Упражнение на морфологические ошибки

Система упражнений по усвоению морфологических норм.

        «Правильное словоупотребление, — говорит Л.А. Введенская, —  является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искоренению ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рассказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой  на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

1)Чернила. Слово чернила употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные черкала; нет чернил, пишу чернилами.

Читая стихотворения, вместо точек назовите нужное слово.

Мама сразу узнает,

Учу ли я уроки:

Если выучен урок,

Всегда в … щеки.

А. Барто

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу,

И…

С неумытого лица.

К. Чуковский

Придумайте предложения со словами  чернила, чернил, о чернилах.

2)Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

попять — понял — поняли — поняла

спять — снял — сняли — сняла

 спать — спал — спали — спала

Запомните ударение в этих словах!      

3)Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением. Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все …?» Одна девочка сказала: «Я не …», «А ты, Вася,…?»  «Да….», — ответил он. «Объясни, как ты …», Вася объяснил. «Вот теперь  понятно», — сказала учительница.

4)Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

5)Прочтите вслух слова:

Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

6)Сантиметр — километр

Назовите вместо точек пропущенные слова:

От деревни до леса три …. Мы отрезали полоску в пять …  .

7)Занять — занял — заняли — заняла

Составьте предложения с этими словами.

Пароход

Отойдет

Через две минуты,

Чемоданами народ

Занял все каюты.

С. Маршак

8) Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

9)Прочтите предложения, вставляя пропущенные слова. 1. Таня … хворостину, … гусей на озеро, сидела на берегу и … их.

10)Лениться — ленится.  В формах слова лениться учащиеся нередко делают ошибку в ударении. Запомните: ленишься ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

11)Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

жить — жил — жила

звать — звал — звала

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

12) Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит! А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Мальчик … по телефону. Почему ты … так поздно? Ученик …   в школу. Не забывайте больного товарища, … ему!

Подумайте, изменяется ли ударение в словах позвонит, позвонишь, позвоните.

13) ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Дремота — зевота — ломота

14) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.

С. Маршак

Есть душистое втиранье  

От укусов комаров,

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.

С. Михалков

15)Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

 Уже не только за квартал —

Уже за целый год

Стране свою работу сдал

Прославленный завод. А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал. А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал? Какое значение имеет слово квартал в первом  отрывке и какое — во втором? Как называются такие слова?

16) Искра—искры

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою…С. Есенин

Документ

Придумайте несколько предложений со словами искра и  документ.

17) Верба        

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Говорящего скворца.

А. Барто

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

С. Маршак

Найдите в тексте синоним к слову дорожки.

18) Коклюш.  

 За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир таблетки хины

И, конечно, витамины —

Витамины: А, Б, С.

С. Михалков

19) Прочтите, вместо точек вставьте слова  коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

Мальчик начал сильно кашлять. «У тебя наверное, …, — сказала мама. — Надо вызвать врача». Пришел врач, осмотрел и говорит: «Ваш сын болен … . Из-за … ему нельзя ходить, встречаться с друзьями. … — болезнь заразная».

20) Говорите правильно!

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

3. Александрова

— На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложениес этим словом.

21) Чихать

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это — грипп!

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

С. Михалков

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сестры:

— Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.

А. Барто

— На какой слог падает ударение в словах чихаю, чихнул? 

22) Говорите правильно!

прижить — прожил — прожили — прожила

принять— принял — приняли — приняла

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

23) Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

С. Маршак

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

 Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.

А. Пушкин

24) Баловать, баловаться, балованный

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги…

Шарик, Шарик, помоги!

3. Александрова

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

К. Чуковский

-Какая разница в значении слов баловать и баловство?  Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся,  балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

Мальчик очень … . Он всегда … . Мама ему говорит: «Не …!».  А он  продолжает … .

25) Класть – положить

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладет кирпич. А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…» С. Маршак

        В литературном языке нет глагола ложить, но есть положить; есть глагол класть, но нет глагола покласть. Нужно говорить: «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, он положит книгу на стол» или «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол»

        Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, клади.

26) Тюль. Толь.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.

— Прочитайте, вставьте слова толь тюль

Принесли рулон …, пять метров …, пришли в магазин за … для крыши и … для занавесок.

1.крышу сарая покрыли черным … .2.На окне висит красивый …  3.В сарае лежит рулон … 4.Мы купили пять метров белого …

26) Слесарь – слесари, шофер – шоферы, инженер – инженеры.

Закончите предложения: За рулем сидят …  На заводе работают …

27) Сколько?

Сколько килограммов?

Скольких килограммов?

Скольким килограммам?

О скольких килограммах?

— Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.

1. … ребят пришло на соревнование? 2. … товарищам ты помог?

28) Мозоль.

Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль.

29)Говорите правильно!

Начать — начаться.

Запомните ударение в словах начал начало начали —  начала; начался началось начались началась.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —

Будут целый день качать

И баюкать Лелю.

А. Барто        

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

К. Чуковский

— Придумайте предложения со словами начала, началась, начали.

30) Говорите правильно!

Запомните, что предлог в противоположен по значению предлогу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из школы, иду на вокзал —возвращаюсь с вокзала.

