Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
- Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Правописание безударных гласных.
Гурьева Елена Геннадьевна
МБОУ СОШ № 3
учитель начальных классов г. Гороховец,
Владимирская область.Урок русского языка в 3 классе
-
2 слайд
Цель урока
Развивать орфографическую зоркость,
умение работать над ошибками.Закрепить правило написания безударных гласных.
-
3 слайд
Зелёные огоньки
Вечером у лесной тропинки мы увидели
светлячков. Они ползали и освещали свой
маленький удивительный мир. Мы решили
понаблюдать за этими зелёненькими огоньками.
Несколько светлячков всю ночь горели и
переливались на листочках сирени. Светят в
темноте маленькие жучки. А мы хотим узнать о них
больше. Завтра прочитаем об этих зелёных
огоньках в умной книге. -
4 слайд
Зелёные огоньки
Вечером у лесной тропинки мы увидели
светлячков. Они ползали и освещяли
свой
маленький удевительный мир. Мы ришилипанублюдать за этеми зелёнинкоми
огоньками.
Несколько свелячков всю ночь гарели
и
перевеались на лесточках серени.
Светят в
темноте мальенькие жучки. А мы хатим уз
о них
больше. Завтра прочитаем об этих зелёных
огоньках в умной книге. -
5 слайд
освещали
удивительный
решили
понаблюдать
за этими
зелёненькими
горели
переливались
на листочках
сирени
хотим
маленькие
светлячков -
6 слайд
4 орф. ча-ща
освещали
9 орф. пров. безуд. глас. в корне
удивительный
переливались
на листочках
хотим
10 орф. непров. безуд. глас. в корне
решили
горели
сирени
за этими
приставка
понаблюдать
суффикс
зелёненькими
окончание
зелёненькими
пропуск, замена буквы
переливались
зелёненькими
16 орф. Ь –обозн. мягкость
маленькие
светлячков -
7 слайд
Работа над ошибками (проверка)
9 орф. пров. безуд. глас. в корне
удивительный – диво, переливались – лить, на листочках – лист,
хотим – хочет, моря – море, окно – окна, ходить – ходит
10 орф. непров. безуд. глас. в корне
решили решили решили решили решили решили решили решили
прорешали, решение, решающий
горели горели горели горели горели горели горели горели горели
горелый, загорелся, горит
сирени сирени сирени сирени сирени сирени сирени сирени сирени
сиреневый, сиренька, сиреневые -
8 слайд
Работа над ошибками (проверка)
4 орф. ча-ща
освещали, навещали, щавель, счастье
приставка
понаблюдать, пошёл, поход, поел
суффикс
зелёненькими, жёлтенькими, синенькими, добренькими
окончание
зелёненькими – прил. (какими?)
за этими – мест. (за какими?)
16 орф. Ь –обозн. мягкость
зелёненькими, коньки, льдинка, красненький -
9 слайд
Самостоятельная работа
Зимой.
Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльцо немело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан гигантскими сосульками. (15 ошибок) -
10 слайд
4 орф. ча-ща
тучами
9 орф. пров. безуд. глас. в корне
вечером летели
затянуло занесло
тяжёлыми выглянули
началось немело ходить
10 орф. непров. безуд. глас. в корне
ветер
вороньи
ночью
11 орф.парный согл.
сугроб
скользким
16 орф. Ь –обозн. мягкость
17 орф. раздел. ь -
11 слайд
Спасибо за работу!
Краткое описание документа:
Презентация по русскому языку на тему «Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Правописание безударных гласных» ( 3 класс)
Данная презентация помогает на следующем уроке после диктанта учителю организовать, а ученикам правильно выполнить работу над ошибками.
В первой половине урока дети работают по руководством учителя коллективно, но в тетрадях ученики исправляют и работают только над своими конкретными ошибками.
1. 3 слайд — Дан текст диктанта без ошибок. Ученики сравнивая текст, находят ошибки в словах у себя в тетрадях и карандашом исправляют (учитель при проверке не исправлял ошибки, а только на полях указывал знаком их количество).
