1. Укажите, какое слово — лишнее:
1. Птенцы падают вниз на землю.
2. Начало в 19 часов вечера.
3. В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
4. Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
5. По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
6. Не задирайте нос кверху!
7. В самые ближайшие дни мы это выясним.
8. Взаимоотношения между супругами улучшились.
9. Ошибки чтеца неприятно резали слух.
10. В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
11. Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
12. На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.
13. Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий
14. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
15. Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
16. Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
17. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу
18. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
Укажите лишнее слово. 1.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 2.Ошибки чтеца неприятно режут слух. 3.Языковое новшество затрудняет взаимное понимание людей между собой. 4.Заглавие-пословица резюмирует основную мысль или назидательную мораль автора.
Лишнее слово — в гости.
Лишнее слово — неприятно.
Лишнее слово — взаимное.
Вот здесь затрудняюсь. Вероятно, лишним словом является «автора». vlad-i-mir 5 лет назад В первом варианте верным является следующее предложение: В то же время данное предложение можно озвучить так: Далее, верным написанием является: А вот в этом варианте я бы оветил так: А вот здесь уже, по-сложнее будет. Могу ошибаться, но вот мой вариант: Добрый Мститель 5 лет назад 1.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. ( в гости) 2.Ошибки чтеца неприятно режут слух.(чтеца) 3.Языковое новшество затрудняет взаимное понимание людей между собой. (взаимное) 4.Заглавие-пословица резюмирует основную мысль или назидательную мораль автора.(пословица) АннаЛобода 5 лет назад 1.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости Знаете ответ? |
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Какое слово в этих предложениях лишнее?
Укажите лишнее слово.
1.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
2.Ошибки чтеца неприятно режут слух.
3.Языковое новшество затрудняет взаимное понимание людей между собой.
4.Заглавие-пословица резюмирует основную мысль или назидательную мораль автора.
4 ответа:
1
0
- Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
Лишнее слово — в гости.
- Ошибки чтеца неприятно режут слух.
Лишнее слово — неприятно.
- Языковое новшество затрудняет взаимное понимание людей между собой.
Лишнее слово — взаимное.
- Заглавие-пословица резюмирует основную мысль или назидательную мораль автора.
Вот здесь затрудняюсь. Вероятно, лишним словом является «автора».
1
0
В первом варианте верным является следующее предложение:
В то же время данное предложение можно озвучить так:
Далее, верным написанием является:
А вот в этом варианте я бы оветил так:
А вот здесь уже, по-сложнее будет. Могу ошибаться, но вот мой вариант:
0
0
1.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости
0
0
1.Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. ( в гости)
2.Ошибки чтеца неприятно режут слух.(чтеца)
3.Языковое новшество затрудняет взаимное понимание людей между собой. (взаимное)
4.Заглавие-пословица резюмирует основную мысль или назидательную мораль автора.(пословица)
Читайте также
Когда видишь такой вопрос, то впадаешь в глубокую задумчивость. Как автор хочет, чтоб было донесено сугубо специализированное содержание научного и структурного подхода к языку? Можно ограничиться такими формулировками, которых здесь может кроме автора и отвечающего никто не поймет. А написать популяризованную версию этих разделов? Далее ведь и другие следуют..
Этический аспект культуры речи-это своего рода речевой этикет: как обращаться на ты или вы, если обращение по имени, то по имени и отчеству или по аватарке достаточно? Опять же господином тебя обозвали или товарищем? А может и гражданином начальником?
Давайте так же напишем здесь, что Якобсон выделяет 6 основных функций общения. Если о них подробно, то это выйдет, пожалуй, статья.Скажем, я считаю главной контактно-устанавлив<wbr />ающую функцию, т.е. факт самого обращения.Я очень надеюсь, что я ориентируюсь на мир адресата, пока пишу эти строчки. :)) Подытожим же! Этический аспект основан на нормах морали и национально культурных традициях. Правда приветливую улыбку я смогла выразить здесь лишь в виде смайлика. А мой доброжелательный взгляд при беседе вы можете себе только вообразить. Но он есть! Вместо него, я пожалуй пошлю вам знак внимания.
Притяжательные прилагательные (отвечающие на вопрос чей?) можно образовать от слов принцесса и принц, например, принцессино платье, принцессино лицо, Принцевы острова. Принцевы острова, кстати, находятся в Мраморном море, недалеко от Стамбула.
