Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?
Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.
Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?
Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.
Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.
Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.
Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.
Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.
С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.
Читайте также :
Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.
Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.
Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.
Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.
Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:
играть значение, уделять значение иметь значение, уделять вниманиене имеет роли не играет ролипостигать навыки приобретать навыкиповысить кругозор расширить кругозорподнять тост произнести тост, поднять бокал за…дать поддержку оказать поддержкуодержать первенство одержать победу, завоевать первенствопристально слушать внимательно слушатьбыть в поле внимания быть в поле зрениястремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускаетсядешёвые цены низкие ценыоплатить штраф заплатить, выплатить штрафповышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджаповысить выпуск продукции увеличить выпуск продукцииулучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояниярост экономики рост экономических показателейоказать заботу проявить заботуулучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживанияодержать поражение потерпеть поражениеприобрести уважение заслужить уважениеглубокая весна поздняя веснаоказать впечатление произвести впечатление
Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.
Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.
Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.
Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.
В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:
- Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
- Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
- Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
- Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
- Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…
Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.
Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.
Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.
Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:
- удовлетворять требования — отвечать потребностям
- беседа проведена — лекция прочитана
- возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
- принять меры — предпринять шаги
- повысить уровень — улучшить качество
- приобрести известность — заслужить уважение
- играть роль — иметь значение
Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.
В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:
А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:
Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.
Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.
Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.
В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:
Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.
Речевые ошибки
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.
1.Использование слова без учета его семантики(значения).
2.Эвфемизм — слова и выражения, смягчающие грубый смысл
речи.
3.Анахронизм — нарушение хронологической точности при
употреблении слов, связанных с определенной исторической
эпохой.
4.Алогизм — сопоставление несопоставимых понятий.
5.Подмена понятий.
6.Неоправданное расширение или сужение понятия.
7.Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий.
8.Несоответствие посылки и следствия.
Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять
дней:с 1 по 5 сентября.
Декада равна десяти, семантическая ошибка.
Декада узбекской кухни будет проходить с 1 по 10 сентября.
Принимаемые меры морального и материального поощрения к
нерадивым работникам желаемого результата не принесли.
Эвфемизм речи.
Принятые меры к нерадивым работникам желаемого
результата не принесли.
Меры, принятые к нерадивым работникам, желаемого
результата не дали.
На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии
античных героев и богов.
Ошибка анахронизма.
У античных мифических героев и богов нет фамилий.
С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в
Египет.
Анахронизм.Слово турист — современное, и в шестом веке до
нашей эры известно не было.
В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие
успешному преодолению отставания.
Эвфемизм.
В нашей работе есть недостатки.
Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном
состоянии.
Эвфемизм.
В сборочном цехе находиться нельзя, он находится в
аварийном состоянии.
Сборочный цех в аварийном состоянии.
Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание
удобрению полей.
Земледельцы уделяют мало внимания удобрению полей.
Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы
на эти два континента — Арктику и Антарктику.
Семантика слова континент.
Вероятно имеются ввиду полюса.
В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток
возрастет на 2 часа.
Искажение суток.
В течение февраля продолжительность дня возрастет на два
часа.
Хороших работников на нашем предприятии награждают
Доской почета.
Портреты хороших работников всегда висят на Доске почета
нашего смелого предприятия.
Эвфемизм — искажение смысла.
Семантизм меняет значение высказывания. Может стать
причиной абсурдности и комизма речи.Подобная ошибка
возникает под влиянием ложных ассоциаций.
Анахронизмы.Неточное словоупотребление.
Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.
1.Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые
описал Бальзак в своих ранних романах.
Определите характер ошибок.
Алогизм?
Сужение.
Подмена!
Алогизм.
Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем
обследовании, с предыдущими обследованиями.
2.Необходимо сравнить результаты третьего обследования и
предыдущих.
Результаты с результатами.
Клейковина этих гибридов в отличие от пщеницы имеет более
темный цвет.
3.У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.
Клейковина гибридов и клейковина пшеницы.
Применение березового гриба рассматривается как
общеукепляющее средство.
4.Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее
средство.
Конечно, применяется настой, а не его название.
Подмена.
Низкую температуру в служебных помещениях стремятся
компенсировать всевозможными обогревательными
приборами.
5.Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что
приходится пользоваться всевозможными обогревательными
приборами.
Включайте электронагревательные приборы!
Конкретное тепло вместо отключенного!
Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к
высшим и средним учебным заведениям.
6.Окончание курсов не может быть юридически приравнено к
окончанию высших и средних учебных заведений.
И так и сяк — не приравнивается.
Окончание курсов кройки и шитья не соответствует
моделированию и высшему пилотажу.
Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом
значительно уменьшилось количество топлива и воды.
7.Паравозы заменили тепловозами, что значительно
уменьшило расход топлива и воды.
Парк паровозов на парк тепловозов!
Это — алогизм.
С вводом его
значительно уменьшилось
КОЛИЧЕСТВО
топлива и воды!
Творчество композитора опирается на развитие лучших
традиций русского искусства.
8.Композитор в своем творчестве опирается на лучшие
традиции русской музыки.
Юридически композитор прав, творчество его имеет правовое
развитие.
Те, кто обладает детьми и внуками, знает, что дети любят
больше смотреть телевизор, чем читать книги.
Чем зачитываться Книгами.
9.Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше
любят смотреть телепередачи, чем читать.Книгу!
Алогизм — неправильное словоупотребление, приводит к
логическим ошибкам.
Подмена понятий — неправильное словоупотребление.Возникает вследствии недостаточно четкой
дифференциации понятий.Лексическая правка:заменить
неудачно употребеленное слово, использование новых
уточняющих слов,переделывание предложения более верно
передающее авторскую мысль.
Сформулируйте мысль правильно!
1.Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь
слова:ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали
писатели, создавая в художественной литературе клорит
древности.
Эти слова безвозвратно устарели!
Их использовали писатели.
логические и лексические ошибки, чтобы.
нелогично и абсурдно не высказываться!
Абсурд.
2.Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма,
нечто новое, что роднило ее с композитором. Мы видим ее
лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по
прекрасному парку.
Что стало причиной нелогичности?