2. Следующий слайд — это слова с ошибками. Дети исправляют ошибки на доске и проверяют исправили ли они ошибки у себя.
3. На следующем слайде слова с исправленными ошибками, их распределяют в группы по орфограммам.
4. Следующий слайд — это группы орфограмм ( номера используются также как в справочнике Т.В. Шкляровой)
5. Работа на доске и в тетрадях над ошибками по каждой группе орфограмм.
Далее идет самостоятельная работа ( или работа в парах)
6. Следующий слайд — это текст — с ошибками у детей на листочках,
а в презентации уже без ошибок.
Продолжается самостоятельная работа с последующей проверкой, по той же схеме как и под руководством учителя в начале урока.
Работа кропотливая, но очень результативная.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 279 168 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 28.08.2020
- 233
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Написание буквы «и» в корне прилагательного «удивительный» проверит однокоренное существительное «диво».
Проверочное слово к слову «удивительный» подберем, если вначале выясним морфемный состав, чтобы узнать, в каких его частях существуют проблемы в написании:
удивительный — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание
Поставив в рассматриваемом слове ударение, убедимся, что при произношении прилагательного неясно слышится безударный гласный в корне слова. Возникает сомнение, как писать слово с безударным гласным в корне.
Проверим букву «и» в слове «удивительный»
В русском языке в словах с безударными гласными в корне пишется одна и та же гласная буква, которая выступает в том же слоге в форме слова или родственных лексемах под ударением.
Понаблюдаем:
- дрожи́т — дрожь;
- кача́ли — качка, укачивание;
- улета́ют — полёт, лётчик;
- чита́ть — чи́тка, прочи́танный.
Чтобы убедиться в написании буквы «и» в корне прилагательного «удивительный», подберем к нему проверочное родственное слово, чтобы в нем сомнительный гласный оказался под ударением:
Вывод
Проверочное слово «диво» укажет, что в корне прилагательного «удивительный» правильно пишется буква «и».
Написание буквы «е» в суффиксе слова «удивительный»
В этом слове имеется еще одна орфограмма — это безударная гласная «е» в суффиксе. В её написании поможет словообразование.
Прилагательное «удивительный» образовано от однокоренного глагола «удивить» с помощью суффикса -тельн-, в котором независимо от ударения пишется всегда буква «е» также, как и в словах:
- внима́тельный взгляд
- восхити́тельный вечер
- очарова́тельный наряд.
Примеры
Удивительный вид цветущих деревьев открылся нам с террасы дома.
В театре дети попали в удивительный мир волшебной сказки братьев Гримм.
У нас появился удивительный питомец — британский короткошерстный котенок.
Часто мы не замечаем, какой удивительный человек находится рядом.
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 24
Слова весенний и таинственный. По правилу в прилагательных образованных от существительных с помощью суффикса енн пишется нн. <br /> Слово длинный. По правилу, в прилагательных, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на н, пишется нн. Длина — длинный, сон — сонный. В слове сошлась, возможно, потому что нет приставки са .<br />2. По правилу, не пишется со словами слитно, если можно подобрать синоним без не. Неповторимый — единственный. Необычный — удивительный
Работа над
ошибками в 4 классе
(Памятка для ученика.)
1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь
ударение.
2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по
составу.
3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три
слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень.
Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах
суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос,
падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится; по роду
и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
*************************
ПОДСКАЗКИ
(ЕСЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СЛОВАХ БЕЗ НОМЕРА ОРФОГРАММЫ)
| —
Приморский — разбери слово по составу, выдели суффикс, приведи 2 примера слов с таким же суффиксом,
выдели суффикс. См. № 5 в Памятке выше.
*******************
|
—Свежесть —
подчеркни букву, где была допущена ошибка. Приведи 2 примера слов с таким же суффиксом. См. № 5 в Памятке выше.
