Удачливый день исправить ошибку

Ответ:

Охотник заметил зайца.

Фольклор – основа творчества Некрасова.

Удачный день выдался сегодня.

В библиотеке стояли ребята и столы, заваленные книгами.

Татьяна Ларина любила свою сердобольную няню.

Лидер бежал впереди.

Произведение «Старуха Изергиль» состоит из трёх частей.

Режиссер снял новую картину.

Искусство играло большую роль в его жизни.

В городе освоено строительство высотных домов.

Объяснение:

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Найдите ошибку в употреблении паронимов: 1) Дружный коллектив 2) Старый человек 3) Удачливый день 4) Лирический герой …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » Найдите ошибку в употреблении паронимов: 1) Дружный коллектив 2) Старый человек 3) Удачливый день 4) Лирический герой

В задании № (5) ЕГЭ предлагается проверить правильность употребления слова в предложении.

Пример:

в одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши подобранное слово.

Не стоит тратить рабочее время на ПРАЗДНЫЕ разговоры.

В ответ на жалобу из администрации пришла стандартная ОТПИСКА.

Длинные волосы девушки РАЗВЕВАЛИСЬ на ветру.

Вчера у меня выдался УДАЧЛИВЫЙ день.

Гостиную украшали ИСКУСНО написанные натюрморты.

За правильно выполненное задание даётся (1) балл. Если задание выполнено с ошибкой, то выставляется (0) баллов.

Обрати внимание!

Если пароним исправлен верно, но слово записано не в той форме, то ответ не засчитывается.

Как решить задание из примера?

1. Сформулируй лексическое значение выделенного слова; подбери пароним.

Праздный — бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью; праздничный — относящийся к празднику, нарядный, красивый, радостный.

Отписка — бессодержательный формальный ответ на что-либо, не затрагивающий существа дела; описка — ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Развеваться — колыхаться на ветру; развиваться — расти, эволюционировать.

Удачливый — тот, которому всё удаётся, у которого всё получается (употребляется только с одушевлёнными существительными)); удачный — хороший, завершившийся удачей (употребляется только с неодушевлёнными существительными).

Искусно — умело, мастерски; искусственно — ненатурально, неестественно.

2. Проверь, уместно ли использовано слово в предложенном контексте.

Праздный — праздничный; в предложении говорится о бесцельных, пустых разговорах, значит, они «праздные».

Отписка — описка; в предложении идёт речь о формальном, бессодержательном ответе, поэтому уместно сказать «отписка».

Развеваться — развиваться; в предложении речь идёт о волосах, которые колышутся на ветру, поэтому правильно сказать «развевались».

Удачливый — удачный; в предложении говорится о хорошем, завершившемся удачей, имя прилагательное употреблено с неодушевлённым существительным, поэтому нужно заменить на слово «удачный».

Искусно — искусственно; в предложении говорится о красивых, мастерски написанных картинах, нужно сказать «искусно».

3. Запиши в ответ пароним, которым нужно заменить неверное слово. Обрати внимание на форму слова — она должна совпадать с формой заменяемого слова.

Ответ: удачный.

При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В задании № (5) ЕГЭ предлагается проверить правильность употребления слова в предложении.

Пример:

в одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши подобранное слово.

Не стоит тратить рабочее время на ПРАЗДНЫЕ разговоры.

В ответ на жалобу из администрации пришла стандартная ОТПИСКА.

Длинные волосы девушки РАЗВЕВАЛИСЬ на ветру.

Вчера у меня выдался УДАЧЛИВЫЙ день.

Гостиную украшали ИСКУСНО написанные натюрморты.

За правильно выполненное задание даётся (1) балл. Если задание выполнено с ошибкой, то выставляется (0) баллов.

Обрати внимание!

Если пароним исправлен верно, но слово записано не в той форме, то ответ не засчитывается.

Как решить задание из примера?

1. Сформулируй лексическое значение выделенного слова; подбери пароним.

Праздный — бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью; праздничный — относящийся к празднику, нарядный, красивый, радостный.

Отписка — бессодержательный формальный ответ на что-либо, не затрагивающий существа дела; описка — ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Развеваться — колыхаться на ветру; развиваться — расти, эволюционировать.

Удачливый — тот, которому всё удаётся, у которого всё получается (употребляется только с одушевлёнными существительными)); удачный — хороший, завершившийся удачей (употребляется только с неодушевлёнными существительными).

Искусно — умело, мастерски; искусственно — ненатурально, неестественно.

2. Проверь, уместно ли использовано слово в предложенном контексте.

Праздный — праздничный; в предложении говорится о бесцельных, пустых разговорах, значит, они «праздные».

Отписка — описка; в предложении идёт речь о формальном, бессодержательном ответе, поэтому уместно сказать «отписка».

Развеваться — развиваться; в предложении речь идёт о волосах, которые колышутся на ветру, поэтому правильно сказать «развевались».

