Основное следствие допущения независимых выборок заключается в том, что два выборочных средних значения, будут совершенно некоррелированными для бесконечного множества пар выборок:
(*ответ*) да
нет
Оценивание статистик выборки по параметрам генеральной совокупности называется статистическим оцениванием:
(*ответ*) нет
да
При проведении оценки значений в выборке, функция от этой величины называется определителем:
(*ответ*) нет
да
Среднее арифметическое значение выборки есть оценка среднего арифметического значения генеральной совокупности:
(*ответ*) да
нет
Среднее арифметическое из оценок, которые являются выборочными средними из значений параметра, — математическое ожидание параметра:
(*ответ*) да
нет
Средний IQ Кульмана в совокупности всех детей США равен 100:
(*ответ*) нет
да
Статистические характеристики, на которых основано статистическое оценивание, — меры центральной тенденции:
(*ответ*) нет
да
Традиционный метод оценивания коэффициента корреляции р заключается в том, чтобы найти интервальную оценку r для случайной выборки:
(*ответ*) нет
да
Альтернативная гипотеза может быть
(*ответ*) ненаправленной
(*ответ*) направленной
критической
прямой
Альтернативная гипотеза Н1 p > 0 — это гипотеза
(*ответ*) направленная
ненаправленная
экспериментальная
положительная
Альтернативная гипотеза Н1 p ≠ 0, утверждающая только факт неравенства параметра нулю и не указывающая, в каком направлении возможно отклонение от 0, — это гипотеза
(*ответ*) ненаправленная
направленная
экспериментальная
положительная
Альтернативная гипотеза Н1: p ≠ 0 утверждающая только факт неравенства параметра нулю и не указывающая, в каком направлении возможно _ от 0 — это ненаправленная гипотеза
(*ответ*) отклонение
В большинстве случаев выборки будут давать величину стандартной ошибки коэффициента корреляции от
(*ответ*) —0,33 до +0,33
—0,11 до +0,11
—0,44 до +0,44
—0,22 до +0,22
В распределении Стьюдента параметрами служат
(*ответ*) число измерений
(*ответ*) дисперсия среднего арифметического выборки
количество интервалов
частота появления признака
В теории статистического вывода применяют две группы методов
(*ответ*) оценивание
(*ответ*) статистическая проверка гипотез
интерпретация
описательная статистика
Вероятность ошибки при статистическом оценивании – это
(*ответ*) уровень значимости
уровень достоверности
теория оценивания
точечное оценивание
Уровень статистической значимости
При
обосновании статистического вывода
следует решить вопрос, где же проходит
линия между принятием и отвержением
нулевой гипотезы? В силу наличия в
эксперименте случайных влияний эта
граница не может быть проведена абсолютно
точно. Она базируется на понятии уровня
значимости. Уровнем значимости называется
вероятность ошибочного отклонения
нулевой гипотезы. Или, иными словами,
уровень значимости
—
это вероятность
ошибки первого рода при принятии решения.
Для обозначения этой вероятности, как
правило, употребляют либо греческую
букву α, либо латинскую букву р.
В дальнейшем мы будем
употреблять букву р.
Исторически
сложилось так, что в прикладных науках,
использующих статистику, и в частности
в психологии, считается, что низшим
уровнем статистической значимости
является уровень р =
0,05; достаточным —
уровень р =
0,01 и высшим уровень р
= 0,001. Поэтому в
статистических таблицах, которые
приводятся в приложении к учебникам по
статистике, обычно даются табличные
значения для уровней р
= 0,05, р
= 0,01 и р
= 0,001. Иногда даются
табличные значения для уровней р
— 0,025 и р
= 0,005.
Величины
0,05, 0,01 и 0,001 — это так называемые
стандартные уровни статистической
значимости. При статистическом анализе
экспериментальных данных психолог в
зависимости от задач и гипотез исследования
должен выбрать необходимый уровень
значимости. Как видим, здесь наибольшая
величина, или нижняя граница уровня
статистической значимости, равняется
0,05 — это означает, что допускается пять
ошибок в выборке из ста элементов
(случаев, испытуемых) или одна ошибка
из двадцати элементов (случаев,
испытуемых). Считается, что ни шесть, ни
семь, ни большее количество раз из ста
мы ошибиться не можем. Цена таких ошибок
будет слишком велика.
Заметим,
что в современных статистических пакетах
на ЭВМ используются не стандартные
уровни значимости, а уровни, подсчитываемые
непосредственно в процессе работы с
соответствующим статистическим
методом. Эти уровни, обозначаемые буквой
р, могут
иметь различное числовое выражение в
интервале от 0 до 1, например, р
= 0,7, р
= 0,23 или р
= 0,012. Понятно, что в
первых двух случаях полученные уровни
значимости слишком велики и говорить
о том, что результат значим нельзя. В то
же время в последнем случае результаты
значимы на уровне 12 тысячных. Это
достоверный уровень.
Правило
принятия статистического вывода таково:
на основании полученных экспериментальных
данных психолог подсчитывает по
выбранному им статистическому методу
так называемую эмпирическую статистику,
или эмпирическое значение. Эту величину
удобно обозначить как Чэмп.
Затем эмпирическая
статистика Чэмп
сравнивается с двумя
критическими величинами, которые
соответствуют уровням значимости в 5%
и в 1% для выбранного статистического
метода и которые обозначаются как Чкр.
Величины Чкр
находятся для данного
статистического метода по соответствующим
таблицам, приведенным в приложении к
любому учебнику по статистике. Эти
величины, как правило, всегда различны
и их в дальнейшем для удобства можно
назвать как Чкр1
и
Чкр2.
Найденные по таблицам
величины критических значений Чкр1
и
Чкр2 удобно
представлять в следующей стандартной
форме записи:
Подчеркнем,
однако, что мы использовали обозначения
Чэмп
и Чкр
как сокращение слова
«число». Во всех статистических методах
приняты свои символические обозначения
всех этих величин: как подсчитанной
по соответствующему статистическому
методу эмпирической величины, так и
найденных по соответствующим таблицам
критических величин. Например, при
подсчете рангового коэффициента
корреляции Спирмена по таблице критических
значений этого коэффициента были найдены
следующие величины критических
значений, которые для этого метода
обозначаются греческой буквой ρ («ро»).
Так для р = 0,05
по таблице найдена величина ρкр1
= 0,61 и для р = 0,01
величина ρкр2
= 0,76.
В
принятой в дальнейшем изложении
стандартной форме записи это выглядит
следующим образом:
Теперь
нам необходимо сравнить наше эмпирическое
значение с двумя найденными по
таблицам критическими значениями.
Лучше всего это сделать, расположив все
три числа на так называемой «оси
значимости». «Ось значимости» представляет
собой прямую, на левом конце которой
располагается 0, хотя он, как правило,
не отмечается на самой этой прямой, и
слева направо идет увеличение числового
ряда. По сути дела это привычная
школьная ось абсцисс ОХ
декартовой системы
координат. Однако особенность этой оси
в том, что на ней выделено три участка,
«зоны». Одна крайняя зона называется
зоной незначимости, вторая крайняя зона
— зоной значимости, а промежуточная —
зоной неопределенности. Границами
всех трех зон являются Чкр1
для р
= 0,05 и Чкр2
для р
= 0,01, как это показано
на рисунке.
В
зависимости от правила принятия решения
(правила вывода), предписанного в данном
статистическом методе возможно два
варианта.
Первый
вариант: альтернативная гипотеза
принимается, если Чэмп≥Чкр.
Или
второй вариант: альтернативная гипотеза
принимается, если Чэмп≤Чкр.
Подсчитанное
Чэмп
по какому либо
статистическому методу должно обязательно
попасть в одну из трех зон.
Если
эмпирическое значение попадает в зону
незначимости, то принимается гипотеза
Н0
об отсутствии различий.
Если
Чэмп
попало в зону значимости,
принимается альтернативная гипотеза
Н1
о
наличии различий,
а гипотеза Н0
отклоняется.
Если
Чэмп
попадает в зону
неопределенности, перед исследователем
стоит дилемма. Так, в зависимости от
важности решаемой задачи он может
считать полученную статистическую
оценку достоверной на уровне 5%, и принять,
тем самым гипотезу Н1,
отклонив гипотезу Н0,
либо — недостоверной
на уровне 1%, приняв тем самым, гипотезу
Н0.
Подчеркнем, однако, что это именно
тот случай, когда психолог может допустить
ошибки первого или второго рода. Как
уже говорилось выше, в этих обстоятельствах
лучше всего увеличить объем выборки.
Подчеркнем
также, что величина Чэмп
может точно совпасть
либо с Чкр1
либо
Чкр2.
В первом случае можно
считать, что оценка достоверна точно
на уровне в 5% и принять гипотезу Н1,
или, напротив, принять гипотезу Н0.
Во втором случае, как правило,
принимается альтернативная гипотеза
Н1
о наличии различий,
а гипотеза Н0
отклоняется.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Проверка статистических гипотез
- Понятие о статистической гипотезе
- Уровень значимости при проверке гипотезы
- Критическая область
- Простая гипотеза и критерии согласия
- Критерий согласия (X^2) Пирсона
- Примеры
п.1. Понятие о статистической гипотезе
Статистическая гипотеза – это предположение о виде распределения и свойствах случайной величины в наблюдаемой выборке данных.
Прежде всего, мы формулируем «рабочую» гипотезу. Желательно это делать не на основе полученных данных, а исходя из природы и свойств исследуемого явления.
Затем формулируется нулевая гипотеза (H_0), отвергающая нашу рабочую гипотезу.
