Термин «викарные пробы и ошибки»
(сокращенно VTE) был предложен
профессором Мюнцингером из Колорадо
(1939) для обозначения нерешительного
поведения с
попеременными возвращениями то в одни
участки, то в другие, при котором у крыс
можно наблюдать «увлечение»
выбором, прежде чем они реально будут
следовать по тому или иному пути.
В нашей лаборатории было выполнено
достаточно большое число экспериментов
на VTE. Я расскажу только о некоторых. В
большинстве из них использовалась
установка для исследования способности
к различению. В сконструированном Лешли
приборе для исследования зрительного
различения (рис. животное помещают
на площадку для прыжка перед двумя
дверцами, которые отличаются друг
от друга, как это видно на рисунке,
тем, что одна заштрихована вертикальными
линиями, а другая — горизонтальными.
Один из каждой пары зрительных стимулов
был всегда правильным, а другой —
ошибочным; они чередовались местами
в случайном порядке. Животное должно
было научиться, что реакция на вертикально
заштрихованную дверцу является
всегда правильной. Если оно прыгало
к этой дверце, она открывалась и
животное получало пищу, которая
находилась на подставке за дверцей.
Если, наоборот, животное совершало
неправильный выбор, оно находило дверцу
закрытой и падало в расположенную
под ней двумя футами ниже сетку, из
которой оно поднималось и стартовало
вновь.
Рис.
8. Установка для исследования различительной
способности к зрительным изображениям
(по Лешли, 1930)
176 Э. Толмен
Рис.
9.
Используя подобную установку (рис. 9),
но с площадкой перед дверцами, устроенной
так, что если крыса делала неправильный
выбор, она могла прыгнуть обратно и
повторить прыжок снова, я убедился,
что когда выбор был простой, скажем
скорее, между белой и черной дверцами,
животное не только научалось скорее,
но и делало больше викарных проб, чем
когда выбор был трудным, скажем, между
белой и серой дверцами (рис. 11). В
дальнейшем получалось, что викарные
пробы начинают появляться как раз
тогда, когда крысы начинают научаться
(или перед этим). После того как научение
произошло, число викарных проб
начинает снижаться. Далее при изучении
индивидуальных различий мной, Гай-ером
и Левиным (на той же самой установке
для различения) было обнаружено, что в
проблемных ситуациях одинаковой
трудности более сообразительное
животное делало больше викарных
проб. Итак, данные экспериментов на
зрительное различение показали, что
чем лучше научение, тем больше викарных
проб. Но это, по-видимому, противоречит
тому, что мы, может быть, ожидали. Мы
сами предполагали, что больше викарных
проб будет в ситуации, когда трудно
осуществить выбор между двумя стимулами,
чем когда это сделать легко.
Как это объяснить? Ответ состоит в том,
что способ, которым мы ставим задачу
зрительного различения для крыс, и
способы, которыми мы устанавливаем
подобные проблемы для самих себя,
являются различными. Мы всегда имеем
«инструкцию». Мы знаем наперед,
что нам нужно делать. Нам говорят или
мы сами говорим себе, что мы должны
выбрать более светлое из двух серых,
более легкую из двух тяжестей и т. п. В
таких заданиях мы делаем больше
проб, больше викарных проб, если
различие между стимулами невелико. Но
для крыс обычная проблема в опытах,
проводимых на установке для различения,
совсем иная. Они не знают, чего от них
ждут. Большая часть научения в таких
экспериментах, по-видимому, состоит
в открытии ими инструкции. Крысам
приходится открывать, что различие,
на которое они должны обратить внимание,
— это различие в видимой яркости, а
не различие между левым и правым. Их
викарные пробы появляются тогда,
когда они начинают это «схватывать».
Чем больше различие между двумя
стимулами, тем больше оно привлекает
животных. Период, в течение которого
происходит процесс понимания задачи,
сопровождается наибольшим количеством
викарных проб, которые делает животное.
Эта приемлемая интерпретация появилась
в дальнейшем, в результате экспериментов
моих и Миниема, в которых группа из 6
крыс была сначала обучена дифференцировке
белого и черного, затем двум
возрастающим по трудности дифференцировкам
серого и черного. Для каждого из
этих случаев крысам давались
длинные серии дополнительных проб
после того, как они уже научились.
Сравнение этих начальных стадий
опытов показывает, что крысы делали
больше викарных проб в ситуации простого
различения, чем более трудного. Однако,
когда переходили к сравнению
количества викарных проб, которые
животное делает в конце каждого из этих
опытов, наблюдались противоположные
результаты. Иными словами, после
того, как крысы, наконец, угадывали
свои инструкции, они, подобно человеческому
субъекту, делали тем больше викарных
проб, чем более трудным было различение.
Наконец, давайте теперь отметим, как
это было найдено Джексоном (Jackson)
из Беркли, что трудные коридоры
лабиринта вызывают больше викарных
проб, а также, что более глупые крысы
делают больше викарных проб.