3.Балерина создает проникновенный образ Жизели — от
радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели
героини.
От доверчивой девушки, поверившей в любовь,
4.Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь я
тамбовская!
5.Дождевальная установка уже пущена в
работу:взметающиеся вверх рано утром длинные струи не
опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на
нем травами.
Дождевая установка была запущена рано
утром.Взметающиеся вверх длинные струи не опускались до
позднего вечера, орошая «низкорослые от жары подсолнухи и
кукурузу, выросшую вполовину своего роста».
6.Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы,
чтобы делать обычное, самое будничное дело — производить
молоко, выращивать скот и птицу.
Работники фермы каждое утро отправляются на работу:доить
коров, выращивать телят и следить за птицей.
7.Труженики фермы должны строго соблюдать график отела
коров!
Неоправданное расширение и сужение возникает вследствии
смешения родовых и видовых понятий:утрата конкретных
сведений, канцеляризм, официализм.
1.Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1.Сегодня мы узнаем наших чемпионов:они играют
превосходно.
2.Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля,
можно получить не уступающий нормальному способу посева
урожай картофеля.
2.Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не
уступающий урожаю, получаемому при обычном способе
посадки клубнями.
3.Подобно многим другим произведениям, идея этой картины
вынашивалась художником в течение ряда лет.
3.Идею этой картины, как и многих других произведений,
художник вынашивал не один год.
4.Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб
окружающей среде.
4.Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб
природе:реки мельчают и высыхают.
5.На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на
острове Шри-Ланка в Китае.
5.Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в
Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.
6.Источником пневматического воздуха служит компрессор.
6.Для нагнетания воздуха используется компрессор.
7.Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с
неисправными тормозами и поврежденным крылом.
7.Гуляев выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными
тормозами и поврежденным крылом.
8.Группа инструкторов уделяет постоянное внимание
колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали
давать больше молока.
8.Группа инструкторов внимательно следит за организацией
работ на ферме, в результате удойность коров повысилась.
7.нелогичность,искажение смысла
8.искажение смысла, абсурдность
Логические ошибки в речи порождают неясность
высказывания, искажение смысла, ведут к абсурдности и
неуместному комизму.
Внимательное отношение к лексике — стилистическое
использование слова в конкретной ситуации, правильный
выбор слова, вдумчивый анализ логической стороны речи
помогут избежать этих злостных. ошибок.Способствует
нормативному словоупотреблению.Дает оценку использования
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.09.2010. Упражнение двадцать шесть
- 28.09.2010. Речевая избыточность
- 27.09.2010. Упражнение двадцать три
- 25.09.2010. Словосочетание
- 23.09.2010. Речевая недостаточность
- 19.09.2010. И ужасное легкое тепло пмн
- 13.09.2010. Враг
- 12.09.2010. Лексическая сочетаемость
- 10.09.2010. Речевые ошибки
- 09.09.2010. Смысловая точность речи
- 06.09.2010. Нажав перечивать
- 01.09.2010. Альтернатива
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Уделить внимание лексическая ошибка
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
Приведём верное написание.
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет внимания (ИЛИ: не придаёт значения) характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
источники:
http://proza.ru/diary/nechkalov/2010-09-10
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=17054
Всего найдено: 9
Здравствуйте! Как грамматически верно :»человек не уделяет вниманиЯ чему-то» или «человек не уделяет вниманиЕ чему-то»?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Не уделять внимания — устойчивое сочетание.
уделять внимание на каждую мелочь. Как правильно
Ответ справочной службы русского языка
Корректные варианты: уделять внимание каждой мелочи и обращать внимание на каждую мелочь.
Скажите, пожалуйста! Нужна ли в предложении запятая:
1. «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.»
2. «Для победы, предстояло еще немало потрудиться всем вместе.»Часто встречаю подобные ситуации, запуталась, вроде бы запятую никогда не ставила, возможно, я была не права, а тут написано правильно? Или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Здесь нет никаких оснований для постановки запятых. Правильно без них.
Развивая игру, нам приходится уделять внимание многим вещам…
Возможно ли употребление деепричастного оборота в данном случае?
Ответ справочной службы русского языка
Да, конечно.
Здравствуйте!
С этих пор компания начинает уделять внимание экстремальным видам спорта, тем самым(,) приобретая репутацию самых надежных часов для экстрима.
Нужна ли запятая?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, запятую после тем самым ставить не надо. Предложение построено неудачно: получается, что компания приобретает репутацию часов.
В чём заключается грамматическая ошибка в предложении: «Он мало внимания уделял на это задание»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ошибка в управлении. Правильно: уделять внимание чему-то: он мало внимания уделял этому заданию.
Добрый день! Как правильно: уделять время на разговоры с…, уделять время рзаговорам с…7
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: уделять время разговорам, тратить время на разговоры.
как иначе можно сказать «уделять внимание»?
Ответ справочной службы русского языка
Уделять время, быть внимательным к кому-либо.
Пожалуйста, подскажите синонимы к слову уделять
Ответ справочной службы русского языка
Выделять, предоставлять.
Тестовые задания
1.
Правильно поставлено ударение в
словах:
1.
шампУры
2.
избАлованный
3.
катАлог
4.
позвонИт
5.
тОрты
6.
кофе-латтЕ
7.
договОр
8.
сливОвый
2.
Правильным является произношение
слов:
1.
[беспрецендентный] 5.
[гренадер]
2.
[афера] 6.
[грейпфрукт]
3.
[дермантин] 7.
[эскалатор]
4.
[мукулатура] 8.
[светопредставление]
3.
Правильным является написание слов:
1.
программный 5.
кристальный
2.
компромисный 6. финский
3.
пятибальный 7.
кристаллический
4.
норманнский 8.
кристалльный
4.
Склоняются фамилии:
1.
Василий Лановой 5. Леонид
Гайдай
2.
Эрнест Хемингуэй 6. Наталия
Герцен
3.
Альбер Камю 7. Зоя
Гайдай
4.
Александр Лукашенко 8. Алексей
Крученых
5.
Форма родительного падежа множественного
числа является правильной у имен
существительных:
1.
таможень
2.
шпингалетов
3.
чулок
4.
носок
5.
апельсинов
6.
мандарин
6.
Равноправными вариантами являются
падежные формы:
1.
договоры — договора 4.
директора — директоры
2.
кремы — крема 5.
гардемаринов — гардемарин
3.
дверьми — дверями 6.
клапаны —
клапана
7.
Имена числительные использованы
правильно:
1.
стоимость пальто от девятиста пятидесяти
рублей
2.
достаточно четырехсот шестидесяти
восьми килограммов
3.
обратиться к восьмисот девяносто двум
зрителям
4.
дом с четырьмя комнатами
5.
дом находится в полутора километрах
от станции
8.
Правильно построены словосочетания:
1.
находиться в Гусь-Хрустальном
2.
жить в Каменец-Подольске
3.
виднеться за Москвой-рекой
4.
укрыться плащом-палаткой
5.
подготовиться к восьмому марту
6.
гулять во Владимир-Волынском
7.
отдыхать в Сочах
9.
Правильным является написание частиц
в предложениях:
1.
Чем ты ни молодец?
2.
Где только мы не бывали!
3.
Нельзя не упомянуть о ваших заслугах.
4.
Что не скажет, все в точку!
5.
После происшествия он остался ни жив
ни мертв.
6.
Доехали уже чуть ли не под вечер.
10.
Правильным является сочетание слов:
1.
играть роль
2.
заслужить известность
3.
придавать внимание
4.
одержать победу
5.
поднять тост
6.
уморить червячка
7.
пускать пыль в глаза
8.
положить в долгий ящик
11.
Правильно построены словосочетания:
1.
согласно распоряжения
2.
управляющий банка
3.
иск против предприятия
4.
соответственно положению
5.
заведующий кафедрой
6.
отдать предпочтение перед победителем
12.
Синонимами имени прилагательного
высокомерный
являются:
1.
гордый 5. себялюбивый
2.
важный 6. чванливый
3.
спесивый 7. надутый
4.
эгоистичный 8. зазнавшийся
13.
Правильные сочетания паронимов
наложить
и
положить
со
словами:
1.
положить на себя руки
2.
положить раненого
3.
положить повязку
4.
положить запрет
5.
наложить позолоту
6.
наложить гарнир на тарелку
14.
Ударение на первый слог падает в
словах:
1.
ряженый
2.
книксен
3.
розлив
4.
щавель
5.
звонит
6.
(всё)
включено
15.
Имя прилагательное «кислый»
употреблено в переносном значении в
следующих сочетаниях:
1.
кислое яблоко 4.
кислое настроение
2.
кислая картошка 5.
кислое выражение лица
3.
кислое тесто 6.
кислая среда
16.
Антонимами являются пары слов:
1.
веселье – горе
2.
упрек –
похвала
3.
зной – прохладный
4.
помнить – забвение
5.
кошка – собака
6.
холодно – горячий
17.
Правильная форма имени существительного
родительного падежа мужского рода в
следующих словах:
1.
валенок
2.
чулков
3.
носков
4.
ботинок
5.
погонов
6.
эполет
18.
Правильные формы имен существительных
родительного падежа мужского рода:
1.
яблоков
2.
апельсинов
3.
помидор
4.
мандарин
5.
томатов
6.
дел
19.
Имена существительные, образующие
имена прилагательные с помощью суффикса
—ск:
1.
матрос
2.
сентябрь
3.
немец
4.
вес
5.
рыбак
6.
низ
20.
Правильно образована форма множественного
числа родительного падежа имен
существительных:
1.
анчоусов
2.
гландов
3.
браслетов
4.
очисток
5.
консервов
6.
чулков
7.
дебат
21.
Соответствие имен существительных и
имен прилагательных:
1.
помещение 1. дымный
2.
головня 2.
дымовой
3.
завеса 3.
дымчатый
4.
игрушка 4.
дымковский
5.
кот 5.
дымящийся
22.
Нормативным является ударение в
словах:
1.
пулОвер 6.
обеспЕчение
2.
отходнАя (молитва) 7. жАлюзи
3.
средствА 8. лЕска
4.
мизантрОпия 9.
избалОванный
5.
хлопчАтый 10. щАвель
23.
Именами существительными мужского
рода являются слова:
1.
куль
2.
дурь
3.
шампунь
4.
толь
5.
путь
6.
медаль
24.
Именами существительными среднего
рода являются слова:
1.
какао
2.
кафе
3.
кольраби
4.
авеню
5.
сирокко
6.
бра
25.
Синонимы к слову бурлить:
1.
клокотать
2.
источать
3.
кипеть
4.
бушевать
5.
дымиться
6.
гневаться
26.
Антонимы к слову
уступать
…
27.
Два нормативных варианта ударения
имеют слова:
1.
обеспечение
2.
щавель
3.
творог
4.
апостроф
5.
мышление
6.
гренки
28.
Склоняются следующие фамилии:
1.
Александр Живаго
2.
Владимир Станкевич
3.
Нина Коршук
4.
Чарльз Дарвин
5.
Джек Лондон
6.
Алексей Кузьменко
29.
Слова, заимствованные из английского
языка:
1.
дилер
2.
бизнес
3.
бутик
4.
дистрибьютер
5.
ландо
6.
нокаут
7.
стенд
8.
хаос
9.
жалюзи
30.
Имеют парный глагол совершенного
вида:
1.
составить 5.
ранить
2.
исследовать 6.
рекомендовать
3.
замечать 7.
наследовать
4.
помогать 8.
посещать
31.
Форма множественного числа на -а/-я
образуется
у слов:
1.
клапан
2.
директор
3.
клей
4.
почерк
5.
учитель
6.
тормоз
7.
тополь
8.
крем
9.
шофер
32.
Правильные с точки зрения лексической
сочетаемости сочетания слов:
1.
самоотверженный проступок
2.
желательное присутствие
3.
лиричная симфония
4.
экономичная политика
5
тактический ход
6.
длительная ночь
33.
Соответствие фразеологизмов и их
синонимов:
1.
без сучка, без задоринки 1.
два сапога пара
2.
считать ворон 2.
после дождичка в четверг
3.
из одного теста 3.
как по маслу
4.