— Прочтите, вставляя нужный по смыслу предлог. Пойти … школу. Прийти … школы. Поехать …Москву . Приехать … Москвы. Войти … трамвай. Выйти … трамвая. Пойти … вокзал. Прийти … вокзала. Поехать … Крым. Приехать … Крыма.

Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах воротами,  предметы.

31) Бежать.

        При употреблении разных форм от глагола бежать происходит чередование г//ж: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим

        Выучите стихотворение наизусть:

Море!

Я к тебе бегу,

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

32) Ворота    

 А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.

А. Барто

Предмет

Он в воздух бросает

Любые предметы,

Мячи и ракеты,

Флажки и букеты.

А. Барто

33) Слово оба сочетается с существительными мужского и среднего рода: оба товарища, оба носка, оба окна; слово обе — с существительными женского рода: обе книги, обе руки, обе страницы. Это различие проводится по всем падежам: обоими носками, но обеими руками, обеими страницами. Придумайте предложения со словами оба, обе. Прочтите, вместо точек вставьте слова оба, обе. … сестры,… брата,… руки,… стороны,… девочки,… мальчика.

Прочтите, раскрывая скобки.

1. Пришли (оба, обе) ученицы. 2. Учитель спросил (обеих, обоих) мальчиков.

34) Составьте сочетания с предложенными словами, выберите нужный по смыслу предлог:

1. Иду (в, на) (школа, завод, фабрика, класс).

2.  Возвращаюсь (из, с) (школа, завод, фабрика, класс).

3. Приехал (в, на) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

4. Уехал (из, с) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

35) Слова пальто, метро, ситро неизменяемые.

Как вы скажете?

1. Дайте мне, пожалуйста, стакан …. 2. У него нет осеннего … . 3. Мы вышли из … .

36) Назовите вначале существительные мужского, затем женского и среднего рода.   Георгины, туфли, ботинки, ведерки, лебеди, полотенца, рельсы.

37) Вспомните!

Горяч… кофе.  Прозрачн… тюль.  Черн… толь.  Бел… лебедь.  

38) В русском языке есть слова мужского и женского рода:

ученик — ученица

школьник — школьница

спортсмен — спортсменка

лыжник — лыжница

Но есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:

он соня — она соня

он невежа — она невежа

он растеря — она растеря

К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде, если говорится о мальчике,  и в женском, если речь идет о девочке.

Миша — большой соня. Нина — большая соня.

Этот ученик — удивительный растеря. Девочка — удивительная растеря.

Найдите в стихотворении, данном ниже, подобное слово.

Придумайте с ним предложения.

Март.

Март хоть чуть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз один в слезинках,

А в лучах другой.

Первые подснежники

Март в дубраве рвет,

И венок весенний

Март искусно вьет. М. Мревлишвили 

39) Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь. Например: Мать беспокоилась о сыне. Мать  тревожилась за сына. Придумайте предложения со словили беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

40) Говорите правильно!

Надеть — одеть.

Нельзя смешивать слова надеть и одеть.

Надеть (что?) — тубу, пальто, носки, ботинки.

Одеть (кого?) — брата, сеcmpy, куклу.

Прочтите предложения, раскрывая скобки. 1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки. 2. Сестра (надела, одела) брата. 3. Девочка (надела, одела) куклу. 4. Ученик (надел, одел) очки.

Взяли ребята Лопаты и санки,

Шубы надели И шапки-ушанки.

А. Барто

41) Говорите правильно!

Скучать. Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучать по отцу, об отце

Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скучаем. Следите за правильностью вашей речи.

42) Говорите правильно!

Сыпать

Сыплю — сыплешь — сыплет

Сыплем — сыплете — сыплют

Придумайте предложения с этими словами.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам.

Ходят грачи в полосе.

С. Есенин

43) Различайте ударения в словах.

Объясните, почему в одном случае в стихотворении yпотреблен глагол одеть, а в другом — надеть.

Мама песню напевала,

Одевала дочку…

Одевала — надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

Е. Благинина

А брату Саше третий год —

Его умой, одень!

Уходит мама на завод —

Сиди с ним целый день.

А. Барто

44) Кушать. Есть.

Объясните, какая разница в выражениях я кушаю, я ем. Какое из них когда употребляется.

45) Слово обратно имеет значение «назад»: возвратиться обратно — возвратиться назад; пойти обратно — пойти назад. Слово опять означает «снова, еще раз»: опять подпрыгнул — еще раз подпрыгнул; опять запел — снова, еще раз запел. Надо говорить: он опять опоздал; он опять не выучил урока.

Придумайте предложения со словами опять, обратно, обращая внимание на различное значение этих слов.

46) Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с  этими предложениями.

47) Говорите правильно!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки, —

Оказалось, это брюки!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Надевать он стал пальто —

Говорят ему: не то!

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

С. Маршак

В каких случаях говорят надевать надеть, а в каких одевать одеть? Придумайте предложения с этими словами.

48) Говорите правильно!

 Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

С. Маршак

Придумайте предложения со словом крою.

49) Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы произносите слова: я лягу ты ляжешь он ляжет мы ляжем вы ляжете они лягут ляг лягте!

50) Прочтите слова и придумайте с ними предложения: Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт —торты.

51) Говорите правильно!

Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: апельсиныапельсинов, мандарины — мандаринов, лимоны лимонов, помидоры помидоров, баклажаны баклажанов, но: яблоки яблок.

Составьте устный рассказ «В магазине». Используйте слова апельсинов, мандаринов, лимонов, баклажанов, яблок.

52) Красивее.

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

М. Исаковский

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

53) Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: носки — носков, сапоги сапог, чулки — чулок.

Придумайте рассказ на тему «В магазине». Используйте слова: три пары чулок, две пары носков, пара сапог, много валенок и ботинок.

54) Запыхаться запыхаюсь запыхаешься запыхавшись.

Придумайте предложения со словом запыхаться.

55) Запомните слова: гектары гектаров; килограммы килограммов; граммы граммов; очки очков, но: места мест; дела дел.

Придумайте предложения с этими словами.

56) Петля

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, метать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, петель, петлями.  

57) Гусеница

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он открывает рот —

Он очень умный крот.

А. Барто

58) Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

59) Позвонить — позвоню позвонишь

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

К. Чуковский

Вставьте нужное по смыслу слово в данные предложения. Мне должны сегодня …. Вы … в школу? Мы … в больницу.

60) Атлас — атлас

Отца спросила дочка: —

Не знаю, как прочесть…

Есть слово «проволочка»,

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

А. Барто

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтересовали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зависит их значение?

61) Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

Заработал топором.

Я по этой части

Знаменитый мастер.

С. Маршак

62) Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

 Все инструменты под рукой.

А. Барто

Придумайте небольшой рассказ, используя слова  столяр, инструменты.

63) Говорите правильно! 

Сердиться — сержусь — сердишься

На брата сердится сестра:

Ее зовут Марина;

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

А. Барто

Придумайте предложения со словами сердиться сердится.

64) Ремень

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове ремень.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

С. Маршак

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,-

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем.

С. Михалков

65) Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове шофер.

Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,

Я б шофером пошел — Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше.

В. Маяковский

66) Запер заперли заперла

В детский сад ребятам

Ослика прислали.

До утра подарок

Заперли в гараж.

3. Александрова

67) Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет   снег охапками.

На полях зима.

До бровей накрылись шапками

 Низкие дома.

С. Маршак

68) Сочините рассказ «Летом на базаре». Используйте слова щавель, помидоров, баклажанов, килограммов, лимонов, яблок, сыплют, кладем. Следите за ударением.

69) Верблюд — верблюда — верблюды верблюдица

Вот желтая страница —

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,            

Несется, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда, —

Бредут по ней верблюды,

Степные поезда.

С. Маршак

А. Фет

70) Вспомните!

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, дремота, начали? Прочтите стихотворение. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили а р б у з ы в жару,

Недаром погрузка а р б у з о в

Похожа скорей на игру.

Ю. Яковлев

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

Б. Инбер

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Вспомните!

Придумайте предложения со словами  кладет, сыплет, ляг, лягте.

Проверочная работа по русскому языку.

mn.docx
mn.pdf

Задание 1. Найдите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слова правильно.

1) более высокий, подлиньше, лучше, проще всего, самый важный, сильнее, хужее, менее заметный, тишайший, более быстро, более громче, наиболее спокойней, самый мягкий, умнейший, самый тончайший, внимательней всех, ширше, строже, слаще всего, менее грубый, крупнейший, более медленней, интересней всего, наименее строго, строжайше запрещено, худший, более интересный.

2) двоих приятелей, для семерых котят, шестерых медведей, трое черепах, четверо студенток, два профессора, трое провожающих, трое детей, семеро молотков, пятеро ножниц, трое суток, обеими руками, обои братья, по обеим берегам, пятеро рыбаков, с пятидесятью книгами, в обоих карманах, в восьмистах шестидесяти двух селах, в стах метрах, в шестьдесятом окне, с шестистами семьюдесятью тремя пассажирами, в две тысячи седьмом году, в двухтысячном году, семьюдесятью учениками, концерт с тысяча триста шестьюдесятью зрителями, в шестисот двадцати двух домах, к пятистам двадцати трем птицам, с пятисот восемнадцатой детали, около семисот островов, около полутора часов, с тремястами деревьями, меж тридцати трех и тридцати четырех.

3) Новая шампунь, директора предприятий, шоферы, спелых помидоров, пара туфель, взвод солдат, сладких яюлоков, килограмм мандаринов, пирожки с повидлом, лежит на снегу, белый тюль, новые паспорты, песочные торта, редкие сорта, несколько цыган, наши тренера, махровых полотенцев, чайные блюдца, нет макарон, цветущих яблоней, спросить у медсестр, синих носок, нет сапог, в темном лесе, стакан ситра, рулон обоев, молодые инженеры, разные возраста, распродажа джинс, нет время.

