Тся ться вид ошибки

Определение грамматической ошибки.

Определение орфографической ошибки.

Приведите примеры данных ошибок.

Грамматические и орфографические ошибки различаются специалистами по языкознанию. Для простых «смертных» они являются одинаковыми — это ошибки в словах, в буквах. Этим они отличаются от пунктуационных ошибок — ошибок при написании знаков препинания.

Грамматические ошибки — это ошибки, в основном, в управлении словами в словосочетаниях и предложениях. От слова «грамматика» — раздела языкознания, который изучает строй языка — построение осмысленных речевых конструкций.

Например, грамматической ошибкой будет написание неправильного склонения слова: «поехать в госте», вместо «поехать в гости». Или: «родить мышу», вместо «родить мышь».

То есть мы видим, что это ошибки при написании окончаний, но есть и другие случаи (например, написание «ться» и «тся» в глаголах).

Орфографические ошибки — это ошибки правильного написания слова. Например, написать «сабака», вместо «собака». Или: «парашут», вместо «парашют».

Есть орфографические ошибки, которые нарушают установленный образец написания слова, который ничем не проверяется (эти слова надо просто знать), а есть орфографические ошибки, которые нарушают какое-то правило. Орфография — это свод правил единообразной передачи слов и грамматических форм речи на письме.

Например, раньше (при царе-батюшке) писали «Хведя», а сейчас — «Федя».

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

olchi­kniko­l
[62.3K]

7 лет назад 

Грамматическая ошибка — это ошибки в структуре слова, словосочетания или предложения.

Пример: благородность вместо благородство.

Есть еще и речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, в большинстве случаев в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм.

Пример:

Разновидность речевых недочётов — это стилистические ошибки. То есть, безосновательное смешение слов различной стилистической расцветки, или неудачное употребление экспрессивных, чувственно окрашенных слов и выражений, немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений.

Речевую ошибку можно увидеть только в контексте.

Орфографическая ошибка — это неверное написание слова в тексте. Подобную ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя.

Например: на площаде, о голубым карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только лишь видима, да и слышима.

Например: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведомую в парк.

Shipo­3
[33.1K]

4 года назад 

Оба вида ошибок связаны с неправильным написанием слова, но смысл в них разный. А есть еще другие ошибки, например, пунктуационные (связаны со знаками препинания), стилистические и так далее.


Если в слове написали не ту, пропустили или вставили лишнюю букву, написали слитно то, что должно быть раздельно и так далее, то это орфографическая ошибка. То есть слово написано с ошибкой само по себе, независимо от контекста.

Пример: «незнаю» вместо «не знаю»; «москва» вместо «Москва»; «грусный» вместо «грустный» и тому подобное.


Если используется несуществующая форма слова или из-за неправильной формы слова нарушена правильная структура текста; слово в принципе само по себе без ошибок, но не вписывается в контекст, его нужно изменить, то речь идет о грамматической ошибке.

Пример:

«Они купили лодку. Его покупка оказалась удачной» вместо «Они купили лодку. Их покупка оказалась удачной».

«Он не могет решить задачу» вместо «он не может решить задачу».

«Его усилия оказалась бесполезными» вместо «его усилия оказались бесполезными».

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Различить грамматические и орфографические ошибки не так уж сложно. Чтобы разобраться в этом вопросе нужно исходить из определения.

Грамматическими ошибками называются ошибки построения словосочетаний, предложений и различных словоформ. К ним может относиться использование одного из слов в словосочетании не в том падеже и другие. Пример грамматических ошибок: вы такая сегодня красивые (в данном случае множественное число слова «красивая» вместо единственного).

Орфографическими ошибками называются ошибки связанные с правописанием слов, то есть это ошибки в словах. Пример орфографических ошибок: погода была ветренной (в данном случае слово «ветренной» пишется с одной «н»).

Бывает так, что орфографические ошибки от грамматических сложно отличить сразу, поскольку они связанны с неправильным написанием слов. Однако грамматическая ошибка зависит исключительно от контекста предложения, а орфографическая в большей степени связана с самим словом.