как рак на горе свистнет 4.
рассыпаться бисером
5.
не на жизнь, а на смерть 5. до
последней капли крови
6.
бить баклуши
34.
Правильно построены словосочетания
с фразеологизмами:
1.
поднять занавес над этой историей
2.
красной нитью проходит мысль
3.
пускать туман в глаза
4.
пока суд да дело
5.
результаты не замедлят себя ждать
35.
Автор цитаты «И
какой же русский не любит быстрой езды»:
1.
А.С. Пушкин
2.
М.Ю. Лермонтов
3.
Н.В. Гоголь
4.
Л.Н. Толстой
5.
И.С. Тургенев
36.
Ударение поставлено правильно в
словах:
1.
бАнты
2.
диспансЕр
3.
жАлюзи
4.
завИдно
5.
катАлог
6.
красИвее
7.
тортЫ
8.
откупОрить
9.
ходАтайство
37.
Правильным является написание слов:
1.
дуршлаг
2.
кварплата
3.
интриган
4.
инцидент
5.
юрисконсульт
6.
протвень
7.
флюорография
8.
прескурант
9.
фотоаппарат
38.
Правильным является написание слов:
1.
перрон
2.
балласт
3.
атракцион
4.
аннулировать
5.
драматург
6.
галлерея
7.
гроссмейстер
39.
Правильным является написание следующих
словосочетаний:
1.
пол-апельсина
2.
в пол голоса
3.
пол-литровка
4.
пол-лимона
5.
пол Атлантики
40.
Правильно образованы формы множественного
числа слов:
1.
директора
2.
сторожа
3.
столяра
4.
гусляры
5.
маляры
6.
откупы
41.
Правильно образована форма родительного
падежа множественного числа имен
существительных:
1.
чулок
2.
носок
3.
полотенец
4.
блюдцев
5.
платий
6.
туфель
7.
помидоров
8.
оладьев
9.
абрикосов
42.
Правильным является образование
родительного падежа множественного
числа выделенных слов в словосочетаниях:
1.
не до смеху 4.
много шуму
2.
нагнать страху 5.
поддать жару
3.
танцевать до упада 6.
полно народа
43.
Краткую форму образуют имена
прилагательные:
1.
длинный
2.
короткий
3.
младший
4.
тесный
5.
поздний
6.
рваный
44.
Правильными являются следующие
сочетания:
1.
обоих братьев
2.
по обеим сторонам
3.
у обоих ворот
4.
обеим подругам
5.
обоих чашек
45.
Правильным является сочетание слов:
1.
уделяется внимание 4.
важную роль стали играть
2.
придается большое внимание 5.
подвести результат
3.
большую роль приобрели
46.
Правильно построены сочетания:
1.
превосходство над кем-то
2.
преимущество над чем-либо
3.
уделить внимание к кому-либо
4.
проявить внимание к кому-либо
5.
оплатить за проезд
6.
заплатить за проезд
47.
Правильно употреблено местоимение
третьего лица в сочетаниях:
1.
наподобие него 5. в
отношении его
2.
сзади него 6.
внутри ее
3.
после нее 7.
насчет его
4.
по поводу нее
48.
Нетавтологичными являются словосочетания:
1.
главная суть 5.
предварительный анонс
2.
очевидный факт 6.
тактичное обращение
3.
памятный сувенир 7.
сервисное обслуживание
4.
звучный голос 8.
коллеги по работе
49.
Правильно построены предложения:
1.
Половина жильцов старого дома не
получила новые квартиры.
2.
Несколько человек кого-то отталкивало.
3.
Половина собравшихся являются
студентами.
4.
Несколько человек остались на второй
год.
5.
Половина избирателей голосовали
против.
50.
Правильно построены предложения:
1.
Большинство команд были не согласны
с решением судей.
2.
Большинство решили не ходить на
концерт.
3.
Большинство было настроено решительно.
51.
Склоняются следующие фамилии:
1.
Георгий Данелия
2.
Алексей Голубь
3.
Анна Вишня
4.
Михаил Салтыков-Щедрин
5.
Валентин Фоминых
52.
На месте буквосочетания чн
произносится
[шн] в словах:
1.
прачечная
2.
ночной
3.
справочник
4.
скворечник
5.
что
53.
В метафорическом значении употреблены
следующие выделенные иноязычные слова:
1.
реанимация
российской экономики
2.
политический бомонд
3.
объявление импичмента
4.
рейтинг
вранья
5.
электорат
президента
54.
Правильно построены следующие
предложения:
1.
Создавая партию, вы имеете шанс нарушить
эту тенденцию.
2.
Придя домой, я вскрыл конверт.
3.
Совещание состоялось с целью согласовать
позиции сторон.
4.
Увидев это жилище, у меня сложилось
плохое впечатление.
5.
Делалось это дурачась, мистификации
ради.
55.
Следующие фразеологизмы имеют значение
«неопределенности
состояния»:
1.
между небом и землей 4. как
рыба об лед
2.
ни рыба ни мясо 5. ждать
у моря погоды
3.
через час по чайной ложке
56.
Правильно поставлено ударение в
словах:
1.
христианИн
2.
оптОвый
3.
нувОриши
4.
квАртал
5.
валовОй
57.
Выделенные слова употреблены в прямом
значении:
1.
короткие волосы 5.
хвойный лес
2.
сказать правду 6.
встретить Новый год
3.
верх совершенства 7.
встретить знакомого
4.
гасить ссору
58.
Имеют формы 1 лица единственного и
множественного числа глаголы:
1.
победить
2.
чувствовать
3.
течь
4.
лицемерить
5.
убедить
59.
Формы множественного числа с окончанием
-а(-я)
образуются
у имен существительных:
1.
мастер
2.
фронт
3.
повар
4.
госпиталь
5.
конструктор
6.
катер
7.
порт
8.
лес (множество деревьев)
60.
Пары слов отличаются по значению:
1.
образы — образа
2.
лагери — лагеря
3.
листы — листья
4.
камни — каменья
5.
сыны — сыновья
6.
редукторы — редуктора
61.
Просторечными являются фразеологизмы:
1.
кот наплакал
2.
