Тема 6.
Лексические ошибки
Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами — ЛЕГКО!
Подтемы раздела
лексические ошибки
6.01Авторские 2023
6.02Авторские задания от Школково
6.03Банк ФИПИ
6.04Материалы прошлых лет
6.05Цыбулько прошлых лет
6.06Цыбулько-2022
Решаем задачу:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Одной из национальных целей развития Российской Федерации является увеличение уровня благосостояния населения – для успешного выполнения этой задачи приняты необходимые меры.
(Задание составлено преподавателями Школково)
Показать ответ и решение
Одной из национальных целей развития Российской Федерации является увеличение уровня благосостояния населения – для успешного выполнения этой задачи приняты необходимые меры.
РЕШЕНИЕ:
Словосочетание «увеличение уровня (благосостояния)» содержит ошибку: нарушена лексическая сочетаемость слов. Есть только один верный вариант: «повышение уровня (благосостояния)». Так, необходимо заменить слово «увеличение» на слово «повышение».
Стилистические ошибки в русском языке
— Употребление слова в несвойственном ему значении:
Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.
— Нарушение лексической сочетаемости:
дешёвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния («уровень» можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить); Это играет большое значение вм. Это имеет большое значение или Это играет большую роль (значение сочетается с глаголом иметь, играть сочетается с ролью).
— Употребление лишнего слова (плеоназм):
Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.
— Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология):
В рассказе “Муму” рассказывается … вм. В рассказе “Муму” повествуется…; В образе Ниловны изображена… вм. В образе Ниловны представлена…
— Лексические повторы в тексте.
Примеры
Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается…
Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается…
Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению.
Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.
— Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных.
Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.
— Смешение лексики разных исторических эпох:
Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
— Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.
Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
— Неудачный порядок слов.
Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
— Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.
Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.
Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
вернуться к выбору в разделе «Грамматика»
Различные примеры нарушения лексических норм
Лексическая |
Лексическая |
1. За истекший |
1. За истекший |
2. Выступление |
2. Выступление |
3. Необходимо увеличить |
3. Необходимо повысить |
Вопросы
для самопроверки:
1. Какие
нормы называются лексическими? Что
необходимо делать для успешного овладения
лексическими нормами?
2. Расскажите
о таком нарушении лексических норм,
как смешение паронимов.
3. Что
такое плеоназм?
4. Расскажите
об ошибках в использовании фразеологизмов.
Литература по
теме:
Основная
литература:
1. Русский
язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В.
Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.:
Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим
доступа: http://biblioclub.ru/.
2. Самотик
Л.Г. Лексика современного русского
языка: учебное пособие. – М.: Издательство
«Флинта», 2017. – 511 с. – Режим
доступа: http://biblioclub.ru/.
Дополнительная
литература:
1. Алефиренко
Н.Ф., Семененко Н.Н. Фразеология и
паремиология: учебное пособие. – М.:
Издательство «Флинта», 2018. – 344 с. –
Режим доступа: http://biblioclub.ru/.
2. Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура
речи. – М.: Феникс, 2012. – 537 с.
3. Русский
язык и культура речи: учебник для вузов
/ Под ред. проф. Максимова В.И., Голубевой
А.В. – М.: Издательство «Юрайт», 2013. –
384 с.
Интернет-ресурсы:
1. Справочно-информационный
портал ГРАМОТА.РУ. – Режим
доступа: http://gramota.ru/.
Тема 4. Ортологический аспект культуры речи делового общения. Морфологические нормы современного русского литературного языка
Цели
и задачи изучения данной темы
– получение общетеоретических знаний
о морфологических нормах современного
русского литературного языка. В ходе
изучения этой темы необходимо акцентировать
внимание на распространённых
морфологических ошибках, которых следует
избегать в речи.
Изучив
данную тему, Вы:
Будете
знать:
· морфологические
нормы русского литературного языка;
· основные
морфологические ошибки.
Приобретёте
следующие профессиональные компетенции:
· правильно
образовывать формы слов
(например, договоры, ректоры, директора, уважаемый канцлер
Ангела Меркель и
др.);
· работать
со словарями русского литературного
языка;
· стремиться
к саморазвитию, повышению своего речевого
мастерства.
В
процессе освоения темы акцентируйте
внимание на следующих ключевых понятиях:
· морфологические
нормы имён существительных;
· морфологические
нормы имён прилагательных;
· морфологические
нормы имён числительных.
Вопросы
темы:
1. Морфологические
нормы имён существительных.
2. Морфологические
нормы имён прилагательных.
3. Морфологические
нормы имён числительных.
. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Задача, поставленная нами, достигнута. — Задача, поставленная нами, выполнена
Подавляющее число сотрудников одобрило предложение. —
Большое внимание будет оказано благоустройству города. —
Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от
тонкорунной овцы. —
Студенты начинают постигать первые трудности вузовского образования. –
Этой проблеме придаётся первоочередное внимание. — ……………………..
Вопрос усугубляется недостаточностью информации. —
Задачей власти должно быть увеличение уровня благосостояния народа. — …
Фабрике удалось удешевить себестоимость своей продукции. —
Здесь уделяют огромное значение комплексному диагностическому обследованию. —
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. К фразеологизмам в широком понимании относятся все виды языковых афоризмов: крылатые слова, пословицы, поговорки. В публицистических высказываниях, художественных текстах часто используются фразеологические единицы, например:
- из Священного Писания: Не сотвори себе кумира;
- из литературных произведений: Блажен, кто верует… (А.С. Пушкин);
- латинские и другие иноязычные выражения: Пост фактум (лат. Post factum — после свершившегося);
- ставшие крылатыми словами выражения наших современников: Бархатная революция, оранжевая коалиция и др.
Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:
- сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
- замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
- совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.
НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:
Неправильно |
Правильно |
Эти функции поручаются классному руководителю |
Эти функции возлагаются на классного руководителя |
Он одел пальто и вышел на улицу |
Он надел пальто и вышел на улицу |
Необходимо повысить подготовку специалистов |
Необходимо улучшить подготовку специалистов |
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей |
Более половины группы занимается в спортивных секциях |
Различные примеры нарушения лексических норм
Лексическая ошибка |
Лексическая норма |
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) |
1. За истекший период нами были проведены осушительные работы |
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) |
2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным |
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) |
3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов |