Утро стрелецкой казни исторические ошибки

Что мешало Сурикову написать нормальную картину

Современный Сурикову арт-критик выдвигает свою гипотезу о том, как жилищный вопрос испортил «Утро стрелецкой казни»

В 1881 году основатель и главный автор «Художественного журнала» Николай Александрович Александров пишет под псевдонимом Сторонний Зритель статью о только что представленной публике «самой выдающейся, самой талантливой новинке» — картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». В числе прочего он объясняет, почему эту картину никак нельзя признать удавшейся.

Комнаты в красноярском доме Суриковых. Рисунок Василия Сурикова. 1890–1891 годы Музей-усадьба В. И. Сурикова

«В этой картине, как бы назло существенным и бесспорным внутренним достоинствам, многое и очень многое надо назвать неудачным; тут удача фигурирует только в отрицательной силе. Скомпоновалась картина не вполне удачно — компоновка всей сцены требует некоторого еще простора, прибавки холста, большего расстояния между группами. Написана картина местами превосходно, местами же вполне неудачно; воздушная перспектива также не удалась, рисунок далеко не удовлетворителен. И при всех такого рода недостатках, которые иную бы картину (из числа удачных) положили окончательно в лоск, картина Сурикова стоит незыблемо. <…> Будь эта картина написана с такой же силой, как сильна она внутренним содержанием, и тогда первенство ея среди нашего исторического жанра было бы неотъемлемо.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год Государственная Третьяковская галерея

Но отчего же при такой серьезной задаче, спросит читатель, Суриков не довел дело до конца: есть же у него в картине места прекрасные и по письму, и вообще по исполнению; а если есть места, то, значит, он мог бы достигнуть известного внешнего совершенства и в целом?.. Нет, не мог — тут надо принять в соображение недавно миновавший для Сурикова искус школы, а затем иконописи в храме Спаса и, наконец, отсутствие таких данных, которые даются с годами только посредством практики; тут также играет важную роль и та обстановка для исполнения такой колоссальной картины, которая требует известных средств. Суриков, как нам пришлось видеть, писал эту колоссальную картину чуть не под диваном. В маленькой комнате с низкими окнами картина стояла чуть не диагонально поперек комнаты; и когда он писал одну часть картины, то не видел другой, а чтобы видеть картину в целом, он должен был смотреть на нее искоса из другой темной комнаты. Вследствие этого он и не мог достичь воздушной перспективы, избежать местами пестроты, свободно писать в тех частях картины, которые плохо освещались, и т. д.

Но при всех такого рода неудачах и неудачном исполнении повторим еще раз в заключение настоящей заметки: картина Сурикова есть серьезное и глубоко художественное произведение».  

Другие материалы о художнике

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Лекция «„Утро стрелецкой казни“ Василия Сурикова»

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Личный XX век.
Николай Эстис

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Личный XX век.
Николай Эстис

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История завоевания Кавказа

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Кандидат игрушечных наук

Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано

Автор среди нас

Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени

Господин Малибасик

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Материалы

Знаете ли вы живопись XIX века?

Простой тест по курсу Ильи Доронченкова

Илья Доронченков: «Художники — орден, который понимает друг друга»

Что умеет компьютерное искусствоведение

Удалить с картины лишнего Аполлона и узнать Ван Гога по мазку

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

Как сон разума стал рождать чудовищ

Мрачный Гойя переизобрел уютный жанр каприччо

«Похороны в Орнане»: кто все эти люди

Интерактивная схема картины Курбе

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Альтернативная история живописи XIX века

Восемь очень странных картин

Арт-директор сожжения

врагов народа

Патриотизм по Жаку Луи Давиду

«Меня не заставят

делать что-либо

в ущерб славе»

Признания зазнайки Давида

Лувр за 554 секунды

Герои Годара, Бертолуччи и другие участники пробежек по музеям

Что не попало на картину Давида

Эпизод из классической римской истории как образец гражданского патриотизма

Гибель «Медузы» в цифрах

Человеческие жизни, стоящие за картиной Жерико

Как Парижский салон вершил судьбы художников

Скандалы, интриги и изобретение платы за вход

Богиня Свободы

История актрисы, ставшей символом Французской революции

Французская революция 1830 года в десяти картинах

История «Трех славных дней»

