Задачи и упражнения по философии
Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить). Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. Предлагаемые задачи не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе для написания эссе, небольших философских работ; в качестве тем для обсуждения, дискуссий; для конкурсных заданий. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса («Что такое философия?», «История философии», «Философская картина мира», «Философия человека», «Философия деятельности»). Кроме того, в отдельный раздел помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.
Оглавление
Задачи по философии
Задачи сгруппированы в соответствии с тематикой разделов моего учебника «Философия».
К разделу «Введение. Что такое философия?»
1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20 минут.
Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
2. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
3. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п. Рационалисты любят декартовское “Я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова:
“Есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Первые делают акцент на силе разума, а вторые — на его бессилии. Кто из них прав? — Дайте развернутый ответ.
4. Как преподавать философию?
— Дайте развернутый ответ.
5. Примеры философских утверждений:
С. Караганов, политолог: “Человек несовершенен” (телеканал “Культура”, “Культурная революция” 12.01.06).
Л. Фейербах, философ: “Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека”.
Гесиод, историк: “Ранее всего был Хаос”. (“Теогония”)
А. Эйнштейн, физик: “Бог не играет в кости”.
— Почему эти утверждения философские? Приведите свои примеры философских утверждений. Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами.
К разделу «История философии»
6. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? — Прокомментируйте.
7. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — “Афинская школа”, в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?[1]
— Дайте развернутый ответ.
8. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского “верю, чтобы понимать” и мысли Пьера Абеляра “понимаю, чтобы верить”.*
9. Декарт утверждал: “Я мыслю, следовательно, существую”. — Это утверждение имеет как минимум два различных смысла. Какие они?
10. Кант утверждал: “Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.
— Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.
11. Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте.
12. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в XX веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. — Кто прав? Ответ аргументируйте.
13. З. Фрейду приписывают такую фразу: “Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом”.
Данное высказывание логически уязвимо.
— Объясните, в чем логическая уязвимость этого высказывания, и дайте ему свою оценку.
К разделу «Философская картина мира»
14. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: “Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека”.
15. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:
“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.
16. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.
А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).
Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
17. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?
— Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?
18. Создан ли мир Богом? Да или нет? — Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?
19. Чего в мире больше: порядка или беспорядка? Можно ли вообще так ставить вопрос?
— Дайте развернутый ответ.
20. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания’.
Гегель: “…все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. M.-JL, 1938. С. 31).
Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).
21. Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т. д.)?
— Ответ аргументируйте, приведите примеры.
22. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за следствие.
— Приведите примеры этой ошибки.
23. Представьте себе легендарный корабль Тезея, который дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец, наступает такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой?
— Ответ аргументируйте.
24. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г.*
— Дайте развернутый ответ.
25. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности[2].
26. Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной? [3]
27. Рассудите:
“Нет бога кроме случая, а удача — пророк его”. (Джек Лондон, писатель)
“В искусстве, как и в жизни, ничего случайного нет”. (Маргарита Терехова, актриса)
28. Что означает выражение А. Эйнштейна “Бог не играет в кости”. — Как Вы его оцениваете?
29. Противоречие — хорошо или плохо? К. Поппер против Гегеля:
Гегель утверждал: “Противоречие — корень всякого движения и жизненности”.
К. Поппер был не менее категоричен: “…как только противоречия признаются, вся наука должна разрушиться”.
— Кто из них прав, или оба неправы, или возможен третий вариант ответа?
Конец ознакомительного фрагмента.
Примечания
1
Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.
2
Задача взята из: Книгин А.Н. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.
Смотрите также
-
З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».
Весьма
неосмотрительное высказывание. Оно,
во-первых, внутренне противоречиво.
Во-вторых, характеризует скорее не
людей, а самого автора.
Дайте
свою оценку высказывания З. Фрейда
и поясните комментарий к нему.
К разделу «Философская картина мира»
-
Оцените и
прокомментируйте высказывание
Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для
жалкого человека, мир пуст лишь для
пустого человека».
-
Прокомментируйте
слова М. В. Ломоносова:
“Оным умникам…
легко быть философами, выучась наизусть
три слова: бог так сотворил, и сие
дая в ответ вместо всех причин”.
-
Кто, по Вашему
мнению, прав? Прокомментируйте
А. Умный видит
неизмеримую область возможного
(Д. Дидро).