Наша рабочая гипотеза при этом называется альтернативной гипотезой (H_1).
Получаем, что (H_0=overline{H_1}), т.е. нулевая и альтернативная гипотеза вместе составляют полную группу несовместных событий.
Основной принцип проверки гипотезы – доказательство «от противного», т.е. опровергнуть гипотезу (H_0) и тем самым доказать гипотезу (H_1).
В результате проверки гипотезы возможны 4 исхода:
Верная гипотеза | |||
(H_0) | (H_1) | ||
Принятая гипотеза | (H_0) | True Negative (H_0) принята верно |
False Negative (H_0) принята неверно Ошибка 2-го рода |
(H_1) | False Positive (H_0) отвергнута неверно (H_1) принята неверно Ошибка 1-го рода |
True Positive (H_0) отвергнута верно (H_1) принята верно |
Ошибка 1-го рода – «ложная тревога».
Ошибка 2-го рода – «пропуск события».
Например:
К врачу обращается человек с некоторой жалобой.
Гипотеза (H_1) — человек болен, гипотеза (H_0) — человек здоров.
True Negative – здорового человека признают здоровым
True Positive – больного человека признают больным
False Positive – здорового человека признают больным – «ложная тревога»
False Negative – больного человека признают здоровым – «пропуск события»
Уровень значимости при проверке гипотезы
Статистический тест (статистический критерий) – это строгое математическое правило, по которому гипотеза принимается или отвергается.
В статистике разработано множество критериев: критерии согласия, критерии нормальности, критерии сдвига, критерии выбросов и т.д.
Уровень значимости – это пороговая (критическая) вероятность ошибки 1-го рода, т.е. непринятия гипотезы (H_0), когда она верна («ложная тревога»).
Требуемый уровень значимости α задает критическое значение для статистического теста.
Например:
Уровень значимости α=0,05 означает, что допускается не более чем 5%-ая вероятность ошибки.
В результате статистического теста на конкретных данных получают эмпирический уровень значимости p. Чем меньше значение p, тем сильнее аргументы против гипотезы (H_0).
Обобщив практический опыт, можно сформулировать следующие рекомендации для оценки p и выбора критического значения α:
Уровень значимости (p) |
Решение о гипотезе (H_0) | Вывод для гипотезы (H_1) |
(pgt 0,1) | (H_0) не может быть отклонена | Статистически достоверные доказательства не обнаружены |
(0,5lt pleq 0,1) | Истинность (H_0) сомнительна, неопределенность | Доказательства обнаружены на уровне статистической тенденции |
(0,01lt pleq 0,05) | Отклонение (H_0), значимость | Обнаружены статистически достоверные (значимые) доказательства |
(pleq 0,01) | Отклонение (H_0), высокая значимость | Доказательства обнаружены на высоком уровне значимости |
Здесь под «доказательствами» мы понимаем результаты наблюдений, свидетельствующие в пользу гипотезы (H_1).
Традиционно уровень значимости α=0,05 выбирается для небольших выборок, в которых велика вероятность ошибки 2-го рода. Для выборок с (ngeq 100) критический уровень снижают до α=0,01.
п.3. Критическая область
Критическая область – область выборочного пространства, при попадании в которую нулевая гипотеза отклоняется.
Требуемый уровень значимости α, который задается исследователем, определяет границу попадания в критическую область при верной нулевой гипотезе.
Различают 3 вида критических областей
Критическая область на чертежах заштрихована.
(K_{кр}=chi_{f(alpha)}) определяют границы критической области в зависимости от α.
Если эмпирическое значение критерия попадает в критическую область, гипотезу (H_0) отклоняют.
Пусть (K*) — эмпирическое значение критерия. Тогда:
(|K|gt K_{кр}) – гипотеза (H_0) отклоняется
(|K|leq K_{кр}) – гипотеза (H_0) не отклоняется
п.4. Простая гипотеза и критерии согласия
Пусть (x=left{x_1,x_2,…,x_nright}) – случайная выборка n объектов из множества (X), соответствующая неизвестной функции распределения (F(t)).
Простая гипотеза состоит в предположении, что неизвестная функция (F(t)) является совершенно конкретным вероятностным распределением на множестве (X).
Например:
Глядя на полученные данные эксперимента (синие точки), можно выдвинуть следующую простую гипотезу:
(H_0): данные являются выборкой из равномерного распределения на отрезке [-1;1]
Критерий согласия проверяет, согласуется ли заданная выборка с заданным распределением или с другой выборкой.
К критериям согласия относятся:
- Критерий Колмогорова-Смирнова;
- Критерий (X^2) Пирсона;
- Критерий (omega^2) Смирнова-Крамера-фон Мизеса
п.5. Критерий согласия (X^2) Пирсона
Пусть (left{t_1,t_2,…,t_nright}) — независимые случайные величины, подчиняющиеся стандартному нормальному распределению N(0;1) (см. §63 данного справочника)
Тогда сумма квадратов этих величин: $$ x=t_1^2+t_2^2+⋯+t_n^2 $$ является случайной величиной, которая имеет распределение (X^2) с n степенями свободы.
График плотности распределения (X^2) при разных n имеет вид:
С увеличением n распределение (X^2) стремится к нормальному (согласно центральной предельной теореме – см. §64 данного справочника).
Если мы:
1) выдвигаем простую гипотезу (H_0) о том, что полученные данные являются выборкой из некоторого закона распределения (f(x));
2) выбираем в качестве теста проверки гипотезы (H_0) критерий Пирсона, —
тогда определение критической области будет основано на распределении (X^2).
Заметим, что выдвижение основной гипотезы в качестве (H_0) при проведении этого теста исторически сложилось.
В этом случае критическая область правосторонняя.
Мы задаем уровень значимости α и находим критическое значение
(X_{кр}^2=X^2(alpha,k-r-1)), где k — число вариант в исследуемом ряду, r – число параметров предполагаемого распределения.
Для этого есть специальные таблицы.
Или используем функцию ХИ2ОБР(α,k-r-1) в MS Excel (она сразу считает нужный нам правый хвост). Например, при r=0 (для равномерного распределения):
Пусть нам дан вариационный ряд с экспериментальными частотами (f_i, i=overline{1,k}).
Пусть наша гипотеза (H_0) –данные являются выборкой из закона распределения с известной плотностью распределения (p(x)).
Тогда соответствующие «теоретические частоты» (m_i=Ap(x_i)), где (x_i) – значения вариант данного ряда, A – коэффициент, который в общем случае зависит от ряда (дискретный или непрерывный).
Находим значение статистического теста: $$ X_e^2=sum_{j=1}^kfrac{(f_i-m_i)^2}{m_i} $$ Если эмпирическое значение (X_e^2) окажется в критической области, гипотеза (H_0) отвергается.
(X_e^2geq X_{кр}^2) — закон распределения не подходит (гипотеза (H_0) не принимается)
(X_e^2lt X_{кр}^2) — закон распределения подходит (гипотеза (H_0) принимается)
Например:
В эксперименте 60 раз подбрасывают игральный кубик и получают следующие результаты:
Очки, (x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Частота, (f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 12 | 8 |
Не является ли кубик фальшивым?
Если кубик не фальшивый, то справедлива гипотеза (H_0) — частота выпадений очков подчиняется равномерному распределению: $$ p_i=frac16, i=overline{1,6} $$ При N=60 экспериментах каждая сторона теоретически должна выпасть: $$ m_i=p_icdot N=frac16cdot 60=10 $$ по 10 раз.
Строим расчетную таблицу:
(x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ∑ |
(f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 12 | 8 | 60 |
(m_i) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 60 |
(f_i-m_i) | -2 | 2 | 3 | -3 | 2 | -2 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) | 0,4 | 0,4 | 0,9 | 0,9 | 0,4 | 0,4 | 3,4 |
Значение теста: $$ X_e^2=3,4 $$ Для уровня значимости α=0,05, k=6 и r=0 находим критическое значение:
$$ X_{кр}^2approx 11,1 $$ Получается, что: $$ X_e^2lt X_{кр}^2 $$ На уровне значимости α=0,05 принимается гипотеза (H_0) про равномерное распределение.
Значит, с вероятностью 95% кубик не фальшивый.
п.6. Примеры
Пример 1. В эксперименте 72 раза подбрасывают игральный кубик и получают следующие результаты:
Очки, (x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Частота, (f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 10 | 22 |
Не является ли кубик фальшивым?
Если кубик не фальшивый, то справедлива гипотеза (H_0) — частота выпадений очков подчиняется равномерному распределению: $$ p_i=frac16, i=overline{1,6} $$ При N=72 экспериментах каждая сторона теоретически должна выпасть: $$ m_i=p_icdot N=frac16cdot 72=12 $$ по 12 раз.
Строим расчетную таблицу:
(x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ∑ |
(f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 10 | 22 | 72 |
(m_i) | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 72 |
(f_i-m_i) | -4 | 0 | 1 | -5 | -2 | 10 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) | 1,333 | 0,000 | 0,083 | 2,083 | 0,333 | 8,333 | 12,167 |
Значение теста: $$ X_e^2=12,167 $$ Для уровня значимости α=0,05, k=6 и r=0 находим критическое значение:
$$ X_{кр}^2approx 11,1 $$ Получается, что: $$ X_e^2gt X_{кр}^2 $$ На уровне значимости α=0,05 гипотеза (H_0) про равномерное распределение не принимается.
Значит, с вероятностью 95% кубик фальшивый.
Пример 2. Во время Второй мировой войны Лондон подвергался частым бомбардировкам. Чтобы улучшить организацию обороны, город разделили на 576 прямоугольных участков, 24 ряда по 24 прямоугольника.