Мне кажется что это поговорка о людской неблагодарности ,вроде, попользовался добротой, а теперь все свободны и мне не нужны. Вообще, раньше не слышала такой поговорки. Может, конечно, кто-то понимает иначе. Интересно почитать мнения.
Коммуникативный аспект культуры речи -это владение носителями языка функциональными разновидностями языка и ориентация на прагматические условия общения. Иными словами более по-русски, мы должны иметь примерно один словарный подход и запас, описывая какое-то явление и разговаривая о нем.Речь должна быть максимально понятна обоим собеседникам без ущемления при этом тех задач, которые поставлены в общении. У нас должен возникнуть речевой контакт(О как это затруднительно в монологе, т.к. совершенно непредсказуемо может все это воспринимать молчащий человек, своего рода сидящий спиной на программе «Голос». И обернется ли он..это еще вопрос). Давайте я вам пошлю в этой части иероглиф, обозначающий как раз коммуникативный аспект речи. Этот иероглиф переводится просто: поговорим?
Синонимы к фразе «сделали с трудом» предлагаю следующие:
- выполнили с трудом; завершили с трудом;
- сделали с большими усилиями; выполнили с большими усилиями; завершили с большими усилиями»
- исполнили с трудностями; завершили с трудностями, выполнили с трудностями;
- едва сделали; едва выполнили; едва исполнили; едва завершили;
- еле выполнили; еле сделали; еле исполнили; еле завершили;
- сделали, несмотря на форс-мажор;
А вообще алгоритм создания синонимов к этой фразе прост: используем синонимы к слову «СДЕЛАЛИ» — выполнили, исполнили, смастерили; Затем используем синонимы к «С ТРУДОМ» — с трудностями, с проблемами, с тяжестями, со сложностями, с осложнениями, с препятствиями…
Задание 6. Плеоназмы |
См. страницу |
Укажите, какое слово лишнее (См. ответы ниже) 1. Птенцы падают вниз на землю.
|
|
Верные ответы к тесту по заданию 6 |
вернуться |
См. страницу |
Таблица |
|
* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. |
вернуться в начало страницы |
4. лишнее слово как прием стилизации
Герой повести А. П. Чехова «Степь» мальчик Егорушка вспоминает бабушку: «….До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики».
Стилизация действенное выразительное средство в прозе А. Платонова: «…пусть, думаю, живет, я его усыновлю и воспитаю, чтоб из него большой механик был впоследствии лет»; «…поглядывал в окно, за которым менялась погода в природе»; «Алтеркэ чутко разглядывал чужое доброе лицо. И он вспомнил отца, приснившегося ему сегодня в сновидении».
Во всех этих примерах избыточные элементы функционально оправданы: они позволяют взглянуть на мир глазами героя, характеризуют особенности его мышления, уровень развития, придают повествованию достоверность и лиризм.
Таким образом, мы рассмотрели четыре типичные ситуации, когда «излишнее» слово может выступать в качестве структурно и информативно необходимого элемента высказывания, помогает автору передать нужную мысль, особый оттенок смысла. В этих случаях дублирование информации используется как своеобразный стилистический прием, имеющий ряд разновидностей.
Упражнения к главе 3
1. Укажите, какое слово лишнее.
1. Площадь этого виноградника около пяти квадратных гектаров. 2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 3. В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 4. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 5. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 6. Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной. 7. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе. 8. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью.
2. Найдете ли ошибку?
1. Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. 2. В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблачение и опровержение ложных эстетических теорий. 3. Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. 4. Новый сплав великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. 5. Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. 6. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. 7. Первое объяснение случившегося: судно-паром натолкнулось на что-то. Скорее всего, задело, наверное, волнорез на выходе из гавани. 8. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. 9. Марии Александровне обязан я во многом и тем, что, воспитывая детей, постоянно расширял свои педагогические познания, читая соответствующую литературу, которую она мне советовала. 10. Когда он начал продавать мыло для фирмы «Колгейт», заказов было мало. Он боялся потерять работу. Поскольку он знал, что товар был отличного качества и цена была приемлемой, потому решил, что причина в нем самом.
3. Какие два выражения спутал автор?