свежесть
свеж | корень |
есть | суффикс |
ø |
нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
- неуклюжесть
- горесть
- тяжесть
- пригожесть
| —Квакают — (поставьте
глагол в начальную форму, выделите суффикс)- квакать. Приведите пример с таким же суффиксом. См. № 8 в Памятке выше.
***************
ИЗУЧЕННАЯ ОРФОГРАММА:
№
1. Неправильно поставлено
ударение
Запиши слово. Поставь ударение. Запиши
ещё одно однокоренное слово (если нельзя, то
изменить форму слова), поставь ударение.
Пример. Коро ´
ва,
коро ´ вка.
или: Ча ´ па, у Ча ´пы.
№
2. Обозначение звуков буквами (пропуск и замена
букв).
Выпиши на
строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Подчеркни букву, в которой допустил ошибку. Поставь тире и «запиши» это слово звуками.
Пример. Бе ж
ал — [б’и ж а´л].
№ 3.
Слоги.
Выпиши на
строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками, поставь
ударение. Поставь тире и укажи количество гласных и количество
слогов.
Пример.
У
| ч е | н и́ к — 3 гласных, 3 слога.
На | клей | ка — ОДНУ БУКВУ НЕ ОТРЫВАЮТ ОТ КОРНЯ!
НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся
(по — это
приставка, а буква «д» относится к корню, по-звонишь !!! )
№
4. Большая буква в начале
предложения. Знак в конце предложения (большая буква в начале, порядок
слов, согласование слов, пропуск знаков препинания).
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.
Пример. Выпал пушистый снег . Дети рады!
№ 5.
Большая буква в имени собственном. (Строчная в нарицательных существительных)
Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и
запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример. Марина, город Москва, река Нева.
или
Выпиши слово правильно. Подчеркни строчную букву. Подбери и
запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример. столица,
столичный, наша столица.
№ 6.
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу)
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и
запиши ещё ОДНО слово на эту орфограмму .
Пример. Малыши ,
карандаши , ежи.
или:
В
рощу , щука,
вытащу .
или: Щавель, площадь, чаща.
№
7. Перенос слова.
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками.
Поставь ударение. Поставь запятую и запиши все возможные способы переноса слова.
Запомни! При переносе одной букву нельзя оставить на строку и нельзя переносить на
новую строку : й, ь.
НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся (по — это приставка, а буква «д» относится к
корню, по-звонишь !!! )
Пример. З а | т е́ й | н и | к и , за — тейники, затей — ники, затейни — ки.
№ 8. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. (Словарные слова)
Напиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши ещё ОДНО однокоренное слово. Раздели или на слоги, или для переноса.
Я ´г о да, я ´г о д-ка, я ´| г о д | ный.
№ 9. Мягкий знак
(ь), обозначающий мягкость согласного.
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил ошибку. Подчеркни одной чертой ь, двумя чертами — букву
перед ним. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.
Пример. Ель , тень , мальчик.
№ 10. Сочетания
чк, чн, нч, щн, чт, рщ ,
нщ — произносится: [ н , щ , ] .
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Подчеркни сочетание одной чертой. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.
Пример. Дочка, речка, мощный, ночной.
№ 11 .
Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Подчеркни сочетание букв. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.
Пример. Вьюга, листья , соловьи .
№ 12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши
слово, поставь ударение. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово
и запиши в скобках. (НЕТ НА САЙТЕ ФУНКЦИИ — ДВЕ ЧЕРТЫ !) Запиши ещё ОДНО слово- пример . Не забудь поставить ударение в проверочном слове!
Пример. С а д ы´ (
с а д ) , в о лн а´ ( в о ´лн ы),
ч е рв и´вый (
ч е рвь) .
№ 13. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с,
г-к)
Выпиши
слово правильно. Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово. Буква — подчеркни помощницу двумя чертами.
Запиши ещё ОДНО слово- пример.
Не надо ставить ударение в проверочном слове! Эту орфограмму ударением НЕ ПРОВЕРИТЬ!
