Мы подготовили приготовили домашнее задание он быстро освоил усвоил
Задание: Какой глагол вы оставите в этом тексте? Ненужный зачеркнуть.
1. Все ( подготовили – приготовили ) домашнее задание?
2. Вы ( подготовились-приготовились ) к выполнению домашнего задания?
3. Она успела ( подготовить-приготовить ) и обед, и ужин.
4. Благодаря своим способностям, он быстро ( усвоил- освоил ) второй язык
5. Вера никак не может ( освоить-усвоить ) это правило и постоянно делает ошибки.
6. Он никак не может ( освоить-усвоить ), что слово» колоссальный» следует писать с двумя «с»
7. ( Освоить-усвоить ) ремесло кондитера ему было не трудно.
8. Врач ( выписал- прописал ) мне очень дорогое лекарство.
9. В аптеке это лекарство свободно не продается, врач должен ( выписать- прописать ) на него рецепт.
11. Ты не собираешься ( поступать-вступать ) в партию «Единая Россия»?
12. Трудно ( поступить-вступить ) в этот вуз?
Задание: Объясните следующие паронимы. Найдите слова- спутники:
Задание: Исправьте ошибку в выборе паронима:
1. В фильме «Отелло» актриса исполняет заглавную роль.
2. Поставьте под заявлением свою роспись.
3. Наш сосед невежественный человек, никогда ни с кем не здоровается.
4. У президента компании авторитетный стиль руководства.
5. Это, без, сомнения, языковой, а не логический недостаток
6. Он мой душевный наставник, он первый открыл мне глаза на сущность христианской религии.
Задание: Ошибки в выборе слов в этих предложениях были допущены теле- и радиожурналистами. Исправьте. Объясните свою позицию.
Источник
Урок на тему «Лексические нормы»
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.
1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других; основной.
6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.
Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
П оперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).
Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П
5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Объясните знаки препинания в 1 предложении.
Ф – устойчивые сочетания.
В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Объясните значение встретившихся фразеологизмов.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной
Источник
Открытый урок по речевым нормам в 10 классе. ФГОС, групповая работа
1 . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
2.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
3.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
4.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
5 Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
6.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
8. Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
9. В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
10. В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд.
1 . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
2.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
3.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад
4.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
5 Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
6.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
8. Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
9. В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
10. В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд.
1. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок.
2. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию.
3. Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.
4. Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
5. С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям.
6. Департамент занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.
7. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
8. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
9. В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.
10. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу.
1. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок.
2. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию.
3. Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.
4. Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
5. С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям.
6. Департамент занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.
7. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
8. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
9. В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.
10. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
1.Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
2.Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
3. Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть
5. Люди вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем.
6. Троекуров был расточителен, любил богатую роскошь.
7. Первоклассник быстро спускался вниз по школьной лестнице, торопясь на урок.
8.. Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста.
9. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
10. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
1.Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
2.Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
3. Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть
5. Люди вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем.
6. Троекуров был расточителен, любил богатую роскошь.
7. Первоклассник быстро спускался вниз по школьной лестнице, торопясь на урок.
8.. Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста.
9. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
10. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
4.. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.
Это был первый дебют начинающего актёра.
Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
Его гуманность и человечность известны всем.
Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
Перед нами как из-под земли возник крохотный карлик.
10.На вокзале Дубровский встретил неизвестного незнакомца.
4.. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.
Это был первый дебют начинающего актёра.
Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
Его гуманность и человечность известны всем.
Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
Перед нами как из-под земли возник крохотный карлик.
10.На вокзале Дубровский встретил неизвестного незнакомца.
Источник
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
1.Надень; 2.Одела; 3.Надел; 4.Оделись; 5.Одеваться
1.Дворовых; 2.Дворовыми; 3.Придворные; 4.Придворные
Стать – встать – остановиться
1.Стань; 2.Стал(остановился); 3.Встали; 4.Встал; 5.Вставать; 6.Стали
Различайте значения слова, данных в таблице. Допишите одно из этих слов в предложения после таблицы.
Он сразу меня _____________________.
Жюри единогласно _______________________, что фильм достоин первой премии.
Группа сразу ___________________________ его своим лидером.
Нас познакомили. Сначала меня ________________________ ему, потом его мне.
Беженцам________________________ временное жильё.
___________________________, пожалуйста, ваши документы для проверки.
Вам_______________________ право обратиться к адвокату.
____________________________________________ себе, что вы выиграли автомобиль.
Ваше _______________________ мне знакомо. Где мы встречались?
Он, безусловно, выдающаяся ________________________.
___________________________________ с дипломатическим паспортом неприкосновенно.
Очень важно в споре не потерять _____________________________.
В конце поставьте свою ________________________________________.
В итальянском городе Помпеи сохранились прекрасные_______________________ на стенах домов.
Без вашей _______________________ документ недействителен.
Депутат говорил очень _____________________.
Твои доказательства не всегда ________________________.
Ты думаешь, что эти доводы ________________________?
Мы ___________________________ пообедали.
И волки _________________________, и овцы целы.
Твой_____________________________ можно назвать благородным.
Такие____________________________ прощать нельзя.
Это не настоящие доллары, это _____________________________.
Кружок «Умелые руки» приготовил много различных ____________________.
Дно горной реки было __________________________.
К дому вели ___________________________ ступени.
Почва здесь __________________________, неплодородная.
Мне не нужна теория, мне нужен___________________________________ результат.
Он очень___________________________ человек.
После лекции были____________________________ занятия.
__________________________________ человек не может обидеть ребёнка.
Литература, история, философия – это предметы ____________________________ цикла.
_____________________________ обед был великолепен.
Это человек ___________________________, ничем не занятый.
______________________________ человек никогда не здоровается.
_________________________________ человек не может рассуждать о таких сложных вещах.
Он был на редкость____________________________ человеком, ни к чьему мнению никогда не прислушивался.
Боль была очень сильной, ______________________________.
Азартный_____________________________ проиграл последние деньги.
Котёнок такой ___________________________, ни секунды не посидит на месте.
1.Узнать знакомого, знакомое
Признать правильным; ошибки, заслуги
2.Представить- познакомить; представить к награде; сообщить данные; представить себе, вообразить
Предоставить – отдать в распоряжение; дать право
3.Лицо – часть головы; юридическое или физическое лицо
Личность – человеческое «я», носитель свойств
4.Подпись – собственноручно написанная фамилия (на документе)
Роспись – настенная живопись, узор от руки
Убедительно – от «заставляющий убедиться», «доказательно, аргументированно»
Сыто – от «не голодный», «вполне наевшийся»
Проступок – действие, нарушающее правила
8.Поделки – мелкие изделия
Подделки – фальшивки, имитация
9.Каменный – из камня
Каменистый – содержащий много камней
10.Практичный – деловитый, умеющий разбираться в практических делах; удобный
Практический – относящийся к области практики
Гуманный – человечный, добрый
12.Праздный – ничего не делающий
Праздничный – нерабочий, связанный с праздником
13.Невежливый – не соблюдающий правил приличия, грубиян
Невежественный – некультурный, малообразованный
14.Нетерпимый – недопустимый; не считающийся с мнением других
15.Игрок – участник игры
Игрун – игривый, любящий играть
1.Узнал, признало, признала
2.Представили, предоставили, представьте, предоставлено, представьте
3.Лицо, личность, лицо, лицо
4.Подпись, росписи, роспись, подписи
5.Убедительно (убеждённо), убедительны, убедительны
9.Каменистым, каменные, каменистая
10.Практический, практичный, практические
11.Гуманитарная, гуманный, гуманитарного
Выберите и запишите один из паронимов, подходящих по смыслу. Объясните разницу в значении паронимов.
1.Этот персонаж отличается от других своими разнообразными ___________________ (духовными, душевными) интересами.
2. Это _______________________ (искусная, искусственная) подделка, картину почти невозможно отличить от настоящей.
3. Он ещё не ______________________ вполне (усвоить, освоить) это правило грамматики.
4. Государство проводит последовательную ______________________________(социальную, социалистическую) политику.
6. В метро не работают на подъём _____________________ (экскаваторы, эскалаторы).
7. (Экономическая, экономная) _____________________ политика государством проводится из рук вон плохо.