1. Вся его теория построена на зыбком песке. 2. Эти черты остались в человеке как родимые пятна старых пережитков. 3. Этим самым мы пополняем и расширяем свой умственный кругозор знаний. 4. Российско-американское сотрудничество служит интересам дела мира. 5. Маяковский не терял своего гражданского достоинства ни перед какими бы то ни было зарубежными диковинами.
Ключ. 1. на зыбком основании на песке. 1. родимые пятна прошлого пережитки старого. 3. пополнять свои знания -расширять свой умственный кругозор. 4. служить делу мира служить интересам мира. 5. ни перед какими что бы то ни было.
4. Какой стилистический недостаток отметите вы в приведенных предложениях?
1. Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют. 2. Истребители взлетали прямо с шоссе, которое было для них взлетной полосой. 3. В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении. 4. Проходивший вдоль строя генерал, изредка кивал головой и прикладывал руку к папахе, которая была на нем. 5, Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной?
Ключ. В каждом предложении слова после запятой лишние.
5. Отредактируйте следующие «Правила хранения» (адрес изготовителя: г. Брянск, завод «Литий»).
1. Рекомендуется предохранять термос от ударов. 2. Рекомендуется заполненный термос хранить в вертикальном положении. 3. Рекомендуется периодически мыть поверхность термоса. 4. Рекомендуется хранить пустой термос с открытой пробкой во избежание появления запаха.
Ключ. Рекомендуется: 1. предохранять термос от ударов,2. заполненный термос хранить в вертикальном положении, 3. периодически мыть поверхность термоса, 4. хранить пустой термос с открытой пробкой во избежание появления запаха.
Сделайте вывод о том, в каком именно месте текста следует сохранить слово, которое до правки повторялось в каждом предложении.
6. В каких предложениях слово свой лишнее, а в каких необходимо? Ответ обоснуйте.
1. Русская литература прошла длительный путь своего развития. 2. Вдруг Софья теряет свое сознание. 3. Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься своей химией. 4. Директор интерната свое главное внимание уделяет воспитательной работе. 5. Справка дана Ивановой А. в том, что ей действительно разрешается продать свое мясо. 6. Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику использования обучающих машин. 7. В приведенной точке зрения есть и свое рациональное зерно. 8. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. 9. Прохожий снял свою шляпу и поклонился. 10. Всегда спокойный, неизменно корректный, М. Ауэзов заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.
Ключ. Слово свой необходимо (не избыточно) в предложениях 3, 6, 8, 10 (в первом случае). 3. Если слово свой опустить, то пропадет указание на то, что химия была его любимым занятием. 6. Без уточнения своей не ясно, чья специфика. 8. Без слова свой не ясно, чей возраст записывает минерал. 10. Слова своего перед класса необходимо, а свомхперед однокурсников избыточно.
7. Отредактируйте опубликованный текст.
1. Заметив, что к машине в течение часа никто не подходит, А. Комиссаров и Ф. Нигматулин открыли дверцы и забрались в нес. Но машина не заводилась. Младшему сержанту милиции М. Аги-басву показалось странным поведение незнакомцев, которые вели себя подозрительно.
2. Ночные «гости» знали также, что, когда они доберутся до бесценных полотен, нечего бояться сигнала тревоги: администрация давно, но тщетно добивалась оборудования музея сигнальной электронной системой. Однако римские власти не могли выкроить для этого средств.
3. Японские власти только недавно прислушались наконец-то к требованиям парикмахеров установить за мытье головы одинаковую плату для женщин и длинноволосых мужчин. Повышение цен за мытье волос для мужчин, носящих женские прически, является удовлетворением требований японских парикмахеров.
4. Как известно, для каждого хорошего произведения необходимо разумное сочетание трех с: смысл, страсть, стиль. В тесной зависимости друг от друга находятся между собой эти три с (Коренев-ский Е.И. Как мы пишем. Русский язык в школе.1965. № 6. С. 38).
Ключ. Возможные варианты исправлений: 1. …Младшему сержанту милиции М. Агибаеву поведение незнакомцев показалось странным (или: подозрительным). 2. …нечего бояться сигнала тревоги:хотя администрация давно добивалась оборудования музея сигнальной системой, римские власти не могли выкроить для этого средств. 3. Японские власти только недавно удовлетворили наконец требование парикмахеров установить за мытье головы одинаковую плату для женщин и для длинноволосых мужчин. 4. Опустить словосочетание между собой как дублирующее ранее стоящее друг от друга.
