредством самоцитирования в более масштабную работу, то важно учесть соответствующие нюансы: описываемый этап и результаты, логика исследования, место статьи в проекте и пр. Если же материал готовится для научной конференции. То целесообразно уточнить и в обязательном порядке учесть требования организаторов: объем, оригинальность текста, оформление, логика, наличие подходящей рубрики и пр.

Проанализировав основополагающие факторы по выбору темы научной статьи, можно выделить конкретную тенденцию. Все они совпадают с типичными требованиями по разработке заголовка исследования.

Во-первых, тема научной статьи должна соотноситься с реальным положением дел в науке или отрасли, то есть быть актуальной и никак иначе. Во-вторых, заголовок подчеркивает именно проблемную. Сторону вопроса, то есть наличие определенного нюанса, требующего вмешательства, инноваций, совершенствования или иных действий для его решения, воздействия и пр. В-третьих, выбранное направление научного или иного следования имеет определенное значение, ценность (теоретическую или практическую).

Выбор темы научной статьи предполагает предварительный анализ данных в отношении конкретной научной и прикладной (отраслевой) парадигмы, проблемы, изначальное видение научного аппарата (что и как, для чего рассматривать и пр.).

Самые распространенные сценарии по продумыванию и выбору тему научной статьи

Создание, проработка и окончательная формулировка темы научной статьи – процесс трудоемкий, изнурительный и сложный. Он требует не просто четких представлений о чем писать, как это делать, что описывать и на чем акцентировать внимание, но и умения делать это грамотно, понятно, емко.

Далеко не каждый автор (будь то начинающий или опытный) может самостоятельно сформулировать или правильно подобрать тему научной статьи. Притом дело не только в опыте исследователя, но и его задумке, цели выполнении исследования и пр.

На практике можно выделить несколько наиболее распространенных стратегий по подбору и корректной формулирование темы научной статьи. Их применение в значительной степени облегчает процедуру проработки и окончательного формирования наименования изыскания.

Вариант выбора или формирования темы научной статьи

Суть метода

Основные пользователи

Вариант №1. Следование собственным интересам Автор выбирает такое направление, которое ему интересно и совпадает с определенной научной или практической плоскостью Студенты, аспиранты, исследователи и ученые
Вариант №2. Описание имеющегося практического опыта Автор ориентируется на проблемы, с которыми лично столкнулся на практике, в реалиях Студент после прохождения практики, практикующие специалисты, исследователи-экспериментаторы
Вариант №3. Развитие темы в рамках параллельного или раннего, более крупного исследования или проекта Автор полагается на использование ранее защищенного материала, НИР Студенты, аспиранты, исследователи
Вариант №4. Заимствование из дипломного проекта
Вариант №5. Развитие и углубленное освещение недавней темы Исследователь следует собственным интересам и использует при выборе темы последние новшества в рамках соответствующий ниши, науки, практики, недавно опубликованные работы Студенты и исследователи, аспиранты и действующие кандидаты, доктора наук
Вариант №6. Адаптация интересов, тем готовых проектов или иных вариантов под направление конференции Выбор темы может быть добровольным или на фоне внешних обстоятельств – тема конференции, требования издательства и пр. Студенты для участия в научной конференции
Вариант №7. Обработка популярной или широкой темы в новом ракурсе или подача информации в новой обработке Автор преобразовывает или дополняет имеющиеся наработки, базу, готовое исследование новыми фактами и придает ему «новую жизнь», современное звучание и обработку Студенты, исследователи

Вариант №1. Следование собственным интересам. В данном случае студенту или исследователю важно обозначить круг его научных интересов с акцентом на конкретные проблемы, дисциплины. В данном случае можно выделить любимые направления, «наболевшие» вопросы по определенным темам. Следование данному сценарию позволяет выделить круг интересов автора и соотнести их с потребностями в выполнении научной статьи (для чего она ему нужна: выступление на конференции, саморазвитие, подготовка дополнительного материала для крупного исследования и пр.).

В идеале студенту следует выбирать такую тему научной статьи, которая укладывается в рамках постигаемого предмета или специальности в целом, имеет отношение к тем или иным проектам (курсовая работа, ВКР, НИР и пр.). Важно иметь четкие начальные представления по желаемой траектории.