стереть с лица земли
3.
золотая середина
4.
хватит кондрашка
5.
волком вою
6.
Ахиллесова пята
62.
Ударение падает на первый слог в
словах:
1.
пурпурный
2.
партер
3.
догмат
4.
вальдшнеп
5.
колледж
6.
бармен
7.
квартал
8.
эксперт
9.
ревень
63.
Нормативная форма родительного падежа
у имен существительных:
1.
шесть пар чулков
2.
пять вафель
3.
пара сапог
4.
отряд партизанов
5.
сто англичан
64.
Правильно поставлено ударение в
словах:
1.
жАлюзи
2.
мизЕрный
3.
обеспеченИе
4.
алкогОль
5.
балОванный
65.
Значения одного слова представлены
в словосочетаниях:
1.
ключ
к
замку
2.
гаечный ключ
3.
ключ
к
разгадке
4.
скрипичный ключ
5.
горный ключ
66.
Склоняются имена и фамилии:
1.
Эльдар Рязанов
2.
Андре Моруа
3.
Эдит Пиаф
4.
Альберто Моравиа
5.
Маргарет Тэтчер
6.
Мартирос Сарьян
67.
Согласный перед е
произносится
твердо в словах:
1.
пюре
2.
кофе
3.
темп
4.
патент
5.
фанера
6.
паштет
7.
бутерброд
8.
термометр
68.
Несклоняемыми являются имена
существительные:
1.
какаду
2.
галифе
3.
эйфория
4.
харакири
5.
жюри
6.
гамаши
69.
Соответствие иноязычного слова и его
толкования:
1.
дифирамб
2.
брифинг
3.
мезальянс
4.
пиетет
1.
глубокое уважение, почтительное
отношение
2.
неравный брак
3.
встреча официальных лиц с журналистами
4.
неумеренная восторженная похвала
70.
При употреблении заимствованных слов
возникли повторы
в
словосочетаниях:
1.
обмен имеющимся опытом
2.
короткий брифинг
3.
главный приоритет
4.
будущие потомки
5.
быть в эпицентре событий
6.
ландшафт местности
7.
незаконное растаскивание
71.
Правильно построены предложения:
1.
Певица была щедра для раздачи автографов.
2.
Трогательный своей беспомощностью
ребенок.
3.
«Допытайтесь от него хотя бы части
истины!»
4.
Кандидат недобрал голосами для перехода
во второй тур.
5.
Нам бы хотелось отметить о преимуществах
этого метода.
72.
Правильно поставлено ударение в форме
множественного числа имен существительных:
1.
сирОты
2.
блюдА
3.
средствА
4.
тОрты
5.
бАнты
6.
стУпни
КЛЮЧ
К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
-
Правильно
поставлено ударение в словах: 1, 4, 5, 7.
-
Правильным
является произношение слов: 2, 5, 7.
-
Правильным
является написание слов: 1, 4, 5, 6, 7.
-
Склоняются
фамилии: 1, 2, 5.
-
Форма
родительного падежа множественного
числа является правильной у имен
существительных: 2, 3, 5.
-
Равноправными
вариантами являются падежные формы:
3, 5.
-
Имена
числительные использованы правильно:
2, 4, 5.
-
Правильно
построены словосочетания: 1, 2, 6.
-
Правильным
является написание частиц в предложениях:
2, 3, 5, 6.
-
Правильным
является сочетание слов: 1, 4, 7.
-
Правильно
построены словосочетания: 4, 5.
-
Синонимами
прилагательного высокомерный
являются:
1, 3, 6, 7, 8.
-
Правильные
сочетания паронимов наложить
и
положить
со словами: 2, 5.
-
Ударение
на первый слог падает в словах: 1, 2, 3.
-
Имя
прилагательное «кислый»
употреблено в переносном значении в
следующих сочетаниях: 4, 5.
-
Антонимами
являются пары слов: 1, 2.
-
Правильная
форма имени существительного родительного
падежа мужского рода в следующих
словах: 1, 3, 4, 6.
-
Правильные
формы имен существительных родительного
падежа мужского рода: 2, 5, 6.
-
Имена
существительные, образующие имена
прилагательные с помощью суффикса
-ск:
1, 2.
-
Правильно
образована форма множественного числа
родительного падежа имен существительных:
1, 3, 5.
-
Соответствие
существительных и сочетающихся с ними
имен прилагательных: 1–1; 2–5; 3–2; 4–4;
5–3.
-
Нормативным
является ударение в словах: 1, 4, 5, 6, 9.
-
Именами
существительными мужского рода являются
слова:
1, 3, 4, 5.
-
Именами
существительными среднего рода являются
слова: 1, 2, 6.
-
Синонимы
к слову бурлить:
1, 3, 4.
-
Антонимы
к слову уступать:
противиться,
упорствовать.
-
Два
нормативных варианта ударения имеют
слова: 3, 5, 6.
-
Склоняются
следующие фамилии: 2, 4, 5.
-
Слова,
заимствованные из английского языка:
1, 2, 4, 6, 7.
-
Имеют
парный глагол совершенного вида: 1, 3,
4, 8.
-
Форма
множественного числа на -а/-я
образуется у слов: 2, 5, 6, 7.
-
Правильными
являются сочетания: 2, 3, 5.
-
Соответствие
фразеологизмов и синонимов: 1–3; 2–6;
3–1; 4–2; 5–5.
-
Правильно
построены словосочетания с фразеологизмами:
2, 4.
-
Автор
данной цитаты – Н.В. Гоголь: 3.
-
Ударение
поставлено правильно в словах: 1, 2, 4,
6, 9.
-
Правильным
является написание слов: 1, 3, 5, 7.
-
Правильным
является написание слов: 1, 2, 4, 7.
-
Правильным
является написание слов и словосочетаний:
1, 4.
-
Правильно
образованы формы множественного числа
слов: 1, 2, 4, 5.
-
Правильно
образована форма родительного падежа
множественного числа имен существительных:
1, 3, 6, 7.
-
Правильным
является образование родительного
падежа множественного числа выделенных
слов в словосочетаниях: 1, 2, 4, 5.
-
Краткую
форму образуют имена прилагательные:
1, 2, 4.
-
Правильными
являются следующие сочетания: 1, 2, 4.
-
Правильным
является сочетание слов: 1, 4.
-
Правильно
построены сочетания: 1, 4, 6.
-
Правильно
употреблено местоимение третьего лица
в сочетаниях:
2, 3, 5, 7.
-
Нетавтологичными
являются словосочетания: 2, 4, 6, 8.
-
Правильно
построены предложения: 1, 4.
-
Правильно
построены предложения: 1, 3
-
Склоняются
следующие фамилии: 2, 4.
-
На
месте буквосочетания чн
произносится [шн]
в
словах: 1, 4, 5.
-
В
метафорическом значении употреблены
следующие выделенные иноязычные слова:
1, 2, 4.
-
Правильно
построены следующие предложения: 1, 2.
-
Следующие
фразеологизмы имеют значение
«неопределенности
состояния»:
1, 2, 5.
-
Правильно
поставлено ударение в словах: 1, 2, 4.
-
Выделенные
слова употреблены в прямом значении:
1, 5, 7.
-
Имеют
формы 1 лица единственного и множественного
числа глаголы: 2, 4.
-
Формы
множественного числа с окончанием
–а(-я)
образуются у имен существительных: 1,
3, 6, 8.
-
Пары
слов отличаются по значению: 1, 2, 3, 5.
-
Просторечными
являются фразеологизмы: 1, 4.
-
Ударение
падает на первый слог в словах: 1, 3, 4,
6.
-
Нормативная
форма родительного падежа у имен
существительных: 2, 3, 5.
-
Правильно
поставлено ударение в словах: 2, 4, 5.
-
Значения
одного слова представлены в
словосочетаниях: 1, 2, 3, 4.
-
Склоняются
имена и фамилии: 1, 6.
-
Согласный
перед е
произносится твердо в словах: 1, 3, 7.
-
Несклоняемыми
являются следующие имена существительные:
1, 2, 4, 5.
-
Соответствие
иноязычного заимствованного слова и
его толкования: 1 – 4; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1.
-
При
употреблении заимствованных слов
возникли повторы в словосочетаниях:
2, 3, 5, 6.
-
Правильно
построены предложения: 2, 3.
-
Правильно
поставлено ударение в форме множественного
числа имен существительных: 1, 4, 5.
Соседние файлы в предмете Русский язык
- #
- #
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.
ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
- Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать.
- Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка.
- Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов):командировочный – командированный.
- Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»: благородность(благородство), волнительный(волнующий).
- Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»).
- Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он).
- Тавтология (от греческих tauto– то же самое и logos – слово) – крайняя форма, разновидность плеоназма, дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Язаписал задание. Придя домой, я стал выполнять задание.
- Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Ты ужеотходишь? (выздоравливаешь или умираешь?).
- Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки;
К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
- Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
- Advego VS плагиат. Как одно слово делает текст «уникальным»
- Что и как писать на главной. Текст, который говорит
- Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…
Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…
Вторая часть нашего исследования программ и сервисов проверки уникальности текстов. На этот раз по просьбам многих читателей мы проверяли Advego Plagiatus. Результаты небольшого эксперимента для…
«Текст, написанный таким простым языком, выглядит непрезентабельно» — считают многие владельцы сайтов. Мы же считаем, что текст должен «разговаривать» с посетителями. Чтобы объяснить, что мы имеем…
У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Напомним, что правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями, закреплёнными в русском литературном языке, называются лексическими нормами.
Под лексическими нормами, или нормами словоупотребления, также понимаются нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление лексической единицы в тех значениях, которые она имеет в литературном языке и которые зафиксированы в словарях.
Незнание или неточное знание значения слова становятся причиной нарушения лексических норм. Нарушение лексических норм ведёт к серьезным речевым ошибкам, к возможности двоякого толкования высказываний. Далее разберём наиболее распространённые в деловой речи, в процессуальных документах ошибки, возникающие в связи с нарушением лексических норм.
Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова
Нарушение лексической сочетаемости. При выборе и употреблении слова в тексте следует учитывать не только значение, которое присуще лексической единице в литературном языке, но и её способность соединяться с другими словами. Такая способность может быть неограниченной или, напротив, предельно ограниченной.
К факторам, оказывающим влияние на характер лексической сочетаемости, относятся: семантика слов, их стилистическая принадлежность, эмоционально-экспрессивная окраска, грамматические свойства и др. Примером лексической несочетаемости может служить употребление в предложении словосочетания оказать внимание вместо правильного уделить внимание: Большое внимание будет оказано благоустройству города.
Неразличение паронимов. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но полностью или частично отличающиеся по значению. Например, неправильно употреблено слово расписка в следующей конструкции: Я, Сериков Константин Юрьевич, проживающий по адресу: г. Энск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 60, даю настоящую расписку следователю Кернову В. А. в том, что до окончания расследования уголовного дела обязуюсь не отлучаться с места жительства (в соответствии со смыслом конструкции должно быть употреблено слово подписка). Затруднения вызывают при употреблении многозначные глаголы представить и предоставить.
В соответствии с наиболее важными для деловой речи значениями данных глаголов возможны словосочетания представить к награде, представить к очередному званию (ходатайствовать о чем-либо), представить отчёт (предъявить, доставить, сообщить) и предоставить отпуск (дать какое-то право, возможность). В зависимости от контекста правильными будут словосочетания представить доказательства (т. е. предъявить, показать) и предоставить доказательства (т. е. дать возможность выполнять с предметами какие-либо операции).
Неточный выбор синонимов. Синонимы позволяют более полно, детально описать ситуацию, выразить мысль. Однако следует помнить, что большая часть синонимов имеют оттенки в семантике, а также различную функционально-стилистическую окраску. Например, стилистически нейтральны, а значит, не имеют ограничений по сфере употребления синонимичные слова сказать, рассказать, сообщить; просторечным является глагол обсказать; разговорным – расписать (пространно, красочно рассказать).
Глагол показать в значении дать показания употребляется в тексте документа, когда определён правовой статус участника судопроизводства: подозреваемый, свидетель. Употребление синонима без учёта оттенков в семантике или стилистической окраски ведёт к речевой ошибке.