В течение некоторого времени были получены следующие данные по количеству попаданий на участки:
Число попаданий, (x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество участков, (f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 7 | 0 | 0 | 1 |
Проверялась гипотеза (H_0) — стрельба случайна.
Если стрельба случайна, то попадание на участок должно иметь распределение, подчиняющееся «закону редких событий» — закону Пуассона с плотностью вероятности: $$ p(k)=frac{lambda^k}{k!}e^{-lambda} $$ где (k) — число попаданий. Чтобы получить значение (lambda), нужно посчитать математическое ожидание данного распределения.
Составим расчетную таблицу:
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 7 | 0 | 0 | 1 | 576 |
(x_if_i) | 0 | 211 | 186 | 105 | 28 | 0 | 0 | 7 | 537 |
$$ lambdaapprox M(x)=frac{sum x_if_i}{N}=frac{537}{576}approx 0,932 $$ Тогда теоретические частоты будут равны: $$ m_i=Ncdot p(k) $$ Получаем:
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 7 | 0 | 0 | 1 | 576 |
(p_i) | 0,39365 | 0,36700 | 0,17107 | 0,05316 | 0,01239 | 0,00231 | 0,00036 | 0,00005 | 0,99999 |
(m_i) | 226,7 | 211,4 | 98,5 | 30,6 | 7,1 | 1,3 | 0,2 | 0,0 | 576,0 |
(f_i-m_i) | 2,3 | -0,4 | -5,5 | 4,4 | -0,1 | -1,3 | -0,2 | 1,0 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) (результат) | 0,02 | 0,00 | 0,31 | 0,63 | 0,00 | 1,33 | 0,21 | 34,34 | 36,84 |
Значение теста: (X_e^2=36,84)
Поскольку в ходе исследования мы нашли оценку для λ через подсчет выборочной средней, нужно уменьшить число степеней свободы на r=1, и критическое значение статистики искать для (X_{кр}^2=X^2(alpha,k-2)).
Для уровня значимости α=0,05 и k=8, r=1 находим:
(X_{кр}^2approx 12,59)
Получается, что: (X_e^2gt X_{кр}^2)
Гипотеза (H_0) не принимается.
Стрельба не случайна.
Пример 3. В предыдущем примере объединили события x={4;5;6;7} с редким числом попаданий:
Число попаданий, (x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4-7 |
Количество участков, (f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 8 |
Проверялась гипотеза (H_0) — стрельба случайна.
Для последней объединенной варианты находим среднюю взвешенную: $$ x_5=frac{4cdot 7+5cdot 0+6cdot 0+7cdot 1}{7+1}=4,375 $$ Найдем оценку λ.
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4,375 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 8 | 576 |
(x_if_i) | 0 | 211 | 186 | 105 | 35 | 537 |
$$ lambdaapprox M(x)=frac{sum x_if_i}{N}=frac{537}{576}approx 0,932 $$ Оценка не изменилась, что указывает на правильное определение средней для (x_5).
Строим расчетную таблицу для подсчета статистики:
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4,375 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 8 | 576 |
(p_i) | 0,3937 | 0,3670 | 0,1711 | 0,0532 | 0,0121 | 0,9970 |
(m_i) | 226,7 | 211,4 | 98,5 | 30,6 | 7,0 | 574,2 |
(f_i-m_i) | 2,3 | -0,4 | -5,5 | 4,4 | 1,0 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) | 0,02 | 0,00 | 0,31 | 0,63 | 0,16 | 1,12 |
Значение теста: (X_e^2=1,12)
Критическое значение статистики ищем в виде (X_{кр}^2=X^2(alpha,k-2)), где α=0,05 и k=5, r=1
(X_{кр}^2approx 7,81)
Получается, что: (X_e^2lt X_{кр}^2)
Гипотеза (H_0) принимается.
Стрельба случайна.
И какой же ответ верный? Полученный в Примере 2 или в Примере 3?
Если посмотреть в расчетную таблицу для статистики (X_e^2) в Примере 2, основной вклад внесло слагаемое для (x_i=7). Оно равно 34,34 и поэтому сумма (X_e^2=36,84) в итоге велика. А в расчетной таблице Примера 3 такого выброса нет. Для объединенной варианты (x_i=4,375) слагаемое статистики равно 0,16 и сумма (X_e^2=1,12) в итоге мала.
Правильный ответ – в Примере 3.
Стрельба случайна.
Внимание!Критерий согласия (X^2) чувствителен к низкочастотным (редким) событиям и может ошибаться на таких выборках. Поэтому низкочастотные события нужно либо отбрасывать, либо объединять с другими событиями. Эта процедура называется коррекцией Йетса.
Основное следствие допущения независимых выборок заключается в том, что два выборочных средних значения, будут совершенно некоррелированными для бесконечного множества пар выборок:
(*ответ*) да
нет
Оценивание статистик выборки по параметрам генеральной совокупности называется статистическим оцениванием:
(*ответ*) нет
да
При проведении оценки значений в выборке, функция от этой величины называется определителем:
(*ответ*) нет
да
Среднее арифметическое значение выборки есть оценка среднего арифметического значения генеральной совокупности:
(*ответ*) да
нет
Среднее арифметическое из оценок, которые являются выборочными средними из значений параметра, — математическое ожидание параметра:
(*ответ*) да
нет
Средний IQ Кульмана в совокупности всех детей США равен 100:
(*ответ*) нет
да
Статистические характеристики, на которых основано статистическое оценивание, — меры центральной тенденции:
(*ответ*) нет
да
Традиционный метод оценивания коэффициента корреляции р заключается в том, чтобы найти интервальную оценку r для случайной выборки:
(*ответ*) нет
да
Альтернативная гипотеза может быть
(*ответ*) ненаправленной
(*ответ*) направленной
критической
прямой
Альтернативная гипотеза Н1 p > 0 — это гипотеза
(*ответ*) направленная
ненаправленная
экспериментальная
положительная
Альтернативная гипотеза Н1 p ≠ 0, утверждающая только факт неравенства параметра нулю и не указывающая, в каком направлении возможно отклонение от 0, — это гипотеза
(*ответ*) ненаправленная
направленная
экспериментальная
положительная
Альтернативная гипотеза Н1: p ≠ 0 утверждающая только факт неравенства параметра нулю и не указывающая, в каком направлении возможно _ от 0 — это ненаправленная гипотеза
(*ответ*) отклонение
В большинстве случаев выборки будут давать величину стандартной ошибки коэффициента корреляции от
(*ответ*) —0,33 до +0,33
—0,11 до +0,11
—0,44 до +0,44
—0,22 до +0,22
В распределении Стьюдента параметрами служат
(*ответ*) число измерений
(*ответ*) дисперсия среднего арифметического выборки
количество интервалов
частота появления признака
В теории статистического вывода применяют две группы методов
(*ответ*) оценивание
(*ответ*) статистическая проверка гипотез
интерпретация
описательная статистика
Вероятность ошибки при статистическом оценивании – это
(*ответ*) уровень значимости
уровень достоверности
теория оценивания
точечное оценивание
Материал из MachineLearning.
Перейти к: навигация, поиск
Содержание
- 1 Стандартная методика проверки статистических гипотез
- 2 Вычисление пи-величины
- 3 Вычисление ROC-кривой
- 4 Литература
- 5 См. также
- 6 Ссылки
Уровень значимости статистического теста — допустимая для данной задачи вероятность ошибки первого рода (ложноположительного решения, false positive), то есть вероятность отклонить нулевую гипотезу, когда на самом деле она верна.
Другая интерпретация:
уровень значимости — это такое (достаточно малое) значение вероятности события, при котором событие уже можно считать неслучайным.
Уровень значимости обычно обозначают греческой буквой (альфа).
Стандартная методика проверки статистических гипотез
В стандартной методике проверки статистических гипотез уровень значимости фиксируется заранее, до того, как становится известной выборка
.
Чрезмерное уменьшение уровня значимости (вероятности ошибки первого рода) может привести к увеличению вероятности ошибки второго рода, то есть вероятности принять нулевую гипотезу, когда на самом деле она не верна (это называется ложноотрицательным решением, false negative).
Вероятность ошибки второго рода связана с мощностью критерия простым соотношением .
Выбор уровня значимости требует компромисса между значимостью и мощностью или
(что то же самое, но другими словами)
между вероятностями ошибок первого и второго рода.
Обычно рекомендуется выбирать уровень значимости из априорных соображений.
Однако на практике не вполне ясно, какими именно соображениями надо руководствоваться,
и выбор часто сводится к назначению одного из популярных вариантов
.
В докомпьютерную эпоху эта стандартизация позволяла сократить объём справочных статистических таблиц.
Теперь нет никаких специальных причин для выбора именно этих значений.
Существует две альтернативные методики, не требующие априорного назначения .
Вычисление пи-величины
Достигаемый уровень значимости или пи-величина (p-value) — это наименьшая величина уровня значимости,
при которой нулевая гипотеза отвергается для данного значения статистики критерия .
где
— критическая область критерия.
Другая интерпретация:
достигаемый уровень значимости или пи-величина — это вероятность, с которой (при условии истинности нулевой гипотезы) могла бы реализоваться наблюдаемая выборка, или любая другая выборка с ещё менее вероятным значением статистики .
Случайная величина имеет равномерное распределение.
Фактически, функция приводит значение статистики критерия к шкале вероятности.
Маловероятным значениям (хвостам распределения) статистики соотвествуют значения , близкие к нулю или к единице.