Вариант №2. Описание имеющегося практического опыта. В данном случае автор может опираться на имеющиеся у него наработки практического плана: результаты лабораторных работ, результаты экспериментов, личный опыт или наблюдения, кейс и пр. Главное – показать в научной статье проблем, ее понимание, специфику и степень проработанности. Как правило, подобные материалы носят аналитический или описательный, оценивающий характер. Проблема обретает конкретные очертания и реальные проявления, симптомы, но в обязательном порядке будет соприкасаться с теоретическим или научным описанием, сопровождением и подтверждением.

Вариант №3. Развитие темы в рамках параллельного или раннего, более крупного исследования или проекта. В данном случае нередко студенты предпочитают преобразовывать курсовые работы, отчеты о НИР в научную статью. Данный вариант нередко пользуется спросом среди отличников и активных учащихся. Он просто в использовании и позволяет не просто быстро подготовить основную часть статьи, но и грамотно подобрать заголовок (в 90% случаев он совпадает с наименованием курсовой и просто дополняется конкретным словом-действием, подчеркивающим актуальность вопроса).

Вариант №4. Заимствование из дипломного проекта. В данном случае суть выполнения научной статьи состоит в писании предлагаемого решения или его совершенствовании. Материал приобретает более прикладной характер, нос четкой доказательной и научной базой. Главное – умело показать симптомы проблемы, ее актуальность, корректно преподнести выявленные тенденции и факты, сделать аргументированные выводы и подвести к конечному выводу, обобщению. Фактически, этот сценарий аналогичен предшествующему пункту – автор перезабывает дипломную работу или ее частью и посредством свертывания информации формирует научную статью.

Вариант №5. Развитие и углубленное освещение недавней темы. В данном случае автор может выбрать то направление и проблему, которую изучил недавно (в рамках лекций и семинаров, самообразования и пр.). Эта стратегия подходит не только для дальнейшего развития, но и для закрепления изученных тем.

Сценарий по выбору темы

Достоинства подхода

Недостатки подхода

Вариант №1. Следование собственным интересам Энтузиазм и интерес, мотивация автора облегчает процесс погружения в тему

Автор имеет четкую позицию или мнение в рамках исследуемого вопроса

Не всегда тема оказывается посильной для автора на фоне дефицита информационной ил доказательной базы, умений автора по грамотному отражению собственной позиции, решении проблемы
Вариант №2. Описание имеющегося практического опыта Наличие четких знаний и представлений по теме, опыта в поведении прикладных исследований

Статья – оригинальная, не имеющая явных аналогов (чужой опыт скопировать невозможно)

Статья имеет прикладной характер с научным обоснованием

Новизна исследования гарантирована, ценность – очевидна и обоснована

Необходимость грамотного отражения эксперимента или опыта, решения проблемы

Сложности с подбором информац2ионной и доказательной базы, ее качеством

Вариант №3. Развитие темы в рамках параллельного или раннего, более крупного исследования или проекта Тема – готовая, придумывать заново нет необходимости

Доказательная база под рукой

При доработке текущей базы происходит актуализация данных, подчеркивание новизны и ценности НИР

Сложности в переработке информационной базы и ее преобразовании в рамки научной статьи

Студенческая работа может иметь низкую ценность

Качество первоисточников может не соответствовать требованиям научной статьи

Вариант №4. Заимствование из дипломного проекта
Вариант №5. Развитие и углубленное освещение недавней темы Тема готовая

Доработка информационной базы повышает качество исследования

Необходимость поиска дополнительных первоисточников и их переработки
Вариант №6. Адаптация интересов, тем готовых проектов или иных вариантов под направление конференции Повышение мотивации для проведения исследования и написания научной статьи

Самостоятельный разбор темы, совершенствование навыков по переработке первоисточников

Получение репутации в научных кругах, публикация материалов в журнале

Не всегда интересы автора соответствуют реальным потребностям науки или отрасли, требованиям мероприятия

Сложности в грамотной интерпретации темы научной статьи

Вариант №7. Обработка популярной или широкой темы в новом ракурсе или подача информации в новой обработке Изучение избитой темы, но с четким авторским обоснованием и точкой зрения

Оригинальный ракурс исследования проблемы

Изучение сугубо актуальной и востребованной проблемы

Сложности в преобразовании и повышении новизны и ценности готовых исследований, широкой темы

Сложности в разработке инноваций

Вариант №6. Адаптация интересов, тем готовых проектов или иных вариантов под направление конференции или иного мероприятия, для которого требуется подготовить научную статью. В данном случае важно определить цель и границы, условия мероприятия, а затем «подстроить» тему исследования под него с акцентом на конкретную научную плоскость, тематическое совпадение, инструментарий, возможности автора и пр.