8. Кто найдет больше ошибок?
1. С 9 до 11 в ресторане … дети
Казалось бы, нет ничего общего в сочетании этих слов, одно вроде исключает другое, они обычно несовместимы.
Но в Днепропетровске смело нарушили это взаимоисключающее понятие и организовали в крупном ресторане дни сладкоежки… 2. Неизвестное племя
Неизвестное индийское племя обнаружила экспедиция Бразильского национального индейского фонда (Фунаи) в штате Пара, на севере Бразилии. Белокожие, голубоглазые индейцы этого племени, обитающие в густом тропическом лесу, искусные рыболовы и бесстрашные охотники.
Для дальнейшего изучения образа жизни нового племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев Раймунду Алвесом намерены провести детальное изучение жизни этого племени.
Ключ. 1. В тексте 6 ошибок. 1. «Нет ничего общего в сочетании этих слов» не та мысль (ср.: это невозможное сочетание слов). 1. «Казалось бы… вроде» тавтология. 3. «Одно исключает другое», «они обычно несовместимы» тавтология. 4. «Нарушили понятие» невозможное сочетание слов (ср. нарушили традицию). 5. «Взаимоисключающее понятие» (одно!) не может быть. 6. Содержание первого абзаца повторяет мысль, которая передана в заголовке отточием. Поэтому весь первый абзац избыточен.
2. Во втором абзаце тавтология: «для дальнейшего изучения образа жизни нового племени… провести детальное изучение жизни этого племени». Тот же самый материал, переданный ТАСС, газета «Известия» (4.06.1974) опубликовала в отредактированном виде: первая строчка второго абзаца опущена (при этом исключено неточное выражение «нового племени»), «индийское (?) племя» правильно названо индейским, заглавие «Неизвестное племя» заменено более содержательным Белокожие индейцы, в последнее предложение введены оценочные слова этого загадочного для науки племени.
9. Вычеркните лишнюю часть рассказа-миниатюры.
1. И тому, и другому
Придя в церковь, старуха-крестьянка поставила две свечки перед изображением архангела Михаила, поражающего дьявола в образе дракона. При этом она одну свечку поставила перед архангелом, а вторую перед драконом.
Что вы делаете, добрая женщина? спросил кюре, увидевший это.
А как же, отец мой, ведь неизвестно, куда я попаду: в рай или в ад; так что на всякий случай не мешает поставить по свечке и тому, и другому (Сила проповеди: Из французского и американского фольклора. М., 1967. С. 15).
2. Мудреца спросили:
Почему ты мало говоришь и много слушаешь?
Потому что мне даны два уха и один язык, ответил тот, значит, надо слушать вдвое больше, чем говорить! (Персид.) (Пермяков Г.Л. Избранные пословицы и поговорки народов Востока. М., 1968. -С. 351).
3. Однажды Архимед влез в ванну, наполненную до краев водой. Часть воды при этом пролилась на пол.
«Проклятье! воскликнул Архимед. Сейчас соседи снизу прибегут, крича, что их заливает».
4. Вот что значит джиу-джитсу
В префектуру города Осака пришла маленькая хрупкая женщина госпожа Ниамбо и привела огромного верзилу с искусно связанными руками. Последний пытался полюбезничать с ней, но был сбит с ног двумя приемами джиу-джитсу, связан и доставлен в полицию. (Пестрые факты. М., 1960. С. 43). 5. Сэр! Как вы смеете?
Послушайте, прошу, подержите мою лошадь.
Сэр! Я член конгресса!
Неважно! У вас вид честного человека. Рискну. (Колпакчи М.А. Дружеские встречи с английским языком. Л., 1978.С. 264).
10. Действительно ли это многословие?
«Многословие возникает в результате художественно неоправданной перифрастичности, повторов, употребления ничего не прибавляющих к содержанию высказывания слов, близких к местоимениям: определенный, известный, некоторый, многие, целый ряд, например, в таких конструкциях: работа представляет определенный интерес, добились известных успехов, в некоторых вопросах сам автор не разбирается, многие положения остались нераскрытыми, целый ряд вопросов не разрешен». (Лившиц В.А. Практическая стилистика русского языка. М., 1964. С. 41).