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

Жизнь Гойи в автопортретах

От придворного художника до пожилого эмигранта

Как избавиться от меланхолии

Медицинские советы из 1621 года

Правила жизни немецкого романтика

Зачем нужны польки, что общего у честности с супом и о чем говорить с англичанами

Романтическая дружба

немецкого художника

с русским поэтом

Жуковский и Фридрих

Радио романтика

Треки, которые могли оказаться в плеере Байрона и Гофмана

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Что мешало Сурикову написать нормальную картину

Как жилищный вопрос испортил «Утро стрелецкой казни»

Русский бунт в 18 картинах

Восстание Пугачева, хованщина и другие кровавые события русской истории

«Боже мой, как это безобразно!»

Шокированные критики о Гюставе Курбе

Размер имеет значение

«Похороны в Орнане» в ряду самых больших картин мира

Как быть современным

Что делать, чтобы не потерять ощущение фантастичности жизни: совет Бодлера

Как правильно, Моне или Мане?

Путаница, скандал, поиски денег: подробности отношений

художников-омофонов

Как стать искусствоведом

Восемь книг, без которых немыслимо заниматься историей искусства

Семиотика революции

Словарь бунтарской символики: от петуха до Марсельезы

«Возлюбленный души моей…»: пять писем Гойи

Пять писем Гойи влюбленному в него другу детства

«Черная живопись» из Дома глухого

История самых необычных картин Гойи

Проститутки, котики и дедушка Дуров

Чем заняться в «Фоли-Бержер», если вы Мане или Золя

Плагиаты Мане

Найдите десять отличий

Каннибализм, скорбь и другие подступы

к «Плоту „Медузы“»

Генезис картины Жерико

Руки, головы и другие отходы производства художника

Наброски к «Плоту „Медузы“»

Детство, отрочество, юность

Живописный сюжет «Возрасты жизни»: Фридрих и не только

От Делакруа до «Родины-матери»

Инфографика: путешествие женщины‑воительницы по изобразительному искусству

Музыка на руинах Помпеев

Концерт Pink Floyd в невероятном пейзаже

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков впервые выставил свою картину “Утро стрелецкой казни” на выставке передвижников в 1881 году. Она всех просто поразила! Полотно сразу признали шедевром.

Но что же необычного в этой картине? Предлагаю разобраться в этом, взглянув на ее самые интересные детали.

Выдуманный Кремль

Наверняка Вы обращали внимание, что стены Кремля на картине «Утро стрелецкой казни» (1881) Василия Сурикова – светлые, бело-серые. Мы же привыкли к красному Кремлю.

Но это далеко не единственная особенность изображения Кремля!

Если совсем откровенно – такого Кремля и вовсе НЕ существует.

Но в сочетании с лобным местом и Храмом Василия Блаженного мы все же узнаём Красную площадь.

Итак, события картины происходят в 1698 году. Пётр I приказал казнить 1300 стрельцов. Стрелецкие войска были регулярной армией страны. Они по идее должны были служить царю. А в результате устроили против него заговор. Очень им было важно, чтобы в России остались старые порядки.

Пётр I же был намерен преобразовывать Россию. И вообще заговор – это тяжкое преступление. Поэтому все 1300 стрельцов были повешены. Часть – в Москве, на Красной площади.

То есть событие историческое, реальное. И, конечно, очень драматическое. Поэтому ради того, чтобы подчеркнуть ощущение драмы, художник решился изменить до неузнаваемости Кремль.

Он действительно в то время был белым. Стены впервые побелили за 18 лет до изображённых событий. А вот последний раз их побелили 200 лет спустя в 1880 году.

И постепенно Кремль естественным путём вновь стал красным, так как побелка уже к 1940-м полностью сошла. Белить заново не стали, так как красный цвет был к лицу Советской Москве.

Так что в плане стен Суриков как раз правдоподобен.

Но вот с башнями все сложнее.

Рядом с лобным местом находятся такие башни, как Спасская и Царская. Но они очень нарядные. Царская и вовсе похожа на сказочный терем.

Царская и Спасская башни Московского Кремля

Слева: Царская башня. Справа: Спасская башня. Фото: Wikimedia Commons.