Для реализации этого способа подбора темы важно, чтобы тематические вкусы автора, его изыскания совпадали с тематическим ракурсом соответствующего целевого мероприятия. Если интересы автора не совпадают с заявленными условиями организаторов, то придется либо выбрать иную проблематику, либо принять участие в другом состязании.

Вариант №7. Обработка популярной или широкой темы в новом ракурсе или подача информации в новой обработке. Это самый распространённый и востребованный сценарий среди начинающих исследователей и студентов. Он предполагает изучение последних публикаций по интересуемой проблеме или теме с дальнейшим освещением актуальных тенденций. Как правило, исследователи стараются подобрать необычную информационную и доказательную базу, подчеркнуть новые стороны проблемы и пр.

Выбор темы для научной статьи предполагает выделение конкретного направления для изучения материалов с констатацией определенной проблемы. Подготовка материалов без проблемно-ориентированного характера превращает научную статью в классический реферат.

Таким образом, опытные исследователи предпочитают разрабатывать такие темы в научных статьях, которые так или иначе соприкасаются с более масштабными их изысканиями, готовыми работами. Начинающие авторы предпочитают ориентироваться на последние публикации, современные тенденции в отрасли, собственные наработки или их ранние изыскания (проектную деятельность).

Выбор темы научной статьи во многом зависит от интересов и возможностей исследователя, его склада ума, наработок и представлений, желанию следовать «по накатанному» пути или погрузиться в новое движение.

4 лайфхака по эффективному выбору и разработке темы научной статьи

Тема научной статьи – не просто направление исследования, а притягательная и привлекательная формулировка. Ее миссия – привлечь внимание аудитории, заинтересовать читателей и слушателей, показать путь исследования с акцентом на конкретную проблему. Поэтому первым лайфхаком по быстрой и качественной формулировке наименования научной статьи станет выделение проблемы исследования и ее принадлежности к определённой научной парадигме. Для этого достаточно ответить на вопрос: что изучать, с какого рак4рса (научной плоскости) это делать?

Вторым моментом выбора темы научной статьи станет выделение основного метода исследования, который поможет в раскрытии проблемы, ее решении или ином изучении в тексте. Притом важно обозначить методологию формирования изыскания в 1-2 словах: анализ, сравнение, исследований, разработка, оценка, динамика и пр. Данный момент подчеркнет работу автора по изучению и раскрытию проблемы, миссию проекта.

Основные факторы, учитываемые в ходе обоснования темы научной статьи

Основные факторы, учитываемые в ходе обоснования темы научной статьи

Третий лайфхак кроется в обозначении масштабов научной статьи. Для этого в наименовании можно указать объект и предмет исследования (или один из них). С помощью этого элемента можно легко распознать фокус исследования и его неординарность, ценность и новизну.

Четвертый секрет по эффективному озаглавливанию научной статьи кроется в его логичности. То есть важно грамотно увязать все вышеописанные критерии и нюансы в одном простом предложении, чтобы оно имело конкретный смысл и подчеркивало суть: какую работу проделал автор и какие результаты получил при исследовании проблемы.

Казалось бы, ничего сложного. Но на каждом этапе (начиная от выбора, создания или формулирования темы научной статьи) исследователь сталкивается с массой вопросов и сложностей, преодолеть которые он обязан любыми доступными путями.

Какие ошибки чаще всего допускают авторы научных статей при выборе или формулировке темы исследования?

Самой распространенной ошибкой, допускаемой авторами научных статей, на этапе выбора или формулировки темы исследования является некорректное восприятие действительности, проблематики или неуместное использование готовых формулировок (копирование заголовков из чужих работ и пр.). Данная огреха напрямую сказывается на качестве всего изыскания. При некорректном отображении темы научной статьи наблюдаются следующие огрехи:

  • Несовместимость темы с конечными результатами;
  • Противоречие между наименованием и логикой исследования, основной частью статьи;
  • Нарушение правил авторской этики (нелегальное заимствование чужих работа и их частей, заголовков и пр.);
  • Выход за границы заявленной темы и научного аппарата и т.д.