4) ожидая, едя по улице, узнав, сох, вымокнул, падающий, нарисующий, рассказанный, лягте, умывавшись, ехайте прямо, проповедую, пойдем, побежу в соревновании, сорватый, кладите, играться, машет, заведоваю, текёт, дремлет, хотите, начинается, мокший, отказавшийся, ложивший, рисовавший, смеюся, выкупивший, запишущий, ожидаемый, открытый бы.

5) у него, моих друзей, её сад, у ней в гостях, из его друзей, приехать к ему, ихий, по-ихнему, моего друга, мимо их, кого-то, чегой-то, кое-какой.

Задание 2. Найдите примеры с ошибкой. Запишите слова правильно.

1) троих велосипедистов
2) поезжай быстрее
3) более значительный
4) пара чулков
5) решимый вопрос
6) отказавшись ехать
7) огородные чучела
8) одинаковые почерка
9) сделающий ошибку
10) трёхстам участникам
11) наиболее правильней
12) их соседи
13) гулять в саде
14) ложите сюда
15) с восьмьюстами пятьюдесятью словами
16) воротник из кружевов
17) страховые полиса

Ответы

Задание 1

1) Подлиннее/ подлинней, хуже, более громко (более громкий/ громче), наиболее спокойно (наиболее спокойный), самый тонкий (тончайший), шире, более медленный (более медленно/ медленнее/медленней).
2) Шести медведей, три черепахи, четыре студентки, семь молотков, оба брата, по обоим берегам, с пятьюдесятью книгами, в ста метрах, в шестидесятом окне, с шестьюстами семьюдесятью тремя пассажирами, концерт с тысячей тремястами шестьюдесятью зрителями, в шестистах двадцати двух домах, с пятьсот восемнадцатой детали, между тридцатью тремя и тридцатью четырьмя.
3) Новый шампунь, яблок, паспорта, торты, тренеры, полотенец, яблонь, у медсестер, носков, в лесу, ситро, возрасты, джинсов, времени.
4) Проезжая, вымок, рисующий, умываясь, поезжайте, одержу победу, сорванный, играть, заведую, течет, положивший/клавший, смеюсь, пишущий/ записавший, открытый.
5) У неё, к нему, их, по-их, мимо них, чего-то.

Задание 2

Чулок, решаемый, почерки, сделавший/ делающий, тремстам, наиболее правильный (правильно), в саду, кладите, из кружев, полисы.

Автор: Хребтова Н.Ю.

                                    
Филологические науки. /8.
Методика преподавания языка и литературы

 Курбатова
Д.А.

Лесосибирский
педагогический институт- филиал СФУ, Россия

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что
повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед
современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры
человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна
соответствовать языковым нормам.

Именно
в школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного
языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в
соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям
осмыслить требования к речи, учить школьников при формулировке мыслей следить
за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств

Введение
в процесс обучения федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) [3] привело к признанию важности осуществления
систематического языкового образования и речевого развития школьников. В этой связи актуальным является организация
образовательно-воспитательного процесса, направленного на активное овладение
школьниками языковыми знаниями и умениями.

Морфология
представляет собой важный раздел русского языка, который изучается основной
школе. При изучении данного раздела у школьников часто возникают в речи
морфологические ошибки. Занимательные упражнения являются важным средством
предупреждения и преодоления морфологических ошибок школьников.

По
определению Е.Н. Ремчуковой, под морфологией понимается часть грамматического
строя речи, которая объединяет грамматические классы слов (части речи),
принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы
слов [1, с.39].

Основными
задачами морфологии являются: определение слова как особого языкового объекта и
описание его внутренней структуры. Кроме описания формальных свойств слов и
образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и др.), в задачи
морфологии включается изучение грамматических значения, которые выражаются внутри
слова (морфологические значения) [2, с.9].

Анализ методических пособий по методике обучения русскому языку
позволил выделить в качестве особого раздела – методику морфологии — раздел
методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических
понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки
практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и
употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные
трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.

В ходе изучения морфологии в 5-6 классах у школьников
вырабатывается представление о морфологии, школьники изучают состав частей речи
в русском языке, их деление на знаменательные и служебные, усваиваются основные
формы словоизменения определённых частей речи, учатся правильно употреблять эти
формы при построении словосочетаний и предложений, вырабатывается ряд
орфографических умений, опирающиеся на правила правописания, которые связаны с
морфологией.

В речи детей школьного возраста достаточно часто встречаются
ошибки, которые относятся к морфологическим. Наиболее распространёнными
являются:

— ошибки
словообразования («трудолюбимый»);

— ошибки
образования формы существительного («опытные бухгалтера»);

— ошибки
образования формы прилагательного («более красивее», «слаже»);

— ошибки
образования формы числительного («с пятистами рублями»);

— ошибки в
образовании формы местоимения («ихнюю вещь»);

— ошибки в
образовании формы глагола («махают руками»).

Кроме представленных выше ошибок, встречаются ошибки, которые
могут быть отнесены к грамматико-морфологическим. Таковыми являются:


неправильное употребление форм именительного падежа множественного числа
(«ухи», «трактора»);


искажённое употребление форм родительного падежа множественного числа
существительных («В магазине не было покупателев.»);

— употребление
одного рода вместо другого («стол была большая», «у утки была крыла»);


образование формы единственного числа от существительных, имеющих исключительно
форму множественного числа («ножница пропала»);


неправильное употребление предлогов в сочетании со знаменательными словами («к
мне подошла сестра», «с мной не разговаривает»)
[2, с.10].

С целью
предупреждения морфологических ошибок и формирования учебно-языковых умений в
современной методике обучения русскому языку используются специфические методы,
называемые в отечественной науке упражнениями. Основными упражнениями в области
морфологии являются:
опознание части речи, того
или иного разряда этой части речи, подбор слов той или иной части речи, того
или иного разряда части речи, постановка слова в указанной форме, группировка
слов по частям речи, их разрядам, составление таблиц и заполнение готовых
таблиц данными примерами, полный или частичный морфологический разбор слова
[2].

С
целью развития познавательного интереса учащихся к изучению морфологии
используются занимательные упражнения, основная цель которых заключается в
предупреждении морфологических ошибок обучающихся. Нами был подобран ряд
упражнений, которые могут быть использованы в 5-6 классах при изучении
морфологии.

1.    
Укажите, какие из следующих пар слов являются словами
однокоренными и какие – словами разных корней: подлить-продлить,
конец-кончаться, проданный-преданный, смешить-смешать, слеза-слезать,
левый-львиный, нервный-неровный.

определи
часть речи, что является основой выбора?

Дали,
стекло, пила, звонок. (Омонимия, необходим контекст)

2.     Можно ли переделать существительное «дом» таким
образом, чтобы оно осталось в им. п. ед.ч., но приобрело окончания –а, -е, -о?
(ответ: можно. Домина, домище, домишко.)

3.     Назовите одушевлённые существительные среднего рода. (ответ:
дитя, чудовище, насекомое, животное, существо).

4.     В каких баснях И.А. Крылова встречаются имена
существительные общего рода? Назовите эти слова. (ответ: зевака, забияка («Слон
и Моська»), кривляка («Зеркало и Обезьяна»), невежда («Петух и Жемчужное зерно»).

5.     Являются ли родовыми антонимами слова:

кувшин
– кувшинка,

графиня
– графин,

машинист
– машинистка? (ответ: нет, у них разное лексическое значение).

Итак,
изучение и анализ литературы позволили определить основные морфологические
ошибки школьников, были представлены упражнения занимательного характера,
направленные на формирование морфологических умений школьников 5-6 классов.  

Литература:

1.     Ремчукова,
Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учебное
пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и
литература» / Е. Н. Ремчукова. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 144 с.

2.     Токарева,
И. Ю. Новое в обучении русскому языку: учебный концептуальный анализ [Текст] /
И. Ю. Токарева // Рус. яз. в шк. — 2010. — № 7. — С. 9-11.

3.     Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).

Просмотр содержимого документа

«Карточки-тренажеры по теме «Морфологические нормы» с ответами»

Карточка-тренажёр № 1

Задание: поставь существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуй выбор формы. Выдели существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Купить килограмм (абрикос, ананас, апельсин), группа (армянин), семь (бадья), урожай (баклажан), сочинитель многих (басня), семь (башня), нет чистых (бланк), пара (бота), лихорадка трудовых (будни), играть без (бутса), десять (ватт, вольт), пачка (вафля), идти с дальних (верховье, взгорье), нет тёплых (гамаша), засеять пять (гектар), подарить букет (георгин).

Карточка-тренажёр № 2

Задание: поставь существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуй выбор формы. Выдели существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Нет больших (гнездовье) птиц, пара (гетра), операция по удалению (гланда), пять (гончар), пять (гончарня), нет (грабли), двести (грамм), пять (графин), пять (графиня), отряд (гренадер, драгун), поджарить шесть (гренок), группа (грузин), много (дело), нет (деньги), пара (джинсы), несколько (доля), несколько (домна), кубометр (доска), много (дядя), набрать (жёлудь).

Карточка-тренажёр № 3

Задание: поставь существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуй выбор формы. Выдели существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Несколько (зеркало, зеркальце), много (зять), несколько (калмык), много (калория), пара (кальсоны), много (каменоломня), бриллиант в несколько (карат), пара (кеды), несколько (киловатт), много (килограмм, километр), несколько (клеймо), несколько (клешня), пара (клипсы), нет (колготки), оставить без всяких (комментарий), пять (копьё), несколько (корыто, корытце).

Карточка-тренажёр № 4

Задание: поставь существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуй выбор формы. Выдели существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Пара (коромысло), пять (кочерга), много (кудри), нет больших (кухня), много вкусных (кушанье), толпы (люди), килограмм (мандарин), много свободных (место), несколько (новоселье), вынуть из (ножны), пара (носок), несколько (няня), нет новых (обои), нет (одеяло, одеяльце), много (оладья), пара (панталоны), много прекрасных (пастбище), много новых (пекарня).

