Тся и ться это орфографическая ошибка

Определение грамматической ошибки.

Определение орфографической ошибки.

Приведите примеры данных ошибок.

Грамматические и орфографические ошибки различаются специалистами по языкознанию. Для простых «смертных» они являются одинаковыми — это ошибки в словах, в буквах. Этим они отличаются от пунктуационных ошибок — ошибок при написании знаков препинания.

Грамматические ошибки — это ошибки, в основном, в управлении словами в словосочетаниях и предложениях. От слова «грамматика» — раздела языкознания, который изучает строй языка — построение осмысленных речевых конструкций.

Например, грамматической ошибкой будет написание неправильного склонения слова: «поехать в госте», вместо «поехать в гости». Или: «родить мышу», вместо «родить мышь».

То есть мы видим, что это ошибки при написании окончаний, но есть и другие случаи (например, написание «ться» и «тся» в глаголах).

Орфографические ошибки — это ошибки правильного написания слова. Например, написать «сабака», вместо «собака». Или: «парашут», вместо «парашют».

Есть орфографические ошибки, которые нарушают установленный образец написания слова, который ничем не проверяется (эти слова надо просто знать), а есть орфографические ошибки, которые нарушают какое-то правило. Орфография — это свод правил единообразной передачи слов и грамматических форм речи на письме.

Например, раньше (при царе-батюшке) писали «Хведя», а сейчас — «Федя».

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

olchi­kniko­l
[62.3K]

7 лет назад 

Грамматическая ошибка — это ошибки в структуре слова, словосочетания или предложения.

Пример: благородность вместо благородство.

Есть еще и речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, в большинстве случаев в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм.

Пример:

Разновидность речевых недочётов — это стилистические ошибки. То есть, безосновательное смешение слов различной стилистической расцветки, или неудачное употребление экспрессивных, чувственно окрашенных слов и выражений, немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений.

Речевую ошибку можно увидеть только в контексте.

Орфографическая ошибка — это неверное написание слова в тексте. Подобную ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя.

Например: на площаде, о голубым карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только лишь видима, да и слышима.

Например: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведомую в парк.

Shipo­3
[33.1K]

4 года назад 

Оба вида ошибок связаны с неправильным написанием слова, но смысл в них разный. А есть еще другие ошибки, например, пунктуационные (связаны со знаками препинания), стилистические и так далее.


Если в слове написали не ту, пропустили или вставили лишнюю букву, написали слитно то, что должно быть раздельно и так далее, то это орфографическая ошибка. То есть слово написано с ошибкой само по себе, независимо от контекста.

Пример: «незнаю» вместо «не знаю»; «москва» вместо «Москва»; «грусный» вместо «грустный» и тому подобное.


Если используется несуществующая форма слова или из-за неправильной формы слова нарушена правильная структура текста; слово в принципе само по себе без ошибок, но не вписывается в контекст, его нужно изменить, то речь идет о грамматической ошибке.

Пример:

«Они купили лодку. Его покупка оказалась удачной» вместо «Они купили лодку. Их покупка оказалась удачной».

«Он не могет решить задачу» вместо «он не может решить задачу».

«Его усилия оказалась бесполезными» вместо «его усилия оказались бесполезными».

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Различить грамматические и орфографические ошибки не так уж сложно. Чтобы разобраться в этом вопросе нужно исходить из определения.

Грамматическими ошибками называются ошибки построения словосочетаний, предложений и различных словоформ. К ним может относиться использование одного из слов в словосочетании не в том падеже и другие. Пример грамматических ошибок: вы такая сегодня красивые (в данном случае множественное число слова «красивая» вместо единственного).

Орфографическими ошибками называются ошибки связанные с правописанием слов, то есть это ошибки в словах. Пример орфографических ошибок: погода была ветренной (в данном случае слово «ветренной» пишется с одной «н»).

Бывает так, что орфографические ошибки от грамматических сложно отличить сразу, поскольку они связанны с неправильным написанием слов. Однако грамматическая ошибка зависит исключительно от контекста предложения, а орфографическая в большей степени связана с самим словом.