Б. Необразованный
человек склонен оперировать пустыми
возможностями (Гегель).
-
Существует ли мир
сам по себе, от века или он создан и
управляется богом?
Какой вариант
ответа Вы выбираете и почему?
-
Создан ли мир Богом? Да или нет? — Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?
-
Чего в мире больше: порядка или беспорядка?
Дайте
развернутый ответ.
-
Как Вы оцениваете
эти два взаимоисключающие высказывания:
Гегель: “… все
духовное лучше какого бы то ни было
продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С.
31).
Р. Майер
(биолог): “Природа в ее простой истине
является более великой и прекрасной,
чем любое создание человеческих рук,
чем все иллюзии сотворенного духа”
(Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М.,
1963. С. 117).
-
Возможно ли наше
мышление (можем ли мы мыслить) без
использования фундаментальных категорий
(материи и движения, качества, количества,
меры, пространства и времени, возможности
и действительности, необходимости и
случайности, причины и следствия и т.
д.)? — Ответ аргументируйте, приведите
примеры.
-
Весьма распространенной
является ошибка, когда следствие
принимается за причину, а причина — за
следствие.
Приведите примеры
этой ошибки.
-
Представьте себе
легендарный корабль Тезея, который
дряхлеет и который все время приходится
подновлять, меняя постепенно одну доску
за другой. Наконец, наступает такой
момент, когда не осталось уже ни одной
старой доски. Спрашивается, перед нами
тот же самый корабль или другой?
Ответ аргументируйте.
-
Можно ли считать
случайностью открытие Америки Колумбом
в 1495 г. *
Дайте развернутый
ответ.
-
Дайте оценку факту
распада Советского Союза с точки зрения
категорий необходимости и случайности.1
-
Является ли форма
конкретного дерева необходимой или
случайной? 2
-
Рассудите:
«Нет бога кроме
случая, а удача — пророк его». (Джек
Лондон, писатель).
«В искусстве, как
и в жизни, ничего случайного нет».
(Маргарита Терехова, актриса).
К разделу «Философия человека»
-
Кто,
по Вашему мнению,
прав и почему?
А.
Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Б. Не
надо мерить температуру общества, ставив
градусник себе под мышки (современный
политолог).
Прокомментируйте.
-
Всё ли в жизни
зависит от нас? Если нет, то в какой
степени наша жизнь зависит от нас?
— Дайте
развернутый ответ.
-
Рассудите:
А. Песталоцци И.Г.,
знаменитый педагог, основоположник
теории начального обучения, утверждал:
«Человека образуют обстоятельства».
Марк Аврелий советовал: «Если не можешь
изменить обстоятельства — измени
отношение к ним».
Б. Балашов Л.Е.:
«Человек только тогда достигает
чего-либо, когда он оказывается сильнее
обстоятельств».
-
На вопрос «иметь
или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким
названием, ответил: «быть!». А как бы
Вы ответили на этот вопрос? *
— Дайте развернутый
ответ.
-
Кто, по Вашему
мнению, прав и почему?
А. Как много есть
на свете вещей, которые мне не нужны
(Сократ).
Б. Если вещь не
годна для одной цели, ее можно употребить
для другой (Лао цзы).
Прокомментируйте.
-
Рассудите:
Жизнь — это
праздник, на который мы пришли.
(Древнеиндийская мудрость)
Жизнь — не сад, в
котором растут только одни цветы. (И.А.
Гончаров, “Обрыв”)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.
Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое — лишь игра, “жизнь понарошку”. Но: искусство “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.
Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт — к преобразовательной, практической.
В русском языке слово «спорт» появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово «игра». Так и Л. Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова «спорт» употребляет слово «игра». Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство — тоже игра. Только в игре-спорте главное — игра сил физических и духовных, борьба, преодоление «понарошку». А в игре-искусстве главное — игра чувств, эмоциональная жизнь «понарошку».
—————
Особо следует сказать о цирке. Его обычно рассматривают как вид искусства. В нем, однако, много такого, что свойственно спорту. Ведь по большей части он демонстрирует возможности человека, показывает его силу. Цирк включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, демонстрирует возможности дрессировки животных и т. д.
18.10. Искусство (художественная деятельность)
Искусство — квази- как бы познание и квази- как бы практика.
Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это — прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.