Ксарф­акс
[156K]

6 лет назад 

Чтобы понять, в чём отличие этих ошибок, нужно вспомнить, что такое грамматика и орфография.

Грамматика — это наука, которая связана с правильным построением различных словоформ, словосочетаний и предложений.

Орфография — это наука, регламентирующая правила написания слов.


Поэтому грамматическая ошибка представляет собой неправильно построенное предложение или неправильно выбранную форму слова.

Например, «Покладу» вместо «Положу» или «Большинство были против» вместо «Большинство было против».

Орфографическая ошибка, в свою очередь, связана с неправильным употреблением одной или нескольких букв в той или иной части слова.

Например, «Деревяный» вместо «Деревянный» или «Ультрафеолетовый» вместо «Ультрафиолетовый».

ЧипИД­ейл
[36.5K]

4 года назад 

Грамматическая ошибка — это нарушение установленных грамматических норм (синтаксических, морфологических, словообразовательных­). Такие ошибки могут быть допущены при словообразовании в самой структуре слова, при неверном употреблении различных словосочетаний, а также в нарушении структуры предложений.

Для примера:

  • Наслонил к стене [правильно: прислонил к стене]; заместо себя [правильно: вместо себя]; превосходность [правильно: превосходство]. Здесь ошибки допущены в структуре слов при образовании самого слова (применение неверных приставок и суффиксов).
  • Нет свободного время [правильно: нет свободного времени]; нет сидячих местов [правильно: нет сидячих мест]. Этот пример демонстрирует некорректность образования формы слова, т.е. нарушение морфологической нормы.
  • Жажда к знаниям [правильно: жажда знаний]; напиться водой [правильно: напиться воды]. Тут показано неверное употребление словосочетаний (несоблюдение норм управления).
  • Подъезжая к остановке, у него упала шляпа. Страна любила и гордилась поэтом. Здесь некорректное построение предложений с деепричастными оборотами и однородными членами — нарушение синтаксических норм.

Орфографическая ошибка — это ошибки в правописании отдельных букв в слове. В устной речи обычно такие ошибки не различимы (не слышимы). Орфографическую ошибку можно допустить при написании в отдельных словах с безударными гласными, непроизносимыми согласными, с дефисным и слитно-раздельным написанием. К таким ошибкам так же относятся нарушения правил переноса слов и применения прописных букв.


Как писать грамотно

Эл Лепсо­ид
[139K]

4 года назад 

Орфография занимается правильностью написания слов, поэтому орфографические ошибки связаны исключительно с теми, которые встречаются в отдельных словах и что, к сожалению. в последние годы встречается все чаще и чаще.

К орфографическим можно, например, отнести такие ошибки: «саловей» вместо «соловей», «потдержать» вместо «поддержать», «корнис» вместо «карниз» и т.п.

Грамматика же занимается правильностью построения словосочетаний и предложений, а также образования различных форм слов. Поэтому грамматические ошибки встречаются при неправильном употреблении или словообразовании, а также нарушении взаимосвязи слов в предложении.

Примеры орфографических ошибок могут выглядеть так: «следущий клиент» вместо «следующий клиент», «она стала более красивый» вместо «она стала более красивой», «он не узнал ихнего отца» вместо «он не узнал их отца» и т.д.

Котом­ать
[611]

9 лет назад 

Орфографическая ошибка — это ошибка в слове, неправильно выбранная буква (кАрова)или написание слитно-раздельно (неприду), а также прописная-строчная (москва). Грамматическая — это неправильно образованная словоформа (ездиют, яблокОВ, тортА)или неправильно построенное предложение, неправильно употреблённые обороты — причастный и деепричастный (Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.)

Stasy­12
[41.5K]

3 года назад 

Правил в русском языке много,многим трудно их запоминать и ориентироваться в них. Поэтому и могут допускать ошибки орфографические, грамматические. Также установлена классификация по ФИПИ и других ошибок. Например, бывают ошибки речевые, графические, пунктуационные, фактические и другие.