Объяснение, как я его представляю,
состоит в том, что в ситуации лабиринта
та крысы знают свои инструкции. Для них
естественно ожидать, что тот же самый
учас^ ток пространства всегда будет
приводить K тому же самому
результату. Крысам о лабиринте не
приходится рассказывать,
В чем состоит решающее значение всех
этих викарных проб? Как влияют эти
данные о
Когнитивные карты у крыс и у человека 177
викарных пробах на наши теоретические
представления? Мой ответ состоит в
том, что эти данные подтверждают доктрину
образования карт. Викарные пробы, с
моей точки зрения, доказывают, что в
решающие моменты — такие как первое
предъявление инструкции или на более
позднем этапе в процессе действия после
установления того, какой же стимул
имеет место, активность животных не
является активностью организма,
пассивно отвечающего на отдельные
стимулы. Это скорее поведение активного
выбора и сравнения стимулов. Этот
вывод привел меня затем к третьему
типу эксперимента.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Толковый словарь по психологии
ВИКАРНЫЕ ПРОБЫ И ОШИБКИ
- ВИКАРНЫЕ ПРОБЫ И ОШИБКИ
- Скрытый или внутренний процесс мышления, осуществляемый посредством последовательности предварительных реакций до (или вместо) совершения явных реакций. В настольных играх, таких как шашки, шахматы и др., большинство игроков активно реализуют поведение викарных проб и ошибок.
Толковый словарь по психологии.
2013.
ВИКАРНЫЕ ПРОБЫ И ОШИБКИ
Скрытый или внутренний процесс мышления, осуществляемый посредством последовательности предварительных реакций до (или вместо) совершения явных реакций. В настольных играх, таких как шашки, шахматы и др., большинство игроков активно реализуют поведение викарных проб и ошибок.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПРОБЫ И ОШИБКИ ВИКАРНЫЕ
процесс мышления, скрытый от актуального осознания или рефлексии, связанный с последовательностью гипотетических ответов (реакций) на ту или иную проблему, предварительно даваемых человеком еще до того, как они проявятся в открытом поведении (умственные пробы и ошибки). Типичным примером П. и о.в. является мышление шахматиста, когда он в уме проигрывает различные варианты продолжения уже начатой шахматной партии. См. мышление, осознание, рефлексия.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ВИКАРНЫЕ ПРОБЫ И ОШИБКИ
Скрытый или внутренний процесс мышления, осуществляемый посредством последовательности предварительных реакций до (или вместо) совершения явных реакций. В настольных играх, таких как шашки, шахматы и др., большинство игроков активно реализуют поведение викарных проб и ошибок.
Смотреть больше слов в «Оксфордском толковом словаре по психологии»
ВИКАРНЫЙ →← ВИКАРНЫЕ МОЗГОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Читать PDF
Методологические ошибки в психолого-педагогических исследованиях и публикациях
В статье рассматриваются выявленные в процессе изучения и анализа многочисленных публикаций (научных статей, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, монографий), диссертаций и авторефе
Читать PDF
Типичные ошибки психолога-диагноста
Ануфриев А.Ф., Рыжкова А.Н.
С помощью метода компьютерного моделирования диагностических задач изучаются типичные ошибки психолога-диагноста. Предлагается их теоретически обоснованная классификация.
Читать PDF
Применение стандартной эмоциогенной пробы для оценки вегетативной реактивности лиц с различной стрес
Фокина А.С., Евдокимов А.Г., Бубнова А.Е., Казанцева Н.Н.
Анализируются результаты моделирования эмоциогенной нагрузки с использованием пробы «падения с колен», предназначенной для индивидуальной оценки вегетативной реактивности.
Читать PDF
Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее
Сокальский Эдуард Александрович
В статье изложено концептуальное обоснование юношеского возрастного периода, его значение, место, функции в онтогенезе личности.
Читать PDF
Когнитивные ошибки и способы их исправления
Сханов Руслан Александрович, Макаров Антон Валерьевич
В статье рассматривается проблема ошибочных действий, а также выдвигаются гипотезы относительно возможности элиминации ошибок в когнитивной деятельности субъекта.
Читать PDF
Современный уровень преступности несовершеннолетних и ошибки семейного воспитания, приводящие к форм
Широбокова Татьяна Сергеевна
Обеспечение нормальных условий развития и воспитания это основная обязанность родителей.
Читать PDF
«Самосознание, возможно, является ошибкой эволюции»: Олдос Хаксли о топографии сознания
Головачева И. В.
Структура и работа сознания трудно поддается словесному выражению, взывая к необходимости метафорического и символического описания. Олдосу Хаксли это прекрасно удавалось.
Читать PDF
Ошибки в процессе научения при разных способах оценки эталона
Сханов Р.А., Ворожейкин И.В., Филиппова М.Г., Макаров А.В.
В статье описана процедура и результаты исследования, нацеленного на выявление феноменов научения, связанных с оценкой двумя независимыми способами одного и того же релевантного стимула.
Читать PDF
Ошибки невнимания в слепоте по невниманию
Кувалдина Мария Борисовна
Данная статья посвящена экспериментальному исследованию слепоты по невниманию, поддерживаемой динамически.
Читать PDF
Ошибки воспроизведения оценочных суждений при противоречивой обратной связи
Козлов Дмитрий Дмитриевич, Агафонов Андрей Юрьевич, Шалаева Наталья Юрьевна
Статья посвящена изучению условий возникновения ошибок воспроизведения оценочных суждений при наличии противоречивой обратной связи.
Читать PDF
Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка
Самохвалова Анна Геннадьевна, Котова Ирина Владимировна
В статье рассматриваются коммуникативные трудности детей дошкольного возраста, возникающие в процессе межличностного общения со взрослыми и сверстниками; влияние стилей и ошибок материнского воспитани
Читать PDF
Устойчивые ошибки в процессе научения: особенности и возможности прогнозирования
Андриянова Наталья Владимировна
В данной экспериментальной работе исследуется возможность прогнозирования устойчивых ошибок в процессе научения с помощью регистрации времени реакции и степени уверенности при ответе.