Ксарф­акс
[156K]

6 лет назад 

Чтобы понять, в чём отличие этих ошибок, нужно вспомнить, что такое грамматика и орфография.

Грамматика — это наука, которая связана с правильным построением различных словоформ, словосочетаний и предложений.

Орфография — это наука, регламентирующая правила написания слов.


Поэтому грамматическая ошибка представляет собой неправильно построенное предложение или неправильно выбранную форму слова.

Например, «Покладу» вместо «Положу» или «Большинство были против» вместо «Большинство было против».

Орфографическая ошибка, в свою очередь, связана с неправильным употреблением одной или нескольких букв в той или иной части слова.

Например, «Деревяный» вместо «Деревянный» или «Ультрафеолетовый» вместо «Ультрафиолетовый».

ЧипИД­ейл
[36.5K]

4 года назад 

Грамматическая ошибка — это нарушение установленных грамматических норм (синтаксических, морфологических, словообразовательных­). Такие ошибки могут быть допущены при словообразовании в самой структуре слова, при неверном употреблении различных словосочетаний, а также в нарушении структуры предложений.

Для примера:

  • Наслонил к стене [правильно: прислонил к стене]; заместо себя [правильно: вместо себя]; превосходность [правильно: превосходство]. Здесь ошибки допущены в структуре слов при образовании самого слова (применение неверных приставок и суффиксов).
  • Нет свободного время [правильно: нет свободного времени]; нет сидячих местов [правильно: нет сидячих мест]. Этот пример демонстрирует некорректность образования формы слова, т.е. нарушение морфологической нормы.
  • Жажда к знаниям [правильно: жажда знаний]; напиться водой [правильно: напиться воды]. Тут показано неверное употребление словосочетаний (несоблюдение норм управления).
  • Подъезжая к остановке, у него упала шляпа. Страна любила и гордилась поэтом. Здесь некорректное построение предложений с деепричастными оборотами и однородными членами — нарушение синтаксических норм.

Орфографическая ошибка — это ошибки в правописании отдельных букв в слове. В устной речи обычно такие ошибки не различимы (не слышимы). Орфографическую ошибку можно допустить при написании в отдельных словах с безударными гласными, непроизносимыми согласными, с дефисным и слитно-раздельным написанием. К таким ошибкам так же относятся нарушения правил переноса слов и применения прописных букв.


Как писать грамотно

Эл Лепсо­ид
[139K]

4 года назад 

Орфография занимается правильностью написания слов, поэтому орфографические ошибки связаны исключительно с теми, которые встречаются в отдельных словах и что, к сожалению. в последние годы встречается все чаще и чаще.

К орфографическим можно, например, отнести такие ошибки: «саловей» вместо «соловей», «потдержать» вместо «поддержать», «корнис» вместо «карниз» и т.п.

Грамматика же занимается правильностью построения словосочетаний и предложений, а также образования различных форм слов. Поэтому грамматические ошибки встречаются при неправильном употреблении или словообразовании, а также нарушении взаимосвязи слов в предложении.

Примеры орфографических ошибок могут выглядеть так: «следущий клиент» вместо «следующий клиент», «она стала более красивый» вместо «она стала более красивой», «он не узнал ихнего отца» вместо «он не узнал их отца» и т.д.

Котом­ать
[611]

9 лет назад 

Орфографическая ошибка — это ошибка в слове, неправильно выбранная буква (кАрова)или написание слитно-раздельно (неприду), а также прописная-строчная (москва). Грамматическая — это неправильно образованная словоформа (ездиют, яблокОВ, тортА)или неправильно построенное предложение, неправильно употреблённые обороты — причастный и деепричастный (Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.)

Stasy­12
[41.5K]

3 года назад 

Правил в русском языке много,многим трудно их запоминать и ориентироваться в них. Поэтому и могут допускать ошибки орфографические, грамматические. Также установлена классификация по ФИПИ и других ошибок. Например, бывают ошибки речевые, графические, пунктуационные, фактические и другие.