Поэтому Суриков выбрал такой ракурс, чтобы эти башни не попали в пространство картины.

И действительно, если стоять так близко к лобному месту лицом к Васильевскому спуску, то да, эти башни НЕ попадут в поле зрения.

В этом случае Вам будут видны такие башни, как Набатная и Константино-Еленинская. Но они тоже не устраивали художника. Слишком разные и тоже нарядные.

Константино-Еленинская и Набатная башни Кремля

Слева: Константино-Еленинская башня. Справа: Набатная башня. Фото: Wikimedia Commons.

И тогда Суриков придумал свои башни! Вернее, он взял за основу Сенатскую башню, но сделал ее короче, приземистее.

Сенатская башня находится с правой стороны от Спасской башни. И она в реальности более вытянутая.

Сравнение живописной и реальной Сенатской башни

Слева: Сенатская башня на картине В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” (более приземистая, чем реальная башня). Справа: Фото Сенатской башни.

Более того, Суриков продублировал эту Сенатскую башню. Хотя на самом деле все башни Кремля разные!

И действительно, такой Кремль с невысокими и одинаковыми башнями больше подходит событию.

Они как будто являются отражением жесткой власти, не терпящей противостояния. А также такая стена с одинаковыми башнями вторит стоящим в ряд солдатам в одинаковой форме.

И ещё одну особенность Кремля мы видим.

В реальности между Храмом Василия Блаженного и стенами Кремля расстояние больше. И если бы мы стояли на месте толпы, то видели бы пространство вглубь, вдоль стены, ведущее к Васильевскому спуску и набережной.

Фото Красной площади с названиями объектов

Но художник намеренно сдвинул стены и закрыл это пространство. Тем самым подчеркнув гнетущую обстановку. Он уменьшает количество воздуха. Нивелирует ощущение свободы. Там стоят виселицы, там тупик. И одного стрельца уже ведут туда, к концу его жизни.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

Огромная толпа

Суриков изобразил толпу, состоящую из стрельцов, их родственников, а также обычных зевак. В результате художник изобразил 50 человек!

До него едва ли мы найдем в русской живописи настолько многофигурные картины. Это даже на 20 человек больше, чем в картине Карла Брюллова “Последний день Помпеи”!

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. Фрагмент.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. Фрагмент. 218 х 379 см. 1881. Третьяковская галерея.

При этом перед художником стояла труднейшая задача сделать так, чтобы одни персонажи не закрывали лица других. И он придумал блестящее решение.

Суриков разместил людей несколькими ярусами.

Первый ярус находится на уровне земли. Второй ярус – это стрельцы на телегах. Третий уровень – это люди, расположившиеся на лестнице лобного места и на самом лобном месте.

И еще одна часть толпы виднеется на ближайших крышах. Да, в то время рядом с Храмом Василия Блаженного стояли здания с торговыми лавками.

Таким образом, Суриков превзошел Брюллова по численности фигур. Но также он применил совсем иной способ расположения их на полотне.

Карл Брюллов. Последний день Помпей.

Карл Брюллов. Последний день Помпей. 1833. Государственный Русский музей.

Брюллов разбил толпу на отдельные группы по несколько человек. Сурикову же было важно изобразить всех вместе. Так как эта толпа противопоставлена Петру I и его незначительной свите.

И еще один интересный момент. Чтобы легче было расположить людей ярусами, Суриков как бы развернул лобное место. И его лестница смотрит в сторону от Храма Василия Блаженного, то есть на нас, зрителей.

В то время, как в реальности лестница расположена справа и смотрит на стену Кремля. Это хорошо видно вот на этой картине начала XIX века.

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве. 1801. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Четвертое измерение

Суриков попытался включить в картину четвертое измерение. То есть время. Обратите внимание на стрельцов, изображенных на полотне.

Мужчина в самом крайнем левом углу сидит к нам спиной.

Стрелец, повернутый к нам спиной

Мы не видим его лица. Его трагедия для нас понятна, но мы не знаем ее деталей: кто его семья и пришла ли она на его казнь.

А вот стрелец правее уже повернут к нам лицом. Мы уже видим не только его взгляд, но и его верность своим убеждениям даже перед лицом смерти. Он грозно смотрит прямо в глаза Петра I.

Суриков. Стрелец в красной шапке

Далее мы видим чернобородого стрельца. Он погружен в себя, готовится к смерти. Стражник уже возится с его кандалами, чтобы тот смог встать с телеги и идти к виселице.

В отчаянии его хватает за плечо жена. Она осознала окончательно, что трагедия произойдет совсем скоро.

Суриков. Стрелец с черной бородой

Еще правее стрелец уже стоит на ногах. Он прощается со своими детьми. Скорее всего, пытается сказать им последние слова.

Суриков. Седой стрелец

Далее мы видим стрельца, который возвышается над толпой и прощается с народом. Он опустил голову, как бы говоря: мы пытались, братцы.

Суриков. Стрелец, прощающийся с народом

И ближе к правому краю картины мы уже видим стрельца, которого стражник ведет к виселице.

Обратите внимание, как необычно придерживает его за спину стражник. Как рассказывает искусствовед Илья Доронченков, это очень похоже на дружеский жест. И если выдернуть этих людей из контекста картины, то можно подумать: это приятели возвращаются откуда-нибудь из кабака и один другого по-дружески придерживает.

Суриков. Стрелец, которого солдат ведёт к виселице

Получается, что мы как будто отслеживаем последние минуты жизни человека перед казнью. Слева направо. Вот его привезли в кандалах. Вот он попрощался с народом, с семьей. И потом видим, как его ведут к виселице. Четвертое измерение в виде временного отрезка!

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

При этом обратите внимание, что Суриков НЕ стал изображать повешенного стрельца! Вернее, сначала он послушал совета Ильи Репина и добавил такой образ.

Но потом все же закрасил казненного.

Художник понял, что это слишком приковывает взгляд зрителя. И ему сложнее будет оторваться от этого гнетущего образа и разглядеть другое, не менее важное.

Также Суриков постарался изобразить людей очень разных возрастов. От детей до старух. На переднем плане нам бросаются в глаза две фигуры девочки и пожилой матери стрельца в красной шапке.

Утро стрелецкой казни (фрагмент со старухой и девочкой)

Такое возрастное разнообразие еще больше помогает нам прочувствовать то самое четвертое измерение.

Необычный колорит

Суриков изобразил не просто толпу. А пеструю толпу. И это отличало его от других художников того времени.

Дело в том, что в XIX веке многим русским художникам был свойственен так называемый грязевой колорит. Тогда будущих мастеров учили избегать чистых, ярких цветов, делая акцент на важности сложных оттенков.

В результате часто колорит у художников получался довольно тусклым, приглушенным.

Константин Савицкий. Встреча иконы

Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878. Третьяковская галерея.

Но Суриков совершенно не боялся ярких цветов. Более того, он придумал очень интересное колористическое решение.

Стрельцов он одел в белые рубахи. И таким образом мы сразу можем выхватить их взглядом из толпы. К тому же белый цвет разбавляет пестроту всего остального.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Третьяковская галерея.

Также он усложнил себе задачу с точки зрения колористики, вручив каждому стрельцу свечку. Технически это очень сложно написать пламя свечи при дневном свете.

Но с этой задачей еще справился Павел Федотов в 1850-х годах. Мы видим такое же сочетание естественного и искусственного света на его картине “Вдовушка”.

Павел Федотов. Вдовушка

Павел Федотов. Вдовушка. 1852. Третьяковская галерея.

Также блестяще с такой сложной задачей справился и Василий Пукирев в “Неравном браке”.

Василий Пукирев. Неравный брак

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея.

Так что только очень большой мастер может так натуралистично изобразить естественный и искусственный свет одновременно. И это доказательство того, что Суриков показал себя на высоте.

Какие еще интересные детали Вы заметили в картине “Утро стрелецкой казни”? Буду Вам очень благодарна, если поделитесь в комментариях.

***

Художник тщательно изучал всевозможные источники для своих исторических картин. Но он никогда не забывал о собственно художественных задачах воздействия на зрителя. Поэтому в ряде случаев он находил возможным сознательно отступать от исторической правды ради достижения большего художественного впечатления.

1.