В предложении В настоящее время в криминалистике создано массовое количество инновационных форм, позволяющих совершенствовать процесс раскрытия преступлений неправильно употреблено слово массовое, вместо широкого, универсального по значению синонима большое. Первый синоним имеет семантические оттенки, определяющие включение его в конструкции рядом со словами, называющими действия людей, ср.: массовые выступления, массовое движение «зелёных», массовое производство 1. Со словом количество в значении величина, число 2 оправданным является употребление прилагательного большое.
Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) смысловая избыточность, возникающая вследствие употребления в словосочетании или предложении слов, частично или полностью совпадающих по значению (например, в 19 часов вечера, совместное соглашение, своя автобиография, коллеги по службе, в мае месяце, свободная вакансия, прейскурант цен, предельный лимит).
Поскольку данная ошибка создаётся вследствие избыточности содержательного плана, то исправляется плеоназм путём исключения лишнего слова из словосочетания или предложения. В отношении ранее приведённых плеонастических словосочетаний правильными вариантами будут соответственно: в 19 часов, соглашение, автобиография, коллеги, в мае, вакансия, прейскурант, лимит.
Следует учитывать, что некоторые плеонастические словосочетания закрепились в языке (экспонат выставки). Нормативными стали сочетания реальная действительность, практический опыт, информационное сообщение. Выражение монументальный памятник ранее, с учётом прямого, исходного значения прилагательного монументальный, расценивалось как избыточное.
Однако в дальнейшем, уже в XIX в., у слова монументальный на базе прямого значения появилось переносное: поражающий своими размерами, величественностью. Употребление в этом значении прилагательного монументальный в соединении со словом памятник не создает плеонастичности высказывания. Немало случаев, когда плеонастическое на первый взгляд определение в действительности уточняет, конкретизирует обозначаемое понятие.
К подобного рода словосочетаниям относится период времени. В учебной и научной литературе оно трактуется неоднозначно. Ранее данное выражение определялось как избыточное, так как первое значение слова период, греческого по происхождению, – промежуток времени.
Однако у слова постепенно появились новые значения (мат. группа повторяющихся цифр в периодической десятичной дроби; лингв. большое сложное предложение, при чтении распадающееся по интонации на две или более части, и др.), которые своим существованием обусловливают целесообразность уточняющего дополнения при употреблении в первом значении слова период (времени).
Назовем другие словосочетания, вначале избыточные, а затем закрепившиеся в качестве нормативных в русском языке: реальная действительность (ср.: виртуальная действительность), практика работы, частная собственность (ср.: государственная собственность, муниципальная собственность), народная демократия (ср.: рабовладельческая демократия), экспонаты выставки, букинистическая книга.
Тавтология (греч. tautologia, от tauto – то же самое и logos – слово) – употребление однокоренных слов в одном словосочетании или предложении.
Например: Последовательное решение следующих задач…; Вопрос выделен в отдельную тематику; Более 20 дисциплин, которые преподают преподаватели кафедры.
Интересно
Частным случаем тавтологии является тождесловие – употребление одного и того же слова в одном предложении: В комплекс вошли: гостиница, социальная фирма и страховая фирма. Правильно: В комплекс вошли: гостиница, социальная служба и страховая компания. Необходимо отметить, что в отличие от плеоназма при тавтологии ошибка носит структурно-формальный характер, содержательная сторона находится в данном случае на втором плане. Поэтому тавтология исправляется путём замены одного из однокоренных слов на неоднокоренной синоним. Вместо Следует учитывать следующие факторы возможна конструкция Необходимо учитывать следующие факторы.
Неправильное использование многозначных слов. Как отмечалось выше, большинство слов являются многозначными. В связи с этим необходимо помнить, что словесное окружение должно соответствовать значению, в котором лексема употребляется. Если предложение построено без учёта таких требований, возникает двусмысленность высказывания.
Например, в предложении Подсудимый прослушал приговор из контекста неясно, в каком значении употреблено слово прослушать: внимательно выслушать то, что говорят, либо, напротив, не воспринять, не услышать. Возникновение условий для двоякого толкования высказываний недопустимо в юридических текстах.
Нецелесообразное употребление заимствований. Применение иностранных слов должно быть целесообразным, т. е. вызываться необходимостью. Если предстоит сделать выбор между синонимами, один из которых – русское слово, а другой – заимствованное, надо, прежде всего, определить, существенной ли для выражаемой мысли является семантическая разница между ними.
Если иностранный синоним имеет оттенки значения, которые важны для текста и отсутствуют у исконно русского слова, выбор в пользу заимствованного варианта оправдан. Рассмотрим пример. Слова удобный и комфортабельный являются синонимами. Второе слово при этом более точно передает оттенки смысла – удобный в бытовом отношении, благоустроенный.
Поэтому при реализации в предложении данного значения целесообразно будет употребить слово комфортабельный. Однако в любом случае, независимо от смысла высказывания следует отдать предпочтение словам продлен (продлить, продление) вместо пролонгирован (пролонгировать, пролонгация), представить вместо репрезентовать: Возможна пролонгация договора (вместо слова пролонгация следует употребить продление).
Лексические ошибки ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
Lagodin_Vladimir
- помощник писаря
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 26.09.2011
- Образование: среднее
- Откуда: Россия
- Возраст: 35
Лексические ошибки
Задание: найти, объяснить и исправить лексические ошибки.
1 В следующем году предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. Ошибка — тавтология работа.
Правильные варианты:
а)В следующем году предстоит большая работа по разработке годового плана.
б)В следующем году предстоит разработка годового плана предстоящей работы.
2 Нужны весомые аргументы, чтобы изменить традиционную технологию производства.
Ошибка — плеоназм (слово технология имеет значение способ производства в отрасли.
Правильные варианты:
а)Нужны весомые аргументы, чтобы изменить технологию производства.
б)Нужны весомые аргументы, чтобы изменить традиционное производство.
3 Мы оказались перед принятием решительных решений.
Ошибка в использование фразеологического оборота.
Правильные варианты:
а)Мы оказались перед принятием решительных действий.