Удачливый — удачный; в предложении говорится о хорошем, завершившемся удачей, имя прилагательное употреблено с неодушевлённым существительным, поэтому нужно заменить на слово «удачный».

Искусно — искусственно; в предложении говорится о красивых, мастерски написанных картинах, нужно сказать «искусно».

3. Запиши в ответ пароним, которым нужно заменить неверное слово. Обрати внимание на форму слова — она должна совпадать с формой заменяемого слова.

Ответ: удачный.

При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!

Заключительный урок в 5 классе по разделу «Имя прилагательное» (учебник А.Д. Шмелёва).

Культура речи. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы имен прилагательных

Цели:

  1. развивать коммуникативные умения: умение логически мыслить, строить связное устное и письменное высказывание, умение проникать в смысл высказывания, умение вести диалог (монолог), совершенствовать высказывание, давать оценку устному и письменному высказыванию, редактировать и рецензировать прочитанный (прослушанный)текст, составлять текст в определенном стиле и типе речи, учитывая речевую ситуацию;
  2. развивать умение умения правильно употреблять  прилагательные в речи;
  3. находить и исправлять ошибки в употреблении имен прилагательных в речи;
  4. формировать умение находить имена прилагательные в текстах курских писателей, текстах статей курских газет, осуществлять корректурную правку;
  5. обучить правильному и обоснованному выбору  прилагательных-паронимов;
  6. способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
  7. обогащать словарный запас обучающихся, научить использовать полученные знания в жизненной речевой практике;
  8. расширять знания о произведениях курских писателей;
  9. развивать общеучебные умения: наблюдение, анализ,  сравнение, обобщение, выводы.

1. Приветствие. Оргмомент.

Учитель: Добрый день, ребята!  С каким настроением вы пришли в школу на урок? Поднимите руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать?

Поднимите руку, кто будет отвечать у доски? (Дети поднимают руки). Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык — это основное средство общения. Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.

2. Проверка ДЗ.

Нужно было составить словарный диктант (10 слов) на тему «Правописание Ь знака после шипящих в кр.форме прилагательных», «Правописание окончаний в прилагательных».

1 человек записывает  диктант с пропусками за крылом доски.

3. Синтаксическая пятиминутка (эпиграф к уроку записан и портрет В. Деткова на доске).

Вставьте пропущенные буквы (устно), расставьте знаки препинания, составьте схему предложения (схему рисует один ученик у доски).

Гибок, б…гат,  пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа.

4. Работа со словарным диктантом, придуманным учеником.

О чем слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).

Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).

Какова тема нашего урока? (формулируют тему урока) Запись темы урока.

Учитель: Молодцы! А теперь по опорным фразам сформулируйте цели нашего урока.

5. Формулируют цели урока:

1.Повторить изученное об… (имени прилагательном).

2.Учиться правильно употреблять имя прилагательное в речи.

3. Определить  роль имя прилагательных…. в …тексте (речи).

4. Научиться грамотно говорить и писать.

5. Вспомнить, что такое культура речи?

6. Вспомнить, что такое норма? (ответы)

7. Вспомнить, какие речевые нормы существуют?

(На доске прикрепить листы магнитами виды речевых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические.

Вспомним, что значит каждая из них.

Этимологическая справка (на тех же листах): греч.(лат.)ОРФО+ЭПОС, ЛЕКСИКОС, ГРАММАТИКОС)

Итак, что мы будем делать сегодня? (Учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи)

Как? (Выполнять практические задания…)Зачем? (Чтобы быть грамотными). Только сегодня? (Нет, всегда)

Музыка из «В гостях у сказки».

Учитель: Вы узнали эту мелодию? (Дети отвечают).

Русский язык, по мнению В. Деткова, сказочен, даже когда несовершенен.

6. Основной этап урока.

Давайте сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, чтобы проверить это утверждение. И главными героями этой сказки будете вы и имена прилагательные, а наш классный кабинет станет на время урока сказочной выручай-комнатой.

Что это за комната? В  этой комнате, как известно, всегда много разных предметов, которые очень нужны именно в данный момент.  И предметы эти интересные и загадочные.

Что нам поможет разгадать тайны этой комнаты? (ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)

Итак, предмет первый:  Учебная, контрольная, тонкая, неряшливая, аккуратная (Тетрадь).

А как вы догадались? (Имена прилагательные помогли).

Почему вдруг в выручай-комнате оказалась тетрадь? Какое отношение наша тетрадь по русскому языку имеет к теме урока? (Мы часто делаем речевые ошибки в сочинениях).

А как называется человек, который исправляет ошибки? РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР на доске с понятием.

Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.

Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных, допущенные учениками в сочинениях.  Какие сказки встретились в упражнении? Парная работа.

Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические)

1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.

Предмет второй: лазерный, компьютерный, новый. (СД-диск).

«Интервью» (видео).

Скажите, все ли сказанное вашими одноклассниками было правильно? (Нет).