Второй по популярности среди авторов ошибкой выбора или создания темы научной статьи является обзор неактуальных вопросов и моментов. Чаще всего с этим нюансом сталкиваются студенты, которые предпочли вместо проработки ранее изученной темы преобразование ранее защищенной курсовой или дипломной работы (отдельного этапа) без доработки и дополнений. Информации свойственно быстро устаревать, поэтому подобный ход чаще всего оказывается провальным.

Какие ошибки допускают авторы, выбирая или формулируя тему научной статьи?

Какие ошибки допускают авторы, выбирая или формулируя тему научной статьи?

Третья огреха в выборе и формулировке темы научной статьи состоит в несовпадении заявленных методов или действий с основной частью материалов. Если автор заяви в наименовании «анализ», то и текст исследования должен носить аналитический характер. Если подобная операция отсутствует, то возникает несоответствие темы и хода (логики) исследования.

Третья ошибка в разработке темы научной статьи является пренебрежение собственными интересами, оценкой посильности и наработок. Независимо от того, какой вариант избрал автор (знакомую или новую траекторию), ему предстоит отдать предпочтение в сторону реалистичного и посильного для него варианта. В противном случае проявление одной из вышеперечисленных ошибок неизбежно. Если по ходу научной и практической мысли выяснилось, что раскрытие темы непосильно, то придется либо пересмотреть тему, либо вовсе сменить направление и пр. Но учтите, что на устранение любых нюансов и огрех потребуется время и силы.

Еще одной ошибкой в выборе темы научной статьи является пренебрежение предназначением научной статьи и выдвигаемыми по отношению к ней внешними требованиями (условия научной конференции, организаторов или издателей). В этом случае провал будет гарантирован: исследование не будет допущено к публикации или защите до тех пор, пока не будут внесены соответствующие правки для удовлетворения требований со стороны.

Все описанные нюансы – не единственные в своем роде. Они являются самыми распространёнными на практике, поэтому на них следует изначально обратить особое внимание.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по выбору, формулировке и разработке темы научной статьи

Неважно по какой причине студент или исследователь намерен подготовить научную статью. В данном деле важно обозначить четкую цель и проявить фантазию для ее реализации. В идеале следует руководствоваться имеющимися наработками и личными интересами в рамках определенной научной плоскости или исследуемой проблематики.

Если выбор или разработка темы научной статьи вызывает массу сложностей, то целесообразно полагаться на принцип «от общего 4 частному». Он позволяет вычленить из более широкой темы или направления (готовой работы и пр.) узкий, но значимый и интересный сегмент, который можно развить детальнее.

При разработке темы исследования можно выписывать вопросы, соотносимые с выбранным проблемным звеном или научной плоскостью, предметом. В этом случае можно обозначить круг наиболее привлекательных и актуальных направлений, а далее по мере оценки текущих представлений, знаний и выбрать одно из них для более глубокого изучения.

Если на ум совсем не приходит путных идей относительно направления или проблемы для раскрытия в рамках научной статьи, но есть четкое желание – развиваться или изучать конкретную науку, от можно проанализировать список последних публикаций в научных изданиях по соответствующей рубрике. Наверняка, при банальном пролистывании и изучении последних актуальных тем, вы сможете зацепиться в интересный для себя «сюжет».

Чаще всего научную статью готовят для участия в научной конференции. В данном случае важно ориентироваться на условия участия (тематические), требования организаторов. Чтобы материал был допущен «до аттестации» важно грамотно сформулировать и раскрыть тему с учетом научной парадигмы или проблемой ориентации конференции и пр.

Не стоит забывать про базовые правила формирования заглавия научной статьи: кратко и емко подчеркнуть проблематику и методику, сориентировать в научной нише, выделить актуальность направления. О правилах создания грамотного заголовка мы писали ранее.

Самый простой и эффективный способ по выбору и формулированию темы научной статьи – следование принципу «хочу, могу и буду», где желанию и возможности автора совпадают с требованиями к качеству исследования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трудно отыскать ошибку вследствие
  • Трк дрессер вейн ошибки
  • Труд создает человеку радость ошибка
  • Трк джилбарко sk 700 2 коды ошибок
  • Трубка панасоник ошибка 003