Пример. Мороз ( морозы ) , ягодка (ягода) , просьба
(просит)
***
№ 14. Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.
(в, д, л, т) (сочетания СТН-СН, ЗДН-ЗН)
а) Есть непроизносимые согласные.
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Запиши два примера.
Звёздный (звёздочка), здравствуй (здравие), окрестность (крест ) .
б) Нет непроизносимых согласных
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово, составь и запиши словосочетание. Запиши ОДИН пример.
Чудесно (чудеса ), чудесная погода; прекрасная (прекрасен), прекрасный ответ; ужасный (ужас ), ужасный фильм.
№ 15 . Разбор
предложения .
Переписать предложение, разобрать
по схеме — опоре (схема — опора есть у каждого). Дать характеристику предложению (то, что пишем в
скобках).
16. Двойные согласные
в корне слова. (бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)
А. Запомни. Пользуйся
словарем.
1.Выпиши слово правильно.
2.
Раздели слово для переноса. Выдели корень.
3.Запиши ещё одно однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную.
Группа, груп — па, групповой- ВСЕГО ТРИ
СЛОВА
Б. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё ОДНО слово.
Рассвет, рассказ,
оттепель.
В. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2
слова.
Длинный, весенний, оконный.
17. Правописание
предлога со словом.
а) Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог. Запиши один пример.
К (какому?)
берегу , к крутому берегу. По ( какой? ) улице, по широкой улице
Б
,
НО
У глаголов нет предлогов.
Запиши слово, подчеркни приставку, обозначь часть речи,
приведи два примера, запиши выделяя приставку.
Улетел-гл., увяз-гл.,
залетел-гл.
В
в) правописание предлога с прилагательным
Ставлю
прилагательное в начальную форму: ед.ч. м. р. вопрос: КАКОЙ? Рассуждаю: приставка ушла, значит это НЕ приставка, а предлог. Пишется отдельно.
К лесному озеру, (какой? лесной) — к- предлог; по широкой реке, (какой? широкий) — по — предлог
18.
Разделительный твердый знак (Ъ)
Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму . Выдели приставку, корень . Подчеркни Ъ — одной чертой, а согласную в
приставке и гласную букву в корне — двумя чертами.
С ъ
е
зд,
об ъ я вление, об ъ ё м
19. Не поставили запятую,
или поставили лишнюю запятую.
Перепиши
предложение. Подчеркни запятую или пробел.
Жёлтые
, красные , багряные листья летят по дорожкам сада.
На клумбе распустились яркие
оранжевые цветы.
20. Разбор слова по
составу.
морозец2
Если неправильно разобрано слово или не выделена часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание), нужно переписать слово,
выделить его части.
21. Правописание слов с шипящим на
конце. Выпиши слово. Запиши ещё ОДНО слово на это правило. Укажи часть речи и род.
—
б) 3 класс:
Делай так:
дочь, ночь, речь (сущ .., ж. р., 3 скл. в ед. ч.)
шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р. 2 скл. в ед. ч.)
с крыш, много задач, из-за туч (сущ., ж. р., 1 скл., во мн.ч., в р. п.).
в) 4 класс:
Правописание слов с шипящим на
конце. Выпиши слово.
Запиши еще два слова на это правило.
Делай так:
Шалаш, сторож, камыш (сущ. М.р.);
с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);
кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагаемое).
22. Гласные и согласные в
приставках.
Вспомни правило: Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от
произношения.
Напиши слово верно. Придумай и
запиши еще два слова с этой приставкой. Приставки
выдели.
Делай так:
А.
Приехал, пришёл, принёс.
НО
Премудрый, превращать,
пренеприятный
преградить (переградить)
Б .
ИЛИ
Забежал, заехал,
задумался.
Сделал, сбежал, сдвинул.
В
Сделал, сбросил, сбил.
Исписал, истратил,
исчез.
Рассказал, беспочвенный,
бессовестный.
но
издал, разрисовал, бездельник, безбожник ( корень начинается со звонкого согласного )
23
. а) Неправильно записаны предложения.
Выпиши оба
предложения (все, у которых неправильно поставили точку). Поставь правильно знак. Подчеркни знак
(точка, вопросительный, или восклицательный) и заглавную букву в начале предложения. ПОДЧЕРКНИ все грамматические основы предложений, показав
тем самым, сколько здесь самостоятельных предложений.
б) Если неверно
составлено предложение (словосочетание).
Составь его заново и запиши.
24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. — ИЦ-,
-ЕЦ-.
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Подбери и запиши два примера. Суффикс
выдели.
А) Горошек (горошки), замочек (замочки), хлебец (хлебцы).
Домик (домики), вагончик (вагончики), сухарик (сухарики)
Б)
—
ИЦ-, -ЕЦ-
кормилЕц — м.р., птенЕц,
поилЕц — м. р.
кормилИца —
ж.р, землИца, водИца —
ж. р .
25. Соединительные
согласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту
орфограмму.
Делай так: водовоз,
самолёт, вездеход, пылесос.
26. Не с глаголом.
НЕ с глаголами пишется отдельно.
Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на
это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не_пришёл, не_задано, не_знал.
27. Разбор словосочетания.
Выпиши предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
Выпиши из предложения все словосочетания с вопросительными
словами.
Делай так. Седые туманы плывут к облакам.
×
×
туманы ( какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
28.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и объединении между однородными членами. Выполнили схему предложения.
Н а п р и м е р:
а)
(- О, О) .
б)
(- О и
О) .
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала
осень.
[- =], потому что [= -] .
[ — и О, и О
], а [- =] .
30.
Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.
31. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
(ИЛИ:
неправильно определили падеж)
А
- Выпиши существительное (если есть предлог, то выпиши с
предлогом). - Поставь его в начальную
форму. - Определи склонение, падеж.
- Выдели окончание, проверь с помощью
слов-помощников.
Подбери и запиши 2 примера на это же склонение.
Делай так:
(На) опушке- опушка — 1 скл. П.
п., на земле , на лапе (П. п.), на вишне (П. п.)
(На) поле — поле- 2 скл., П. п., на
окне , + на яблоке (П. п.), о сердце (П. п.)
(Для) моркови — морковь-3 скл., Р. п. для
степи, для мыши (Р. п.), без речи (Р.
п.)
Б
Правописание О и
Е в именах
существительных первого
и второго склонения
после шипящих и Ц
в творительном падеже
Делай так:
1. Вспомни правило:
В окончаниях имён
существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения – Е.
2. Выполни письменно по образцу:
Мячом — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: ключОм. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
Душем — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: плАчем. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
Ученицей — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ,
ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: птИцей. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
Овцой — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ
ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: лапшОй. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
32. Безударные гласные в окончании прилагательных.
Выпишите прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопросу
от существительного. Выдели окончание в вопросе и у
прилагательного. Запиши один пример.
Запомни! У слов — вопросов всегда ударные окончания.
Делай так: (если ошибка в слове глубоким )
Озером
(каким ?) глубоким , + пример: полем (каким
?) дальним
ИЛИ
Если ошибка в
слове сосновом
В лесу (каком ?) сосновом
, + пример: в доме (каком?) высоком
33. Фонетический разбор.
(Звуко-буквенный разбор слова).
А. (1-3 класс) Выпиши на
строчку слово, в разборе которого ты допустил ошибку. Разбери его верно. Дай цветными карандашами характеристику звуков.
Голубь 1 — (поставить ударение), 2
слога,6 б., [г о л у п ‘ ь] — 2 гласн., 3 согл.
Гласный звук — красный цвет
Согласный звонкий — жёлтый цвет
Согласный глухой — простой цвет
Согласный мягкий — зелёный цвет
Согласный твёрдый — синий цвет
Б. 4 класс. Образец фонетического разбора слова.
Письменный разбор :
Голубь
1 — 2 слога, [г о л у
п ‘ ь] — 2 гласн., 3 согл.