Карточка-тренажёр № 5

Задание: поставь существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуй выбор формы. Выдели существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Сделать несколько (петля), китель без (погоны), несколько чистых (полотенце), салат из (помидор), много (прядильня, псарня), семь (пуд), несколько (путь), много (пятно), сломать несколько (ребро), много старинных (ратуша), не применять (розга), пять (рубль), несколько (русло), много старинных (сабля), отряд (сапёр), пара (сапог), зажечь несколько (свеча).

Карточка-тренажёр № 6

Задание: поставь существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Обоснуй выбор формы. Выдели существительные, которые имеют в литературном языке варианты форм.

Несколько (скирда), несколько (скотобойня), рота (солдат), несколько (сопло), ждать (сумерки), группа (таджик, татарин, узбек, якут), отряд (улан), нет (ухо), вернуться из далеких (ущелье), пара (чулок), несколько (шило), банка (шпрота), восемь (щупальце), несколько (юноша), пять (яблоня, яблоко), из новых (ясли).

Контрольная карточка-тренажёр № 1 (ответ)

Для самостоятельной и парной работы.

Купить килограмм абрикосов, ананасов, апельсинов, группа армян, семь бадей, урожай баклажанов (доп. баклажан), сочинитель многих басен, семь башен, нет чистых бланков, пара ботов (доп. бот), лихорадка трудовых будней (и буден), играть без бутс, десять ватт, вольт, пачка вафель, идти с дальних верховьев (и верховий), взгорий, нет тёплых гамаш, засеять пять гектаров, подарить букет георгинов.

Контрольная карточка-тренажёр № 2 (ответ)

Для самостоятельной и парной работы.

Нет больших гнездовий птиц, пара гетр, операция по удалению гланд, пять гончаров, пять гончарен, пара грабель (и гра́блей), двести граммов (доп. двести грамм), пять графинов, пять графинь, отряд гренадер (и гренадеров), драгун (и драгунов), поджарить шесть гренко́в (доп. гренок), группа грузин, много дел, нет денег, пара джи́нсов, несколько доле́й, несколько домен, кубометр досо́к (доп. до́сок), много дяде́й (и дядьёв), набрать жёлудей.

Контрольная карточка-тренажёр № 3 (ответ)

Для самостоятельной и парной работы.

Несколько зеркал, зеркалец, много зятьёв, несколько калмыков, много калорий, пара кальсон, много каменоломен, бриллиант в несколько каратов (и карат), пара кедов (доп. кед), несколько киловатт, много килограммов, километров, несколько клейм, несколько клешней, пара клипсов, нет колготок, оставить без всяких комментариев, пять копий, несколько корыт, корытец.

Контрольная карточка-тренажёр № 4 (ответ)

Для самостоятельной и парной работы.

Пять коромысел, пять кочерёг, много кудре́й, нет больших кухонь, много вкусных кушаний, толпылюдей, килограмм мандаринов, много свободных мест, несколько новоселий, вынуть из ножен, пара носок (и носков), несколько нянь, нет новых обоев, нет одеял, одеялец, много оладий, пара панталон, много прекрасных пастбищ, много новых пекарен.

Контрольная карточка-тренажёр № 5 (ответ)

Для самостоятельной и парной работы.

Сделать несколько пе́тель, китель без погон, несколько чистых полотенец, салат из помидоров, много прядилен, псарен, семь пудов, несколько путей, много пятен, сломать несколько рёбер, много старинных ратуш, не применять ро́зог, пять рублей, несколько русел (и русл), много старинных сабель, отряд сапёров, пара сапог, зажечь несколько свечей.

Контрольная карточка-тренажёр № 6 (ответ)

Для самостоятельной и парной работы.

Несколько скирд, несколько скотобоен, рота солдат, несколько сопел (и сопл), ждать сумерек, группа таджиков, татар, узбеков, якутов, отряд улан (и уланов), нет ушей, вернуться из далёких ущелий, пара чулок, несколько шильев, банка шпрот (доп. шпротов – от шпрота), восемь щупалец, несколько юношей, пять яблонь, яблок, из новых я́слей.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
НОРМЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.
Найдите
отклонения от современной нормы в
упот­реблении форм рода имен
существительных.

1.
Я не знал, что с собой делать, думая
только одно: пренебрегу всем своим
карьером, брошу полк, останусь навеки
в деревне (И.
Бунин). 2. —
Это
бы ещё ничего, — инкогнито проклятое!
(Н.
Гоголь)
3.
В Белой Зале с участием князя образовались
три жиденькие кадрильки (Ф.
Дос­тоевский).
4.
Над сном привычной суеты сквозит вуаль,
покрытый муш­ками, глаза и мелкие
черты (А.
Блок).
5.
О, не тревожь меня укорой спра­ведливой!
(Ф.
Тютчев).
6.
У матери был когда-то хороший контральт;
голос дочери был несколько слаб, но
приятен (Л.
Толстой).
7.
Он слы­шал игру на рояли (А.
Чехов).

2.
Сгруппируйте
существительные в зависимости от
употребления вариантных форм рода: а)
параллельные формы, не раз­личающиеся
стилистически; б) параллельные формы,
одна из которых устарела;
в)
параллельные
формы, различающиеся стилистически; г)
па­раллельные формы, различающие
значения.