Вычислив значение на заданной выборке ,
статистик имеет возможность решить,
является ли это значение достаточно малым, чтобы отвергнуть нулевую гипотезу.
Данная методика является более гибкой, чем стандартная.
В частности, она допускает «нестандартное решение» — продолжить наблюдения, увеличивая объём выборки, если оценка вероятности ошибки первого рода попадает в зону неуверенности, скажем, в отрезок .
Вычисление ROC-кривой
ROC-кривая (receiver operating characteristic) — это зависимость мощности от уровня значимости .
Методика предполагает, что статистик укажет подходящую точку на ROC-кривой, которая соответствует компромиссу между вероятностями ошибок I и II рода.
Литература
- Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. Справочник для инженеров и научных работников. — М.: Физматлит, 2006.
- Цейтлин Н. А. Из опыта аналитического статистика. — М.: Солар, 2006. — 905 с.
- Алимов Ю. И. Альтернатива методу математической статистики. — М.: Знание, 1980.
См. также
- Проверка статистических гипотез — о стандартной методике проверки статистических гипотез.
- Достигаемый уровень значимости, синонимы: пи-величина, p-Value.
Ссылки
- P-value — статья в англоязычной Википедии.
- ROC curve — статья в англоязычной Википедии.
Уровни статистической значимости
Уровень значимости – это вероятность того, что мы сочли различия существенными, в то время как они на самом деле случайны.
Итак, уровень значимости имеет дело с вероятностью.
Уровень значимости показывает степень достоверности выявленных различий между выборками, т.е. показывает, насколько мы можем доверять тому, что различия действительно есть.
Современные научные исследования требуют обязательных расчётов уровня статистической значимости результатов.
Обычно в прикладной статистике используют 3 уровня значимости.
Уровни значимости
1. 1-й уровень значимости: р ≤ 0,05.
Это 5%-ный уровень значимости. До 5% составляет вероятность того, что мы ошибочно сделали вывод о том, что различия достоверны, в то время как они недостоверны на самом деле. Можно сказать и по-другому: мы лишь на 95% уверены в том, что различия действительно достоверны. В данном случае можно написать и так: P>0,95. Общий смысл критерия останется тем же.
2. 2-й уровень значимости: р ≤ 0,01.
Это 1%-ный уровень значимости. Вероятность ошибочного вывода о том, что различия достоверны, составляет не более 1%. Можно сказать и по-другому: мы на 99% уверены в том, что различия действительно достоверны. В данном случае можно написать и так: P>0,99. Смысл останется тем же.
3. 3-й уровень значимости: р ≤ 0,001.
Это 0,1%-ный уровень значимости. Всего 0,1% составляет вероятность того, что мы сделали ошибочный вывод о том, что различия достоверны. Это — самый надёжный вариант вывода о достоверности различий. Можно сказать и по-другому: мы на 99,9% уверены в том, что различия действительно достоверны. В данном случае можно написать и так: P>0,999. Смысл опять-таки останется тем же.
Уровень значимости – это вероятность ошибочного отклонения (отвержения) гипотезы, в то время как она на самом деле верна. Речь идёт об отклонении нулевой гипотезы Но.
Уровень значимости – это допустимая ошибка в нашем утверждении, в нашем выводе.
Ошибки
Возможны ошибки двух родов: первого рода (α ) и второго рода (β).
Ошибка I рода – мы отклонили нулевую гипотезу, в то время как она верна.
α – ошибка I рода.
р ≤ 0,05, уровень ошибки α ≤ 0,05
Вероятность того, что принято правильное решение: 1 – α = 0,95, или 95%.
Уровни значимости для ошибок I рода
1. α ≤ 0,05 – низший уровень
Низший уровень значимости – позволяет отклонять нулевую гипотезу, но еще не разрешает принять альтернативную.
2. α ≤ 0,01 – достаточный уровень
Достаточный уровень – позволяет отклонять нулевую гипотезу и принимать альтернативную.
Исключение:
G – критерий знаков
T – критерий Вилкоксона
U – критерий Манна – Уитни.
Для них обратное соотношение.
3. α ≤ 0,001 – высший уровень значимости.
На практике различия считают достоверными при р ≤ 0,05.
Для ненаправленной статистической гипотезы используется двусторонний критерий значимости. Он более строгий, так как проверяет различия в обе стороны: в сторону нулевой гипотезы и в сторону альтернативной. Поэтому для него используется критерий значимости 0,01.
Мощность критерия – его способность выявлять даже мелкие различия если они есть. Чем мощнее критерий, тем лучше он отвергает нулевую гипотезу и подтверждает альтернативную.
Здесь появляется понятие: ошибка II рода.
Ошибка II рода – это принятие нулевой гипотезы, хотя она не верна.
Мощность критерия: 1 – β
Чем мощнее критерий, тем он привлекательнее для исследователя. Он лучше отвергает нулевую гипотезу.
Чем привлекательны маломощные критерии?
Достоинства маломощных критериев
-
Простота
-
Широкий диапазон, по отношению к самым разным данным
-
Применимость к неравным по объему выборкам.
-
Большая информативность результатов.
Самый популярный статистический критерий в России — Т-критерий Стьюдента. Но всего в 30% статей его используют правильно, а в 70% — неправильно, т.к. не проверяют предварительно выборку на нормальность распределения.
Второй по популярности — критерий хи-квадрат, χ2
За рубежом:
Т-критерий Вилкоксона
U-критерий Манна – Уитни
χ2 — хи-квадрат.
Т-критерий Стьюдента – это частный случай дисперсионного анализа для более маленькой по объёму выборки.
Проверка статистических гипотез
- Понятие о статистической гипотезе
- Уровень значимости при проверке гипотезы
- Критическая область
- Простая гипотеза и критерии согласия
- Критерий согласия (X^2) Пирсона
- Примеры
п.1. Понятие о статистической гипотезе
Статистическая гипотеза – это предположение о виде распределения и свойствах случайной величины в наблюдаемой выборке данных.
Прежде всего, мы формулируем «рабочую» гипотезу. Желательно это делать не на основе полученных данных, а исходя из природы и свойств исследуемого явления.
Затем формулируется нулевая гипотеза (H_0), отвергающая нашу рабочую гипотезу.
Наша рабочая гипотеза при этом называется альтернативной гипотезой (H_1).
Получаем, что (H_0=overline{H_1}), т.е. нулевая и альтернативная гипотеза вместе составляют полную группу несовместных событий.
Основной принцип проверки гипотезы – доказательство «от противного», т.е. опровергнуть гипотезу (H_0) и тем самым доказать гипотезу (H_1).
В результате проверки гипотезы возможны 4 исхода:
Верная гипотеза | |||
(H_0) | (H_1) | ||
Принятая гипотеза | (H_0) | True Negative (H_0) принята верно |
False Negative (H_0) принята неверно Ошибка 2-го рода |
(H_1) | False Positive (H_0) отвергнута неверно (H_1) принята неверно Ошибка 1-го рода |
True Positive (H_0) отвергнута верно (H_1) принята верно |
Ошибка 1-го рода – «ложная тревога».
Ошибка 2-го рода – «пропуск события».
Например:
К врачу обращается человек с некоторой жалобой.
Гипотеза (H_1) — человек болен, гипотеза (H_0) — человек здоров.
True Negative – здорового человека признают здоровым
True Positive – больного человека признают больным
False Positive – здорового человека признают больным – «ложная тревога»
False Negative – больного человека признают здоровым – «пропуск события»
Уровень значимости при проверке гипотезы
Статистический тест (статистический критерий) – это строгое математическое правило, по которому гипотеза принимается или отвергается.
В статистике разработано множество критериев: критерии согласия, критерии нормальности, критерии сдвига, критерии выбросов и т.д.
Уровень значимости – это пороговая (критическая) вероятность ошибки 1-го рода, т.е. непринятия гипотезы (H_0), когда она верна («ложная тревога»).
Требуемый уровень значимости α задает критическое значение для статистического теста.
Например:
Уровень значимости α=0,05 означает, что допускается не более чем 5%-ая вероятность ошибки.
В результате статистического теста на конкретных данных получают эмпирический уровень значимости p. Чем меньше значение p, тем сильнее аргументы против гипотезы (H_0).
Обобщив практический опыт, можно сформулировать следующие рекомендации для оценки p и выбора критического значения α:
Уровень значимости (p) |
Решение о гипотезе (H_0) | Вывод для гипотезы (H_1) |
(pgt 0,1) | (H_0) не может быть отклонена | Статистически достоверные доказательства не обнаружены |
(0,5lt pleq 0,1) | Истинность (H_0) сомнительна, неопределенность | Доказательства обнаружены на уровне статистической тенденции |
(0,01lt pleq 0,05) | Отклонение (H_0), значимость | Обнаружены статистически достоверные (значимые) доказательства |
(pleq 0,01) | Отклонение (H_0), высокая значимость | Доказательства обнаружены на высоком уровне значимости |
Здесь под «доказательствами» мы понимаем результаты наблюдений, свидетельствующие в пользу гипотезы (H_1).
Традиционно уровень значимости α=0,05 выбирается для небольших выборок, в которых велика вероятность ошибки 2-го рода. Для выборок с (ngeq 100) критический уровень снижают до α=0,01.
п.3. Критическая область
Критическая область – область выборочного пространства, при попадании в которую нулевая гипотеза отклоняется.
Требуемый уровень значимости α, который задается исследователем, определяет границу попадания в критическую область при верной нулевой гипотезе.
Различают 3 вида критических областей
Критическая область на чертежах заштрихована.
(K_{кр}=chi_{f(alpha)}) определяют границы критической области в зависимости от α.