б)Мы оказались перед принятием быстрых решений.
4 Необходимо уделить самое большое значение борьбе с преступностью.
Ошибка????
Правильные варианты:????
5 Эта политика уже приносит положительные плоды.
Ошибка в сочетаемости слов.
Правильный вариант:
Эта политика уже приносит положительные результаты.
Проверьте пожалуйста. На 4 предложение ничего не приходит на ум.
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 58
Re: Лексические ошибки
Сообщение
irida » 26 сен 2011, 01:32
4 Необходимо уделить самое большое значение борьбе с преступностью.
Ошибка????
Правильные варианты:????
…уделить большое внимание.
-
Автор темы
Lagodin_Vladimir
- помощник писаря
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 26.09.2011
- Образование: среднее
- Откуда: Россия
- Возраст: 35
Re: Лексические ошибки
Сообщение
Lagodin_Vladimir » 26 сен 2011, 01:48
Что-то такое крутилось в голове, но не мог сформулировать. Остальные правильно?
-
ALNY
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1291
- Зарегистрирован: 31.05.2010
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Россия, Омск
Re: Лексические ошибки
Сообщение
ALNY » 26 сен 2011, 10:37
Lagodin_Vladimir:Остальные правильно?
Сдается мне, что нет.
В п.1 избыточность речи. Если разговор идёт о планах, а не о подведении итогов, то использование слова «предстоящей» — речевая ошибка. Вариант 1б) неверен.
В п.2 недостаточность речи. Технологии используются не только в производстве. Есть, например, технологии продвижения товара на рынок. Поэтому уточнение «технология производства» нормально. А вот аргументы (даже весомые) технологии не меняют. Они могут только убедить/побудить людей, чтобы те начали что-то менять.
Но, даже если Вы и правы, то в 2а) осталось сочетание «технологию производства».
П.3. Нельзя оказаться перед принятием решений. Можно столкнуться с необходимостью принятия решений. Решения могут быть решительными, т.е. окончательными и вполне определёнными, но само сочетание «решительное решение», конечно же, нехорошее. Почему именно — это филологи лучше меня объяснят.
П.4. Уделить значение нельзя. Либо, как уже сказано, уделить внимание, либо — придать значение.
П.5. Тут согласен. Плоды не обладают свойством положительности-отрицательности.
-
Автор темы
Lagodin_Vladimir
- помощник писаря
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 26.09.2011
- Образование: среднее
- Откуда: Россия
- Возраст: 35
Re: Лексические ошибки
Сообщение
Lagodin_Vladimir » 27 сен 2011, 14:37
Большое спасибо за разъяснения. Очень полезный форум, особенно для заочников.
-
sam_gys123
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 13.12.2012
- Образование: студент
- Откуда: Северодвинск
- Возраст: 37
Re: Лексические ошибки
Сообщение
sam_gys123 » 13 дек 2012, 18:43
5 Эта политика уже приносит положительные плоды.
Ошибка в сочетаемости слов.
Правильный вариант:
Эта политика уже приносит положительные результаты.[/quote]
Приносить можно плоды, а результаты давать.
Правильный вариант: Эта политика уже дает положительные результаты
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 1 Ответы
- 1680 Просмотры
-
Последнее сообщение Мариам
10 янв 2010, 21:35
-
- 10 Ответы
- 14953 Просмотры
-
Последнее сообщение zaraza
15 ноя 2010, 20:37
-
- 4 Ответы
- 2313 Просмотры
-
Последнее сообщение chuPC
26 ноя 2010, 16:00
-
- 4 Ответы
- 1911 Просмотры
-
Последнее сообщение RKK
11 дек 2010, 17:37
-
- 13 Ответы
- 3781 Просмотры
-
Последнее сообщение Марго
15 авг 2011, 08:09
Всего найдено: 9
Здравствуйте! Как грамматически верно :»человек не уделяет вниманиЯ чему-то» или «человек не уделяет вниманиЕ чему-то»?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Не уделять внимания — устойчивое сочетание.
уделять внимание на каждую мелочь. Как правильно
Ответ справочной службы русского языка
Корректные варианты: уделять внимание каждой мелочи и обращать внимание на каждую мелочь.
Скажите, пожалуйста! Нужна ли в предложении запятая:
1. «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.»
2. «Для победы, предстояло еще немало потрудиться всем вместе.»Часто встречаю подобные ситуации, запуталась, вроде бы запятую никогда не ставила, возможно, я была не права, а тут написано правильно? Или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Здесь нет никаких оснований для постановки запятых. Правильно без них.
Развивая игру, нам приходится уделять внимание многим вещам…
Возможно ли употребление деепричастного оборота в данном случае?
Ответ справочной службы русского языка
Да, конечно.
Здравствуйте!
С этих пор компания начинает уделять внимание экстремальным видам спорта, тем самым(,) приобретая репутацию самых надежных часов для экстрима.
Нужна ли запятая?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, запятую после тем самым ставить не надо. Предложение построено неудачно: получается, что компания приобретает репутацию часов.
В чём заключается грамматическая ошибка в предложении: «Он мало внимания уделял на это задание»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ошибка в управлении. Правильно: уделять внимание чему-то: он мало внимания уделял этому заданию.
Добрый день! Как правильно: уделять время на разговоры с…, уделять время рзаговорам с…7
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: уделять время разговорам, тратить время на разговоры.
как иначе можно сказать «уделять внимание»?
Ответ справочной службы русского языка
Уделять время, быть внимательным к кому-либо.
Пожалуйста, подскажите синонимы к слову уделять
Ответ справочной службы русского языка
Выделять, предоставлять.
Уделить значение или внимание?
Есть два устойчивых сочетания, которые часто смешивают между собой. Со словом «внимание» употребляется глагол «уделять». А в сочетании с существительным «значение» пишется глагол «придавать». Уделять внимание — тратить на что-то своё время, а придавать значение — считать что-то важным. Примеры: Тебе нужно больше уделять внимание учёбе. Не придавай такого значения его словам.
Уделить значение или внимание
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Восстановление пароля
Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.
Если письма нет, проверь папку «Спам».
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Нужна регистрация на Учи.ру
«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.