Унт

унта, георгин — георгина, банкнот –
банкнота, гранат –
граната, вуаль –
вуаль, взяток –
взятка, перифраз –
перифраза, городище –
городище, тапок –
тапка, плацкарт –
плацкарта, ставень –
ставня, санаторий –
санатория, арабеск –
арабеска.

3.
Определите
род существительных, согласуя с ними
прилагательные.

I.
Каменн…
домищ.., сух… мозоль, прочн… толь,
толков… подмас­терье, голосист…
скворушка, цветн… гуашь, сед… бородищ..,
прозрачн… тюль, глубок… прорубь,
ужасн… духотищ.., январск… холодина,
травян… шампунь, бел… эмаль, стальн…
противень, серебрист… кефаль, байкальск…
омуль, зелен… ягель.

II.
Неприкрыт…
фальшь, высохш… фенхель, снежн… залежь,
волжск… стрежень, спаржев… фасоль,
старинн… ридикюль, свеж… про­вансаль,
старинн… рояль, коварн… сель, ранн…
картофель, сломанн… капсюль, резк…
нашатырь, вкусн… студень, яичн…
вермишель, аро­матн… ваниль, мелк…
щебень.

4.
Определите, какие существительные не
имеют фор­мы единственного числа.
Укажите начальную форму всех
существитель­ных, определите род всех
слов.

Консервы,
гренки, жабры, девчата, люди, опилки,
ходули, кудри, блёстки, сумерки, специи,
аксессуары, макароны, антресоли,
кла­викорды, кроссовки, кеды, колготки,
шпроты, канделябры, равиоли.

5.
Составьте
«обувной гардероб». Поставьте
существи­тельные в форму единственного
числа, определите их род.

Туфли,
тапки, сандалеты, ботинки, валенки,
ботфорты, кеды, бут­сы, кроссовки,
унты, боты, тапочки, сандалии, босоножки,
шлёпки.

6.
Допишите
окончания прилагательных. Переведите
полученные словосочетания на белорусский
язык. Совпала ли катего­рия рода у
данных слов?

Сильн…
боль, серебрян… медаль, любим… мозоль,
длинн… тень, зл… собака, теми… вуаль,
солдатск… шинель, бел… лебедь, сер…
гусь, махов… сажень.

7.
Определите значение и род несклоняемых
существительных.

I.
Арго,
антраша, банджо, бибабо, брокколи,
бунгало, динго, драп­ри, индиго, гну,
гризли, иваси, кепи, колибри, киви-киви,
конферансье, кофе, кутюрье.

II.
Мацони,
кюре, манго, марабу, маэстро, паспарту,
пери, путассу, рантье, ранчо, рефери,
салями, сирокко, травести, цеце, цунами,
фуэте, эмбарго.

IV. Агути,
айкидо, бенгали, бьеннале и биеннале,
глясе, граффити, гуру, каланхоэ, канапе,
караоке, комильфо, курабье, мачете,
мулине, ноу-хау, нэцкэ, папарацци, пепси,
соте, сумо, суши, ток-шоу, торнадо, фэнтези,
шансонье, шапито.

8.
Согласуйте
в роде и числе определения и сказуемые
с выделенными существительными, объясняя
их значение и выбор грамматической
формы.

1.
Своей внешностью она производила
впечатление типичн… инженю.
2.
Этот выскочка, сделавший головокружительную
карьеру, эт… парвеню,
котор…
просочил… в высшее общество, теперь
отворачивал… от друзей. 3. Взгляды
игроков вновь устремились на таинственн…
зеро.
4.
На столе стояли баночка с болгарск…
лечо,
блюдо
с обжаренн… ке­шью,
тарелка
с нарезанн… киви,
вазочка
с вкусн… крем-брюле.
5.
Блед­но-зелеными деревцами тянется
над грядками заморск… кольраби.

9.
Определите
род сложных существительных. Объясните
свой ответ.

I.
Театр-студия,
урок-лекция, платье-костюм, конь-качалка,
каноэ-одиночка, бабочка-парусник,
часы-браслет, доска-стенд, библиотека-музей.

II. Книга-справочник,
концерт-загадка, письмо-открытка,
альма-матер, бумага-сырец, альфа-луч,
альфа-излучение, торт-мороженое,
роман-хроника.

10.
Определите род имен существительных и
согласуйте их с прилагательными.

Надел
валенку/ок, новый/ая валенок/ка; снять
галош/у, старый/ая галош/а; страдать от
мозоля/и, любимый/ая мозоль; съесть
помидор/у, спелый/ая помидор/а; покрыть
крышу толем/ью, старый/ая толь; суп с
фасолем/ью, вкусный/ая фасоль; мыть
голову шампунем/ью, травяной/ ая шампунь.

11.
Определите
род существительных, правильно со­гласовав
их с прилагательными и глаголами.