Если эмпирическое значение критерия попадает в критическую область, гипотезу (H_0) отклоняют.
Пусть (K*) — эмпирическое значение критерия. Тогда:
(|K|gt K_{кр}) – гипотеза (H_0) отклоняется
(|K|leq K_{кр}) – гипотеза (H_0) не отклоняется
п.4. Простая гипотеза и критерии согласия
Пусть (x=left{x_1,x_2,…,x_nright}) – случайная выборка n объектов из множества (X), соответствующая неизвестной функции распределения (F(t)).
Простая гипотеза состоит в предположении, что неизвестная функция (F(t)) является совершенно конкретным вероятностным распределением на множестве (X).
Например:
Глядя на полученные данные эксперимента (синие точки), можно выдвинуть следующую простую гипотезу:
(H_0): данные являются выборкой из равномерного распределения на отрезке [-1;1]
Критерий согласия проверяет, согласуется ли заданная выборка с заданным распределением или с другой выборкой.
К критериям согласия относятся:
- Критерий Колмогорова-Смирнова;
- Критерий (X^2) Пирсона;
- Критерий (omega^2) Смирнова-Крамера-фон Мизеса
п.5. Критерий согласия (X^2) Пирсона
Пусть (left{t_1,t_2,…,t_nright}) — независимые случайные величины, подчиняющиеся стандартному нормальному распределению N(0;1) (см. §63 данного справочника)
Тогда сумма квадратов этих величин: $$ x=t_1^2+t_2^2+⋯+t_n^2 $$ является случайной величиной, которая имеет распределение (X^2) с n степенями свободы.
График плотности распределения (X^2) при разных n имеет вид:
С увеличением n распределение (X^2) стремится к нормальному (согласно центральной предельной теореме – см. §64 данного справочника).
Если мы:
1) выдвигаем простую гипотезу (H_0) о том, что полученные данные являются выборкой из некоторого закона распределения (f(x));
2) выбираем в качестве теста проверки гипотезы (H_0) критерий Пирсона, —
тогда определение критической области будет основано на распределении (X^2).
Заметим, что выдвижение основной гипотезы в качестве (H_0) при проведении этого теста исторически сложилось.
В этом случае критическая область правосторонняя.
Мы задаем уровень значимости α и находим критическое значение
(X_{кр}^2=X^2(alpha,k-r-1)), где k — число вариант в исследуемом ряду, r – число параметров предполагаемого распределения.
Для этого есть специальные таблицы.
Или используем функцию ХИ2ОБР(α,k-r-1) в MS Excel (она сразу считает нужный нам правый хвост). Например, при r=0 (для равномерного распределения):
Пусть нам дан вариационный ряд с экспериментальными частотами (f_i, i=overline{1,k}).
Пусть наша гипотеза (H_0) –данные являются выборкой из закона распределения с известной плотностью распределения (p(x)).
Тогда соответствующие «теоретические частоты» (m_i=Ap(x_i)), где (x_i) – значения вариант данного ряда, A – коэффициент, который в общем случае зависит от ряда (дискретный или непрерывный).
Находим значение статистического теста: $$ X_e^2=sum_{j=1}^kfrac{(f_i-m_i)^2}{m_i} $$ Если эмпирическое значение (X_e^2) окажется в критической области, гипотеза (H_0) отвергается.
(X_e^2geq X_{кр}^2) — закон распределения не подходит (гипотеза (H_0) не принимается)
(X_e^2lt X_{кр}^2) — закон распределения подходит (гипотеза (H_0) принимается)
Например:
В эксперименте 60 раз подбрасывают игральный кубик и получают следующие результаты:
Очки, (x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Частота, (f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 12 | 8 |
Не является ли кубик фальшивым?
Если кубик не фальшивый, то справедлива гипотеза (H_0) — частота выпадений очков подчиняется равномерному распределению: $$ p_i=frac16, i=overline{1,6} $$ При N=60 экспериментах каждая сторона теоретически должна выпасть: $$ m_i=p_icdot N=frac16cdot 60=10 $$ по 10 раз.
Строим расчетную таблицу:
(x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ∑ |
(f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 12 | 8 | 60 |
(m_i) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 60 |
(f_i-m_i) | -2 | 2 | 3 | -3 | 2 | -2 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) | 0,4 | 0,4 | 0,9 | 0,9 | 0,4 | 0,4 | 3,4 |
Значение теста: $$ X_e^2=3,4 $$ Для уровня значимости α=0,05, k=6 и r=0 находим критическое значение:
$$ X_{кр}^2approx 11,1 $$ Получается, что: $$ X_e^2lt X_{кр}^2 $$ На уровне значимости α=0,05 принимается гипотеза (H_0) про равномерное распределение.
Значит, с вероятностью 95% кубик не фальшивый.
п.6. Примеры
Пример 1. В эксперименте 72 раза подбрасывают игральный кубик и получают следующие результаты:
Очки, (x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Частота, (f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 10 | 22 |
Не является ли кубик фальшивым?
Если кубик не фальшивый, то справедлива гипотеза (H_0) — частота выпадений очков подчиняется равномерному распределению: $$ p_i=frac16, i=overline{1,6} $$ При N=72 экспериментах каждая сторона теоретически должна выпасть: $$ m_i=p_icdot N=frac16cdot 72=12 $$ по 12 раз.
Строим расчетную таблицу:
(x_i) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ∑ |
(f_i) | 8 | 12 | 13 | 7 | 10 | 22 | 72 |
(m_i) | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 72 |
(f_i-m_i) | -4 | 0 | 1 | -5 | -2 | 10 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) | 1,333 | 0,000 | 0,083 | 2,083 | 0,333 | 8,333 | 12,167 |
Значение теста: $$ X_e^2=12,167 $$ Для уровня значимости α=0,05, k=6 и r=0 находим критическое значение:
$$ X_{кр}^2approx 11,1 $$ Получается, что: $$ X_e^2gt X_{кр}^2 $$ На уровне значимости α=0,05 гипотеза (H_0) про равномерное распределение не принимается.
Значит, с вероятностью 95% кубик фальшивый.
Пример 2. Во время Второй мировой войны Лондон подвергался частым бомбардировкам. Чтобы улучшить организацию обороны, город разделили на 576 прямоугольных участков, 24 ряда по 24 прямоугольника.
В течение некоторого времени были получены следующие данные по количеству попаданий на участки:
Число попаданий, (x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество участков, (f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 7 | 0 | 0 | 1 |
Проверялась гипотеза (H_0) — стрельба случайна.
Если стрельба случайна, то попадание на участок должно иметь распределение, подчиняющееся «закону редких событий» — закону Пуассона с плотностью вероятности: $$ p(k)=frac{lambda^k}{k!}e^{-lambda} $$ где (k) — число попаданий. Чтобы получить значение (lambda), нужно посчитать математическое ожидание данного распределения.
Составим расчетную таблицу:
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 7 | 0 | 0 | 1 | 576 |
(x_if_i) | 0 | 211 | 186 | 105 | 28 | 0 | 0 | 7 | 537 |
$$ lambdaapprox M(x)=frac{sum x_if_i}{N}=frac{537}{576}approx 0,932 $$ Тогда теоретические частоты будут равны: $$ m_i=Ncdot p(k) $$ Получаем:
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 7 | 0 | 0 | 1 | 576 |
(p_i) | 0,39365 | 0,36700 | 0,17107 | 0,05316 | 0,01239 | 0,00231 | 0,00036 | 0,00005 | 0,99999 |
(m_i) | 226,7 | 211,4 | 98,5 | 30,6 | 7,1 | 1,3 | 0,2 | 0,0 | 576,0 |
(f_i-m_i) | 2,3 | -0,4 | -5,5 | 4,4 | -0,1 | -1,3 | -0,2 | 1,0 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) (результат) | 0,02 | 0,00 | 0,31 | 0,63 | 0,00 | 1,33 | 0,21 | 34,34 | 36,84 |
Значение теста: (X_e^2=36,84)
Поскольку в ходе исследования мы нашли оценку для λ через подсчет выборочной средней, нужно уменьшить число степеней свободы на r=1, и критическое значение статистики искать для (X_{кр}^2=X^2(alpha,k-2)).
Для уровня значимости α=0,05 и k=8, r=1 находим:
(X_{кр}^2approx 12,59)
Получается, что: (X_e^2gt X_{кр}^2)
Гипотеза (H_0) не принимается.
Стрельба не случайна.
Пример 3. В предыдущем примере объединили события x={4;5;6;7} с редким числом попаданий:
Число попаданий, (x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4-7 |
Количество участков, (f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 8 |
Проверялась гипотеза (H_0) — стрельба случайна.
Для последней объединенной варианты находим среднюю взвешенную: $$ x_5=frac{4cdot 7+5cdot 0+6cdot 0+7cdot 1}{7+1}=4,375 $$ Найдем оценку λ.
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4,375 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 8 | 576 |
(x_if_i) | 0 | 211 | 186 | 105 | 35 | 537 |
$$ lambdaapprox M(x)=frac{sum x_if_i}{N}=frac{537}{576}approx 0,932 $$ Оценка не изменилась, что указывает на правильное определение средней для (x_5).