Ключ. По мнению автора цитируемого учебного пособия, в приведенной фразе Работа представляет определенный интерес слово определенный следует опустить. Но ведь определенный здесь означает «некоторый». Одно дело сказать: «Работа представляет интерес» (тогда уж лучше -работа интересна), и совсем другое дело: представляет определенный интерес. В первом случае работе ставят «пять», а во втором «три». Неужели это одно и то же?
Аналогично во фразе Добились известных успехов. Известных здесь означает «некоторых». И уж, конечно, лучше добиться успехов (значит, глобальных), чем добиться известных успехов (читай: лишь некоторых, частичных). Нельзя так просто вычеркивать слово, которое несет ограничительный смысл, вычеркивать его только на том основании, что вне контекста значение этого слова представляется несколько неопределенным и оно поэтому, как кажется автору учебного пособия, «ничего не прибавляет к содержанию высказывания». Прибавляет! А вернее сказать убавляет. И еще как! Наверно, автору учебного пособия будет небезразлично, если в рецензии на его труд в одном случае скажут, что он добился успеха, а в другом известного успеха.
11. Согласны ли вы с предложенной правкой?
«Универсальные слова, читаем в учебном пособии для техникума, это слова, потерявшие полноту лексических значений, употребляемые в самых общих и неопределенных значениях. Например, в предложении «Необходимо обеспечить полную регистрацию всех членов конференции» слот необходимо обеспечить и полную лиш-ние. Целесообразно было бы сказать: Всем членам конференции следует зарегистрироваться^ (Гольцева Н.Г., Янкелевич Т.Е. Русский язык с элементами практической стилистики и основами редактирования. М., 1974. С. 174-175).
Ключ. Сказать «Всем членам конференции следует зарегистрироваться» значит переориентировать сообщение, изменить его адрес: исходное предложение обращено к организаторам конференции, а «исправленное» к ее участникам. Конечно, отдельные нерадивые или медлительные участники конференции могут задерживаться, не очень спешить с регистрацией, но ведь обеспечить ее (напомнить, проследить) должны организаторы конференции. К ним совершенно правильно и обращен призыв, содержащийся в исходной фразе. А своим «исправлением» авторы пособия перелагают ответственность с организаторов конференции на ее участников.
Чем так исправлять, лучше не исправлять вовсе. Впрочем, исходную фразу все-таки требуется исправить: 1) опустить слово полную как избыточное (на что правильно указывают авторы пособия), 2) заменить члены на участники. Слово члены употребляют, когда говорят о членах кружка, организации (профсоюза, правления и т.п.), а применительно к такому летучему, неустойчивому, временному объединению людей, как конференция, следует сказать участники.
12. Исправьте стиль стилиста.
«Ошибкой является языковое новшество, когда оно затрудняет взаимное понимание людей между собой».
Ключ. Разве взаимное понимание (лучше было бы: взаимопонимание) да еще людей (надо: людьми), да еще между собой (хотя уже сказано взаимное понимание; к тому же …понимание… между собой аграм-матизм) не затрудняет это самое взаимное понимание? Исправить фразу можно так: …затрудняет взаимопонимание. Или … понимание людьми друг друга.
13. Проверьте на избыточность.
1. Руководить педагогическим процессом учитель может только в том случае, если он теоретически подготовлен. При этом он может заранее предвидеть, каков будет эффект его методов обучения. Заранее вычеркнуть?
2. Молекулы с наружной стороны клапана чувствуют себя гораздо свободнее тех, что внутри. Но этого не терпит природа: пока не уравняется давление, молекулы будут со стремительной скоростью вылетать из сосуда вон.
Вон вон?
Ключ. Заранее, и вон выполняют здесь полезную работу: первое делает определенной мысль, второе более живописной картину.
14. Ответьте писателю.
«Я лично» (я личное местоимение. Зачем же прибавлять к нему еще «лично»? для важности?)» (Бианки Вит. Мысли вслух. Звезда, 1955. № 7. С. 136).
Подсказка. Действительно, зачем писать «Я сам, лично, к нему побегу» (Ф. Достоевский. Хозяйка)? Не лучше ли: «Я сам к нему побегу»? Зачем усиливать то или иное слово? Почему бы не распределить семантическую нагрузку равномерно по всей фразе?
15. Согласны ли вы с рассуждениями редактора?
