Увеличение уровня благосостояния лексическая ошибка

Тема 6.

Лексические ошибки

Вспоминай формулы по каждой теме

Решай новые задачи каждый день

Вдумчиво разбирай решения

ШКОЛКОВО.

Готовиться с нами — ЛЕГКО!

Подтемы раздела

лексические ошибки

6.01Авторские 2023

6.02Авторские задания от Школково

6.03Банк ФИПИ

6.04Материалы прошлых лет

6.05Цыбулько прошлых лет

6.06Цыбулько-2022

Решаем задачу:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Одной из национальных целей развития Российской Федерации является увеличение уровня благосостояния населения – для успешного выполнения этой задачи приняты необходимые меры. 

(Задание составлено преподавателями Школково)

Показать ответ и решение

Одной из национальных целей развития Российской Федерации является увеличение уровня благосостояния населения – для успешного выполнения этой задачи приняты необходимые меры. 

РЕШЕНИЕ:

Словосочетание «увеличение уровня (благосостояния)» содержит ошибку: нарушена лексическая сочетаемость слов. Есть только один верный вариант: «повышение уровня (благосостояния)». Так, необходимо заменить слово «увеличение» на слово «повышение».

Стилистические ошибки в русском языке

— Употребление слова в несвойственном ему значении:

Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.

Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.
 

— Нарушение лексической сочетаемости:

дешёвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния («уровень» можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить); Это играет большое значение вм. Это имеет большое значение или Это играет большую роль (значение сочетается с глаголом иметь, играть сочетается с ролью).
 

— Употребление лишнего слова (плеоназм):

Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.
 

— Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология):

В рассказе “Муму” рассказывается вм. В рассказе “Муму” повествуется…; В образе Ниловны изображенавм. В образе Ниловны представлена…
 

— Лексические повторы в тексте.

Примеры

Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается…

Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается…

Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению.

Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.
 

— Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных.

Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.
 

— Смешение лексики разных исторических эпох:

Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
 

— Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
 

— Неудачный порядок слов.

Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
 

— Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.

Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.

Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая
ошибка

Лексическая
норма

1.   За истекший
период времени
 нами
были проведены осушительные
работы 
(плеоназм).

1.    За истекший
период
 нами
были проведены осушительные работы.

2.   Выступление
юного гимнаста было весьма 
техническим (смешение
паронимов).

2.    Выступление
юного гимнаста было весьма 
техничным.

3.   Необходимо увеличить
уровень 
благосостояния
наших ветеранов 
(неуместное
употребление слов «увеличить»,
«уровень» 
в
одном словосочетании без учёта их
лексической сочетаемости: уровень
может быть высоким или низким; его
можно повысить, но не увеличить).

3.    Необходимо повысить
уровень 
благосостояния
наших ветеранов.

Вопросы
для самопроверки:

1.  Какие
нормы называются лексическими? Что
необходимо делать для успешного овладения
лексическими нормами?

2.  Расскажите
о таком нарушении лексических норм,
как смешение паронимов.

3.  Что
такое плеоназм?

4.  Расскажите
об ошибках в использовании фразеологизмов.

Литература по
теме:

Основная
литература:

1.  Русский
язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В.
Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.:
Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим
доступа: http://biblioclub.ru/.

2.  Самотик
Л.Г. Лексика современного русского
языка: учебное пособие. – М.: Издательство
«Флинта», 2017. – 511 с. – Режим
доступа: http://biblioclub.ru/.

Дополнительная
литература:

1.  Алефиренко
Н.Ф., Семененко Н.Н. Фразеология и
паремиология: учебное пособие. – М.:
Издательство «Флинта», 2018. – 344 с. –
Режим доступа: http://biblioclub.ru/.

2.  Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура
речи. – М.: Феникс, 2012. – 537 с.

3.  Русский
язык и культура речи: учебник для вузов
/ Под ред. проф. Максимова В.И., Голубевой
А.В. – М.: Издательство «Юрайт», 2013. –
384 с.

Интернет-ресурсы:

1.  Справочно-информационный
портал ГРАМОТА.РУ. – Режим
доступа: http://gramota.ru/.

Тема 4. Ортологический аспект культуры речи делового общения. Морфологические нормы современного русского литературного языка

Цели
и задачи
 изучения данной темы
– получение общетеоретических знаний
о морфологических нормах современного
русского литературного языка. В ходе
изучения этой темы необходимо акцентировать
внимание на распространённых
морфологических ошибках, которых следует
избегать в речи.

Изучив
данную тему, Вы:

Будете
знать:

·     морфологические
нормы русского литературного языка;

·     основные
морфологические ошибки.

Приобретёте
следующие профессиональные компетенции:

·     правильно
образовывать формы слов
(например, договоры, ректоры, директора, уважаемый канцлер
Ангела Меркель 
и
др.);

·     работать
со словарями русского литературного
языка;

·     стремиться
к саморазвитию, повышению своего речевого
мастерства.

В
процессе освоения темы акцентируйте
внимание на следующих ключевых понятиях:

·     морфологические
нормы имён существительных;

·     морфологические
нормы имён прилагательных;

·     морфологические
нормы имён числительных.

Вопросы
темы:

1.  Морфологические
нормы имён существительных.

2.  Морфологические
нормы имён прилагательных.

3.  Морфологические
нормы имён числительных.

. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Задача, поставленная нами, достигнута. — Задача, поставленная нами, выполнена
Подавляющее число сотрудников одобрило предложение. —
Большое внимание будет оказано благоустройству города. —
Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от
тонкорунной овцы. —
Студенты начинают постигать первые трудности вузовского образования. –
Этой проблеме придаётся первоочередное внимание. — ……………………..
Вопрос усугубляется недостаточностью информации. —
Задачей власти должно быть увеличение уровня благосостояния народа. — …
Фабрике удалось удешевить себестоимость своей продукции. —
Здесь уделяют огромное значение комплексному диагностическому обследованию. —

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. К фразеологизмам в широком понимании относятся все виды языковых афоризмов: крылатые слова, пословицы, поговорки. В публицистических высказываниях, художественных текстах часто используются фразеологические единицы, например:

  • из Священного Писания: Не сотвори себе кумира;
  • из литературных произведений: Блажен, кто верует… (А.С. Пушкин);
  • латинские и другие иноязычные выражения: Пост фактум (лат. Post factum — после свершившегося);
  • ставшие крылатыми словами выражения наших современников: Бархатная революция, оранжевая коалиция и др.

Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:

  • сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
  • замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
  • совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.

Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.

НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ

Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:

Неправильно

Правильно

Эти функции поручаются классному руководителю
Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют

Эти функции возлагаются на классного руководителя

Он одел пальто и вышел на улицу
Одеть можно кого-то, например ребёнка

Он надел пальто и вышел на улицу

Необходимо повысить подготовку специалистов
Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить

Необходимо улучшить подготовку специалистов

Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях

Половина не может быть большей или меньшей

Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка

Лексическая норма

1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм)

1. За истекший период нами были проведены осушительные работы

2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов)

2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным

3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить)

3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Удалить накипь delonghi ошибка
  • Увеличение размера выборки используют для снижения ошибки
  • Удалить dr web код ошибки 902
  • Увеличение площади земельного участка при исправлении реестровой ошибки
  • Удалены не все контакты айфон ошибка