Строим расчетную таблицу для подсчета статистики:
(x_i) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4,375 | ∑ |
(f_i) | 229 | 211 | 93 | 35 | 8 | 576 |
(p_i) | 0,3937 | 0,3670 | 0,1711 | 0,0532 | 0,0121 | 0,9970 |
(m_i) | 226,7 | 211,4 | 98,5 | 30,6 | 7,0 | 574,2 |
(f_i-m_i) | 2,3 | -0,4 | -5,5 | 4,4 | 1,0 | — |
(frac{(f_i-m_i)^2}{m_i}) | 0,02 | 0,00 | 0,31 | 0,63 | 0,16 | 1,12 |
Значение теста: (X_e^2=1,12)
Критическое значение статистики ищем в виде (X_{кр}^2=X^2(alpha,k-2)), где α=0,05 и k=5, r=1
(X_{кр}^2approx 7,81)
Получается, что: (X_e^2lt X_{кр}^2)
Гипотеза (H_0) принимается.
Стрельба случайна.
И какой же ответ верный? Полученный в Примере 2 или в Примере 3?
Если посмотреть в расчетную таблицу для статистики (X_e^2) в Примере 2, основной вклад внесло слагаемое для (x_i=7). Оно равно 34,34 и поэтому сумма (X_e^2=36,84) в итоге велика. А в расчетной таблице Примера 3 такого выброса нет. Для объединенной варианты (x_i=4,375) слагаемое статистики равно 0,16 и сумма (X_e^2=1,12) в итоге мала.
Правильный ответ – в Примере 3.
Стрельба случайна.
Ведение статистики, тестирование различных вариантов данных с отслеживанием эффективности изменений имеет огромное значение в отношении выбора той или иной концепции развития. Однако для анализа важно выбрать только значимые для статистики данные. В этой статье разберемся с понятием статистическая значимость в целом и в A/B тестах, а также рассмотрим, как ее оценивать и рассчитывать.
Что такое статистическая значимость
В процессе любого исследования стоит задача выявить связи между переменными, которые, как правило, характеризуются направлением, силой и надежностью. Чем выше вероятность повторного обнаружения связи, тем она надежнее.
Для проверки гипотез при проведении различных тестов применяется методика статистического анализа. Результатом оценки уровня надежности связи и проверки гипотезы выступает статистическая значимость (statistical significance). Чем меньше вероятность, тем надежнее будет связь.
Статистическая значимость – это параметр, который подтверждает, что результаты исследования были достигнуты не случайно.
Аналитик делает такое заключение, используя метод статистической проверки гипотез. По итогам теста определяется p-значение или значение уровня значимости. Чем оно меньше, тем больше будет статистическая значимость.
Обратите внимание! Слово «значимость» в данном контексте отличается по смыслу от общепринятого. Статистически значимые значения не обязательно являются значимыми или важными. Если же уровень значимости низкий, это не говорит о том, что итоги эксперимента не имеют ценности на практике.
Говоря о статистической значимости, стоит иметь ввиду:
- уровень значимости дает понять, что связь между переменными не случайна;
- уровень значимости в статистике может служить доказательством правдоподобности нулевой гипотезы;
- в ходе проверки получаем информацию о том, что результат эксперимента является или не является статистически значимым.
Значимость статистического критерия применяют при испытаниях вакцин, эффекта новых лекарственных препаратов, изучении болезней, а также при определении, насколько успешна и эффективна работа компании, при A/B тестировании сайтов в маркетинге, а также в различных областях науки, психологии.
История понятия уровня значимости
Статистика помогает решать задачи в различных сферах много веков, однако о статистической значимости заговорили лишь в начале XX столетия. Ввел это понятие в 1925 году британский генетик и статистик сэр Рональд Фишер, который работал над методикой проверки гипотез.
В процессе анализа любого процесса есть вероятность, что произойдут те или иные явления. Итоги эксперимента, которые имели высокую вероятность стать действительными, Фишер описывал словом «значимость» (в переводе с английского significance).
Если данные были недостаточно конкретные для проверки, возникала проблема нулевой гипотезы. Для таких систем в качестве удобной для отклонения нулевой гипотезы выборки исследователем было предложено считать вероятность событий как 5%.
Как оценить статистическую значимость
Для проверки гипотезы используют статистический анализ, при этом уровень значимости определяется с помощью p-значения. Последнее показывает вероятность события, если предположить, что определенная нулевая гипотеза верна.
Весь процесс оценивания уровня значимости можно разделить на 3 стадии, которые, в свою очередь, включают следующие промежуточные этапы.
Постановка эксперимента
- Формулировка гипотезы.
- Установка уровня значимости, который поможет определить отклонение в распределении данных для идентификации значимого результата.
Если р-значение меньше или равно уровню значимости, данные можно считать статистически значимыми.
- Выбор критерия – одностороннего или двустороннего.
Первый подходит для случаев, когда известно, в какую сторону от нормального значения могут отклониться данные. Второй критерий лучше выбирать, если трудно понять возможное направление отклонения данных от контрольной группы значений. - Определение объема выборки с использованием статистической мощности. Она показывает вероятность того, что при заданной выборке будет получен именно ожидаемый результат. Зачастую пороговая (критическая) цифра мощности – 80%.
Вычисление стандартного отклонения
- Расчет стандартного отклонения, которое показывает величину разброса данных на заданной выборке.
- Поиск среднего значения в каждой исследуемой группе. Для этого осуществляют сложение всех значений, а сумму делят на их количество.
- Определение стандартного отклонения (xi – µ). Разница вычисляется путем вычитания каждого полученного значения из средней величины.
- Возведение полученных величин в квадрат и их суммирование. На данном этапе все числа со знаком «минус» должны исчезнуть.
- Деление суммы на общий объем выборки минус 1. Единица – это генеральная совокупность, которая не учитывается в расчете.
- Извлечение корня квадратного.
Определение значимости
- Определение дисперсии между двумя группами данных по формуле:
sd = √((s1/N1) + (s2/N2)), где:
s1 – стандартной отклонение в первой группе;
s2 – стандартное отклонение во второй группе;
N1 – объем выборки в первой группе;
N2 – объем выборки во 2-й группе. - Поиск t-оценки данных. С ее помощью можно переводить данные в такую форму, которая позволит использовать их в сравнении с другими значениями. T-оценка рассчитывается по формуле:
t = (µ1 – µ2)/sd, где:
µ1 – среднее значение для 1-й группы;
µ2 – среднее значение для 2-й группы;
sd – дисперсия между двумя группами. - Определение степени свободы выборки. Для этого объемы двух выборок складывают и вычитают 2.
- Оценка значимости. Ее осуществляют по таблице значений t-критерия (критерия Стьюдента).
- Повышение уверенности в достоверности выводов путем проведения дальнейшего исследования.
Статистическая значимость и гипотезы
Гипотеза – это теория, предположение. Если требуется проверка гипотез, всегда используется статистическая значимость. Предположение же называется гипотезой до тех пор, пока это утверждение не будет опровергнуто или доказано.
Гипотезы бывают двух типов:
- нулевая гипотеза – теория, не требующая доказательств. Согласно нее, при внесении изменений ничего не произойдет, т. е. стоит задача не доказать это, а опровергнуть;
- альтернативная гипотеза (исследовательская) – теория, в пользу которой нужно отклонить нулевую гипотезу, т. е. предстоит доказать, что одно решение лучше другого.
Рассмотрим, как статистическая значимость влияет на подтверждение или опровержение альтернативной гипотезы на простом примере.
У компании запущена реклама, которая стала давать меньше конверсий и продаж, чем месяц назад. По мнению маркетолога, причина кроется в рекламных креативах, которые приелись аудитории и требуют замены. Специалист предлагает заменить текстовый материал объявления. Гипотеза состоит в том, что после внесенных изменений будет достигнута главная цель эксперимента: клиенты, пришедшие на сайт с рекламы, станут покупать больше. Теперь маркетологу нужно проводить A/B тестирование обоих креативов, чтобы выяснить, какой текст объявления лучше работает. При высоком уровне достоверности данные условия позволят учитывать результаты такого тестирования.
Проверка статистических гипотез
В случаях, когда информация говорит о незначительных изменениях в сравнении с предыдущими значениями, требуется проверка гипотез. Она позволяет определить, действительно ли происходят изменения или это всего лишь результат неточности измерений.
Для этого принимают или отвергают нулевую гипотезу. Задача решается на основании соотношения p-уровня (общей статистической значимости) и α (уровня значимости).
- p-уровень < α – нулевая гипотеза отвергается;
- p-уровень > α – нулевая гипотеза принимается.
Чем меньше значение p-уровня, тем больше шансов, что тестовая статистика актуальна.
Критерии оценки
Уровень значимости для определения степени правдивости полученных результатов обычно устанавливается на отметке 0,05. Таким образом, интервал вероятности между разными вариантами составляет 5%.
После этого необходимо найти подходящий критерий, по которому будут оцениваться выдвинутые гипотезы: односторонний или двусторонний. Для этого применяют разные методы расчета:
- t-критерий Стьюдента;
- u-критерий Манна-Уитни;
- w-критерий Уилкоксона;
- критерий хи-квадрата Пирсона.
T-критерий Стьюдента
предполагает сравнение данных по двум вариантам исследования и позволяет делать выводы о том, по каким параметрам они отличаются. Метод актуален, когда есть сомнения, что данные располагаются ниже или выше относительно нормального распределения.
Установить, все ли данные лежат в заданном пределе, можно с помощью специальной таблицы значений. Но чаще применяют автоматический расчет t-критерия Стьюдента. Существует много калькуляторов, которые работают по схожему принципу:
- Указываем вид расчета (связанные выборки или несвязанные).
- Вносим данные о первой выборке в первую колонку, о второй – во вторую. В одну строку вписываем одно значение, без пропусков и пробелов. Для отделения дробной части от основной используется точка.
- После заполнения обеих колонок, нажимаем кнопку запуска.