8. Сегодня перед вами выступает пианист, _________________________ (дипломник, дипломат, дипломант) международного конкурса.
1.(Подготовьте, приготовьте) домашнее задание.
2.Он (окончил, закончил) институт в прошлом году.
3.(Встал, стал) вопрос о переводе его в другой класс.
4.Часы (встали, стали).
5. Она (одела, надела) пальто.
6.(Заглавную, главную) партию исполняет Марусин.
7.Просим (предоставить, представить) помещение под общежитие.
8.Иран подтвердил вынесение (смертного, смертельного) приговора писателю Рушди.
9.Сегодня (праздный, праздничный) день.
11.Она – женщина робкая (безответная, безответственная), обидеть её ничего не стоит.
12.На его куртке была какая-то необыкновенная (монограмма, монография).
14.Суд постановил: подсудимый (виноват, виновен).
15.Поставьте под документом свою (роспись, подпись).
Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их.
1) Хлёстова, священница Фамусова, также неодобрительно относится к Чацкому.
2) создал сатирическую галерею образов помещиков. Вот, например, праздничный мечтатель Манилов. (праздный)
3) Так пишут журналисты, воспевая творения его рук и величество души.(величие)
4) Чтобы завладеть профессией агронома или плотника, лётчика или водителя, надо много учиться. (овладеть)
5) Есть ещё один, возможно, заглавный, смысл в таких настойчиво повторяющихся напоминаниях. (главный)
6) Сердце в груди стучалось глухо и неровно, во рту пересохло, ноги стали ватными. (стучало)
7) Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков. (крепостных)
Основной косяк отряда составляли старшеклассники.(костяк)
9) Сбившись с дороги, всадник проблудил два часа. (проблуждал)
10) В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. (авторитетному)
Список использованной литературы:
1) Руженцева речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11классов общеобразовательной школы). Нектеринбург.,2005
2) Фроянова русской речи. Практикум. Санкт-Петербург.,2003
Источник
Запишите, выбирая из скобок подходящее слово: 1. Мы (подготовили, приготовили) домашнее задание.
2. Он быстро (освоил, усвоил) второй иностранный язык.
3. Я никак не могу (освоить, усвоить) правило правописания корней с чередованием.
4. Врач (выписал, прописал) очень дорогое лекарство.
5. Это её (главная, заглавная) роль в спектакле.
6. Поставьте (подпись, роспись) под заявлением.
7. У президента компании (авторитарный, авторитетный) стиль управления.
8. Писатель хотел показать (ширину, широту) русской души.
Ответы
и.п. (есть) кто? пять тысяч девятьсот тридцать седьмой
р.п. (нет) кого? пять тысяч девятьсот тридцать седьмого
д.п. (дать подойти к) кому? пять тысяч девятьсот тридцать седьмому
в.п. (вижу) кого? пять тысяч девятьсот тридцать седьмого
т.п. (доволен) кем? пять тысяч девятьсот тридцать седьмым
п.п. (говорить) о ком? о пять тысяч девятьсот тридцать седьмом
танец это подлежащее подчеркиваешь одной чертой выражено существительным. был это сказуемое подчеркиваешь двумя чертами выражено глаголом. обрядом это дополнение подчеркиваешь пунктиром выражено существительным.
(простое распространенное повествовательное невосклицательное)
кто хочет много знать, тот должен мало спать. лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. умение работать дороже золота. не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. с умным разговориться — что мёду напиться. хорошую речь хорошо и слушать. глубже пахать — больше хлеба собрать
сочинение-рассуждение на тему «москва уже на пути к тому чтобы сделаться первым городом мира» я — москвич! )сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. минувшее проходит предо привожу слова пушкинского пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую москву.она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал. в «гранит одетая» москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами. там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь — асфальтированные улицы, прямые, широкие. исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. один за другим поднимаются первоклассные заводы. недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. в них входят стадионы — эти московские колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах арктики, и в мёртвой пустыне кара-кумов, и на «крыше мира», и в ледниках кавказа. но чтобы создать новую москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира. это на наших глазах. грядущее проходит предо мноюи минувшее проходит предо мной.уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. и чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая москва, как и какие люди бытовали в ней. и моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего на грани двух столетий, на переломе двух миров.
Источник
Урок на тему «Лексические нормы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.
П — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
Письмо отправили адресанту по почте .
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.
1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других; основной.
6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.
Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
П оперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
- Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
- Автор увеличивает впечатление о герое.
- В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
- Литература играет очень большое эстетическое значение.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
Т — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).
П — излишняя избыточность.
Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П
5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Объясните знаки препинания в 1 предложении.
Ф – устойчивые сочетания.
В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Объясните значение встретившихся фразеологизмов.
- Рефлексия.
- Результаты деятельности и их оценка.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.
— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной
- Домашнее задание : учить таблицу, упр. 117.
8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических оборотов?
Русский язык | 10 — 11 классы
8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических оборотов.
Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.
2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.
3. Многие пенсионеры сейчас влачат лямку.
4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.
5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.
6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа.
Прошел он с большим успехом и на одном духе.
7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части.
8. Старик любил рассказывать о своих приключениях.
Мы, дети, бывало, садились возле него и , слушая его, просто развешивали порой рты.
9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки.
10. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
Он всегда считал своего соседа злейшим врагом.
2. Думаю, что к этому документу руку приложил не один бюрократ.
3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку( тянут лямку или влачат жалкое существование).
4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем попасть в передрягу.
5. Мне кажется, он услужилвам медвежью услугу.
6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа.
Прошел он с большим успехом, и на одном дыхании.
7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки скребут на душе.
8. Старик любил рассказывать о своих приключениях.
Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто (развешивали уши) порой разинув рты.
9. От волнения у маленького певца языкприлип к гортани( душа ушла в пятки).
10. Мы за нашим директором как за каменной стеной.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов?
Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных трансформаций.
1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.
2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.
3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.
4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.
5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.
6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа.
Прошел он с большим успехом, и на одном духе.
7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части.
8. Старик любил рассказывать о своих приключениях.
Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты.
9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки.
10. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
Большая часть домов на нашей улице каменная или каменные?
Большая часть домов на нашей улице каменная или каменные.
Помогите пожалуйста с русским 1) Исправьте предложение — И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка 2) исправьте ошибки в употреблении фразеологического оборота — Молчалин с Софьей на короткой?
Помогите пожалуйста с русским 1) Исправьте предложение — И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка 2) исправьте ошибки в употреблении фразеологического оборота — Молчалин с Софьей на короткой ноге — Эта проблема гроша выеденного не стоит — Наши родители работали не покладая рук.
Исправьте ошибку в употреблении деепричастного оборота : Павке Корчагину многое становится ясно, слушая Жухрая?
Исправьте ошибку в употреблении деепричастного оборота : Павке Корчагину многое становится ясно, слушая Жухрая.
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях : 1?
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях : 1.
Пора подвести результаты встречи : наша команда впереди.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов?
Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
Мой сосед броется электрической бритвой.
Сосед жгёт костёр уже второй день.
Подъехайте ближе к гаражу.
Срочно 2?
Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
Слушая эту волнующую музыку, я представляю картину урагана.
Всяким лишним часом там тяготился безмерно наш поэт.
Губернатор живо интересовался проблемами дворов и старушек.
Одно ранение было смертельным, два – огнестрельными.
Студенты прослушали курс лекций по фонетике профессора Иванова.
Встретить знаменитостей из Петербурга приехали журналисты.
6. Найдите и устраните тавтологию?
6. Найдите и устраните тавтологию.
Запишите исправленный вариант предложения.
Среди учителей допускаются исправления в документах, что недопустимо.
2) Жить они будут в будущей жизни.
3) Я тебя уже заждался ждать.
4) В романе Пушкина используются фразы, которые использовались раньше и используются сейчас, такие фразы получили название крылатых фраз.
5) По два — три раза в день ей приходилось приходить к своей больной матери.
6) У него очень беден словарный состав слов языка.
7) Каждый из присутствующих на той памятной встрече был своеобразен по — своему.
Я считаю, что все выступающие, которые будут сегодня выступать, должны придерживаться регламента.
9) После ухода начальника беседа вновь возобновилась.
10) В нашей телепередаче вас ожидает много неожиданных сюрпризов.
7. Найдите в текстах сравнения как выразительные средства речи, другие тропы.
По какому признаку идет сравнение?
1. Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
На рынке лаялись торговки, Жужжа, как мухи на меду, Мещанки, зарясь на обновки, Метались в ситцевом ряду.
……………………………………… На каланче кружил пожарный, Как зверь, прикованный к кольцу, И солдатня под мат угарный Маршировала на плацу.
(Демьян Бедный) 3.
Чахлая рябина Мокнет под окном ; Смотрит деревушка Сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце Света и тепла!
Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит : Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит.
……………………………………… Ямою грудь, что на заступ старательноИзо дня в день налегала весь век… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно : Трудно свой хлеб добывал человек!
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических оборотов.
Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.
2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.
3. Многие пенсионеры сейчас влачат лямку.
4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.
5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.
6. Концерт цыганского ансамбля шел два часа.
Прошел он с большим успехом и на одном духе.
7. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части.
8. Старик любил рассказывать о своих приключениях.
Мы, дети, бывало, садились возле него и , слушая его, просто развешивали порой рты.
9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки.
10. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
9. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг.
Найдите слова, искажающие смысл фразы.
Определите характер ошибок и исправьте их.
1. Придется еще раз обсчитать все данные.
2. Осталось затвердить это на собрании.
3. Он отказал мне под благоприятным предлогом.
4. Был провозглашен приговор суда.
5. Это достигалось самыми неугодными средствами.
6. Он дал мне взаимообразно 100 рублей.
7. На заводе возникло нестерпимое положение.
Найдите и исправьте Ошибки, а так же ошибки связанные с неправильным употреблением предлогов, разбейте текст на абзацы?
Найдите и исправьте Ошибки, а так же ошибки связанные с неправильным употреблением предлогов, разбейте текст на абзацы.
На него положиться нельзя : он очень часто меняет свое мнение?
На него положиться нельзя : он очень часто меняет свое мнение.
Заменить фразеологическим оборотом.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос 8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических оборотов?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык
1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Столько нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Какое это нервное занятие — читать письма ветеранов.
2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.
Заказанный металл не поступил на завод.
Вышеуказанный (вышеозначенный) металл не поступил на завод-заказчик.
3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.
К моменту обмена квартиры в ней все еще были прописаны жена с дочерью и находились личные вещи.
4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества.
Горе не сломило эту женщину, не лишило её мужества и даже не сказалось на её любви к работе.
5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом.
Есть люди, которые, сделав много хорошего и полезного, скромно молчат об этом.
6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам.
Учитель должен давать советы и делать замечания своим ученикам.
7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
Ударил мороз и сильно прихватил кукурузу.
С первыми заморозками сильно прихватило кукурузу.
8. С заданием мы справились уверенно.
С заданием мы справились легко.
9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
Спонсоры подарили школьной библиотеке книги, а детям настольные игры
10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.
Наставник в сердцах отругал меня за сломанную фрезу.
Наставник гневно выругал меня за поломку фрезы.
11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака.
Не думаю, что найдутся люди, которые всерьез разделят мнение этого чудака.
12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?
Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: кто, если не я, впервые поднимет его в воздух? (поднимет первым его в воздух)
13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок.
Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» спешно покинуло место происшествия, оставив после себя только колышущийся на волнах траурный венок.
14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.
Прошу Вас (вашего разрешения) выписать мне четверть тонны угля.
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1520577_8-ispravte-osibki-svazannye-s-nepravilnym/
http://proza.ru/2013/11/11/1309
Предмет: Русский язык,
автор: vladlastovin
lollm:
1) Речевая ошибка допущена в предложении а.
2) Наречие не изменяется. Ответ б.
3) Скорее всего б. Вверху
Ответы
Автор ответа: anastasiiadzhumanova
0
Ответ:
ечпгтщзьшиеявеишзттщсгчепгищьзщтчкчкпгощьзлзпеаесмнигштщто7м5с4се
Объяснение:
нм гтгтштшнс4ччепгозьззтгсевпшищидшпвг
vladlastovin:
СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛА
anastasiiadzhumanova:
хахахахах
Автор ответа: nastasia673
1
Ответ:
a,б,б наверное так, удачи❤
vladlastovin:
спасибо большое
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Математика,
автор: 1978nataliyate
в большой люстре 6 лампочек, а в маленькой 3.сколько лампочек в двух люстрах
1 месяц назад
Предмет: Другие предметы,
автор: 1470123456789
придумать запоминалку для эр ,на завтра !!помогите плиз!!!
1 месяц назад
Предмет: Математика,
автор: Элина201542
(задача внизу)
(фото)
1 месяц назад
Предмет: Алгебра,
автор: Ksushasheoa
Помогите пожалуйста номер 102
Заранее спасибо!
6 лет назад
Предмет: Английский язык,
автор: тэкахика
вставьте слова в правильной форме и переведите текст, заранее спасибо
6 лет назад
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости
слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде,
спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с
веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он
должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю,
способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами,
достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к
революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится
свежо.
9. Группа студентов пришла слушать
факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба
подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и
женщин с железными койками на сетках. 12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с
четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится
отметить юбилей известного писателя. 14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях
Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение
за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ
учителя.
18. Большинство времени уходило на
составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет
оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал
поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим
в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим
юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень
скучала за близкими.
Ответы
.
1.
СВЕРНУВШИСЬ клубком в своем гнезде, спит белка.
2.
После катка я иду домой радостная, ВЕСЁЛАЯ.
3.
Роль книги в жизни человека велика: онА должНА РАСШИРЯТЬ ЕГО кругозор.
4.
Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
СОВЕРШАЮТ герои фильма.
5.
Успехами мы не блеЩЕМ.
6.
Задача, поставленная перед нами, РЕШЕНА.
7.
На демонстрации Сизов СБЛИЖАЕТСЯ С РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ.
8.
Воздух чист. Солнце СВЕТИТ ярче. Дышится ЛЕГКО.
9.
Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций ДОЦЕНТА ЮРЬЕВА по
сварке .
10.
ВСЕХ членОВ кассы взаимопомощи просИМ подтвердить свои остатки.
11.
Организовано общежитие для мужчин и женщин, в котором есть ЖЕЛЕЗНЫЕ КОЙКИ С
СЕТКАМИ. .
12.
Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками ИЗ ДУБА.
13.
Общественность города готовится широко ОТМЕТИТЬ юбилей известного писателя.
14.
Девушка купила КОРИЧНЕВЫЕ чулки.
15.
Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16.
Царское правительство устроило гонение НА передовЫХ людЕЙ.
17.
Ученики ВНИМАТЕЛЬНО слушали рассказ учителя.
18.
БольшАЯ ЧАСТЬ времени уходилА на составление ненужных отчетов.
19.
Это произошло ПОЗДНЕЙ весной.
20.
В течение ДЛИТЕЛЬНОГО периода ВРЕМЕНИ идет оформление документов.
21.
Он был мне НАСТОЯЩИМ другом.
22.
В этих соревнованиях спортсмен ПОТЕРПЕЛ поражение.
23.
Он ПОЛОЖИЛ голову ей на плечо.
24.
Сын ПРЕКлонил колени перед матерью.
25.
Эта новость ДОСТАВИЛА ей удовольствие.
26.
С моей ДАВНЕЙ подругой мы часто ходим в кино.
27.
Спешим поздравить вас с НАСТУПИВШИМ юбилеем.
28.
У нее были огромные каРИЕ глаза.
29.
Он испытывал к нему СИЛЬНУЮ НЕПРИЯЗНЬ.
30.
Путешествуя по разным странам, я очень скучала ПО близким.
Вид ошибки |
Пример |
Правильно |
1. Неразличение |
Адресант получил письмо на почте. Адресат – получатель. Адресант – отправитель. |
Адресат получил письмо |
Лексическая |
Необходимо верить в неминуемую победу (слово неминуемый Ужасно красивый костюм (слово ужасный |
верить очень |
Ошибочное |
Сережа во всем имитирует старшего брата.(Слово имитирует |
Сережа |
Тавтология— употребление рядом или близко |
Она сидела, облокотившись У ворот стоял пожилой старик. (Слово пожилой лишнее по смыслу) |
У ворот стоял старик . |
Речевые ошибки .