Грамматическая ошибка это ошибка в структуре слова, предложения или словосочетания. В данном случае нарушена грамматическая норма морфологическая, синтаксическая, словообразовательная­.

Например, подскользнуться вместо поскользнуться. Тут нарушено словообразование, неправильный суффикс или приставка. Пример,едь вместо езжай это морфологическая грамматическая ошибка.

Орфографическая ошибка связана с неправильным написанием букв в словах, слитном или раздельном написании слов, ошибки в написании строчных и заглавных букв в словах. Также в неправильном написании орфограмм в окончаниях, непроизносимых согласных и безударных гласных.

владс­андро­вич
[767K]

4 года назад 

Грамматические ошибки, это те ошибки, совершая которые, человек нарушает структуру слова или словосочетания, а иногда и полностью структуру предложения, а сказывается это в первую очередь на стилистической грамотности в целом. Ну а орфографические, это только те ошибки, которые касаются правильности написания букв в слове, которые подчиняются орфограммам.

morel­juba
[62.5K]

4 года назад 

Чтобы различать грамматические и орфографические ошибки нужно понимать значение и тех и других.

Так вот грамматические ошибки связаны с неправильным построением предложения или с неправильным выбором формы слова.

А вот орфографические ошибки связаны непосредственно с неправильным написанием букв в словах.

Знаете ответ?

Русский язык полон неожиданностей, исключений, некоторые правила кажутся нелогичными. Однако есть ошибки, при виде которых включается внутренний граммар-наци. Нет, не во время переписок. А при чтении статей, описаний в интернет-магазине, которые видят десятки тысяч людей, при просмотре рекламных объявлений.

Хотя даже в переписке со службой поддержки тоже можно столкнуться с такой чудной орфографией, что хочется спросить: «Как вас вообще туда взяли?».

Важно! Придираться к чьей-то орфографии — это дурной тон, если человек вас об этом не попросил. Особенно во время спора, полемики, когда самое последнее, что можно сделать, — указать на пропущенную запятую или неправильно написанное слово.

Если вы пишете статью, которую будут читать тысячи людей, или делаете сайт, на котором хотите что-либо продавать, то проверить тексты на ошибки — одна из основных задач. Ведь правильная орфография и пунктуация ощутимо влияют на восприятие информации. Профессионализм кроется в мелочах.

1. Тся/ться в глаголах

Простейшее правило, но от подобных ошибок не скрыТЬСЯ никому, даже грамотным и образованным людям. Другое дело, когда в крупных СМИ допускаются опечатки вроде «Деловые переговоры состояться в сентябре» (вместо «состоятся»). Тогда сразу возникает вопрос: «А как же вычитывание материала перед публикацией?»

ПроверяеТСЯ очень просто. Если вопрос «что делает?», «что сделает?», мягкий знак не пишем. Потому что в вопросе его нет. Если «что сделать?», «что хочет сделать?» «что будет делать?», то пишем.

2. «Что бы» вместо «чтобы»

Иногда ошибаются и наоборот: «чтобы» вместо «что бы». Однако союз «чтобы» гораздо чаще используется, чем местоимение «что» и частица «бы».

Как отличить? Если вы говорите о каком-либо намерении, цели, желании что-то сделать, то пишем «чтобы».

Я хожу в спортзал, чтобы улучшить своё здоровье. Эта статья написана, чтобы помочь лучше понять русский язык. Мы живём, чтобы быть счастливыми.

Если подразумеваем гипотетическое действие, то пишем «что бы».

Что бы вы хотели на завтрак?

Читать ещё: Разница между «чтобы» и «что бы»

3. Когда пишут «вообщем»

Как обычное «в общем» может превратиться в одно слово, да ещё и с двумя «о»? Вопрос риториеский.

Точно так же: когда пишут «вообщем-то» вместо «в общем-то»

Частицы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Знаем ещё со школьной скамьи.

А также: вообще-то. Здесь у нас дефис.

4. Впринципе, впринципи…

«В принципе» — это существительное и предлог, то есть два разных слова. А предлоги со словами всегда пишутся раздельно. Слово «принцип» в предложном падеже будет «в принципЕ», с «Е» на конце.

5. Не кто не когда не скажет…

Здесь путают «не» с «ни». «Никто никогда не скажет»… Слов «не кто» и «не когда» вообще не существует. Есть «нЕкто» и «нЕкогда». Но и они, как видите, пишутся слитно.

Читать ещё: Подробная статья о разнице между «не» и «ни»

6. «Агенство» вместо «агенТство»

Ошибка из-за невнимательности или незнания точного написания слова. Пять согласных подряд, понять можно.

Однако всё прозрачно: агент — > агент-ств-о.

Поэтому, если вы владелец сайта по недвижимости или переводам с иностранных языков, проверьте, не закралось ли у вас какое-нибудь «агенство».

7. В течении времени/в течении этого периода

Стоп! В подзаголовке неправильное написание. Правильно — в течениЕ времени/в течениЕ этого периода.

А «в течении» следует писать, если подразумеваем течение реки или течение (направление) искусства.

ошибки в русском языке

Читать ещё: «В течение дня» или «в течении»

8. Учавствуйте в конкурсе!

Здесь лишняя буква только помешает. В нашем случае «В». Участвовать — от слова «участие». Поэтому — учаСТвуйте в конкурсе.

9. Зарегестрироваться на сайте

На сайте и где только можно регИстрируются. Проверочное слово — регИстр. Или английское registration, откуда это слово к нам пришло.

10. «Выберете товар» вместо «выберите товар»

Повелительные наклонения глаголов — та ещё сложность, но подобные фразы следует знать назубок.

ВыберИте товар в течениЕ 2 дней.

11. Мы имеем ввиду следующее вместо правильного «имеем в виду»

Есть только сочетание «иметь в виду».

ошибки в русском языке

Загвоздка в существовании ещё одного слова «ввиду» (по причине) и оборота «ввиду того что» из официально-делового стиля. Тогда как «иметь в виду» пишется раздельно в три слова. Что вы имеете в виду? Здесь «в виду» — это существительное «вид» с предлогом «в».

Поэтому пишем «мы имеем в виду…».

12. Всякие «4-х», «6-ти» в значении «четырёх», «шести»

Эта ошибка встречается не только в текстах, так часто пишут в рекламных объявлениях и при оформлении вывесок торговых центров. Но правило гласит следующее: дефис с окончанием ставится только у тех цифр, которые обозначают порядковые числительные. Другими словами так: первый, второй, третий (1-й, 2-й, 3-й).

Поэтому можно написать «14-й» (четырнадцатый), но не «14-ть» (четырнадцать).

ошибки в русском языке

Пояснение на Грамоте.ру

Правило вполне логичное, ведь количественные числительные обозначают количество, определённое число единиц. Это их первостепенная роль. А порядковые похожи на прилагательные, для них и придумали те самые наращения с дефисом.

Читать ещё: Буквенное наращение числительных: когда оно нужно

Если вы напишете в рекламной вывеске что-то вроде «Не более 3 человек», то есть правильно, без вот этого дефисного хвостика, то честь и хвала вам. Здесь «3» и так читается как «трёх», зачем ему дополнительные буквы?

Аналогично: 3-комнатная квартира вместо «3х комнатная квартира», 2-летний срок годности, 6-местный номер. Потому что количественные числительные «трёх», «двух» и «шести».

Правильно будет «мой день рождениЯ» (день чего? Рождения). «Мой» согласуется со словом «день», а не «рождения. А также «с днём рождения». Оба слова с маленькой буквы.

Какие орфографические, грамматические, стилистические ошибки в русском языке чаще всего встречаете вы? Пишите в комментариях.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку

Всего найдено: 45

Есть ли грамматическая ошибка в выражении на сегодняшний день

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 270766.

Добрый день! Иногда в предложениях совмещаются и становятся однородными понятия, которые таковыми не являются. Например: Я пил чай с колбасой и женой Тамарой. Если это встречается в сочинениях, то рассматривается как грамматическая ошибка. Но иногда писатели используют такой приём намерено для придания комичности. Подскажите, пожалуйста, есть ли название у такого приёма? Возможно, это разновидность каламбура?

Ответ справочной службы русского языка

Этот прием называется силлепсис или силлепс. Дадим определение из словаря-справочника «Культура русской речи» (М., 2007): риторический паралогический прием (в иной трактовке — стилистическая фигура), близкая зевгме, состоящая в объединении в перечислительном ряду логически, а иногда и грамматически неоднородных членов предложения как однородных. 

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какая должна быть пунктуация в предложении «Он видел ветку и как с нее опадали листья». Нет ли здесь ошибки и не нужна ли запятая? По какому правилу?

Ответ справочной службы русского языка

В предложении в качестве однородных членов выступают слово и придаточное предложение. Это грамматическая ошибка

Здравствуйте. Есть ли здесь грамматическая ошибка в словосочетании «не найдется идей»? Если больше не найдется идей, то попробуйте сделать стадион Маракана. Он считается достопримечательностью в Рио-де-Жанейро.

Ответ справочной службы русского языка

Грамматической ошибки в сочетании нет. 

Здравствуйте. Помогите классифицировать ошибку в тся/ться в глаголах. Это орфографическая или грамматическая ошибка? У нас с коллегами мнения разделились, а в справочниках нигде именно это правило не описывается.

Ответ справочной службы русского языка

Эту ошибку относят к орфографическим, так как проблема выбора написания традиционно включается в орфографию. Соответствующие правила можно найти и в своде 1956 года, и в справочниках Д. Э. Розенталя, и в полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина, и в справочнике для школьников «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой, А. В. Прудниковой.

Спрашивала много раз, но ответа нет. Ответьте срочно, пожалуйста! Есть ли в предложении «Автор хотел показать в Печорине образ человека того времени» грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Грамматической ошибки здесь нет.

Сын (14 лет) написал в сочинении «не ранить чувства других». Ему засчитали грамматическую ошибку. Я написала администрации школы, что это не ошибка. Сочинение сына дали на проверку ещё четырём учителям, все они являются экспертами ЕГЭ. Однако все они тоже ответили, что после «не ранить» обязательно должен стоять родительный падеж, правилен только вариант «Нужно стараться не ранить чувств других», А если написано «не ранить чувства других», получается, что речь идёт об одном чувстве. Я с этим категорически несогласна. Правильны оба варианта. Более того – вариант с родительным падежом устаревший, уже давно в данной конструкции чаще употребляется винительный падеж. Считаю, что в предложении «Нужно стараться не ранить чувства других» однозначно понятно, что имеется в виду не одно чувство. Так как же правильно? И что делать, если 5 экспертов ЕГЭ уверяют, что это грамматическая ошибка? Как ребёнок может доказать им и администрации школы свою правоту?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор винительного и родительного падежа при глаголе с отрицанием – это довольно сложная область русской грамматики. «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным» – так написано в академической «Русской грамматике» 1980 года. За прошедшие с того времени 40 лет эта тенденция только укрепилась и усилилась.

Есть ситуации, в которых может употребляться или только родительный, или только винительный падеж. Однако часто можно говорить лишь о предпочтительности одной из форм или о равных возможностях для их употребления. Во многих случаях несколько факторов, влияющих на выбор формы, действуют разнонаправленно. Эти факторы описаны в научной и справочной литературе («Русская грамматика» 1980 г., «Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской, «Практическая стилистика современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и др.). Обобщение рекомендаций сделано в «Письмовнике».

В сочетании не ранить чувства других нет признаков, которые указывали бы на обязательность родительного падежа. Винительный падеж подчеркивает конкретность объекта, на который направлено действие. Ю. А. Бельчиков показывает эту особенность на таких примерах: Не делай ошибок и Поупражняйся в написании глагольных форм и больше не делай ошибки. В первом предложении речь идет об ошибках вообще, а во втором – о конкретных орфографических ошибках. В современной нехудожественной литературе сочетание не ранить чувства кого-то (о многих) довольно частотно. Встречается и синонимичное сочетание: не оскорбить чувства других (В. Пелевин), не оскорбить чувства христиан (журн. «Знание – сила»). Возникающая омонимия форм род. падежа ед. числа (такое употребление немного архаично) и вин. падежа множ. числа обычно снимается контекстом.

Мы обсудили Ваш пример с коллегами из отдела культуры русской речи Института русского языка РАН. Е. М. Лазуткина, ведущий научный сотрудник, считает, что в Вашем случае винительный падеж предпочтителен. Другие коллеги склонны принять оба варианта как допустимые. Однако все согласны в том, что сочетание не ранить чувства других не следует считать ошибкой в экзаменационном сочинении.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, будет ли присутствовать грамматическая ошибка, если на информационной табличке написать «не» раздельно от краткого прилагательного «Оборудование не исправно»? Взяв во внимание то, что оборудование имеет какую-либо неисправность, то есть в этом случае отрицаем его полную исправность, а не подтверждаем того, что оборудование полностью сломано.

Ответ справочной службы русского языка

На табличке следует писать слитно: сообщается, что оборудование сломано (без оттенков значения).

Добрый день! В сочинении ученики иногда пропускают слова. Скажите, пожалуйста, пропуск слова — это речевая или грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Такую ошибку можно считать речевой.

Здравствуйте. Необходим не столько ответ, сколько комментарий. Возникла неясность с правильностью написания названия праздника Дня защитника Отечества. Несмотря на данные и с вашего портала, и с вики, распространена версия про «защитникОВ». Как оказалось, адепты этого написания ссылаются на сайт президента РБ, где за его подписью есть поздравление именно в таком варианте. Естественно, многие ведущие СМИ и сайты гос. учреждений подхватывают эту тенденцию. Является ли тогда написание этого праздника вариативным, или вариант с множественным числом — грамматическая ошибка? И, в таком случае, есть ли правило, регулирующее это написание, или же «так исторически сложилось»? Насколько адекватно апеллировать к параллели с Днем учителя, физкультурника, юриста, энергетика, спасателя и пр.?

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку в России День защитника Отечества — государственный праздник, его написание регламентируется не только словарями, но и официальными документами. В частности, именно такая форма указана в «Справочнике по оформлению нормативных правовых актов в Администрации Президента Российской Федерации».

Вероятно, название праздника, которое официально закреплено на территории Республики Беларусь, немного отличается от российского названия.

Грамматически обе формы возможны.

Какое правило русского языка действует при склонении слова «подтверждающих» при написании фразы: «Предоставить копии документов, подтверждающих право собственности». Правильно склонять от слова «документов»? Будет ли считаться ошибкой, если склонять от слова «копии»? (т.е. предоставить копии документов, подтверждающие право собственности). Это грамматическая ошибка или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку право собственности подтверждают документы, а не копии, верно: …копии документов, подтверждающих право собственности.

В трех поколения ни кто не склонял нашу фамилию ни в разговорной речи ни в документах. Помогите разъяснить новому начальнику что оставляя мою фамилию в оригинале на документах не будет являться ошибкой русского языка Усок (ударение на О)

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет о мужской фамилии, то несклонение ее — грамматическая ошибка. Мужская фамилия Усок склоняется. Если ее до этого не склоняли, это означает всего лишь, что грамматическая ошибка повторялась из документа в документ.

Есть правильное выражение «черный ход». А «черный вход» — это грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание черный вход неупотребительно, при этом есть служебный вход.

Здравствуйте, уважаемая Грамота! У нас такой вопрос — может ли фамилия Чипилка для женского рода не склоняться? Автор говорит, что её фамилия не склоняется и настаивает, чтобы при указании авторства — оставить — Стихи А. Чипилка. Не будет ли это ошибкой?

Ответ справочной службы русского языка

Фамилию Чипилка надо склонять, ее несклонение – грамматическая ошибка. Это плохо и для самого автора, ведь именительный падеж фамилии должен выводиться из косвенных падежей. Фразу стихи А. Чипилка можно понять так: автор стихов – А. Чипилок (мужчина).

Может ли союз «также» начинать предложение? Или это грамматическая ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Это не ошибка (но в некоторых случаях — небрежность).

Правописание тся или ться Самая частая ошибка.

Веб разработка » Блоггинг 30 Апр 2013, 16:06

(Всего: 678, сегодня: 1 )

Самая популярная по частоте допускаемых грамматических ошибок это именно окончания в глаголах на тся или ться! Сам некогда угадывал, пока не переборол лень и не разобрался! Запоминается очень просто, буквально пол часа и любой уменьшит частоту данной ошибки минимум на 95%.

Из года в год, миллионы людей регулярно допускают такую ошибку, причем там, где меньше всего ее ждешь. На популярных блогах, на витринах магазинов или даже в электронных приборах и газетах.

Если на сайтах это не сильно страшно, то в более менее крупных публичных изданиях это стыдно и унизительно. Так вот, можно избавиться от этой ошибки. Совсем, конечно, вряд ли, но ощутимо сократить ее частоту может любой! Достаточно сначала прочитать правило данной особенности русского языка:

Ь ставится

  • В неопределённой форме глагола (инфинитиве): «умывать(ся)», «беречь(ся)»;
  • В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «умываешь(ся)», «бережёшь(ся)»;
  • После согласных (кроме «й» и «г» — ляг(те)) в формах повелительного наклонения: «исправь(те)»;
  • В возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «вернусь», «вернитесь», «вернулись», «вернувшись»;
  • В остальных случаях в глагольных окончаниях ь не ставится: «он пошёл умываться», но: «он умывается»;

А теперь забыть и выкинуть, ибо нужно было в школе учиться, а не просто ее посещать, да бы не впадать в ступор перед строками правил выше! В нашем случае есть одно простейшее условие:

Глаголу нужно задать вопрос и если в этом вопросе есть мягкий знак — его поместить в ться, в противном же случае – мягкий знак не ставится

  • Мягкий знак не ставится — Что делает?
  • Будем учиться, начинаем тренироваться — Что делать?

А есть и подвохи, которые можно запихнуть в одно предложение:

На нашей улице строится дом, который, как обещает застройщик, закончит строиться к следующему году!

На нашей улице что делает? Закончит что делать?

Вот и все. Больше читайте и приобретете автоматизированный “сенсор” для распознавания и исключения подобных ошибок.

Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце. 

Правило:

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?, что сделает?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся мягкий знак не пишется. То есть глагол оканчивается на -тся.

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?, что сделать?», то этот глагол в неопределенной форме (инфинитив) и в нем перед -ся пишется мягкий знак. То есть глагол оканчивается -ться

Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке. 

Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?». 

Дочка учится в институте.

(Она) дочка (что делает?) учится в институте.

Товар появится в магазине завтра.

(Он) товар (что сделает?) появится в магазине завтра.

Дети радуются новым игрушкам.

(Они) дети (что делают?) радуются новым игрушкам.

Сегодня мама собирается заниматься приготовлением нового салата.

Сегодня (она) мама (что делает?) собирается (что делать?) заниматься приготовлением нового салата. 

Друзья решили встретиться вечером в кафе.

(Они) друзья решили (что сделать?) встретиться вечером в кафе.

Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. 

Имеются предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака

Учись – всегда пригодится!

Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

Ему приходится мириться с новым начальством.

(Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего) ему приходится (что делать?) мириться с новым начальством.

Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Малыш старается улыбаться, когда видит родителей.

(Он) малыш (что делает?) старается (что сделать?) улыбаться, когда видит родителей.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Вывод:

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив (неопределенная форма), то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

P.S.  Остальные посты можно посмотреть в сборнике «Повторение — мать учения» ссылка https://author.today/work/114789

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тся и ться это орфографическая ошибка
  • Тся и ться тип ошибки
  • Тся и ться какая ошибка орфографическая или грамматическая
  • Тсм 0а31 ошибка
  • Тсж ошибки при создании