«Описывалась демонстрация, кажется, в Твери. В конце сказано: «Явившаяся на место происшествия местная полиция арестовала восемь человек демонстрантов»… Местная. Разве в Твери могла явиться полиция не местная, а казанская? Затем: явившаяся на место происшествия разве могла она арестовать, не явившись? А полиция, кто же арестует, кроме полиции? Наконец, человек демонстрантов, конечно, не коров и не прохожих. Остается для печати: Арестовано восемь, только и нужно, а все остальное вода» (М. Ольминский. Как я стал литератором).
16. Почему не получилось шутки?
«Шайбу! Шайбу!
Этот настойчивый призыв сельских механизаторов Аркатовско-го района не находит отклика у снабженческих организаций, сорвавших поставку уплотнительных шайб для тракторных двигателей» (Литературная газета, 19.06.1968).
Ключ. Слово-выкрик шайбу, стоящее в заголовке, первоначально понимается, конечно, в спортивном значении. Но уже на слове механизаторов читающему ясно, в каком значении действительно употреблено шайбу, в самом тексте и, следовательно, в заголовке. На уровне семантики шутка уже «сделана». Между тем разошедшийся автор не унимается: он все поясняет и поясняет, очевидно, опасаясь, что читатель чего-то не поймет. Идут слова Аркатовского района, снабженческие организации и другие, совершенно не нужные для реализации («приоткрывания» читающему) второго, истинного значения злополучного слова шайбу. Таким образом, текст построен стратегически неверно: раскрытие второго значения следовало осуществить в конце фразы, а не в ее начале, как, видимо, непродуманно получилось у автора. Тогда заключительная часть фразы не была бы лишней, несла бы нужную семантическую нагрузку.
Приведем для сравнения правильно построенную шутку «Пальчики оближете!
В столовой № 4 никогда не бывает салфеток» (Литературная газета, 25.02.1970).
Здесь значение словосочетания пальчики оближете, в котором оно употреблено в тексте, разъясняется для читателя только с прочтением последнего слова фразы не раньше. И концовка эффектна, и лишних слов при таком семантическом развертывании веселой мысли, разумеется, нет.
Задание
20. Тренировочные упражнения.
Укажите, какое
слово — лишнее:
Птенцы падают вниз
на землю.
Начало в 19 часов вечера.
В декабре было отмечено
шесть самовольных прогулов.
Проработал пять лет, не
получая ни копейки денег.
По моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного
интереса.
Не задирайте нос кверху!
В самые
ближайшие дни мы это выясним.
Взаимоотношения между
супругами улучшились.
Ошибки чтеца неприятно
резали слух.
В литературном наследии
писателя большое и видное место занимает разоблачение
ложных эстетических установок.
Вольнолюбивая
тема является основным лейтмотивом всего
творчества Некрасова.
На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.
Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий
Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
Между различными
традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу
Наружная внешность героини достаточно
привлекательна.
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет
тавтологии):
Герой целеустремленно
стремится к намеченной цели.
Юрий Гагарин, который
является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
Грохотавшие орудия
оглушали своим грохотом.
Чистое помещение
новой школы производило своей чистотой приятное впечатление
Обучение
давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки
(тавтологии или плеоназма):
в любое
время
возвратиться назад
импортировать из-за
рубежа
объединиться воедино
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет
плеоназма):
Темный мрак колодца
не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке
Николай всегда был
ведущим лидером нашего дружного коллектива.
Мои коллеги по
профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь
переубедить.
На
околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
Отметьте предложения, где есть плеоназм.
Каждый
герой романа имеет свои индивидуальные черты.
Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно.
Необходимо провести
тщательную проверку оборудования.
Из лекции
по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки
(тавтологии или плеоназма):
махал
руками
прейскурант цен
упал вниз
в любую минуту
времени
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки
(тавтологии или плеоназма):
более важнее
время мчится
в сентябре месяце
взаимоотношения между людьми
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки
(тавтологии или плеоназма):
первая премьера
подниматься вверх
в конечном итоге
более сильный
Отметьте предложения, где есть плеоназм.
Последним остатком свободной торговли являются стихийные
базары
Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в
аэроклубе
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не
было предела.
Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному
проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
Найдите случаи
тавтологии и плеоназма. Исправьте предложения.
1) У
Толстого каждое действующее лицо имеет своё лицо.
2) Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся
факультативные занятия по второй специальности.