«Утро стрелецкой казни» — первая большая работа Сурикова, в жанре исторической живописи. Описание казни стрельцов художник нашел в «Дневнике путешествия в Московию» Иоганна Георга Корба, секретаря Цесарского (австрийского) посольства, находившегося в России в 1698—1699 годах. Однако на картине, не совсем достоверно изображено место казни: место действия из села Преображенского перенесено в Москву — для придания полотну торжественности и символизма. Казни стрельцов в селе Преображенском происходили в октябре 1698 года, казнь в Москве на Красной площади — зимой 13 февраля 1699 года, а на картине не зимний, а осенний пейзаж. Описывая казнь стрельцов в феврале 1699 г. в Москве, Корб отмечает, что стрельцы были обезглавлены топором. «День ужасный, так как сегодня казнено двести человек. Этот день несомненно должен быть отмечен черной краской. Все были обезглавлены топором. На пространной площади, прилегающей к Кремлю, были приготовлены плахи, на которые осужденные должны были класть головы». Подобные сведения мы находим и в монографии Брикнера А.Г., где он приводит воспоминания австрийского посла: «Никто из стрельцов не просил помилования, а некоторые, подходя к плахе, обращались к Петру: «Посторонись — ка, государь, это я должен здесь лечь».

На картине же мы видим вдалеке виселицы. По воспоминаниям Корба стрельцов казнили через повешение в селе Преображенском, а не на Красной площади. «В Преображенском царь, окруженный войском, собственноручно отсек головы пятерым преступникам. Другие 230 человек поплатились смертью на виселицах…».

2.

«Меньшиков в Берёзове». Картина рассказывает об опале самого могущественного из сподвижников Петра Великого. Одежда и вся обстановка в картине вполне соответствуют исторической эпохе. Историчны образы людей на ней представленные и прежде всего образ самого Меншикова. Но все, же некоторые искажения исторических фактов присутствуют.

Во-первых, на картине князь изображен человеком исполинского роста; сидя, он едва умещается под низким потолком тесной избы. Проделав мысленный эксперимент, легко убедиться, что если бы Меншиков встал во весь рост, то пробил потолок избы. Такое несоответствие его роста и размеров избы было придумано, по словам художника, преднамеренно, чтобы показать величие его личности.

Во-вторых, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, а с провинциального учителя. «Потом ездил в имение Меньшикова в Клинском уезде. Нашел бюст его. Мне маску сняли. Я с нее писал. А потом нашел учителя-старика – Невенгловского; он мне позировал».

В-третьих, Кеменов В.С. отмечает, что во время работы над картиной Суриков из разговора с Л. Толстым узнал, что Меншиков в ссылке отпустил бороду, но на картине он изобразил его без бороды.

3.

На картине «Боярыня Морозова» Суриков изобразил события ноября 1671 г., когда арестованную боярыню-раскольницу Феодосию Прокопьевну Морозову везли в ссылку по улицам Москвы мимо Чудова монастыря. Сведения о ней Суриков почерпнул из книги «Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков» И.Е. Забелина, с которым он общался в Москве и состоял в переписке. Но художник и здесь не стал слепо придерживаться полученных сведений.

Во-первых, он изобразил боярыню явно старше своих 39 лет. Скажем, на полотне у другого живописца А.Д.Литовченко (1885) боярыня Морозова – молода и пригожа.

О работе над образом Морозовой Суриков рассказывал: «В типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя — Авдотья Васильевна…Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни начну ее лицо — толпа бьет. Очень трудно было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было — в толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище — ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая — старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили. А потом их на Преображенское кладбище выселили…И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Я с нее написал в садике этюд в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».

Во-вторых, в «Повести о боярыне Морозовой», говорится, что на нее было одето железное «огорлие», ошейник, которое цепью прикреплялось к «стулу» — тяжелому обрубку дерева. «…и принесении и быша чепи со стулами и снемши с ног железа, и начаша чепи на выя их возлагать…она же седши и стул близ себе положи». На картине же и «огорлие», и «стул» отсутствуют. Хотя в «Повести» особо говорится о страдании боярыни не только от цепей, но и от «стула» — неудобством стула томима…». Суриков сознательно отступил от документальности изображения, ибо оно помешало бы ему выразить сущность происходящей на картине драмы.

