SunnyDeidre 3 года назад
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад. Bonelly 3 года назад Лексическая ошибка — это ошибка в выборе подходящего по смыслу слова. Начнём разбор с главных членов предложения: Кто? — «девушка», «Что делала девушка? — «уделяла много заботы». Вот где ошибка! — «уделять» можно «время» или «внимание», но никак не «заботу», тем более «много заботы»(?). По смыслу в этом предложении речь может идти о времени. Поэтому слово «заботы» мы заменяем словом «время» и пишем: «Девушка уделяла много времени младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.» комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить «Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.» = «Девушка всю последнюю неделю тщательно заботилась о младшем брате, заболевшем гриппом.» комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Смотрите также: Где в предложении допущена лексическая ошибка? Как исправить? ВПР Русский язык, Как исправить лексическую ошибку, исключив лишнее слово? Задания, решения и ответы по информатике ЕГЭ 2017 где найти? Задания, решения и ответы по информатике ЕГЭ 2016, где найти? Задания, решения и ответы по химии ЕГЭ 2016, где найти? Задания, решения и ответы по географии ЕГЭ 2016, где найти? Задания, решения и ответы по математике ЕГЭ 2016, где найти? Где смотреть задания, решения и ответы по химии ЕГЭ 2015? Где смотреть задания, решение и ответы по обществознанию ЕГЭ 2015? Где смотреть задания, решение и ответы по математике ЕГЭ 2015? |
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Восстановление пароля
Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.
Если письма нет, проверь папку «Спам».
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Нужна регистрация на Учи.ру
«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.
Ответ:
Одержать успехи=одержать победу +делать успехи,
оказать внимание=оказать почести+уделять внимание,
потерпеть потери=потерпеть поражение +понести потери,
поднять тост=поднять кубок+произнести тост,
защитить степень=защитить диссертацию +получить степень,
быть в поле внимания=быть в поле зрения +в зоне внимания,
наращивать мастерство=наращивать силу +оттачивать мастерство,
тратить нервы=тратить силы+мотать нервы, одержать первенство=одержать победу +добиться первенства,
уделять заботу=уделять внимание +проявлять заботу,
уповать на лаврах=почивать на лаврах +уповать на успех,
выполнение мечты=выполнение задания +исполнение мечты,
производить воздействие=производить работу +оказывать воздействие.
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
Причины нарушения лексической сочетаемости:
Нарушение лексической сочетаемости является одним из видов речевых ошибок: противоречивость, несовместимость, стилистическая разнородность.
Слова противоречат друг другу
высоченный домик вместо высоченный дом или маленький домик
Несовместимы (одно употребляется в приложении к плохому, а другое означает нечто хорошее) крепкая ненависть можно крепкая дружба
лютая дружба можно лютая ненависть
одержать поражение можно одержать победу или терпеть поражение
постигать трудности можно преодолевать трудности
благодаря болезни можно из-за болезни
Причиной ошибок является контаминация. Она возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям» » (вместо «удовлетворять ЧТО? – потребности»). Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень», поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
Разнородны стилистически
изречь глупость можно изречь истину (книжн.) говорить глупости (нейтр.) (книж.)
тщетно артачиться можно тщетно упорствовать зря артачиться (разг.)
Несовместимы по традиции
предпринять меры можно принять меры или предпринять шаги
сделать подвиг можно совершить подвиг
Существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья (профилактика — предупредительные мероприятия = профилактика заболеваний), громоотвод (металлический стержень, соединенный с землей для отвода молнии, а не грома), выгодный кредит (выгода – доход, прибыль, а кредит предполагает дополнительный расход в виде процента). Их употребляют по привычке. Сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна – нет.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексическая сочетаемость
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Лексические нормы
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?
Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.
Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?
Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.
Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.
Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.
Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.
Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.
С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.
Читайте также :
Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.
Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.
Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.
Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.
Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:
играть значение, уделять значение иметь значение, уделять вниманиене имеет роли не играет ролипостигать навыки приобретать навыкиповысить кругозор расширить кругозорподнять тост произнести тост, поднять бокал за…дать поддержку оказать поддержкуодержать первенство одержать победу, завоевать первенствопристально слушать внимательно слушатьбыть в поле внимания быть в поле зрениястремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускаетсядешёвые цены низкие ценыоплатить штраф заплатить, выплатить штрафповышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджаповысить выпуск продукции увеличить выпуск продукцииулучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояниярост экономики рост экономических показателейоказать заботу проявить заботуулучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживанияодержать поражение потерпеть поражениеприобрести уважение заслужить уважениеглубокая весна поздняя веснаоказать впечатление произвести впечатление
Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.
Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.
Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.
Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.
В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:
- Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
- Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
- Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
- Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
- Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…
Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.
Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.
Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.
Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:
- удовлетворять требования — отвечать потребностям
- беседа проведена — лекция прочитана
- возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
- принять меры — предпринять шаги
- повысить уровень — улучшить качество
- приобрести известность — заслужить уважение
- играть роль — иметь значение
Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.
В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:
А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:
Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.
Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.
Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.
В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:
Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.
Лексические ошибки
В последнее время с каждым новым принятым законодательным актом правила русского языка упрощаются, причем это упрощение порой доходит до абсурда. Казалось бы, говори, как хочешь, пиши, как слышишь. Однако лексические ошибки, связанные с неверным использованием слов, подменой значений, все так же бросаются в глаза. Стоит рассмотреть более подробно эту тему и попытаться усовершенствовать свою речь.
Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, направленный на изучение словарного состава языка с различных сторон: изменение значения слов, их происхождение, внедрение заимствованных слов и т.д.
Под лексическими нормами понимается употребление слов в нужном контексте, учитывая их значение; выбор подходящих слов в зависимости от ситуации, в которой находится субъект, и так далее. Нарушение лексических норм встречается повсеместно как в письменной речи, так и в устной. Для лучшего понимания необходимо обратиться к практике. Рассмотрим основные лексические ошибки.
- Нарушение лексической сочетаемости
Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять.
Такие лексические ошибки встречаются часто, когда люди «выдергивают» из устоявшейся фразы глагол и употребляют его там, где он не уместен.
В спортзале висит треугольная груша. По своему значению груша априори не может быть треугольной.
2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла
Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры.
3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части:
— бессмысленный повтор слова
Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свеклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт.
Слово «магазин» успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами.
Здесь не любят нездешних.
Сначала мне показалось, что в начале предложения должна стоять запятая.
— плеоназм – присутствие в тексте лишних уточняющих слов
В это данной книге много картинок.
Рассмотрим еще некоторые лексические ошибки.
4. Неуместное применение слова иностранного происхождения
В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения.
Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.
5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим.
Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет.
Вчера мы вместе ходили на праздный ужин. Праздной может быть жизнь, а ужин – праздничный.
Таким образом, мы разобрали распространенные лексические ошибки, примеры которых были рассмотрены выше. Безусловно, этот список не исчерпывающий — можно вспомнить про архаизмы, неологизмы, антонимы и многое другое, но хотелось остановиться подробнее именно на популярных ошибках, которые у всех на слуху.
Нарушение лексических норм не должно становиться привычкой, от такого положения дел необходимо отходить. Известен народный и проверенный способ совершенствования речи, который требует лишь желания и времени. Классика. Да, именно, читайте отечественную классику с ее оборотами и завихрениями, сводя, тем самым, к минимуму лексические ошибки в своей речи.
Задание 20 ЕГЭ — замена слова
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
2.Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.
3.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
4.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
5.Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
6.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
7.В июле 2017 года потребительские цены в Венесуэлле подорожали на 26% по сравнению с предыдущим месяцем и на 1501% в годовом выражении.
8.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
9.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
10.Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
11.Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
12.Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.
13.На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
14.Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
15.К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
16.Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.
17.Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
18.Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
19.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
20.Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
источники:
http://fb.ru/article/44852/leksicheskie-oshibki
http://4ege.ru/trening-russkiy/56556-zadanie-20-ege-zamena-slova.html
Девушка уделяла много заботы своему брату который заболел гриппом неделю назад лексическая ошибка
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
УДЕЛЯТЬ можно внимание, а заботу ПРОЯВЛЯТЬ.
правильный ответ — внимание
Ответ: внимания
2 1 7 1 0 8 5
Задание 20 ЕГЭ — замена слова
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
2.Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.
3.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
4.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
5.Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
6.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
7.В июле 2017 года потребительские цены в Венесуэлле подорожали на 26% по сравнению с предыдущим месяцем и на 1501% в годовом выражении.
8.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
9.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
10.Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
11.Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
12.Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.
13.На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
14.Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
15.К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
16.Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.
17.Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
18.Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
19.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
20.Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
Задание 20 ЕГЭ — замена слова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
2.Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.
3.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
4.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
5.Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
6.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
7.В июле 2017 года потребительские цены в Венесуэлле подорожали на 26% по сравнению с предыдущим месяцем и на 1501% в годовом выражении.
8.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
9.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
10.Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
11.Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
12.Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.
13.На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
14.Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
15.К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
16.Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.
17.Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
18.Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
19.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
20.Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 814 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 333 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 323 человека из 67 регионов
- Москалева Марианна ЕвгеньевнаНаписать 10816 15.04.2018
Номер материала: ДБ-1454563
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 14.04.2018 382
- 14.04.2018 2790
- 13.04.2018 647
- 13.04.2018 628
- 12.04.2018 7353
- 11.04.2018 1979
- 09.04.2018 385
- 09.04.2018 505
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
источники:
http://4ege.ru/trening-russkiy/56556-zadanie-20-ege-zamena-slova.html
http://infourok.ru/zadanie-ege-zamena-slova-2875364.html
В последнее время с каждым новым принятым законодательным актом правила русского языка упрощаются, причем это упрощение порой доходит до абсурда. Казалось бы, говори, как хочешь, пиши, как слышишь. Однако лексические ошибки, связанные с неверным использованием слов, подменой значений, все так же бросаются в глаза. Стоит рассмотреть более подробно эту тему и попытаться усовершенствовать свою речь.
Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, направленный на изучение словарного состава языка с различных сторон: изменение значения слов, их происхождение, внедрение заимствованных слов и т.д.
Под лексическими нормами понимается употребление слов в нужном контексте, учитывая их значение; выбор подходящих слов в зависимости от ситуации, в которой находится субъект, и так далее. Нарушение лексических норм встречается повсеместно как в письменной речи, так и в устной. Для лучшего понимания необходимо обратиться к практике. Рассмотрим основные лексические ошибки.
Примеры:
- Нарушение лексической сочетаемости
Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять.
Такие лексические ошибки встречаются часто, когда люди «выдергивают» из устоявшейся фразы глагол и употребляют его там, где он не уместен.
В спортзале висит треугольная груша. По своему значению груша априори не может быть треугольной.
2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла
Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры.
Среди частых ошибок, встречающихся в речи и связанных с незнанием лексических норм и значений слов,…
3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части:
— бессмысленный повтор слова
Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свеклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт.
Слово «магазин» успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами.
— тавтология
Здесь не любят нездешних.
Сначала мне показалось, что в начале предложения должна стоять запятая.
— плеоназм – присутствие в тексте лишних уточняющих слов
В это данной книге много картинок.
Рассмотрим еще некоторые лексические ошибки.
4. Неуместное применение слова иностранного происхождения
В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения.
Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.
5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим.
Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет.
Вчера мы вместе ходили на праздный ужин. Праздной может быть жизнь, а ужин – праздничный.
Таким образом, мы разобрали распространенные лексические ошибки, примеры которых были рассмотрены выше. Безусловно, этот список не исчерпывающий — можно вспомнить про архаизмы, неологизмы, антонимы и многое другое, но хотелось остановиться подробнее именно на популярных ошибках, которые у всех на слуху.
Нарушение лексических норм не должно становиться привычкой, от такого положения дел необходимо отходить. Известен народный и проверенный способ совершенствования речи, который требует лишь желания и времени. Классика. Да, именно, читайте отечественную классику с ее оборотами и завихрениями, сводя, тем самым, к минимуму лексические ошибки в своей речи.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 420 человек из 64 регионов
- Сейчас обучается 246 человек из 63 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексические ошибки
Работу выполнила студентка группы 41 ГС Романенко Александра -
2 слайд
Лексика (лексикология)
Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, направленный на изучение словарного состава языка с различных сторон: изменение значения слов, их происхождение, внедрение заимствованных слов и т.д. -
3 слайд
Лексика, -и, ж.(от греч. leksjkos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская лексика.
Лексикон, -а, м.(от греч. leksjkon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый лексикон.
Лексикология, -и; ж.(от греч. leksjkos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. -
4 слайд
Классификация лексических речевых ошибок:
Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями. Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
-
5 слайд
Классификация лексических речевых ошибок:
Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
Непреднамеренное образование новых слов. -
6 слайд
Рассмотрим основные лексические ошибки.
Примеры:
1.Нарушение лексической сочетаемости.Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять. Такие лексические ошибки встречаются часто, когда люди «выдергивают» из устоявшейся фразы глагол и употребляют его там, где он не уместен.
2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла. Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры. -
7 слайд
3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части: —
Бессмысленный повтор слова: Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свеклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт. Слово «магазин» успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами.
Тавтология: Здесь не любят нездешних. Сначала мне показалось, что в начале предложения должна стоять запятая.
Плеоназм: Присутствие в тексте лишних уточняющих слов В это данной книге много картинок. -
8 слайд
4. Неуместное применение слова иностранного происхождения. В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения. Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.
5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим. Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет. Вчера мы вместе ходили на праздный ужин. Праздной может быть жизнь, а ужин – праздничный. -
9 слайд
Таким образом, мы разобрали распространенные лексические ошибки, примеры которых были рассмотрены выше. Безусловно, этот список не исчерпывающий — можно вспомнить про архаизмы, неологизмы, антонимы и многое другое, но хотелось остановиться подробнее именно на популярных ошибках, которые у всех на слуху
-
10 слайд
Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 097 343 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
- Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 28.04.2018
- 321
- 4
- 28.04.2018
- 567
- 0
- 28.04.2018
- 355
- 2
- 28.04.2018
- 285
- 0
- 28.04.2018
- 269
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 28.04.2018
- 1412
- 12
- 28.04.2018
- 300
- 1
- 28.04.2018
- 255
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»