А что не так? (Нарушены речевые нормы).

Какие? (Грамматические и орфоэпические)

Упражнение № 2. Прочитайте по ролям диалоги сказочных персонажей. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Будьте внимательны при произнесении подчеркнутых прилагательных. В случае затруднений обращайтесь к________________ и _____________________словарям. Угадайте, из каких сказок эти диалоги?

1.- Привет, Незнайка! 

   — Привет, Звездочка! Почему ты такая скучная?

   — Нет, я не скучная. Я грус..ная.

   — А это разве не одно и то же?

2. — Гарри, это опас..ная идея!

    — Гермиона, мне всегда были близки опас…ные идеи!

    — Ну, что ж, если это для тебя эта игра так важна…

    — Вот увидишь, выиграть будет легче, чем в прошлый раз!

3. — Дюймовочка, укройся этим мя…ким одеялом!

    — Спасибо, Ласточка, ты очень добра!

Учитель: Какие нормы употребления в речи прилагательных нам встретились?(Орфоэпические, орфографические)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Если я допускаю ошибку в употреблении или произношении имени прилагательного, вы приседаете, если все правильно — поднимаете руки.

МузЭйный, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.

Учитель: Какие нормы были нарушены в последних словосочетаниях? (Лексические).

Предмет третий:  Новый красочный, интересный, учебный, библиотечный (Учебник).

7. Закрепление.

Упражнение № 649, с. 112. Работа с картинками учебника. Выполнение упражнения.

(по вариантам, 2 человека у доски)

(Паронимы-слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению). Запись в словарики.

Предмет четвертый: гусиное, острое, писательское (Перо).

Учитель: Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Каких частей речи не хватает в тексте? Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось?   Для чего в речи нужны имена прилагательные?

Упражнение № 3. Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?

В городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться цветами в горшках, жили двое детей. И садик у них был чуть побольше горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в каморках под крышей в двух домах.  У родителей было по ящику, в них росла зелень для припав и кусты-по одному в каждом ящике. Гирляндами спускался из ящиков горох, кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.

Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось?   Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимичные пары имен прилагательных. Парное задание.

В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах.  У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для припав и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.

Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зеленый,  пышный, тонкий.

Учитель: Наше пребывание в выручай – комнате подходит к концу. Скажите, помогали ли нам прилагательные отгадывать предметы, выраженные именами существительными?

Выполним следующее упражнение. (потом на слайде появляются отгаданные предметы)

Упражнение № 4. Отгадайте загадки. Определите разряд имен прилагательных. (1 человек у доски)

1) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

2) Земля беленькая, птички на ней черненькие.

3) Спелое, круглое, сочное.

4) Умные, активные, дружелюбные.

Учитель: Мы хорошо поработали. Для того, чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя».

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

  1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше

2) Самый хороший

3) Красивее

4) Больнее

  1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее

2) Она бледнА

3) Штора длиннА

4) КухОнный нож

  1. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив

2) Старый человек

3) Удачливый день

4) Лирический герой

  1. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»

2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.

3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.

4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

  1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше

2) Самый хороший

3) Красивее

4) Больнее

  1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее

2) Она бледнА

3) Штора длиннА

4) КухОнный нож

  1. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив

2) Старый человек

3) Удачливый день

4) Лирический герой

  1. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»

2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.

3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.

4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

8. Итоги урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итоги.

Рефлексия. Закончите фразу.

Я сегодня узнал, что…

Мне еще непонятно….

Я хотел бы узнать еще о…

Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…

Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….

Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

-Поднимите руку, кто сегодня активно работал на уроке?

-Какие этапы урока показались вам особенно плодотворными? Почему?

-Кто понял, что тему урока закрепил прочно?

-Понравился ли урок?

-Какое задание было сложным для вас?

-Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?

ДЗ: придумать свою загадку, состоящую из имен прилагательных; упр. 652, с.113.

Учитель: Друзья! Спасибо за урок. И на прощание позвольте прочитать стихотворение Т. Егоровой.

Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

Удачливый предприниматель лексическая ошибка

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Тишину разорвал показавшийся особенно громким чей-то тяжёлый ВЗДОХ.

На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали министры иностранных дел из пяти государств.

ВЫБИРАЯ профессию, важно ориентироваться на собственные предпочтения, а не на мнимый престиж той или иной специальности.

Длительный отдых на берегу моря оказал на меня БЛАГОТВОРНОЕ влияние.

Гошу все считали УДАЧНЫМ бизнесменом, однако сам он был убеждён, что ему не хватало предпринимательской хватки.

Приведём верное написание.

Гошу все считали УДАЧЛИВЫМ бизнесменом, однако сам он был убеждён, что ему не хватало предпринимательской хватки.

Конкурс — Я русский бы выучил. Паронимы. Продлён!

ВНИМАНИЕ! Конкурс продлён ещё на две недели. Надо набрать стихов побольше!