г — [г] — согл.,
зв (п.)., тв. (п.)
о — [о] — гл., удар.
л — [л] — согл.,
зв. (неп.), тв. (п.)
у — [у] — гл., безуд.
б — [п ‘] —
согл., глух. (п.), мягк. (п.)
ь — [-]
______________________
6 б., 5 зв.
34. Морфологический разбор
имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
— собственное или нарицательное;
— одушевлённое или неодушевлённое;
— род;
— склонение.
4. Непостоянные признаки:
— падеж;
— число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Морозец — сущ., (что?) морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., (стоит) в им.п., (стоит) в ед.ч., подлежащее.
Лужицу — сущ., (что?) лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в в.п., в ед.ч., дополнение.
(если есть предлог, то он пишется перед сущ. в скобках)
35. Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
— число;
— род (только в ед.ч.);
— падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) — прилагается., душный
(начальная форма: ед.ч., м.р., и.п) , в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
36. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще
два примера на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: у нас (мы — н. ф.), ко мне (н. ф. — я), с тобой (ты —
н.ф.)
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
37. Чередование
А — е / и в корне слова.
Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-
1.Выпиши слово правильно.
2.
Запиши однокоренное слово.
3.Во всех словах выдели корень. Подчеркни суффикс а двумя чертами, а букву в корне — одной. Замирать — но:
замереть, блистать — но:
блестеть
Делай так:
Стираю, постирать, НО стереть
**
Б —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС
В корнях —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС— перед -СТ-, -Щ-
пишется А (растение, выращенный); перед -С- пишется О: выросли. Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.
1.Выпиши слово правильно.
2.
Запиши однокоренное слово.
3.Во всех словах
выдели корень. Подчеркни буквы СТ
// Щ //с двумя чертами, а букву в корне — одной.
****
38. Правописание –тся и –ться в глаголах .
Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать
не надо. Выпиши ещё 2 глагола на это же правило.
Например .
Гусь (что
делает ?) щиплется, улыбается, здоровается — 3
лицо.
Перестань (что делать ?) красоваться, улыбаться,
здороваться — н. ф.
39. Правописание личных окончаний глаголов.
неопределённая форма глагола- что делать? что сделать?
окончания:
ть или ти
что делаю?
у или
ю
что делаешь?
ишь или ешь
что делаете? ет или ит
что делаем? ем или им
что делаете? ете или ите
что делают? ут или
ют
что делают? ат или ят
40. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Делай так:
Пишешь, решаешь, видишь -2-е лицо, ед.ч.
Выучить:
Ко второму
же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме: «брить», «стелить».
А еще: «смотреть», «обидеть»,
«слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,
«зависеть», и «вертеть»!
Т. е. Глаголы — брить, стелить- относятся к 1 спряжению.
Глаголы — смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,
зависеть, вертеть — относятся ко 2 спряжению.
41. Правописание безударных окончаний глаголов.
- Выпиши глагол правильно.
- Поставь глагол в неопределённую форму .
- ВСПОМНИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если не относится к глаголам-исключениям, посмотри на суффикс
перед окончанием — ть . - Определи спряжение глагола и гласную,
которую следует писать в окончании глагола. - Запиши 2 своих примера. Выдели окончания всех глаголов.
Делай так:
Пишет — писать, 1 спр., (Е, ут, ют), + два своих примера: рисует- рисовать-1 спр, играем- играть -1спр., Стелешь-стелить -гл.-исключение -1 спр.
По аналогии выполнить 2 спр: ставит — ставить, гл. 2 спр., (И, ат,
ят) + два
своих примера: ненавидим-ненавидеть -гл -исключение -2 спр., Дышишь-дышать-гл-искл.-2 спр., Приготовим- приготовить- -2 спр., — купят- купить -2 спр.
Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.
Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку в 5-8 классах
1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.
4. Словарное слово. Напиши слово три раза.
5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.
6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).
8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.
9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.
10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.
11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.
12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.
13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.
14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.
15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.
17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.
18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).
19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.
20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.
21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.
22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.
23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.
24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.
25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).
26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.
27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).
28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.
29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.
30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.
31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: «П,»- а. А: «П!»
33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Работа над ошибками на уроках русского языка.
Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их целостности, от тех методических средств, которые использует учитель.
Как же я провожу уроки работы над ошибками?
Работа над ошибками в обучающих упражнениях. Получив рабочую тетрадь, ученик начинает выполнение домашнего задания с работы над ошибками; он работает над теми словами и выражениями, в которых допустил ошибки. И только после этого приступает к выполнению домашнего упражнения.
Учитель же, выбрав слова и выражения с орфографическими и пунктуационными ошибками, встретившимися у многих учащихся на ранее изученные и изучаемые в данный момент правила, использует их в качестве дидактического материала в «Словарной диктовке» и в «Синтаксической пятиминутке» на следующем уроке.
Таким образом, некоторые слова и синтаксические конструкции прорабатываются учащимися дважды: дома – самостоятельно и в классе – под руководством учителя.
Работу над орфографическими и пунктуационными ошибками в контрольных диктантах проводим на специальном уроке.
К содержанию и форме данного урока пришла не сразу. Ещё в начале своей работы в школе проводила работу над ошибками (как и многие мои коллеги) по схеме:
Пишу правильно Проверяю Другие примеры
Но, откровенно говоря, такая работа мне не нравилась. В ней, на мой взгляд, не было ни чёткости, ни слаженности. Я задавалась вопросом: Как же организовать хорошую, эффективную работу над ошибками? И в этом мне помогла «орфограмма».
А ведь действительно, любое упражнение учебника связано с орфограммой: найти орфограмму, обозначить орфограмму, определить орфограмму, указать условия выбора орфограммы, сгруппировать слова по наличию в них тех или иных орфограмм, подобрать слова на изучаемую орфограмму… и т.д. и т. п.
Так с 5 класса мы работаем с орфограммами. Почему же работу над ошибками не объединить вокруг этого понятия?
И уже позже, после проверки контрольного диктанта, к работе над ошибками стала готовиться следующим образом: выписываю все ошибки, допущенные мои учениками, затем систематизирую их по орфограммам (не забывая притом указать, кто из учащихся допустил ошибку на то или иное правило).
Вот как у меня в конспекте выглядит работа над ошибками:
Орф. №1: неослабева́ющий (Зотова, Москаленко);
рождённый (Котелевец);
вы́мысла (Афанасьев, Лапкина, Петрущенкова)
Орф. №2: фанта́зия (Казаков, Корупаев).
Орф. №7: в ней (Афанасьев)
сказать вначале (Гусарова, Корупаев, Афанасьев, Ерычева, Хаматханова, Габа, Киселёв, Разоренова, Червинская, Петрущенкова).
Орф.№10: воображение (Петрущенкова)
Орф.№11: рассчитанном (Казаков, Габа, Затиев, Червинская, Хлудеева).
Орф.№17: не помышлял о создании (Петрущенкова);
рассказ о путешествии (Афанасьев);
история о плавании (Зотова, Корупаев).
Орф.№21: не помышлял (Лапина, Киселёв).
Орф.№48: ослабевающий (Зотова, Киселёв, Дьякова, Хаматхатханова, Лапкина, Габа, Шмелева).
Орф.№53: карта раскрашена (Хлудеева, Дьякова).
и т.д.
Пункт.№6: Изгибы берега, придуманного им острова, увлекли воображение Стивенсона. (Зотова, Котелевец, Афанасьев, Червинская, Разоренова)
и т.д.
На уроке, сообщив результаты контрольного диктанта, приступаем к работе над ошибками. От этой работы освобождаются (в качестве поощрения) те учащиеся, которые получили за диктант «5». Но и они, тем не менее, заняты делом: помогают мне, помогают ребятам.