Грамматическая ошибка это ошибка в структуре слова, предложения или словосочетания. В данном случае нарушена грамматическая норма морфологическая, синтаксическая, словообразовательная­.

Например, подскользнуться вместо поскользнуться. Тут нарушено словообразование, неправильный суффикс или приставка. Пример,едь вместо езжай это морфологическая грамматическая ошибка.

Орфографическая ошибка связана с неправильным написанием букв в словах, слитном или раздельном написании слов, ошибки в написании строчных и заглавных букв в словах. Также в неправильном написании орфограмм в окончаниях, непроизносимых согласных и безударных гласных.

владс­андро­вич
[767K]

4 года назад 

Грамматические ошибки, это те ошибки, совершая которые, человек нарушает структуру слова или словосочетания, а иногда и полностью структуру предложения, а сказывается это в первую очередь на стилистической грамотности в целом. Ну а орфографические, это только те ошибки, которые касаются правильности написания букв в слове, которые подчиняются орфограммам.

morel­juba
[62.5K]

4 года назад 

Чтобы различать грамматические и орфографические ошибки нужно понимать значение и тех и других.

Так вот грамматические ошибки связаны с неправильным построением предложения или с неправильным выбором формы слова.

А вот орфографические ошибки связаны непосредственно с неправильным написанием букв в словах.

Знаете ответ?

Русский язык полон неожиданностей, исключений, некоторые правила кажутся нелогичными. Однако есть ошибки, при виде которых включается внутренний граммар-наци. Нет, не во время переписок. А при чтении статей, описаний в интернет-магазине, которые видят десятки тысяч людей, при просмотре рекламных объявлений.

Хотя даже в переписке со службой поддержки тоже можно столкнуться с такой чудной орфографией, что хочется спросить: «Как вас вообще туда взяли?».

Важно! Придираться к чьей-то орфографии — это дурной тон, если человек вас об этом не попросил. Особенно во время спора, полемики, когда самое последнее, что можно сделать, — указать на пропущенную запятую или неправильно написанное слово.

Если вы пишете статью, которую будут читать тысячи людей, или делаете сайт, на котором хотите что-либо продавать, то проверить тексты на ошибки — одна из основных задач. Ведь правильная орфография и пунктуация ощутимо влияют на восприятие информации. Профессионализм кроется в мелочах.

1. Тся/ться в глаголах

Простейшее правило, но от подобных ошибок не скрыТЬСЯ никому, даже грамотным и образованным людям. Другое дело, когда в крупных СМИ допускаются опечатки вроде «Деловые переговоры состояться в сентябре» (вместо «состоятся»). Тогда сразу возникает вопрос: «А как же вычитывание материала перед публикацией?»

ПроверяеТСЯ очень просто. Если вопрос «что делает?», «что сделает?», мягкий знак не пишем. Потому что в вопросе его нет. Если «что сделать?», «что хочет сделать?» «что будет делать?», то пишем.

2. «Что бы» вместо «чтобы»

Иногда ошибаются и наоборот: «чтобы» вместо «что бы». Однако союз «чтобы» гораздо чаще используется, чем местоимение «что» и частица «бы».

Как отличить? Если вы говорите о каком-либо намерении, цели, желании что-то сделать, то пишем «чтобы».

Я хожу в спортзал, чтобы улучшить своё здоровье. Эта статья написана, чтобы помочь лучше понять русский язык. Мы живём, чтобы быть счастливыми.

Если подразумеваем гипотетическое действие, то пишем «что бы».

Что бы вы хотели на завтрак?

Читать ещё: Разница между «чтобы» и «что бы»

3. Когда пишут «вообщем»

Как обычное «в общем» может превратиться в одно слово, да ещё и с двумя «о»? Вопрос риториеский.

Точно так же: когда пишут «вообщем-то» вместо «в общем-то»

Частицы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Знаем ещё со школьной скамьи.

А также: вообще-то. Здесь у нас дефис.