В-третьих, на картине боярыню Морозову сопровождает ее сестра княгиня Урусова. В книге Забелина И.Е. говорится, что вместе они были доставлены на допрос в Чудов монастырь. Морозову несли на носилках, а Урусова шла пешком, сопровождая сестру. Затем они были возвращены под домашний арест. Их тем же порядком возвратили домой под стражу в тот же людской подклет. И только на следующий день, заковав в цепи, Морозову доставили под стражу в подворье Печерского монастыря, а Урусову — в Алексеевский монастырь. Исходя из этого, мы видим, что художник в очередной раз производит отбор фактов, совмещает события, относящиеся к разным дням.

В-четвертых, Суриков вводит изменения и в головной убор боярышни со скрещенными руками. Не боясь нарушить фактическую точность, он, головной убор девушек — девичью повязку превращает в головной убор замужней женщины —парчовую шапку с меховым околом, покрытую убрусом.

В-пятых, на картине Суриков расположил сочувствующих Морозовой преимущественно в правой части картины, а злорадствующих над ней — в левой. Это было композиционной находкой, но, конечно, ни в малейшей степени не соответствовало действительности.

4.

«Покорение Сибири Ермаком». Создать эту картину В.И. Сурикову было не просто. По воспоминаниям современников он побывал неоднократно в стойбищах эвенков, тунгусов, изучал привычки, костюмы, оружие, обычаи татарских поселений. Тем не менее без неточностей не обошлось.

Во-первых, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление позднее, а в то время в России применялись ружья с фитильным замком.

Во-вторых, Ермак стоит под знаменем Спаса Нерукотворного. В «Древности Российского государства, дополнение к III отделению», составленное Лукианом Яковлевым есть описание трех стягов, бывших с Ермаком при покорении Сибири в 1581—1582 гг.: знамя Спаса Нерукотворного в этом описании отсутствует. Осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков как бы напоминает о многовековой борьбе русского народа против татарского ига, последним олицетворением которого для казаков было Сибирское ханство Кучума.

В-третьих, битва за Сибирь изображена на угрюмых волнах Иртыша, хотя исторические источники утверждают, что она происходила на берегу. Расхождение с источниками вызвано желанием художника усилить драматизм действия, сделав соучастниками событий и самую природу — студеный Иртыш.

Впрочем, в данном случае художник признавался: «А я ведь летописи не читал. Она сама мне так представилась — две стихии встречаются».

5.

Следующая историческая тема, захватившая душу Сурикова, — «Переход Суворова через Альпы». Законченная и выставленная в 1899 году, эта картина совпала со столетием события. Чтобы воплотить свой замысел в картине, Суриков лично побывал в Швейцарии, сам проходит по всему маршруту. С риском для жизни спускался в пропасти, взбирался на горы и ледники. Известно, что именно эта картина была подвергнута резкой критики со стороны Л.Н. Толстого и В.В. Верещагина на предмет несоответствия историческим реалиям.

Во-первых, мы видим примкнутые штыки на ружьях русских солдат. Это неправдоподобно. Солдаты могли поранить штыками друг друга и самих себя. Во время похода штыки обязательно снимались, чтобы не пораниться.

Во-вторых, Суворов подъехал на коне к краю пропасти, не спешился. Над пропастью конь Суворова гарцует и не боится. В реальности, лошадь над обрывом горячиться не будет, в таких она случаях идет осторожно. Но художнику важно подчеркнуть молодцеватость и отвагу старого фельдмаршала.

В-третьих, Суворов шуткой подбадривает войска, на его шутку откликнулось двое солдат. Но по словам самого Суворова, доносившего Павлу I об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса, зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, с каменьями вершин низвергающихся…увеличивали трепет». Вроде, не до шуток, хотя, конечно, этот довод не является стопроцентно убедительным, место для шутки в армии найдется всегда.

В-четвертых, на картине изображен беспорядочный переход колонны, где солдаты разных частей и родов войск перемешаны друг с другом, пушки спускаются вместе с пехотой. Скорее всего, художник хотел выразить моральный дух всей русской армии.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ученик был способный к математике исправить ошибку
  • Утренняя работа над ошибками
  • Ученик был способен к математике ошибка
  • Утренний рассвет лексическая ошибка или нет
  • Ученик был способен к математике исправить ошибку