3) Это монументальный памятник.
4) Есть ли у вас свободные вакансии?
5) Герой романа «Герой нашего времени» целеустремленно стремится к своей цели.
6) Это был его первый дебют.
Найдите случаи тавтологии и
исправьте фразы:
1. По сведениям из осведомленных
источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
2. Раскрывая предложенную тему, мы
попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических
условиях России.
3. В отличие от становления
предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью,
предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину.
4. Товарные биржи были сформированы в
форме акционерных обществ.
5. На предприятии пока еще не существует
специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по
маркетингу.
6. Традиционные экономические теории
традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.
Устраните речевую избыточность и
тавтологию:
1. К концу соревнований в более лучшем
положении оказалась команда «Стрела».
2. Наши спортсменки не были в состоянии
составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего.
3. Яснее нам стали видны возможности и
пути нашего движения вперед.
4. Судя по тем находкам, которые они
нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.
5. Участники творческой экспедиции
рассказали о перспективах на будущее.
6. После первого дебюта в одном известном
фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.
7. Рабочий был уволен за прогул без
уважительной причины.
8. На научном семинаре автор изложил
главную суть этой книги.
Укажите, какое слово — лишнее:
Птенцы падают вниз на землю.
Начало в 19 часов вечера.
В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
Не задирайте нос кверху!
В самые ближайшие дни мы это выясним.
Взаимоотношения между супругами улучшились.
Ошибки чтеца неприятно резали слух.
В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.
Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий
Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу
Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет тавтологии):
Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление
Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
в любое время
возвратиться назад
импортировать из-за рубежа
объединиться воедино
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет плеоназма):
Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке
Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.
Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
Отметьте предложения, где есть плеоназм.
Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты.
Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно.
Необходимо провести тщательную проверку оборудования.
Из лекции по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
махал руками
прейскурант цен
упал вниз
в любую минуту времени
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
более важнее
время мчится
в сентябре месяце
взаимоотношения между людьми
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
первая премьера
подниматься вверх
в конечном итоге
более сильный
Отметьте предложения, где есть плеоназм.
Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары
Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.
Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
Найдите случаи тавтологии и плеоназма. Исправьте предложения.
1) У Толстого каждое действующее лицо имеет своё лицо.
2) Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факультативные занятия по второй специальности.
3) Это монументальный памятник.
4) Есть ли у вас свободные вакансии?
5) Герой романа «Герой нашего времени» целеустремленно стремится к своей цели.
6) Это был его первый дебют.
Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.
3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину.
4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.
5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.
6. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.
Устраните речевую избыточность и тавтологию:
1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела».
2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего.
3. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед.
4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.
5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.
7. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
8. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.
Упражнение № 343 Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.
Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос. (Лишний предлог.)
Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос.
1. Получены интересные предложения с наших областей. 2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. 3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. 4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. 5. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. 6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.
Ответ:
И тут мы сталкиваемся с новой (11)… Оказывается, Иванушка (12) . . . не дурачок. Он только прикидывается глупым. Ему почему-то выгодно до поры, до времени казаться дурачком, чтобы затем выйти победителем, поймать свою жар-птицу — богатство, счастье, красавицу-невесту. Корни такого свойства (13) . . . лежат, видимо, в российской истории с ее (14). . . монголо-татарским нашествием, междоусобными войнами, крепостным правом, страданиями и несчастьями недалекого прошлого. Чтобы выжить в этих условиях, (15) . . . судьбу, не пасть духом, надо было быть осторожным, терпеливым, больше надеяться на чудо, чем на себя, на свои руки и голову. Вот и появились пословицы и поговорки: «Тише едешь — дальше будешь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Работа не волк — в лес не убежит», «Моя хата с краю — ничего не знаю» и т. п.
Краткость речи
Задание. Укажите, какое слово лишнее. Исправьте предложения.
1. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 2. В тачке везли железный лом: старый примус, старый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 4. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью. 5. Вдруг Софья теряет свое сознание. 6. Всегда спокойный, неизменно корректный, он заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.
Чистота речи
Задание. Прочитайте предложения и прокомментируйте употребление в них иностранных слов. Всегда ли оно оправдано? Исправьте предложения.
1. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому. 2. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс». 3. Деятельн
Страницы: << < 2 | 3 | 4 | 5 | 6 > >>