Скачано с www.znanio.ru
Лексические нормы
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра,
завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя,
красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк
культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека
– его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся
сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную
пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному
через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
ЗАПИСЬ ТЕМЫ
—
Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем
способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность
выбора слова;
2)
уместность его использования в общепринятых в языке
сочетаниях.
Нарушение лексических норм приводит к
ошибкам. Составим таблицу.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Смешение паронимов П — это слова, сходные по звучанию и морфемному |
Письмо отправили адресанту по Адресат – получатель. Адресант – отправитель. |
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили
домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй
иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить
правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень
дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в
спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под
заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный
стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту
русской души.
Пояснение
1)Провести предварительную работу для
осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности
к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л.,
употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным
для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т.
п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство,
процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других;
основной.
Содержащий заглавие.
6)Фамилия, собственноручно написанная под
чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах,
потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении
власти, авторитету.
Пользующийся
авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
Поперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
№ |
Вид |
Примеры |
2 |
Лексическая |
Ужасно красивый |
— Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
КАРТОЧКА
- Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться. - Автор
увеличивает впечатление о герое. - В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр. - Литература
играет очень большое эстетическое значение.
Ошибки в 1,2,4
предложении.
№ |
Вид |
Примеры |
3 |
Тавтология Т — |
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. |
4 |
Плеоназм П |
Художник послал на выставку свой автопортрет. |
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
КАРТОЧКА
1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У
него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант
цен вывешен на витрине. П
5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Дополнительно:
Объясните
знаки препинания в 1 предложении.
№ |
Вид |
Примеры |
5 |
Употребление Ф |
В спорте большое значение играет регулярная |
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением)
фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для
ассоциативных преобразований.
КАРТОЧКА
1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить
(ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми
нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и
отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его
увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали
уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки).
7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Пояснение
Дифира́мб —
жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом
значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Дополнительно:
Объясните
значение встретившихся фразеологизмов.
- Рефлексия.
- Результаты деятельности и их оценка.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые
ошибки»?
На уроках русского языка, при написании
сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для
развития культуры речи.
—
Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему
поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в
разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший
довольно широкую нишу в западной
- Домашнее задание:
учить таблицу, упр. 117.
Задание
1
Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1.Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
2.Автор
увеличивает впечатление о герое.
3.В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
4.Литература
играет очень большое эстетическое значение.
Задание
2
Найдите
случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У
него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант
цен вывешен на витрине.
5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы.
Задание
3
Найдите
в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных
преобразований.
1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить
под
одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о
том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне
сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто
развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7.
Мы за нашим директором как за каменной спиной.
Задание
1
Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1.Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
2.Автор
увеличивает впечатление о герое.
3.В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
4.Литература
играет очень большое эстетическое значение.
Задание
2
Найдите
случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У
него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант
цен вывешен на витрине.
5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы.
Задание
3
Найдите
в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных
преобразований.
1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить
под
одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о
том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне
сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто
развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7.
Мы за нашим директором как за каменной спиной.
1.Речевая ошибка допущена в предложении: * а) Этот костюм ужасно красивый. б)У реки мы чувствовали себя неуютно.в) Птицы рано улетели в тёплые края
2.Как изменяется наречие? *
а)по родам и числам
б)не изменяется
в)по падежам
3.Какое из данных наречий образовано от имени существительного? *
а)издалека
б)вверху
в)крепко
Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи
Ответ:
ечпгтщзьшиеявеишзттщсгчепгищьзщтчкчкпгощьзлзпеаесмнигштщто7м5с4се
Объяснение:
нм гтгтштшнс4ччепгозьззтгсевпшищидшпвг
Светило науки — 49 ответов — 0 раз оказано помощи
Ответ:
a,б,б наверное так, удачи❤