Преимущество коэффициента Стьюдента в том, что он применим для любой сферы деятельности, поэтому является самым популярным и используется на практике чаще всего.
Критерий Манна-Уитни
Рассчитывается по иному алгоритму, но предполагает использование аналогичных исходных данных. Его также зачастую рассчитывают онлайн с помощью специальных сервисов.
При расчете критерия Манна-Уитни есть особенности. Показатель применим для малых выборок или выборок с большими выбросами данных. Чем меньше совпадающих значений в выборках, тем корректнее будет работать критерий.
W-критерий Уилкоксона
Непараметрический аналог t-критерия Стьюдента для сравнения показателей до и после эксперимента, основанный на рангах. Его принцип заключается в том, что для каждого участника определяется величина изменения признака. Затем все значения упорядочиваются по абсолютной величине, рангам присваивается знак изменения, после чего «знаковые ранги» суммируются. Данный критерий применяется в медицинской статистике для сравнения показателей пациентов до лечения и после его завершения.
Критерий хи-квадрата Пирсона
Еще один непараметрический метод для оценки уровня значимости двух и более относительных показателей. Применяется для анализа таблиц сопряженности, в которых приведены данные о частотах различных исходов с учетом фактора риска.
Проблема множественного тестирования гипотез
Если сравнивать группы по различным срезам аудитории или метрикам, может возникать проблема множественного тестирования. Дело в том, что учесть абсолютно все проверки достаточно сложно. Это связано со сложностью предварительного прогнозирования их количества. К тому же, зачастую они всё равно не независимы.
Не существует универсального рецепта решения проблемы множественного тестирования гипотез. Аналитики рекомендуют руководствоваться здравым смыслом. Если протестировать много срезов по различным метрикам, любое исследование может показать якобы значимый для статистики результат. Это означает, итоги тестирования следует читать и интерпретировать с осторожностью.
Вычисление объема выборки и стандартного отклонения
После вычисления критерия оценки (критерия Стьюдента или Манна-Уитни) можно определить, какого оптимального объема должна быть выборка. При этом условии должно быть достаточное для признания достоверности результатов исследования количество людей в фокус-группах, на которых будут проверяться разные варианты.
Недостаточное количество участников эксперимента может стать причиной нехватки выборочных данных для того, чтобы сделать статистически значимый вывод и привести к повышению риска получения случайных результатов.
Объем выборки определяют с помощью статистической мощности (распространенный порог находится на уровне 80%). Этот показатель рассчитывают обычно с помощью специального калькулятора.
Затем можно переходить к вычислению уровня стандартного отклонения, по которому можно узнать величину разброса данных. Его рассчитывают по формуле:
s = √∑((xi – µ)2/(N – 1)), где:
xi – i-е значение или полученный результат эксперимента;
µ – среднее значение для конкретной исследуемой группы;
N – общее количество данных.
Для упрощения расчетов также используют онлайн-калькуляторы.
Значение p-уровня
Имея две гипотезы – нулевую и альтернативную, необходимо доказать одну из них (истинную) и опровергнуть другую (ложную).
Для этого основатель теории статистической значимости доктор Рональд Фишер создал определитель, с помощью которого можно было оценить, был эксперимент удачным или нет. Такой определитель получил название индекс достоверности или p-уровень (p-value).
P-уровень или уровень статистической значимости результатов – это показатель, который находится в обратной зависимости от истинного результата и отражает вероятность его ошибочной интерпретации.
Существует 3 p-уровня.
- P ≤ 0,05 – обычный уровень, т. е. получен статистически значимый результат.
- P ≤ 0,01 – высокий уровень, т. е. выявлена выраженная закономерность.
- P ≤ 0,001 – очень высокий уровень.
Есть и другие значения статистической значимости. Например, уровень p ≥ 0,1 свидетельствует о том, что итог эксперимента не является статистически значимым.
Приближенные к статистически значимым результаты с уровнями p = 0,06 ÷ 0,09 говорят о том, что есть тенденция к существованию искомой закономерности.
Говоря проще, чем ниже значение p-уровня, тем более статистически значимым будет результат эксперимента и тем ниже вероятность ошибки.
Расчет статистической значимости
Выше в статье мы рассматривали порядок оценки уровня статистической значимости. Что касается расчета, то вручную он выполняется редко. Большинство аналитиков определяют уровень значимости с помощью онлайн-калькулятора.
В анализе участвуют две гипотезы, для каждой из которых необходимо задать количество конверсий и размер выборки. Сервис автоматически рассчитывает показатель и определяет уровень значимости результата.
Порог вероятности
Основа статистической значимости – это вероятность получения нужного значения, если принять как факт, что нулевая гипотеза верна. Если предположить, что в процессе эксперимента было получено некое число Х, то при помощи функции плотности вероятности можно узнать, будет ли вероятность получить значение Х или любое другое значение с меньшей вероятностью, чем Х.
На рисунке изображена кривая Гаусса, соответствующая функции плотности вероятности, которая отвечает распределению значений показателя, при котором верна нулевая гипотеза.
При достаточно низком значении p-уровня не имеет смысла продолжать считать, что переменные не связаны друг с другом. Это позволяет отвергнуть нулевую гипотезу и принять факт того, что связь существует.
Пороги значимости в разных областях могут значительно отличаться. Так, при исследовании вероятности существования бозона Хиггса p-значение равно 1/3,5 млн, в сфере исследования геномов его уровень может достигать 5×10-8.
Статистическая значимость в A/B тестах
Одной из сфер широкого применения статистической значимости является маркетинг. Аналитики используют исследования для поиска оптимальных путей развития бизнеса, интернет-маркетологи оценивают эффективность рекламных кампаний и посещаемость ресурсов.
A/B тестирование – самый распространенный способ оптимизации страниц сайтов. Его результат невозможно предугадать, можно лишь строить алгоритм работы так, чтобы в конце тестирования получить максимальное количество данных, которые позволят сделать вывод о самом удачном варианте.
Важно, чтобы A/B тестирование длилось минимум 7 дней. Это позволит учесть колебания уровней конверсии и других показателей в разные дни.
Процедура A/B тестирования кажется довольно простой:
- Создается две веб-страницы (оригинальная и новая).
- Трафик делится между двумя версиями веб-страницы случайным образом.
- Собираются данные о каждой версии страницы.
- Данные анализируются и выбирается вариант с лучшими показателями, а второй отключается.
Важно, чтобы тестирование было достоверным, в противном случае неверное решение может привести к негативным последствиям для сайта.
В данном случае гипотезой считается достижение нужной достоверности. Сама достоверность будет статистической значимостью. Для тестирования гипотезы нужно сформулировать нулевую гипотезу и оценить возможность ее отклонения из-за малой вероятности.
Возможные ошибки
На этапе оценки результатов тестирования можно допустить два типа ошибок:
- ошибка первого рода (type I error) – ложноположительный итог, когда кажется, что различия между показателями двух тестируемых страниц есть, на самом же деле их нет;
- ошибка второго рода (type II error) – ложноотрицательный итог, когда существенная разница между тестируемыми страницами не заметна, но на самом деле она есть, при этом в тестировании видимое ее отсутствие является случайностью.
Как избежать ошибок
Избежать обоих типов ошибок можно, устанавливая при тестировании правильный размер выборки. Чтобы его определить, предстоит в настройках теста задать несколько параметров.
- Чтобы исключить ложноположительные результаты, понадобится указать уровень значимости. Обычно задают значение 0,05, которое будет гарантировать достоверность, превышающую 95%.
- Чтобы избежать ложноотрицательных результатов потребуется минимальная разница в ответах и вероятность обнаружить эту разницу, т. е. статистическая мощность. Последнюю по умолчанию устанавливают на уровне 80%.
Этого достаточно, чтобы вычислить требуемый размер выборки. Обычно расчеты проводятся с помощью спец. калькуляторов.
Можно ли доверять результатам на 100%
К сожалению, даже при правильно проведенной проверке гипотез могут быть допущены ошибки. Это связано с человеческим фактором, а точнее – со скрытыми предположениями, которые зачастую не имеют ничего общего с реальностью.
Вот распространенные предположения, которые приводят к ошибкам:
- посетители сайта, которые просматривают разные варианты веб-страницы, не связаны друг с другом;
- для всех посетителей вероятность конверсии одинакова;
- показатели, которые измеряются в процессе тестирования, имеют нормальное распределение.
На что обратить внимание
Без A/B теста сложно представить развитие современного интернет-продукта. Однако, несмотря на кажущийся простым инструмент, специалисты порой на практике встречаются с подводными камнями. Если знать о них заранее, можно повысить точность тестирования.
Первый узкий момент – проблема подглядывания. Наблюдение за итогами тестирования в реальном времени выступает в качестве соблазна для активных действий, предпринимаемых раньше времени. Обработка «сырых» данных неизменно приводит к статистической погрешности. Чем чаще смотреть на промежуточные результаты A/B теста, тем больше вероятность обнаружить разницу, которой в действительности нет:
- 2 подглядывания с желанием завершить тестирование повышают p-значение в 2 раза;
- 5 подглядывания – в 3,2 раза;
- 10 000 подглядываний – в 12 раз и более.
Решить проблему подглядывания можно тремя способами:
- Заблаговременно фиксировать размер выборки и не смотреть итоги теста до его окончания.
- С помощью математических методов: комбинация Sequential experiment design и байесовского подхода к A/B-тесту.
- С помощью продуктового метода, который предполагает предварительную оценку размера выборки, обеспечивающего эффективность тестирования, и принятие во внимание природы проблемы подглядывания в процессе промежуточных проверок.