Задание простое! Народ, давайте с ним справимся!)

Итак, ждём стихов до 18 ноября. Призы заждались.

Дорогие друзья, всем доброго дня!

Начинаем Шестой тур конкурса « Я русский бы выучил…».

С вами ведущая Татьяна Шорохова.

Небольшое предисловие к заданию.

«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.» (С)Толстой Л.Н.

– эти слова великого писателя я позволю себе сделать эпиграфом нашей сегодняшней беседы о русском языке, потому что имя ей:

Лексика! Наука о слове!

А если быть более точной, то речь пойдет о ПАРОНИМАХ.

Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

1. Дипломат – дипломант. Дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.

2. Гарантированный – гарантийный. Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.

3. Одеть — надеть. Глагол «одеть» сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно скажем: одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби.

Слово «надеть» употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными: надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги,
варежки. Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.

4. Адресат –адресант Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл); адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление.

5. Абонент – абонемент. Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент); абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).

6. Невежа – невежда. Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек, а невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

7. Двигатель – движитель. Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).

8. Преемник – приемник. Преемник — Тот, кто получил от кого-либо преемственно какое-либо положение, обязанности, право на что-либо. Приемник — аппарат для приема сигналов, сообщений, речи, музыки, изображений и т.п., употребляемый в электросвязи, радиотехнике и телемеханике.

9. Диктат — диктант. Диктант — вид письменной работы (трудный диктант, объяснительный диктант, диктант с комментариями); диктат — требование, продиктованное одной сильной стороной, требующей безусловного выполнения другой, слабой стороной (диктат правящей верхушки)

10. Описка — отписка Описка — случайная ошибка при письме; отписка — ответ, не затрагивающий существа дела.

11. Отметка и оценка. Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Оценка — сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося.

Паронимов в русском языке достаточное количество, поэтому перечислять их нет смысла, поэтому предлагаю посмотреть, поэтому предлагаю посмотреть примеры заданий по паронимам из ЕГЭ 2015 года. К заданиям даны ответы. Они дадут ориентировочное понимание характера и сложности заданий.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Для изменения типа предоставляемых услуг АБОНЕМЕНТУ требуется заполнить особую форму в главном офисе компании.
2. ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.
3. Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их распоряжение материала инспекции.
4. Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
5. На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
6. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным ФАКТОМ в развитии каждого человека.
7. Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ с последней нашей встречи в специальное конструкторское бюро.
8. Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.
9. Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него — ЗЛАЯ клевета.
10. Во время работы вам разрешено пользоваться КОРОТКИМ справочником по физике.

Ответы: 1. абоненту, 2. гарантийное, 3. предоставленные, 4. карие, 5. надела, 6. фактором, 7. преобразовалась, 8. двойное, 9. злостная, 10. кратким.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Одежда настоящего туриста должна быть надежной и ПРАКТИЧЕСКОЙ.
2. Со временем лабораторию расширили, она ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно-исследовательского института.
3. Из уклончивого и ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить.
4. Котовский редко чему удивлялся, был проницательным и ПАМЯТНЫМ юношей.
5. Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.
6. ДОВЕРЧИВЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.
7. Больше всего нас поразил ЯБЛОЧНЫЙ сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.
8. Вспоминая о вчерашней встрече, Сергей тяжело ВДЫХАЛ.
9. На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬНЫЙ мундир.
10. РАСЧЕТЛИВЫЙ центр находился в доме, расположенном на углу улицы.

Ответы: 1. практичной, 2. преобразовалась, 3. дипломатичного, 4. памятливый, 5. эффективная, 6. доверительный, 7. яблоневый, 8. вздыхал, 9. генеральский, 10. расчетный.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
2. Он так и остался на всю жизнь убежденным монархистом и противником ДЕМОКРАТИЧНОГО образа правления.
3. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте он не попал в дурную КАМПАНИЮ.
4. Оксана получила от него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность секретаря.
5. Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память — создать себе мощную мотивацию.
6. Пальтишко на нем было жидкое, на РЫБНОМ меху.
7. Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.
8. Результаты перевода текстов сравнивались и в случае совпадения считались ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ.
9. Он был склочный, МЕЛКИЙ, высокомерный, себялюбивый.
10. КОСТНЫЙ панцирь черепахи очень прочен.

Ответы: 1. будний, 2. демократический, 3. кампания, 4. предоставил, 5. действенный, 6. рыбий, 7. удачливый, 8. значимый, 9. мелочный, 10. костяной.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Это был почти ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
2. Нужно еще было много трудиться, чтобы достичь ЖЕЛАННОГО результата.
3. Председатель объявил судебное следствие законченным и ПРЕДСТАВИЛ слово обвинителю.
4. Ему и в школе не раз говорили, что у него есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
5. Украшательство, внешняя ЭФФЕКТИВНОСТЬ чужды японской архитектуре.
6. Боль была очень сильной, временами НЕТЕРПИМОЙ.
7. В руке он держал трость с КОСТНЫМ набалдашником.
8. Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
9. Нет возможности назвать специалистов, которые внесли ВКЛАДЫШ в исследование.
10. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все удобства, обеспечены ВКУСОВЫМ питанием.

Ответы: 1. царский, 2. желательный, 3. предоставил, 4. изобретательский, 5. эффектность, 6. нестерпимой, 7. костяной, 8. надеть, 9. вклад, 10. вкусным.

А теперь задание: Написать одно — два стихотворения, используя одну пару паронимов (например: невежда-невежа).

Так что выбираем понравившийся пароним (или находим сами) и.

Стихи, написанные ранее, не принимаются. Пародии на чьи-либо стихи тоже.

Рецензия оформляется так:

1. Выбранная тема (в данном случае паронимы)
2. Само стихотворение (не менее 3 стоп и не более 6 стоп в размере от 8-ми до 24-х строк – каждый (плюс две строки в исключительных случаях) – принцип Золотого Сечения.
3. Автор

Конкурс рассчитан на серьёзную аудиторию — это значит, что мы стараемся ответственно относиться к своим стихам.

Пишем не «на коленке», а вносим вклад в мировую поэзию, хоть и осознаём своё несовершенство.

Урок русского языка в 11-м классе. Комплексное повторение. Пунктуация в простом предложении

1. Орфоэпическая разминка.

Задание 1. Прочитать слова: премировать, премированный, ходатайство, плесневеть, недвижимость, опека, из-за двери, оптовый, баловать, избалованный, шарфы, бронировать (билеты).

Задание 2. Составить с данными словами предложения и прочитать их вслух.

Задание классу: “Лови ошибку”.

2. Словарно-орфографическая работа.

Задание: найти лишнее по орфографическому признаку слово, записать его в тетрадь.

  1. Патр…архальный, эманс…пация, пр…оритет, р…пертуар.
  2. Об…яние, кат…строфа, пл…гиат, об…няние.
  3. Трен…ровка, акм…изм, ин…циалы, сент…ментальный.

3. Лексическая работа.

Задание: найти ошибки в лексической сочетаемости слов; записать в исправленном виде, объяснить.

Удачливый предприниматель, уделять заботу, свободная вакансия, прейскурант цен, предполагаемая гипотеза.

4. Пунктуационный анализ предложений.

Задание. Проанализировать написанные на доске предложения по вопросам:

— Какие пунктограммы есть в предложении? Как это проявилось в устной речи?

У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов. (Какой стилистический оттенок имеет слово “нежели”?)

Правила, как известно, создаются или выбираются для определенной ситуации.

“Хорошо” сочинять стихи и “правильно” их сочинять – вещи разные.

Вспыхивая разноцветным оперением, с дерева на дерево перелетали попугаи, даже на лету не переставая тараторить.

5. Пунктуационный анализ текста.

В течение многих веков русский язык обогащался словами, заимствованными из других языков. И сейчас, в начале XXI века, мы, россияне, сталкиваемся с большим количеством ворвавшихся в наш язык иностранных слов. Такие слова, как менеджмент, дилер, маркетинг, приводят в затруднение хотя и не всех, но очень многих наших соотечественников. Остановимся на слове “маркетинг”, значение которого – тема нашего разговора. Что означает это слово и из какого языка оно заимствовано? Этот термин пришел к нам из английского языка, и на русский язык он переводится словом “рынок”. Автор маркетинга, конечно же, сама экономическая жизнь, то есть, иначе говоря, мир вечных отношений между тем, кто производит, и тем, кто покупает. Однако отдельные элементы маркетинга, а именно: реклама, сбыт, политика цен – появились давно.

Задание 1. Найти в тексте предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом; с однородными членами; с вводным словом; с уточняющим словом.

Задание 2. Изобразить графически расстановку знаков препинания в простых предложениях.

(Последующая проверка делается с помощью предложений, написанных на доске, но до времени закрытых).

Доп. задание. Какова основная мысль текста, и в каком предложении она выражена? Назовите тип речи и стиль текста.

Какие знания вам понадобились на сегодняшнем уроке? Где вы ими воспользуетесь вне урока?

источники:

http://stihi.ru/2018/09/18/7356

http://urok.1sept.ru/articles/563580

Урок в 5 классе

Этот урок русского языка является завершающим, обобщающим знания и систематизирующим умения и способы деятельности по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Обращаем пристальное внимание на орфоэпические, лексические, грамматические нормы имён прилагательных.

При подготовке к такому уроку нужно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, требующих импровизации и коммуникации.

Сам урок, как и подготовка к нему, состоит из нескольких этапов.

Этапы подготовки к уроку

1. Определение нового. Чётко определено, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это понятие о нормах употребления имени прилагательного в речи.