Мы выполняем работу над ошибками с распечатками орфограмм. Объявляю, с какой орфограммы мы начинаем работу. Один из ребят, получивший «пятёрку» за диктант, пишет на доске, другой – зачитывает вслух название орфограммы по распечатке. А я направляю: «Андрей, найди у себя в диктанте на это правило слово, неправильно тобой написанное». И ученик, допустивший ошибку, называет слово, объясняет его. А затем следующее слово, следующая орфограмма, следующий ученик. Порой ребята сами, без моей указки, называют и объясняют свои ошибки, а когда молчат, сомневаются, их направляю я, называя фамилии, которые у меня записаны.
И получается, что на уроке задействованы все: отличники, поочередно у доски чётко и уверенно обозначают, выделяют орфограммы и пунктограммы; ребята, допустившие ошибки, работают в своих тетрадях, находят ошибки, комментируя и объясняя их, сверяя свои записи с работой на доске. Следует отметить, что мы отрабатываем и объясняем ошибки всех учащихся.
Моих учеников всегда радует такая фраза: «А вот на эту орфограмму ( или пунктограмму) никто не сделал ошибки. Молодцы!».
И такие орфограммы мы пропускаем, работаем дальше. В итоге работа над ошибками получается активной, чёткой, слаженной.
Вот как в тетрадях учеников выглядит эта работа.
Работа над ошибками.
Орф.№1: неослабева́ющий – сла́бый, рождённый – род, очерта́ния – чёрточка, вы́мысла – мысль, клочо́к – клок.
Орф.№2: фанта́зия.
Орф.№7: в ней (пр. и мест.), сказать вначале (нар.), но: в начале книги (пр. с сущ.).
Орф.№8: сокровищ ( мн.ч., Р. п.).
Орф.№10: воображение.
Орф.№11: рассчитанном, рассказ.
Орф.№17: не помышлял (о чём?) о создании (П. п. на – ие), рассказ (о чём?) о путешествии (П. п. на – ие), история (о чём?) о плавании (П. п. на – ие).
Орф.№19: земли (какой?) затерянной – ж.р., Р.п.; Стивенсон ( какой?) очарованный – м.р.,И.п.; книги ( какой?) будущей – ж.р., Р.п.; по острову (какому?) рождённому – м.р., Д.п.; вниманием ( каким?) неослабевающим – ср.р., Т.п.
Орф.№21: не помышлял (гл.).
Орф.№48: ослабевающий – ослабевать – ослабею (нет – ыва, — ива).
Орф.№52: рождённый фантазией, нанесённый, затерянный.
Орф.№53: карта (что сделана?) раскрашена (кр.прич.)
прич. обор.
Пункт.№6: Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона.
прич. обор. прич. обор. прич. обор.
Стивенсон, lоказавшийся во власти вымыслаl, lочарованный бухточкамиl, lнанесенными им на картеl, написал их названия.
Работу над ошибками в тетрадях я обязательно проверяю, оцениваю, а оценку вывожу в журнал.
Помимо этого, на каждого учащегося заполняю диагностическую карту по итогам контрольного диктанта, которая отражает пробелы в знаниях учащихся (см. «Приложение»). Это помогает целенаправленно спланировать индивидуальную работу с учащимися, скорректировать уроки повторения. Кроме того, анализ последующих работ и сравнение их результатов позволяет проследить, есть ли продвижение у ученика в ликвидации тех пробелов, которые были зафиксированы в начале учебного года. И потом, у родителей всегда есть возможность дополнительно поработать с детьми над той темой, которая у них «западает». (Я к этому их всегда призываю.)
Подобная карта учета у нас есть и по тестам.
После того, как мы научились «видеть» орфограммы и пунктограммы, грамотно их обозначать и объяснять (как правило, в течение двух лет, в 5-ом и 6-ом классах ), работы над ошибками, начиная с седьмого, проводим индивидуальные. В таких работах ученику самому приходится сгруппировать ошибки по наличию той или иной орфограммы (пунктограммы), обозначить их, объяснить. И опять эта работа оценивается, а оценка идет в журнал.