Если познание — перевод реального в идеальный план, а практика — перевод идеального в реальное, то искусство — способ взаимосогласования и/или “выяснения отношений” идеального и реального, их взаимопереход. Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является “дорогой с односторонним движением”, т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство — именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, “идут” навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, “выясняют отношения”, выясняют “кто есть кто” (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом “выяснения отношений” является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) “договариваются” — получается прекрасное. Когда они “не договариваются” — получается безобразное, уродливое.
Прекрасное и безобразное, красота и уродство — полюсы художественной деятельности.
Главная категория в искусстве – красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т. д.), но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота – это гармония жизни. Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).
В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике (прекрасное, безобразное, комическое, драматическое, трагическое, возвышенное, низкое). Это “проигрывание” необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям любви, труда и борьбы, к реальной жизни.
Искусство — “жизнь понарошку”, которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить — от слова «лад», т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: «Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.» (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)
Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура…), музыка, художественная литература, театр, кино, эстрада и т. д.
18.11. Спорт
Это — люди будущего, — говорил А.П. Чехов о спортсменах. — И настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны.
Спорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выявляется в результате победы над противником (действительным или воображаемым, очным или заочным). В спорте самое главное: кто сильнее. Сила может быть интеллектуальной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешанной, интеллектуально-физической (например, в волейболе, теннисе, технических видах спорта).
В словарях русского языка1 спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно неверно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта — шахматы, шашки, карты и т. п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в которых интеллектуальная составляющая может быть на равных с физической или даже превосходить ее.
Вообще, спорту не повезло в философии. Если искусству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез, как важный вид человеческой деятельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении человеческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мышление рассматривали как абстрактную-теоретическую-высшую ступень познания). И в сфере игровых форм деятельности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству.
Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям боевой подготовки. Или джигитовка у горцев.
Спорт можно подразделить на следующие виды: 1. Умственные: шахматы, шашки, карты… 2. Физические: тяжелая и легкая атлетика, футбол, хоккей, бильярд, стрельба… 3. Коллективные: футбол, хоккей, волейбол… 4. Индивидуальные: тяжелая атлетика… 5. Коллективно-индивидуальные: эстафета (лыжи, биатлон, коньки, бег и т.д). 6. Очно-игровые: футбол… 7. Заочно-игровые: тяжелая атлетика… 8. Нетехнические: легкая и тяжелая атлетика… 9. Технические: автомобильные, мото- гонки… 10. Нехудожественные: бег… 11. Полухудожественные: фигурное катание, гимнастика… 12. Художественные: спортивные танцы на льду, художественная гимнастика…
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
К разделу «Введение. Что такое философия?»
-
Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.
Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
-
Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
-
Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п. Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Первые делают акцент на силе разума, а вторые — на его бессилии. Кто из них прав? — Дайте развернутый ответ.
-
Как преподавать философию?1
— Дайте развернутый ответ.
К разделу «История философии»
-
Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? — Прокомментируйте.
-
В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*
Дайте развернутый ответ.
-
Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».
-
Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?
-
Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий».
— Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.
-
Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте.
-
Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте.
-
З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».
Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.
Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.
К разделу «Философская картина мира»
-
Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».
-
Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:
“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.
-
Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).
Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
-
Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?
Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?
-
Создан ли мир Богом? Да или нет? — Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?
-
Чего в мире больше: порядка или беспорядка?
Дайте развернутый ответ.
-
Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:
Гегель: “… все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).
Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).
-
Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т. д.)? — Ответ аргументируйте, приведите примеры.
-
Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за следствие.
Приведите примеры этой ошибки.
-
Представьте себе легендарный корабль Тезея, который дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец, наступает такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой?
Ответ аргументируйте.
-
Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г. *
Дайте развернутый ответ.
-
Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.1
-
Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной? 2
К разделу «Философия человека»
-
Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
- « первая
- 302
- 303
- 304
- 305
- 306
- . . .
- последняя »
(Назад)
(Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*
Дайте развернутый ответ.
Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».*
Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?
Дайте развернутый ответ.
Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. «…ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).
Дайте развернутый ответ.
Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за следствие.
Приведите примеры этой ошибки.
Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных.
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.
Существуют два полярных мнения о смерти.
А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге «Мир как воля и представление» (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])».
Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).
Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).
Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).
Дайте развернутый ответ.
ПОЯСНЕНИЯ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут)
- « первая
- 302
- 303
- 304
- 305
- 306
- . . .
- последняя »
Интересная статья: Основы написания курсовой работы