2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке создаётся через такой этап урока, как «Синтаксическая пятиминутка». Эпиграф (слова Владимира Деткова) можно обыграть так, чтобы в дальнейшем работа над предложением привела к задуманному результату. Ученики самостоятельно формулируют проблему урока, его тему, цели (в виде «незаконченных предложений» и вопросов).

3. Планирование действий. Когда проблема урока сформулирована, начинается основная его часть — коммуникация. Например, выдвижение версий, актуализация ранее полученных знаний (понятия: «нормы речи», «виды норм»; основные сведения об имени прилагательном), выполнение ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо сформулировать свой вывод по проблеме (форму понятия), к которому при помощи учителя ученики приходят сами, выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Для этого нужно организовать работу с текстом упражнений, рисунками из учебника, чтобы логически вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки.

5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что продумано возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Каковы же особенности норм употребления имени прилагательного в речи?»

6. Планирование заданий для применения нового знания. Задания имеют проблемный характер, нацеливают ученика на поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагают индивидуальную и парную работу.

Цели урока:  

  • обучать правильному и обоснованному выбору  прилагательных-паронимов;
  • способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
  • обогащать словарный запас обучающихся, применять полученные знания в жизненной речевой практике;
  • расширять знания о произведениях курских писателей;
  • развивать коммуникативные умения, правильно употреблять  прилагательные в речи.

Сценарий урока

1. Приветствие

Учитель: Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Поднимите руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать? Поднимите руку, кто будет отвечать у доски?

Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык — это основное средство общения. Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.

2. Оформление тетрадей: дата, классная работа  

3. Проверка домашнего задания. Нужно было составить словарный диктант (10 слов) на темы «Правописание Ь знака после шипящих в краткой форме имён прилагательных», «Правописание окончаний и имён прилагательных».

Ученик записывает  диктант с пропусками на доске.

4. Синтаксическая пятиминутка. Эпиграф к уроку записан на доске.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения (схему рисует один ученик у доски).

Гибок, б…гат,  пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа. В. Детков

5. Работа со словарным диктантом, составленным учеником.

О чём слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).

Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).

Какова тема нашего урока? (Формулируют и записывают тему урока). (Слайд № 1)

Презентация к уроку

Скачать и посмотреть презентацию к уроку.

6. Учитель: А теперь по опорным фразам сформулируйте цели нашего урока.

Формулируют цели урока (Слайд № 2)

1. Повторить изученное об… (имени прилагательном).
2. Учиться правильно …(употреблять имя прилагательное в речи).
3. Определить  роль (имён прилагательных в тексте, в речи.)
4. Научиться (грамотно говорить и писать).
5. Вспомнить, что такое (культура речи).
6. Вспомнить, что такое (норма).
7. Вспомнить, какие (речевые нормы) существуют.
(Слайд № 3)

На доске магнитами прикрепляются листы с перечисленными видами речевых норм: орфоэпическими, грамматическими, лексическими, орфографическими.

Вспомним, что значит каждая из них.

Этимологическая справка на тех же листах по образцу: греч.(лат.) ОРФО+ЭПОС, ЛЕКСИКОС, ГРАММАТИКОС. (Слайд № 4)

Итак, что мы будем делать сегодня? (Учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи).

Как? (Выполнять практические задания…) Зачем? (Чтобы быть грамотными). Только сегодня? (Нет, всегда).

7.  Музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»

Учитель: Вы узнали эту мелодию?

Русский язык, по мнению В. Деткова, сказочен,  даже, когда несовершенен. Давайте сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, чтобы проверить это утверждение. И главными героями этой сказки будете вы и имена прилагательные, а наш классный кабинет станет на время урока сказочной «выручай-комнатой». (Слайд № 5)

Что это за комната? В этой комнате, как известно, всегда много разных предметов, которые очень нужны именно в данный момент. И предметы эти интересные и загадочные. Что нам поможет разгадать тайны этой комнаты?

Итак, предмет первый: Учебная, контрольная, тонкая, неряшливая, аккуратная… (Это тетрадь). (Слайд № 6)

Как вы догадались? (Имена прилагательные помогли).

Почему вдруг в «выручай-комнате» оказалась тетрадь? Какое отношение наша тетрадь по русскому языку имеет к теме урока? (Мы часто делаем речевые ошибки в сочинениях).

А как называется человек, который исправляет ошибки?

РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР (Слайд № 7)

Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.

Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имён прилагательных, допущенные учениками в сочинениях.  Какие сказки встретились в упражнении?

Парная работа.  

Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические).

1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.

Предмет второй:  лазерный, компьютерный, новый… (СД-диск). (Слайд №
«Интервью» (видеофрагмент).

Скажите, все ли сказанное вашими одноклассниками было правильно? (Нет).

А что не так? (Нарушены речевые нормы).

Какие? (Грамматические и орфоэпические).

Упражнение № 2. Прочитайте по ролям диалоги сказочных персонажей. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Будьте внимательны при произнесении подчеркнутых прилагательных. В случае затруднений обращайтесь к ________________ и _________________ словарям. Угадайте, из каких сказок эти диалоги?  

1.- Привет, Незнайка!  
   — Привет, Звездочка! Почему ты такая скучная?
   — Нет, я не скучная. Я грус..ная.
   — А это разве не одно и то же?

2.- Гарри, это опас..ная идея!
   — Гермиона, мне всегда были близки опас…ные идеи!
   — Ну, что ж, если это для тебя эта игра так важна…
   — Вот увидишь, выиграть будет легче, чем в прошлый раз!

3.- Дюймовочка, укройся этим мя…ким одеялом!
   — Спасибо, Ласточка, ты очень добра!

Учитель: Какие нормы употребления в речи прилагательных нам встретились?(Орфоэпические, орфографические).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Если я допускаю ошибку в употреблении или произношении имени прилагательного, вы приседаете, если всё правильно — поднимаете руки.

МузЭйный*, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.

*Большие буквы обозначают неправильное произношение слов (наременно даётся ошибочный вариант на распознавание нормы).

Учитель: Какие нормы были нарушены в последних словосочетаниях? (Лексические).

Предмет третий: Новый красочный, интересный, учебный, библиотечный… (Учебник). (Слайд № 9)

Упражнение № 649. С. 112. Работа с картинками учебника. Выполнение упражнения  (по вариантам, 2 человека у доски). 

(Паронимы — слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению). (Слайд № 10)

Запись в словарики.

Предмет четвертый: гусиное, острое, писательское… (Перо). (Слайд № 11)

Учитель: Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки.

Упражнение № 3. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?

В городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться цветами в горшках, жили двое детей. И садик у них был чуть побольше горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в каморках под крышей в двух домах.  У родителей было по ящику, в них росла зелень для приправ и кусты — по одному в каждом ящике. Гирляндами спускался из ящиков горох, кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.

Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось? Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимы.

Парное задание.

В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах.  У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для приправ и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.

Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зелёный,  пышный, тонкий.

Учитель: Наше пребывание в «выручай-комнате» подходит к концу. Скажите, помогали ли нам прилагательные отгадывать предметы, выраженные именами существительными?

Выполним следующее упражнение. (На слайдах появляются отгаданные предметы).

Упражнение № 4. Отгадайте загадки. Определите разряд имён прилагательных. (Один человек у доски). (Слайд 12)

1) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт.
2) Земля беленькая, птички на ней чёрненькие.
3) Спелое, круглое, сочное.
4) Умные, активные, дружелюбные.

Учитель: Мы хорошо поработали. Для того чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя». (Слайд 13)

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше
2) Самый хороший
3) Красивее
4) Больнее

2. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее
2) Она бледнА
3) Штора длиннА
4) КухОнный нож

3. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив
2) Старый человек
3) Удачливый день
4) Лирический герой

4. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись — «ЗАПАСНОЙ выход»
2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.
3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.
4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги.

Рефлексия. (Слайд 14)

Закончите фразу:

Я сегодня узнал, что…
Мне еще непонятно….
Я хотел бы узнать еще о…
Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…
Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

— Поднимите руку, кто сегодня активно работал на уроке?

— Какие этапы урока показались вам особенно плодотворными? Почему?

— Кто понял, что тему урока закрепил прочно?

— Понравился ли урок?

— Какое задание было сложным для вас?

— Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?

Домашнее задание: придумайте свою загадку, состоящую из имён прилагательных; упр. 652. С.113. (Слайд 15)

Итоги урока. Оценки.

Учитель: На прощание позвольте прочитать стихотворение Т. Егоровой (Слайды 16-17)

Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

Материал для анализа урока

Новое в работе учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Педагогические технологии

Личностно-ориентированное обучение (учёт позиции каждого ученика в процессе коммуникации), обучение в сотрудничестве (парная работа), проблемное обучение (решение проблемной задачи о видах норм употребления имени прилагательного в речи)

Методы

— эвристический

— сравнения

УУД

— предметные (знают признаки прилагательного, выделяют его в тексте, умеют проводить анализ речевых ошибок, выполнять синтаксический разбор)

— метапредметные:

— личностные: оценивают собственную учебную деятельность, вспоминают жанр «сказки», выражают собственное отношение к высказыванию;

— познавательные: структурируют знания, пользуются различными источниками информации;

регулятивные: планируют свои действия, корректируют деятельность на основе оценки характера ошибок, оценивают уровень владения материалом;

 — коммуникативные: сотрудничают друг с другом, используют диалогическую, монологическую речь, оценивают свой ответ и ответ одноклассника.

Формы работы на  уроке

Преимущественно парная и индивидуальная

Форма организации урока

Урок-сказочное путешествие

Нестандартное ведение урока

Использование «Листов-опросников» при парной работе, использование теста с самопроверкой, использование мультимедийных средств обучения

Материал урока

Создаётся учителем и обучающимися (дети изготавливают учебный материал, заполняя личные листы-опросники, создавая памятки)

Результат обучения

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося.

Виды речевых ошибок

Блок информации

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

п/п

Вид ошибки Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3. Вокруг была кромешная темнота.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

7. Пожар способствует ожогам.

8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

6.Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

10.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.      

2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3.Герои-подпольщики вели себя героически.

4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6. Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Тестовые задания

Вариант 1

1.Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

Урок русского языка

с
применением когнитивной технологии обучения

Учитель
Бобровская Т.Н.

Класс:
5 А

Тема: Употребление
имён прилагательных в речи.

Цели
урока:

Учитель:

1.
Изучение процедурной информации «Правильное употребление прилагательных в речи»

2.
Систематизация знаний по разделу «Культура речи»

3.
Работа над понятиями :

     
орфоэпические       нормы

     
грамматические      нормы  

     
лексические           нормы

     
орфографические   нормы

4. Развитие умения пользоваться разными   

   лингвистическими      словарями

5.
Обучение навыкам анализа и обобщения.

Ученик:

1.Научиться
правильно употреблять прилагательные в речи.

2.Учиться
анализировать текст, делать выводы.

3.Вспомнить
всё изученное о прилагательном.

Оборудование
урока:

  учебник

 
справочник ( лингвистические словари)

 
презентация

Ход
урока:

1 этап. Входная диагностика

 (
орфографический минимум )  Задание:

 по весенней аллее

об известном учёном     —    обозначить орфограммы 

с каменным утёсом               корня

общее значение

морфологические признаки  — На каких трёх китах

                                              стоят

синтаксическая роль               все части речи?

орфоэпические нормы  — правила произношения слов                                  

грамматические нормы — правила образования форм

                                       
слова                                                                           
           

лексические нормы   —    употребление слов с учётом 

                                     лексического значения 

правильное употребление в речи

Работа со слайдом «Орфографический минимум»

Самопроверка                            ( диагностика)

 

 «Знаю всё»

«Знаю, но не всё»

 

«Не знаю»

2 этап. Объяснение нового материала

Тему урока формулируют сами учащиеся

«
Правильное  употребление прилагательных .»

Задачи
урока определяют учащиеся:

1
Языковые нормы

2Лингвистические
словари

Работа со слайдом «Языковые нормы»

Что общее? В чём различие?

Орфоэпические нормы

Слайд «Орфоэпические нормы»

(Упр.877,
стр.121

1
гр.- задание + предложения

2
гр.- ударение+ выборочная транскрипция

3
гр.- в словарике «Говорите правильно» найти слова

Грамматические нормы

Слайд «Грамматические нормы»

Исправьте ошибки в предложениях:

1)  Эта задача более
легче.

2)  К середине река более
глубже.

3)  Торопись, а то сильнее
опоздаешь.

4)  Он рассказывает более
понятнее.

Чем
можно объяснить ошибки?

Образуйте все степени сравнения к
прилагательным  «КРАСИВЫЙ,СПРАВЕДЛИВЫЙ,РЕЗКИЙ»

1
гр.-  ( без слайда)

2
гр.-  ( с использованием слайда)

3
гр.по аналогии запишите слова, обозначьте суффиксы

    
глубокий – глубже, глубочайший

Вывод:
Что
нужно знать для того, чтобы не допускать грамматических ошибок?

3 этап.Первичная диагностика

Слайд «Раскрой скобки»

Правда ( светлый) солнца.

Старый
друг ( лучший ) новых двух.

Утро вечера ( мудрый).

Здоровье
(дорогой ) золота.

4 этап.

 Лексические нормы

Слайд «О смородине»

Устное
высказывание .

На какой языковой особенности построена шутка?

Слайд
«8 рисунков»

1
гр.- составить предложения

2
гр.- составить 8 словосочетаний

3
гр.- составить столько словосочетаний, сколько сумеете

5 этап. Коррекция

Слайд «Укажите неправильные варианты»

1.Это
был удачный день.

2.Это
был удачливый день.

3.Он
играл в опасливую игру.

4.Он
играл в опасную игру.

5.Девочка
красивЕе на фотографии.

6.Девочка
красИвее на фотографии.

7.Сумка
стала более тяжелее.

8.Сумка
стала тяжелее.

Какие
языковые нормы нужно было соблюдать, чтобы

увидеть
ошибки в тесте?

6 этап .Коррекция, рефлексия.

Слайд «Укажите соответствия»

7 этап.Дифференцированное домашнее задание

1 , 2 группы – упр.889 (творческое задание
, сочинение-миниатюра по картинкам)

3
гр. – упр. 885 (исправить речевые ошибки))

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ударение тип ошибки
  • Удалить последний lcu ошибка код ошибки 0x905
  • Удалить последний lcu ошибка код ошибки 0x825
  • Удалить ошибку сервера
  • Удалить ошибку подушки безопасности цена