4. Впринципе, впринципи…

«В принципе» — это существительное и предлог, то есть два разных слова. А предлоги со словами всегда пишутся раздельно. Слово «принцип» в предложном падеже будет «в принципЕ», с «Е» на конце.

5. Не кто не когда не скажет…

Здесь путают «не» с «ни». «Никто никогда не скажет»… Слов «не кто» и «не когда» вообще не существует. Есть «нЕкто» и «нЕкогда». Но и они, как видите, пишутся слитно.

Читать ещё: Подробная статья о разнице между «не» и «ни»

6. «Агенство» вместо «агенТство»

Ошибка из-за невнимательности или незнания точного написания слова. Пять согласных подряд, понять можно.

Однако всё прозрачно: агент — > агент-ств-о.

Поэтому, если вы владелец сайта по недвижимости или переводам с иностранных языков, проверьте, не закралось ли у вас какое-нибудь «агенство».

7. В течении времени/в течении этого периода

Стоп! В подзаголовке неправильное написание. Правильно — в течениЕ времени/в течениЕ этого периода.

А «в течении» следует писать, если подразумеваем течение реки или течение (направление) искусства.

ошибки в русском языке

Читать ещё: «В течение дня» или «в течении»

8. Учавствуйте в конкурсе!

Здесь лишняя буква только помешает. В нашем случае «В». Участвовать — от слова «участие». Поэтому — учаСТвуйте в конкурсе.

9. Зарегестрироваться на сайте

На сайте и где только можно регИстрируются. Проверочное слово — регИстр. Или английское registration, откуда это слово к нам пришло.

10. «Выберете товар» вместо «выберите товар»

Повелительные наклонения глаголов — та ещё сложность, но подобные фразы следует знать назубок.

ВыберИте товар в течениЕ 2 дней.

11. Мы имеем ввиду следующее вместо правильного «имеем в виду»

Есть только сочетание «иметь в виду».

ошибки в русском языке

Загвоздка в существовании ещё одного слова «ввиду» (по причине) и оборота «ввиду того что» из официально-делового стиля. Тогда как «иметь в виду» пишется раздельно в три слова. Что вы имеете в виду? Здесь «в виду» — это существительное «вид» с предлогом «в».

Поэтому пишем «мы имеем в виду…».

12. Всякие «4-х», «6-ти» в значении «четырёх», «шести»

Эта ошибка встречается не только в текстах, так часто пишут в рекламных объявлениях и при оформлении вывесок торговых центров. Но правило гласит следующее: дефис с окончанием ставится только у тех цифр, которые обозначают порядковые числительные. Другими словами так: первый, второй, третий (1-й, 2-й, 3-й).

Поэтому можно написать «14-й» (четырнадцатый), но не «14-ть» (четырнадцать).

ошибки в русском языке

Пояснение на Грамоте.ру

Правило вполне логичное, ведь количественные числительные обозначают количество, определённое число единиц. Это их первостепенная роль. А порядковые похожи на прилагательные, для них и придумали те самые наращения с дефисом.

Читать ещё: Буквенное наращение числительных: когда оно нужно

Если вы напишете в рекламной вывеске что-то вроде «Не более 3 человек», то есть правильно, без вот этого дефисного хвостика, то честь и хвала вам. Здесь «3» и так читается как «трёх», зачем ему дополнительные буквы?

Аналогично: 3-комнатная квартира вместо «3х комнатная квартира», 2-летний срок годности, 6-местный номер. Потому что количественные числительные «трёх», «двух» и «шести».

Правильно будет «мой день рождениЯ» (день чего? Рождения). «Мой» согласуется со словом «день», а не «рождения. А также «с днём рождения». Оба слова с маленькой буквы.

Какие орфографические, грамматические, стилистические ошибки в русском языке чаще всего встречаете вы? Пишите в комментариях.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку

Всего найдено: 5

Добрый вечер! Пожалуйста, подскажите, можно ли переносить слово питаются так: питаю-тся? Заранее спасибо за ответ

Ответ справочной службы русского языка

Такой перенос возможен, он не нарушает правила. 

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, перепутать «-тся» с «-ться» — это синтаксическая или орфографическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Это орфографическая ошибка.

Здравствуйте! И иногда бывают жизненные ситуации, когда необходимо сказать или прокричать человеку слово по слогам или просто очень четко, например в шумной обстановке или для большей убедительности сказанного. Всегда было интересно, как произносить в данном случае: по правилам письма или произношения? Следует ли произносить непроизносимые согласные, как произносить окончания вроде -тся и т.д.

Ну например кричим кому-то:
СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ!
ИВАНОВЫ РАЗВОДЯТСЯ!
ЛЕСТНИЦА НЕ ЗАКРЕПЛЕНА!

и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

Если произносить фразу по слогам, то каждый в каждом слоге гласный будет произноситься четче (почти как ударный). В остальном отличий от «обиходного» произношения не будет (если, конечно, вашей целью не является произнести «так, как пишется» — например, для того чтобы записать фамилию или орфографически трудное слово).

Правильное ли правописание -тся; -ться в предложении «ты с MDK пришел, там именно такие и содержаться»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно здесь: содержатся. Форма 3-го лица глагола пишется без мягкого знака.

Дорогая справка, что-то не так в диктанте по повести Гоголя «Страшная месть». Проверка показывает, что я в 3 предложении допустила ошибку в слове повеселиться: исправляет на -тся. Как же так? «Не прочь повеселитЬся!» — неужели не нужен мягкий знак? Уж программу-то третьего класса мы все усвоили…

Ответ справочной службы русского языка

Мы сейчас проверили, вроде бы все работает, правильным призается ответ _повеселиться_. Возможно, был сбой в программе?

В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в формах 3 лица единственного и множественного числа возвратных глаголов. В буквосочетании -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.

Разберемся, в каких случаях пишется -тся или -ться в окончаниях глаголов, если применим правило орфографии русского языка. Приведем примеры написания форм возвратных глаголов.

У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:

  • улыбаться — он улыбается, они улыбаются;
  • возвратиться — он возвратится, они возвратятся.

Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:

  • захочет улыбаться [у л ы б а ц а];
  • ребёнок улыбается [у л ы б а й’ и ц а].

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.

Правило

Буква «ь» пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.

Света начала (что делать?) собираться в школу.

Андрей хочет (что сделать?) прокатиться на велосипеде.

Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.

Буквосочетание -тся прослеживается в морфемном составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг заполощется — листья заполощутся.

Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.

Правило

Буква «ь» не пишется в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?

Понаблюдаем:

Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.

Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.

Тся и ться в глаголах

Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:

  • он рисует — она рисуется перед нами;
  • она спросит — с него спросится;
  • лектор покажет — нам покажутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:

  • определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
  • зададим вопрос к слову;
  • выясним форму глагола (неопределённая форма или форма 3 лица);
  • правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.

В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения.  Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:

Девочка (что делает?) радуется солнцу.

Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.

Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.

На улице начало смеркаться.

Хмурой осенью туман может стелиться подолгу на дороге.

Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.

Озорник боится признаться матери в шалости.

В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью  заданных вопросов:

  • озорник (что делает?) боится;
  • боится (что сделать?) признаться.

Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.

Примеры

Дети веселятся у новогодней ёлки.

Нам уже начинает нравиться наше путешествие.

Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.

Скоро появится жаркое солнце.

Мне хочется возвратиться поскорее домой.

Эти знания должны пригодиться мне в будущем.

Мне хочется стремиться к лучшему результату.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 40

Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание

Содержание статьи:

В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.

В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

  • Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
  • Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

  • Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
  • Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.
  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.

  1. Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
  2. Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
  3. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
  4. Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:

Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.

  1. Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
  2. Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
  3. Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
  4. Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
  5. Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
  6. Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
  7. Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
  8. Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
  9. Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
  10. Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

  1. В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
  3. В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

  • Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
  • У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

  1. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
  2. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
  3. Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.

Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

«Тся» и «ться» в глаголах

В соче­та­нии -тся не пишет­ся мяг­кий знак как в гла­го­лах 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В -ться пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый обо­зна­ча­ет неопре­де­лён­ную фор­му глагола.

У воз­врат­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка достав­ля­ет затруд­не­ние напи­са­ние окон­ча­ний с мяг­ким зна­ком или без него:

  • улы­ба ть ся — он улы­ба ет ся, они улы­ба ют ся;
  • воз­вра­ти ть ся — он воз­врат ит ся, они воз­врат ят ся.

Как опре­де­лить, нуж­но напи­сать мяг­кий знак в окон­ча­нии гла­го­лов перед пост­фик­сом (суф­фик­сом) -ся или нет? Ведь конеч­ные бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во как [ца]:

  • захо­чет улы­бать­ся [у л ы б а ц а];
  • ребё­нок улы­ба­ет­ся [у л ы б а й’ и ц а].

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Света нача­ла (что делат ь ?) соби­рат ь ся в школу.

Андрей хочет (что сде­лат ь ?) про­ка­тит ь ся на велосипеде.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он сме ёт ся — все сме ют ся;
  • флаг запо­лощ ет ся — листья запо­лощ ут ся.

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Понаблюдаем:

Андрей (что дела­ет?) тре­ни­ру­ет­ся несколь­ко часов каж­дый день.

Скоро солн­це (что сде­ла­ет?) появит­ся на голу­бом небе.

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ет ся перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сит ся ;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жут ся .

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или фор­ма 3 лица);
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния. Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Дети (что дела­ют?) несут­ся на лыжах с высо­кой горы.

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Хмурой осе­нью туман может сте­лит ь ся подол­гу на дороге.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

Озорник боит­ся при­знат ь ся мате­ри в шалости.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью задан­ных вопросов:

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Нам уже начи­на­ет нра­вить­ся наше путешествие.

Рыбак уся­дет­ся на бере­гу озе­ра и заки­нет удочку.

Мне хочет­ся воз­вра­тить­ся поско­рее домой.

Эти зна­ния долж­ны при­го­дить­ся мне в будущем.

Мне хочет­ся стре­мить­ся к луч­ше­му результату.

Видеоурок

Правописание -тся, -ться в глаголах

Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце.

Правило:

Если глагол отвечает на вопросы « что делает?, что сделает? », то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется. То есть глагол оканчивается на -тся .

Если глагол отвечает на вопросы « что делать?, что сделать? », то этот глагол в неопределенной форме (инфинитив) и в нем перед -ся пишется мягкий знак. То есть глагол оканчивается -ться .

Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?».

Дочка учи тся в институте.

( Она ) дочка ( что делает? ) учи тся в институте.

Товар появи тся в магазине завтра.

( Он ) товар ( что сделает? ) появи тся в магазине завтра.

Дети радую тся новым игрушкам.

( Они ) дети ( что делают? ) радую тся новым игрушкам.

Сегодня мама собирае тся занимат ься приготовлением нового салата.

Сегодня ( она ) мама ( что делает? ) собирае тся ( что делать? ) занима ться приготовлением нового салата.

Друзья решили встрети ться вечером в кафе.

( Они ) друзья решили ( что сделать? ) встрети ться вечером в кафе.

Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться.

Имеются предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака .

Учись – всегда пригоди тся !

Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

Ему приходи тся мири ться с новым начальством.

( Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего ) ему приходи тся ( что делать? ) мирит ься с новым начальством.

Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Малыш старае тся улыба ться , когда видит родителей.

( Он ) малыш ( что делает? ) старае тся ( что сделать? ) улыба ться , когда видит родителей.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Вывод:

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа , то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив (неопределенная форма) , то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/tsya-glagolah.html

http://author.today/post/152780

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тся и ться какая ошибка орфографическая или грамматическая
  • Тсм 0а31 ошибка
  • Тсж ошибки при создании
  • Тсд выдает ошибку
  • Туарег ошибка 16690