1.
Заказали
овощн… рагу. 2. Батуми в середине века
носил…название Батоми. 3. На плечах у
неё пушист… боа. 4. Исполняли виртуозн…
попурри из русских народных песен. 5.
Прав… туфл… и лев… кроссов…к… вместе
с об…ими тапками порвал… 6. Нов…
подмастерье справлял…с… с работой. 7.
Он у вас недопустим… белоручка.
8.
Киев
– цветущ… столица Украины. 9. Брезентов…
сапожище стоял… у кровати. 9. Военн…
атташе прибыл… в посольство. 10. Недавно
у нас открыл… с… нов… кафе-столовая.
11. Лечащ… врач Иванова прописал… ребенку
новое лекарство. 12. Могилевск… роно
подтвердил… свое указание. 13. Стены
дома украшал… цветн… граффити. 14.
Вылечил кровоточащ… мозоль.

12.
Раскройте скобки, не допустив
морфологических ошибок.

  1. Различные
    сорта (мёд, яблоко, мороженое, морковь,
    щавель, де­рево, трава, шоколад). 2.
    Несколько наборов (тушь, гуашь, цветной
    карандаш, столовое серебро, красящий
    шампунь). 3. Мы знаем несколько видов
    (разбор): фонетический, синтакси­ческий,
    словообразовательный…

13.
Допишите
окончания существительных. Объясните
свой выбор.

Выпить
бульон…, купить ситц…, достать керосин…,
стакан ча…, стакан цейлонского ча…,
ложка медк…, горсть табачк…, задать
перц…, вышел и’з дом…, вышел из до’м…,
нагнал страх.., ни слух… ни дух…, тарелка
суп…, банка кле…, сбор ча…, выпуск
шелк…, аро­мат ча…, рыцарь без страх…
и упрек…, пачка высушенного табак…,
килограмм сахарного песк…

13.
Различите формы множественного числа
суще­ствительных по значению.

Корпусы

корпуса, лагери –
лагеря, мехи –
меха,
образы –
образа, поясы –
пояса, пропуски –
пропуска, хлебы –
хлеба, счеты –
счета, учи­тели –
учителя, тормозы –
тормоза, цветы –
цвета, тоны –
тона,
адресы –
адреса, ордены –
ордена.

14.
Поставьте
данные существительные в форме
име­нительного падежа множественного
числа.

Зуб,
договор,
инженер,
офицер, шофер, сторож, диспетчер, свитер,
гербарий,
торт,
ректор, полутон, госпиталь, обшлаг,
бухгалтер, щупаль­це, джемпер.

15.
От
данных имен существительных образуйте
фор­му родительного падежа множественного
числа.

Яблоки,
макароны, фрукты, помидоры, бананы,
килограммы, бакла­жаны, оладьи,
апельсины, ананасы, мандарины, кушанья,
гранаты, стру­чья, артишоки, патиссоны,
орешки, гренки, соленья, груши, консервы.

16.
Сгруппируйте слова:
1)
существительные, имею­щие нулевое
окончание в форме родительного падежа
множественного числа;
2)
существительные,
имеющие окончание -ов/-ев в форме
роди­тельного падежа множественного
числа.

Браслеты,
бутсы, брелоки, грузины, ущелья, носки,
комментарии, сапоги, платья, шорты,
блюдца, критерии, лохмотья, усадьбы,
кочерги, плоскогубцы, разводья, сумерки,
брюшки, снадобья, полотенца, ботин­ки,
цыгане, новоселья, устья, подмастерья,
гостьи, сватьи, кофейни.

17.
Сгруппируйте
словосочетания: 1) словосочетания, в
которых не нарушено нормативное
употребление имен существитель­ных;
2) словосочетания, в которых нарушено
нормативное употребле­ние имен
существительных. Классифицируйте и
исправьте морфологи­ческую ошибку.

Семь
кастрюлей; с наступлением заморозков;
без долгих раздумьев; две пары туфель;
из яркого пламя; блюдо для оладий;
занавески из тюли; рос круглым сиротой;
несколько дынь; пять румынов; дневник
Ольги Корбут; встретились директора
школ; пара носок; по приезде из столицы;
в романе Жюль Верна; яичная шампунь;
брелки на цепочке, прощание с альма-матером;
щупальцы осьминога.

18. Вставьте
пропущенные буквы. Определите, с
колько
существительных мужского рода в тексте.

Рыж…й
котищ… спал… на бревнищ…, а хвостищ…
свесил… вниз. Бежал… мимо сереньк…
котишк.. .-плутишка. Взял… и дернул…
стар… котищ… за хвост. Т… (тот)
проснул…ся, открыл… глазищи и
пошеве­лил… усищами. А котишк… был…
трусишка. Как увидел…, какая у кота
лапищ…, какие когтищи, сразу к своей
маме в домишк… убежал…. А кот зевнул,
сначала закрыл од…(один) глазищ…, потом
— друг… и снова заснул…. Заснул… и
маленьк… шалунишка под ласковую
песен­ку: «Спи, мой паинька, спи, мой
заинька, баиньки-баю!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Упражнение молитва ошибки
  • Упражнение конькобежец ошибки
  • Упражнение исправь ошибку цель
  • Упражнение исправь ошибки 2 класс русский язык
  • Упражнение бабочка для растяжки ошибки