Еще один подводный камень заключается в том, что от выигравшей гипотезы ожидают слишком многого. На самом деле в долгосрочной перспективе показатели победителя могут быть менее выдающимися, чем те, которые выдал тест.
Пример статистической значимости
Предположим, разработчики онлайн-игры тестируют два дизайна интерфейса. При A/B тестировании было привлечено 2000 новых игроков: по 1000 пользователей в каждую версию.
В первый день тестирования первая версия дизайна получила 370 возвратов пользователей, вторая – 510.
Как видно, вторая версия дизайна показала лучший результат возвратов. Но разработчики не были уверены, действительно ли это произошло из-за изменения продукта, а не стало следствием случайной погрешности.
Чтобы выяснить это, было принято решение рассчитать уровень значимости для наблюдаемой разницы. Поскольку метрика является простой, можно воспользоваться онлайн-сервисом и вычислить статистическую значимость автоматически.
P-значение < 0,001 в нашем примере свидетельствует о том, что при одинаковых тестовых группах вероятность увидеть наблюдаемую разницу чрезвычайно мала. Это говорит о том, что рост возвратов в первый день с высокой долей вероятности зависит от изменений продукта.
Часто задаваемые вопросы
Маркетинговые исследования статистики чаще всего проводятся путем A/B тестирования. О нем мы рассказали в одном из предыдущих разделов статьи. Однако при тестировании могут возникать некоторые трудности. Например, некорректное определение статистически значимого различия или невозможность определить, чем обусловлено различие. Решить подобные проблемы позволяет увеличение выборки и вариантов.
Оценка необходимости ранжирования данных статистики исключительно на основании статистической значимости может привести к серьезным ошибкам. Предпочтение лишь «значимых» результатов повышает риск искажения фактов.
В процессе тестирования регулярная проверка показателей с готовностью принять решение о завершении теста при обнаружении существенной разницы приводит к кумулятивному накоплению вероятных случайных моментов, при которых разница покидает пределы диапазона. В результате этого каждая новая проверка приводит к росту p-значения.
Заключение
Статистическая значимость является важным методом в ходе проведения экспериментов и исследований несмотря на риск ее неправильной интерпретации. При грамотном подходе погрешность можно свести к минимуму, используя значение в целях повышения достоверности результатов.
Олег Вершинин
Специалист по продукту
Все статьи автора
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите
ctrl
+
enter
Уровень
значимости — это вероятность того, что
мы сочли различия существенными, а они
на самом деле случайны.
Когда
мы указываем, что различия достоверны
на 5%-ом уровне значимости, или при р<0,05,
то мы имеем виду, что вероятность того,
что они все-таки недостоверны, составляет
0,05.
Когда
мы указываем, что различия достоверны
на 1%-ом уровне значимости, или при р<0,01,
то мы имеем в виду, что вероятность того,
что они все-таки недостоверны, составляет
0,01.
Если
перевести все это на более формализованный
язык, то уровень значимости — это
вероятность отклонения нулевой гипотезы,
в то время как она верна.
Ошибка,
состоящая в том, что мы отклонили нулевую
гипотезу, в то время как она верна,
называется ошибкой 1 рода.
Вероятность
такой ошибки обычно обозначается как
а. В сущности, мы должны были бы указывать
в скобках не р<0,05 или р<0,01, а а<0,05
или <Х<0,01. В некоторых руководствах
так и делается (Рунион Р., 1982; Захаров
В.П., 1985 и др.).
Если
вероятность ошибки — это а, то вероятность
правильного решения: 1—а. Чем меньше а,
тем больше вероятность правильного
решения.
Исторически
сложилось так, что в психологии принято
считать низшим уровнем статистической
значимости 5%-ый уровень (р<0,05): достаточным
— 1%-ый уровень (р^О.01) и высшим 0,1% -ый
уровень (р<0,001), поэтому в таблицах
критических значений обычно приводятся
значения критериев, соответствующих
уровням статистической значимости
р<0,05 и р<0,01, иногда — р<0,001. Для
некоторых критериев в таблицах указан
точный уровень значимости их разных
эмпирических значений. Например, для
ф*=1,56 р=0,06.
До
тех пор, однако, пока уровень статистической
значимости не достигнет р=0,05, мы еще не
имеем права отклонить нулевую гипотезу.
Правило
отклонения HQ и принятия Hi
Если
эмпирическое значение критерия равняется
критическому значению, соответствующему
р^0,05 или превышает его, то HQ отклоняется,
но мы еще не можем определенно принять
W.
Если
эмпирическое значение критерия равняется
критическому значению, соответствующему
р<0,01 или превышает его, то HQ отклоняется
и принимается Н^.
Исключения:
критерий
знаков G, критерий Т Вилкоксона и критерий
U Манна-Уитни. Для них устанавливаются
обратные соотношения. Для облегчения
процесса принятия решения можно всякий
раз вычерчивать «ось значимости».
Критические
значения критерия обозначены как Qo,O5 и
Qo,O1> эмпирическое значение критерия
как QaMn. Оно заключено в эллипс.
Вправо
от критического значения Qo.oi простирается
«зона значимости» — сюда попадают
эмпирические значения, превышающие
Qooi и, следовательно, безусловно значимые.
Влево
от критического значения Qo,O5 простирается
«зона незначимое™», — сюда попадают
эмпирические значения Q, которые ниже
Qo,O5′ и≫
следовательно, безусловно незначимы.
Мы видим, что Qo,o5=6; Qo.oi=9; Q9Mn=8.
Эмпирическое
значение критерия попадает в область
между Qo,O5 и Qo.oi- Это зона «неопределенности»:
мы уже можем отклонить гипотезу о
недостоверности различий (HQ), НО еще не
можем принять гипотезы об их достоверности
(Hf).
Практически,
однако, исследователь может считать
достоверными уже те различия, которые
не попадают в зону незначимости, заявив,
что они достоверны при р<0,05, или указав
точный уровень значимости полученного
эмпирического значения критерия,
например: р=0,02. С помощью таблиц Приложения
1 это можно сделать по отношению к
критериям Н Крускала-Уоллиса, у}г
Фридмана,
L Пейджа, ф* Фишера, X
Колмогорова.
Уровень
статистической значимости или критические
значения критериев определяются
по-разному при проверке направленных
и ненаправленных статистических гипотез.
При направленной статистической гипотезе
используется односторонний критерий,
при ненаправленной гипотезе — двусторонний
критерий. Двусторонний критерий более
строг, поскольку он проверяет различия
в обе стороны, и поэтому то эмпирическое
значение критерия, которое ранее
соответствовало уровню значимости
р<0,05, теперь соответствует лишь уровню
р<0,10.
Билет 9 Параметрические
и непараметрические методы. Мощность
критериев
-
Параметрические и непараметрические
методы
Методы обучения, т.е. нахождения достаточно
хорошей распознающей функ-
ции f 2 F, традиционно подразделяются на
параметрические и непарамет-
рические в соответствии с тем, просто
или сложно устроено пространство F.
Параметрические — это те методы, в
которых F = fF(w; ¢)jw 2 Wg для неко-
торого достаточно удобного (например,
евклидова) пространства параметров
W и некоторой функции F: W £ X ! Y, а
непараметрические — это мето-
ды, в которых, якобы, пространство F не
зафиксировано заранее, а зависит
от обучающего набора T. На самом деле
разница между параметрическими и
непараметрическими методами — только
в употребляемых словах.
Полезный пример параметрических методов
— методы обучения линейных
распознавателей, которых даже для
простейшей линейной регрессии (X = Rd,
Y
= R,
W
= R
£ Rd,
F(w;
x)
= w0
+Pdj=1
wjxj) довольно много. Подробнее
эти методы рассматриваются в разделе
2.
[А.Б. Мерков]
непараметрические
методы в
математической статистике, методы
непосредственной оценки теоретического
распределения вероятностей и тех или
иных его общих свойств (симметрии и
т.п.) по результатам наблюдений. Название
Н. м. подчёркивает их отличие от
классических (параметрических)
методов, в которых
предполагается, что неизвестное
теоретическое распределение принадлежит
какому-либо семейству, зависящему от
конечного числа параметров (например,
семейству нормальных распределений, и
которые позволяют по результатам
наблюдений оценивать неизвестные
значения этих параметров и проверять
те или иные гипотезы относительно их
значений. Разработка Н. м. является в
значительной степени заслугой советских
учёных.
-
Мощность критериев
Мощность критерия — это его способность
выявлять различия, если они есть. Иными
словами, это его способность отклонить
нулевую гипотезу об отсутствии различий,
если
она неверна.
Ошибка, состоящая в том, что мы приняли
нулевую гипотезу, в то время как
она неверна, называется ошибкой II рода.
Вероятность такой ошибки обозначается
как β. Мощность критерия — это его
способность не допустить ошибку II рода,
поэтому:
Мощность=1—β
Мощность критерия определяется
эмпирическим путем. Одни и те же задачи
могут
быть решены с помощью разных критериев,
при этом обнаруживается, что некоторые
критерии позволяют выявить различия
там, где другие оказываются неспособными
это
сделать, или выявляют более высокий
уровень значимости различий. Возникает
вопрос: а
зачем же тогда использовать менее
мощные критерии? Дело в том, что
основанием для
выбора критерия может быть не только
мощность, но и другие его характеристики,
а
именно:
а) простота;
б) более широкий диапазон использования
(например, по отношению к данным,
определенным по номинативной шкале,
или по отношению к большим n);
в) применимость по отношению к неравным
по объему выборкам;
г) большая информативность результатов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #